Организация работы по защите прав участников образовательных отношений
Организация работы по защите прав участников образовательных отношений
1. Тематический план дисциплины «Организация работы по защите прав участников образовательных отношений»
2. Словарь основных понятий Восстановление права – восстановление положения, существовавшего до посягательства на субъективное право. Защита прав (в узком смысле) - непосредственное пресечение действий, направленных на причинение ущерба личности, препятствующих осуществлению ею своих прав, свобод, реализации законных интересов. Защита прав (в широком смысле) – охрана права, в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, т. е. на его права, свободы. Защитить - охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности, а также предохранить, обезопасить от чего-либо. Отношения в сфере образования - совокупность общественных отношений по реализации права граждан на образование, целью которых является освоение обучающимися содержания образовательных программ (образовательные отношения), и общественных отношений, которые связаны с образовательными отношениями и целью которых является создание условий для реализации прав граждан на образование.
Охрана права (в узком смысле) - предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании. Охрана права (в широком смысле) - вся совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации права – экономического, политического, организационного, иного характера, направленных на создание условий для осуществления субъективных прав. Признание права – установление судом принадлежности субъективного права определенному лицу, снятие сомнений в наличии у этого лица определенного субъективного права. Принуждение к выполнению обязанности в натуре - призван обеспечить реальное исполнение обязательства образовательной организации в соответствии в ФЗ-273 «Об образовании в РФ». Способ правовой защиты - предусмотренные законодательством меры, направленные на пресечение нарушение или оспаривание субъективных гражданских прав и устранение последствий их нарушения. Средства защиты гражданских прав (в узком смысле) – это система элементов, состоящая из форм, способов обеспечения обязательств, мер, порядка и способов защиты имущественных и личных неимущественных прав субъектов гражданских отношений. Средства защиты гражданских прав (в широком смысле) – совокупность приемов, институтов, и деятельность субъектов права по их применению и использованию, нацеленная на восстановление нарушенного субъективного гражданского права, на пресечение противоправных действий нарушителя, обеспечиваемая государством и выражающаяся в форме действий или бездействий.
Уполномоченный - представитель, действующий от чьего-то имени. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса - медиатор, т. е. посредник между сторонами, который в своей деятельности обязан следовать трем принципам: нейтральности, добровольности участия сторон, конфиденциальности информации. Уполномоченный по правам человека - назначенное парламентом РФ должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Участники образовательных отношений - обучающиеся, родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся, педагогические работники и их представители, организации, осуществляющие образовательную деятельность.
3. Тексты лекций или фрагменты первоисточников С. В. Куров. Защита прав в образовании Куров С. В. Защита прав в образовании // Право и образование. – 2002. - № 5. – С. 116 – 140. Образование в современном мире является одним из основных факторов экономического, социального, культурного развития личности, общества, государства, представляет основу его национальной безопасности. Сама же область образования представляет собой систему разнородных отношений, подлежащих регулированию различными отраслями права. Возникает необходимость формирования и исследования средств защиты субъектов сферы образования от посягательств на их свободы, права, охраняемые законом интересы. Особое место в составе таких средств занимают правовые способы, формы защиты. Конституция РФ (ст. 2) провозгласила признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина обязанностью государства, что обязывает государственные органы (законодательные, исполнительные, судебные) обеспечивать реализацию прав и свобод путем принятия соответствующих защитных мер. В свою очередь, каждый гражданин имеет право защищать свои права и свободы любым способом, не запрещенным законом (ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В российском законодательстве, научной правовой литературе утверждаются различные точки зрения на само понятие «защита прав», нередко отождествляющие его с терминологически родственной «охрана прав». < ……>
