Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Информационного ресурса общества




Предисловие

 

Построение и развитие информационного общества признается ведущей мировой тенденцией XXI в., которая определяет необходимость фор­мирования глобальных информационного и экономического пространств. Новая технологическая парадигма информационного общества базирует­ся на электронике и генной инженерии, а ее основой являются информа­ционные системы и технологии (ИСиТ). Эта парадигма заменяет пара­дигму индустриального общества.

К основным направлениям влияния ИСиТ на экономику относятся: активизация процессов рыночного взаимодействия; создание рынка ин­формации и информационных услуг; увеличение потребностей в инфор­мационных ресурсах; глобализация международного бизнеса за счет раз­вития сетей типа Интернет; изменения организационных структур пред­приятия и др.

Продвижение России к информационному обществу является основой долгосрочной стратегии ее социально-экономического развития, так как только в этом случае Россия интегрируется в мировые информационное и экономическое пространства как сильный и равноправный партнер, опи­рающийся на конкурентные преимущества инновационной экономики и информационные технологии.

Центральное место в этой стратегии отводится процессу подготовки кадров для новой экономики. Включение дисциплины «Информационные системы и технологии в экономике» в учебные планы экономических спе­циальностей вузов свидетельствует о большой значимости этого курса в деятельности экономистов любого профиля.

Предлагаемый учебник написан в соответствии с государственным стандартом по дисциплине «Информационные системы и технологии в экономике», а также с учетом стандартов по дисциплинам «Информаци­онные системы в экономике», «Информационные технологии в экономи­ке» и «Защита информации и информационная безопасность». В нем из­ложены не только обязательные разделы программы, но и дополнитель­ный материал, поясняющий состояние дел в области создания и эксплуатации современных ИСиТ, а также перспектив их развития. Учеб­ник состоит из 20 глав, объединенных в восемь разделов.

Раздел I (гл. 1—3) содержит понятийный аппарат дисциплины, основ­ные определения экономической информации, информационных ресурсов, процессов и информационной сферы производства. Раскрываются сущность, значение и закономерности развития ИСиТ в современной экономике, приводятся основные экономические законы развития информационных технологий (ИТ) и их классификация, поясняется структура базовой ИТ, по­казывается место информационных систем (ИС) в экономике, приводятся различные ее виды, их классификация и жизненный цикл.

В разделе II (гл. 4—8) подробно рассматриваются ИСиТ, используе­мые при управлении предприятием; приводится краткая характеристика базовых технологий управления предприятием на основе ИТ (MRP I, CRP, CL MRP, MRPII, WCM, ERP, ERPII, МВС), а также ИТ организационно­го развития и стратегического управления предприятием (ВРМ, BPI, BSC); строятся модели предприятия как объекта управления, опираясь на сис­темный, информационный, стратегический и объектно-ориентированный подходы; подробно рассматривается система документационного обеспе­чения как составная часть корпоративной информационной системы уп­равления; анализируются инструментальные средства компьютерных тех­нологий информационного обслуживания управленческой деятельности и интеллектуальной поддержки управленческих решений. Особенности применения ИСиТ по областям деятельности изложены в разд. III—VI.

Раздел III (гл. 9, 10) посвящен особенностям применения ИСиТ в об­ласти маркетинга. В нем маркетинг рассматривается как объект управ­ления, приводится структура, состав маркетинговой ИС, разработанных на основе современных технологий (CRM, CSRP, CALS), анализируются программные продукты для маркетинга, роль Интернет и электронной

коммерции.

Раздел IV (гл. 11,12) включает в себя описание ИСиТ для бухгалтерс­кого учета. В нем рассматриваются принципы ведения бухгалтерского уче­та, его функциональная архитектура и основы учетной политики. С точки зрения компьютерных информационных технологий дается анализ совре­менных программных продуктов.

В разд. V (гл. 13—15) рассматривается специфика применения ИСиТ и организации банковской деятельности в России, анализируются пробле­мы создания автоматизированных банковских систем, в том числе совре­менные платежные системы и Интернет-банкинг.

В разд. VI (гл. 16,17) даны понятия страховой деятельности как объек­та управления, перечислены основные функции, виды и формы страхова­ния, дан сравнительный анализ программного обеспечения информаци­онных систем страхования.

Раздел VII (гл. 18, 19) посвящен стандартизации информационных тех­нологий. В нем приводятся Основы построения системы стандартов, архитек­турных спецификаций (эталонных моделей), рассматриваются инструмен­ты функциональной стандартизации, понятие профиля ИС и их свойства.

