Госпитализация. Что нужно принять во внимание. Как нужно говорить. Как не нужно говорить. Бродяжничество.. Побег подростка из дома
Госпитализация Коулмен П. Как рассказать ребенку о… /Пер. с англ. О. Цветковой. – М.; Издательство института психотерапии, 2002
Восьмилетняя Кристина, бегая по комнате, споткнулась и ударилась головой о телевизор. Ее мама увидела, что рана глубокая, и сразу же отвезла Кристину в больницу. Девочка была испугана. Она попала в больницу впервые. Врач сказал, что нужно наложить швы. Мама и дочь нервничали. Но тут у мамы возникла идея. Она наклонилась над дочерью, накрыла себя и ее простыней, оставив снаружи только рану, и пока доктор накладывал швы, они обе пели любимые песни. Иногда пребывание в больнице кратковременно, иногда длительно, и бывает, что дети попадают туда неожиданно. Но родители могут сказать детям нечто такое, что сделает пребывание ребенка в больнице не таким страшным. Что нужно принять во внимание Детей школьного возраста в первую очередь пугают страдания и боль при хирургических вмешательствах и анализах. Их также может пугать разлука с родителями. В большинстве больниц родителям разрешается ночевать в палате ребенка. Настрой родителей очень сильно влияет на настрой ребенка. Если родителям не разрешают остаться в больнице, то надо представить ребенка медсестре или врачу, которого он узнает позднее. Как нужно говорить • УЧИТЕ. Расскажите ребенку, что ему предстоит: осмотры, анализы крови, рентген, операция и послеоперационный период. Держитесь спокойно, будьте оптимистичны: «Зато теперь у тебя будет возможность заказывать на ужин все, что хочешь; еду будут приносить прямо в постель. Перед операцией тебе дадут специальное лекарство, от которого ты уснешь и ничего не почувствуешь, а когда проснешься, я буду рядом с тобой».
• Объясните ребенку, что при необходимости можно позвать медсестру (некоторые дети делают это неохотно или считают, что взрослые сами обо всем позаботятся): «Если тебе будет что-нибудь нужно или у тебя возникнут вопросы, то все, что тебе надо сделать, это нажать на кнопку. Медсестра придет сразу, как только сможет». • ДОГОВАРИВАЙТЕСЬ. Нельзя умолять ребенка, чтобы он вел себя хорошо во время медицинских процедур, и задабривать его подарками. Но поскольку дети попадают в больницу не часто, а пребывание в больнице для них стресс, то можно обсудить с ребенком, как отпраздновать его выздоровление и возвращение домой: «Если хочешь, можно устроить для тебя небольшую вечеринку с друзьями. Мы можем провести ее в кафе или дома. Или, может быть, лучше пойти в парк развлечений? » • СОПЕРЕЖИВАЙТЕ. Не поддавайтесь соблазну утешить ребенка, пока вы не сумеете выразить ему сопереживание. Иначе может оказаться так, что вы убедите его не опасаться, а ему все равно придется пережить все сполна. Например, когда вы хотите только успокоить ребенка, то говорите: «Нет, это не больно». Но когда вы сопереживаете ребенку, то это звучит так: «Ты все еще боишься, что тебе будет больно во время операции». Это позволит ребенку выразить свои чувства более полно и, возможно, высказать стоящие за этими чувствами опасения, которые он прежде не высказывал. Вот другие примеры сопереживания: «Ты испугался, потому что твои друзья сказали, что в больнице страшно». «Тебя огорчает, что ты пропустишь что-то интересное, пока находишься в больнице». • Успокаивайте ребенка только после того, как узнали его опасения. Говорите все как есть. «Ты ничего не почувствуешь во время операции. Ты будешь спать и даже не будешь знать, что тебе делают операцию. После того как ты проснешься, у тебя может болеть горло, но здесь тебе также помогут лекарства».