В общеупотребительном значении понятие «защитить» означает следующее: охраняя, оградить от посягательств, от враждебных действий, от опасности, а также предохранить, обезопасить от чего-либо. Нередко «защиту» понимают широко как охрану права, в смысле предохранения, принятия превентивных мер с целью недопущения покушения на благо, принадлежащее личности, т. е. на его права, свободы. В узком значении защита может рассматриваться, как непосредственное пресечение действий, направленных на причинение ущерба личности, препятствующих осуществлению ею своих прав, свобод, реализации законных интересов. Защиту права зачастую представляют как его охрану, признавая, что все право, как совокупность правовых норм реализует правоохранительную функцию. Известный ученый-правовед Н. В. Витрук подчеркивает, что система охраны (защиты) законности включает выявление нарушений права и закона в правотворчестве и в правоприменении, их немедленное пресечение, приведение в действие средств защиты права и восстановление права и правопорядка, привлечение к ответственности должностных лиц, виновных в нарушениях права и законности. В теории права под охраной понимают всю совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации права – экономического, политического, организационного, иного характера, направленных на создание необходимых условий для осуществления субъективных прав. В понятие охраны в узком смысле включает лишь предусмотренные законом меры, которые направлены на восстановление или признание гражданских прав и защиту интересов при их нарушении или оспаривании, и в этом аспекте ее принято именовать защитой прав. Декларация прав человека и гражданина 1789 г. обусловливала необходимость защиты прав лишь в случае угрозы посягательства на них со стороны других лиц. Поэтому, можно сказать, что проблема защиты прав человека возникает лишь в рамках общества и лишь постольку, поскольку естественные права становятся объектом покушения со стороны властей или других индивидов.
Сторонники иной точки зрения рассматривают защиту как деятельность по устранению препятствий на пути осуществления субъективных прав, как систему мер (средств), направленных на применение к правонарушителю принуждения. С этой позиции понятие «охрана» по своему объему воспринимается гораздо шире, чем понятия «защита», поскольку охватывает всю совокупность мер, обеспечивающих нормальный ход реализации прав. Защиту же следует понимать, как предусмотренные законом меры охраны прав, применяемые в случае их нарушения или реальной угрозы такого нарушения. Отдельные авторы не видят в то е время принципиальной разницы между охраной права и его защитой, отграничивая их только потому, что охрана как правовое средство включает в себя, по сравнению с защитой, действия государственных, иных органов, а также самого уполномоченного лица. При этом они допускают использование в литературе этих понятий в качестве синонимов, а под осуществлением защиты гражданских прав и законных интересов понимают деятельность управомоченных в силу закона или договора лиц, направленную на обеспечение неприкосновенности права, пресечение нарушения и восстановления нарушенного права. В этих выводах особого внимания заслуживают, по крайней мере, четыре момента. Во-первых, разграничиваются понятия охраны прав и их защиты; во-вторых, дается расширительное понимание субъективного права охраны, и защита включается в его содержание; в-третьих, защита связывается именно с правонарушением; в-четвертых, защита субъективного права представляется как мера принуждения к правонарушителю при посягательстве на права личности. По нашему мнению, наиболее точной является точка зрения тех авторов, которые понимают охрану права в более широком объеме, нежели защиту, включая в ее содержание и такие универсальные правовые средства, как правовые нормы в целом, предупреждающие возможные посягательства на права, свободы, охраняемые законом интересы личности, устанавливающие барьеры, препятствия, запреты совершения определенных, правонарушающих действий. Это есть превентивные меры, играющие регулятивную и правоохранительную роль. Целью же применения защитных мер является восстановление нарушенных прав и пресечение действий, нарушающих право. Защита прав осуществляется определенными средствами, способами, в определенной форме. Отдельные авторы считают, сто традиционно к средствам защиты относят действия, посредством которых заинтересованные лица требуют осуществления мер защиты от других субъектов, а к способам (мерам) защиты – действия, но которые уже непосредственно направлены на защиту прав.
