Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Формирование и развитие информационных ресурсов предприятия в условиях информационной экономики




 

Основные тенденции трансформации экономики в информацион­ную рассматриваются во многих научных работах, где главным обра­зом отмечаются следующие [9]: признается доминирующее в эконо­мике положение индустрии информационных услуг, технологий и др.; первостепенное значение придается способности государства, бизне­са, предприятия органично вписаться в информационное пространство по сравнению с его индустриальным потенциалом; признается, что информация является основным производственным ресурсом нарав­не с финансами, материалами, энергией; основным фактором перехо­да к информационной экономике является развитие информационных и коммуникационных технологий во всех сферах экономики.

Исследования развития информационной экономики проводили такие известные ученые, как Д. Белл, Ф. Вебер и Д. Боде, Ф. Махлуп, А. Риис, А. Тофлер, X. Ханамари и Д. Вада, К. Эрроу. Термин, как при­нято считать, ввел М. Порат [20] в середине 1970-х гг., рассматривая шесть секторов экономики, причем сектор первичной информации он выделяет как наиболее важный.

В своих работах ученые называют новую экономику информаци­онной, коммуникационной, Интернет-экономикой, т.е. подчеркивают то, что в настоящее время для ведения бизнеса необходимо обязатель­ное применение информационных технологий, компьютерных сетей, цифровой связи, современных коммуникаций как базовых средств, без которых невозможно достижение предприятием конкурентного пре­имущества [11].

Основной целью предприятий на современном этапе развития эко­номики России является создание, защита и поддержание своей ин­формационной инфраструктуры на современном уровне. В соответ­ствии с этой целью можно сформулировать и его задачи:

• организация эффективного функционирования предприятия за счет интеграции отдельных функций подразделений с помощью ин­формационных технологий, повышение скорости обработки и предо­ставления информации, необходимой для принятия решения на всех уровнях управления;

• повышение качества получаемой информации (избавление от шумов) из микросреды — о положении на рынках, состоянии конку­рентов, возможностях сбыта, и макросреды — о международном поло­жении, изменении законодательства и т.д.;

• защита информации и информационной системы от несанкцио­нированного доступа;

• повышение эффективности сбыта и маркетинга за счет участия в электронных рынках;

• обеспечение интеграции с другими предприятиями через ведение электронной коммерции.

На решение этих задач существенное влияние будут оказывать об­щие тенденции развития следующих рынков ИТ [16]:

• производства программного обеспечения (software), если его рас­сматривать в совокупности с рынком информационных услуг, — со­ставляет около 55% всего мирового сектора ИТ;

• производства компьютерной техники (hardware) — имеет тенден­цию к небольшому снижению, которая вызвана тем, что возрастает роль и доля программного обеспечения;

• коммуникационного оборудования и программ — становится са­мым динамичным и быстро развивающимся рынком ИТ, особенно в приложениях к электронной коммерции (Business-to-Business — В2В).

Вместе с тем аналитики [13] отмечают тот факт, что бурное развитие информационного обмена приводит к обратному процессу, порожда­ющему глобальный информационный кризис, характеризуемый как «про­тиворечивое единство информационного взрыва и информационного го­лода». О явлении информационного кризиса в экономике России свиде­тельствуют оценки состояния формирования и организации исследования информационных ресурсов [2], которые состоят в следующем:

• недоступность в России важной для развития экономики, особен­но инновационной деятельности, информации из развитых стран;

• огромные пробелы в сборе и организации использования инфор­мации о состоянии отраслей промышленности, используемой техни­ки, технологий, современных методов и др.;

• недоступность информации для предприятий, особенно малых;

• полная коммерциализация использования информации, создан­ной за государственный счет;

• достаточно большие затраты средств (в основном, бюджетных) за счет многократного дублирования информации и др.

Данное проявление информационного кризиса невозможно устра­нить только за счет новых ИТ, так как перечисленные проблемы во многом являются организационными.

Информация и информационные процессы в организационно-экономической сфере

Основные определения

 

Предприятие (особенно его головной офис) можно рассматривать как эффективный информационный центр (рис. 1.2), в котором обра­батывается информация, содержащаяся как во внешнем, так и во внут­реннем потоках, т.е. реализуется информационный процесс.

 

 

 

Информационный процесс — это осуществление всей совокупности следующих элементарных информационных актов: прием или созда­ние информации, ее хранение, передача и использование. Информа­ционная система — это совокупность механизмов, обеспечивающих полное осуществление информационного процесса.

Вне ИС информация может лишь сохраняться в виде записей на тех или иных физических носителях, но не может быть ни принятой, ни переданной, ни использованной.

Внешний поток информации определяется взаимодействием пред­приятия с экономическими и политическими субъектами, действу­ющими вне его. Сюда относится взаимодействие предприятия с кли­ентами и конкурентами, как реальными, так и потенциальными. Внут­ренний поток включает в себя информацию, описывающую отношения в коллективе сотрудников, а также знания, порождаемые в производ­стве.

