Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Игры за партами. Аутизм. «Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния




Игры за партами

Для агрессивных детей можно порекомендовать сле­дующие игры за партами: «Драка», «Дудочка» (упражне­ние описано в разделе «Как играть с тревожными детьми»), «Ловим комаров», «Пальчиковые игры» и др.

«Глаза в глаза» (Кряжева Н. Л., 1997)

Цель: развивать в детях чувство эмпатии, настроить на спокойный лад.

«Ребята, возьмитесь за руки со своим соседом по парте. Смотрите друг другу только в глаза и, чувствуя руки, попробуйте молча передавать разные состояния: «я гру­щу», «мне весело, давай играть», «я рассержен», «не хочу ни с кем разговаривать» и т. д. После игры обсудите с детьми, какие состояния передава­лись, какие из них было легко отгадывать, а какие трудно.

«Маленькое привидение» (Лютова 6. К., Монина Г. Б. )

Цель: научить детей выплеснуть в приемлемой форме накопившийся гнев.

«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль малень­ких добрых привидений. Нам захотелось немного поху­лиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлоп­ку вы будете делать руками вот такое движение: (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произ­носить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пу­гать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши: «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми! »


Аутизм

Аутизм

М. Кузьмина //ШП, №47-00

Понятие «синдром раннего детского аутизма» ввел в обиход американец Л. Каннер, который в 1943 году в соб­ственной клинике наблюдал 11 сходных между собой случаев. Благодаря его по­следователям — австрийцу Г. Аспергеру и нашему соотечественнику С. Мнухину — сегодня мы располагаем обширными зна­ниями об этой болезни.

Критерии болезни

Установлено, что заболевание встреча­ется не так уж редко: по данным статистики — от 3—4 до 10—15 случаев на 10 000 детей. Аутизмом чаще страдают мальчики, чем девочки. Эта болезнь по­ражает не только психические функции (речь, интеллект, мышление), но и пато­логически отражается на восприятии ре­бенком целостной картины мира. Основная проблема аутизма заключается в не­понимании больным общего смысла со­бытий, происходящих вокруг. Больные не имеют собственного мнения.

Уже в первый год жизни проявляются начальные симптомы аутизма — ребенок не реагирует на удаление и приближение матери, не улыбается, не проявляет видимого интереса к игрушкам. В возрасте 2—3 лет родители отмечают необычность детской речи: эхолалию, перестановку местоимений, наличие штампов и начи­нают бить тревогу.

В дальнейшем основными критериями болезни являются:

3 отсутствие у ребенка стремления к контактам с окружающими;

3 отгороженность от внешнего мира;

3 слабость эмоциональных реакций;

3 недостаточная способность дифференцировать людей, животных, неодушев­ленные предметы;

3 недостаточная реакция на зритель­ные и слуховые раздражители;

3 фобии (в частности, неофобия — бо­язнь всего нового);

3 однообразное поведение, наличие постоянных стереотипных регрессивных
движений (постукивание, трясение рука­ми, бег по кругу, разрывание предметов).

Современная наука связывает появле­ние и дальнейшее развитие аутизма с целым рядом врожденных биологических факторов: мозговой дисфункцией, хромосомными аномалиями и обменными на­рушениями. Но, так или иначе, аутизм проявляется в индивидуальной форме, со­четание вышеперечисленных признаков может быть самым различным (см. таб­лицу «Классификация детского аутизма». )

Аутизм ¹ Умственная отсталость

Умственный коэффициент аутичных де­тей нередко превышает 70 баллов по сто­балльной шкале. Такие дети проявляют способности к рисованию, музыке, конструированию. Остальные сферы жизни не затрагиваются вовсе, не интересуют ребенка.

Особенности восприятия больных аутизмом детей таковы: информация вхо­дит в сознание целыми блоками, хранит­ся не перерабатываясь; применяется шаблонно, в том контексте, в котором была воспринята.

Например: «Здравствуйте! Как пожива­ете? Я чувствую себя хорошо» — аутичный ребенок может это говорить каждый раз при встрече с людьми на улице, не разделяя их на знакомых и незнакомых, на взрослых и детей. А с помощью фразы «Дать печенье» — как бы нажимает на не­видимую кнопку и пассивно ждет, что си­туация изменится в нужную сторону, то есть появится тарелка с едой.

Когда аутичному ребенку особенно пло­хо, он может проявить агрессию и самоагрессию. Взрыв отчаяния разрушитель­ной силы направлен обычно против вмешательства в его жизнь и попыток изме­нить сложившиеся стереотипы.

