Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характеристика психосоциальной работы в разноведомственной сети государственных учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей




Термин «дети-сироты» относится к лицам в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Термин «дети, оставшиеся без попечения родителей» относится к лицам в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей в связи с отсутствием родителей или лишением их родительских прав, ограничением их в родительских правах, признанием родителей безвестно отсутствующими, недееспособными (ограниченно дееспособными), находящимися в лечебных учреждениях, объявлением их умершими, отбыванием ими наказаний в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, нахождением в местах содержания под стражей, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; уклонением родителей от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, отказом родителей взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений и в иных случаях признания ребенка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке.

Современные воспитанники детских домов в большинстве своем являются жертвами социального сиротства, к чему ведет ослабление семейных уз и распад семьи. Их родители здоровы психически и физически, но они социально депривированные личности.

Стержнем социальной защиты воспитанников детских домов является воспитание у них чувств дружбы и любви, а на их основе готовности к взаимопомощи. Нельзя упускать из виду, что взаимопомощь в группах детского дома сочетается с конкуренцией. Воспитателям следует комплектовать группы с учетом возможности общения, лидерства. Социальная работа призвана придать этому естественному соревнованию цивилизованные формы. Подготовка детей и подростков к семейной жизни протекает на сложном нравственном фоне, поскольку они ревнуют к детям, имеющим родителей, родственников, ревнуют к детям, которых выбирают на усыновление и т.п.

Целесообразно организовывать жизнедеятельность воспитанников детских домов с элементами семейной жизни. Целесообразно организовать разновозрастные группы. Жизнедеятельность в них организуется на принципе отношений, характерных для семьи. Центром этой работы выступает формирование чувства социальной защищенности. С этой целью необходимо углублять демократические отношения внутри коллектива детского дома, развивать самоуправление по вопросам, которые доступны детям и соответствуют их уровню воспитанности. Контакты с внешкольными коллективами следует направлять не только по линии материальной помощи, но и на формирование у школьников чувства социальной защищенности, на подготовку их к жизни в обществе, включение их в трудовой процесс, в систему непрерывного образования.

В деятельности школы-интерната приобретает особую актуальность принципы практической психологии и педагогики, учитывающие индивидуальные особенности детей. В первую очередь целесообразно вовлекать воспитанников в деятельность, интересную для них и вместе с тем обеспечивающую развитие их личности, как-то: начальное профессиональное техническое, художественное, музыкальное образование и творчество.

Учебная, трудовая деятельность должна быть нацелена на дости­жение успеха, что усиливает мотивацию саморазвития личности. Каждый школьник получает представление о сильных сторонах своего развития; опираясь на эти качества, дети достигают высокого уровня общеобразовательной и первоначальной подготовки. Разнообразные виды деятельности позволяют учащимся включиться в учебно-трудовой процесс в соответствии с индивидуальными особенностями.

Основной задачей детского дома является социализация воспи­танников. Для этой цели должны быть расширены мероприятия по моделированию семьи: дети должны заботиться о меньших, иметь возможность проявлять уважение к старшим. Подготовку к семейной жизни целесообразно вести так, чтобы у воспитанников вырабатывались навыки ведения домашнего хозяйства, оказания лечебной помощи, организации досуга. Для углубления социализации детей следует привлекать к доступному производительному труду.

31.Сеть стационарных учреждений для инвалидов и престарелых, детей с ограниченными возможностями и специфика психосоциальной работы в них

К настоящему времени создана сеть стационарных учреждений для инвалидов, престарелых и детей с ограниченными возможностями.

Отделения дневного пребывания призваны помочь нуждающимся инвалидам и пожилым людям преодолеть одиночество, замкнутость. Согласно опросам Министерства труда и социального развития, главными мотивами пребывания в этих отделениях 74% клиентов назвали потребность в общении; 26% – потребность в получении бесплатного обеда; 29% – возможность избавиться от процесса приготовления пищи. В отделениях оказывается доврачебная помощь, предоставляется бесплатное или льготное питание, реализуются мероприятия по трудотерапии (ремесло, рукоделие и др.).

Одним из важнейших направлений психосоциальной работы является способствование налаживанию коммуникационных связей клиентов через повседневное общение, совместные праздники, организация культурно-просветительских мероприятий, коллективов художественной самодеятельности, клубов по интересам и т.п.

