Тема 3. Документы, учетные регистры и формы бухгалтерского учета
Краткий план лекции: 3.1. Бухгалтерские документы, их назначение и требования к заполнению. 3.2. Классификация бухгалтерских документов. 3.3. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета.
Бухгалтерские документы, их назначение и Требования к заполнению Одним из обязательных требований, предъявляемых к организации бухгалтерского учета, является сплошное и непрерывное документальное оформление всех совершаемых хозяйственных операций. Таким образом, как элемент бухгалтерского учета документация представляет собой способ сплошного и непрерывного отражения хозяйственных операций с целью сбора информации, требующейся для ведения текущего бухгалтерского учета и контроля за ними. Бухгалтерский документ – это бумажный или машинный носитель информации, дающий право на совершение хозяйственной операции или подтверждающий факт ее исполнения. Для наличия доказательной силы любой бухгалтерский документ должен быть составлен в порядке, предусмотренном законом и удостоверять юридический факт совершения операции. Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или, если это невозможно, непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основе первичных документов могут составляться сводные учетные документы. Ответственность и контроль за проводимыми хозяйственными операциями и регистрацию их в первичных документах несет руководитель организации. Несвоевременное оформление или не оформление произведенных операций закономерно приводит к ошибкам в бухгалтерском учете и зачастую влечет за собой применение финансовых санкций по отношению к организации за нарушение платежной дисциплины и порядка расчетов с бюджетом.
Значение документов также велико для предварительного и последующего контроля за эффективностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, деятельностью материально-ответственных лиц. Бухгалтерская документация имеет оперативное значение, так как она используется для передачи распоряжений руководителей исполнителям, то есть применяется для руководства хозяйственной деятельностью. Документы являются письменным свидетельством при рассмотрении исков и претензий в судах. Важную роль играют документы в контроле за сохранностью собственности. Формы первичных учетных документов утверждает руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Следует отметить, что Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит требования о необходимости составления документов по унифицированным формам. Первичные документы признаются доказательными, если они содержат следующие обязательные реквизиты (элементы документа): § наименование документа; § дату и место его составления; § наименование организации, от имени которой составлен документ; § содержание и количественное измерение хозяйственной операции (в натуральном и денежном измерителях); § наименование должностей лиц, ответственных за совершение и оформление хозяйственной операции, их личные подписи. В первичные документы внесение поправок, не подтвержденных участниками хозяйственной операции, не допускается. В денежных документах исправления не допускаются вообще. Для выполнения всех указанных функций система документальной регистрации хозяйственных операций должна отвечать следующим требованиям: 1) своевременное, точное и обоснованное отражение всех учитываемых объектов в документах; 2) простота регистрации и обработки первичной информации;
3) приспособленность носителей первичной информации к способам ее последующей обработки; 4) рациональная организация и минимальные затраты на ведение первичного учета. Составление первичных бухгалтерских документов в их дальнейшая обработка – это трудоемкий процесс, на который затрачивается большое количество рабочего времени бухгалтерской службы. Документы, оформляющие хозяйственные операции, представляют собой типографские бланки, заполняемые вручную или автоматизированным способом (как правило, в нескольких экземплярах). В настоящее время все более широкое распространение получает автоматизация учета в целях сокращения трудоемкости выполняемых работ. Классификация бухгалтерских документов В каждой организации ежедневно совершается большое количество разнообразных хозяйственных операций, требующих оформления различными формами первичных учетных документов. В целях обеспечения правильности их применения необходима классификация первичных документов по однородным признакам. В настоящее время для различных целей используются следующие группировки бухгалтерских документов: Таблица 3.1 – Классификация бухгалтерских документов
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|