Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.3 Рекомендации по созданию личностно-значимого события




«Мне так много дано —

небо, снег, тишина,

Чтобы пить этот час,

словно чашу, до дна» [106].

Наталья Ивановна Карпова

 

Специфика предмета изучения требует уточнения: поскольку личность как орган самостроительства, содержит в себе и субъектную, и объектную составляющие, - человека, создающего личностно-значимое событие, следует называть не сугубо строителем, действующим напрямую и натурально, но режиссёром событийного акта, который выстраивает образовательную среду. Действительно, на субъектную часть личности мы можем влиять лишь опосредствовано, воздействую на принадлежащую ей - объектную, потому воздействие является условным (а не прямым) и обоюдным. Так что в целом, между исследователем (театральным педагогом, собственно режиссёром) и участником события происходит особый тип взаимодействия

Событие позволяет сформировать человеку собственный орган восприятия, который первоначально является социальным, находящимся в пространстве группового взаимодействия (интерпсихическим)[107]. Любой сознательный акт восприятия имеет три составляющие: чувственная ткань, уровень значений и смысл. Таким образом, психолого-педагогическая задача при режиссуре личностно-значимого события состоит в том, чтобы каждый из указанных уровней восприятия в полноте присутствия не удовлетворял прошлой архитектонике личностных смыслов, но «требовал» от личности качественно иного устройства, способствовал переходу на новый уровень развития личностных смыслов[108] (в соответствии с концепцией Б. С. Братуся). Именно из этих предпосылок и строятся нижеприведенные рекомендации.

Сформулируем рекомендации по созданию условий, способствующих становлению личности. Наши рекомендации включают в том числе базовые пожелания, относящиеся к любому психологическому тренингу: создание пространства безопасности, доверия, открытости участников. Без этих условий в целом, исследование человека трудно назвать человеческим исследованием (по предмету).

При исследовании условий становления личности мы пользовались двумя категориальными сетками, а именно, мы рассматривали структуру события как она понимается в театральных практиках (этапы режиссуры события), и как она описывается в психологическо-педагогическом подходе (оптика психологии развития). Выводы из первой мы представили в предыдущем параграфе, подробно представляя структуру события как условия становления личности. Выводы второй связаны с положениями психологии развития, реализуемой в работах Б. Д. Эльконина и В. И. Слободчикова. Борис Даниилович Эльконин выделяет в ситуации развития как качественного перехода (собственно события) три переменные, определяющие условия развития личности: событийность (в театральных практиках об этом говорят как об особом качестве контакта / качестве общения), идеальный образ (его представленность и осуществление) и посредническое действие (как поиск путей причащения и осуществления) [109] .

Качество контакта, очевидно, предполагает эмоциональную и деятельностную составляющие, благодаря которым личность находит себя поначалу относительно Другого, а затем, интериоризируя найденную новую смысловую структуру, как целостность [гештальт], - и тем самым совершает себя, - совершенствуется. Именно особый тип переживаний - эстетические чувства побуждают остановить автоматизм восприятия, способствуя вхождению в событие. Если взять классическое определение катарсиса, то важно отметить, что он происходит посредством действия, а не рассказа, путем сострадания и страха[110]. Здесь выделим первое, что эстетические чувства хотя и относятся к ситуации воображаемой, не являются «имитацией чувства». Они помогают человеку в полноте эмоционально пережить значимые позиции художественного действия, второе, что эстетическое чувство содержит в себе противоположно направленные тенденции, которые позволяют пережить очищение, катарсис [κ ά θ α ρ σ ι ς ] через синтез противоположно-направленных тенденций. Переживший трагедию очищает вместе с чувствами самого себя. Из этого, очевидно, следует, что качеству контакта следует способствовать через выведение на сцену интерпсихического двух и более конфликтующих друг с другом линий, обозначающих в себе единство и борьбу противоречий как основной способ развития во временном мире. Линии эти, обе они, должны быть живыми: их зритель с необходимостью должен сопереживать обеим, находя себя в них, а их в себе, другими словами, идентифицируя себя с героями, осуществляющими эти линии и/или формами смысловых линий как содержания события. Динамика смысловых изменений может запечатлеваться в разных ситуациях: общение; просмотр художественного произведения; обсуждение идеальной или реальной конфликтной ситуации. В любом случае, результат смыслового развития во многом зависит от степени включенности, качества мотивации человека, переживающего изменения и характеризуется как событийность или качество контакта с художественным образом, референтной группой, с идентифицируемым персонажем, персонажем произведения.