Среди учреждений социального обслуживания инвалидов и пожилых людей особое место занимают дома-интернаты. Дом-интернат является той социальной средой, в которой многие люди живут долгие годы. От организации учреждения, его вместимости, расположения, планировки, обстановки, отношения персонала, организации культурных мероприя­тий, медицинской помощи, степени контактов с внешним миром зависит физическое и психическое здоровье пожилого человека. Заметим, что для психологического климата в доме-интернате значимую роль играет количество проживающих и размер помещения. В небольшом доме легче создать обстановку, приближающуюся к условиям обычного квартирного дома, к которому старые люди привыкли, но в большом доме проще организовать культурно-бытовое и медицинское обслуживание в достаточном объеме. В нем легче устанавливаются контакты между живущими, такие дома более экономичны. Дома-интернаты для больных и пожилых людей лучше размещать в пригородных зонах, неподалеку от лесных массивов, связанных с жилыми районами города общественным транспортом.

Важный фактор в обеспечении хорошего психофизического состояния проживающих – профилизация домов, в частности, по профессиональному признаку (например, Дом ветеранов сцены им. А.А. Яблочкиной). Общность интересов и культурных запросов значительно снижает чувство изоляции и помогает лучшей адаптации к новым условиям. Следует указать, что сложной, малоизученной является проблема адаптации пожилого человека к новым условиям в доме-интернате. Необходимость изменить накопленные годами привычки, трансформировать ценностную систему, подчинить свои жизненные интересы и поведение новым условиям и распорядку работы учреждения, иногда невнимательное или, наоборот, навязчивое или излишне покровительственное отношение персонала ухудшают и без того неустойчивое нервно-психическое состояние пожилого человека. Как правило, здесь требуется активная консультационная работа со стороны социальных работников, призванная компенсировать личностные проблемы, связанные с изменением жизненной среды нуждающегося человека.

Вопросы подготовки пожилого человека к поступлению в учреждения социального профиля, его информирование об образе жизни в этом учреждении должны быть в центре внимания родственников, врачей и работников социального обеспечения. Необходимо поддержать у пожилого человека чувство собственного достоинства, предоставить ему большую свободу в таких действиях, как выбор соседа по комнате, столу, в праве перевезти в дом-интернат часть любимых вещей и мебели. Это поможет избежать ощущения чрезвычайно резкой перемены жизни и потери са­мостоятельности.

Одна из новых форм социального обслуживания – развитие сети специальных домов для одиноких пожилых граждан и супружеских пар с комплексом служб социально-бытового назначения. В соответствии с примерным Положением о специальном доме одиноких пожилых людей, утвержденным Министерством социальной защиты населения 7 апреля 1994 г., этот дом предназначается для постоянного проживания одиноких граждан, а также супружеских пар, которые сохранили полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждаются в создании условий для самореализации своих основных жизненных потребностей.

Основная цель создания таких домов – обеспечение благоприятных условий проживания престарелых граждан, оказание им социально-бытовой и медицинской помощи, создание условий для активного образа жизни, в том числе посильной трудовой деятельности. Дома состоят из одно- и двухкомнатных квартир и включают в себя комплекс служб социально-бытового назначения, медицинский кабинет, библиотеку, столовую, пункты заказов на продовольственные товары, сдачу белья в прачечную или химчистку, помещения для проведения культурного досуга и для облегчения самообслуживания проживающих граждан. При таких домах организуются круглосуточно действующие диспетчерские пункты, обеспе­ченные внутренней связью с жилыми помещениями и внешней телефонной связью.

 

 

32.Методы и содержание психосоциальной работы в сети реабилитационных центров для несовершеннолетних с девиантным поведением

 

В социальных науках девиация, девиантное поведение (от лат. Dēviātioотклонение), обозначает поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила. Девиантное поведение подразделяется на две группы.

1. Поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, т.е. наличие у человека явной или скрытой психопатологии. Эту группу составляют лица с акцентуированными характерами или страдающих некоторыми психическими отклонениями, но в пределах нормы, а также астеники, шизоиды, эпилептоиды и другие психически ненормальные люди (психопаты).