Предприятия имеют и формируют свою собственную внутреннюю информационную среду, в которой циркулируют потоки информа­ции. В качестве внешних источников информации предприятия вы­ступают государство, информационные центры и сети, научно-иссле­довательские организации, поставщики материалов, конкуренты, ин­фраструктура рынка и т.п. Входной поток предприятия формируется на основании информации, поступающей из внешней среды. Выход­ной информационный поток направляется предприятием во вне­шнюю среду и содержит информацию о своих производственных возможностях, производимом товаре (реклама), материальных, энер­гетических, кадровых и информационных потребностях и т.д. Инфор­мационная система предприятия фильтрует информационный поток и выделяет информацию, необходимую (релевантную) для жизнеде­ятельности предприятия, преобразуя ее в удобную для принятия ре­шений форму.

Основными задачами предприятия по формированию информаци­онных потоков являются:

• формирование адекватных информационных ресурсов для сис­темы управления предприятием;

• оптимизация информационных потоков путем исключения дуб­лирования информации;

• ликвидация разрыва между внедрением информационных тех­нологий и техники и состоянием информационных ресурсов (их фор­мирование и использование).

Информация

Информация — это обозначение сведений, полученных из внешне­го мира, и приспособление к ним наших чувств. Получение и исполь­зование информации является процессом приспособления к случай­ностям внешней среды и жизнедеятельности объекта в ней [4].

Информацией можно назвать алгоритм построения системы, обес­печивающей воспроизведение этой информации, функционально свя­занной со средой своего местоположения. Обеспечение воспроизведе­ния информации — обязательный и необходимый атрибут любой ин­формационной системы.

Информация — это совокупность закодированных сведений, необ­ходимых для принятия решений и их реализации.

Сопоставляя различные определения информации, можно выде­лить две концепции: атрибутивную и функциональную. Обе концеп­ции сходятся в том, что информация существует в объективной дей­ствительности, но расходятся по поводу наличия ее в неживой приро­де. Атрибутивная концепция рассматривает информацию как атрибут, присущий всем уровням материи, а функциональная — как функцио­нальное качество самоорганизующихся систем.

Более глубокое изучение определений информации позволяет вы­делить ее онтологическое и методологическое понимание. Онтологи­ческое понимание состоит в том, что информация принадлежит объек­тивной действительности в качестве особого явления материального мира или функции высокоорганизованных систем. Методологическое понимание представляет информацию как продукт познания, позна­вательный инструмент, абстрактную фикцию. Более продуктивным для решения проблем менеджмента является методологическое понимание информации.

Семиотика и ее разделы

 

Информационное взаимодействие между системами осуществляется посредством сигналов — физических процессов, переносящих информацию, чаще всего представленную в виде символов, знаков или звуков. С их помощью одна система воздействует на другую. Наука о знаках и знаковых системах в природе и обществе называется семи­отика [15]. Она рассматривает различные аспекты информационного взаимодействия систем и состоит из трех частей: синтактики, семан­тики и прагматики.

Синтактика изучает структуру знаков и отношений между ними с точки зрения синтаксиса, безотносительно к тому, что они отражают и как воспринимаются адресатом. Синтаксический анализ — обработ­ка текста на естественном языке, цель которой заключается в получе­нии синтаксического представления этого текста, в частности его син­таксической структуры.

Семантика изучает отношения между знаками и обозначаемыми ими объектами, не касаясь получателя знаков. Она изучает общие за­кономерности построения любых знаковых систем, рассматриваемых в синтактике. Различают семантику логическую и структурную. Логи­ческая семантика рассматривает знаковые системы как средства вы­ражения смысла, установление зависимости между структурой знакосочетаний и их выразительными возможностями. Структурная се­мантика — раздел структурной лингвистики, посвященный описанию смысла языковых выражений и операций над ним. Семантический анализ — совокупность операций, служащих для представления смысла текста на естественном языке в виде записи на некотором формализо­ванном семантическом (смысловом) языке. Семантический анализ моделирует процесс понимания текста человеком.

Прагматика изучает восприятие осмысленных выражений знако­вой системы в соответствии с разрешающими способностями воспри­нимающего. Теоретическая прагматика рассматривает некоторые ги­потезы о свойствах и строении интеллекта, которые формулируются на основе данных нейрофизиологии, экспериментальной психологии, бионики, теории персептронов и т.д. Прикладная прагматика включа­ет в себя исследования, посвященные эмпирическому анализу пони­мания людьми различных языковых выражений, изучению ритмики и стихосложения, а также разработке информационно-поисковых си­стем.

Таким образом, выделяют три уровня рассмотрения любого инфор­мационного сообщения, три уровня абстрагирования от особенностей конкретных актов обмена информацией. На прагматическом уровне для выявления полезности информации рассматривают все элементы информационного обмена. На семантическом уровне, отвлекаясь от получателя информации, конечной целью изучения является смысло­вое значение сообщения, его адекватность описываемым объектам. Наиболее узким является синтактический уровень — уровень изуче­ния только самих знаков и соотношений между ними.

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.