Альтернативное поведение и выработка искусства сопротивляться
В последние годы значительно возросло число программ профилактики, которые сфокусированы на развитии альтернатив употреблению наркотиков и умении распознавать и сопротивляться давлению, принуждающему к их употреблению. Под развитием альтернатив употребления наркотиков понимается вовлечение в различные продуктивные виды деятельности (например, спорт, различные кружки во время каникул, хобби). В теории эта стратегия кажется разумной, но на практике она не показала конкретной пользы в отношении злоупотребления веществами. С другой стороны, тренировка умения сопротивляться представляется более перспективной. Это обучение включает в себя комбинацию следующих информационных и поведенческих стратегий: -развитие умения решать проблемы и принимать решения; -развитие умения распознавать межличностные и массовые формы агитации, а также умения сопротивляться им; -увеличение самосознания и самоуважения; - обучение искусству справляться с беспокойством и стрессом без использования наркотиков; - улучшение межличностных качеств, таких как умение завести разговор; - развитие твердости, умения выражать неудовольствие излость, а также умение сообщать о своих потребностях; - развитие представления о воздействии наркотиков наздоровье. Обычно в ходе этих программ участников обучают распознавать социальное влияние, ведущее к употреблению наркотиков, а также сопротивляться этим влияниям. К примеру, их учат отказываться от предложений попробовать наркотик, когда оно исходит от сверстников. Часто программы включают умение сопротивляться влиянию лидеров в группе. Одной из самых известных, ориентированных на сопротивление программ, используемых в настоящее время в Америке, является Проект ОАКЕ (обучение сопротивлению употребления наркотиков). Программа Проекта ОАКЕ предназначена для пяти- и шестиклассников, до того, как они перейдут в старшие классы. Программа базируется на предпосылке, что школьников нужно учить распознавать опасность употребления веществ и сопротивляться косвенному и прямому принуждению употреблять наркотики.
Таким же образом, программа обучает студентов распознавать и сопротивляться предложениям сверстников и других поэкспериментировать с наркотиками. Программа включает от 15 до 20 модулей, каждый из которых проводится представителем официальных властей и длится 45-60 минут. Модули посвящены таким темам: искусство отказываться, оценка риска, принятие решения, межличностные качества и искусство общения, критическое мышление, альтернативы употреблению наркотиков. В рамках программы ОАЯЕ добились позитивных результатов в обучении школьников искусству отказаться, хотя пока еще отсутствуют данные о длительном влиянии этих проектов на употребление наркотиков. К сожалению, исторически сложилось, что ни усилие профессионалов, ни направленное финансирование не смогли сделать запрещение наркотиков основной общественной задачей.
ТРЕНИНГОВАЯ ПРОГРАММА "НАВЫКИ ЖИЗНИ" - МОДЕЛЬ ПЕРВИЧНОЙ ПРОФИЛАКТИКИ Профилактика алкоголизма, наркомании, различных форм деструктивных аддикций является актуальной проблемой общества в настоящее время особенно, когда речь идет о молодом поколении, раннем этапе становления и развития личности. Существует два приоритетных направления антинаркотического воспитания - традиционное (дидактические формы подачи информации) и тренинговое. Последнее направление учитывает психологические ресурсы обучаемого, максимально использует их для оптимальной адаптации и выработки стойкой антиаддиктитивной позиции.