2. Поведение, отклоняющееся от морально-нравственных норм человеческого общежития и проявляющееся в различных формах социальной патологии – пьянстве, наркомании и токсикомании, проституции (от лат. prostitutio – осквернение, обесчещение), бродяжничество, суицидальное поведение и пр. Если эти проступки незначительны и не приносят большого вреда общественным отношениям, то лица, совершившие их, подвергаются наказанию по нормам трудового или административного права. Правоохранительные органы в лице милиции и судебных органов применяют к девиантам меры принудительного характера (административный арест, штраф и пр.), а социальные и медицинские службы проводят с ними комплекс мер по социальной и психической адаптации. Если же девиант совершает преступление (делинквентное поведение), то такое деяние ква­лифицируется по нормам уголовного законодательства. Применительно к подросткам, фактором стимулирующим девиантное поведение нередко выступает их включенность в малые социальные группы с ситуативно выраженным асоциальным характером поведения.

Психокоррекционная работа должна диагностировать и учитывать ряд особенностей. Например, отношение личности к общественным нормам и собственному поведенческому рисунку:

а) личность воспринимает свое (девиантное по сути) поведение как нормальное и соответствующее собственным ценностям и установкам;

б) личность одобряет свое поведение, считает, что оно соответствует не столько его собственным нормам и ценностям, сколько нормам и ценностям людей из близкого окружения или группе, к которой она стре­мится;

в) личность оценивает отрицательно свое поведение, считает, что оно не отвечает ее собственным ценностям и установкам.

Следует отметить, что девиация на почве психических расстройств в форме акцентуаций возникают у подростков и юношества по ряду причин:

1. Психические расстройства часто обусловлены тем, что к молодому человеку среда и общество предъявляют непосильные требования в виде усложненных учебных программ в старших классах или высшей школе, что ведет к появлению так называемой «умственной отсталости», т.е. сознательному или бессознательному недовольству чертами своего характера. Если на врожденные отклонения в характере накладываются болезненные эмоциональные переживания с отрицательным знаком, то формируется комплекс неполноценности и как следствие возникает необходимость в искусственных компенсаторах алкоголе, наркотиках, агрессивном поведении. Переходный возраст делает подростка и юношу особенно чувствительными к неблагоприятным воздействиям внешней среды. Мощным «провокатором» акцентуаций являются психофизиологические процессы, связанные с половым созреванием. Так, ранняя сексуальная жизнь и сексуальная невоздержанность может привести либо к аморальным формам поведения, либо к сексуальной немощи в форме импотенции. Поскольку у молодых людей сексуальные потребности часто не удовлетворяются, то это приводит к сексуальной озабоченности и фрустрации.

2. Сказываются трудности переходного возраста. Переход во «взрослую жизнь» сопровождается бурной перестройкой психики: перестраиваются такие важные психические процессы, как мышление, ощущение, восприятие; меняется мир эмоций и чувствований, идет интенсивное формирование и закрепление имеющихся и новых черт характера, в полной мере проявляются черты темперамента, способности, задатки и пр.

3. Перестройка «Я-концепции» может сопровождаться рядом личностных расстройств. «Я-концепция» это устойчивая и неповторимая система представлений индивида о себе, на основе которой он строит свои отношения с окружением и с самим собой. В это время формируется образ собственного «Я» как установка по отношению к самому себе, склады­вается представление о личных качествах, способностях, социальной значимости, внешности (К. Роджерс). Встречаются глубокие и интенсивные переживания по внешности или личностных качеств, сопровождаемые заниженной самооценкой и самоуничижением или наоборот гипертрофированием собственного личностного начала (супермен).

Личностные расстройства проявляются в нескольких формах: отчуждение, деперсонализация, депрессия, локус контроля, бред физического недостатка, синдром философской интоксикации, учебные неврозы или фобии.

Известный социальный психолог Р. Мертон высказал мысль, что если молодой человек не может удовлетворить своих потребностей ни в легальной творческой деятельности, ни в активной противоправной, то он компенсирует эти недостатки такой деятельностью, которая ведет его к саморазрушению как личности. В условиях, когда часть молодежи не имеет возможности для достойного профессионального или личного самовыражения, «уход» в алкоголизм, наркоманию или примитивный секс становится своеобразным компенсаторным средством.

