Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

РОДНАЯ РЕЧЬ. ■ Пояснительная записка. Первая неделя. Вторая неделя. Пропедевтический этап




РОДНАЯ РЕЧЬ

■ Пояснительная записка

Чтение и письмо являются сложными видами интеллектуальной деятельности, поэтому их элементами может овладеть только некоторая часть детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития. В этой связи в программе мы предлагаем общее название «Родная речь», имея ввиду, что основное внимание в процессе обучения должно уделяться развитию коммуникативных умений детей, как в вербальной, так и в невербальной формах.

С учетом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда и печатными буквами, другие дети научаются списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятий букв и таких слов, которые часто встречаются в быту: хлеб, сыр, молоко, аптека, магазин и др. Дети, у которых не формируются предпосылки к овладению письмом и чтением, могут участвовать в занятиях, направленных на развитие коммуникативных действий. Таким образом, проявления даже простейших умений по освоению элементов чтения и письма, дает основание для оптимизма в педагогической работе. В этой же связи программа не предполагает требований к оценке учебных достижений, но усилия каждого ребенка необходимо стимулировать и поощрять.

Из-за неоднородности детей с тяжелыми нарушениями интеллекта, материал программы трудно регламентировать временными рамками по четвертям, годам обучения и т. д. Занятия по речи планируются педагогом с учетом необхо-


димости многократного повторения того или иного материала, постепенного включения новых элементов в контекст уже освоенных умений. По мере обучения, в зависимости от индивидуальных возможностей учеников, темп прохождения материала замедляется или увеличивается, что может быть предусмотрено применительно к конкретному ребенку или подгруппе учащихся.

В программе выделено два взаимосвязанных этапа обучения: пропедевтический и основной. Содержание каждого из них структурировано по разделам и уровням обучения, взаимосвязанным и взаимодополняющим друг друга.

Организация обучения на каждом этапе подразумевает параллельность, т. е. в процессе обучения нецелесообразно отдельно выделять занятия по чтению, письму, развитию речи: каждое из них включается в единый комплекс, нацеленный на развитие речи, активизацию познавательной деятельности, а также на обучение чтению и письму с учетом индивидуальных достижений.

Примером подхода к организации уроков может служить планирование на первую и вторую недели обучения на пропедевтическом этапе.

Первая неделя

 

Подготовка к чтению Развитие коммуникации Активизация речи и познавательной деятельности Развитие графических умений
Слушание простых предложений в речи учителя. Совместное произведение действие, названного в предложении. Игры: «Одеваем куклу», «Зеркало», «Обезьянка» и др. Формирование эмоционального контакта с учителем, знакомство с детьми. Имена детей в речи учителя. Игры «Иди ко мне», «Возьми шарик», «Хоровод»и др. Выявление представлений детей о цвете. Способы действия: — наложение на образец; — зрительное со отнесение с об разцом; — выбор по сло весной инструк ции. Выявление графических умений. Работа с различными материалами: мелом, карандашом, ручкой, красками.

 


 

Глава 2. Примерные программы обучения детей...


Родная речь

 

Вторая неделя

 

Подготовка к чтению Развитие коммуникации Активизация речи и познавательной деятельности Развитие графических умений
Подражание действиям учителя. Повторение за учителем предложений о производимых действиях. Игры: «Кормим куклу», «Купаем куклу», «Кукла ложится спать»и ДР- Выполнение предложений по заданию учителя. Обращение друг к друг к другу по именам. Различение предметов по цвету. Выбор такого же, другого по образцу, по словесной инструкции. Составление композиций из 2-3 деталей разного цвета по образцу- Проведение прямых линий по заданию. Правильное удержание ручки, карандаша. Игры на развитие мелкой моторики.

При обучении чрезвычайно важно постоянно использовать игровой, наглядный и занимательный материал, наиболее доступный для данной категории детей, независимо от их возраста.

Пропедевтический этап

На данном этапе предполагается формирование у детей предпосылок к овладению грамотой. В качестве основных ориентиров для работы учителей-дефектологов и воспитателей можно основой для формирования различных видов и качеств речи.

· Развивать речь и познавательную деятельность за счет уточнения и расширения представлений об окружающей действительности, формировать умения сопровождать речью совершаемые действия1.

· Развивать общую и артикуляционную моторику, движения кистей рук, пальцев.

· При поэтапной подготовке учащихся к усвоению звуков и букв русского алфавита проводить направленную коррекцию по:

1 Здесь и далее указания на речевое сопровождение действий — для детей, владеющих речью.


 

· дифференциации неречевых звуков окружающей среды;

· развитию фонематического слуха на основе игр, игровых действий и упражнений;

· формированию простейших умений звукового анализа.

— Развивать графические умения в ходе выполнения раз
личных по характеру упражнений: рисование, раскра
шивание, обведение и др.

Пропедевтический этап включает: развитие коммуникации; активизация речевой и познавательной деятельности; подготовку к чтению; развитие графических умений.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...