Игротерапия и ее диагностические, психокоррекционные и психотерапевтические функции. Классификация игротерапевтических методов
Игра – форма деятельности в условных ситуациях. Совершаемые во время игры реальные действия, часто требующие сложной умственной работы, специфических навыков и умений, происходят в ситуации условной реальности, осознаваемой в качестве таковой самим играющим. Й. Хейзинга, предпринявший фундаментальное исследование игры («Человек играющий»), определяет ее как «добровольное действие либо занятие, совершаемое внутри установленных границ места и времени по добровольно принятым, но абсолютно обязательным правилам с целью, заключенной в нем самом, сопровождаемое чувством напряжения и радости, а также сознанием «иного бытия», нежели «обыденная» жизнь». В игре детей и подростков формируется произвольность поведения, подчинение требованию «надо», а не «хочу», снимается познавательный эгоцентризм, когда ребенок начинает учитывать наличие других точек зрения на события и предметы действительности. В игре изменяются и познавательные процессы. Так, развивается знаково-символическая функция сознания как возможность замещения одним предметом другого, использование одного предмета как знака другого, замещение зависит от свойств замещаемого и заместителя. Игра, как правило, имеет моделирующий характер, ведь дети, разыгрывая тот или иной сюжет, воссоздают (моделируют) взаимоотношения взрослых, постепенно переходя от вычленения внешних предметных действий, характерных для взрослого человека, к вычленению спеифики его отношений с другими людьми. В 1936 г. американские ученые Дж. Мид и Р. Линтон сформулировали основные положения ролевой концепции личности. В психологии издавна считалось, что игра является ведущей деятельностью ребенка и подростка, оказывающей существенное влияние на развитие всех сторон его психики и социализацию. Концепция указанных ученых (и развитые затем на этой базе концепции других социальных психологов, психоаналитиков и психотерапевтов – например, Эрика Берна, наиболее известными работами которого являются «Люди, которые играют в игры» и «Игры, в которые играют люди») показывают, что игра, как специфический вид социально направленно деятельности, не менее актуальна для взрослых людей. Игры, в которые «играют» взрослые люди, основываются на ожидании определенного «выигрыша», то есть преимущества, выражающегося не только в материальном, но и психологическом, социальном, культурном приобретениях. Центральным элементом игры является роль, которую берет на себя игрок. В роли всегда есть правило. Постепенно оно начинает выделяться игроком (ребенком или взрослым) как центральный элемент роли.
Таким образом, игра – это «школа социально ориентированного поведения», поскольку в ней всегда есть социальная норма – правило, которому надо следовать. Игра имеет важную роль в социализации индивида, в освоении им социальных норм, коммуникативных приемов. В психотерапии игра используется как метод организации внутригруппового взаимодействия, в ходе которого осуществляется психокоррекция нежелательных форм активности или неадекватной реакции на явления социальной среды. Приведем некоторые примеры игр, преследующих психокоррекционные цели: игра в «самих себя», во «взрослых», в «товарищей». В первом случае сохраняется специфика социального пространства, но у руководителя имеется возможность уточнить, как, по мнению членов группы, должны действовать они в заданных ситуациях. Полезно периодически изменять социальную структуру группы, произвольно меняя ролевые предписания: например, когда один из детей становится «руководителем» и т.п.
С психокоррекционными целями полезно совместно выработать сценарий игры, определить ее перспективы развития, драматургию, определить место импровизации в игре и т.д.). В ходе игры следует наблюдать за ходом исполнения роли (передает ли участник характерные особенности поведения персонажа), элементами, которыми участник обозначает свою роль (ролевая речь, предметные действия, мимика и пантомимика), отличительными особенностями ролевого диалога (степенью его развернутости: отдельными репликами, фразами, длительностью ролевого диалога, направленность реальному или воображаемому партнеру). Симптоматичен и сам характер участия в распределении ролей в группе. Важно, например, кто из участников группы чаще всего руководит распределением ролей, какие роли чаще исполняет участник – главные или второстепенные, как он относится к необходимости выполнять второстепенные роли и др. Большой интерес представляет характеристика игровых действий: степень обобщенности, развернутости, разнообразия, адекватности, согласованности действий с действиями партнера по игре. В игре следует констатировать: выполняют ли правила функцию регулятора игры и правильно ли осознается правило участником, как соотносит игрок выполнение правила со взятой на себя ролью, следит ли за выполнением правил другими участниками, как реагирует на нарушение правил партнерами по игре, как относится к замечаниям партнера по игре по поводу выполнения им правил, каковы способы разрешения конфликтов, возникающих в ходе игры или сознательно моделируемых в игре. Различные источники дают разные классификации игр. В практике социальной работы широкое применение могут найти ситуативно-ролевые игры, сюжетно-ролевые игры, коммуникативные игры.
27.Особенности психосоциальной работы в организациях и учреждениях социального обслуживания
Социальным службам по существу их работы присуща глубокая социальная инициатива. Основы социальной психологии, психотерапии выступают для них в качестве своеобразного фундамента, на котором базируется поиск путей и методических средств социального взаимодействия с клиентами. В то же время, социальный работник и службы не имеют оснований всегда и во всех случаях брать на себя функции специалистов иного профиля. Проблема установления пределов собственной компетентности в конкретной области и отбор случаев, настоятельно требующих обращения за помощью к специалистам стоит здесь достаточно остро.
С другой стороны, степень компетентности социального работника в сфере психотерапии должна быть достаточно высока, поскольку большинство профессиональных коммуникаций, в которые он вступает, так или иначе ориентированы на психологические преобразования в структуре целостной личности. Прежде всего, социальный работник, проводя любые мероприятия, выступает как лидер. Успешность его работы зависит от того, насколько в его психологической структуре развиты качества харизматического лидера, так как именно этот стиль руководства наиболее эффективно способствует развитию у клиентов навыков и умений самопомощи. Социальный работник выступает как социальный психолог. Он стремится понять человека, обратившегося к нему за помощью, помогает ему осознать собственное положение, сильные стороны своей личности, чтобы решить стоящие перед ним проблемы. Социальный работник выступает активной стороной, организующей, удерживающей и развивающей контакты. Он развивает мотивацию социально направленной деятельности клиентов, обогащает самодеятельность личности, корректирует поведение, проводит социально-терапевтическую работу. Социальный работник действует как практический психолог, поскольку содержание и методы его деятельности направлены на решение практических проблем жизнедеятельности его клиентов, обеспечивая успех в сфере выживания, переобучения, перевоспитания. Методы помощи, которые применяет социальный работник поэтому совпадают с теми методами, которые применяются в социальной психологии и психотерапии. Однако поставить знак равенства между психотерапевтом, социальным психологом и социальным работником все-таки нельзя. Разница между социальным работником и специалистом в конкретной области заключается в том, что социальный работник вынужден по роду своей деятельности сталкиваться и решать множество проблем, которые невозможно отнести к какой-либо одной отрасли научного и практического знания. Многополярностьдеятельности неизбежно требует усиления диагностической стороны в подготовке специалиста, с тем, чтобы, установив природу и степень глубины проблемы клиента, можно было бы обратиться к помощи работников специализированных служб.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|