Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Модель буллинга: разработка. Что делать?. Концепция вмешательства. Непосредственная работа с жертвами и преследователями




Модель буллинга: разработка

Прежде чем приступить к созданию модели буллин­га, целесообразно провести анализ дискурса: какое определе­ние дают школьной травле лица, вовлеченные в конкретную буллинг-структуру, которую мы изучаем? Работая на базе нескольких школ, Дэвис (Davies, 1990) показал, как персонал и учащиеся конкретной школы приходят к взаимопониманию, постепенно вырабатывая общий подход к такому явлению как буллинг. Автор использовал модель активного изучения про­блемы: инициативная группа, в состав которой входили пер­сонал и учащиеся конкретной школы, брала на себя обязатель­ства по проведению исследования. Однако прежде чем при­ступить к сбору информации о проблеме травли, участники инициативной группы приходили к единому мнению относи­тельно определения проблемы и, уже исходя из этого опреде­ления, предлагали остальным высказать свои соображения. Как только проблема четко определена, появляется возмож­ность исследовать контексты, благоприятные для возникно­вения буллинга. Следовательно, можно сравнить условия, при которых данная проблема проявляется и не проявляется, в том числе место, время и участников событий. После детального анализа конкретных контекстов можно переходить к выработ­ке подходов к модификации нежелательного поведения.

Кроме того, имеет смысл уделить внимание факторам, ко­торые, как известно из литературы, способствуют или препят­ствуют школьной травле, в частности конституциональным особенностям индивида и школьным факторам, предшеству­ющему опыту в семье, группировкам сверстников, континген­ту учащихся. Можно изучить события, совпадающие с буллингом по времени, поскольку некоторые из них могут быть его предпосылками или следствиями. Концепция ситуации, име­ющаяся у каждого из участников школьной травли, также пред­ставляет определенный интерес. Вместе с тем, конкретный под­ход к проблеме буллинга, выработанный в рамках той или иной школы, позволяет выявить контексты наиболее и наименее вероятного возникновения проблемы, что дает возможность судить о самостоятельном вкладе каждого из предполагаемых факторов риска. Таким образом, можно легко исключить из рассмотрения те факторы риска по буллингу, которые в дан­ном конкретном случае не актуальны. И только после этого, наконец, можно переходить к определению буллинг-структуры. На базе сформулированного определения строится соб­ственно вмешательство, эффективное в данном контексте, в то время как общепринятые подходы, разработанные в других условиях, могут оказаться не действенными. Следовательно, эмпирическая модель буллинга имеет не только теоретическое, но и практическое значение.

Что делать?

Концепция вмешательства

Эмпирическая модель буллинга, о способах создания которой шла речь выше, открывает целый ряд подходов к вме­шательству. В соответствии с рекомендациями Дэвиса (Davies, 1990) целесообразно в каждом конкретном случае (т. е. для каждой школы в отдельности) конструировать специфическую модель. Это дает возможность активно изучать явление, ис­пользуя при этом системный подход. Однако сначала требу­ется провести определенную подготовку, а именно предпри­нять ряд шагов.

Шаг 1. Если вы считаете, что проблема буллинга заслужи­вает внимания, обратитесь к своим школьным коллегам и по­ставьте этот вопрос на общешкольное обсуждение.

Шаг 2. Расставьте приоритеты: в настоящее время в школе происходит множество разных событий; готовы ли вы зани­маться именно проблемой школьной травли?

Шаг 3. Поразмышляйте на тему, как в школе обстоит дело с другими сходными проблемами, принимаются ли антикри­зисные меры в каждом конкретном случае, или же выработ­кой стратегий преодоления кризиса занимаются специальные структуры.

Шаг 4. Обдумайте, как использовать присущий вашей шко­ле стиль решения проблем для изучения проблемы буллинга.

Шаг 5. Если идея активного исследования проблемы встре­тила одобрение, заручитесь поддержкой администрации и при­ступайте к формированию инициативной группы, привлекай­те к этому психолога, консультантов и т. д.: начинайте органи­зованно действовать.

Если же в рамках школы не удается детально проанализи­ровать проблему школьной травли и попытаться целенаправ­ленно ее устранить, следует решить, что можно предпринять в таких обстоятельствах. Авторы публикаций на тему буллинга рекомендуют уделить внимание:

1. непосредственной работе с жертвами и преследователями;

2. роли учебной программы;

3. роли служб поддержки;

4. роли школьных систем;

5. проведению тренингов.

Подробнее речь об этом пойдет ниже.


Непосредственная работа с жертвами и преследователями

Предложено множество подходов к разрешению про­блемы школьной травли. Так, в работе Приста (Priest, 1989) излагается подробный план с указанием важнейших факторов и стратегий вмешательства, которыми можно воспользовать­ся при непосредственной работе с вовлеченными в буллинг. Ряд предложений содержится также в другой публикации на эту тему (Besag, 1989). К сожалению, оценка эффективности предлагаемых видов вмешательства проводилась далеко не все­гда. Кроме того, как указывает Бесаг, ситуация с проблемами травли в Скандинавии отлична от таковой в других странах. Так, Пикас (Pikas, 1989) разработал программу терапевтической ра­боты с участниками групповой травли (моббинга), обучил школьный персонал пользоваться этими методами: в резуль­тате удалось достичь хороших результатов индивидуального вмешательства. Опубликованы обнадеживающие результаты терапевтического вмешательства на базе детских садов (Chazan, 1988). Одному из подходов к проблеме буллинга была посвящена целая телепередача. Действительно, модель с эле­ментами психологического просвещения хорошо себя зареко­мендовала. В отличие от многих других исследователей, автор (Lister, 1987) уделила внимание оценке эффективности дан­ного вмешательства, сопроводив описание своего подхода под­робными комментариями, позволяющими его воспроизвести. Кроме того, при работе с детьми, вовлеченными в буллинг, широко применялась разработанная в Вайлингтонском психо­лого-педагогическом центре (Lane, 1975b) модель анализа и вмешательства, эффективность которой стала предметом при­стального изучения (Lane, 1983; 1990а). Конкретный случай из практики, описание которого приводится в конце главы, позволяет составить представление о проводимом терапевти­ческом вмешательстве.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...