Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация деятельности по обеспечению преемственности уровней образования и адаптации обучающихся




Организация деятельности по обеспечению преемственности уровней образования и адаптации обучающихся

 

Тема Часы (заочная форма обучения)         Форма занятий
Преемственность уровней образования как психолого педагогическая и организационно управленческая проблема. Лекция
Планирование, организация и анализ эффективности деятельности образовательной организации по проблеме преемственности. Практическое занятие
Проблема адаптации воспитанников и обучающихся в образовательном процессе и технологии ее решения через организацию психолого-педагогического сопровождения участников образовательного процесса. Практическое занятие

1. Тематический план дисциплины «Организация деятельности по обеспечению преемственности уровней образования и адаптации обучающихся»

 

2. Словарь основных понятий

Преемственность – это связь между явлениями в процессе развития, когда новое, снимая старое, сохраняет в себе некоторые его элементы. П. есть одно из проявлений диалектики.  

Преемственность в образовании - это система связей, обеспечивающая взаимодействие основных задач, содержания и методов обучения и воспитания с целью создания единого непрерывного образовательного процесса на смежных этапах развития ребенка.

Организация деятельности по проблеме преемственности - это организация партнёрства и взаимодействия субъектов преемственности.

Адаптация воспитанников и обучающихся в образовательном процессе –процесс взаимодействия личности и социальной среды, при котором осуществляется активное приспособление личности к изменившимся или относительно стабильным условиям среды. Это сложный, динамичный, многосторонний и комплексный процесс жизнедеятельности, в ходе которого индивид на основе соответствующих приспособительных реакций вырабатывает устойчивые навыки удовлетворения тех требований, которые к нему предъявляются.

Психолого-педагогическое сопровождение – комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку в решении задач развития, обучения, воспитания, социализации.

Нормативно-правовое обеспечение сопровождения преемственности – законы, Стандарты, указания, приказы, методические рекомендации из официальных источников по обеспечению организации преемственности в сфере образования.

 

3. Тексты лекций или фрагменты первоисточников

Преемственность детского сада и начальной школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем знаний, умений, общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения. С другой стороны, преемственность предусматривает опору школы на достигнутый уровень дошкольного образования. То есть, преемственность с позиции школы – это опора на те знания, умения и навыки, которые уже имеются у ребенка, и пройденное осмысливается на более высоком уровне.

Исследуя особенности психического развития детей, Л. С. Выготский выделяет стабильные и критические периоды, сопровождаемые возрастным кризисом. Особое внимание он уделял именно переходу к школьному обучению, когда происходит измерение всей системы его отношений с окружающим миром, и считал, что ребенок должен быть подготовлен к этому переходу всем ходом предшествующего развития. Таким образом, преемственность заложена в самой природе обучения, воспитания детей, является их атрибутом.

Согласно Д. Б. Эльконину, дошкольный и школьный возраст принадлежит к одной эпохе – эпохе детства, а значит, переход от одного уровня образования к другому (как переход внутри целого) может быть успешно и конструктивно осуществлен при условии единства концептуального подхода в организации образования на разных этапах развития детей.

Несоблюдение же правила преемственности при переходе с одной ступени на другую может неблагоприятно отразиться на прохождении периода адаптации ребенка в новых условиях.

Термин «адаптация» происходит от позднелатинского «adaptatio» - прилаживание, приспособление.

Под социальной адаптацией понимается постоянный процесс интеграции индивида в общество, процесс приспособления индивида к условиям среды социальной, а также результат этого процесса. Любой вид социальной адаптации (учебная, профессиональная, бытовая и т. д. ) включает социально-психологический аспект, т. к. социальная среда, с точки зрения структуры, подразделяется на предметную и личностную.

Социальная адаптация является непременным условием и результатом успешной социализации ребенка, которая, как известно, происходит в трех основных сферах: деятельности, общения и сознания.

При всей значимости в сфере медицинской, психологической и педагогической практики проблема школьной адаптации до сих пор относится к числу серьёзно заявленных, но не решённых проблем. В основном проблема адаптации трактуется с точки зрения приспособления ребёнка к школьным условиям: медиками - на функциональном уровне, психологами - на социально-коммуникативном уровне, педагогами - на уровне успеваемости и дисциплины.

В настоящее время в психолого-педагогической науке принято считать, что школьная адаптация определяется готовностью ребёнка к изменению своего социального положения и что процесс адаптации подчиняется особым психическим закономерностям.

