Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-медицинская работа как вид мультидисциплинарной деятельности




Социальный работник обязан обладать теоретической эрудицией и практическими умениями в области медицины и здравоохранения, поскольку неза­висимо от специализации и места работы он в соответствии со своими служебными обязанностями участвует в решении проблем индивидуального и общественного здоровья.

В современных условиях основные показатели здоровья населения существенно ухудшаются, следовательно, возрастает потребность решения взаимосвязанных задач медицинского и социального характера. Вследствие этого в 90-е гг. в России стала развиваться социально-медицинская работа как качественно новое направление и вид профессиональной деятельности. В соответствии с Основами законодательства Российской Фе­дерации об охране здоровья граждан (1993) под социально-медицинской работой понимается комплекс профилактических, лечебно-диагностических, реабилитационных, протезно-ортопедических и зубопротезных мероприятий, а также меры социального характера, направленных на обеспечение эффективной помощи больным, нетрудоспособным и инвалидам, проводимых на государственном и муниципальном уровнях. Основные сферы, виды и организационные формы этой деятельности зависят как от политики государства в области охраны здоровья населения, так и от современной концепции здоровья и теорий социальной защиты населения.

Социально-медицинская помощь является новым видом мультидисциплинарной профессиональной деятельности медицинского, психолого-педагогического и социально-правового характера, направленной не только на восстановление, но и на сохранение и укрепление здоровья различных групп населения.

Выделяются два типа социально-медицинской работы:

· патогенетическаяработа– это мероприятия по организации социально-медицинской помощи, проведение социально-медицинской экспертизы и социальной работы в отдельных областях медицины и здравоохранения;

· профилактическая– это мероприятия по предупреждению социально зависимых нарушений соматического, психического и репродуктивного здоровья, формированию здорового образа жизни, обеспечению социальной защиты прав граждан в вопросах охраны здоровья и др.

Профилактическая работа подразделяется на два подвида: первичную и вторичную. Задача первичной профилактики – предупреждение развития у человека патологических состояний, т.е. проведение социально-эко­номического анализа, формирование у населения представлений о здоровом образе жизни, активной жизненной позиции по отношению к своему здоровью. Вторичная профилактика направлена на предупреждение дальнейшего прогрессирования болезни и предусматривает комплекс лечебных и профилактических мероприятий, а также решение сопровождающих проблему социальных задач. Например, проводится социально-медицинская экспертиза трудоспособности, определяется трудовой прогноз, изучается влияние социальных факторов (характер трудовой деятельности, экономическое состояние семьи, полноценность и разнообразие питания, обеспеченность пациентов жильем, экономическая и климатогеографическая обстановка местности проживания и т.п.) на здоровье человека. При работе с больным человеком необходимы целенаправленное формирование у него активной жизненной позиции, препятствующей развитию социального иждивенчества, устройство быта, материальная и психологическая поддержка его семьи, его трудоустройство в соответствии с показаниями здоровья. При необходимости осуществляются пере­квалификация, предоставление сокращенной рабочей недели, уменьшение продолжительности рабочего времени и рабочей недели и т.д.

Важные направления профилактической социально-медицинской ра­боты повышение уровня информированности населения в вопросах сохранения здоровья, пропаганда здорового образа жизни, выявление и устранение наиболее важных социальных факторов, оказывающих отрицательное влияние на здоровье человека, психологическая коррекция состояния, патронаж «семей социального риска», помощь в решении правовых проблем, обеспечении их питанием, лекарствами, соблюдение социальных гарантий, определенных Конституцией РФ.

 

Основные понятия, объекты и предмет социально-медицинской работы

Базовые понятия, на которые опирается организация социально-медицинской помощи, – это «здоровье», «образ жизни», «здоровый образ жизни». Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет здоровье как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней и физических дефектов. Человек – продукт и одновременно творец общества и общественных отношений, поэтому невозможно решать проблемы его здоровья без учета широкого спектра социальных факторов. Здоровье находится в прямой зависимости от образа жизни и социальных факторов. В конечном счете, любой аспект социальной работы связан со сбережением здоровья.

