Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа с родителями аутичного ребенка




Родители аутичных детей нередко обращаются за помощью к специалистам лишь после того как отклоне­ния в развитии и поведении ребенка становятся очевид­ными для всех. А до постановки окончательного диагно­за иногда проходит еще не один год. Услышав страшное и незнакомое заключение, многие мамы и папы прихо­дят в смятение. Обратившись же за разъяснениями к спра­вочникам, они и вовсе отчаиваются, так как не находят не только ничего утешительного для себя, но и ответов на самые актуальные вопросы. В одних публикациях аутизм чуть ли не приравнивается к одаренности ребен­ка, в других - к шизофрении. Кроме того, в некоторых статьях можно встретить мнение, что аутичные дети обыч­но появляются в семьях, где мама и папа — люди с раз­витым интеллектом, имеющие высокий социальный статус. И хотя подобная точка зрения уже давно отвергается специалистами, родители, случайно натолкнувшись в ли­тературе на такую трактовку причин возникновения аутиз­ма, долгие годы испытывают чувство вины перед ребен­ком и перед обществом.

А главное, услышав диагноз, многие мамы и папы ощущают себя бессильными и безоружными, так как не знают, чем можно помочь ребенку. Поэтому, работая с роди­телями этой категории детей, необходимо знакомить их с особенностями развития аутичных детей вообще и их ре­бенка в частности. Поняв, чем же конкретным отличается их ребенок от других, увидев его «сильные» и «слабые» сто­роны, мамы и папы могут совместно с психологом и педа­гогом определить уровень требований к нему, выбрать ос­новные направления и формы работы.

Родители должны понять, как сложно жить их ребен­ку в этом мире, научиться терпеливо наблюдать за ним, за­мечая и интерпретируя вслух каждое его слово и каждый жест. Это поможет расширить внутренний мир маленького человека и подтолкнет его к необходимости выражать свои мысли, чувства и эмоции словами. Кроме того, родители должны понять, что их ребенок очень раним. Любое мимо­летно сказанное взрослыми слово может стать причиной «эмоциональной бури». Именно поэтому родители должны быть очень осторожны и деликатны, общаясь с ребенком.

Внешне аутичный ребенок зачастую даже не реагиру­ет на окружающих его людей, ведет себя так, будто он один или, в крайнем случае, находится «около» детей или взрос­лых, но не с ними. Такой ребенок не допускает в свой внут­ренний мир никого. Иногда только по случайной фразе, мгновенному движению или звуку можно догадаться о его переживаниях, желаниях и страхах. И конечно, воспитатель или учитель, даже самый добрый и чуткий, не всегда имеет возможность вести постоянное целенаправленное наблюде­ние за ребенком. Именно поэтому, чтобы лучше понять ре­бенка и оказать ему посильную помощь в адаптации к детскому коллективу, педагогу необходимо работать в тесном взаимодействии с родителями.

Установить эмоциональный контакт с ребенком и привить ему навыки социального поведения может помочь семейное чтение. Лучше всего читать, посадив ребенка на руки (тактильные ощущение будут способствовать укреп­лению контактов родителя с ребенком). Причем желатель­но медленное, поэтапное, тщательное, эмоционально насыщен­ное освоение художественных образов литературных героев. Лучше читать и обсуждать книгу не один раз. Это поможет ребенку научиться лучше понимать себя и других, а вновь образованные стереотипы общения снизят тревожность и повысят его уверенность в себе.

Если ребенок совсем мал, нужно как можно чаще брать его на руки, прижимать к себе, поглаживать его (даже если он сопротивляется этому на первых порах) и говорить ему ласковые слова.

Для укрепления контактов педагогов с родителями, для оказания более эффективной помощи ребенку, желательно, чтобы его близкие как можно чаще посещали группу детс­кого сада или класс, в который ходит ребенок. Так как для аутичного ребенка типичен страх изменения обстановки, от­рыва от близких, желательно, чтобы в начале обучения в школе мама (или папа, бабушка, дедушка) находилась рядом с ре­бенком во время перемен, а в некоторых случаях и на уроке.

Родители для работы со своими детьми могут исполь­зовать индивидуальные игры, рекомендованные для педагогов.

Работая с аутичными детьми, педагоги и родители совместными усилиями могут развить их воображение, обу­чить эффективным способам общения со сверстниками, а значит, и адаптировать ребенка к условиям окружающего мира.

 

Правила работы с аутичными детьми:

 

1. Принимать ребенка таким, какой он есть.

2. Исходить из интересов ребенка.

3. Строго придерживаться определенного ре­жима и ритма жизни ребенка.

4. Соблюдать ежедневные ритуалы (они обес­печивают безопасность ребенка).

5. Научиться улавливать малейшие вербальные и невербальные сигналы ребенка, свидетельствующие о его дискомфорте.

6. Чаще присутствовать в группе или классе, где занимается ребенок.

7. Кок можно чаще разговаривать с ребенком.

8. Обеспечить комфортную обстановку для об­щения и обучения.

9. Терпеливо объяснять ребенку смысл его де­ятельности, используя четкую наглядную ин­формацию (схемы, карты и т. п. )

10. Избегать переутомления ребенка.

11. Повысить уверенность ребенка.


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...