Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

3. Тексты лекций или фрагменты первоисточников




Экспертиза и оценка качества образования. Востребованность экспертизы в образовании:

- Неопределенность внешних условий развития образования (в традиционном образовании – основной источник норм).

- Постоянные изменения в обществе – переформатирование норм, нормотворчество.

- Развитие рынка труда – динамика норм образования

- Расширение круга заказчиков на образование – рост и разнообразие норм образования.

- Экспертиза – эффективный инструмент оформления и институциализации изменений (инициатив).

Цели экспертизы в образовании:

1. Понимание авторского замысла инициативы.

2. Оценка инициативы (соотнесение с существующими нормативными моделями).

3. Превращение инициативы в ресурс образования.

4. Организация поддержки для институциализации инициативы.

В содержание экспертизы входят следующие виды экспертиз:

- Экспертиза учебных планов, образовательных программ, расписания учебных занятий, инноваций, методических разработок, пособий.

- Построение профессиограммы.

- Экспертиза научных исследований.

- Экспертный прогноз (оценка ожидаемого развития ситуации; оценка альтернативных вариантов управленческих решений и т. д. ).

- Оценивание и диагностика состояния различных систем.

Достоинства:

- экономичность,

- хорошая репрезентативность данных.

Недостатки:

- субъективные ошибки,

- сложность обработки результатов,

- трудность подбора экспертов.

Этапы проведения экспертизы.

Первый этап. Целеполагающий:

- Формулировка задачи экспертизы;

- Определение ее специфических особенностей;

- Выделение критериев и показателей экспертизы;

- Выбор типа экспертизы.

Второй этап. Проектирующий:

- Как?

- Кто?

- Когда?

- Где?

- Зачем?

Третий этап. Статистический:

- Собираются сведения об объекте экспертизы и его окружении.

- Проводится систематизация полученных данных и их дальнейшая оценка.

Четвертый этап. Оценочный:

 - Обсуждаются решения по рассматриваемому объекту;

- Выносится экспертное заключение.

Мониторинг качества образования.

Появление понятия «мониторинг» связано со становлением и развитием информационного общества, которое нуждалось в объективных и субъективных сведениях о состоянии тех или иных объектов и структур. Проблема получения качественной, объективной информации в области педагогической деятельности приобрела важное значение, поскольку начала формироваться социальная база потребителей такой информации: во-первых, педагогический работник для самооценки профессиональной деятельности и оценки достижений детей с целью корректировки педагогических воздействий; во-вторых, руководящий работник для определения стратегии развития образовательного учреждения, для оценки качества работы педагогов и корректировки многообразных управленческих решений.

В этой связи именно мониторинг становится реально действенным механизмом определения эффективности образовательного процесса.

Само понятие «мониторинг» представляет интерес с точки зрения его теоретического анализа, так как не имеет однозначного толкования. Это достаточно обычная ситуация, которая объясняется несколькими обстоятельствами: мониторинг используется в рамках различных сфер практической и научной деятельности – как в сфере науки, так и в сфере практики; мониторинг может рассматриваться и как способ исследования реальности, и как способ прогнозирования для различных видов деятельности сферы управления посредством представления своевременной и качественной информации.

Рассматривая феномен мониторинга, необходимо остановиться на том понятийном аппарате, который сложился к настоящему времени в теории и практике проектирования, создания и реализации различных систем мониторинга. Среди определений понятия «мониторинг» есть широкие (общие), есть те, которые определяют мониторинг в одной из областей деятельности, и есть те, что даны только узким, специализированным системам мониторинга. Поскольку мониторинг как феномен в последнее время находится в стадии бурного развития, то представляется целесообразным посмотреть и на то, как развивался и развивается его понятийный аппарат.

В широком смысле мониторинг (от лат. Monitor – предостерегающий) – деятельность по наблюдению (слежению) за определенными объектами или явлениями. Или, по другому – система повторных целенаправленных наблюдений за исследуемыми объектами в пространстве и времени. Данные определения отождествляют мониторинг с наблюдением.

Рассмотрим разные точки зрения.

Мониторинг – контроль с периодичным слежением за объектом мониторинга и обязательной обратной связью. (Психолого-педагогический словарь).

Мониторинг – комплекс мероприятий, направленных на получение полной информации, ориентированной на предметную

область, о функционировании сложной системы в целях управления ею (А. В. Могилев).

Мониторинг – специально организованное систематическое наблюдение за состоянием объектов, явлений, процессов с целью их оценки, контроля, прогноза (Социологический энциклопедический словарь).

Мониторинг – непрерывное наблюдение за экономическими объектами, анализ их деятельности как составная часть управления (Словарь экономических терминов).

Данные определения отражают следующий этап развития мониторинга. В них появились необходимые и реально существующие атрибуты мониторинга – специальная организация и систематичность наблюдений. Уже в этих дефинициях можно увидеть и еще один компонент, который окончательно закрепляется в определениях только сейчас, – это целевая функция управления, неразрывность мониторинга и системы управления.

Следующие определения можно считать современными, отражающими сегодняшнее состояние развития мониторинга.

Мониторинг – процесс отслеживания состояния объекта (системы или сложного явления) с помощью непрерывного или периодически повторяющегося сбора данных, представляющих собой совокупность определенных ключевых показателей. (Психологический словарь).

Мониторинг – методика и система наблюдений за состоянием определенного объекта или процесса, дающая возможность наблюдать их в развитии, оценивать, оперативно выявлять результаты воздействия различных внешних факторов. Результаты мониторинга дают возможность вносить корректировки по управлению объектом или процессом. (Словарь бизнес-терминов и Бизнес-словарь).

