Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ii Глава. Эмпирическое исследование события как условия развития личности




II ГЛАВА. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОБЫТИЯ КАК УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ

2. 1 Структура и методы исследования

Объект исследования - развитие личности в юношеском возрасте.

Предмет исследования - событие как психологическое условие развития личности в юношеском возрасте.

Исследовательские вопросы:

1. Какие изменения производит событие внутри смысловой сферы личности?

2. Какие существуют особенности у динамической структуры события?

3. Что необходимо для того, чтобы воспринимать художественное произведение как событие?

Задачей эмпирической части нашего исследования раскрыть роль события как психологического условия развития личности в юношеском возрасте. С этой целью мы использовали качественные методы.

Работа состояла из следующих этапов:

1. Выбор методик исследования.

2. Формирование выборки испытуемых.

3. Проведение методик.

4. Обработка и анализ полученных результатов.

Заметим, что предмет нашего исследования требует особенного подхода. Действительно, событие побуждает личность к качественному изменению системы смыслов, - перерождению личности. Обращение к этой области ставит этический вопрос о допустимости экспериментов по созданию события. В культуре есть способ исследования таких процессов. Это обращение к художественным произведениям, которое позволяет через идентификацию с героем произведения искусства, через зрительское сопереживание ему зритель переживает события, и чем более «сильное» по своему эмоционально-чувственному воздействию произведение искусства выбрано, тем более оно способствует переживанию зрителем событий в собственном смысле слова; ведь, «целью искусства является дать ощущение вещи, как видение, а не как узнавание»[99]: остановить автоматизм восприятия. Кроме того, в театральной педагогике существующая серия методик обсуждения произведений одновременно является и формой организации, режиссурой личностно-значимого события[100]. Таким образом, через обращение к искусству мы можем рассмотреть структуру события как акта развития личности, потому методы нашего исследования составили: методика создания личностно-значимого события, которая по форме является безоценочным интервью (модификация В. Рамайя), а также феноменологический анализ.

Выборку нашего исследования составили 8 представителей юношеского возраста трое юношей (18-21 лет) и пять девушек (18-20 лет). В целях конфиденциальности их имена изменены.

 Специфика юношеского возраста состоит в том, что перспективы развития, представления о нормах морали, собственных возможностях, выбор будущего пути уже совершен, однако его перспективы и связь между невоплощенными идеями, идеалами и возможностью их осуществления, наличной ситуацией еще достаточно туманны. Юношеский возраст характеризуется процессом самостановления, процессом индивидуализации (В. И. Слободчиков)[101]. В нашем исследовании мы рассматривали динамику развития представлений [личностных смыслов] о влюбленности, привязанности, любви. В юношеском возрасте уже присутствует некоторый смысло-образ любви, однако он не в достаточной степени конкретно оформлен и выстроен на сцене сознания. В задачи юношеского возраста, как раз и входит эта самая конкретизация смыслов. С помощью инициации личностно-значимого события мы смогли зафиксировать динамику изменения личностных смыслов. В соответствии с возрастными задачами и задачами исследования мы выбрали фильм для просмотра и последующего обсуждения.

Описание методик

До начала значимого события (встреча испытуемых), мы провели анкетирование, основное назначение которого состояло в актуализации смыслов, находящих себя во влюблённости, привязанности, любви. Анкета состояла из следующих заданий:

1. Перед вами несколько высказываний о любви. Пожалуйста, прочитайте их и пронумеруйте в последовательности высказывания, с которым Вы в наибольшей степени согласны (1) до того, которое вызывает у Вас несогласие, сомнение (10).

2. Напишите, пожалуйста, почему вы выбрали именно то высказывание, которое вы выбрали в качестве наиболее совпадающего с вашем мировоззрением.

3. Напишите, пожалуйста, почему вы выбрали то высказывание, которое вы выбрали в качестве наименее совпадающего с вашем мировоззрением.

