Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовая база социально-медицинской работы




Заказать ✍️ написание работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Основными нормативно-правовыми документами, регламентирующими содержание, направления социально-медицинской работы, являются:

· Декларация прав и свобод человека и гражданина, принятая Верховным Советом РСФСР 22 ноября 1991 г.;

· Конституция РФ, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.;

· Закон РФ «О защите инвалидов в Российской Федерации» от 20 июля 1995 г.;

· Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, принятые Верховным Советом 22 июля 1993 г.;

· Указы Президента РФ «О дополнительных мерах государственной поддер­жки инвалидов» и «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2 октября 1992 г.;

· Постановле­ние Совмина Правительства РФ «О научном и информационном обеспечении проблем инвалидно­сти и инвалидов» от 5 апреля 1993 г.;

· Положение о Министерстве социальной за­щиты населения РФ, утвержденное постанов­лением Совета Министров Правительства РФ от 1 марта 1993 г.

· Концепция развития здравоохранения и медицинской науки в Российской Федерации (одобрена постановлением Правительства РФ от 5 ноября 1997 г. № 1387) и др.

Основным правительственным учреждением, разрабатывающим нормативно-правовую базу социальной защиты является Министерство социальной защиты. Это учреждение:

• осуществляет руководство врачебно-трудовой экспертизой и службой медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов;

• участвует в формировании государственной политики в области градостроительства, обеспечивающей доступность объектов инфраструктуры для инвалидов и престарелых граждан;

• оказывает помощь общественным организациям инвалидов в создании рабочих мест для инвалидов и в их трудоустройстве;

• содействует созданию и развитию специализированных предприятий по использованию труда инвалидов и пенсионеров, развитию надомных видов труда и других форм занятости;

• способствует развитию физической культуры и спортивного движения инвалидов как этапа их социальной реабилитации;

• определяет потребность и осуществляет заказы на производство специальных транспортных средств, приспособлений производственного и бытового характера, других технических средств реабилитации инвалидов и ухода за ними;

обеспечивает организацию протезно-ортопедической помощи населению;

• содействует созданию и совершенствованию деятельности научно-исследовательских, конструкторско-технологических организаций, центров социально-медицинской и профессиональ­ной реабилитации инвалидов и иных организаций, учреждений и предприятий, осуществляющих функции социаль­ной защиты населения и др.

Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в организациях и учреждениях образования

По данным Минздрава РФ 15-30% школьников имеют различные хронические заболевания в начале обучения. Например, уже в начале обучения обнаруживаются различные виды задержки интеллектуального развития: до 30% первоклассников имеют речевые нарушения, у 15-20% наблюдаются нарушения нервно-психической сферы; 30% детей имеют хронические заболевания уха, горла и носа; 2-10% функциональные нарушения сердечно-сосудистой системы, органов зрения; 4-5% – заболевания желудочно-кишечного тракта. У 21,4% школьников выявляется отставание возраста биологического развития от паспортного на 12 года. Опережение возраста биологического развития выявлено у меньшего числа учащихся (6,4%). Эти индивидуальные особенности лежат в основе резких различий напряжения физиологических и психических функций при одинаковой для всех учебной нагрузке.

К моменту окончания школы 45% учащихся имеют те или иные хронические заболевания и 36% функциональные отклонения. Абсолютно здоровыми являются только 20-25% школьников.Поэтомудо 40% выпускников школ имеют те или иные ограничения в выборе профессии по состоянию здоровья; велик процент допризывников с ограничениями к службе в армии. Снижению качественных показателей здоровья в немалой степени способствуют плохая экологическая обстановка (как в природной среде, так и в учреждениях образования, негативные по смыслу установки семьи, но что особенно нужно подчеркнуть – даже характер и особенности труда многих учителей, делающих упор на интенсификацию интеллектуальной деятельности и превышающие реальные возможности детей трудозатраты, приводящие к развитию хронического переутомления. Поэтому часто социально-медицинскому работнику приходится оказывать помощь и поддержку не одному конкретному школьнику, а группе.

Социально-медицинская работа в сфере образования должна быть развернута по следующим направлениям:

1. Разработка критериев здоровья и здорового образа жизни в части, касающейся школьной валеологии.