Процитированные определения дают возможность увидеть, как проходит усложнение понятия, приращение его сущностных характеристик: от простого слежения, наблюдения к определению системы, ориентированной на сбор информации, определению назначения этой информации для использования в управленческой деятельности.

Представляется, что наиболее точным и универсальным для системы образования может быть следующее определение:

Мониторинг – система сбора, обработки, хранения и распространения информации о какой-либо системе или отдельных ее элементах, ориентированная на информационное обеспечение управления данной системой, позволяющая судить о ее состоянии в любой момент времени и дающая возможность прогнозирования ее развития (А. Н. Майоров).

Мониторинг представляет собой довольно сложный формирующийся феномен, который носит междисциплинарный характер. Для каждой из сфер деятельности мониторинг будет иметь свои особенности. Для нас представляет интерес система образования.

По мнению А. С. Белкина и С. Н. Силиной, при разработке содержания педагогического мониторинга важным является определение следующих его принципов:

- непрерывности (определение перехода одного качества в другое, корректировка, поддержание или ослабление соответствующих тенденций образовательного процесса);

- научности (построение на научно обоснованных характеристиках образовательного процесса);

- воспитательной целесообразности (недопустимость применения технологий, наносящих ущерб интересам, достоинствам, правам личности ребенка);

- диагностико-прогностической направленности (основа мониторинга научно-исследовательское слежение, в процессе которого обнаруживается до сих пор не исследованная сущность образования).

С. В. Левкина (Хохлова) для организации и осуществления мониторинга качества образования выделяет следующие принципы, отражающие требования как к отбору критериев и показателей оценки, выбору диагностических методик, так и к конкретным практическим действиям по организации и осуществлению отслеживания качества образования и использованию мониторинговой информации: целенаправленности; непрерывности; целостности и разносторонности изучения качества образования; согласованности действий субъектов мониторинга; адресности и гласности добываемой информации.

На основе анализа принципов проведения мониторинга можно выделить несколько общих принципов проведения мониторинга:

- Систематичность сбора информации – сбор информации осуществляется за определенный период (например – учебную четверть).

- Единая методика сбора информации – определенный набор таблиц, схем, технологических карт.

- Объективность информации – запрашиваемые данные должны быть максимально формализованы и легко проверены (т. е. должны быть соответствующие документы-источники информации – справки, сертификаты, дипломы и т. д. ).

- Сравнимость данных – отслеживание результатов функционирования системы предполагает не только констатацию ее состояния, но и изучение изменений, которые в ней происходят. Возможность сравнения появляется только тогда, когда изучается один и тот же объект на основе одинаковых эмпирических показателей. (Например, отслеживание результатов успеваемости и качества знаний учащихся в каждом классе, где работает учитель по итогам четвертей является одним из основных инструментов управления качества учебно-воспитательного процесса. )

- Адекватность – изучение системы с учетом изменяющихся внешних факторов (на соответствие им). Такими внешними факторами являются новые стандарты образования или новые критерии и требования, предъявляемые к педагогу, новые условия (например, большое количество конкурсов профессионального мастерства, в которых педагог может принять участие) и др.

- Прогностичность – получение данных, позволяющих прогнозировать возможные тенденции – определение вектора профессионального роста.

- Целевое назначение предполагает получение необходимой и достаточной информации, исходя из обозначенной цели осуществляемой деятельности. (Цель – аттестация педагога на определенную категорию, формирование у него потребности в профессиональном развитии и предоставление ему возможности профессионального роста и продвижения).

Выделяют подготовительный, практический и аналитический этапы мониторинга.

Согласно А. Н. Майорову, мониторинг в образовании можно классифицировать по разным основаниям.

1. По целевому назначению:

Информационный мониторинг – сбор, накопление, систематизация и, возможно, распространение информации. Этот вид мониторинга не предусматривает специально организованного обследования на этапе сбора информации,

Базовый – выявление новых проблем и опасностей до того, как они станут осознаваемыми на уровне управления.

Проблемный – выявление закономерностей, опасностей, процессов, проблем, которые известны. Имеет важное значение с точки зрения управления (осуществляется по заказу органа управления).

Управленческий – отслеживание и оценка эффективности последствий и вторичных эффектов решений, принятых в области управления.

2. Классификация по используемым для проведения мониторинга средствам: педагогический; социологический; психологический; медицинский; экономический; демографический.

3. Классификация по иерархии систем управления: школьный; районный; областной (региональный); федеральный.

4. Классификация по основаниям экспертизы:

Динамическая – основанием для экспертизы служат данные о динамике развития того или иного объекта, явления или показателя;

Сравнительная – в качестве основания для экспертизы выбираются результаты сходного обследования других образовательных систем;

Комплексная – когда используются несколько оснований для экспертизы;

Безосновная – когда для анализа используются результаты, полученные в одном исследовании.

5. Классификация по типу выявляемой эффективности образовательной системы – социальной и учебной сферы. Это разделение может показаться условным, однако оно иллюстрирует специфичность используемых средств и организации обследований.

Важным является определение объектов мониторинга.

Объектами мониторинга являются образовательный процесс и его результаты, личностные характеристики всех участников

образовательного процесса, их потребности и отношение к образовательному учреждению.

На уровне образовательной программы объектами мониторинга и управления качеством могут быть:

- процесс освоения программы, предмета;

- интеграционные процессы в обучении;

- процесс обновления, совершенствования, содержания, методик, технологий обучения, средств контроля усвоения учебного материала;

- качество образовательного процесса.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...