Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классификация детского аутизма




(по книге О. С. Никольской, Е. Р. Баенской, М. М. Либлинг «Аутичный ребенок. Пути помощи»)

Общие характеристики

1 группа. Полная отрешенность от происходящего. Данная группа аутизма являет­ся самой тяжелой

2 группа. Активное отвержение происходящего

3 группа. Погружение в аутистические интересы

4 группа. Имеются трудности в организации общения и взаимодействия с ребенком

 

Речь

1 группа. Дети практически не говорят. При аф­фектах могут произнести короткие слова и однотипные фразы, отчего складывается впечатление, что они только частично понимают речь. Ис­пользуют звуки неречевого характера: щебет, свист, бормотание

2 группа. Характерны эхолалии. Например, всякий раз, ко­гда ребенок голоден, он повторяет: «Кушать бу­терброд», о себе говорит в третьем лице: «Вова идет гулять». Дети часто вообще предпочитают об­ходиться без речи, а свои просьбы высказывают криком или показывают на интересующий предмет пальцем

3 группа. Много говорят и часто цитируют целые страницы люби­мых литературных произведений. В общении собеседни­ка не слышат, не склонны к диалогу. Речь смазана, то­роплива, «говорит захлебываясь», в разговоре могут пе­реставлять слова по смыслу. Речь отличается сложнос­тью и интеллектуальностью, но нередко интонация не соответствует тексту. В разговоре смотрят на собесед­ника, но обращаются не к конкретному человеку, а к че­ловеку вообще, не учитывая личности и интересов парт­нера по общению.

4 группа. Речь тихая, нечеткая. Ребенок в общении прибегает к речи и диалогу, но пересказ тек­ста затруднен. Порой складывается впечат­ление, что ребенок не понимает простую инструкцию, зато живо реагирует на задев­шую его (по непонятной причине) ситуацию или образ

Поведение

1 группа. Не реагируют на внешние раздражи­тели: боль, холод, голод. Не проявля­ют испуга, даже в ситуациях, угрожа­ющих их жизни. Не используют целенаправленного взгляда. Время прово­дят бесцельно, пассивно передвигаясь по комнате: лазают, карабкаются по мебели, бегают по очертаниям пар­кета. При попытке заставить обратить внимание на кого-либо или на что-либо возникает реакция самоагрессии

2 группа. Аутизм проявляется как неприятие мира, если по­следний не укладывается в понимание ребенка. Моторно дети очень неловки. Складывается впечат­ление, что ноги и руки их не слушаются. Но иногда дети достигают большого мастерства в действиях определенного характера. Например, могут высокохудожественно нарисовать любимое животное, наиграть на пианино музыкальное произведение. Мышление буквально, не символично, указание на наличие подтекста вызывает напряжение

3 группа. «Книжные» дети, рано набирают знания и словарный за­пас по определенной теме, часто поражают своей неор­ганизованностью в быту. Не умеют и не знают элемен­тарных способов самообслуживания. Эти дети не стре­мятся к новому. Боятся перемен в жизни, если они нео­жиданны или исходят от другого человека. Способны при­нять новшество только под собственным контролем. Дети «зацикливаются» на удовольствии от проговаривания, проигрывания неприятных ситуаций. Часто говорят и рассуж­дают о пожарах, бандитах, пиратах, помойках. Пугающая ситуация таким образом становится аутостимулирующей

4 группа. На первый план выходит ранимость, безза­щитность детей. В отличие от других групп аутизма, дети способны установить с собе­седником контакт глаз. Но взаимодействие немедленно прекращается, если на пути встречается препятствие. Дети способны обратиться за помощью и эмоциональной поддержкой к близким людям. Данная сверх­зависимость от взрослого выражается в без­молвном вопросе ребенка: «Что вы считае­те правильным? » или «Какого ответа вы жде­те от меня? »

Стереотипы

1 группа. Стереотипы выражаются в монотонно­сти полевого поведения. Эти дети мо­гут часами наблюдать луч света, па­дающий на пол, или улицу за окном

2 группа. Проявляют явные предпочтения в еде. Например, едят только длинный рис и белый шоколад в виде квадрата. Если шоколад фигурный или слишком ма­ленького размера — отказываются от еды. Прогул­ка должна проходить по привычному маршруту, а на ногах одеты ботинки со шнурками определен­ного цвета. Данные дети могут существовать толь­ко в узких рамках расписания, привычном укладе жизни, разрушение которого вызывает панический страх

3 группа. Дети производят впечатление захваченности определен­ными действиями. Они могут годами говорить на волну­ющую тему или рисовать излюбленных животных. В отли­чие от детей второй группы, не столько склонны к сохра­нению постоянства в окружающей обстановке, сколько в желании отстоять стереотипность собственного поведе­ния

4 группа. В стереотипах, как средствах защиты, на первое место выходит «правильность». Слов­чить, схитрить, обмануть для них неприем­лемо. Дети делают все так, как учили взрос­лые, отчего зачастую выглядят туповатыми

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...