Информационного ресурса общества
Стр 1 из 15Следующая ⇒ Предисловие
Построение и развитие информационного общества признается ведущей мировой тенденцией XXI в., которая определяет необходимость формирования глобальных информационного и экономического пространств. Новая технологическая парадигма информационного общества базируется на электронике и генной инженерии, а ее основой являются информационные системы и технологии (ИСиТ). Эта парадигма заменяет парадигму индустриального общества. К основным направлениям влияния ИСиТ на экономику относятся: активизация процессов рыночного взаимодействия; создание рынка информации и информационных услуг; увеличение потребностей в информационных ресурсах; глобализация международного бизнеса за счет развития сетей типа Интернет; изменения организационных структур предприятия и др. Продвижение России к информационному обществу является основой долгосрочной стратегии ее социально-экономического развития, так как только в этом случае Россия интегрируется в мировые информационное и экономическое пространства как сильный и равноправный партнер, опирающийся на конкурентные преимущества инновационной экономики и информационные технологии. Центральное место в этой стратегии отводится процессу подготовки кадров для новой экономики. Включение дисциплины «Информационные системы и технологии в экономике» в учебные планы экономических специальностей вузов свидетельствует о большой значимости этого курса в деятельности экономистов любого профиля. Предлагаемый учебник написан в соответствии с государственным стандартом по дисциплине «Информационные системы и технологии в экономике», а также с учетом стандартов по дисциплинам «Информационные системы в экономике», «Информационные технологии в экономике» и «Защита информации и информационная безопасность». В нем изложены не только обязательные разделы программы, но и дополнительный материал, поясняющий состояние дел в области создания и эксплуатации современных ИСиТ, а также перспектив их развития. Учебник состоит из 20 глав, объединенных в восемь разделов.
Раздел I (гл. 1—3) содержит понятийный аппарат дисциплины, основные определения экономической информации, информационных ресурсов, процессов и информационной сферы производства. Раскрываются сущность, значение и закономерности развития ИСиТ в современной экономике, приводятся основные экономические законы развития информационных технологий (ИТ) и их классификация, поясняется структура базовой ИТ, показывается место информационных систем (ИС) в экономике, приводятся различные ее виды, их классификация и жизненный цикл. В разделе II (гл. 4—8) подробно рассматриваются ИСиТ, используемые при управлении предприятием; приводится краткая характеристика базовых технологий управления предприятием на основе ИТ (MRP I, CRP, CL MRP, MRPII, WCM, ERP, ERPII, МВС), а также ИТ организационного развития и стратегического управления предприятием (ВРМ, BPI, BSC); строятся модели предприятия как объекта управления, опираясь на системный, информационный, стратегический и объектно-ориентированный подходы; подробно рассматривается система документационного обеспечения как составная часть корпоративной информационной системы управления; анализируются инструментальные средства компьютерных технологий информационного обслуживания управленческой деятельности и интеллектуальной поддержки управленческих решений. Особенности применения ИСиТ по областям деятельности изложены в разд. III—VI. Раздел III (гл. 9, 10) посвящен особенностям применения ИСиТ в области маркетинга. В нем маркетинг рассматривается как объект управления, приводится структура, состав маркетинговой ИС, разработанных на основе современных технологий (CRM, CSRP, CALS), анализируются программные продукты для маркетинга, роль Интернет и электронной
коммерции. Раздел IV (гл. 11,12) включает в себя описание ИСиТ для бухгалтерского учета. В нем рассматриваются принципы ведения бухгалтерского учета, его функциональная архитектура и основы учетной политики. С точки зрения компьютерных информационных технологий дается анализ современных программных продуктов. В разд. V (гл. 13—15) рассматривается специфика применения ИСиТ и организации банковской деятельности в России, анализируются проблемы создания автоматизированных банковских систем, в том числе современные платежные системы и Интернет-банкинг. В разд. VI (гл. 16,17) даны понятия страховой деятельности как объекта управления, перечислены основные функции, виды и формы страхования, дан сравнительный анализ программного обеспечения информационных систем страхования. Раздел VII (гл. 18, 19) посвящен стандартизации информационных технологий. В нем приводятся Основы построения системы стандартов, архитектурных спецификаций (эталонных моделей), рассматриваются инструменты функциональной стандартизации, понятие профиля ИС и их свойства. В разд. VIII (гл. 20) рассматриваются основы информационной безопасности, анализируются угрозы, риски и проводится их классификация, Дается определение защищенной ИС и формулируются требования к ее архитектуре для обеспечения безопасности функционирования. В конце каждого раздела приводятся контрольные вопросы и задания, a также дается список литературы.
