Характеристика психосоциальной работы в разноведомственной сети государственных учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Термин «дети-сироты» относится к лицам в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» относится к лицам в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказаний в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке. Современные воспитанники детских домов в большинстве своем являются жертвами социального сиротства, к чему ведет ослабление семейных уз и распад семьи. Их родители здоровы психически и физически, но они социально депривированные личности. Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов является воспитание у них чувств дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы. Подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, ревнуют к детям, которых выбирают на усыновление и т.п.
Целесообразно организовывать жизнедеятельность воспитанников детских домов с элементами семейной жизни. Целесообразно организовать разновозрастные группы. Жизнедеятельность в них организуется на принципе отношений, характерных для семьи. Центром этой работы выступает формирование чувства социальной защищенности. С этой целью необходимо углублять демократические отношения внутри коллектива детского дома, развивать самоуправление по вопросам, которые доступны детям и соответствуют их уровню воспитанности. Контакты с внешкольными коллективами следует направлять не только по линии материальной помощи, но и на формирование у школьников чувства социальной защищенности, на подготовку их к жизни в обществе, включение их в трудовой процесс, в систему непрерывного образования. В деятельности школы-интерната приобретает особую актуальность принципы практической психологии и педагогики, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности, как-то: начальное профессиональное техническое, художественное, музыкальное образование и творчество. Учебная, трудовая деятельность должна быть нацелена на достижение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности. Каждый школьник получает представление о сильных сторонах своего развития; опираясь на эти качества, дети достигают высокого уровня общеобразовательной и первоначальной подготовки. Разнообразные виды деятельности позволяют учащимся включиться в учебно-трудовой процесс в соответствии с индивидуальными особенностями.
Основной задачей детского дома является социализация воспитанников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: дети должны заботиться о меньших, иметь возможность проявлять уважение к старшим. Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания лечебной помощи, организации досуга. Для углубления социализации детей следует привлекать к доступному производительному труду. 31.Сеть стационарных учреждений для инвалидов и престарелых, детей с ограниченными возможностями и специфика психосоциальной работы в них К настоящему времени создана сеть стационарных учреждений для инвалидов, престарелых и детей с ограниченными возможностями. Отделения дневного пребывания призваны помочь нуждающимся инвалидам и пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. Согласно опросам Министерства труда и социального развития, главными мотивами пребывания в этих отделениях 74% клиентов назвали потребность в общении; 26% – потребность в получении бесплатного обеда; 29% – возможность избавиться от процесса приготовления пищи. В отделениях оказывается доврачебная помощь, предоставляется бесплатное или льготное питание, реализуются мероприятия по трудотерапии (ремесло, рукоделие и др.). Одним из важнейших направлений психосоциальной работы является способствование налаживанию коммуникационных связей клиентов через повседневное общение, совместные праздники, организация культурно-просветительских мероприятий, коллективов художественной самодеятельности, клубов по интересам и т.п. Среди учреждений социального обслуживания инвалидов и пожилых людей особое место занимают дома-интернаты. Дом-интернат является той социальной средой, в которой многие люди живут долгие годы. От организации учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки, отношения персонала, организации культурных мероприятий, медицинской помощи, степени контактов с внешним миром зависит физическое и психическое здоровье пожилого человека. Заметим, что для психологического климата в доме-интернате значимую роль играет количество проживающих и размер помещения. В небольшом доме легче создать обстановку, приближающуюся к условиям обычного квартирного дома, к которому старые люди привыкли, но в большом доме проще организовать культурно-бытовое и медицинское обслуживание в достаточном объеме. В нем легче устанавливаются контакты между живущими, такие дома более экономичны. Дома-интернаты для больных и пожилых людей лучше размещать в пригородных зонах, неподалеку от лесных массивов, связанных с жилыми районами города общественным транспортом.
