3.Тексты лекций или фрагменты первоисточников
Изученность проблемы научно-методической работы (НМР) Методология и методы исследования профессионального образования, управления профессиональной подготовкой и повышения квалификации рабочих: С. Я. Батышев, А. П. Беляева, М. И. Кондаков, А. Я. Найн, А. М. Новиков. Идеи интеграции и дифференциации, многоуровне-вости, многопрофильности, стадийности, выдвинутые и обоснованные в профессиональной педагогике (С. Я. Батышев, Х. Беднарчик, А. П. Беляева, Р. Х. Джураев, A. Г. Соколов, П. С. Хейфиц, А. Х. Шкляр и др. ). Теория взаимосвязи общего, политехнического и профессионального образования (А. П. Беляева, И. А. Богачев, Г. С. Гуторов, Н. И. Думченко и др. ). Личностно-ориентированный подход к совершенствованию управленческой деятельности на основе научного анализа и обратной связи (В. И. Бондарь B. Ю. Кричевский, А. А. Орлов, Л. И. Фишман и др. ). Моделирование как всеобщий метод педагогического исследования: А. П. Беляева, В. П. Беспалько, В. В. Краевский. Теория развития личности на основе единства компонентов общего, профессионального и социокультурного образования: Ю. К. Бабанский, В. И. Загвязинский, О. Ф. Федорова, П. С. Хаториц, А. Е. Шильникова и др. Принципы организации НРМ в ОО разного уровня: - принцип актуальности, единства теории и практики; - принцип научности; - принцип системности и комплексности; - принцип направленности, последовательности, непрерывности и массовости; - принцип создания благоприятных условий работы; - принцип оперативности, мобильности и индивидуального подхода.
Циклограмма работы заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе: Чередниченко Н. Г. http: //praktika. direktor. ru/archive/2016/5/Tsiklogramma_raboty_zamestitelya_direktora_shkoly_
Основу деятельности заместителя директора школы по учебно-воспитательной работе составляет непосредственное руководство образовательным процессом, включающее в себя организационно-педагогическую, инструктивно-методическую и контролирующую работу. Задача руководителя школы этого ранга — четко выделить основные направления в этих видах деятельности на учебный год, месяц, неделю, день. Учитывая многолетний опыт работы и многочисленные рекомендации, советую коллегам концентрировать свое внимание на тех делах, которые непременно надо делать ежедневно, еженедельно, ежемесячно, ежегодно, и предлагаю примерный их перечень по вышеуказанным временным циклам. Ежедневные мероприятия Работа с расписанием. Подготовка к посещению уроков и внеурочных мероприятий. Работа с педагогическими кадрами (участие в заседаниях, совещаниях, индивидуальная работа с учителями и т. д. ). Работа с отдельными обучающимися, нуждающимися в помощи. Контроль ведения журнала учета пропущенных и замещенных уроков. Подведение итогов, учет сделанного за день, корректировка плана на следующий день.
Еженедельные мероприятия Анализ состояния преподавания учебных предметов и качества знаний обучающихся в соответствии с планом ВМКО на учебный год. С этой целью проводятся: - посещение и анализ уроков, занятий внеурочной деятельностью и занятий творческих объединений дополнительного образования детей; - контрольные срезы, письменные проверочные работы и устные опросы; - диагностика учебных проблем, личностных особенностей и особых образовательных потребностей, формирование индивидуальной образовательной траектории (совместно с педагогом-психологом и социальным педагогом). Работа с педагогическими кадрами: - методическая помощь педагогам различных категорий (молодые специалисты, новые классные руководители, руководители методических объединений, аттестуемые в новом учебном году) в соответствии с индивидуальным запросом;
- участие в коллективных, групповых и индивидуальных формах методической учебы учителей (заседания ШМО, работа творческих групп, конференции, проводимые в соответствии с планом). Оказание помощи и осуществление контроля; - изучение, обобщение и распространение передового педагогического опыта (в плане работы на неделю — по конкретной проблеме, системе работы конкретного учителя); - работа с молодыми учителями (с указанием целей, задач и форм работы); - оказание практической помощи нуждающимся в организации и осуществлении самообразования (конкретно кому и в какой форме, выработка рекомендаций), формирование перспективного плана повышения квалификации; Изучение инструктивно-методических материалов, научно-педагогической и методической литературы. Проведение мастер-класса заместителя директора в рамках учебной нагрузки. Работа с родителями (законными представителями) обучающихся и общественностью. Анализ выполнения намеченного на неделю, обмен итоговой информацией за неделю с директором школы и другими заместителями, составление плана на следующую неделю. Планирование по дням недели Примерная циклограмма работы заместителя директора по учебно-воспитательной работе по дням недели
