Нервно-артритический диатез
В основе этой аномалии лежат нарушения обмена мочевой кислоты и своеобразная реакция на некоторые продукты питания и другие средовые факторы. У родителей и близких родственников детей с нервно-артритическим диатезом часто отмечаются подагра, мигрень, почечно-желчнокаменная болезнь, функциональные нарушения нервной системы, сахарный диабет. Проявления данного вида диатеза во многом определяются накоплением уратов в организме и кофеиноподобным действием мочевой кислоты на нервную и мышечную ткань. Это объясняется тем, что кофеин и мочевая кислота имеют сходные химические формулы. Клиническая картина. В клинической картине при нервно-артритическом диатезе доминируют два основных синдрома: нервно-психический: · повышенная возбудимость; · хорееподобные гиперкинезы; · тики; · ночные страхи; · эмоциональная лабильность; · ускоренное развитие психики и речи; дисметаболический: · ацетонемические кризы; · извращение аппетита; · анорексия; · медленные прибавки массы тела; · «беспричинные» повышения температуры тела; · транзиторные аритмии; · функциональные шумы; · приглушение тонов сердца. Часто отмечаются болевые симптомы: · коликообразные боли в животе; · явления перитонизма; · дизурические явления; · боли в мышцах-разгибателях; · мигрени; · невралгии; · артралгии, реже артриты. Уже в грудном возрасте нервная возбудимость повышена. Могут отмечаться периоды «беспричинного» возбуждения, беспокойство, снижение аппетита, срыгивания, нарушения сна. В дальнейшем дети активны, проявляют большой интерес к окружающему, у них легко образуются условные рефлексы, но условное торможение и дифференцировка запаздывают. Часто дети чрезмерно возбудимы, капризны. У них бывают ночные страхи, похожие на хорею гиперкинезы, тики, энурез. Ведущий клинический маркер нервно-артритического диатеза – неврастенический синдром. Психическое развитие детей с нервно- артритическим диатезом, как правило, опережает возрастные нормы. Эти дети легко учатся, любознательны, оживлены, эмоциональны. Как правило, в школьном возрасте развиваются уратная нефропатия и боли в суставах.
Очень чувствительны к перекорму, особенно пуринами (пуриновые основания - остатки аминокислот, входящих в состав белков) и жирами, в связи с чем, у таких детей периодически наступает неукротимая ацетонемическая рвота. Запах ацетона при этом ощущается в выдыхаемом воздухе, значительные количества ацетона и ацетоновых тел определяются в моче. Последовательность развития симптоматики при синдроме ацетонемической рвоты таковы: неправильное питание – потеря аппетита – запах ацетона изо рта - повторные рвоты - развитие эксикоза. Диагностика. При биохимическом исследовании крови — повышенное содержание мочевой кислоты (норма для детей до года—0, 14—0, 21 ммоль/л, после года 0, 17-0, 41 ммоль/л). Рецидивы ацетонемических рвот чаще отмечаются в возрасте 1, 5-7 лет (чаще между 3 и 5 годами) и обычно прекращаются к 9-11 годам. Провоцирующими факторами появления ацетонемического синдрома могут быть: · вирусная инфекция; · стресс; · съеденная в больших количествах еда с повышенным содеожанием пуринов, злоупотребление белковой и жирной пищей; · отказ от питья или жидкой еды; · физические и психические перегрузки; · повышенный рвотный рефлекс (который дети, как правило, перерастают к 6–7 годам). Рвоты иногда появляются после коротких продромальных явлений (отсутствие аппетита, раздражительность, негативное поведение, головная боль), но могут появляться неожиданно и повторяться с различными интервалами до 80 раз в сутки. Вначале в рвотной массе — съеденная пища, затем лишь слизь с примесью крови или желчи. При полном отсутствии аппетита и обезвоженности в ответ на прием жидкости тотчас возникает рвота. Симптомы инфекции, как правило, отсутствуют. В тяжелых случаях наблюдается явный кетоацидоз с типичным дыханием Куссмауля, симптомами поражения центральной нервной системы с нарушением сознания вплоть до комы или эпизодами клонико-тонических судорог. Параллельно с потерями электролитов развиваются преходящие вялые параличи или тетанические приступы вследствие гипервентиляции и гипокальциемии.
Профилактика ацетонемического синдрома. Диета. Пациентам не рекомендуются: 1) супы на бульонах, холодец; во время кетонурии мясо вообще исключается из рациона; 2) мясо молодых животных — например, телятину; 3) субпродукты; 4) всё то, где содержится какао, — шоколад, конфеты и «сухие завтраки»; 5) дешевое мороженое (настоящий пломбир можно); 6) цитрусовые и готовые фруктовые соки во время обострения. Необходимо обильное питье (компот из сухофруктов, и минеральная вода без газа, и просто очищенная вода, и готовые электролитные порошки для приготовления растворов (регидрон, хумана-электролит)). Важно компенсировать потери жидкости и электролитов. Например, двухлетний ребёнок должен в таком состоянии выпивать не менее 1, 5 л в сутки. Практически всегда отпоить ребенка очень сложно, а большие объемы выпитой жидкости могут дополнительно провоцировать рвоту. Важно правильно проводить отпаивание - по глотку (или по чайной ложке), но часто - каждые 5 минут, постепенно увеличивая объем: сначала - два глотка, через четыре часа - 3 глотка. Нужен и сорбент (смекта, энтеросгель), но он может усугубить запоры, поэтому надо следить за регулярностью стула. В межкризисный период лечение ацетонемического синдрома направлено на профилактику рецидивов: · соблюдение ребенком режима дня – достаточное пребывание на свежем воздухе, регулярные, строго дозированные физические нагрузки (не переутомляться); · водные процедуры (плавание, контрастный душ, обливание); · продолжительный сон (не менее 8 часов);
· следует избегать гиперинсоляции и нервно-психических перегрузок; · целесообразно сократить время просмотра телевизора и работы с компьютером; · рациональное питание, согласно рекомендациям врача; · седативные средства в виде фитопрепаратов; · заместительная ферментотерапия по назначению врача; · при вторичном ацетонемическом синдроме необходимо проведение противорецидивных курсов лечения основного заболевания. Выполните задание:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|