Когда ребенок страдает хроническим заболеванием
Болезнь Когда ребенок страдает хроническим заболеванием Коулмен П. Как рассказать ребенку о… /Пер. с англ. О. Цветковой. – М.; Издательство института психотерапии, 2002
Серьезные аллергии на продукты питания, болезни внутренних органов, мигрени, эпилепсия и диабет также относятся к хроническим заболеваниям, встречающимся у детей. Кроме того, есть заболевания, очень сильно истощающие организм (например, мышечная дистрофия, а также такие недуги, как рак, которые иногда излечиваются, но требуют более длительного лечения). Дети, страдающие острыми заболеваниями, знают, что скоро они поправятся. Но когда болезнь хроническая, им приходится приспосабливаться к ограничениям. Что нужно принять во внимание Вы не несете ответственность за хроническое заболевание ребенка, но вы ответственны за то, чтобы следить, получает ли ребенок соответствующие уход и лечение. Не допускайте очень плохих мыслей («У нее никогда не будет нормального детства»). При правильном лечении большинство хронических заболеваний не опасны для жизни и, как правило, не требуют очень жестких ограничений. Старайтесь не перестраховываться. Исследования показывают, что родители, которые перестраховывают своих детей, могут ненамеренно усиливать у них определенные симптомы (такие, как неприятные ощущения в животе и боль в мышцах). Точно так же не наделяйте ребенка, страдающего хроническим заболеванием, особыми привилегиями. Будьте специалистом в том, как быстрее научить ребенка справляться со своим недугом и как распознавать предупреждающие знаки. Как нужно говорить • УЧИТЕ ребенка, разъясните ему, что на самом деле представляет собой его болезнь. Не будьте слишком серьезны и формальны, дабы не заставлять ребенка излишне беспокоиться: «У тебя астма. Это такая болезнь, при которой время от времени дышать бывает труднее, чем обычно. Это очень неприятно, но лекарства, которые у нас есть, очень тебе помогут».
• «Многие дети страдают аллергией. Одни дети не могут пить молоко и есть мороженое. Другие не могут есть кукурузу и хлеб. Третьи могут есть все, что хотят, но чихают, когда рядом с ними собака, кошка или некоторые цветы».
• «Ты не эпилептик (астматик, диабетик и так далее). Ты человек, у которого эпилепсия».
• Оказывайте ребенку ПОДДЕРЖКУ: «У многих детей такая же проблема. Ты в этом не одинок».
• Когда ребенок становится старше, он должен брать на себя большую ответственность за прием лекарств, избегать факторов, вызывающих обострение и распознавать признаки обострения: «Не забудь включить вентилятор перед тренировкой (или «Не забудь сказать мистеру Джонсу, что тебе нельзя есть орехи», «Не подходи близко к новой кошке соседей»). Молодец! »
• «Если будешь правильно принимать лекарства и есть нужную пищу, то почти всегда будешь чувствовать себя хорошо».
• Старайтесь не расстраивать детей, когда говорите им о необходимых ограничениях. По возможности предлагайте варианты: «Нет, ты не можешь остаться ночевать у Мэри, потому что у тебя аллергия на собачью шерсть и от этого может обостриться твоя астма. А жаль, поскольку мне бы хотелось, чтобы ты туда пошла. Может быть, я поговорю с мамой Мэри и спрошу, нельзя ли вам разбить палатку во дворе».
• СОПЕРЕЖИВАЙТЕ. Хронические заболевания по определению продолжительны. Ваш ребенок приспособится, но иногда ему все равно придется огорчаться. «Я знаю, что ты был огорчен, когда весь класс ел пиццу, а тебе этого делать было нельзя. Какие еще чувства тогда испытывал? »
• «Иногда ты чувствуешь себя не таким, как все дети, потому что тебе приходится колоть инсулин, а ты хотел бы, чтобы у тебя не было диабета».
• «Я знаю, что тебе грустно оттого, что тебе нельзя есть многие конфеты, которые едят в Хэллоуин. Но я рад, что ты все равно нарядился в свой костюм и вышел с друзьями на улицу».
• Если у вашего ребенка обострение или если он переживает какой-то неприятный эпизод, связанный с его болезнью, то говорите с ним как можно спокойнее, стараясь его подбадривать: «Ты принимаешь лекарство и знаешь, что делать. Это обострение пройдет. Я знаю, что тебе неприятно и немного страшно, но ты уже справлялся с этим раньше».
• Отрепетируйте с ребенком некоторые положительные утверждения, помогающие справляться с ситуацией. («Когда в следующий раз расстроишься из-за того, что хромаешь и не можешь бегать так же быстро, как другие дети, скажи: «Мне это не нравится, но я могу к этому привыкнуть. Я такой же, как все другие дети: одно у меня получается лучше, а другое хуже». )
Как не нужно говорить
• «Тебя снова мучает астма? Пойдем сейчас же домой. Мы можем пойти в кино в другой раз». Доктора Стивен и Кен Бок в своей книге «Как естественным образом облегчить ребенку астму» предлагают вам подумать дважды, стоит ли откладывать • «У тебя кружится голова? Может быть, это твой диабет. Пойди, полежи. Твой брат уберет за тебя посуду со стола». Если за «болезненным поведением» следует какая-то награда, то такое поведение будет повторяться. Не позволяйте детям отлынивать от работы по дому, если нет особой необходимости.
• «У тебя диабет уже три года. Ты ведь знаешь, что тебе это есть нельзя! » Разумеется, вы правы, но вы, возможно, не учитываете главного. Ребенок, нарушающий предписания врача (неужели вы сами никогда не нарушали диету? ), делает это не потому, что не знает правил, а потому, что огорчен. Лучше не критикуйте ребенка, но посочувствуйте ему в том, что ему приходится огорчаться.
• «Будь внимательнее к своей сестре. У нее астма». Ваши остальные дети, разумеется, должны быть проинформированы о болезни брата или сестры, но не воспитывайте в них зависть или обиду. Если вы вдруг услышите, что другой ваш ребенок говорит, что тоже хотел бы, чтобы у него был диабет, то это значит, что вы слишком остро реагируете.
• «У тебя кружится голова? У тебя что-нибудь болит? Ты дышишь нормально? Ты уверен, что хочешь остаться играть? » Если вы так будете реагировать, то ребенок станет слишком обращать внимание на свои ощущения и поддаваться болезни, хотя в противном случае он мог бы нормально жить, несмотря на неблагоприятные симптомы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|