Главное внимание обращается на его социальную составляющую, т. е. как первоклассник «вжился в роль ученика» [6]:

- установлен контакт с учителем;

- ребенок осознает круг своих обязанностей и подчиняется школьным требованиям;

- налажены отношения с одноклассниками;

- ребенок не создает конфликтные ситуации в классе;

- владеет необходимыми учебными умениями и навыками.

В связи с введением в начальной школе ФГОС подходы к сути адаптации изменились, значительно расширился перечень критериев успешной адаптации [3].

Согласно новым образовательным стандартам в ходе организации учебно-воспитательного процесса в начальной школе необходимо делать акценты на личностно-ориентированном, системно-деятельностном и здоровьесберегающем подходе. Важно ориентироваться на индивидуальные особенности школьника и перейти от методики «уравнивания» всех детей в классе к методике раскрытия «Я — концепции» каждого ребенка [6].

Следуя этим требованиям, процесс адаптации первоклассников должен быть переориентирован и учитывать также две другие составляющие:

- ф изическая адаптация - оценивается по таким параметрам, как ежедневное самочувствие, уровень работоспособности, сон, аппетит, наличие заболеваний, обострение хронических болезней;

- пс ихологическая адаптация - оценивается по таким параметрам, как мотивация к школе и учебе, уровень развития психологических процессов, настроение, готовность и способность к самооцениванию.

Согласно этим критериям, адаптационный процесс охватывает все стороны жизни ребенка, которые подвергаются серьезным изменениям при поступлении в школу.

Общая характеристика уровней адаптации первоклассников к школе выглядит следующим образом:

- в ысокий уровень характеризуется быстрым привыканием ребенка к школе (в течение 2-6 недель). Он имеет положительную мотивацию к школе, быстро и легко усваивает программный материал. Может решать задания повышенной сложности. Обладает навыками самообразовательной деятельности. Ответственно относится к выполнению поручений учителя. Имеет друзей в классе. Нет проблем со здоровьем;

- с редний уровень — ребенок довольно долго привыкает к школе (2-3 месяца), но не испытывает отрицательных переживаний от ее посещения. Бывают незначительные перепады настроения, усталость. Понимает наглядное пояснение учителя, усваивает основной материал учебных программ. Решает типовые задания, усидчив и внимателен. Добросовестно выполняет указания учителя, но под его контролем. Поддерживает дружеские отношения со многими одноклассниками;

- н изкий уровень — ребенок испытывает значительные трудности в привыкании к школе, относится к ней отрицательно. Может нарушать дисциплину. Учебный материал усваивает фрагментарно, не проявляет интереса к занятиям. Часто имеет подавленное настроение, жалуется на самочувствие. Мало общается с одноклассниками, не всех знает по имени.

В соответствии с ФГОС в образовательном учреждении должны быть созданы такие психолого-педагогические условия, которые направлены на создание благоприятной среды для здоровья ребенка и будут способствовать всестороннему гармоничному развитию личности. При отсутствии специально организованного учителем учебного процесса и без психологической поддержки большинство первоклассников достигают только среднего уровня адаптации к школе.

В случае удачного сочетания внешних и внутришкольных факторов ребенок без проблем «входит» в школьную жизнь и не испытывает эмоционального дискомфорта при нахождении в классе. Однако иногда могут возникнуть определенные трудности в адаптации первоклассников к школе. Речь идет о таких обстоятельствах, как:

- хроническая неуспеваемость — возникает на фоне низкой работоспособности или несформированности учебных умений;

- уход от деятельности — проявляется у детей, обделенных вниманием, на уроках они абсолютно не слушают объяснения учителя, а «погружаются в себя»;

- негативистская демонстративность — характеризуется плохим поведением ребенка с целью обратить на себя внимание, при этом любое наказание воспринимается им как желаемое поощрение;

- вербализм — является особым типом развития ребенка, при котором у него очень развита речь, но имеется задержка логического и образного мышления; в такой ситуации первоклассник создает впечатление смышленого ребенка, часто имеет завышенную самооценку, но на практике не может справиться с решением задач и творческих заданий;

- проявление лени — может возникать по многим причинам (незначительный процент познавательных мотивов, низкая потребность в теоретических знаниях, неуверенность в собственных силах, особенности темперамента и др. ) и приводит к замедлению процесса достижения успеха, снижает интерес к школьной жизни.

Процесс приспосабливания ребенка к школе очень многогранен и требует постоянного контроля и коррекции со стороны взрослых.

Педагоги ДОО должны четко понимать, что самое главное становление – формирование тех психических процессов, которые позволят ребенку обучаться на последующих уровнях образования [2].

