Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные мировые религии




Религия вместе с обществом шла от несовершенных верований: фетишизма, тотемизма, магии ианимизма к современным мировым религиям.

Фетишизм — почитание различных объектов действительности, которым приписывались сверхъестественные свойства, способность помогать, исцелять, предохранять от врагов. Фетишом может быть любой предмет. Тотемизм — вера в существование сверхъестественной связи, родства между группой людей и каким-то видом животных или растений. Тотемизм связан с охотой и собирательством. Магия — совокупность верований и обрядов, в основе которых лежит вера в возможность воздействия на людей, а также на предметы и явления окружающего мира сверхъестественным путем, используя разнообразные приемы: заклинания, ритуальные пляски, молитвы, привораживания и т.п. Анимизм же представляет собой веру в духовные сущности, заключенные в предметах или существующие отдельно от них. Первобытный человек еще не отделял себя от природы и придавал всем объектам и явлени­ям те же свойства, которыми обладал сам.

На смену первобытным верованиям приходили племенные религии, которые, вырастая из древних, сохраняли все их архаичные формы. Возникновение государств потребовало новых типов религий. Появились национально-государственные религии, которые отражали социально-политические и другие отношения, сложившиеся в древних государствах. С утверждением государств многие народы переходили от многобожия к единобожию. Как правило, единобожие характеризуется поклонением главному божеству, наряду с которым действуют другие сверхъестествен­ные силы — ангелы, архангелы, демоны и пр.

Более совершенными, а потому и наиболее распространенными, оказались три мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Главной их особенностью, позволившей перешагнуть рамки одной нации, является космополитизм. Эти религии обращены ко всем народам, в них упрощен культ, отсутствует национальная специфика.

Важнейшая идея мировых религий — равенство всех верующих перед Богом независимо от их социального положения, цвета кожи и национальности — позволила относительно легко встать им на место существовавших многоликих божеств и полностью заменить их.

Буддизм — одна из первых мировых религий. Возник в VI—V вв. до н. э. в Индии. Впоследствии, видоизменяясь, он распространился среди народов Центральной и Юго-Восточной Азии, Дальнего Востока. На территории России буддизм исповедуют буряты, калмыки, монголы, тувинцы.

Достоверных источников об основателе буддизма нет. Но буддийские теологи считают, что им был сын индийского царя по имени Сиддартха из рода Гаутамы, которого после смерти стали называть Будда (просветленный, достигший мудрости). Основные положения этого вероучения изложены в каноническом сборнике «Типитака». Буддийский пантеон насчитывает тысячи будд, святых, бодхисатв (существ, достигших спасения, но продолжающих принимать участие в спасении людей), богов местных старых религий, ангелов, демонов, а также главного бога брахманизма — Брахму. По учению буддизма, все в мире является следствием бесконечного движения «драхм», духовно-материальных частиц. Различные их комбинации создают предметы, животных, человека, а распад ведет к смерти, после которой создаются новые комбинации и происходит перерождение. Перерождение зависит от хороших или плохих поступков в жизни. Процесс перерождения называется «колесом жизни», или сансарой. Конечной целью добродетельной жизни является слияние с Буддой, погружение в нирвану (сверхбытие), т. е. преодоление всех желаний и страстей, разрыв в цепи перерождений, прекращение перевоплощений, абсолютный ненарушимый покой.

Буддизм распространен в виде хинаяны — наиболее древней формы, и махаяны, получившей распространение за пределами Индии. Хинаяна — узкая колесница, узкий путь спасения, принципом которого является отказ от участия в мирской жизни, уход в монахи. Махаяна — большая колесница, широкий путь спасения, представляет спасение всем верующим.

ислам, возникший в Западной Аравии в VII в. и распространившийся в странах Ближнего и Среднего Востока, Северной Африки, Средней Азии и других местах. Основателем ислама считается пророк Мухаммед, начинавший свою проповедническую деятельность в городах Мекке и Медине. В Мекке находится древнее святилище Кааба со святым «черным камнем», к которому мусульмане всего мира уже четырнадцать веков совершают паломничество. Мусульманин обязан ежедневно совершать пять молитв.

