Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 3. Документы, учетные регистры и формы бухгалтерского учета




 

Краткий план лекции:

3.1. Бухгалтерские документы, их назначение и требования к заполнению.

3.2. Классификация бухгалтерских документов.

3.3. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета.

 

Бухгалтерские документы, их назначение и

Требования к заполнению

Одним из обязательных требований, предъявляемых к организации бухгалтерского учета, является сплошное и непрерывное документальное оформление всех совершаемых хозяйственных операций. Таким образом, как элемент бухгалтерского учета документация представляет собой способ сплошного и непрерывного отражения хозяйственных операций с целью сбора информации, требующейся для ведения текущего бухгалтерского учета и контроля за ними. Бухгалтерский документ – это бумажный или машинный носитель информации, дающий право на совершение хозяйственной операции или подтверждающий факт ее исполнения. Для наличия доказательной силы любой бухгалтерский документ должен быть составлен в порядке, предусмотренном законом и удостоверять юридический факт совершения операции.

Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или, если это невозможно, непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основе первичных документов могут составляться сводные учетные документы. Ответственность и контроль за проводимыми хозяйственными операциями и регистрацию их в первичных документах несет руководитель организации. Несвоевременное оформление или не оформление произведенных операций закономерно приводит к ошибкам в бухгалтерском учете и зачастую влечет за собой применение финансовых санкций по отношению к организации за нарушение платежной дисциплины и порядка расчетов с бюджетом.

Значение документов также велико для предварительного и последующего контроля за эффективностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, деятельностью материально-ответственных лиц. Бухгалтерская документация имеет оперативное значение, так как она используется для передачи распоряжений руководителей исполнителям, то есть применяется для руководства хозяйственной деятельностью. Документы являются письменным свидетельством при рассмотрении исков и претензий в судах. Важную роль играют документы в контроле за сохранностью собственности.

Формы первичных учетных документов утверждает руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Следует отметить, что Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит требования о необходимости составления документов по унифицированным формам.

Первичные документы признаются доказательными, если они содержат следующие обязательные реквизиты (элементы документа):

§ наименование документа;

§ дату и место его составления;

§ наименование организации, от имени которой составлен документ;

§ содержание и количественное измерение хозяйственной операции (в натуральном и денежном измерителях);

§ наименование должностей лиц, ответственных за совершение и оформление хозяйственной операции, их личные подписи.

В первичные документы внесение поправок, не подтвержденных участниками хозяйственной операции, не допускается. В денежных документах исправления не допускаются вообще.

Для выполнения всех указанных функций система документальной регистрации хозяйственных операций должна отвечать следующим требованиям:

1) своевременное, точное и обоснованное отражение всех учитываемых объектов в документах;

2) простота регистрации и обработки первичной информации;

3) приспособленность носителей первичной информации к способам ее последующей обработки;

4) рациональная организация и минимальные затраты на ведение первичного учета.

Составление первичных бухгалтерских документов в их дальнейшая обработка – это трудоемкий процесс, на который затрачивается большое количество рабочего времени бухгалтерской службы. Документы, оформляющие хозяйственные операции, представляют собой типографские бланки, заполняемые вручную или автоматизированным способом (как правило, в нескольких экземплярах). В настоящее время все более широкое распространение получает автоматизация учета в целях сокращения трудоемкости выполняемых работ.

Классификация бухгалтерских документов

В каждой организации ежедневно совершается большое количество разнообразных хозяйственных операций, требующих оформления различными формами первичных учетных документов. В целях обеспечения правильности их применения необходима классификация первичных документов по однородным признакам. В настоящее время для различных целей используются следующие группировки бухгалтерских документов:

Таблица 3.1 – Классификация бухгалтерских документов

№ п/п Классификационный признак Группы бухгалтерских документов Краткая характеристика групп Примеры
1. По способу заполнения заполняемые автоматизированным способом полностью заполняются автоматизированным способом любые документы
заполняемые вручную полностью заполняются от руки любые документы
2. По месту составления внутренние служат для оформления внутренних операций кассовые ордера, акты
внешние поступают от других организаций и лиц счета-фактуры
3. По числу учитываемых операций многострочные содержат две или более учетных позиций платежные ведомости
однострочные содержат одну учетную позицию кассовые ордера
4. По способу охвата операций разовые используются для отражения нескольких однородных операций, осуществляемых одновременно кассовые ордера
накопительные предназначены для регистрации накапливания однородных хозяйственных операций, совершенных в разное время лимитно-заборные карты
5. По порядку отражения операций сводные служат для обобщения первичных данных ведомости
первичные составляются в момент совершения операции кассовые ордера, чеки
6. По содержанию хозяйственных операций материальные отражают движение товарно-материальных запасов накладные
расчетные служат для оформления расчетных операций акты, счета-фактуры
денежные используются для оформления операций с наличными и безналичными средствами кассовые ордера
7. По назначению распорядительные содержат распоряжение или разрешение на осуществление хозяйственной операции доверенность, платежное поручение
оправдательные подтверждают факт совершения операции акты, накладные
бухгалтерского оформления заполняются в учетных целях ведомости, справки
комбинированные сочетают одновременно разрешительный и оправдательный характер авансовые отчеты, кассовые ордера

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...