2. Работа (в том числе и опытно-экспериментальная) в школах и других учреждениях образования и воспитания, на­правленная на формирование новой системы ценностей в представлении учителей о здоровом образе жизни, а также на выработку приемов и навыков саморегуляции поведения при совместной деятельности учителя и уче­ника.

3. Оптимизация режимов обучения в школах и других учреждениях образования и воспитания (исследование физиолого-гигиенических основ учебного режима; разработка физиолого-гигиенических основ физического воспитания, способствующих гармоническому развитию учащихся формирование индивидуального способа и стиля физического самосовершенствования, поиск новых форм обучения.

4. Разработка комплекса мер и методов профилактики заболеваний нервной системы, органа зрения, кардио-респираторной системы, пищеварительного тракта, опорно-двигательного аппарата.

5. Поиск и совершенствование методов врачебно-профессиональной социально-медицинской консультаций, направленных на педагогический коллектив, родителей, школьников.

6. Диагностика проблем социально-медицинского характера, которые испытывают участники образовательного процесса.

7. Организация и координация взаимодействия между различного уровня государственными по статусу и благотворительными организациями, направленного на укрепление, сохранение и реабилитацию здоровья участников образовательной коммуникации и др.

Главная цель – формирование здорового образа жизни всех частников образовательного процесса. Поэтому важное значение в работе имеют нормативные документы, разработанные в структурах Министерства образования, направленные на укрепление и сохранение здоровья детей и молодежи. Например, КОНЦЕПЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИЯ ПСИХОАКТИВНЫМИ ВЕЩЕСТВАМИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ (Приказ Минобразования № 619 от 28.02.2000), поставившая задачу снизить заболеваемость наркоманиями, токсикоманиями и алкоголизмом; снижение медико-социальных последствий злоупотребления психоактивными веществами, а также связанных с этими заболеваниями - инфекционных гепатитов, ВИЧ-инфекций, венерических заболеваний, психических расстройств, суицидов и др.

 

 

Содержание и методика социально-медицинской работы в организациях и учреждениях здравоохранения

 

Социальный работник должен обладать высокой эрудицией и использовать в своей деятельности обширные междисциплинарные знания медицинские, правовые, психологические, философские, экономические, социальные и др. К задачам социальной работы в системе здравоохранения относятся содействие пациенту в повышении его адаптационных ресур­сов в обществе, более полном использовании его физиологического потенциала с учетом состояния здоровья, трудоустройстве, организации доврачебной медицинской помощи и ухода за больными, оказание необходимой социальной помощи умирающим, санитарно-гигиенические мероприятия, санитарное просвещение населения, санитарная помощь инвалидам в обеспечении их санитарным транспортом, различными приспособлениями для выполнения элементарных жизненных навыков.Социальная работа в медицине предназначена для создания и укрепления общественного и индивидуального здоровья, что объединяет ее с медицинской деятельностью.

Социальная работа в медицине многообразна, что определяется многочисленностью нуждающихся в помощи и поддержке социальных групп населения и разнообразием патологических состояний клиентов, выраженностью нарушений функций организма, степенью утраты трудоспособности и работоспособности, а также ролью тех или иных социальных факторов в развитии заболеваний. Специфика социальной работы, так же как и применяемые методы, определяется состоянием здоровья (физического, психического) конкретного клиента, степенью нарушения его адаптационных ресурсов в обществе и возможностью их частичного или полного восстановления.

Подчеркнем, что медико-социальную деятельность, направленную на профилактику заболевания, разделяют на первичную, вторичную и третичную.

Первичная подразумевает формирование у населения представлений о необходимости соблюдения здорового образа жизни, решение целого ряда социальных проблем общества, семьи, индивидуума, достижение определенного уровня экономического развития общества.

Вторичная предусматривает создание определенных социальных условий, позволяющих больному человеку без ущерба для здоровья лучше адаптироваться в социальной среде, быть полезным обществу, почувство­вать себя личностью, а также решение целого ряда других социальных проблем.

Третичная связана с организацией само- и взаимопомощи, помощи престарелым и больным, излечение которых в настоящий период развития медицины оказывается невозможным.

Одна из особенностей социально-медицинского работника учреждения здравоохранения заключается в том, что в своей работе он не ограничивается задачами и возможностями одного ведомства, а руководствуется одновременно медицинскими и социальными нормативными требо­ваниями как основополагающей базой, способствующей сохранению и укреплению здоровья.