В различных адаптивных вариантах ведущей и наиболее эффективной профилактической программой более чем в 30 странах мира признана программа тренинга LIFE SKILLS INTERNATIONAL созданная в середине 80-х годов в США, под руководством доктора Бенджамина Е. Спрангера на базе передовых теорий изменений и моделирования поведения молодых людей. Адаптированный к "местным" Российским условиям вариант программы известен под названием "Навыки жизни". Центральным понятием программы является свобода, ответственность и здоровье. Она предполагает воспитание детей свободными по отношению к внешним обстоятельствам жизни и себе самим. Свобода состоит в возможности занять по отношению к психоактивным веществам ту или иную личностную позицию. Занятия посвящаются проблемам осознания ценностей, построению самоуважения, навыкам распознавания чувств, управлению собой в состоянии стресса, решению конфликтов, умению настаивать на своем. В результате обучения владению собой и обстоятельствами появляется возможность сделать свой выбор, принять или отвергнуть наркотики, сказать им "НЕТ". Предоставление ребенку возможности выбора, признания альтернатив в отношении к психоактивным веществам влечет за собой необходимость принятия ответственности за принимаемые решения и совершаемые поступки. Поэтому в программе большую часть времени занимает обучение принятию решений и формированию понимания возможных последствий тех или иных поступков. Таким образом, антинаркотическая программа ориентирована на саморазвитие, направлена на собственные усилия ребенка стать независимой, ответственной и регулирующей личностью. Обучение приемам саморегуляции охватывает три уровня: мировоззрение, навыки социального поведения и управления психическими состояниями. Ставятся типовые, комплексные задачи по развитию социальной и личностной компетенции, выработки способов предупреждения возможных проблем и навыков самозащиты. Решение каждой из задач предполагает обучение детей нескольким психогигиеническим навыкам. Так, социальная и личностная компетентность невозможна без навыков эффективного общения, критического мышления, принятия решений и адекватной самооценки. Предупреждение проблем достигается посредствам формирования навыков регуляции эмоций, избегания стрессов, решения конфликтов, сопротивления давлению извне. В результате антинаркотическая программа воспитывает человека, который в состоянии осуществлять самосохранительное поведение, противостоять аутодеструкции.
Тренинг "Навыки жизни" Содержание: 1) Знакомство. 2) Установление основных норм в группе. 3) Умение слушать. 4) Виды и формы общения. 5) Умение начинать, поддерживать и прекращать разговор. 6) Агрессивность, неуверенность, поведение с уверенностью в себе. 7) Сопротивление давлению со стороны. 8) Умение сказать "НЕТ". 9) Стресс. Способы борьбы со стрессом. 10)Что такое эмоции. Как справиться с гневом. 11)Критика. Навыки критического мышления. 12)Умение принимать решения. 13)Поведение в конфликтной ситуации, совместное принятие решения. 14)"Я особенный и уважаю себя". 15)Как подружиться. 16)Как поддерживать дружбу. 17)Как пережить потерю друга. 18)Как прервать нежелательную дружбу. 19)Перед тобой незнакомец. 20)Взаимоотношение с родителями. 21)ТУ, видео, компьютерные игры. 22)Умение отвечать за себя. 23)Правильное или не правильное использование медикаментов. 24)Что такое наркотики. 25)Употребление, злоупотребление, болезнь. 26)Табак. Алкоголь. 27)Наркотики. 28)Токсические вещества. 29)Особенности поведения, черты тех, кто употребляет наркотики. Заключительное занятие. Викторина. Теоретическое обоснование заданной тематики ("Навыки жизни")
Многие лица пубертатного возраста (подростки 12-16 лет) испытывают напряжение, тревогу, а порой и страх при встрече с социумом. В легких случаях - это чувство дискомфорта при общении, ощущение замешательства, в более выраженных это паника, фобии (страхи). Эти состояния обозначены специалистами "социофобиями" и особенно ярко проявляются в период становления личности - пубертате. Такие подростки стесняются отвечать на уроках, сидят на задних партах, не могут выступать перед аудиторией - т.е. "зажимаются". Нередко психоактивные вещества - алкоголь, наркотики - являются средствами "'снимающими блокаду", что служит причиной алкоголизации и наркотизации. Эмоционально-коммуникативное "разблокирование" является целью тренинга.
Умение слушать служит одним из важных коммуникативных параметров личности. У многих подростков оно развито слабо, вследствие чего возникают трудности в общении, "коммуникативный вакуум". Умение слушать зависит от таких факторов, как воспитанность, критическая оценка сказанного собеседником, адекватная самооценка и оценка окружающего, имманентное чувство уважения личности, врожденное чувство любознательности, стремление к информированности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|