Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Госпитализация. Что нужно принять во внимание. Как нужно говорить. Как не нужно говорить. Бродяжничество.. Побег подростка из дома




Госпитализация

Коулмен П. Как рассказать ребенку о… /Пер. с англ. О. Цветковой.

– М.; Издательство института психотерапии, 2002

 

Восьмилетняя Кристина, бегая по комнате, споткнулась и ударилась головой о телевизор. Ее мама увидела, что рана глубокая, и сразу же отвезла Кристину в больницу. Девочка была испугана. Она попала в больницу впервые. Врач сказал, что нужно наложить швы. Мама и дочь нервничали. Но тут у мамы возникла идея. Она наклонилась над дочерью, накрыла себя и ее простыней, оставив снаружи только рану, и пока доктор накладывал швы, они обе пели любимые песни.

Иногда пребывание в больнице кратковременно, иногда длительно, и бывает, что дети попадают туда неожиданно. Но родители могут сказать детям нечто такое, что сделает пребывание ребенка в больнице не таким страшным.

Что нужно принять во внимание

Детей школьного возраста в первую очередь пугают страдания и боль при хирургических вмешательствах и анализах. Их также может пугать разлука с родителями.

В большинстве больниц родителям разрешается ночевать в палате ребенка.

Настрой родителей очень сильно влияет на настрой ребенка.

Если родителям не разрешают остаться в больнице, то надо представить ребенка медсестре или врачу, которого он узнает позднее.

Как нужно говорить

• УЧИТЕ. Расскажите ребенку, что ему предстоит: осмотры, анализы крови, рентген, операция и послеоперационный период. Держитесь спокойно, будьте оптимистичны: «Зато теперь у тебя будет возможность заказывать на ужин все, что хочешь; еду будут приносить прямо в постель. Перед операцией тебе дадут специальное лекарство, от которого ты уснешь и ничего не почувствуешь, а когда проснешься, я буду рядом с тобой».

• Объясните ребенку, что при необходимости можно позвать медсестру (некоторые дети делают это неохотно или считают, что взрослые сами обо всем позаботятся): «Если тебе будет что-нибудь нужно или у тебя возникнут вопросы, то все, что тебе надо сделать, это нажать на кнопку. Медсестра придет сразу, как только сможет».

• ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ. Нельзя умолять ребенка, чтобы он вел себя хорошо во время медицинских процедур, и задабривать его подарками. Но поскольку дети попадают в больницу не часто, а пребывание в больнице для них стресс, то можно обсудить с ребенком, как отпраздновать его выздоровление и возвращение домой: «Если хочешь, можно устроить для тебя небольшую вечеринку с друзьями. Мы можем провести ее в кафе или дома. Или, может быть, лучше пойти в парк развлечений? »
Вы вознаграждаете ребенка не для того, чтобы он вел себя хорошо перед операцией, а для того, чтобы он знал, что впереди его ожидает приятное.

• СОПЕРЕЖИВАЙТЕ. Не поддавайтесь соблазну утешить ребенка, пока вы не сумеете выразить ему сопереживание. Иначе может оказаться так, что вы убедите его не опасаться, а ему все равно придется пережить все сполна. Например, когда вы хотите только успокоить ребенка, то говорите: «Нет, это не больно». Но когда вы сопереживаете ребенку, то это звучит так: «Ты все еще боишься, что тебе будет больно во время операции». Это позволит ребенку выразить свои чувства более полно и, возможно, высказать стоящие за этими чувствами опасения, которые он прежде не высказывал. Вот другие примеры сопереживания:

«Ты испугался, потому что твои друзья сказали, что в больнице страшно».
«Это даже немного интересно делать то, чего ты не делал прежде».

«Тебя огорчает, что ты пропустишь что-то интересное, пока находишься в больнице».

• Успокаивайте ребенка только после того, как узнали его опасения. Говорите все как есть. «Ты ничего не почувствуешь во время операции. Ты будешь спать и даже не будешь знать, что тебе делают операцию. После того как ты проснешься, у тебя может болеть горло, но здесь тебе также помогут лекарства».