Основное правило: Даже у детей старшего возраста госпитализация может вызвать некоторую регрессию. Здесь полезна дополнительная поддержка. Не говорите ребенку: «Ты ведешь себя как маленький». Как не нужно говорить • «Многим детям нравится в больнице. Там будет весело». Будьте честны. В больнице, конечно, могут быть забавные и веселые моменты, но большинство детей рады вернуться домой. Лучше скажите, что пребывание в больнице может оказаться приятным и интересным. • «Если ты будешь плакать, то тебе придется оставаться в больнице дольше (или тебе сделают укол)». Не будьте резкими. Больше сопереживайте. • «Если захочешь, можешь поехать домой». Не говорите так. Это неправда. Иначе ребенок будет подвергать сомнению все, что вы ему скажете. • «Мне будет намного спокойнее, когда ты приедешь домой». Убавьте свою тревожность. Лучше скажите: «Я рада, что врачи помогают тебе, и я очень жду пятницы, когда тебя выпишут домой». Бродяжничество. Побег подростка из дома Вахромов Е. ШП №28-01
Эпоха перемен, современная социально-экономическая ситуация резко обострили проблемы, связанные с коррекцией отклоняющегося, аномального поведения. Изменения, происходящие в нашем обществе, практически разрушили ранее существовавшие представления о норме в поведении. При отсутствии внятных социальных перспектив это не может не влиять на физическое и душевное здоровье подростков и юношей. Пятнадцать-двадцать лет тому назад считалось, что дети до 7 лет не уходят из дома, а основными причинами ухода из дома 10—13-летних подростков являются принадлежность к социально неблагополучной семье, стыд за родителей-алкоголиков или незнание и неучет родителями трудностей детей в школе (Б. Н. Алмазов, 1985). В последние годы на улице оказываются дети дошкольного возраста, побеги совершают дети из весьма обеспеченных семей, появились целые сообщества бомжующих детей и подростков. В настоящее время, поданным ВНИИ МВД, только в Москве насчитывается не менее 28 300 беспризорников, из них 85% самовольно оставили дом, 5—6% — детские дома и школы-интернаты.
Опросы, проведенные по заказу центра «Дети улиц», показывают, что дети, не нашедшие опоры в семье, тем более не находят ее и в школе. От трудных учеников школа, как правило, просто избавляется. Среди детей, выбывших из 5—9-х классов, 43% ушли из-за конфликта с учителями, 38% — из-за конфликта с администрацией. Особую группу составляют около 3 000 беспризорников, лишившихся родителей по причинам, связанным с конфликтами в Чечне, Таджикистане, Дагестане. Из беспризорников, обитающих в Москве, только 5—7% — москвичи, остальные представляют самые разные регионы и приехали в Москву, потому что здесь есть возможность затеряться и заработать. Эта статистика далеко не полна, так как не учитывает латентные формы беспризорности. В настоящей работе под аномальным понимается поведение, которое приводит подростка на прием к психологу, психотерапевту или психиатру. Причем на такой прием подростка направляет либо школа, либо родители, либо органы опеки и внутренних дел. Другие распространенные термины, являющиеся синонимом аномального поведения: девиантное, делинквентное, диссоциальное, дезадаптивное. Современная клиническая психиатрия в соответствии с Международной классификацией психических и поведенческих расстройств (МКБ-10) рассматривает аномальное поведение как болезнь — поведенческое и эмоциональное расстройство, начинающееся в детском и подростковом возрасте (F9). Диагноз «расстройство социального поведения» в подростковом возрасте часто используется как промежуточный до выявления истинных причин аномального поведения. В отечественной литературе и классификациях П. Б. Ганнушкина и А. Е. Личко аномальное поведение подпадает под категории «антисоциальная психопатия» и «эпилептоидно-неустойчивый тип психопатии» соответственно. Разработанная под эгидой Всемирной организации здравоохранения многоосевая диагностическая система кодирования психических болезней детского и подросткового возраста рассматривает пять групп факторов, способствующих формированию болезни и, соответственно, имеет пять осей (уровней) измерения:
1. клинический психиатрический синдром (на пример, синдром гиперкинезии); 2. отставание в развитии (например, задержка речевого развития); 3. уровень интеллекта (например, его коэффициент); 4. органические заболевания (например, минимальная дисфункция мозга); 5. аномальные психосоциальные условия (например, наличие психически больных членов семьи). Американская классификация ДSМ-111-R содержит шкалу для кодирования психосоциальных факторов, вызывающих стресс и способствующих развитию обострений того или иного заболевания. Ниже приводится шкала тяжести психосоциальных стрессов для детей и подростков.