Система научно-методической работы в начальной школе Балышева Т. С. http: //открытыйурок. рф Обучение кадров непосредственно в школе, на рабочем месте – это особый вид образовательной деятельности с учетом закономерностей профессионального становления и развития учителя, влияния на него самой профессиональной деятельности и окружающей профессиональной среды. Цели и задачи научно-методической и методической работы в школе В организации методической работы в школе мы будем исходить из следующих положений и убеждений. 1. Потребность школы в обеспечении образовательного процесса программно-методическими материалами, в том числе и для реализации национально-регионального компонента, определяет спектр задач: – информирование педагогов о новых требованиях, предъявляемых к работе, и последних достижениях педагогической науки и практики; – обучение и развитие педагогических кадров, повышение их квалификации до уровня, необходимого школе; – выявление, изучение и распространение наиболее ценного опыта педагогической, инновационной деятельности членов педагогического коллектива; – подготовка методического обеспечения для осуществления образовательного процесса: программ, рекомендаций, памяток и др. 2. В методической и научно-методической работе мы выделяем адаптирующие и социализирующие функции (задачи), относящиеся к самому учителю: – благодаря активному участию в методической работе, учитель сохраняет и закрепляет свое положение в школе; методическая работа способствует решению проблемы самосохранения, преодоления возможного отставания, расхождения между достигнутым уровнем и новыми требованиями к учебно-воспитательному процессу;
– обучение делает профессионала более гибким и мобильным, приспособленным к внешним изменениям, конкурентоспособным; – обучение на рабочем месте способствует достижению желаемого профессионального статуса и признания в коллективе, большей уверенности в себе; – методическая работа способствует самореализации, решению личных профессиональных проблем, удовлетворения в работе. 3. В оценке результативности методической работы мы будем исходить из следующих качественных показателей: – уровень адаптации новых работников в школе; – профессиональная компетентность молодых учителей и уровень освоения ими учительской профессии; – рост профессионализма учителей, их готовность решать поставленные школой задачи; – владение учителями новыми теоретическими знаниями и педагогическими технологиями; – владение развитым профессиональным педагогическим мышлением, проявляющимся в способности быть чувствительным к проблемам, выдвигать задачи и выстраивать конструкции для их решения; – качество методического обеспечения учебного процесса; – освоение учителями наиболее ценного опыта коллег в решении задач, поставленных школой; – способность учителей к профессиональному саморазвитию на протяжении всего времени работы в школе. 4. Методическую работу учителя мы рассматриваем как низшую ступень его обучения и развития. Следующей ступенью станет научно-методическая работа, которая, по сути, состоит в использовании учителем средств науки для осмысления собственной практики, а также практики коллег, в создании новых продуктов педагогического труда – методических рекомендаций, программ, научно-методического обеспечения учебного процесса. Таким образом, с нашей точки зрения, методическая работа учителя – необходимое условие для его перехода на более высокие ступени развития и саморазвития. Потенциальные категории учителей, нуждающихся в обучении 1. Вновь прибывшие учителя. Задачи адаптации: – разрушать те нормы профессионального поведения, которые вступают в противоречие с нормами школы; – заинтересовывать человека в работе в данной школе; – прививать новые формы профессионального поведения, разделяемого педагогическим коллективом школы; – устранить недостаток знаний, необходимых для работы в нашей школе. Методы обучения: – обучение на рабочем месте: в группе новичков, при выполнении заданий в группе с коллегами, через участие в управлении, в процессе самоанализа и самооценки; – обучение вне рабочего места: в процессе административного контроля, стажировка, обучение в мастер-классе.