Основное правило: Даже у детей старшего возраста госпитализация может вызвать некоторую регрессию. Здесь полезна дополнительная поддержка. Не говорите ребенку: «Ты ведешь себя как маленький».

Как не нужно говорить

• «Многим детям нравится в больнице. Там будет весело». Будьте честны. В больнице, конечно, могут быть забавные и веселые моменты, но большинство детей рады вернуться домой. Лучше скажите, что пребывание в больнице может оказаться приятным и интересным.

• «Если ты будешь плакать, то тебе придется оставаться в больнице дольше (или тебе сделают укол)». Не будьте резкими. Больше сопереживайте.

• «Если захочешь, можешь поехать домой». Не говорите так. Это неправда. Иначе ребенок будет подвергать сомнению все, что вы ему скажете.

• «Мне будет намного спокойнее, когда ты приедешь домой». Убавьте свою тревожность. Лучше скажите: «Я рада, что врачи помогают тебе, и я очень жду пятницы, когда тебя выпишут домой».

Бродяжничество.

Побег подростка из дома

Вахромов Е. ШП №28-01

 

Эпоха перемен, современная социально-эко­номическая ситуация резко обострили пробле­мы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходя­щие в нашем обществе, практически разруши­ли ранее существовавшие представления о нор­ме в поведении. При отсутствии внятных соци­альных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей.

Пятнадцать-двадцать лет тому назад считалось, что дети до 7 лет не уходят из дома, а основны­ми причинами ухода из дома 10—13-летних под­ростков являются принадлежность к социально неблагополучной семье, стыд за родителей-ал­коголиков или незнание и неучет родителями трудностей детей в школе (Б. Н. Алмазов, 1985).

В последние годы на улице оказываются дети дошкольного возраста, побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились це­лые сообщества бомжующих детей и подрост­ков. В настоящее время, поданным ВНИИ МВД, только в Москве насчитывается не менее 28 300 беспризорников, из них 85% самовольно оста­вили дом, 5—6% — детские дома и школы-ин­тернаты.

Опросы, проведенные по заказу центра «Дети улиц», показывают, что дети, не нашедшие опо­ры в семье, тем более не находят ее и в школе. От трудных учеников школа, как правило, про­сто избавляется. Среди детей, выбывших из 5—9-х классов, 43% ушли из-за конфликта с учи­телями, 38% — из-за конфликта с администра­цией. Особую группу составляют около 3 000 беспризорников, лишившихся родителей по при­чинам, связанным с конфликтами в Чечне, Тад­жикистане, Дагестане. Из беспризорников, обитающих в Москве, только 5—7% — москвичи, ос­тальные представляют самые разные регионы и приехали в Москву, потому что здесь есть воз­можность затеряться и заработать. Эта статис­тика далеко не полна, так как не учитывает ла­тентные формы беспризорности.

В настоящей работе под аномальным понима­ется поведение, которое приводит подростка на прием к психологу, психотерапевту или психиат­ру. Причем на такой прием подростка направляет либо школа, либо родители, либо органы опеки и внутренних дел. Другие распространенные термины, являющиеся синонимом аномального поведения: девиантное, делинквентное, диссоциальное, дезадаптивное.

Современная клиническая психиатрия в соответствии с Международной классификацией психических и поведенческих расстройств (МКБ-10) рассматривает аномальное поведение как болезнь — поведенческое и эмоциональное рас­стройство, начинающееся в детском и подростко­вом возрасте (F9). Диагноз «расстройство социального поведения» в подростковом возрасте часто используется как промежуточный до выяв­ления истинных причин аномального поведения. В отечественной литературе и классификациях П. Б. Ганнушкина и А. Е. Личко аномальное пове­дение подпадает под категории «антисоциаль­ная психопатия» и «эпилептоидно-неустойчивый тип психопатии» соответственно.

Разработанная под эгидой Всемирной органи­зации здравоохранения многоосевая диагности­ческая система кодирования психических болез­ней детского и подросткового возраста рассмат­ривает пять групп факторов, способствующих формированию болезни и, соответственно, име­ет пять осей (уровней) измерения:

1. клинический психиатрический синдром (на­ пример, синдром гиперкинезии);

2. отставание в развитии (например, задержка речевого развития);

3. уровень интеллекта (например, его коэффи­циент);

4. органические заболевания (например, ми­нимальная дисфункция мозга);

5. аномальные психосоциальные условия (на­пример, наличие психически больных членов семьи).