Формирование готовности к обучению в начальной школе означает создание у детей предпосылок для успешного усвоения учебной школьной программы и вхождения каждого ребенка в ученический коллектив. При этом педагоги ДОО должны быть знакомы с требованиями, которые предъявляются детям в 1 классе и в соответствии с этими требованиями готовить дошкольников к систематическому учению в школе, включая в процесс обучения специальные учебные задания и упражнения, постепенно повышая степень их трудности и тем самым формируя у дошкольников предпосылки к учебной деятельности.

Для обеспечения планомерности его протекания администрацией школы должна быть инициирована разработка программы адаптации первоклассников. Это комплексный документ, включающий различные мероприятия, среди которых главными являются диагностика, адаптационные и корректирующие занятия с детьми и работа с родителями.

Эффективная реализация основных направлений программы адаптации первоклассников призвана помочь учащимся преодолеть трудности на новом жизненном этапе и успешно освоить социальную роль ученика.

Учителя должны учитывать не только уровень специальной педагогической готовности детей к школе, но и уровень их психологической, физической готовности. Они должны иметь ясные представления о специфике обучения и воспитания детей в детском саду и осуществлять организацию учебной деятельности с включением в нее игровых приемов, форм и средств, часто применяемых в детском саду. Использование игровых технологий в первых классах способствует лучшей адаптации детей к школьному обучению.

Главная задача, которая должна быть решена в этот период - сохранение, поддержка и развитие индивидуальности ребенка

Это означает, что преемственность требует постоянных контактов и взаимодействия работников дошкольных учреждений и учителей школ. В практике многих дошкольных учреждений и школ сложились продуктивные формы сотрудничества:

– по реализации программ и планов по подготовке дошкольников к систематическому обучению в школе;

– посещению воспитателем уроков в школе, а учителем – занятий в детском саду с целью знакомства с обстановкой и организацией жизни и обучения ребенка;

– обмену опытом, поиску оптимальных методов, приемов и форм работы;

– анализу результатов совместной деятельности.

Установление связи и творческого сотрудничества между детским садом и школой – необходимое условие успешного решения задач преемственности. При реализации идеи преемственности педагоги сталкиваются с рядом проблем. Одна из них – отсутствие адекватных подходов к преемственности. В документах новых стандартов начального образования отмечено, что в наше время наиболее распространены два подхода к проблеме преемственности на этом возрастном этапе.

Первый подход опирается на тактику форсирования темпов детского развития. Он состоит в простой и прямой подгонке социально-педагогических приоритетов дошкольного учреждения к требованиям и особенностям школьного обучения. Завышенные требования к готовности к обучению в школе, особенно лицеев и гимназий, формируют потребность родителей соответствовать требованиям высокого уровня развития ребенка без учета его индивидуальных особенностей: детей отправляют на ранее обучение чтению, письму, занятия по усложненной математике.

Второй подход основан на тактике доразвития в начальной школе тех элементарных знаний умения и навыков (ЗУН), с которыми ребенок приходит из детского сада.

Однако ни тот ни другой подходы не дают удовлетворительного решения этой проблемы: в итоге наблюдается противоречивая и даже парадоксальная картина. С одной стороны, в детском саду форсированная подготовка к школе фактически вытесняет специфические формы активной деятельности ребенка - дошкольника (игру, разные виды художественного творчества). Они либо уступают место " обучению на занятиях", либо сами существенно изменяются (" дидактизируются", по выражению В. Т. Кудрявцева) – в их содержании начинают зримо проступать черты учебных предметов. Иначе говоря, вместо предпосылок учебной деятельности у дошкольников пытаются сформировать ее элементы.

С другой стороны, начальная школа, по выражению В. В. Давыдова (1996 г. ), «подхватывает» и использует имеющиеся у дошкольников формы познания (в основном это житейские, эмпирические представления о действительности). В противовес этому подходу формирование фундамента школьной готовности должно осуществляться в рамках специфических детских видов деятельности: сюжетно-ролевой игры, изобразительной деятельности, конструирования, восприятия сказки. Использование игровых технологий в первых классах способствует облегчению адаптации детей, повышению интереса, ускорению обучения, тогда как резкая перемена основного вида деятельности ведёт к стрессу и к дезадаптации детей.

Другой значительной причиной, затрудняющей преемственность дошкольного и начального образования, становятся особенности социальной ситуации развития современного ребенка 6–7 лет.

Под социальной ситуацией развития понимается специфическая для каждого возраста система отношений человека в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми. Данное понятие было введено Л. С. Выготским.