Медицинский социальный работник, находящийся в структуре медицинского учреждения, высвобождает лечащего врача от не профильной работы: приема больных, обращающихся для решения медико-социальных вопросов (оформление справок, медицинских карт, выписывание рецептов лекарственных препаратов по социальным показаниям и т.д.).

45.Содержание и методика технологий социально-медицинской работы в армии, правоохранительных органах

Содержание и методика социально-медицинской работы в вооруженных силах и правоохранительных органах во многом опосредуется спецификой их деятельности. Вооруженные силыстраны представляют собой часть структуры государства, на которую возложено (по Конституции) выполнение внешних функций (оборона страны и др.). Современные Вооруженные силы состоят из различных видов войск (сухопутные войска, ВВС, ВМФ и др.), высших органов военного управления, органов тыла и специальных войск. В России Вооруженные силы комплектуются на основе Закона о всеобщей воинской обязанности или на контрактной основе, что также оказывает влияние на содержание социально-медицинской работы.

Если речь идет о призывниках, то практика показывает, что значительное их количество оказывается по состоянию здоровья не соответствующими или не полностью соответствующими нормативным показателям. Деятельность социально-медицинского работника в этих условиях должна быть направлена на диагностику и организацию комплекса оздоровительных мероприятий. Социально-медицинский работник в армии призван обеспечить соответствие бытовых условий, организации труда и отдыха военнослужащих санитарно-гигиеническим нормам.

Поэтому в технологической цепочке социально-медицинской работы должно быть: представление о норме,совокупность диагностическихпроцедур,позволяющих получить объективную информацию о текущем состоянии управляемой структуры.

В соответствии с родом войск и конкретными условиями функционирования определенной воинской структуры (к примеру, климатическими условиями) он обязан установить источники опасности (например, радиация, повышенный уровень шума, вынужденные длительные пребывания в замкнутых пространствах с кондиционированным воздухом и др.), травматизма и обеспечить комплекс мероприятий (как организационного, так и разъяснительного характера), направленных на их предупреждение.

Следует иметь в виду, что отдельное подразделение воинского коллектива чаще всего представляет собой социальную группу, в определенных обстоятельствах склонную к выстраиванию состязательных отношений, на фоне которых увеличивается опасность травматизма.


[1] Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н\Д, 1999. – С. 55-56.

[2] Андреева Г.М. Социальная психология.– М.: Аспект Пресс, 2001. – 384 с.

[3] «Картина мира» играет роль своеобразной доктрины, определяющей особенности социальных действий и взаимодействий человека и социальных групп.

[4] Например, в английском языке нет этого термина и под методологией чаще всего понимается методика.

[5] Хоруженко К.М. Культурология. Энциклопедический словарь. – Ростов н/Д., 1997. – С. 371.

[6] Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2001. – С. 6.

[7] Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы. М., 2001. – С. 3.

[8] Основы социальной работы/ Отв. ред. П.Д. Павленок. М., 2002. – С. 17.

[9] Павленок П.Д. Социальная работа как научная и учебная дисциплина// СОЦИС, 2000, № 9. С. 119-123.

[10] Татарова Г.Г. Методологическая культура в контексте социологического образования// СОЦИС, 2000, № 9. – С. 32-41.

[11] М.В. Фирсов и М.Г. Студенова. Теория социальной работы. С. 9-71.

[12] Под любовью-агапе понимается форма альтруистической любви, не предусматривающая какие-либо отношения обмена, что может быть выражено этической формулой: возлюби ближнего твоего, как самого себя. В этико-религиозных системах выделяется также любовь-эрос то есть форма любви, предусматривающая более или менее эквивалентный обмен между субъектами - духовный, энергетический, материальный и т.п. Весьма интересную и перспективную с социологической точки зрения разработку темы любви в стабильности и созидании социальных систем сделал П.А.Сорокин в своей «Таинственной энергии любви»// СОЦИС, 1995, № 8-9.

[13] Морозов В.В. Реабилитационно-педагогический процесс в образовательных интернатных учреждениях: автореф. дис. ... к.п.н. – М., 2000.

[14]История социальной педагогики. Хрестоматия-учебник/ Под ред. М.А. Галагузовой – М., 2000.

[15]Цит. по: История социальной педагогики. Хрестоматия-учебник/ Под ред. М.А. Галагузовой. М., 2000. – С. 289.