2. Учителя, готовящиеся к аттестации, или имеющие замечания по итогам аттестации Задачи адаптации: – выявить и устранить недостатки; – развить требуемые профессиональные умения и навыки. Методы обучения: – обучение на рабочем месте: педагогические мастерские, обучение при выполнении задания в группе, обучение на собственных открытых уроках, самоанализ и самооценка, участие в управлении; – обучение вне рабочего места: обучение в процессе внутришкольного контроля, экспертиза и контроль равного равным, педагогические чтения, индивидуальные консультации. 3. Молодые специалисты Задачи адаптации: – обеспечить вхождение в должность. Методы обучения: – в процессе контроля и экспертной оценки руководителя школы или его заместителя, копирование, стажировка, работа по инструкции; – наставничество, консультации опытных педагогов; – ролевые игры, тренинги умелой деятельности, моделирование и анализ ситуаций; – просмотр видеозаписей собственных открытых уроков; – посещение открытых мероприятий и их анализ. 4. Обучение учителей при введении инноваций Задачи адаптации: мотивация и подготовка учителя к освоению новшеств. Методы обучения: – на рабочем месте: педагогические мастерские, обучение при выполнении задания в группе, обучение на собственных открытых уроках, самоанализ и самооценка, участие в управлении; – вне рабочего места: в педагогических мастерских учителей-новаторов, стажировка, обучение внутришкольного контроля, экспертиза и контроль равного равным, проблемно-деловая игра, рефлексивно-ролевая игра, урок-панорама, лекция, семинар, обсуждение книг, педагогические чтения, аукцион педагогических идей, просмотр видеофильмов открытых уроков, групповые и индивидуальные консультации, посещение и анализ открытых мероприятий. Научно-методическая работа будет выстраиваться в соответствии со следующими принципами: 1. Научность Поиски и разработки учителей должны иметь глубокую методологическую основу с опорой на: – универсальные научные теории; – законы гуманитарного, психолого-педагогического знания (законы культурного и психологического развития Л. С. Выготского, теории личности, личностно-деятельностный подход А. Н. Леонтьева, теория развивающего обучения и др. ); – основы профессиональной деятельности (психология труда учителя – Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова; учение о структуре и природе труда учителя – В. А. Сластенин, теория личностно-ориентированного образования – Е. В. Бондаревская, Ю. Н. Кулюткин, В. В. Сериков и др. ). 2. Системность Планирование и реализация всех ступеней научной и практической разработки проблемы: диагностика и анализ качества образовательного процесса – выявление проблем – осмысление теоретических основ проблемы – выдвижение задач – конструирование схем их решения – реализация решения – разработка и продвижение методических рекомендаций, материалов; 3. Актуальность То есть направленности не на “вечные” проблемы образования, а на профессионально значимые, касающиеся отдельного учителя проблемы в области преподаваемого предмета, воспитательной работы и т. д. Направления научно-методической работы 1. Совершенствование содержания образования – стандартизация начального общего образования; – разработка регионального компонента содержания образования; – моделирование разноуровневого содержания; – гуманитаризация содержания образования; – пути решения проблемы преемственности между дошкольным и начальным, начальным и основным общим образованием; – внутренняя и межпредметная интеграция содержания образования; – воспитательный (ценностно-ориентирующий и личностно-развивающий) потенциал содержания образования. 2. Совершенствование образовательного процесса – внедрение активных, современных моделей обучения; – коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения; – использование компьютерных технологий и учебников; – формирование мотивационной основы образования; – диагностика уровня учебных достижений учащихся; – мониторинг эффективности образовательного процесса; – психологизация образовательного процесса. Формы научно-методической работы 1. Поисковая и исследовательская работа: разработка и апробация авторских программ; рецензирование, работа в редакционно-издательской комиссии; изучение теоретического материала по изучаемой проблеме; участие в научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях по итогам исследования в виде докладов, выступлений, тезисов; написание методического пособия; составление справочника, словаря, тематических сборников; статьи в журналах, сборниках. 2. Разработка методической документации: работа по составлению учебных планов и программ; разработка анкет, различных положений о конкурсах, выставках, олимпиадах; разработка методик диагностики учащихся. 3. Подготовка аудио- и видеозаписей. 4. Повышение квалификации: участие в проблемных семинарах; авторские семинары; открытые уроки; работа с научной и методической литературой; участие в конкурсах профессионального мастерства; наставничество т т. п. 5. Обобщение и распространение инновационного педагогического опыта: систематизация и обобщение материалов творчески работающего учителя или собственного опыта инновационной деятельности; оформление результатов исследования в виде доклада, брошюры, статьи, монографии; презентация и распространение инновационных наработок в образовательный процесс; мастер-классы, педагогическая мастерская; встречи с творческими учителями; оказание методической помощи.