Быстро изменяющаяся ситуация в современном российском обществе приводит к изменениям социальной ситуации развития школьника. Одним из аспектов социальной ситуации развития являются возросшие требования к самостоятельности ребенка.

Вместе с изменениями в современном обществе резко изменились и представления о границах самостоятельности младших школьников. Теперь ни для кого не странно записанное в программе начальной школы требование воспитывать учебную самостоятельность школьников и умение учиться. Отсутствие умения учиться, неспособность быть субъектом собственной учебной деятельности вызывает справедливое неудовольствие и беспокойство взрослых: ребенок, который к концу начальной школы не обретает этого умения, в средней школе перестает учиться, порождая массу подростковых проблем школьного негативизма и невротизма.

Еще в 1960-х гг. никого не смущало, что четвероклассник не умеет учиться: считалось, что ему достаточно быть послушным и прилежным исполнителем школьных требований. За этим представлением стоял совсем иной взгляд на возрастные возможности развития ребенка 7–11 лет. Таким образом, одно из самых очевидных и резких изменений социальной ситуации развития детей по сравнению с ситуацией 30–40-летней давности, к которой относятся классические описания младшего школьного возраста (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин и др. ) – возрастание требований к самостоятельности и необходимость уметь учиться. Эта необходимость отразилась и в недавно принятых образовательных стандартах начального образования, которые ориентированы на развитие у школьников умения учиться самостоятельно.

Другими особенностями социальной ситуации развития современных детей являются следующие:

- современный ребенок находится в информационном и огромном социальном пространстве, не имеющем четких внешних и внутренних границ (на него воздействуют потоки информации, получаемой благодаря Интернету, телевидению, компьютерным играм, кино);

- постоянно усиливается конфликт между характером присвоения ребенком знаний и ценностей в школе (системность, последовательность, традиционность, сообразность культуре и т. д. ) и вне школы (клиповость, хаотичность, смешение высокой культуры и бытовой, размывание границ между культурой и антикультурой и т. д. );

- искажается социализация детей, нарушаются процессы их взросления: к этому приводит иллюзия свободы, снятие многих табу в виртуально-информационных средах и падение доверия к ребенку со стороны взрослых, и как следствие - изоляция детей от посильных для них решений проблем семьи и местного сообщества, проблем, которыми живут взрослые;

- реальные формы социализации подменяются виртуальными, приводят к самоизоляции детства; результатом этого является примитивизация сознания детей, рост агрессивности, жестокости, цинизма, грубости, за которыми на самом деле скрываются страх, одиночество, неуверенность, непонимание и неприятие будущего;

- существенные изменения происходят в системе отношения ребенка к окружающему миру, к другим людям, к себе самому, снижается ценность других людей и участие в их жизни, на первый план выходит переживание и позиционирование себя (в силу произошедшей в 1990-е гг. переориентации воспитания с коллективистской на индивидуалистическую модель, фактического отсутствия форм социально ориентированной совместной деятельности и девальвации традиционных ценностей).

Эти особенности социальной ситуации развития детей не только оказывают негативное влияние па развитие личности современного ребенка, но и усложняют проблемы адаптации детей при переходе из детского сада в школу.

Готовность ребенка к обучению на новой ступени образования следует оценивать не только и не столько на основе знаний, умений и навыков, сколько на базе сформированности основных видов УУД. Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы должна стать ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирования умения учиться.

Школа и детский сад - два важных смежных звена в системе образования. Если ребёнок оказывается неподготовленным к школьным занятиям, в школе он испытывает дискомфорт. Поэтому в учебно-воспитательной работе школы и любого дошкольного учреждения, обеспечивающего необходимую подготовку к школе, должна существовать преемственность и в следующих моментах:

- установление единства стремлений и взглядов на воспитательный процесс между детским садом, семьей и школой;

- выработка общих целей и воспитательных задач, путей достижения намеченных результатов;

- создание условий для благоприятного взаимодействия всех участников воспитательно-образовательного процесса – воспитателей, учителей, детей и родителей;

- всестороннее психолого-педагогическое просвещение родителей; оказание психологической помощи в осознании собственных семейных и социальных ресурсов, способствующих преодолению проблем при поступлении ребенка в школу;

- формирование в семьях позитивного отношения к активной общественной и социальной деятельности детей.

Таким образом, необходимо обеспечить полноценное личностное развитие, физиологическое и психологическое благополучие ребенка в переходный период от дошкольного воспитания к школе, направленное на перспективное формирование личности ребенка с опорой на его предыдущий опыт и накопленные знания. Необходимо вместе стремиться к организации единого развивающего мира – дошкольного и начального образования.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...