Важным критерием оценки здоровья населения является индекс здоровья, то есть доля неболевших на момент исследования (в течение года и т. д.). Кроме того, Учитывается доля лиц с хроническими формами заболеваний, часто и длительно болеющих и др. Сведения о состоянии здоровья (заболеваемости) можно получить на основании проведенных медицинских осмотров, обращаемости населения за медицинской помощью, результатов специальных выборочных исследований, данных о причинах смерти и др.

При оценке здоровья население распределяется по группам здоровья: 1-я группа (здоровые) это лица, которые не имеют жалоб, хронических заболеваний в анамнезе, функциональных отклонений и органических изменений; 2-я группа (практически здоровые) лица, у которых имеются хронические заболевания в стадии стойкой ремиссии, функциональные изменения в органах и системах, не влияющие на их деятельность и трудоспособность; 3-я группа больные хроническими заболеваниями в стадии компенсации, субкомпенсации или декомпенсации.

Образ жизни – ведущий обобщенный фактор, определяющий основные тенденции в изменении здоровья, рассматривается как вид активной жизнедеятельности человека. В структуру образа жизни с его социально-медицинской характеристикой входят:

1) трудовая деятельность и условия труда;

2) хозяйственно-бытовая деятельность (вид жилища, жилая площадь, бытовые условия, затраты времени на бытовую деятельность и др.);

3 ) рекреационная деятельность, направленная на восстановление физических сил и взаимодействие с окружающей средой;

4) социолизаторская деятельность в семье (уход за детьми, престарелыми родственниками);

5) планирование семьи и взаимоотношения членов семьи;

6) формирование поведенческих характеристик и социально-психологического статуса;

7) медико-социальная активность (отношение к здоровью, медицине, установка на здоровый образ жизни).

С образом жизни связывают такие понятия, как уровень жизни (структура доходов на человека), качество жизни (измеряемые параметры, характеризующие степень материальной обеспеченности человека), стиль жизни (психологические индивидуальные особенности поведения), уклад жизни (национально-общественный порядок жизни, быт, культура).

Понятие «здоровый образ жизни» (ЗОЖ) подразумевает активную деятельность людей, направленную на сохранение и улучшение здоровья, как условия и предпосылки осуществления и развития других сторон и аспек­тов образа жизни, на преодоление «факторов риска» возникновения и развития заболеваний, оптимального использования в интересах охраны и улучшения здоровья социальных и природных условий и факторов образа жизни.

Формирование ЗОЖ является главным рычагом профилактики, укрепления здоровья населения через изменение образа жизни, его оздоровле­ние, борьбу с негигиеническим поведением и вредными привычками, а также преодоление других неблагоприятных сторон образа жизни. Пропаганда ЗОЖ важнейшая обязанность всех лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических учреждений и общественных формирований.

Объектами социально-медицинской работы являются различные контингенты лиц, имеющих выраженные медицинские и социальные проблемы (длительно и часто болеющие, социально дезадаптированные, инвалиды, престарелые, дети-сироты, многодетные и неблагополучные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др.), решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятий.

Предметом социально-медицинской работы являются технологии, связанные с анализом, прогнозированием, поиском эффективных средств и методов решения социально-медицинского характера проблем населения. Стремясь создать оптимальные технологии социально-медицинской работы, специалисты разрабатывают базовые модели (стандартные цепочки действий с ожидаемым результатом), которые позволяют обеспечить единство подходов в конкретных ситуациях и видах деятельности и учесть специфику.

36.Цели и задачи социально-медицинской работы

Основной целью социально-медицинской работы является достижение максимально возможного уровня здоровья населения, а также адаптации и функционирования отдельных лиц и социальных групп с физической и психической патологией или неблагополуч­ных в социальном плане.

Для достижения основной цели социально-медицинские службы должны решить круг специфических задач. Вот лишь некоторые из них:

· изучить условия жизни курируемого населения, выявить участки с неполным набором медицинских услуг, а также группы и факторы риска, связанного с повышением уровня и тяжести заболеваемости, факторы, стимулирующие рост социальной напря­женности;

· установить масштабы, необходимые методы, технологии, средства и ресурсы для оказания социальной и медицинской помощи;

· оказать нуждающимся помощь в поиске места в жизни, поддержать их собственные усилия, направленные на улучшение качества жизни;

· разработать и провести мероприятия, направленные на смягчение или предотвращение социальной и психической напряженности, провести профилактику психических срывов, приступов психических и со­матических заболеваний;

· обеспечить здоровый досуг, семейный отдых, способствовать формированию престижности здорового образа жизни у населения;

· обеспечить профилактику травматизма, а при необходимости - оказание первой и неотложной помощи пострадавшим и больным на месте происшествия или при приступе болезни;

· оказать содействие в медицинском страховании, в обеспечении лекарствами, протезами, бытовыми удобствами, общим уходом за больными и предметами этого ухода, отвлекающими средствами и мерами;

· обучить семьи гигиеническим правилам и навыкам ухода за больными, престарелыми, детьми;

· организовать правовую защиту курируемых слоев населения, контроль пенсионного и материального обеспечения;

· противостоять процессам дегуманизации и деморализации обще­ства, принять участие в политической жизни района (в той ее части, которая касается профессиональных задач), в социальном планировании за­стройки и организационных мероприятий обслуживаемого района;

· обеспечить соблюдение санитарно-гигиенических норм, способствовать оздоровлению территориальных, жилищных и экологических условий района в контакте с санэпидемслужбой, ЖЭКами и т.д.

 

37.Деонтология в социально-медицинской работе

Главная цель и ведущее направление в работе всех элементов системы социальных служб состоит в концептуальном, методологическом и мировоззренческом обосновании содержания, технологий, гуманизации жизни общества. Если рассматривать эту проблему в наиболее общем виде, то понятно, что ее реализация возможна лишь при условии духовного, нравственного самосовершенствования человека. Социальной сфере нужен работник качественно новой формации, универсально подготовленный специалист-профессионал, обладающий базовой общей и профессиональной культурой, богатым личностно-творческим потенциалом, основу которого составляют его нравственные качества. Поэтому центральной задачей в подготовке такого профессионала является развитие личности через становление ее интеллекта, нравственных чувств и отношений, воли.

Деонтология (от греч. deontos – должное и logos – учение, наука), представляет собой раздел этики, рассматривающий проблемы долга и должного (термин введен И. Бентамом – 1834 г. для обозначения теории нравственности в целом); в последние годы термин относится к учению о юридических, профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения социального и медицинского работника по отношению к нуждающемуся.

В частности, не овладев этическими знаниями, нельзя сформировать гуманитарную культуру, духовность, фундаментом которых является совокупность общечеловеческих ценностей, профессионально-гуманистических ориентации и качеств личности.

Гуманитарная культура – это нравственно-духовное ядро личности. Однако, духовность без научности также ущербна, как и научность без духовности. Интеллект, воля не могут заменить гуманитарных знаний, стержнем которых является гуманистический компонент, подводящий к осмыслению духовно-нравственных оснований социально ориентированной деятельности, к осознанию сферы своего морального и мировоззренческого самоопределения и самовыражения. Важно не только овладение гуманитарными знаниями, но и формирование эмоционально-ценностного отношения к ним. В синтезе знаний, отношений и воли состоит одно из условий формирования этико-профессиональной позиции социального работника.

Главная задача деонтологии в социально-медицинской работе состоит в формировании у будущих социальных служащих этической культуры, органически сочетающей в себе нравственные идеалы, установки и императивы, нравственные чувства, нравственное сознание, нравственное поведение и систему нравственных отношений, ценностно-важных для социальной деятельности. Она является основой развития рефлексии и средством воспитания у социального работника способности к эффективному выполнению возложенных на него культурно-гуманистических функций, направленных на защиту и развитие личности.

В деонтологии сложились как общие принципы, так и частные, связанные со своеобразием направления работы социального служащего. Например, сложилась деонтология в работе с онкологическими больными, с детьми-сиротами, инвалидами и др.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...