1 Сомнение: Если у изображения нет тени, то разрешено, а если есть, запрещено.
1 Сомнение: Если у изображения нет тени, то разрешено, а если есть, запрещено.
Некоторые говорят, что изображение запрещено только в том случае, если оно имеет форму или выпуклую поверхность, то есть подобно истукану или идолу, а если оно просто нарисовано, не имея выпуклость, разрешено. Также это сомнение преподносят по другому, говоря: если у изображения нет тени, то разрешено, а если есть - запрещено.
Во-первых, я не видел ни у одного учёного такие различия, но есть такое на языках некоторых людей. И опровержение этого сомнения приходит в хадисах, пришедших от Аиши, да будет доволен ею Аллах, где приходит, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), увидел в её комнате занавеску с изображением и сорвал её. Естественно, на занавесках изображение не имеет выпуклой формы, и то же самое в хадисе Джабира ибн АбдиЛляха, приводится у имама Ахмада с достоверным иснадом: " Что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), не зашёл в Каабу, пока не приказал стереть изображения на внутренней стене".
(Усама ибн Зайд рассказывал: “Однажды я вошёл в Ка‘бу к находившемуся там посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), который, увидев изображения на стенах, повелел принести ведро воды. Я принёс ему воды, и он, смывая эти изображения, говорил: «Да погубит Аллах народы, которые изображают то, что они не создавали». (Ат-Табарани 1/130, Ибн Абу Шайба 8/484. См. “ас-Сильсиля ас-Сахиха” 996. )).
Исходя из этого, пришло, что Умар и другие вытаскивали идолов на улицу и разбивали их, либо разбивали их внутри Каабы. А что касается ведра с водой, что этим сотрёшь? Естественно, получается, что они этим стёрли изображения, которые были на стенах. И отсюда мы понимаем, что изображения на стенах или на скатерти не имеют выпуклой формы, поэтому это сомнение не является правильным. Поэтому мы говорим: запрещено любое изображение, имеет оно форму или нет, отдаётся от него тень или не отдаётся.
(Примечание от абу АбдуЛлаха): Был спрошен шейх Ибн Усаймин: " Распространилось выставление изображений - малых и больших - в торговых местах, и это изображения актёров или известных людей. И это для ознакомления с какими-то видами или сортами товаров. И когда мы порицаем их, они отвечают, что у этих фотографий нет трёхмерности (телесности), и поэтому они не запретные, и они не являются подражанием творению Аллаха, ведь они без тени. И они говорят, что они видели вашу фетву, опубликованную в газете " Аль-Муслимун", суть которой в том, что запретно лишь создание телесных изображений, а всё остальное разрешено. Мы надеемся, что вы разъясните этот вопрос. "
Шейх ответил: " Кто приписал нам, что запретное из изображений - только то, у чего есть тень, а остальное не запретно - тот солгал на нас! Я считаю, что не разрешено одевать то, на чём есть изображение, всё равно, это одежда для малолетних или взрослых. И не разрешено иметь изображения для памяти или для чего-то ещё. И исключается из этого лишь то, к чему побуждает крайняя необходимость или нужда, как например паспорт или водительское удостоверение. А Аллах наставляет на прямой путь". Источник: " Маджму' аль-фатауа" 2/269).
2 Сомнение: Запрещены якобы только те изображения, которым могут поклоняться.
Тот истукан, то изображение, которое могут использовать для поклонения, запрещены, а если ты видишь изображение и знаешь, что невозможно, чтобы люди начали ему поклоняться, то оно разрешено.
Например, ты увидишь на одежде маленький рисунок, например маленьких цыплят, и они говорят, что таким маленьким цыплятам никто не будет поклоняться. Или допустим на памперсах и тому подобное. Или ребёнок нарисовал какое-то существо с головой, говорят, этому не будут поклоняться, поэтому это разрешено, а то, чему будут поклоняться, запрещено.
Ответ на это сомнение заключается в том, что нет разницы в этом, будут поклоняться или нет. Потому что шариат запретил в общем все изображения без уточнений, будут им поклоняться или нет. Какой довод на это? Во-первых, все доводы о запрете пришли в обобщённой форме. Как например: " Каждый, кто делает изображения, в огне".
То есть, любой, кто делает изображения, в огне. И не сказано, что только те изображения, которым могут поклоняться, а те, которым не могут, нет. Поэтому мы не имеем права конкретизировать обобщённый текст шариата теми вещами, на которые не пришёл довод в шариате.
И второе, что нужно тут отметить, - причина запрета изображения в Исламе не только в том, что человек потом может ему поклоняться, но также в том, что в этом есть уподобление творению Всевышнего Аллаха. Точно так же, как Всевышний Аллах творит, ты делаешь те существа, в которых есть душа. Поэтому мы говорим, что эта причина существует в любом изображении, делает его человек для поклонения или нет, или будет оно использоваться для поклонения или не нет. В любом изображении, которое ты делаешь, есть схожесть с тем, что создаёт Всевышний Аллах. Поэтому эту причину мы не можем откинуть.
И следующее то, что занавески, которые были в доме посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), или ангел Джибраил (мир ему) увидел статуэтки мужчин, естественно, они не были для поклонения, никто не скажет, что занавески в доме посланника Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), годились для поклонения. Никто не будет поклоняться изображениям, и тем более посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), но, несмотря на это, он приказал их разобрать или уничтожить. Это ответ на это сомнение.
То есть, в Шариате нигде не указано, что запрет изображений связан только с теми изображениями, которым могут поклоняться, а говорит шариат то, что в создании изображений есть уподобление Всевышнему Аллаху в творении. Исходя из этого, любое изображение запрещено. И также это разделение я не видел ни у кого из учёных. Это говорят некоторые люди, когда у них спрашивают, почему так делают. Что касается учёных, они такого разделения не делают. (По крайней мере нам такое не известно, и даже если делают, нет на это довода).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|