Важный фактор в обеспечении хорошего психофизического состояния проживающих – профилизация домов, в частности, по профессиональному признаку (например, Дом ветеранов сцены им. А.А. Яблочкиной). Общность интересов и культурных запросов значительно снижает чувство изоляции и помогает лучшей адаптации к новым условиям. Следует указать, что сложной, малоизученной является проблема адаптации пожилого человека к новым условиям в доме-интернате. Необходимость изменить накопленные годами привычки, трансформировать ценностную систему, подчинить свои жизненные интересы и поведение новым условиям и распорядку работы учреждения, иногда невнимательное или, наоборот, навязчивое или излишне покровительственное отношение персонала ухудшают и без того неустойчивое нервно-психическое состояние пожилого человека. Как правило, здесь требуется активная консультационная работа со стороны социальных работников, призванная компенсировать личностные проблемы, связанные с изменением жизненной среды нуждающегося человека. Вопросы подготовки пожилого человека к поступлению в учреждения социального профиля, его информирование об образе жизни в этом учреждении должны быть в центре внимания родственников, врачей и работников социального обеспечения. Необходимо поддержать у пожилого человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую свободу в таких действиях, как выбор соседа по комнате, столу, в праве перевезти в дом-интернат часть любимых вещей и мебели. Это поможет избежать ощущения чрезвычайно резкой перемены жизни и потери самостоятельности.
Одна из новых форм социального обслуживания – развитие сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В соответствии с примерным Положением о специальном доме одиноких пожилых людей, утвержденным Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 г., этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей. Основная цель создания таких домов – обеспечение благоприятных условий проживания престарелых граждан, оказание им социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности. Дома состоят из одно- и двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для облегчения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспеченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.
32.Методы и содержание психосоциальной работы в сети реабилитационных центров для несовершеннолетних с девиантным поведением
В социальных науках девиация, девиантное поведение (от лат. Dēviātio – отклонение), обозначает поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила. Девиантное поведение подразделяется на две группы. 1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют лица с акцентуированными характерами или страдающих некоторыми психическими отклонениями, но в пределах нормы, а также астеники, шизоиды, эпилептоиды и другие психически ненормальные люди (психопаты). 2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании и токсикомании, проституции (от лат. prostitutio – осквернение, обесчещение), бродяжничество, суицидальное поведение и пр. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психической адаптации. Если же девиант совершает преступление (делинквентное поведение), то такое деяние квалифицируется по нормам уголовного законодательства. Применительно к подросткам, фактором стимулирующим девиантное поведение нередко выступает их включенность в малые социальные группы с ситуативно выраженным асоциальным характером поведения.
Психокоррекционная работа должна диагностировать и учитывать ряд особенностей. Например, отношение личности к общественным нормам и собственному поведенческому рисунку: а) личность воспринимает свое (девиантное по сути) поведение как нормальное и соответствующее собственным ценностям и установкам; б) личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует не столько его собственным нормам и ценностям, сколько нормам и ценностям людей из близкого окружения или группе, к которой она стремится; в) личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам. Следует отметить, что девиация на почве психических расстройств в форме акцентуаций возникают у подростков и юношества по ряду причин: 1. Психические расстройства часто обусловлены тем, что к молодому человеку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой «умственной отсталости», т.е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные эмоциональные переживания с отрицательным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах – алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Переходный возраст делает подростка и юношу особенно чувствительными к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Мощным «провокатором» акцентуаций являются психофизиологические процессы, связанные с половым созреванием. Так, ранняя сексуальная жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции. Поскольку у молодых людей сексуальные потребности часто не удовлетворяются, то это приводит к сексуальной озабоченности и фрустрации. 2. Сказываются трудности переходного возраста. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики: перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся и новых черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр. 3. Перестройка «Я-концепции» может сопровождаться рядом личностных расстройств. «Я-концепция» – это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, складывается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности (К. Роджерс). Встречаются глубокие и интенсивные переживания по внешности или личностных качеств, сопровождаемые заниженной самооценкой и самоуничижением или наоборот гипертрофированием собственного личностного начала (супермен). Личностные расстройства проявляются в нескольких формах: отчуждение, деперсонализация, депрессия, локус контроля, бред физического недостатка, синдром философской интоксикации, учебные неврозы или фобии. Известный социальный психолог Р. Мертон высказал мысль, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством. Суицидальное поведение у подростков и юношества часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить правильные жизненные ориентиры. Кроме того, причинами суицида выступают: потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда подросток утрачивает контроль над своим поведением. Наиболее адекватной технологией решения этих задач на психотерапевтическом уровне – является аналитико-преобразующий метод – перевоспитывающая корректировка личности, осуществляемая в следующей последовательности: 1) психологическая