Суицидальное поведение у подростков и юношества часто объясняется отсутствием жизненного опыта и неумением определить правильные жизненные ориентиры. Кроме того, причинами суицида выступают: потеря любимого человека из ближайшего окружения или высокомерно отвергнутое чувство любви; уязвленное чувство собственного достоинства; крайнее переутомление; разрушение защитных механизмов личности в результате алкогольного опьянения, употребления психотропных средств; токсикомания и наркомания; отождествление себя с авторитетным человеком, совершившим самоубийство; состояние фрустрации или аффекта в форме острой агрессии, страха, когда подросток утрачивает контроль над своим поведением.

Наиболее адекватной технологией решения этих задач на психотерапевтическом уровне – является аналитико-преобразующий метод – перевоспитывающая корректировка личности, осуществляемая в следующей последовательности:

1) психологическая диагностика личностных деформаций под­ростка, выявление их внутренних механизмов, определение уровней психических изменений (индивидуально-психологического, межличностного, личностного), мотивационно-потребностной и ценностно-смысловой сферы. В результате такой квалификации возможны новое восприятие некоторых практических проблем подростка и предложение своих (не пересекающихся, например, ни с «милицейскими», ни с «родительскими» или «учительскими») подходов к решению проблем;

2) установление на основе проведенного анализа конкретных задач и сфер, в отношении которых показаны профилактические, дидактические и коррекционные воздействия. Иногда нужны лишь простая смена обстановки, включение в новую систему отношений. Тем самым, данный этап работы это определение того, какие особенности психики данного подростка будут соответствовать представлениям об эффективном влия­нии извне;

3) нахождение, разработка и апробация тактических приемов ди­агностических и коррекционных методик, оптимальных условий, способствующих их реализации. Этот этап одновременно является проверкой предварительных гипотез и выводов, сделанных на первых двух этапах.

Начало профилактической работы с трудновоспитуемыми и другими подростками из групп риска подразумевает изучение причин деформации личности и их истоков; затем социальный работник сосредоточивает свои усилия на том, чтобы воспрепятствовать перерастанию многочисленных последствий дезадаптации в социально-психологические патологии.

С самого начала нужно учитывать особенности подросткового возраста. «Трудный» подросток, даже на словах высказав готовность «исправиться», не всегда испытывает внутреннюю потребность сделать это. Но уже сам факт его согласия контактировать с социальным работником, его приход, например, в центр психолого-педагогической помощи или спортивную секцию может свидетельствовать о том, что у него зародились сомнения в целесообразности его привычной жизни, смутное желание «что-то предпринять». С психологической точки зрения это еще достаточно неопределенное, диффузное состояние, не всегда адекватно осознаваемое и оцениваемое. Оно не имеет определенного мотива, планов дальнейших действий, понимания того, как с этим «бороться» и нужно ли. И именно психологи и социальные работники должны перевести эти диффузные состояния в качественно иной ранг полноценную потребность в нормальной жизни как опору и основу для создания подлинной внутренней смысловой установки взамен словесно высказанной, часто подсказанной, продиктованной и навязанной извне.

Такого рода задачи могут реализовываться в четыре этапа: первый – мотивационный (создание высокой личностной заинтересованности в предлагаемых психокроррекционных занятиях); второй – ориентировочный (вводятся многочисленные мотивы альтернативы, выборы, потенциально «опредмечивающие» существующее потребностное состояние); третий – установочный (формируются личностно приемлемые для данного подростка мотивы «изменений», например индивидуальные установки «на трезвость», бесконфликтные отношения с матерью); четвертый – деятельностный (разработка для подростка, в частности совместно с социальным работником, развернутых планов и программ организации будущего поведения в рамках определенной деятельности спортивной, творческой, учебной, трудовой и т.д.).

Социальный работник должен предложить подростку попробовать свои силы в разных видах деятельности от простых контактов со сверст­никами в клубе или кружке, на спортивной площадке до сложных и творческих занятий. Подросток должен иметь широкий спектр выбора, чтобы первоначальное диффузное состояние преобразовалось в мотивообразование, а значит, могло бы подвергнуться психокоррекционному воздействию.