Американская классификация ДSМ-111-R со­держит шкалу для кодирования психосоциаль­ных факторов, вызывающих стресс и способ­ствующих развитию обострений того или иного заболевания.

Ниже приводится шкала тяжести психосоци­альных стрессов для детей и подростков.

 

Код 1. Отсутствие стресса. Никакие события не могут рассматриваться как острый стресс, спо­собный вызвать заболевания.

 

Код 2. Слабый стресс: переход в другую школу, разрыв с другом (подругой), хронический — жизнь в условиях перенаселения (отсутствие отдельной комнаты), конфликты в семье.

 

Код 3. Умеренный стресс: острый — исключе­ние из школы, рождение братьев или сестер, хронический —хроническое заболевание у одно­го из родителей с утратой трудоспособности, постоянный конфликт с родителями.

 

Код 4. Тяжелый стресс: острый — развод родителей, арест, нежелательная беременность, хронический — жестокие родители, передача на воспитание в разные учреждения.

 

Код 5. Чрезмерно тяжелый стресс: острый — смерть одного из родителей, насилие, обнару­жение сексуальной или физической неполноцен­ности, хронический — устойчивые сексуальные или физические нарушения.

 

Код 6. Катастрофический стресс: острый — смерть обоих родителей, хронический — собы­тия, воспринимаемые как несущие угрозу жизни, например, хроническое заболевание.

 

В современных психологических теориях побег из дома рассматривается как один из спо­собов защитного поведения. Побег — это пове­денческая реакция на фактор или группу факто­ров, рассматриваемых субъективно как катастрофические, побег - это событие, изменя­ющее жизнь.

Поведенческий акт в настоящее время рас­сматривается как функция личности, ситуации и их взаимодействия. В отечественной психо­логии этот подход связывается с понятием лич­ностного смысла, введенным А. Н. Леонтьевым. Личностный смысл понимается как оценка жиз­ненного значения для субъекта объективных об­стоятельств и его действий в них.

Следует понимать, что между катастрофой и событиями текущей жизни нет резкой, ясно вы­раженной границы. Эта граница определяется отношением субъекта к тем или иным собы­тиям, текущим состоянием его психики, типом нервной системы. В. Н. Мясищев (1960) отмечает, что в основе невротической реакции лежит конфликт с окружающей средой и конф­ликт этот носит внутренний характер. Не конк­ретная патогенная ситуация, а отношение к ней есть основа невротической реакции и не­вротического развития. Например, в поэме Мильтона «Потерянный рай» есть такие строки: Ум — свой, особый мир. И он в себе, внутри, способен превратить рай в ад  и сделать рай из ада.

Важной является мысль Мясищева о невроти­ческой реакции как «болезни развития лично­сти». Значимость события и его интер­претация прямо связаны с «картиной мира», присущей именно этой, конкрет­ной личности, и ее «жизненным планом», прописанным по отношению к «картине мира». Поэтому несостоявшаяся катастрофа также может переживаться как трагедия, напри­мер, несостоявшийся «конец света» для после­дователей «Белого братства».

Психодинамические теории трактуют аномаль­ное поведение в подростковом возрасте как про­явление конфликта между привычной за­висимостью от родителей и желанием обособления, сепарации.

Негативизм и агрессия являются дезадаптивными попытками решения этого конфликта. Та­кой тип поведения во внешнем плане утвержда­ет «автономию» подростка, во внутреннем пла­не часто присутствует уверенность, что это по­ведение усилит внимание родителей, в котором он еще нуждается. Негативизм же может быть защитой от низкой самооценки, чувства соб­ственной беспомощности.

В психоаналитической теории объектных отно­шений кризисы подросткового периода связыва­ются, прежде всего, с «вторичной индивидуаци-ей», включающей в себя два взаимосвязанных процесса: отделение и отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение реальных объектов вне семьи. 3. Фрейд считает возника­ющие в подростковом возрасте кризисы призна­ками преобразований и урегулирования.