Раздел I ИНФОРМАЦИЯ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И ПРОЦЕССЫ. ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ Глава 1 ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ Экономическая информация как часть информационного ресурса общества
Руководствуясь системным подходом и применяя модель «черного ящика», любую организацию можно представить как некоторую систему по преобразованию потоков ресурсов (материальных, энергетических и информационных) в конечные потоки продуктов и услуг. Рассматривая информационную составляющую этой модели, подробно рассмотрим и дадим определения таким понятиям, как информационный ресурс, информация, экономическая информация, информационные технологии, процессы и процедуры, информатизация, экономические информационные системы и подсистемы.
Информация (от лат. «informatio») — это знания, сведения, сообщения, уведомления, т.е. нечто, присущее только человеческому сознанию и общению. В широком смысле информация — это сведения, знания, сообщения, являющиеся объектом хранения, преобразования, передачи и помогающие решать поставленные перед организацией задачи. В философском понимании информация есть отражение реального мира, т.е. сведения, которые один реальный объект содержит о другом реальном объекте. Признав, что наше знание есть отражение реального мира, материалистическая теория познания установила, что отражение является всеобщим свойством материи. Существуют следующие формы отражения: сознание — высшая форма отражения — присуще только человеку; психическая — присуща не только человеку, но и животным; раздражимость — охватывает также растения и простейшие организмы; запечатление взаимодействия — присуща и неорганической природе, и элементарным частицам, т.е. всей материи вообще. Таким образом, знание есть отражение реального мира, следовательно, отражение — это всеобщее все общее свойство материи. Информационная экономика базируется на информации как на основном ресурсе и товаре одновременно. Под информационным ресурсом (ИР) понимают [19]: 1) данные, преобразованные в форму, которая является значимой для предприятия; 2) данные, значимые для управления предприятием; 3) информацию, созданную и/или обнаруженную, зарегистрированную, оцененную, с определенными законами деградации и обновления. Информационные ресурсы предприятия представлены в документах массивов информации ИС на машинных носителях, архивах, фондах, библиотеках. Информационные ресурсы, частью которых является и информационные технологии, имеют в данном определении четкую структуру в соответствии с методикой их создания, оценки и инвентаризации. Более того, исходя из определения структуры ИР, возможен учет статических и динамических составляющих ИР.
Законы деградации и обновления позволяют определить положение ИР на рынке ИТ с помощью соответствующей методики. В методику входит оценка технических (точность, достоверность и т.д.) и экономических характеристик (стоимость получения зарегистрированной информации и т.д.). Оценка ИР в целом для данного момента времени делается уже после его создания, в том числе для определения закона деградации (новизны), обновления (возможности поддержания на заданном уровне и развития) и базируется на оценке востребованности ИР. В системах организационного управления выделяют экономическую (связанную с управлением коллективами людей, занятых производством продукции, работ и услуг) и техническую (связанную с управлением техническими объектами) информацию. Экономическая информация отражает процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ и услуг, связана с общественным производством, поэтому ее также называют производственной. Экономическая информация характеризуется большим объемом, многократным использованием, периодическим обновлением и преобразованием, применением логических операций и выполнением относительно несложных математических расчетов. Экономическая информация имеет определенную структуру, минимальной структурной единицей экономической информации является показатель. Показатель обладает законченным смысловым содержанием и потребительской значимостью для целей управления, его нельзя разделить на более мелкие единицы без разрушения смысла. Показатель состоит из совокупности реквизитов. Реквизит — логически неделимый элемент, отражающий определенные свойства объекта или хозяйственного процесса. Каждый показатель состоит из одного реквизита-основания и одного или нескольких реквизитов-признаков Реквизит-основание характеризует, как правило, количественное свойство (масса, стоимость, норма времени и т.д.), а реквизиты-признаки — качественные свойства объекта или хозяйственного процесса, определяют смысловое содержание показателя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|