Третья ступень. Музыкально-ритмические занятия. ■ пояснительная записка
Третья ступень · Чтение наиболее употребимых слов с буквами Ь и Ъ. · Образование и чтение слогов со стечением согласных в начале и конце слова. Чтение слоговых таблиц. · Образование и чтение слов из изученных слоговых структур. Соотнесение слов с предметами, картинками. Выборочное чтение слов. · Чтение предложений из двух-трех слов с последующим воспроизведением. Соотнесение прочитанного с картинкой. · Составление предложений из прочитанных слов (с опорой на картинку). · Подражание ритму, темпу и мелодике речи педагога при чтении. · Списывание предложений после чтения и анализа содержания. · Чтение небольших текстов из 2-3 предложений. Соотнесение их с картинками. Ответы на вопросы об информационном содержании прочитанного. МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ■ Пояснительная записка Музыкальное воспитание является одним из действенных средств эмоционального, умственного, нравственного развития ребенка. Это положение, не оспоримое в общей педагогике, является справедливым и по отношению к детям с выраженным интеллектуальным недоразвитием. Так, Э. Сеген отмечал, они начинают двигаться, перемещаться ближе к источнику звучания, пытаются подпевать. На некоторых возбудимых детей музыка, особенно фортепианная, оказывает успокаивающее воздействие: он также указывал на наличие у некоторых своих воспитанников хороших музыкально-слуховых данных. Они верно пели, хотя говорили плохо и с трудом. Подчеркивая относительную сохранность музыкально-слуховой сферы у некоторых умственно отсталых детей, Э. Сеген отмечал, что указанные возможности реализуются очень не полно. Даже при хорошем слухе дети часто не умеют слушать музыку, быстро отвлекаются. Однако, несмотря на это, Э. Сеген считал музыку важным средством воспитательного и лечебного воздействия.
Ж. Демор широко использовал музыку на занятиях ритмической гимнастикой. Музыкальное сопровождение давало возможность учащимся упражняться в различении динамических и темповых оттенков; дети овладевали умением выделить части (вступление, заключение и т. д. ) музыкального произведения, т. е. упражнялись в анализе формы. Выполнение движений под музыку способствовало развитию чувства ритма. А. Н. Граборов считал необходимым формировать у умственно отсталых детей культуру хорового пения. Вместе с тем он отмечал особую важность работы по развитию музыкального восприятия в процессе слушания музыки, поэтому
Глава 2. Примерные программы обучения детей... Музыкально-ритмические занятия
рекомендовал особенно внимательно подходить к выбору музыкального материала. Особенно большие трудности, по мнению С. Мидовской, встречаются при восприятии умственно отсталыми детьми инструментальной музыки. Тем не менее приобщение к слушанию таких произведений полезно и нужно учащимся специальной школы. Развитие восприятия музыки немыслимо без формирования некоторых навыков ориентировки в музыкальном произведении, выделения и оценки важнейших элементов музыкальной речи и музыкально-выразительных средств. На первых этапах обучения восприятие музыки умственно отсталыми детьми в этом плане является особенно недифференцированным. Умственно отсталые дети специфически воспринимают такие средства музыкального выражения, как динамика, темп, регистры. Различая в основном контрастные динамические и темповые оттенки, они не отмечают постепенное изменение динамики и темпа. Аналогичные затруднения возникают у них при необходимости дифференцировать средний и высокий регистры (при этом дети больше пользуются движением, нежели словом).
Связь между средствами музыкальной выразительности и содержанием музыкальных произведений без проведения специальной работы в этом направлении большинством умственно отсталых детей не устанавливается. Однако в процессе целенаправленных занятий отмеченные недостатки могут не только сглаживаться, но даже и устраняться. Дети начинают не только различать контрастные, динамические (громко, тихо) и темповые оттенки, но и отмечать постепенное их изменение. Повышается и качество различения регистров. М. Скьортен считает, что неречевые формы общения, проявляющиеся в искусстве и музыке в частности особенно важны для детей с умственными или физическими недостатками, поскольку они дополняют и наполняют существующий вербальный опыт или заменяют его, если он отсутствует. Они также дают ребенку возможность испытать ощущения, которых в противном случае он лишен. Одной из форм работы с детьми с выраженной умственной отсталостью в плане их музыкального, двигательного, эмоционального и умственного развития могут быть комплексные музыкально-ритмические занятия. Программное содержание работы в этом плане предполагает реализацию следующих направлений на всех годах обучения: · подготовка детей к восприятию музыки; · развитие эмоциональной и двигательной отзывчивости на музыку; · формирование музыкально-ритмических движений; · обучение игре на простых детских музыкальных инструментах. В программе содержание не распределяется по годам обучения. Предполагается, что учитель музыки будет самостоятельно осуществлять отбор содержания по годам обучения с учетом психофизических особенностей и возможностей учеников. В соответствии с задачами музыкально-ритмических занятий учитель может дополнительно использовать разнообразный музыкальный материал, который интересен детям и близок их жизненному опыту (например, современные песни, произведения популярной классической музыки, колокольный звон и др. ).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|