диагностика личностных деформаций подростка, выявление их внутренних механизмов, определение уровней психических изменений (индивидуально-психологического, межличностного, личностного), мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы. В результате такой квалификации возможны новое восприятие некоторых практических проблем подростка и предложение своих (не пересекающихся, например, ни с «милицейскими», ни с «родительскими» или «учительскими») подходов к решению проблем; 2) установление на основе проведенного анализа конкретных задач и сфер, в отношении которых показаны профилактические, дидактические и коррекционные воздействия. Иногда нужны лишь простая смена обстановки, включение в новую систему отношений. Тем самым, данный этап работы – это определение того, какие особенности психики данного подростка будут соответствовать представлениям об эффективном влиянии извне; 3) нахождение, разработка и апробация тактических приемов диагностических и коррекционных методик, оптимальных условий, способствующих их реализации. Этот этап одновременно является проверкой предварительных гипотез и выводов, сделанных на первых двух этапах. Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими подростками из групп риска подразумевает изучение причин деформации личности и их истоков; затем социальный работник сосредоточивает свои усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально-психологические патологии. С самого начала нужно учитывать особенности подросткового возраста. «Трудный» подросток, даже на словах высказав готовность «исправиться», не всегда испытывает внутреннюю потребность сделать это. Но уже сам факт его согласия контактировать с социальным работником, его приход, например, в центр психолого-педагогической помощи или спортивную секцию может свидетельствовать о том, что у него зародились сомнения в целесообразности его привычной жизни, смутное желание «что-то предпринять». С психологической точки зрения это еще достаточно неопределенное, диффузное состояние, не всегда адекватно осознаваемое и оцениваемое. Оно не имеет определенного мотива, планов дальнейших действий, понимания того, как с этим «бороться» и нужно ли. И именно психологи и социальные работники должны перевести эти диффузные состояния в качественно иной ранг – полноценную потребность в нормальной жизни как опору и основу для создания подлинной внутренней смысловой установки взамен словесно высказанной, часто подсказанной, продиктованной и навязанной извне. Такого рода задачи могут реализовываться в четыре этапа: первый – мотивационный (создание высокой личностной заинтересованности в предлагаемых психокроррекционных занятиях); второй – ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы – альтернативы, выборы, – потенциально «опредмечивающие» существующее потребностное состояние); третий – установочный (формируются личностно приемлемые для данного подростка мотивы «изменений», например индивидуальные установки «на трезвость», бесконфликтные отношения с матерью); четвертый – деятельностный (разработка для подростка, в частности совместно с социальным работником, развернутых планов и программ организации будущего поведения в рамках определенной деятельности – спортивной, творческой, учебной, трудовой и т.д.). Социальный работник должен предложить подростку попробовать свои силы в разных видах деятельности – от простых контактов со сверстниками в клубе или кружке, на спортивной площадке до сложных и творческих занятий. Подросток должен иметь широкий спектр выбора, чтобы первоначальное диффузное состояние преобразовалось в мотивообразование, а значит, могло бы подвергнуться психокоррекционному воздействию.
Содержание психосоциальной работы в войсках, МЧС, системе МВД с целью психологической поддержки военнослужащих и реабилитации участников военных конфликтов, техногенных и природных катастроф Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими (находящимися в определенном жестком иерархическом служебном ранге), отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты. Отрицательную роль играют социального характера факторы, распространенные в настоящий период. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег. Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил – наличие нескольких статусных систем: · официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.); · «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат и угнетение, унижение новобранцев; · « земляческая » статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке. Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида. Особую группу составляют проблемы участников войн и вооруженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, утратившие полностью или частично здоровье, трудоспособность не пользуются адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов. Во-вторых, это военнослужащие, даже те, которые не получили ранений или соматических болезней в вооруженных конфликтах, но являются носителями так называемого «посттравматического стрессового синдрома». Впервые подобное состояние диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны. Его основные симптомы: слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или самоубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив), негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателями по стране. Психологический стресс приводит к развитию психосоматических заболеваний: язвы, гипертонии, астмы и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны. Аналогичные состояния испытывают и, например, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, лица, получившие физические и психологические травмы в результате природных катастроф. Для устранения охарактеризованных выше и других психотравматических последствий могут быть использованы тренинги, преследующие развитие социальных коммуникаций внутри коллектива и вовне его, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение коллективов, стимулировать формирование личностно-смысловых структур, направленных на позитивную созидательную деятельность. С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технология посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр, тренинги общения и обучения коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другимилюдьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после больших физических и психологических нагрузок. Проведение такой работы возможно также в форме групповойтерапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|