В режиссированном нами событии для формирования вышеприведённых условий мы организовали его в три этапа: введение, где устанавливали общее проблемно-смысловое поле, просмотр кинофильма, в котором есть несколько уровней взаимосвязанных конфликтов, - герои, с которыми идентифицируют себя участники, совершают поступки, а затем в фильме зрители наблюдают развитие того или иного пути, по которому пошли герои. Третий этап - групповое обсуждение (безоценочное интервью), в котором происходило означивание чувств, формулирование значений, а затем выявление смысловой наполненности героев и собственных смыслов. Групповое обсуждение, таким образом, являясь процессом выращивания коллективного органа восприятия, неразрывно связано как с жизненным контекстом каждого члена группы, так и контекстом жизни самой группы. На протяжении всего процесса мы способствовали раскрытию участников через продуманные вопросы и собственную конгруэнтность.

Идеальный образ необходим как фактор, способствующий благоприятному, а не деструктивному разрешению невыносимых предыдущей архитектоникой личности условий. Практической рекомендацией для педагога и режиссера является проверка идеального образа соответствием собственным ориентирам: верю ли я сам себе, когда проявляю идеал собой? - Сама постановка вопроса, ставящая, вспоминая Бахтина, меня вне алиби, способствует особенному качеству контакта режиссера события с идеальным, а также с участниками. Если стоит целью изучение идеального образа, который определяется внутри испытуемой художественным событием группы, то следует обратить внимание на то, кого из героев или какую из сцен зритель воспринимает наиболее созвучными себе. Другими словами, с кем участник группы и/или группа в целом себя идентифицирует.

В нашем исследовании с этой целью мы задавали вопросы, инициирующие означивание события, а затем личностное отношение (см. Блоки вопросов 2-6). Заметим, важно, что каждый из участников вносил свой взгляд в целое группы, несводимое к сумме взглядов каждого из участников.

Целью посреднического действия по Б. Д. Эльконину является, как мы писали выше, причащение участников идее и осуществление её в реалии. Заметим, что чем старше субъект становится, тем более он свободен в широте интериоризированных жизненных контекстов, вероятно, с этим связана трудность определения, кто именно является основным фактором личностного изменения. Другими словами, даже в юношеском возрасте можно говорить о том, что источник становления личности необходимо искать внутри себя (ср. с самоопределением Ш. Бюлер). Тем не менее, режиссер событийного акта, как процесса группового, находится в случае нашей театрально-педагогической практики не вне изменяемой личности, но внутри создаваемого личностного бытия. Его задача, обнаруживая систему групповых отношений, способствовать определению личностью собственных смыслов. Подчеркнём, что на этапе открытия новых смыслов внутренняя работа попеременно обращена к четырем контекстам:

· к собственному наличному состоянию смысловой системы (что для меня правильно и неправильно, хорошо и плохо, истинно и ложно),

· к означенному идеальному образу (олицетворяемому культурным героем),

· к наличным Другим,

· к собственным изменениям, сопровождаемым различными чувствами.

Вторая - фаза синтеза[111] состоит в таинственном новообразовании более совершенного, исполненного уровня развития личностных смыслов.

В нашем исследовании мы избегали формулирования смыслов за участников. Инициация формулирования совершалась:

а) предыдущим контекстом события;

б) атмосферой принятия и внимания;

в) вопросами (см. Блок вопросов 6).

Если идеальный образ и качество контакта (событийности) легко увидеть в параграфе 2. 2. на примере реплик и из второго и третьего этапов группового обсуждения, то посредническое действие мы приведём отдельно.