Затем мы инициировали личностно-значимое событие через просмотр фильма «В моей смерти прошу винить Клаву К». Это произведение мы выбрали, поскольку темы, поднимаемые в нем актуальны для юношеского возраста. В фильме поднимается проблема неразделенной любви, личностного роста, дружбы, предательства, детско-родительских отношений и вхождения в мир взрослых. Все эти темы являются для участников личностно-значимыми. Закончив просмотр кинофильма «В моей смерти прошу винить Клаву К», мы провели его обсуждение.

Интервью – один из самых часто используемых качественных методов в психологических исследованиях[102]. Существует несколько типов интервью. В нашем исследовании мы использовали метод безоценочного интервью. Методика разработана сотрудниками кафедры культурологии и эстетического образования МИОО в середине 1980-х[103]. Зарекомендовав себя как эффективная методика, она используется специалистами различных направлений и по сей день. Безоценочное интервью, используемое в нашем исследовании, модифицировано В. Рамайя.

Для создания атмосферы доверия и безопасности, необходимых для личностно-значимых событий, тренингов и психологических методик в целом, перед началом просмотра фильма, нами было организовано неформальное знакомство с чаепитием. Все участники задавали друг другу вопросы, возникающие спонтанно. Начиная от более общих в сторону более личных, личностно-значимых. Эта часть характеризовалась периодами шутливых высказываний, иногда смеха (снимающего напряжение), внимательного слушания и моментами тишины (погружающими на более личностный уровень).

Затем происходил совместный просмотр кинофильма «В моей смерти прошу винить Клаву К», во время которого по специальной таблице исследователем вносились заметки невербальных проявлений участников и произносимые ими междометия.

После просмотра фильма участники встречи сели в круг, мизансцену, предполагаемую методикой безоценочного интервью. Вопросы безоценочного интервью состояли из следующих блоков:
1. Вопрос на пробуждение эмоциональной памяти. Закройте глаза (по-честному), какая картинка, (звук, текст и т. д. ) всплывают у вас в памяти в первую секунду, когда произносят: «в моей смерти прошу винить Клаву К»?

2. Вопросы на легализацию и слив негативных эмоций: Какие сцены в фильме вызывали у вас было сопротивление? С чем бы вы поспорили? Что вас откровенно раздражало?

3. Вопросы на осознание художественного образа. Какую роль в фильме играла музыка? Что бы было, если бы были исключены юмористические сцены, если бы не было юмора в этом фильме?

1. Вопросы на пробуждение позитива и разрешение эмоциональной реакции. Например: где искренно смеялись? Где хотя бы улыбались?

2. Вопросы, инициирующие внимание на личностное измерение: был ли кто-то, кто значимо изменился за действие фильма? Как вы к относитесь изменениям героя(ев)? Кто изменился больше остальных, кто не изменился?

3. Вопросы про отношение к любви: был ли кто-то в фильме, кто любил? Изменилось ли отношение героев к любви в начале фильма и в конце? Если да, то у кого оно изменилось и как? Чьё отношение к любви из героев вам наиболее импонирует и почему?

Также участникам задавались уточняющие вопросы.

 

На следующий день после просмотра фильма с групповым обсуждением участников попросили ответить на вопрос, который позволил зафиксировать предполагаемую динамику развития личностных смыслов в сторону конкретизации уже имеющихся смысло-образов любви, привязанности, влюбленности. Полученные ответы, как мы увидим далее, подтверждают данное предположение:

Напишите, пожалуйста, изменился ли ваш взгляд на любовь. Если да, то как, а если нет, то почему.

 

После расшифровки безоценочного интервью и данных анкет респондентов, с помощью феноменологического анализа мы «конденсировали» смыслы, в соответствии с этапами создания личностно-значимого события. Данный метод позволяет сфокусировать внимание на субъективных переживаниях, интерпретации мира интервьюируемого и описать их.

 


Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...