А. Фрейд считает подростковый возраст ано­малией развития. В своей книге «Психология «Я» и защитные механизмы» она пишет, что объек­тивно существующая опасность и депривация по­буждают человека к изобретательным попыткам разрешить свои трудности и к интеллектуальным подвигам, в то время как безопасность и изоби­лие делают его глупым. Отсюда она делает вывод: формирование защитных механизмов — важная и необходимая часть развития личности. Современ­ный психоанализ (в духе Э. Эриксона) трактует кризисы подросткового возраста как элементы по­иска и формирования идентичности. Подросток качественно по-новому переживает себя, свое тело, свои взаимоотношения с родителями, особенно через призму поиска контактов вне семьи и отра­ботки стратегии этих контактов.

Собственно кризис не является болез­нью. Субъективные переживания страдания не всегда говорят о наличии болезни, а некоторые категории психически больных их не испытыва­ют (например, при маниях). Сильные страдания могут испытывать и психически здоровые люди.

Отдельная группа кризисов классифицирует­ся как «кризисы развития», «возрастные кри­зисы». По данным X. Ремшмидта (1994), слож­ное протекание этой группы кризисов, требу­ющее терапевтического или педагогического вмешательства, наблюдается у 20% населения. X. Ремшмидт также отмечает, что это понятие ничего не говорите нозологической принадлеж­ности нарушений и о течении процесса.

Кризисами периода взросления называют ге­терогенную группу расстройств, общий признак которых — возрастной этап их появления и, как правило, бурное, полисимптоматическое течение. Ремшмидт классифицирует четыре воз­можных исхода кризиса: выздоровление, невроз, личностные нарушения, психоз.

Считается, что своевременная и адекватная психологическая помощь в 95% случаев приво­дит к выздоровлению. А. И. Захаров (1998) счи­тает, что эффективная психотерапия с прора­боткой и осознанием внутриличностных и меж­личностных проблем, самостоятельное извлече­ние уроков из невротического опыта, а иногда и просто благоприятное для подростка стечение обстоятельств могут способствовать достижению психического здоровья. Захаров даже видит в неврозе «способ психологической самоактуали­зации личности».

Психотерапевтические и психокоррекционные воздействия направляются обычно на ликвида­цию психологических предпосылок аномального поведения и имеют целью достижение социаль­но-психологической адаптации ребенка.

Под социально-психологической адаптацией понимается такое направленное изменение (са­моизменение) взаимодействия личности со сре­дой, которое характеризуется:

 

— во-первых, осознанием необходимости по­стоянных эволюционных изменений в отноше­ниях со средой через овладение новыми спосо­бами поведения;

 

—во-вторых, приспособлением, которое рас­сматривается и как процесс и как результат деятельности личности подростка по отношению к меняющимся условиям среды. Новые приспо­собительные механизмы «гармонизируют» отношения со средой.

 

В современных исследованиях защитных психических механизмов «бегство» (физио­логический уход от раздражителя) квалифици­руется как первичная (допсихическая) защитная реакция организма.

Все виды защитных реакций применяются ре­бенком для того, чтобы добиться приемлемого к себе отношения со стороны окружающих, и фор­мируются в результате усвоения образцов, де­монстрируемых родителями. Считается, что бо­лее зрелые формы психологической защиты над­страиваются над двигательными (поведенчески­ми) реакциями при участии элементарных психи­ческих функций.

Наиболее примитивным защитным механиз­мом считается отрицание в форме избегания, заключающееся в попытках избавиться от страха путем удаления от источника стресса. Отрица­ние, как ведущий механизм защиты, способству­ет развитию внушаемости и самовнушаемости. Самокритика при этом отсутствует.

На основе механизма отрицания формируется самая ранняя форма защитного поведения — отказ, являющийся реакцией на невозможность удовлетворения базисных потребностей в безо­пасности и защищенности. Отказ — элемент глобальной поведенческой стратегии отдаления, сущность которой составляют подсознательные защитные автоматизмы изоляции и отрицания.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...