Игры за партами. Аутизм. «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния
Игры за партами Для агрессивных детей можно порекомендовать следующие игры за партами: «Драка», «Дудочка» (упражнение описано в разделе «Как играть с тревожными детьми»), «Ловим комаров», «Пальчиковые игры» и др. «Глаза в глаза» (Кряжева Н. Л., 1997) Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад. «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я грущу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т. д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передавались, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно. «Маленькое привидение» (Лютова 6. К., Монина Г. Б. ) Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев. «Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми! » Аутизм Аутизм М. Кузьмина //ШП, №47-00 Понятие «синдром раннего детского аутизма» ввел в обиход американец Л. Каннер, который в 1943 году в собственной клинике наблюдал 11 сходных между собой случаев. Благодаря его последователям — австрийцу Г. Аспергеру и нашему соотечественнику С. Мнухину — сегодня мы располагаем обширными знаниями об этой болезни.
Критерии болезни Установлено, что заболевание встречается не так уж редко: по данным статистики — от 3—4 до 10—15 случаев на 10 000 детей. Аутизмом чаще страдают мальчики, чем девочки. Эта болезнь поражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и патологически отражается на восприятии ребенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в непонимании больным общего смысла событий, происходящих вокруг. Больные не имеют собственного мнения. Уже в первый год жизни проявляются начальные симптомы аутизма — ребенок не реагирует на удаление и приближение матери, не улыбается, не проявляет видимого интереса к игрушкам. В возрасте 2—3 лет родители отмечают необычность детской речи: эхолалию, перестановку местоимений, наличие штампов и начинают бить тревогу. В дальнейшем основными критериями болезни являются: 3 отсутствие у ребенка стремления к контактам с окружающими; 3 отгороженность от внешнего мира; 3 слабость эмоциональных реакций; 3 недостаточная способность дифференцировать людей, животных, неодушевленные предметы; 3 недостаточная реакция на зрительные и слуховые раздражители; 3 фобии (в частности, неофобия — боязнь всего нового); 3 однообразное поведение, наличие постоянных стереотипных регрессивных Современная наука связывает появление и дальнейшее развитие аутизма с целым рядом врожденных биологических факторов: мозговой дисфункцией, хромосомными аномалиями и обменными нарушениями. Но, так или иначе, аутизм проявляется в индивидуальной форме, сочетание вышеперечисленных признаков может быть самым различным (см. таблицу «Классификация детского аутизма». )
Аутизм ¹ Умственная отсталость Умственный коэффициент аутичных детей нередко превышает 70 баллов по стобалльной шкале. Такие дети проявляют способности к рисованию, музыке, конструированию. Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе, не интересуют ребенка. Особенности восприятия больных аутизмом детей таковы: информация входит в сознание целыми блоками, хранится не перерабатываясь; применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята. Например: «Здравствуйте! Как поживаете? Я чувствую себя хорошо» — аутичный ребенок может это говорить каждый раз при встрече с людьми на улице, не разделяя их на знакомых и незнакомых, на взрослых и детей. А с помощью фразы «Дать печенье» — как бы нажимает на невидимую кнопку и пассивно ждет, что ситуация изменится в нужную сторону, то есть появится тарелка с едой. Когда аутичному ребенку особенно плохо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушительной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изменить сложившиеся стереотипы. Бытует мнение, что молчаливые аутичные дети не только умственно отсталые, но и не впечатлительные, не чувствительные к происходящему вокруг, их трудно «задеть». На самом деле избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проистекает из целой системы страхов, а вследствие этого — запретов и самоограничений. Человеческое лицо, яркий свет, громкий звук становятся для ребенка источником постоянно действующего дискомфорта и напряжения. Страх играет ведущую роль в формировании аутичного поведения и может сохраняться долгие годы. Порой, на взгляд здорового человека, аутичные страхи выглядят смешно и нелепо. Как объяснить, почему ребенок боится капель воды в кране, урчания труб, луча света на полу или шума вскипающего чайника? Однообразные движения — бег по кругу, застывание в замысловатой позе, потряхивание руками или постукивание игрушкой — представляют собой патологическую аутостимуляцию, которая компенсирует нервное напряжение. Начинающие психологи часто путают синдром раннего детского аутизма с другими психическими и умственными аномалиями роста — олигофренией, шизофренией, синдромом Аспергера, неврозом навязчивых состояний. Аутичный ребенок действительно производит впечатление капризного, избалованного, а порой и умственно отсталого: не говорит, не выполняет команды, не смотрит в глаза.
Неправильный диагноз поставить легко. Чем это грозит, думаю, объяснять не надо. Скажу проще, вырвав аутичного ребенка из привычного жизненного уклада и поместив в стационар для неполноценных детей, мы тем самым окончательно лишим его возможности успешной социализации. Выявить симптомы болезней могут только длительные занятия с ребенком и наблюдение за ним. В ЕДИНСТВЕ НАША СИЛА Какие же специалисты должны принять участие в реабилитации аутичных детей? Начнем по порядку. Обнаружив первые эмоциональные трудности и неадекватность в поведении ребенка, родители обычно обращаются за консультацией к педиатру. И действительно, аутичные дети с рождения физиологически незрелы. Порой это проявляется в довольно грубой форме: ярко выраженная аллергия на продукты питания, частые простудные заболевания, желудочно-кишечные болезни. Следует помнить, что эмоциональное состояние аутичных детей находится в прямой зависимости от их физического здоровья. Даже простой насморк способен серьезно затруднить контакт аутичного ребенка с окружающим миром. Педиатр на начальном этапе болезни должен рекомендовать основные приемы профилактической работы, а также следить за самочувствием маленького пациента. В нашей стране сложилось негативное отношение к врачам-психиатрам и психоневрологам, что вполне понятно. Годы репрессий сделали свое дело. Между тем аутичным детям медикаментозное лечение необходимо. Может быть, не постоянно, а только в моменты обострения. Известно, что такие дети с трудом преодолевают периоды возрастных кризисов. Иногда наблюдается регресс психического развития. Лечебная поддержка купирует проявления страхов, агрессии и самоагрессии. Жизнь аутичного ребенка постоянно усложняется, возникают незнакомые, травмирующие обстоятельства: вынужденный переезд на новое место жительства, переход в другую школу. В эти сложные моменты дополнительная стимуляция поведения никогда не бывает лишней.
Следует особенно отметить роль психологов и педагогов-дефектологов в коррекции аутистических проблем. В Центре лечебной педагогики разработана многоступенчатая система психологической работы, включающая на первом этапе игротерапию. Ребенку из первой группы (классификацию по группам см. в таблице) необходимо помочь проявить избирательность по отношению к человеку или предмету, ребенку из второй группы - усложнить стереотип контакта, из третьей -включиться в диалог, а из четвертой - наладить взаимодействие с миром. В процессе игры, доступной пониманию аутичного ребенка, ему прививается уверенность в себе и собственных постепенно вскрываются и преодолеваются страхи. Второй этап включает в себя направленное обучение пациентов навыкам самообслуживания. Третий этап заключается в установлении с ребенком физического контакта. Психологическая работа должна быть направлена также и на поддержку семьи, воспитывающей аутичного ребенка. Часто родители занимают отстраненную позицию, говоря иными словами, опускают руки: «Мы не знаем, как общаться с ребенком». Но задача психолога состоит в том, чтобы помочь родителям решить отдельные проблемы их ребенка, а не взваливать на себя ответственность за его комплексное обучение и воспитание. Поэтому основная ответственность за аутичного ребенка ложится на его семью. От ее психологической и эмоциональной стабильности зависит успех лечения.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|