[16] Морозов В.В. Реабилитационно-педагогический процесс в образовательных интернатных учреждениях. – С. 6.

[17] Цит. по: Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы, 2001. – С. 72.

[18] Там же, стр. 77-87.

[19] Григорьев С.И. Смена научных картин мира в социологии// СОЦИС, 2000, N 9. – С. 13-22.

[20] Комплементарность - взаимное соответствие, обеспечивающее взаимодействие, спаривание, соединение. Комплементарные структуры подходят друг к другу как ключ к замку.

[21] Культыгин В.П. Тенденции в европейской социологической теории начала ХХI века (навстречу 5-й Европейской социологической конференции)// СОЦИС, 2001, № 8. – С. 24-25.

[22] Синергетика (от греч. «син» – «со-», «совместно» и «эргос» – «действие») – междисциплинарное направление, которое занимается изучением систем, состоящих из многих подсистем различной природы и выявлением того, каким образом взаимодействие таких подсистем приводит к возникновению пространственных, временных или пространственно-временных структур в макроскопическом масштабе.

[23] Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. Ростов н\Д., 1999. – С. 7.

[24] Там же. С. 71.

[25] Григорьев С.И. Смена научных картин мира в социологии. СОЦИС, 2000, № 9. - С. 15.

[26] Основы социальной работы/ Отв. ред. П.Д. Павленок. – М., 2002. – С. 73.

[27] Волков Ю., Мостовая И. Социология. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – С. 133.

[28] .Григорович Л.А, Марцинковская Т.Д. Педагогика и психология. – М.: Гардарики, 2003. – 480 с.

[29] Берн Э. Игры, в которые играют люди: Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры: Психология человеческой судьбы. – М., 2001.

[30] Блум Г. Психоаналитические теории личности. – М., 1996.

[31] Ядов В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности// Методологические проблемы социальной психологии. – М., 1975. – С. 98.

[32] Сафронов А.Г. Социально-индуцируемые неврозы//Актуальные вопросы философии науки и современных технологий, 1997. – С. 221-234.

[33] Шапиро Д. Невротические стили. М., 2000.

[34] Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М, 1994. – С.23-24.

[35] Там же. С. 29-30.

[36] Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем. Д. А. Леонтьева, М. П. Папуша, Е. В. Эйдмана. – М.: Прогресс, 1990. – 368 с.

[37] Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека. – М., 1994. – С. 152.

[38] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979; Библер В.С.Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. – М., 1991.

[39] То есть познавательно-аналитическая деятельность, обращенная внутрь собственной личности.

[40] Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1965.

[41] Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.– М., 1979. – С. 289.

[42] Бондаревская Е.В., Кульневич С.В.Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания. – Ростов н/Д., 1999. – С. 64.

[43] Библер В.С.Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. – М., 1991. – С. 85.

[44] Произведение понимается М.М Бахтиным как слово, поступок, акт творчества, событие, урок, словом, любой «воплощенный текст».

[45] Бахтин .М.М. Эстетика словесного творчества.– М., 1979. – С. 289.

[46] Бахтин .М.М. Эстетика словесного творчества. – М., 1979. – С. 20.

[47] Там же. С. 92.

[48] Там же. С. 102.

[49] Там же. С. 19.

[50] Онтология (от греч. ontos – сущее и ...логия) - раздел философии, учение о бытии (в отличие от гносеологии учения о познании), в котором исследуются всеобщие основы, принципы бытия, его структура и закономерности.

[51] Библер В.С.Михаил Михайлович Бахтин, или Поэтика и культура. – М., 1991. – С. 299.

[52] Соколов Э.В. Ортега-и-Гассет. Век элитного искусства и массового общества// Человек, № 6, 2002. – С. 78-95.

[53] Субкультура(нем. Subkultur, лат. Sub – ниже, под + нем. Kultur – культура; англ, subculture) – культура социальных групп, объединений в пределах более крупного культур, образования, получившая своеобразную мировоззренческую окраску. Современные субкультуры представляют собой специфический способ дифференциации развитых национальных и региональных культур, в которых наряду с основной, классической тенденцией, существует ряд своеобразных культур, образований как по форме, так и по содержанию отличающихся от ведущей культур, традиции, но в то же время являющихся прямым генетичес­ким порождением последней.

[54] Суслова, Е.П. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления. – М., 1993.– С. 13.