Код 1. Отсутствие стресса. Никакие события не могут рассматриваться как острый стресс, способный вызвать заболевания.
Код 2. Слабый стресс: переход в другую школу, разрыв с другом (подругой), хронический — жизнь в условиях перенаселения (отсутствие отдельной комнаты), конфликты в семье.
Код 3. Умеренный стресс: острый — исключение из школы, рождение братьев или сестер, хронический —хроническое заболевание у одного из родителей с утратой трудоспособности, постоянный конфликт с родителями.
Код 4. Тяжелый стресс: острый — развод родителей, арест, нежелательная беременность, хронический — жестокие родители, передача на воспитание в разные учреждения.
Код 5. Чрезмерно тяжелый стресс: острый — смерть одного из родителей, насилие, обнаружение сексуальной или физической неполноценности, хронический — устойчивые сексуальные или физические нарушения.
Код 6. Катастрофический стресс: острый — смерть обоих родителей, хронический — события, воспринимаемые как несущие угрозу жизни, например, хроническое заболевание.
В современных психологических теориях побег из дома рассматривается как один из способов защитного поведения. Побег — это поведенческая реакция на фактор или группу факторов, рассматриваемых субъективно как катастрофические, побег - это событие, изменяющее жизнь. Поведенческий акт в настоящее время рассматривается как функция личности, ситуации и их взаимодействия. В отечественной психологии этот подход связывается с понятием личностного смысла, введенным А. Н. Леонтьевым. Личностный смысл понимается как оценка жизненного значения для субъекта объективных обстоятельств и его действий в них.
Следует понимать, что между катастрофой и событиями текущей жизни нет резкой, ясно выраженной границы. Эта граница определяется отношением субъекта к тем или иным событиям, текущим состоянием его психики, типом нервной системы. В. Н. Мясищев (1960) отмечает, что в основе невротической реакции лежит конфликт с окружающей средой и конфликт этот носит внутренний характер. Не конкретная патогенная ситуация, а отношение к ней есть основа невротической реакции и невротического развития. Например, в поэме Мильтона «Потерянный рай» есть такие строки: Ум — свой, особый мир. И он в себе, внутри, способен превратить рай в ад и сделать рай из ада. Важной является мысль Мясищева о невротической реакции как «болезни развития личности». Значимость события и его интерпретация прямо связаны с «картиной мира», присущей именно этой, конкретной личности, и ее «жизненным планом», прописанным по отношению к «картине мира». Поэтому несостоявшаяся катастрофа также может переживаться как трагедия, например, несостоявшийся «конец света» для последователей «Белого братства». Психодинамические теории трактуют аномальное поведение в подростковом возрасте как проявление конфликта между привычной зависимостью от родителей и желанием обособления, сепарации. Негативизм и агрессия являются дезадаптивными попытками решения этого конфликта. Такой тип поведения во внешнем плане утверждает «автономию» подростка, во внутреннем плане часто присутствует уверенность, что это поведение усилит внимание родителей, в котором он еще нуждается. Негативизм же может быть защитой от низкой самооценки, чувства собственной беспомощности. В психоаналитической теории объектных отношений кризисы подросткового периода связываются, прежде всего, с «вторичной индивидуаци-ей», включающей в себя два взаимосвязанных процесса: отделение и отказ от родителей как главных объектов любви и нахождение реальных объектов вне семьи. 3. Фрейд считает возникающие в подростковом возрасте кризисы признаками преобразований и урегулирования. А. Фрейд считает подростковый возраст аномалией развития. В своей книге «Психология «Я» и защитные механизмы» она пишет, что объективно существующая опасность и депривация побуждают человека к изобретательным попыткам разрешить свои трудности и к интеллектуальным подвигам, в то время как безопасность и изобилие делают его глупым. Отсюда она делает вывод: формирование защитных механизмов — важная и необходимая часть развития личности. Современный психоанализ (в духе Э. Эриксона) трактует кризисы подросткового возраста как элементы поиска и формирования идентичности. Подросток качественно по-новому переживает себя, свое тело, свои взаимоотношения с родителями, особенно через призму поиска контактов вне семьи и отработки стратегии этих контактов. Собственно кризис не является болезнью. Субъективные переживания страдания не всегда говорят о наличии болезни, а некоторые категории психически больных их не испытывают (например, при маниях). Сильные страдания могут испытывать и психически здоровые люди. Отдельная группа кризисов классифицируется как «кризисы развития», «возрастные кризисы». По данным X. Ремшмидта (1994), сложное протекание этой группы кризисов, требующее терапевтического или педагогического вмешательства, наблюдается у 20% населения. X. Ремшмидт также отмечает, что это понятие ничего не говорите нозологической принадлежности нарушений и о течении процесса. Кризисами периода взросления называют гетерогенную группу расстройств, общий признак которых — возрастной этап их появления и, как правило, бурное, полисимптоматическое течение. Ремшмидт классифицирует четыре возможных исхода кризиса: выздоровление, невроз, личностные нарушения, психоз. Считается, что своевременная и адекватная психологическая помощь в 95% случаев приводит к выздоровлению. А. И. Захаров (1998) считает, что эффективная психотерапия с проработкой и осознанием внутриличностных и межличностных проблем, самостоятельное извлечение уроков из невротического опыта, а иногда и просто благоприятное для подростка стечение обстоятельств могут способствовать достижению психического здоровья. Захаров даже видит в неврозе «способ психологической самоактуализации личности». Психотерапевтические и психокоррекционные воздействия направляются обычно на ликвидацию психологических предпосылок аномального поведения и имеют целью достижение социально-психологической адаптации ребенка. Под социально-психологической адаптацией понимается такое направленное изменение (самоизменение) взаимодействия личности со средой, которое характеризуется:
— во-первых, осознанием необходимости постоянных эволюционных изменений в отношениях со средой через овладение новыми способами поведения;
—во-вторых, приспособлением, которое рассматривается и как процесс и как результат деятельности личности подростка по отношению к меняющимся условиям среды. Новые приспособительные механизмы «гармонизируют» отношения со средой.
В современных исследованиях защитных психических механизмов «бегство» (физиологический уход от раздражителя) квалифицируется как первичная (допсихическая) защитная реакция организма. Все виды защитных реакций применяются ребенком для того, чтобы добиться приемлемого к себе отношения со стороны окружающих, и формируются в результате усвоения образцов, демонстрируемых родителями. Считается, что более зрелые формы психологической защиты надстраиваются над двигательными (поведенческими) реакциями при участии элементарных психических функций. Наиболее примитивным защитным механизмом считается отрицание в форме избегания, заключающееся в попытках избавиться от страха путем удаления от источника стресса. Отрицание, как ведущий механизм защиты, способствует развитию внушаемости и самовнушаемости. Самокритика при этом отсутствует. На основе механизма отрицания формируется самая ранняя форма защитного поведения — отказ, являющийся реакцией на невозможность удовлетворения базисных потребностей в безопасности и защищенности. Отказ — элемент глобальной поведенческой стратегии отдаления, сущность которой составляют подсознательные защитные автоматизмы изоляции и отрицания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|