Однако вряд ли можно безусловно согласиться с этим утверждением, т. к. правовые средства в целом – это не только действия, но и сами правовые нормы. < ……> К правовым средствам следует отнести и индивидуальные предписания, и договор, и санкции, и меры защиты, и правоотношения. В названном ракурсе способ (мера) защиты прав и есть одно из средств защиты, т. е. под способом защиты субъективного права мы будем понимать тот путь юридического воздействия, который выражен в юридических нормах и направлен на устранением препятствий к реализации права, посягательства на него в тех случаях, когда право уже нарушено. < ……>
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11. 1994 № 51-ФЗ (выдержки) Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30. 11. 1994 № 51-ФЗ (ред. от 03. 08. 2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01. 09. 2018). Статья 12. Способы защиты гражданских прав Защита гражданских прав осуществляется путем: - признания права; - восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; - признания оспоримой сделки недействительной и применения последствий ее недействительности, применения последствий недействительности ничтожной сделки; - признания недействительным решения собрания; - признания недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления; - самозащиты права; - присуждения к исполнению обязанности в натуре; - возмещения убытков; - взыскания неустойки; - компенсации морального вреда; - прекращения или изменения правоотношения; - неприменения судом акта государственного органа или органа местного самоуправления, противоречащего закону; - иными способами, предусмотренными законом. Статья 13. Признание недействительным акта государственного органа или органа местного самоуправления Ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными. В случае признания судом акта недействительным нарушенное право подлежит восстановлению либо защите иными способами, предусмотренными статьей 12 настоящего Кодекса. Статья 14. Самозащита гражданских прав Допускается самозащита гражданских прав. Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения. Статья 15. Возмещение убытков 1 Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. 2 Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы.
Васильева Л. Л. Уполномоченный по защите прав частников образовательного процесса как субъект социально-педагогической деятельности. Васильева Л. Л. Уполномоченный по защите прав частников образовательного процесса как субъект социально-педагогической деятельности // Известия Саратовского университет. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. – 2013. – Т. 2, вып. 3 (7). – С. 333 – 336. < ……> За рубежом уполномоченные по защите прав участников образовательного процесса функционируют давно и накоплен большой опыт их работы, в нашей стране такие специалисты действуют относительно недавно. < ……> Организация деятельности таких специалистов, по мнению М. И. Орлова и В. Г. Петрович, связана с некоторыми трудностями: недостаточно богата теоретическая база; должность уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса является внештатной и на эту должность человек выбирается сроком всего на один год. Из-за маленького срока работы человек не успевает усвоить теоретический материал в совершенстве и применить его на должном уровне, на практике. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации одной из наиболее важных, первоочередных задач для себя определил защиту прав детей, с этой целью в его аппарате создано специализированное Управление по правам ребёнка. Работа управления ориентирована на решение вопросов, связанных с соблюдением и защитой прав, свобод и законных интересов ребенка, на содействие совершенствованию законодательства о правах ребенка и приведению его в соответствие с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права. Значительная роль в отстаивании прав детей, безусловно, принадлежит региональным уполномоченным по правам ребёнка, которые проводят большую работу по своевременному выявлению фактов нарушения прав ребенка. В субъектах Российской Федерации активно развивается и работает сеть уполномоченных по правам человека, в составе рабочих аппаратов которых есть сотрудники, специализирующиеся в области защиты прав ребёнка. Управление по правам ребенка нацелено на взаимодействие с уполномоченными по правам человека и уполномоченными по правам ребенка в субъектах Российской Федерации, правозащитными и другими общественными организациями, юристами, учеными. Для наиболее полного обеспечения и реализации прав и законных интересов детей уполномоченным по правам ребенка создан Консультативный совет по правам ребёнка, объединяющий максимально широкий спектр властных, общественных и научных сил, в состав которого вошли все региональные уполномоченные по правам ребенка. < ……> Рассмотрим значение термина «уполномоченный»: буквально это слово означает «представитель, действующий от чьего-то имени». Уполномоченный по правам человека - назначенное парламентом РФ должностное лицо, призванное осуществлять контроль за соблюдением прав и свобод человека в деятельности государственных органов и должностных лиц. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса - медиатор, т. е. посредник между сторонами, который в своей деятельности обязан следовать трем принципам: нейтральности, добровольности участия сторон, конфиденциальности информации. Уполномоченный по защите прав участников образовательного процесса избирается собранием учащихся, учителей и родителей, которых делегируют собрания учащихся класса и их родителей, членов педагогического коллектива делегирует собрание учителей. Выборы уполномоченного осуществляются открытым или прямым тайным голосованием, в них участвуют учащиеся, начиная с 7-го класса, их родители и учителя, выборы проводятся один раз в год, в сентябре. Для организации и проведения выборов уполномоченного в образовательном учреждении создаётся избирательная комиссия; предвыборная агитация проводится не более чем в течение двух недель и заканчивается за 2-3 дня до выборов. Уполномоченный избирается в целях усиления гарантий защиты прав и достоинства участников образовательного процесса и восстановления нарушенных прав, в своей деятельности он руководствуется Европейской конвенцией о правах ребёнка, Конституцией РФ, уставом школы, правилами школьной жизни. Уполномоченный при осуществлении своих функциональных обязанностей независим и неподотчетен школьным органам и должностным лицам. Уполномоченным по защите прав участников образовательного процесса может быть только совершеннолетний участник образовательного процесса (учитель, воспитатель, психолог, социальный педагог, родитель). Участник образовательного процесса, занимающий в школе административную должность, не может быть избран уполномоченным. Уполномоченный избирается на срок, установленный собранием школы (но не менее одного учебного года), он может быть досрочно освобожден от обязанностей в случае подачи личного заявления о сложении полномочий, увольнении из учреждения. Цель социально-педагогической деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса - не просто установление контроля за соблюдением прав ребенка, а «начало движения от прав Ребенка к правам Человека» [Примерное положение об Уполномоченном по защите прав участников образовательного процесса общеобразовательного учреждения]. Основными задачами уполномоченного являются следующие: всемерное содействие восстановлению нарушенных прав участников образовательного процесса; оказание помощи родителям по вопросам соблюдения прав человека, прав ребёнка; регулирование взаимоотношений участников образовательного процесса в конфликтных ситуациях, связанных с соблюдением прав человека, прав ребенка; обеспечение взаимодействия семей, учителей и детей по вопросам защиты прав ребёнка, прав человека; содействие правовому просвещению участников образовательного процесса. Основными направлениями деятельности уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса являются: - принятие внутренних нормативных актов, регулирующих отношения внутри школьного коллектива; - проведение мероприятий, посвящённых правам участников образовательного процесса; - рассмотрение обращений учеников, их родителей и учителей и посильная помощь в соответствии со спецификой сложившейся ситуации. Приоритетным направлением в деятельности уполномоченного является защита прав и законных интересов несовершеннолетних участников образовательного процесса, при этом необходимо различать термины «охрана личных прав» и «защита личных прав». Охрана личных прав - это установление государством правовых норм, регулирующих общественно необходимое поведение участников правоотношений по поводу конкретного блага, и санкций за их нарушение. Защита личных прав - это предусмотренные законом меры ответственности, которые применяются к нарушителям прав личности с целью восстановления или компенсации утраченных благ. Следует иметь в виду, что не все личные права восстановимы после их нарушения. Например, могут быть восстановлены честь и доброе имя человека, но невосстановимы поврежденное здоровье человека или его жизнь в случае смерти, поэтому в деятельности уполномоченного в сотрудничестве с другими специалистами и учреждениями первостепенное значение приобретает профилактика правонарушений. < ……> Основными формами работы уполномоченного по защите прав участников образовательного процесса являются: - индивидуальные и коллективные беседы с учащимися, учителями, родителями с родительской общественностью; - доведение до сведения администрации информации об учителях, постоянно нарушающих права учащихся; - организация на классных часах занятий по ознакомлению с «Правилами школьной жизни»; - защита прав конкретного ребёнка и представительство его интересов; - расследование дел по индивидуальным жалобам детей; наблюдение за осуществлением законодательства, касающегося защиты интересов детей; - внесение рекомендаций в государственные органы по изменению законодательства в области охраны прав детей; - содействие повышению информированности о правах ребёнка как самих детей, так и взрослых; - действие в качестве посредника в случаях возникновения конфликтов между детьми и родителями; - представление докладов о проделанной работе и о положении дел в вопросах соблюдения прав ребенка. < ……> Цомартова Ф. В. Проблемы правового статуса семейного образования: компаративный аспект. Цомартова Ф. В. Проблемы правового статуса семейного образования: компаративный аспект // Ежегодник российского образовательного законодательства. – 2013. – Т. 8 – С. 149 – 161.