[55] Достаточно сказать, что в вышедшей в 2002 году книге «Технология социальной работы», специальный раздел, посвященный проблемам социальной диагностики, размещен на 13 (!) страницах, в рамках которых детально рассмотреть столь сложную и важную тему, разумеется, невозможно. В работах других авторов часто вообще отсутствуют диагностические разделы, а иногда не встречается даже и упоминаний о социальной диагностике.

[56] То есть разделение труда, основанное на половозрастных и соматических различиях.

[57] Деватко И.Ф. Диагностическая процедура в социологии: очерк истории и теории. – М., 1993. С. 67.

[58] Мы имеем в виду как ресурсы материально-экономического, так организационного и психологического планов.

[59] Алгоритм (алгорифм) (от algorithmi, algorismus, первоначально – лат. транслитерация имени математика аль-Хорезми), способ (программа) решения вычислительных и др. задач, точно предписывающий, как и в какой последовательности получить результат, однозначно определяемый исходными данными.

[60] В социальных науках термин «девиация», «девиантное поведение» обозначает поведение, нарушающее общепринятые в данном обществе нормы и правила.

[61] Основы социальной работы: Учебник / Отв. ред. П. Д. Павленок. – М., 1999. – С. 73-74.

[62] Там же, с. 51.

[63] Здесь мы можем сослаться на интересную, с точки зрения социального работника, книгу: Короленко Ц.П., Дмитриева Н.В. Социодинамическая психиатрия. – Новосибирск, 2001. – 251 с.

[64] Там же, с. 88.

[65] А.Ю. Мордовцев пишет: «Менталитет – это то, что позволяет представителям определенного социума и/или типа цивилизации относительно сходно, единообразно воспринимать окружающую действительность, оценивать ее и действовать в ней в соответствии с определенными сложившимися в обществе установками и стереотипами поведения, «понимая» друг друга, сохраняя, благодаря этому) стабильность и целостность национального (цивилизационного) пространства». Мордовцев А.Ю. Национальный правовой менталитет. Введение в проблему. – Ростов н /Д: Изд-во СКНЦ ВШ, 2002. – С. 14.

[66] Субкультура – система символов, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, отличающих то или иное сообщество или какую-либо социальную группу от культурного большинства данного общества.

[67] Цит. издание, с. 270.

[68] Термин «психодиагностика» происходит от греческого psyche – душа и diagnostikos – способный распознавать.

[69] Дискретность – от лат. discretus – разделенный, прерывистый. Например, дискретное изменение какой-либо величины во времени – изменение, происходящее через некоторые промежутки времени (скачками).

[70] Синкретизм – от греч. synkretismos – соединение – нерасчлененность.

[71] Ряд научных источников указывают на это обстоятельство как на существенный недостаток метода. Мы же считаем, что это такой недостаток, который переходит в достоинство, если соблюдается условие: наблюдатель не должен абсолютизировать собственную позицию, то есть считать ее безусловно правильной и единственно возможной.

[72] Лабунская В.А. Экспрессия человека: общение и межличностное познание. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 608 с.

[73] Леонгард К. Акцентуированные личности. – Киев, 1989. – С. 52.

[74] Тащева А.И.Энциклопедия психологической помощи. – Ростов-на-Дону:Феникс, 2000. – С. 19.

[75]АнастазиА Психологическое тестирование. 7-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – С. 58.

[76] Цит. изд. С. 66.

[77] Горбатенко А.С. Системная концепция психики и общей психологии после теории деятельности. Электронный ресурс: http://kuchaknig.ru/show_book.php?book=43386

[78] Еще знаменитый родоначальник социологии О. Конт, а вслед за ним – и не менее крупный социолог Э. Дюркгейм, указывали, что социология может быть признана научной только тогда, когда она будет опираться на научно установленные (в качественном и количественном отношениях) факты.

[79] Цит. изд. С. 51.

[80] Экстраполяция (от экстра... и лат. polio – приглаживаю, изменяю) – распространение выводов, полученных из наблюдения над одной частью явления, на другую часть его.

[81] Гипотеза – научно обоснованное предположение о структуре социальных объектов, о механизмах их функционирования и развития. Она руководит действиями исследователя на всем протяжении исследования.


Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2022 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.
Поможем в написании
> Курсовые, контрольные, дипломные и другие работы со скидкой до 25%
3 569 лучших специалисов, готовы оказать помощь 24/7