Бытует мнение, что молчаливые аутичные дети не только умственно отсталые, но и не впечатлительные, не чувствитель­ные к происходящему вокруг, их трудно «задеть». На самом деле избирательность в контактах и отсутствие видимой привязанности даже к близким людям проис­текает из целой системы страхов, а вслед­ствие этого — запретов и самоограниче­ний.

Человеческое лицо, яркий свет, гром­кий звук становятся для ребенка источником постоянно действующего диском­форта и напряжения. Страх играет веду­щую роль в формировании аутичного по­ведения и может сохраняться долгие годы. Порой, на взгляд здорового чело­века, аутичные страхи выглядят смешно и нелепо. Как объяснить, почему ребе­нок боится капель воды в кране, урчания труб, луча света на полу или шума вски­пающего чайника? Однообразные движе­ния — бег по кругу, застывание в замыс­ловатой позе, потряхивание руками или постукивание игрушкой — представляют собой патологическую аутостимуляцию, которая компенсирует нервное напряже­ние.

Начинающие психологи часто путают синдром раннего детского аутизма с дру­гими психическими и умственными ано­малиями роста — олигофренией, шизофренией, синдромом Аспергера, неврозом навяз­чивых состояний. Аутичный ребенок дей­ствительно производит впечатление кап­ризного, избалованного, а порой и ум­ственно отсталого: не говорит, не выпол­няет команды, не смотрит в глаза.

Неправильный диагноз поставить лег­ко. Чем это грозит, думаю, объяснять не надо. Скажу проще, вырвав аутич­ного ребенка из привычного жизненно­го уклада и поместив в стационар для неполноценных детей, мы тем самым окончательно лишим его возможности успешной социализации. Выявить сим­птомы болезней могут только длитель­ные занятия с ребенком и наблюдение за ним.

В ЕДИНСТВЕ НАША СИЛА

Какие же специалисты должны принять участие в реабилитации аутичных детей? Начнем по порядку.

Обнаружив первые эмоциональные трудности и неадекватность в поведении ребенка, родители обычно обращаются за консультацией к педиатру. И действительно, аутичные дети с рождения физиоло­гически незрелы. Порой это проявляется в довольно грубой форме: ярко выражен­ная аллергия на продукты питания, час­тые простудные заболевания, желудочно-кишечные болезни. Следует помнить, что эмоциональное состояние аутичных детей находится в прямой зависимости от их физического здоровья. Даже простой на­сморк способен серьезно затруднить кон­такт аутичного ребенка с окружающим миром. Педиатр на начальном этапе бо­лезни должен рекомендовать основные приемы профилактической работы, а так­же следить за самочувствием маленько­го пациента.

В нашей стране сложилось негативное отношение к врачам-психиатрам и психоневрологам, что вполне понятно. Годы репрессий сделали свое дело. Между тем аутичным детям медикаментозное лечение необходимо. Может быть, не постоянно, а только в моменты обострения.

Известно, что такие дети с трудом пре­одолевают периоды возрастных кризисов. Иногда наблюдается регресс психическо­го развития. Лечебная поддержка купиру­ет проявления страхов, агрессии и само­агрессии. Жизнь аутичного ребенка посто­янно усложняется, возникают незнакомые, травмирующие обстоятельства: вынужден­ный переезд на новое место жительства, переход в другую школу. В эти сложные моменты дополнительная стимуляция по­ведения никогда не бывает лишней.

Следует особенно отметить роль пси­хологов и педагогов-дефектологов в коррекции аутистических проблем. В Цент­ре лечебной педагогики разработана многоступенчатая система психологической работы, включающая на первом этапе игротерапию.

Ребенку из первой группы (классифи­кацию по группам см. в таблице) необходимо помочь проявить избиратель­ность по отношению к человеку или предмету, ребенку из второй группы - услож­нить стереотип контакта, из третьей -включиться в диалог, а из четвертой - наладить взаимодействие с миром.

В процессе игры, доступной пониманию аутичного ребенка, ему прививается уве­ренность в себе и собственных постепенно вскрываются и преодолева­ются страхи.

Второй этап включает в себя направ­ленное обучение пациентов навыкам самообслуживания.

Третий этап заключается в установле­нии с ребенком физического контакта.

Психологическая работа должна быть направлена также и на поддержку семьи, воспитывающей аутичного ребенка. Ча­сто родители занимают отстраненную позицию, говоря иными словами, опус­кают руки: «Мы не знаем, как общаться с ребенком». Но задача психолога со­стоит в том, чтобы помочь родителям решить отдельные проблемы их ребенка, а не взваливать на себя ответствен­ность за его комплексное обучение и воспитание. Поэтому основная ответ­ственность за аутичного ребенка ложит­ся на его семью. От ее психологической и эмоциональной стабильности зависит успех лечения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...