В силу своей специфики семейное образование не является магистральным направлением развития ни зарубежной, ни отечественной образовательных систем. Вместе с тем в условиях перехода от образовательной парадигмы индустриального общества к образовательной парадигме постиндустриального общества неизбежно меняются цели обучения и воспитания, его мотивы, нормы, формы и методы, роль педагога и т. д. Семейное образование позволяет обеспечить качественно новые возможности социализации личности, обусловленные получением индивидуализированного, свободного обучения, обеспечивающего самореализацию человека. Кроме того, в условиях экспоненциального роста числа средств массовой информации и Интернета семейное образование может быть предпочтительнее иных форм получения образования, что позволило прогнозировать его развитие. Все это вкупе с проводимой модернизацией институтов отечественного образовательного законодательства как инструмента социального развития обуславливает исследовательский интерес к правовому опосредованию общественных отношений в сфере семейного образования. Правовой статус семейного образования в контексте международно-правового регулирования неоднозначен. Так, его сторонники, подчеркивая приверженность международно-правовым нормам, находят обоснование своей позиции в ст. 28 Конвенции о правах ребенка 1989 г., провозглашающей право ребенка на образование, «а не право посещать школу». Статья 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г. устанавливает, что «никому не может быть отказано в образовании» и называет образование в качестве фундаментального права ребенка. Однако она же, по мнению исследователей, может трактоваться как позволяющая использовать разнообразные методы и формы обучения: «государство должно уважать право родителей обеспечить такое образование, которое соответствует их религиозным и философским убеждениям». Противники семейного образования тол-куют нормы той же Конвенции о правах ребенка прямо противоположно: ст. 29 ограничивает право родителей и других лиц на обучение в семье, поскольку требует, чтобы всякое образование было направлено на воспитание уважения к правам человека и основным свободам, а также принципам, провозглашенным в Уставе Организации Объединенных Наций, и другим конкретным ценностям и идеалам. Правовая позиция Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) относительно семейного образования была сформулирована в ходе рассмотрения возможности его законодательного запрета через призму права на образование, закрепленного в ст. 2 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Заявителями по делу выступили родители, принадлежащие к христианской общине, которые посчитали неприемлемым получение их детьми образования в государственных и частных школах Германии, поскольку в них осуществляется сексуальное воспитание, изучаются «волшебные сказки», растет уровень физического и психического насилия среди учащихся, и в связи с этим стали обучать своих детей дома. Родители от имени своих детей направили просьбу об освобождении их от обязательного посещения начальной школы по религиозным мотивам. Орган управления школьным образованием отказал в удовлетворении этой просьбы. Данный отказ был подтвержден германскими судами. Посещение школы в Германии обязательно. Дети в возрасте 6–7 лет должны посещать публичные или частные школы, по меньшей мере, в течение 9 лет; родители же обязаны обеспечить такое посещение пока дети находятся в школьном возрасте, даже если это противоречит их убеждениям. Впервые обязательность посещения школ и вытекающий из этого запрет на домашнее обучение законодательно были закреплены в 1938 г. (Reichsschulpflichtgesetz), в этом же законе предусматривалась уголовная ответственность за нарушение данного установления. Этот акт оказал значительное влияние на все дальнейшее развитие правовой регламентации домашнего образования в Германии. Поскольку выполнение обязанности по получению обязательного образования возможно только путем посещения публичной или частной школы, получение домашнего образования не является основанием