Главные правила создания методической разработки http: //fb. ru/article/190847/kak-napisat-metodicheskuyu-razrabotku-chto-takoe-metodicheskaya-razrabotka При создании методической разработки нужно придерживаться следующих важных правил: 1. Содержание работы должно четко соответствовать цели, а также обязательно тематике. 2. Суть создания методической разработки – подача сведений о максимально рациональной и эффективной организации учебного процесса в той или иной дисциплине. 3. Все разработанные методики должны быть творческой работой, а не копированием частей учебников, пособий и иных ранее существовавших образовательных документов. 4. Язык в тексте должен быть лаконичным, простым и понятным. Однако важно также использовать соответствующую профессиональную терминологию. 5. Все методы, приемы и формы подачи учебного материала должны «иллюстрироваться» ссылками на свой ранее примененный педагогический опыт. 6. В данном документе надо описать все вспомогательные средства, которыми пользуется педагог во время подачи ученикам материала. Это могут быть карточки, схемы, таблицы, инструкции для проведения лабораторных работ и т. д.
Этапы обобщения передового педагогического опыта
http: //fb. ru/article/429580/peredovoy-pedagogicheskiy-opyit---eto-opisanie-sistemyi-osobennosti 1. Выявление объекта для изучения. На этом этапе с помощью диагностической программы оценивается деятельность педагога. Затем определяются специалисты с устойчивыми положительными результатами. Собирается информация о деятельности педагога, выделяются факторы, гарантирующие положительные сдвиги. 2. Постановка цели изучения. Формирование конкретного противоречия, которое помогают разрешить разработки педагога. Далее ставится проблема. Опыт педагога теоретически обосновывается, после чего формируется цель изучения его ППО. 3. Сбор информации об интересующем опыте. Это отбор методик сбора данных, составление программы наблюдения за работой педагога, деятельности его подопечных. Воплощение данных методик в жизнь. 4. Педагогический анализ добытой информации. Расчленение изученного на части, соответствующие основным целям изучения, оценка ППО на основе общеутвержденных критериев, определение причинно-следственных связей между новаторским опытом и решением педагогических проблем. Завершение этапа - определение места данного ППО в иерархии педагогических знаний. 5. Обобщение опыта. Систематизация всех полученных знаний, формулировка основной идеи ППО, его сущности, раскрытие условий и границ, в которых будет актуальным данный опыт, описание изученного в соответствии с утвержденными требованиями.
Активные формы организации деятельности педагогов и педагогического коллектива http: //old148. uralschool. ru/? category=34& class=rubric_articles_items& id=298 Деловые игры бывают следующих видов: - имитационные, где осуществляется копирование с последующим анализом; - управленческие, в которых осуществляется воспроизведение конкретных управленческих функций); - исследовательские, связанные с научно-исследовательской работой, где через игровую форму изучаются методики по конкретным направлениям; - организационно-деятельные. Участники этих игр моделируют раннее неизвестное содержание деятельности по определенной теме. - игры-тренинги. Это упражнения, закрепляющие те или иные навыки; - игры проективные, в которых составляется собственный проект, алгоритм каких-либо действий, план деятельности и осуществляется защита предложенного проекта. Примером проективных игр может быть тема: «Как провести итоговый педсовет? » (или родительское собрание, или практический семинар и другое). При организации и проведении деловой игры роль руководителя игры различна - до игры он инструктор, в процессе ее проведения - консультант, на последнем этапе - руководитель дискуссии. Основная цель игры - живое моделирование образовательно-воспитательного процесса, формирование конкретных практических умений педагогов, более быстрая адаптация к обновлению содержания, формирование у них интереса и культуры саморазвития; отработка определенных профессиональных навыков, педагогических технологий. Методика организации и проведения: Процесс организации и проведения игры можно разделить на 4 этапа: 1. Конструирование игры: четко сформировать общую цель игры и частные цели для участников; разработать общие правила игры. 2. Организационная подготовка конкретной игры с реализацией определенной дидактической цели: - руководитель разъясняет участникам смысл игры, знакомит с общей программой и правилами, распределяет роли и ставит перед их исполнителями конкретные задачи, которые должны быть ими решены; - назначаются эксперты, которые наблюдают ход игры, анализируют моделируемые ситуации, дают оценку; - определяют время, условия и длительность игры. 3. Ход игры. 4. Подведение итогов, подробный анализ игры: - общая оценка игры, подробный анализ, реализация целей и задач, удачные и слабые стороны, их причины; - самооценка участниками исполнения полученных заданий, степень личной удовлетворенности; - характеристика профессиональных знаний и умений, выявленных в процессе игры; - анализ и оценка игры экспертами.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|