 

 

Содержание психосоциальной работы в войсках, МЧС, системе МВД с целью психологической поддержки военнослужащих и реабилитации участников военных конфликтов, техногенных и природных катастроф

Человек, проходящий воинскую службу, часто подвергается воздействию неблагоприятных факторов: эмоциональная и физическая перегрузка, воздействие шума, вибрации, химических реагентов, замкнутого пространства, монотония, сенсорная депривация, постоянный вынужденный контакт с другими военнослужащими (находящимися в определенном жестком иерархическом служебном ранге), отсутствие возможности уединения, межличностная напряженность, межличностные конфликты.

Отрицательную роль играют социального характера факторы, распространенные в настоящий период. Так, снижение качества здоровья и интеллекта населения приводит к тому, что на военную службу попадают лица с серьезными соматическими или психическими заболеваниями (с другой стороны, непосильные армейские нагрузки, некачественное питание с выраженным белково-витаминным дефицитом приводят к появлению или обострению у военнослужащих различных заболеваний); рост преступности в обществе, увеличение масштабов наркомании и алкоголизма обусловливают повышение числа преступлений, совершаемых военнослужащими, опасность для самих военнослужащих стать жертвой преступления со стороны своих коллег.

Одна из острых проблем современных российских Вооруженных Сил – наличие нескольких статусных систем:

· официальная (формальная) «уставная» система взаимоотношений, определяемая общим законодательством и ведомственными документами (уставами, инструкциями и т.д.);

· «дедовская» система, т.е. неформальный, но, тем не менее, широко распространенный приоритет старослужащих солдат и угнетение, унижение новобранцев;

· « земляческая » статусная система, в соответствии с которой власть и влияние в воинских коллективах распределяются в зависимости от принадлежности к определенной территориальной или национальной группировке.

Следствием подобного положения являются снижение управляемости воинскими коллективами, падение дисциплины, насилие, которому зачастую подвергаются военнослужащие, распространение суицида.

Особую группу составляют проблемы участников войн и воо­руженных конфликтов, и их реадаптация к мирной жизни. Во-первых, лица, получившие ранения или, утратившие полностью или частично здоровье, трудоспособность не пользуются адекватным уровнем социального обеспечения; они и их семьи имеют целый ряд материальных, финансовых, жилищных, медицинских и социальных проблем, на решение которых ни у них самих, ни у государства в настоящее время не хватает ресурсов.

Во-вторых, это военнослужащие, даже те, которые не получили ранений или соматических болезней в вооруженных конфликтах, но являются носителями так называемого «посттравматического стрессового син­дрома». Впервые подобное состояние диагностировано у американских ветеранов вьетнамской войны. Его основные симптомы: слабость психики, при которой незначительные проблемы воспринимаются как непреодолимые препятствия, толкающие людей на проявление агрессии или са­моубийства, чувство вины перед погибшими (за то, что остался жив), негативное или пренебрежительное отношение к социальным институтам. Причем такие явления со временем не исчезают: психологические проблемы бывших «вьетнамцев» обострились спустя 15-20 лет после окончания войны; среди них на треть больше самоубийств и разводов и наполовину больше больных алкоголизмом и наркоманией по сравнению со средними показателями по стране.

Психологический стресс приводит к развитию психосоматических заболеваний: язвы, гипертонии, астмы и др. Самое болезненное воздействие на участников таких войн оказывают отчужденность общества, развенчание целей и методов войны. Аналогичные состояния испытывают и, напри­мер, участники ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС, лица, получившие физические и психологические травмы в результате природных катастроф.

Для устранения охарактеризованных выше и других психотравматических последствий могут быть использованы тренинги, преследующие развитие социальных коммуникаций внутри коллектива и вовне его, ликвидация межличностной напряженности, конфликтов, сплочение коллективов, стимулировать формирование личностно-смысловых структур, направленных на позитивную созидательную деятельность.

С этой целью применяются конфликтологические процедуры, технология посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр, тренинги общения и обучения коммуникативным навыкам, выявление психологической совместимости. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или сглаживание негативных реакций необходимы в условиях постоянного и вынужденного общения с другимилюдьми. Нужно учить людей смягчать отрицательные черты своего характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует воз­можную агрессию со стороны окружающих, разрешать проблемы на доконфликтной стадии. При помощи аутотренинга военнослужащие могут научиться управлять своими эмоциями, самовосстанавливаться после больших физических и психологических нагрузок. Проведение такой работы возможно также в форме групповойтерапии, т.е. в форме создания групп самопомощи и взаимоподдержки.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...