для освобождения от посещения школы. Кроме того, неоднократно подчеркивалось, что религиозные убеждения не могут оправдывать отказ от получения обязательного образования в установленной форме. Таким образом, семейное школьное образование в Германии признается незаконным. Во всех землях оно рассматривается как административное правонарушение и может наказываться штрафом. Местные власти полномочны посредством полиции принудительно приводить отсутствующих учеников в школу. Такие меры, как правило, практикуются в борьбе с прогульщиками в качестве средства предотвращения преступности среди несовершеннолетних. Однако зачастую применяются и в отношении детей, обучающихся на дому. Если родители умышленно или неоднократно удерживают своих детей от посещения школы, суд может частично или полностью лишить их опеки над детьми. В шести землях такие действия представляют собой состав уголовного преступления с максимальным наказанием до 6 месяцев тюремного заключения или штрафа. В целом, нормативно-правовое регулирование обязательного образования в Германии расценивается как наиболее запретительное в Европе. Европейский суд по правам человека, принимая решение по поводу законодательного запрета на семейное образование в Германии, напомнил, что родителям не может быть отказано в праве дать детям образование, соответствующее их убеждениям. Вместе с тем «право на образование по своей природе нуждается в государственном регулировании, при этом государство пользуется определенной свободой усмотрения в установлении и толковании правил для своей образовательной системы». ЕСПЧ признал эвентуальным и лежащим в рамках допустимого для государства усмотрения в сфере прав и свобод человека заключение немецких судов о том, что для достижения целей интеграции в общество и получения социального опыта домашнее обучение менее эффективно, чем посещение школы. Таким образом, суд подтвердил легитимность такого запрета, сославшись на то, что речь идет о фундаментальном праве детей на образование, а не о праве родителей предоставлять его самим. Подытоживая сказанное по вопросу правового положения семейного образования, следует сделать вывод о том, что в международно-правовой системе координат семейное обучение не является фундаментальным правом, но квалифицируется как допустимая форма обучения. 8. 4 большинстве развитых стран семейное образование рассматривается в качестве альтернативы частным и публичным школам. Такая форма обучения признается наиболее соответствующей образовательным потребностям для семей, проживающих в отдаленных сельских районах либо временно проживающих за рубежом. Организация общественных отношений в связи с семейным обучением детей в зарубежных странах осуществляется в рамках норм образовательного законодательства о частных школах; норм образовательного законодательства об эквивалентности разных видов обучения; самостоятельного института образовательного права. < ……>
Задание 1. Проанализируйте основные нормативные документы федерального уровня с позиции прав обучающихся, педагогов и родителей (законных представителей) в образовании в дошкольной образовательной организации (ДОО) и общеобразовательной организации (ОО) (см. список источников, раздел 1 Нормативные документы). Оформите результаты анализа документов в разные таблицы. Таблица 1 - Права на образовательные услуги субъектов образовательного процесса в ДОО/ОО
Задание 2. Представить алгоритм/циклограмму контроля администрацией образовательной организации за соблюдением учебной нагрузки, режима работы, ведением документации, журналов и т. д. в ДОО и ОО (в отдельных таблицах) Таблица 3 – Циклограмма контроля в ДОО / ОО