Матвей

- Ну для меня, наверное, нет какого-то образа конкретного..., наверное, «крыша» является основным образом фильма. И образ матери Клавы запомнился. И концовка депрессивная, где он боится, что реально никогда не забудет её.

Ведущий

- А, вот, про семью Клавы, что её семью отличает от других семей?

Матвей

- Ну, необычная семья... Интеллигенция...

Ведущий

- Вроде бы семья Сергея тоже интеллигенция, но сильно отличается от Клавиной. В чем отличие?

Матвей

- Наверное, сами актеры красивые. Яркая, творческая [мама]. Просто, более яркая.

Заметим несколько деталей. Матвей вначале своей речи формулирует мысли кратко, интонации безэмоциональные, поза закрытая. Ведущий способствует личностному раскрытию тем, что активно слушает (базовый элемент), задаёт конкретизирующие вопросы. Для наблюдения эффектов такого способа посреднического действия приведём последнюю реплику Матвея: «Действительно, есть любовь и болезненная влюбленность. Получается, что все любят по-разному. Все виды есть в каждом герое. И мама Клавы любит. И хочет ей хорошего. Хотя и специфически. Я даже не думал, что фильм такой глубокий. В процессе обсуждения столько тем происходило. Открытия совершались в процессе обсуждения»... «Очень глубокий фильм, хотя вначале просто история влюбленности, казалось»... «Начинаю смотреть иначе на все. Думаю, о том, как глубоко».

Речь более эмоциональная, более открытая. И если вначале, Матвей не находит в фильме чего-то, что запомнилось, то в конце приводит параллели, детали, словом, фильм начинает «жить» внутри как система, преобразующая его самого. Матвей находит, что есть разные виды любви. Ведущий размышлял вслух совместно с участником, подбирая точные слова, которые фиксируют конкретные изменения в фильме, а затем Матвей уже сам стал работать этим приемом, обретая глубокие смыслы и совершая открытия. Таким же образом, вся группа находила приемы, которые побуждали их использовать; открытия одного человека способствовали совершению открытий в других. Именно в этом находит себя посредническое действие: совместное изменение в приобщении идеальному, побуждающее осуществлять его собственным образом. Итак, приведем две основные рекомендации, помимо рекомендаций к соблюдению базовых требований.

 

Первой является необходимость обнаружения основного конфликта/ противоречия, внимание к нахождению составляющих его деталей и подробностей, в процессепереживания которых личность исполняется, совершается.

Второй - внимание к собственному внутреннему миру, к собственной личности и её включенность в жизнь группы, к её процессам, ведь каждый групповой акт есть и акт каждого из её участников, без исключения режиссёра.

 

Подводя итоги, вернемся к нашим исследовательским вопросам.

1. Какие изменения производит событие внутри смысловой сферы личности?

Событие является такой ситуацией, которая побуждает личность к качественному изменению системы смыслов. Другими словами, событие изменяет не отдельные смыслы, а систему связей и смысловую иерархию как целое. Иллюстрацией к этому выводу является обсуждение вопросов про значимые эмоциональные ситуации фильма (подробнее см. Приложение 1, блок вопросов 2; 3; 6).

2. Какие существуют особенности у динамической структуры события?

Мы подтвердили, что событие в соответствии с тысячелетним опытом театральной практики, имеет трехчастную структуру, включающую в себя: переживание, осмысление и формирование личного отношения. Это совпадает со сформулированной А. Н. Леонтьевым структурой акта сознательного восприятия. Также особенность динамической структуры связана с тремя переменными, определяющими развитие личности: качество событийности, идеальный образ и посредническое действие.

3. Что необходимо для того, чтобы воспринимать художественное произведение как личностно значимое событие?

Чтобы воспринимать художественное произведение как событие, необходимо, чтобы между сюжетными линиями произведения и участниками художественного события обнаруживались личностные связи, ассоциации, отношения, помогающие идентификации с предложенными героями и рассматриваемой ситуацией в целом. Мы подробно проанализировали это на материале группового обсуждения (подробнее см. С. 48-53).


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...