Мухаммед вел свои проповеди в устной форме и только после его смерти, при правлении халифа Османа (?—656), со слов людей, знавших проповеди пророка Мухаммеда наизусть, был составлен Коран. Позднее был создан сборник преданий — о поступках и изречениях пророка — Сунна. Основными направлениями в исламе являются суннизм и шиизм. Образовалось множество сект: исмаилиты, ваххабиты, карматы, бабиты, кайсаниты и др.

На основе Корана был разработан Шариат — свод мусульманского права. Мусульманский календарь основан по фазам Луны, его год на 11 дней короче христианского. Главный праздник мусульман — Курбан-Байрам (жертвоприношение). В России ислам получил распространение среди татар, башкир и народов Северного Кавказа.

 

 

Христианство возникло в I в. н. э. в Восточной части Римской империи. Из небольших разрозненных сект оно к началу IV в. превратилось в мощное идейное течение, завоевав господствующее положение сначала в Риме, затем на Ближнем Востоке, в Северной Африке и во всей Европе.

Поскольку христианство возникло в среде рабов, которые были в основном евреями, вывезенными из Палестины, то вполне логично влияние иудейства на первоначальное христианство.

Ветхий Завет является священной книгой как для иудеев, так и для христиан. В 325 г. в городе Никее под председательством императора Константина состоялся Первый Вселенский собор христианских церквей, на котором христианство было провозглашено официальной религией Римской империи.

Поскольку Римская империя представляла собой в то время сложный организм, стремящийся к децентрализации, то соответственно и христианство вынуждено было приспосабливаться к сложившимся социальным отношениям и традициям каждой провинции. Следствием создавшихся условий было появление первых четырех автокефальных (самостоятельных) церквей: Константинопольской, Александрийской, Антиохийской и Иерусалимской. В настоящее время автокефальных церквей пятнадцать, что свидетельствует о том, что христианство не является единым монолитным течением.

В 1054 г. произошел раскол в христианстве между Восточной церковью, которая стала называться Православной, и Западной, которая именуется Римско-католической.

В XVI в. от католицизма отделяется новая ветвь в христианстве — протестантизм в его разновидностях: лютеранство, кальвинизм, англиканство и др.

На Руси православие введено киевским князем Владимиром в 988 г. Окончательное оформление Русская Православная Церковь получает при Ярославе Мудром (978—1054), когда была создана Киевская митрополия во главе с митрополитом Леонтием. При Ярославе был заложен собор Святой Софии в Киеве и основан Киево-Печерский монастырь (1051).

Церковь делилась на епархии (Киевскую, Новгородскую, Черниговскую, Ростовскую, Владимирскую и др.) — церковные области, возглавлявшиеся епископами. Границы епархий совпадали с границами княжеств. В Киеве располагался центр управления церковью во главе с митрополитом, который назначался или утверждался по представлению русских князей константинопольским патриархом. И только новгородского митрополита выбирало вече в сане архиепископа.

 

Всякую религию, которая на протяжении многих столетий пронизывала все стороны человеческой жизни, необходимо рас­сматривать как сложное социальное образование. Однозначная оценка не дает полноты картины. Можно взять примеры из православия в России. Принятие его диктовалось социальной действительностью, язычество противилось объединению русских княжеств в единое государство. Также конкретно-исторически следует оценивать влияние на жизнь общества любой религии. Каждая из них оказывала влияние на становление традиций, обычаев, норм поведения людей.

В настоящее время в России провозглашена свобода совести, право исповедовать любую религию или быть безрилигиозным.

. 62. Виды познания, мышления и языка. Чувственное и рациональное познание, творчество и интуиция.

Сознание всегда есть осознанное бытие, выражение отношения человека к своему бытию. Знание – объективная реальность, данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает, идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.