Задание 3. Прокомментируйте правовые последствия следующей ситуации: В Ярославле учительницу младших классов обвиняют в насилии над детьми. Как рассказали в районной прокуратуре, уголовное дело против Г. К. было возбуждено по ст. 156 УК РФ («ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетних педагогом образовательного учреждения, если эти деяния соединены с жестоким обращением с несовершеннолетними»). С заявлением о том, что 60-летняя учительница с 32-летним стажем работы избивает учеников, в прокуратуру обратились воспитатели детского дома. Две 10летние воспитанницы, учившиеся в классе Г. К., неоднократно говорили им, что учительница во время уроков «отвешивает подзатыльники и бьет линейкой и указкой по рукам». Таким образом педагог наказывала свои подопечных за невыученные уроки и плохое поведение. В текст заявления вошли также слова еще двух учеников Г. К., которые подтвердили случаи необоснованного насилия. На допросе школьники показали, что привычка к рукоприкладству появилась у пожилой учительницы с конца прошлого учебного года. Подозреваемой назначена комплексная амбулаторно-психиатрическая экспертиза. Если вина Г. К. будет доказана в суде, ей грозит до 2 лет лишения свободы с временным лишением права занимать должности в сфере образования. Может ли администрация уволить учительницу на основании изложенных фактов? Кто может обратиться с таким требованием к администрации? Задание 4. Познакомьтесь со следующей ситуацией (по материалам статьи М. Аникеевой «Как Славку спасали от учителей» в газете «Комсомольская правда», 25 апр. 2002. №75): Дневник покраснел от учительского гнева: ваш сын, «дебил и лоботряс», каждый день что-то делает не так. Вам предлагают сменить школу, причем намекают на «специальную». А вы убеждены, что таким образом учитель сводит счеты с вашим ребенком. Вот типичная история, герои которой просили не называть их фамилии... По мнению педагогов, 80 процентов детей нуждаются в коррекции поведения. По мнению родителей, корректировать надо самих школьных учителей. Кто прав? У Славика с младенчества была серьезная проблема — дислалия, задержка речевого развития. Говорить начал поздно, не выговаривал многие звуки. Естественно, в школе с чтением и письмом возникли трудности. Над Славкиной картавостью ребята потешались, хихикали, едва паренек раскрывал рот. И Слава совсем замолчал на уроках. Вдобавок стало портиться зрение. Врачи выписали очки, которые мальчик прятал в портфеле, чтобы «очкариком» не дразнили... Затравили-замучили. Выдавили, как зубную пасту из тюбика. Причем не одноклассники, а учителя. Особенно старался «опытный педагог», классный руководитель. Мальчишка регулярно оказывался за дверью, хотя лез из кожи, делая домашние задания. Но классная принципиально отказывалась замечать Славкино старание, его поднятую руку, отказывалась аттестовывать парня по предметам, обзывала при всех дебилом. Мать задергали вызовами в школу. — Вы что, дура? — напирала работник просвещения на Ирину. — Не понимаете, что делаете своему ребенку только хуже, отказываясь переводить его в интернат? И у Славки интерес к занятиям угас. Зачем стараться, если все равно никто не оценит? А однажды он заявил маме такое, что у нее сердце заныло от страха и тоски: «Мамочка, умирать не страшно. Я наконец стану свободным. И душа моя переселится в какого-нибудь тигра... ». Мама оказалась бойцом. Она своего Славку спасла, подыскала ему другую школу. Не сразу. Сначала пришлось лечиться в санатории. Довели мальчишку — писаться по ночам начал, как маленький. А вопрос с дислалией, между прочим, стольких нервов не стоил. Дислалия относится к простейшим речевым нарушениям. Она элементарно снимается даже школьным логопедом. Без последствий и без дальнейших отставаний в развитии. Это компетентно подтвердил нам начальник отдела коррекционных и оздоровительных образовательных учреждений Минобразования РФ Борис Белявский. И уж явно мальчик не был хулиганом и двоечником, каким его пытались представить учителя, чтобы выжить из школы в «спецучреждение». Как бы вы посоветовали в сложившейся ситуации действовать маме? Какие правовые последствия должны наступить в отношении педагогов? Что вправе требовать школа? Какие требования могут предъявить родители? Не считаете ли вы маму виновной в сложившейся ситуации? Ведь у ребенка действительно имелись речевые нарушения, на которые справедливо указывали педагоги. Возможно, следовало перевести ребенка в специальный интернат?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|