В разд. VIII (гл. 20) рассматриваются основы информационной безо­пасности, анализируются угрозы, риски и проводится их классификация, Дается определение защищенной ИС и формулируются требования к ее архитектуре для обеспечения безопасности функционирования.

В конце каждого раздела приводятся контрольные вопросы и задания, a также дается список литературы.

 

Раздел I

ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ

Глава 1

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Экономическая информация как часть

информационного ресурса общества

 

Руководствуясь системным подходом и применяя модель «черного ящика», любую организацию можно представить как некоторую сис­тему по преобразованию потоков ресурсов (материальных, энергети­ческих и информационных) в конечные потоки продуктов и услуг. Рассматривая информационную составляющую этой модели, подроб­но рассмотрим и дадим определения таким понятиям, как информа­ционный ресурс, информация, экономическая информация, информа­ционные технологии, процессы и процедуры, информатизация, эко­номические информационные системы и подсистемы.

Информация (от лат. «informatio») — это знания, сведения, сооб­щения, уведомления, т.е. нечто, присущее только человеческому со­знанию и общению.

В широком смысле информация — это сведения, знания, сообще­ния, являющиеся объектом хранения, преобразования, передачи и по­могающие решать поставленные перед организацией задачи.

В философском понимании информация есть отражение реально­го мира, т.е. сведения, которые один реальный объект содержит о дру­гом реальном объекте. Признав, что наше знание есть отражение ре­ального мира, материалистическая теория познания установила, что отражение является всеобщим свойством материи. Существуют сле­дующие формы отражения: сознание — высшая форма отражения — присуще только человеку; психическая — присуща не только челове­ку, но и животным; раздражимость — охватывает также растения и про­стейшие организмы; запечатление взаимодействия — присуща и не­органической природе, и элементарным частицам, т.е. всей материи вообще. Таким образом, знание есть отражение реального мира, сле­довательно, отражение — это всеобщее все общее свойство материи.

Информационная экономика базируется на информации как на ос­новном ресурсе и товаре одновременно. Под информационным ресур­сом (ИР) понимают [19]:

1) данные, преобразованные в форму, которая является значимой для предприятия;

2) данные, значимые для управления предприятием;

3) информацию, созданную и/или обнаруженную, зарегистриро­ванную, оцененную, с определенными законами деградации и обнов­ления.

Информационные ресурсы предприятия представлены в докумен­тах массивов информации ИС на машинных носителях, архивах, фон­дах, библиотеках.

Информационные ресурсы, частью которых является и информа­ционные технологии, имеют в данном определении четкую структуру в соответствии с методикой их создания, оценки и инвентаризации. Более того, исходя из определения структуры ИР, возможен учет ста­тических и динамических составляющих ИР.

Законы деградации и обновления позволяют определить положе­ние ИР на рынке ИТ с помощью соответствующей методики. В мето­дику входит оценка технических (точность, достоверность и т.д.) и экономических характеристик (стоимость получения зарегистрирован­ной информации и т.д.). Оценка ИР в целом для данного момента вре­мени делается уже после его создания, в том числе для определения закона деградации (новизны), обновления (возможности поддержа­ния на заданном уровне и развития) и базируется на оценке востребо­ванности ИР.

В системах организационного управления выделяют экономичес­кую (связанную с управлением коллективами людей, занятых произ­водством продукции, работ и услуг) и техническую (связанную с уп­равлением техническими объектами) информацию.

Экономическая информация отражает процессы производства, рас­пределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, свя­зана с общественным производством, поэтому ее также называют производственной. Экономическая информация характеризуется боль­шим объемом, многократным использованием, периодическим обнов­лением и преобразованием, применением логических операций и вы­полнением относительно несложных математических расчетов.

Экономическая информация имеет определенную структуру, мини­мальной структурной единицей экономической информации является показатель. Показатель обладает законченным смысловым содержа­нием и потребительской значимостью для целей управления, его нельзя разделить на более мелкие единицы без разрушения смысла.

Показатель состоит из совокупности реквизитов. Реквизит — логи­чески неделимый элемент, отражающий определенные свойства объекта или хозяйственного процесса. Каждый показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-призна­ков Реквизит-основание характеризует, как правило, количественное свойство (масса, стоимость, норма времени и т.д.), а реквизиты-при­знаки — качественные свойства объекта или хозяйственного процесса, определяют смысловое содержание показателя.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.