 

1. Философское понимание познания. Теория познания (гносеология) ставит своей целью исследование природы познавательной деятельности человека.

Познание – обусловленный прежде всего общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствования.

Познание не копирует внешнюю реальность, а вносит в нее смысл, создает направляющие деятельность идеальные модели: это – творческая деятельность, ориентированная на получение достоверных знаний о мире. Центральная проблема гносеологии – возможность достижения истины в процессе познания. Объект познания – подвергающиеся исследованию фрагменты бытия. Предмет познания – те конкретные аспекты объекта, которые изучаются. Существуют различные представления о сущности и возможностях познания.

1. Эмпиризм считает, что все знание проистекает из опыта: вещи, действуя на организм человека, дают ощущения, а деятельность разума сводится к тому, чтобы их комбинировать.

2. Рационализм видит основой познания врожденные представления (понятия, модели), заложенные в разуме человека. С их помощью разум обобщает, осмысляет, анализирует эмпирические данные и раскрывает сущность явлений.

3. И ррационализм ограничивает роль и возможности познания. Его основой видели общение с высшими силами (мистицизм), или неконтролируемые «озарения» (интуитивизм).

4. Прагматизм отказался от решения вопроса достоверности познания и видит в научных теориях произвольные соглашения ученых о способе освещения и толкования фактов (концепция конвенционализма – одни и те же факты можно описать в разных теориях, выбор между ними произволен).

5. Агностицизм считает, что вопрос об истинности знаний не может быть решен: познание не способно выйти за свои пределы и поэтому не может оценить, каково соотношение между опытом и реальностью, осуществив проверку знания.

6. Материализм видит в познании опережающее отражение действительности: чисто логическим путем невозможно установить соответствие между объективным миром и системой знаний, но их можно проверить с помощью практической деятельности – если человек увеличивает власть над природой, совершенствует себя, его знание адекватно действительности.

7. Скептицизм подчеркивает несовершенство и противоречивость наших знаний, считая истину недостижимой.

В основе познания лежит процесс мышления как целенаправленного и обобщенного отражения существенных свойств и отношений объектов. Слово «обобщенное» означает, что цель мышления не перечисление наблюдаемых фактов, а их систематизация с выделением общего и существенного. Проблема в том, что общие черты и законы не существуют в виде единичных предметов, не воспринимаются непосредственно. Поэтому реальность при изучении облекается в форму отвлеченных понятий и законов. Мышление предполагает активность разума. Результат познавательного процесса – получение нового знания как кодифицированной информации, имеющей социальное значение и признаваемой определенным сообществом отвечающей каким-либо методологическим критериям.

Основные виды знания – практическое (обыденное) и теоретическое (специализированное). Практическое знание вплетено в деятельность и направлено на ее обслуживание. Усвоение практического знания осуществляется в форме усвоения человеком коллективных представлений; исследовательская установка минимальна. Теоретическое знание ориентировано не на отражение реальности, а на нахождение ее смыслов; оно содержит не конкретные рецепты, а схемы деятельности, обретающие формы понятий, законов, теорий. Выделяются различные типы познания (научное, обыденное, философское, эстетическое, религиозное, экзистенциальное, мистическое), а также уровни познания (чувственное и рациональное).

Чувственное познание есть восприятие свойств объектов, непосредственно данных органам чувств; результат непосредственного взаимодействия субъекта и объекта, дающий конкретное и ситуативное знание, имеет особое значение в обыденной практике. Эта форма познавательной деятельности является начальным этапом познания. Его формы – ощущение, восприятие, представление. Ощущение – субъективный образ объективного мира; исходный пункт познания, отражение отдельных свойств предметов объективного мира, возникающие в результате их воздействия на органы чувств. Восприятие – целостный образ предмета, оно включает в себя ощущения, но не является их простым суммированием. Представление – образ предмета, который когда-то воздействовал на органы чувств и теперь восстанавливается благодаря памяти, или созданного воображением. Представление невозможно без воображения: оно вызывает имеющиеся в опыте образы.

Следующим уровнем является познание рациональное, оперирующее идеальными образами – теми свойствами и отношениями, которые не существуют отдельно от предметов (мышление оперирует ими, отвлекаясь от конкретных носителей). Рациональное познание дает возможность обобщения и передачи знаний, перевода его в сферу языка. Формы рационального познания – понятие, суждение, умозаключение. Понятие – элементарная форма мысли, в которой отражаются в обобщенной форме существенные свойства предметов и явлений действительности. В ходе развития человечества и познания понятия постоянно уточняются и изменяются. Каждое понятие имеет содержание (совокупность отраженных в нем свойств предметов) и объем (множество предметов, к которым принадлежат эти свойства). Суждение – мысль, в которой посредством связи понятий утверждается что-либо. Умозаключение – операция мышления, в ходе которой из сопоставления ряда суждений логическим путем выводится новое суждение.

В реальном процессе познания наблюдается взаимодействие этих уровней познания. Чувственное познание зависит от того, насколько человек подготовлен теоретически. Рациональное познание не только основано на чувственном опыте и ищет в нем подтверждения теоретических конструкций, но и само пользуется чувственными образами. Итак, познание не зеркальное отражение действительности, а ее постижение, продвижение от одного уровня знаний к другому. Цель познания: за случайным находить закономерное, за единичным – общее.

 

Рациональное познание — это познавательный процесс, который осуществляется посредством форм мыслительной деятельности. Формы рационального познания имеют несколько общих характеристик: во-первых, присущую всем им направленность на отражение общих свойств познаваемых предметов (процессов, явлений); во-вторых, связанное с этим отвлечение от их единичных свойств; в-третьих, опосредованное отношение к познаваемой реальности (через формы чувственного познания и используемые познавательные средства наблюдения, экспериментирования, обработки информации); в-четвертых, непосредственную связь с языком (материальной оболочкой мысли).

К основным формам рационального познания традиционно относят три логические формы мышления: понятие, суждение и умозаключение. Понятие отражает предмет мысли в его общих и существенных признаках. Суждение — форма мысли, в которой посредством связи понятий что-либо утверждается или отрицается о предмете мысли. Посредством умозаключения из одного или нескольких суждений с необходимостью выводится суждение, заключающее в себе новое знание.

Выделенные логические формы мышления являются основными, поскольку они выражают содержание множества других форм рационального познания. В их числе поисковые формы знания (вопрос, проблема, идея, гипотеза), формы системного выражения предметного знания (научный факт, закон, принцип, теория, научная картина мира), а также формы нормативного знания (способ, метод, прием, алгоритм, программа, идеалы и нормы познания, стиль научного мышления, познавательная традиция).

Взаимосвязь чувственных и рациональных форм познания имеет сложный и динамичный характер: чувственные данные постоянно подвергаются «обработке» мысленным содержанием понятий, законов, принципов, общей картины мира, а рациональное знание структурируется под воздействием информации, поступающей от органов чувств (особенно велико значение творческого воображения). Наиболее яркое проявление динамического единства чувственного и рационального в познании — интуиция.

Процесс рационального познания регулируется законами логики (прежде всего законами тождества, непротиворечия, исключенного третьего и достаточного основания), а также правилами вывода следствий из посылок в умозаключениях. Он может быть представлен как процесс дискурсивного (понятийно-логического) рассуждения — движения мышления по законам и правилам логики от одного понятия к другому в суждениях, соединения суждений в умозаключения, сопоставления понятий, суждений и умозаключений в рамках процедуры доказательства и т. д. Процесс рационального познания совершается сознательно и контролируется, т. е. познающий субъект осознает и обосновывает каждый шаг на пути к конечному результату законами и правилами логики. Поэтому иногда его называют процессом логического познания, или познанием в логической форме.

Вместе с тем рациональное познание не исчерпывается такого рода процессами. Наряду с ними оно включает в себя явления внезапного достаточно полного и отчетливого постижения искомого результата (решения проблемы) при неосознанности и неподконтролъности путей, ведущих к этому результату. Такие явления называют интуицией. Ее нельзя «включить» или «выключить» сознательным волевым усилием. Это неожиданное «озарение» («инсайт» — внутренняя вспышка), внезапное постижение истины.

До определенного времени такого рода явления были неподвластны логическому анализу и изучению научными средствами. Однако последующие исследования позволили, во-первых, выявить основные виды интуиции; во-вторых, представить ее как специфический познавательный процесс и особую форму познания. К основным видам интуиции относят чувственную (быстрое отождествление, способность образования аналогий, творческое воображение и др.) и интеллектуальную (ускоренное умозаключение, способность к синтезу и оценке) интуицию. Как специфический познавательный процесс и особая форма познания интуиция характеризуется путем выделения основных этапов (периодов) данного процесса и механизмов поиска решения на каждом из них. Первый этап (подготовительный период) — преимущественно сознательная логическая работа, связанная с постановкой проблемы и попытками решить ее рациональными (логическими) средствами в рамках дискурсивного рассуждения. Второй этап (период инкубации) — подсознательный анализ и выбор решения — начинается по завершении первого и продолжается до момента интуитивного «озарения» сознания готовым результатом. Основное средство поиска решения на данном этапе — подсознательный анализ, главным инструментом которого являются психические ассоциации (по сходству, по противоположности, по последовательности), а также механизмы воображения, позволяющие представить проблему в новой системе измерений. Третий этап — внезапное «озарение» (инсайт), т. е. осознание результата, качественный скачок от незнания к знанию; то, что называют интуицией в узком смысле слова. Четвертый этап — сознательное упорядочение интуитивно полученных результатов, придание им логически стройной формы, установление логической цепи суждений и умозаключений, приводящих к решению проблемы, определение места и роли результатов интуиции в системе накопленного знания.

 

Творчество, с учетом социальной принадлежности, следует рассматривать в связи с деятельностью человека, преобразующе­го природный и социальный мир в соответствии с его целями и потребностями на основе объективных законов действительности в контексте общественно-исторической практики.

Творчество как особый вид человеческой деятельности следу­ет отличать от других, нетворческих видов или проявлений дея­тельности.

Трактовка творческой деятельности как продуктивной выво­дит на такие ее характерные признаки, как полезность (цен­ность) и новизна (оригинальность). Следует, однако, уточнить, что полезность не является специфическим признаком именно творческой деятельности, она присуща и репродуктивной дея­тельности. Однако недооценка полезности может свести на нет творческие усилия. Новизна (оригинальность) — отличительный признак творчества. Но она не является самоцелью, и ее абсолю­тизация в отрыве от социальной полезности приводит к вычур­ным и спорным нововведениям, которые не могут быть внедрены в широкую практику. Так, например, чернильница с пробкой снизу наверняка была бы весьма оригинальной, но она совершенно неприемлема с практической точки зрения. Разнообразие хао­тически сменяющих друг друга всегда незавершенных реформ, отличающихся именно новизной формы, но не содержания, не­вольно заставляет вспомнить народное изречение: "Все по-ново­му да по-новому, когда же по-доброму?"

Резюмируя изложенное, можно принять следующее опреде­ление: творчество — это человеческая деятельность, порож­дающая новые материальные и духовные ценности.

В недавнем прошлом под творчеством понимались преиму­щественно духовная деятельность, умственный труд; выделя­лись также особые "творческие профессии", представляющие различные области искусства.

Проявления творческой деятельности многообразны. Это мно­гообразие отражает потребность всех сфер общества в прогрес­сивных изменениях и вместе с тем богатство сущностных сил че­ловека. Определенные виды творчества тяготеют преимущес­твенно к материально-практической или к духовной сфере об­щественной жизни. Так, например, техническое творчество нап­равлено на преобразование прежде всего материального произ­водства. Его наивысшее проявление — крупнейшие изобретения (паровая машина, космическая ракета, лазер). Научному и худо­жественному творчеству принадлежит важнейшая роль в отра­жении и духовном пересоздании действительности: научные от­крытия дают представление об устройстве мира, литературные, музыкальные и другие шедевры постигают действительность и самого человека в художественных образах, существенно тем са­мым влияя на мировоззрение людей. Особое место занимает со­циальное творчество. В широком смысле слова оно охватывает все виды творчества, в узком — имеет своим предметом преиму­щественно совершенствование общественных отношений.

Разграничение сфер влияния различных видов творчества, отчасти закрепленное в специальных институтах, регламентиру­ющих их функционирование и развитие (система образования и воспитания, право, творческие союзы и др.), не только не исклю­чает, но, напротив, предполагает взаимодействие всех видов творчества: например, на стыке научного и технического твор­чества возникает научно-техническое творчество; своеобразный синтез художественного и технического творчества представляет собой дизайн.

Каждый вид творчества включает подвиды. В искусстве — это роды и жанры, в науке — различные сферы и типы исследо­вания, в технике — изобретательство, конструирование и др. Наиболее сложным с этой точки зрения является социальное творчество, включающее ряд подвидов, которые, впрочем, мо­гут перерасти в особые виды. Экономическое (хозяйственное) творчество — один из наиболее быстро развивающихся его под­видов — наиболее непосредственно реагирует на жизненные потребности людей и в значительной мере формирует их. К чис­лу других подвидов относятся политическое, правовое, педаго­гическое творчество, связанные с соответствующими социаль­ными институтами. Подвиды могут образовываться и в резуль­тате комбинирования основных видов творчества.

Дифференциация творческой деятельности не исчерпывает­ся выделением основных видов и подвидов. Не менее важна дифференциация в аспекте форм творчества. Под формой твор­чества следует понимать специфический способ выражения его содержания, включая как внешнюю обусловленность, так и внутреннюю напряженность творческого действия.

Прежде всего необходимо учитывать различие форм творчес­тва в ценностном плане, т.е. в зависимости от вклада в культуру и социальный прогресс. Сравнительная шкала нововведений строится на основе их иерархической соподчиненности: опреде­ленные формы творчества рассматриваются как промежуточные ступени между репродуктивной деятельностью и наиболее выда­ющимися достижениями культуры. Место в этой иерархии ха­рактеризует уровень творчества. Формы творчества располагают при этом как от низшей к высшей, так и от высшей к низшей.

Применяя "восходящий" принцип расположения форм твор­чества, их совокупность можно представить в виде усеченной пи­рамиды. Нижнее, широкое, основание составляет самая много­численная группа участников трудовой, научной, технической и другой деятельности, которые откликаются на запросы жизни, находя (иногда стихийно) оригинальные решения, не выходя­щие, однако, за пределы разового или местного применения. Среднее основание социальной пирамиды, отражающее соответ­ствующий уровень творчества, составляют инициаторы, резуль­таты деятельности которых способствуют прогрессу определен­ных отраслей деятельности. Верхнее, узкое, основание содержит сравнительно немногочисленный слой новаторов, т.е. основоположников новых направлений духовно-теоретической или пра­ктической деятельности. В пределах этого уровня можно выде­лить "суперуровень", т.е. уникальных по своим способностям и энергии людей, придавших серьезное ускорение общественному прогрессу в целом (К. Маркс и Дж. Кейнс — в экономике, И. Нью­тон и А. Эйнштейн — в физике, В. Шекспир и В. Моцарт — в ис­кусстве и др.).

Высшие формы творчества зависят от низших, поскольку достижению творческой самостоятельности предшествует подра­жание известным образцам. Взаимосвязь уровней происходит и в обратном направлении, которому, пожалуй, принадлежит гла­венствующая роль в условиях действующей культуры. Так, крупнейшие изобретения открывают новые направления общес­твенного развития, побуждают к имеющим местное значение усовершенствованиям. Конечно, следует учитывать и непрерыв­ное изменение градаций на шкале новизны в ходе исторического развития.

Второе направление дифференциации форм творчества осу­ществляется в зависимости от субъекта творчества — личнос­ти или коллектива. Различают индивидуальное и коллектив­ное творчество. Как то, так и другое своеобразно воплощают различные пути формирования субъекта творчества и его соци­альную обусловленность. В индивидуальном творчестве гла­венствующим является стремление творческой личности к са­мостоятельности, свободе действий. Коллективное творчество предполагает необходимость сотрудничества (кооперации), личные интересы учитываются при этом опосредованно. По­нятно, что различие между названными формами творчества не следует абсолютизировать, поскольку в "чистом виде" они не встречаются. Индивидуальное творчество так или иначе осу­ществляется в определенном коллективе. В свою очередь, пло­дотворное сотрудничество не только не исключает, но, напро­тив, требует ярких индивидуальностей. Применяемые в един­стве обе формы творчества позволяют реализовать присущие личности потребности в самореализации, общении и придать коллективу необходимые ему стабильность и динамику.

Третье направление дифференциации форм творчества прово­дится в зависимости от отношения к процессу труда, в соответ­ствии с чем различают профессиональное и непрофессиональное (самодеятельное) творчество. В первом случае создание нововве­дений и их включение в социальную действительность обуслов­лено самим характером деятельности, служебными обязанностя­ми (работа в НИИ, КБ, театральных коллективах и др.). Во вто­ром случае творчество людей в той или иной сфере деятельности является побочным с точки зрения их социального статуса или основного круга занятий. Самодеятельное творчество выступает как дополнение к основной трудовой деятельности или как раз­новидность досуга. Оно же — резерв для развития профессио­нального творчества.

Закономерное возрастание роли профессионального и самоде­ятельного творчества в структуре экономической деятельности имеет в настоящее время исключительно важное значение для Республики Беларусь (как и для других стран СНГ). Практика неоспоримо свидетельствует о высокой деловой активности слоя предпринимателей (особенно занимающихся малым и средним бизнесом), которые более динамично создают новые рабочие мес­та, осваивают новые виды продукции. Сказанное, однако, от­нюдь не означает недооценки государственного сектора экономи­ки, но для его работников еще предстоит найти адекватные но­вым условиям формы поощрения творческой активности.

 

 

3. Творчество и интуиция

 

Творчество есть принятие нестандартных решений в ситуа­циях, не имеющих аналогов в прошлом. В творчестве не только создается нечто оригинальное, но и развиваются сущностные си­лы человека, его способности и мастерство. Творчество есть са­мореализация, объективация свободы. Хотя в творчестве присут­ствует бессознательный элемент, оно не противоположно рациональности', а является ее естественным и необходимым дополнени­ем. Рациональное - фундамент, условие для проявления творчества.

Имеются разные уровни творчества. Новое для индивида не всегда является новым для общества. Высшее творчество в науке, производстве, культуре и политике определяется принципиаль­ной новизной полученных результатов в масштабах их историче­ской значимости. Да и для отдельного человека поначалу творче­ски-уникальное, теряя новизну, превращается в привычно-стандартное. Это понимал Н. А. Бердяев, отметивший "трагиче­ское несоответствие между творческим горением, в котором за­рождается творческий замысел, интуиция, образ, и холодом законической реализации творчества", т. е. происходит потухание творческого огня в духовных творениях, социальном учрежде­нии. В этом трагедия творчества и его граница, наличие восхо­дящей и нисходящей линий в творческом прозрении. "Творчест­во носит напряженно-личный характер, и вместе с тем оно есть забвение личности... Творчество всегда есть самоопределение, выход из пределов своего замкнутого бытия". Принимая эти ори­гинальные суждения, мы не можем согласиться с таким: "Твор­чество есть... тайна явления нового, небывалого, ни из чего не вытекающего, ни из чего не рождающегося". Но ведь творче­ство имеет объектно-субъектную природу: мир и его фрагменты не удовлетворяют человека, вследствие чего он, "включая" ду­ховные потенции и "озарения", материализует их в своих дейст­виях по изменению действительности. Положительная творче­ская деятельность субъективна по форме (осуществляется чело­веком) и объективна по содержанию (опирается на конструктив­ные процессы объективного мира).

Если творчество выражается в приспособлении человека к меняющимся обстоятельствам бытия, то антипод творчества - догматизм - ориентирован на сохранение стабильности и в ко­нечном счете ведет к деградации. (В определенных условиях ста­бильность, "здравый" консерватизм имеет позитивное значение.) Творчество нацелено на оригинальность, а догматизм - на раз­мышления и действия по неизменным, готовым рецептам.

Идея несовместимости творчества с рациональным познанием получила широ­кое распространение. Платон считал творчество божественной способностью, родственной особому виду безумия. Кант называл творчество отличительной чертой гения и противопоставлял творческую деятельность рациональной, Фрейд, Юм и Кречмер, подчеркивая неповторимость и невоспроизводимость творчества, целиком относили его к сфере бессознательного.

Возникновение догматизма исторически связано с религиоз­ными представлениями, преувеличением роли верования. В фи­лософии догматизм - выражение метафизического мышления. Однако динамическая действительность может быть верно по­знана лишь с помощью изменяющихся представлений и понятий. "Наша теория - это теория развития, а не догма, которую надо выучить наизусть и механически повторять".

Важнейшим из механизмов творчества является интуиция. Демокрит и Платон рассматривали ее как внутреннее зрение, особую высшую способность ума. Л. Фейербах полагал, что ин­туиция коренится не в усмотрении высших идей, а в чувственно­сти человека. В. С. Соловьев указывал, что интуиция - непосред­ственное усмотрение чего-либо в качестве истинного, целесооб­разного, нравственно доброго или прекрасного. В феноме­нологии Гуссерля интуиция есть "сущностное видение" (как и у Спинозы), непосредственное созерцание общего, у Фрейда - это скрытый, бессознательный первопринцип творчества.

Интуиция достаточно часто проявляется в науке, искусстве, политике, шахматах и т. п. Известны многие ученые, сделавшие открытия посредством интуиции (Архимед, Ньютон, Броун, Ке-куле и др.). В письме Марксу Энгельс 30 мая 1873 г. писал, что утром в постели ему пришли диалектические мысли по поводу естественных наук. Они легли, как потом оказалось, в основу учения о формах движения материи. На разработку данной идеи у Энгельса ушло более 10 лет. Пуанкаре нашел важное матема­тическое доказательство во время прогулки по берегу озера.

Общими чертами интуиции являются: непосредственность (решение задачи без логического выведения); неосознанность путей получения результата; внезапность (озарение). Ф. Ж. Кюри отметил, что часто открытие бывало делом случая. Интуиция близка таким состояниям, как вдохновение, духовное видение, откровение, и имеет истоки в бессознательном слое психики че­ловека. Считается, что преобладание правополушарного типа мышления у человека является предпосылкой для развития твор­ческой интуиции. А. Бергсон, связывая интуицию с инстинктом, полагал, что она присуща художественной модели познания, то­гда как в науке господствуют интеллект, логика, анализ. Однако и интуиция также опирается на рефлексию. Накапливая в памяти образы и абстракции, комбинируя и перерабатывая их, включая волю, человек может прийти к более-менее четкому осознанию задачи. Необходимыми условиями формирования интуитивного решения выступают: а) основательное знание материала, фунда­ментальная профессиональная подготовка авторов решения; б) наличие поисковой ситуации (проблемности); в) поисковая до­минанта (на основе непрерывных попыток решить проблему, за­дачу); г) подсказка (аналогия). Редко бывает, считал Ч. Дарвин, чтобы научное открытие оказалось чем-то совершенно неожи­данным, почти всегда оно предчувствуется.

Интуиция сопряжена с возможностью ошибок. Поэтому не­обходимо тщательно проверять интуитивные решения, обраща­ясь к логике.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...