Тема 3. Документы, учетные регистры и формы бухгалтерского учета
Краткий план лекции:
3.1. Бухгалтерские документы, их назначение и требования к заполнению.
3.2. Классификация бухгалтерских документов.
3.3. Учетные регистры и формы бухгалтерского учета.
Бухгалтерские документы, их назначение и
Требования к заполнению
Одним из обязательных требований, предъявляемых к организации бухгалтерского учета, является сплошное и непрерывное документальное оформление всех совершаемых хозяйственных операций. Таким образом, как элемент бухгалтерского учета документация представляет собой способ сплошного и непрерывного отражения хозяйственных операций с целью сбора информации, требующейся для ведения текущего бухгалтерского учета и контроля за ними. Бухгалтерский документ – это бумажный или машинный носитель информации, дающий право на совершение хозяйственной операции или подтверждающий факт ее исполнения. Для наличия доказательной силы любой бухгалтерский документ должен быть составлен в порядке, предусмотренном законом и удостоверять юридический факт совершения операции.
Первичные документы должны быть составлены в момент совершения операции или, если это невозможно, непосредственно после ее окончания. Для контроля и упорядочения обработки данных на основе первичных документов могут составляться сводные учетные документы. Ответственность и контроль за проводимыми хозяйственными операциями и регистрацию их в первичных документах несет руководитель организации. Несвоевременное оформление или не оформление произведенных операций закономерно приводит к ошибкам в бухгалтерском учете и зачастую влечет за собой применение финансовых санкций по отношению к организации за нарушение платежной дисциплины и порядка расчетов с бюджетом.
Значение документов также велико для предварительного и последующего контроля за эффективностью использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов организации, деятельностью материально-ответственных лиц. Бухгалтерская документация имеет оперативное значение, так как она используется для передачи распоряжений руководителей исполнителям, то есть применяется для руководства хозяйственной деятельностью. Документы являются письменным свидетельством при рассмотрении исков и претензий в судах. Важную роль играют документы в контроле за сохранностью собственности.
Формы первичных учетных документов утверждает руководитель организации (ч. 4 ст. 9 Закона № 402-ФЗ). Следует отметить, что Закон № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» не содержит требования о необходимости составления документов по унифицированным формам.
Первичные документы признаются доказательными, если они содержат следующие обязательные реквизиты (элементы документа):
§ наименование документа;
§ дату и место его составления;
§ наименование организации, от имени которой составлен документ;
§ содержание и количественное измерение хозяйственной операции (в натуральном и денежном измерителях);
§ наименование должностей лиц, ответственных за совершение и оформление хозяйственной операции, их личные подписи.
В первичные документы внесение поправок, не подтвержденных участниками хозяйственной операции, не допускается. В денежных документах исправления не допускаются вообще.
Для выполнения всех указанных функций система документальной регистрации хозяйственных операций должна отвечать следующим требованиям:
1) своевременное, точное и обоснованное отражение всех учитываемых объектов в документах;
2) простота регистрации и обработки первичной информации;
3) приспособленность носителей первичной информации к способам ее последующей обработки;
4) рациональная организация и минимальные затраты на ведение первичного учета.
Составление первичных бухгалтерских документов в их дальнейшая обработка – это трудоемкий процесс, на который затрачивается большое количество рабочего времени бухгалтерской службы. Документы, оформляющие хозяйственные операции, представляют собой типографские бланки, заполняемые вручную или автоматизированным способом (как правило, в нескольких экземплярах). В настоящее время все более широкое распространение получает автоматизация учета в целях сокращения трудоемкости выполняемых работ.
Классификация бухгалтерских документов
В каждой организации ежедневно совершается большое количество разнообразных хозяйственных операций, требующих оформления различными формами первичных учетных документов. В целях обеспечения правильности их применения необходима классификация первичных документов по однородным признакам. В настоящее время для различных целей используются следующие группировки бухгалтерских документов:
Таблица 3.1 – Классификация бухгалтерских документов
№ п/п
| Классификационный признак
| Группы бухгалтерских документов
| Краткая характеристика групп
| Примеры
|
1.
| По способу
заполнения
| заполняемые автоматизированным способом
| полностью заполняются автоматизированным способом
| любые
документы
|
заполняемые вручную
| полностью заполняются от руки
| любые
документы
|
2.
| По месту
составления
| внутренние
| служат для оформления внутренних операций
| кассовые
ордера, акты
|
внешние
| поступают от других организаций и лиц
| счета-фактуры
|
3.
| По числу
учитываемых операций
| многострочные
| содержат две или более учетных позиций
| платежные ведомости
|
однострочные
| содержат одну учетную позицию
| кассовые
ордера
|
4.
| По способу
охвата операций
| разовые
| используются для отражения нескольких однородных операций, осуществляемых одновременно
| кассовые
ордера
|
накопительные
| предназначены для регистрации накапливания однородных хозяйственных операций, совершенных в разное время
| лимитно-заборные карты
|
5.
| По порядку
отражения
операций
| сводные
| служат для обобщения первичных данных
| ведомости
|
первичные
| составляются в момент совершения операции
| кассовые
ордера, чеки
|
6.
| По содержанию хозяйственных операций
| материальные
| отражают движение товарно-материальных запасов
| накладные
|
расчетные
| служат для оформления расчетных операций
| акты, счета-фактуры
|
денежные
| используются для оформления операций с наличными и безналичными средствами
| кассовые
ордера
|
7.
| По назначению
| распорядительные
| содержат распоряжение или разрешение на осуществление хозяйственной операции
| доверенность, платежное поручение
|
оправдательные
| подтверждают факт совершения операции
| акты,
накладные
|
бухгалтерского оформления
| заполняются в учетных целях
| ведомости, справки
|
комбинированные
| сочетают одновременно разрешительный и оправдательный характер
| авансовые отчеты, кассовые ордера
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: