Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глобальные проблемы современности и пути их решения (первый и второй доклады Римскому клубу, Всемирный экологический конгресс 1992 г).




Во второй половине ХХ в. человечество столкнулось с группой проблем, от решения которых зависит дальнейший социальный прогресс, судьба земной цивилизации. Эти проблемы получили название глобальных (от лат. globus – Земля, земной шар) проблем человечества.
Особенности глобальных проблем состоят в том, что они, во-первых, носят планетарный характер, во-вторых, угрожают гибелью всему человечеству, в-третьих, требуют коллективных усилий мирового сообщества. В настоящее время человечество переживает кризис, который носит системный характер и проявляется по следующим направлениям:
1. Кризис отношения к природе – экологическая проблема (исчерпываемость природных ресурсов, необратимые изменения в среде обитания).
2. Экономический кризис – преодоление отсталости развивающихся стран (необходимо способствовать сокращению разрыва в уровне экономического развития между развитыми странами Запада и развивающимися странами «третьего мира»).
3. Политический кризис (деструктивное развитие множества конфликтов, этнические и расовые конфликты как выражение неуправляемости социальных процессов; задачей человечества является предотвращение угрозы мировой войны и борьба с международным терроризмом).
4. Кризис условий выживания человека (истощение продовольственных ресурсов, энергии, питьевой воды, чистого воздуха, запасов минеральных веществ).
5. Демографический кризис – проблема народонаселения (неравномерный и неуправляемый рост населения в развивающихся странах; требуется стабилизация демографической ситуации на планете).
6. Угроза термоядерной войны (гонка вооружений, загрязнения, вызванные испытаниями ядерного оружия, генетические последствия этих испытаний, неуправляемое развитие ядерных технологий, возможность термоядерного терроризма на межгосударственном уровне).
7. Проблема охраны здоровья, предотвращение распространения СПИДа, наркомании.
8. Кризис духовности человека (идеологическая ломка, утрата нравственных ценностей, зависимость от алкоголя и наркотиков). Все большее значение в последнее десятилетие приобретает возрождение культурных и нравственных ценностей.
Основные направления решения глобальных проблем.
Одно из наиболее популярных направлений - привить людям новые нравственно-этические ценности. В одном из докладов Римскому клубу были сформулированы основные принципы новой этики.
1. Развитие всемирного (планетарного) сознания, благодаря которому человек осознает себя членом мирового сообщества.
2. Формирование более бережливого отношения к использованию природных ресурсов.
3. Развитие такого отношения к природе, которое было бы основано на гармонии с ней, а не на ее подчинении.
4. Воспитание чувства сопричастности к будущим поколениям и готовности отказаться от части собственных благ в их пользу.
В то же время воспитание человека на принципах гуманизма и новой этики нельзя считать достаточным условием решения глобальных проблем. Важны соответствующие экономические и политические усилия, в частности:
• четкая международная система прогнозирования;
• концентрация усилий всех стран по решению глобальных проблем (сотрудничество в создании новейших экологических технологий, общего мирового центра, единого фонда средств и ресурсов, в обмене информацией);
• всеобъемлющее изучение причин, приводящих к возникновению и обострению проблем;
• вывод международного сотрудничества на новый качественный уровень;
• наблюдения и контроль за глобальными процессами на планете. (Получение объективной информации от каждой страны и международные исследования необходимы для прогнозирования и принятия решений.)


 

28. Общенаучные подходы и методы исследования, которыеполучили широкое развитие и применение в науке XX в., выступают в качестве своеобразной промежуточной методологиимежду философией и фундаментальными теоретико-методо­логическими положениями специальных наук. К общенаучным чаще всего относят такие понятия, как «информация», «модель», «изоморфизм», «структура», «функция», «система», «элемент», «оптимальность», «вероятность» и др.

29. Характерными чертами общенаучных понятий являются, во-первых, сплавленность в их содержании отдельных свойств,признаков, понятий ряда частных наук и философских категорий, Во-вторых, возможность (в отличие от последних) их фор­мализации, уточнения средствами математической теории.

30. Если философские категории воплощают в себе предельновозможную степень общности — конкретно-всеобщее, т. е. закон, то для общенаучных понятий присуще большей частьюабстрактно-общее (одинаковое), что позволяет выразить их абстрактно-формальными средствами.

31. На основе общенаучных понятий и концепций формулируются соответствующие методы и принципы познания, которые и обеспечивают связь и оптимальное взаимодействие филосо­фии со специально-научным знанием и его методами, К числуобщенаучных принципов и подходов относятся системный иструктурно-функциональный, кибернетический, вероятностный,моделирование, формализация, вероятностно-статистическиеметоды и др.

32. Особенно бурно в последнее время развивается такая общенаучная дисциплина, как синергетика — теория самоорганиза­ции и развития открытых целостных систем любого происхож­дения — природных, социальных, когнитивных (познаватель­ных). Среди основных понятий синергетики такие понятия, как «порядок», «хаос», «нелинейность», «неопределенность», «неста­бильность», «диссипативные структуры», «бифуркация» и др. Синергетические понятия тесно связаны и переплетаются с рядом философских категорий, особенно таких, как «бытие», «раз­витие», «становление», «время», «целое», «случайность», «воз­можность» и др.

33. В структуре общенаучных методов и приемов чаще всеговыделяют три уровня:

34. 1.методы эмпирического исследования;

35. 2.методы теоретического познания;

36. 3.общелогические методы и приемы исследования.
Рассмотрим кратко суть этих методов, приемов и опера­ций.

37. Методы эмпирического исследования:

38. а) Наблюдение — целенаправленное пассивное изучение
предметов, опирающееся в основном на данные органов чувств.

39. б) Эксперимент — активное и целенаправленное вмешательство в протекание изучаемого процесса, соответствующее изменение объекта или его воспроизведение в специально со­зданных и контролируемых условиях.

40. в) Сравнение — познавательная операция, выявляющая сходство или различие объектов (либо ступеней развития одного и того же объекта).

41. г) Описание — познавательная операция, состоящая в фиксировании результатов опыта (наблюдения или эксперимента) с помощью определенных систем обозначения, принятых в науке.

42. д) Измерение — совокупность действий, выполняемых при
помощи средств измерений с целью нахождения числового
значения измеряемой величины в принятых единицах измерения.

43. Следует подчеркнуть, что методы эмпирического исследования никогда не реализуются «вслепую», а всегда «теоретически нагружены», направляются определёнными концептуальными идеями.

44. Методы теоретического познания:

45. а) Формализация — отображение содержательного знания в знаково-символическом виде (формализованном языке). Последний создается для точного выражения мыслей с целью исключения возможности для неоднозначного понимания. При формализации рассуждения об объектах переносятся в плос­кость оперирования со знаками (формулами).

46. б) Аксиоматический метод — способ построения научной
теории, при котором в ее основу кладутся некоторые исходные
положения — аксиомы (постулаты), из которых все остальные
утверждения этой теории выводятся из них чисто логическим
путем, посредством доказательства. Для вывода теорем из аксиом (и вообще одних формул из других) формулируются спе­циальные правила вывода.

47. в) Гипотетико-дедуктивный метод — метод научного по­
знания, сущность которого заключается в создании системыдедуктивно связанных между собой гипотез, из которых, в конечном счете, выводятся утверждения об эмпирических фактах.Тем самым этот метод основан на выведении (дедукции) за­ключений из гипотез и других посылок, истинностное значе­ние которых неизвестно. А это значит, что заключение, полу­ченное на основе данного метода, неизбежно будет иметь лишьвероятностный характер.

48. г) Восхождение от абстрактного к конкретному — метод
теоретического исследования и изложения, состоящий в движении научной мысли от исходной абстракции («начало» _ одностороннее, неполное знание) через последовательные эта­пы углубления и расширения познания к результату — целост­ному воспроизведению в теории исследуемого предмета. В ка­честве своей предпосылки данный метод включает в себя вос­хождение от чувственно-конкретного к абстрактному, к выде­лению в мышлении отдельных сторон предмета и их «закреп­лению» в соответствующих абстрактных определениях. Дви­жение познания от чувственно-конкретного к абстрактному — это и есть движение от единичного к общему, здесь преобладают такие логические приемы, как анализ и индукция. Восхождение от абстрактного к мысленно-конкретному — процесс движения от отдельных общих абстракций к их единству, конкрет­но-всеобщему; здесь господствуют приемы синтеза и дедук­ции. Такое движение познания не какая-то формальная, техни­ческая процедура, а диалектически противоречивое движение, отражающее противоречивое развитие самого предмета, его переход от одного уровня к другому в соответствии с разверты­ванием его внутренних противоречий.

49. Общелогические методы и приемы исследования:

50. а) Анализ — реальное или мысленное разделение объекта
на составные части и синтез — их объединение в единое орга­ническое целое, а не в механический агрегат. Результат синте­за — совершенно новое образование.

51. б) Абстрагирование — процесс мысленного отвлечения от
ряда свойств и отношений изучаемого явления с одновремен­ным выделением интересующих исследователя свойств (преж­де всего существенных, общих).

52. в) Обобщение — процесс установления общих свойств и
признаков предмета, тесно связано с абстрагированием. При
этом могут быть выделены любые признаки (абстрактно-об­щее) или существенные (конкретно-общее, закон).

53. г) Идеализация — мыслительная процедура, связанная с
образованием абстрактных (идеализированных) объектов, прин­ципиально не осуществимых в действительности («точка», «иде­альный газ», «абсолютно черное тело» и т.п.). Данные объекты не есть «чистые фикции», а весьма сложное и очень опосредо­ванное выражение реальных процессов. Они представляют со­бой некоторые предельные случаи последних, служат средством
их анализа и построения теоретических представлений о них.

54. д) Индукция — движение мысли от единичного (опыта, фактов) к общему (их обобщению в выводах) и дедукция — вос­хождение процесса познания от общего к единичному. Это про­тивоположные, взаимно дополняющие ходы мысли.

55. е) Аналогия (соответствие, сходство) — установление сход­ства в некоторых сторонах, свойствах и отношениях между
нетождественными объектами. На основании выявленного сход­ства делается соответствующий вывод — умозаключение по аналогии. Его общая схема: объект В обладает признаками а, b, с, d: объект С обладает признаками b, с, d; следовательно, объект С возможно обладает признаком а. Тем самым анало­гия дает не достоверное, а вероятное знание. При выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («модели»), переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект.

56. ж) Моделирование — метод исследования определенных
объектов путем воспроизведения их характеристик на другом
объекте — модели, которая представляет собой аналог того илииного фрагмента действительности (вещного или мыслительного) — оригинала модели. Между моделью и объектом, инте­ресующим исследователя, должно существовать известное подобие (сходство) — в физических характеристиках, структуре, функциях и др. Формы моделирования весьма разнообразны.
Например, предметное (физическое) и знаковое. Важной формой последнего является математическое (компьютерное) мо­делирование.

57. з) Системный подход — совокупность общенаучных методологических принципов (требований), в основе которых ле­жит рассмотрение объектов как систем. К числу этих требова­ний относятся: а) выявление зависимости каждого элемента от его места и функций в системе с учетом того, что свойства целого несводимы к сумме свойств его элементов; б) анализ того, насколько поведение системы обусловлено как особенно­стями ее отдельных элементов, так и свойствами ее структу­ры; в) исследование механизма взаимодействия системы и сре­ды; г) изучение характера иерархичности, присущей даннойсистеме; д) обеспечение всестороннего многоаспектного описания системы; е) рассмотрение системы как динамичной, развивающейся целостности.

58. и) Вероятностно-статистические методы основаны на учете действия множества случайных факторов, которые характеризуются устойчивой частотой. Это и позволяет вскрыть необходимость (закон), которая «пробивается» через совокуп­ное действие множества случайностей. Названные методы опи­раются на теорию вероятностей, которую зачастую называют наукой о случайном.

59. Важная роль общенаучных подходов состоит в том, что в силу своего «промежуточного характера» они опосредствуютвзаимопереход философского и частнонаучного знания (а также соответствующих методов).

60. Что касается социально-гуманитарных наук (истории, социологии, археологии, политологии, культурологии, социаль­ной психологии и др.), то в них, кроме философских и общена­учных, применяются специфические средства, методы и опе­рации, обусловленные особенностями предмета этих наук. В их числе: идиографический метод — описание индивидуаль­ных особенностей единичных исторических фактов и событий; диалог («вопросно-ответный метод»); понимание; интроспек­ция (самонаблюдение); эмпатия (вчувствование) — восприятие внутреннего мира другого человека, проникновение в его пере­живания; тестирование; опросы и интервью; проективные ме­тоды; биографический и автобиографический методы; соци­альный эксперимент и социальное моделирование; ролевые и имитационные игры и ряд других.

61. Таким образом, в научном познании функционирует сложная, динамичная, целостная, субординированная система мно­гообразных методов разных уровней, сфер действия и т.п.,которые всегда реализуются с учетом конкретных условий.

62. Теория информации (математическая теория связи) — раздел прикладной математики, аксиоматически определяющий понятие информации[1], её свойства и устанавливающий предельные соотношения для систем передачи данных. Как и любая математическая теория, оперирует с математическими моделями, а не с реальными физическими объектами (источниками и каналами связи). Использует, главным образом, математический аппарат теории вероятностей и математической статистики.

63. Основные разделы теории информации — кодирование источника (сжимающее кодирование) и канальное (помехоустойчивое) кодирование. Теория информации тесно связана с криптографией и другими смежными дисциплинами.

64. Киберне́тика (от др.-греч.

κυβερνητική — «искусство управления»[1]) — наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации в различныхсистемах, будь то машины, живые организмы или общество. Кибернетика исследует процессы управления, протекающие в живой природе, технических, социальных и других объектах. Главным предметом изучения является система — совокупность элементов, образующих определенную структуру, которая функционирует для достижения какой-либо цели. Кибернетические методы применяются при исследовании случая, когда действие системы в окружающей среде вызывает некоторое изменение в окружающей среде, а это изменение проявляется на системе через обратную связь, что вызывает изменения в способе поведения системы. В исследовании этих «петель обратной связи» и заключаются методы кибернетики.

65. Синерге́тика (от греч. συν- — приставка со значением совместности и греч. ἔργον — «деятельность») — междисциплинарное направление науки, изучающее общие закономерности явлений и процессов в сложных неравновесных системах (физических, химических, биологических, экологических, социальных и других) на основе присущих им принципов самоорганизации[1].

66. Синергетика изначально заявлялась как междисциплинарный подход, так как принципы, управляющие процессами самоорганизации, представляются одними и теми же (безотносительно природы систем), и для их описания должен бы быть пригоден общий математический аппарат.

67. С мировоззренческой точки зрения синергетику иногда позиционируют как «глобальный эволюционизм» или «универсальную теорию эволюции», дающую единую основу для описания механизмов возникновения любых новаций подобно тому, как некогда кибернетика определялась, как «универсальная теория управления», одинаково пригодная для описания любых операций регулирования и оптимизации: в природе, в технике, в обществе и т. п. и т. д.
Однако время показало, что всеобщий кибернетический подход оправдал далеко не все возлагавшиеся на него надежды. Аналогично — и расширительное толкование применимости методов синергетики также подвергается критике[2].

68. Основное понятие синергетики — определение структуры как состояния, возникающего в результате многовариантного и неоднозначного поведения таких многоэлементных структур или многофакторных сред, которые не деградируют к стандартному для замкнутых систем усреднению термодинамического типа, а развиваются вследствие открытости, притока энергии извне, нелинейности внутренних процессов, появления особых режимов с обострением и наличия более одного устойчивого состояния. В обозначенных системах неприменимы ни второе начало термодинамики, ни теорема Пригожина о минимуме скорости производства энтропии, что может привести к образованию новых структур и систем, в том числе и более сложных, чем исходные.

 

71. Перспективы современной цивилизации. Концепция устойчивого развития общества, его основные принципы.

 

Стремительные и глубинные эволюционные изменения современной цивилизации, связанные с процессами глобализации, привели к необходимости теоретического исследования путей дальнейшей ее трансформации и возможностей развития. Возрастающий риск общецивилизационной катастрофы, порожденный обострениями глобальных проблем, также стимулирует развитие концепций, посвященных анализу содержания и последствий глобализации.

Большое значение для понимания возможных перспектив развития современной цивилизации имеют работы З. Баумана, И.М. Валлерстайна, В.И. Вернадского, Э. Тоффлера, С. Хантингтона, А.Л. Чижевского, Ф. Фукуямы, и др. ученых, как предлагающих анализ механизмов взаимодействия между странами (отличающихся по характеру социально-экономического, политического и культурного развития), так и разрабатывающих прогнозы дальнейшей эволюции человечества.

Проблемы стремительного роста населения, нехватки ресурсов и загрязнения окружающей среды привели к необходимости анализа перспектив и возможностей дальнейшего развития современной цивилизации. Свое выражение анализ этих перспектив получил в частности в концепции устойчивого развития

Термин "устойчивое развитие" был введен в широкое употребление Международной комиссией по окружающей среде и развитию (Комиссия Брунтланд) в 1987 году. Под устойчивым понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.

Устойчивое развитие включает в себя два ключевых взаимосвязанных понятия:

1) понятие потребностей, в том числе приоритетных (необходимых для существования беднейших слоев населения):

2) понятие ограничений (обусловленных состоянием технологии и организацией общества), накладываемых на способность окружающей среды удовлетворять нынешние и будущие потребности человечества.

Основной задачей устойчивого развития провозглашается удовлетворение человеческих потребностей и стремлений. Важно подчеркнуть, что устойчивое развитие требует удовлетворения наиболее важных для жизни потребностей всех людей и предоставления всем возможности удовлетворять свои стремления к лучшей жизни в равной степени.

Концепция устойчивого развития основывается на пяти основных принципах.

1. Человечество действительно способно придать развитию устойчивый и долговременный характер, с тем чтобы оно отвечало потребностям ныне живущих людей, не лишая при этом будущие поколения возможности удовлетворять свои потребности.

2. Имеющиеся ограничения в области эксплуатации природных ресурсов относительны. Они связаны с современным уровнем техники и социальной организации, а также со способностью биосферы справляться с последствиями человеческой деятельности.

3. Необходимо удовлетворить элементарные потребности всех людей и всем предоставить возможность реализовывать свои надежды на более благополучную жизнь. Без этого устойчивое и долговременное развитие попросту невозможно. Одна из главнейших причин возникновения экологических и иных катастроф - нищета, которая стала в мире обычным явлением.

4. Необходимо согласовать образ жизни тех, кто располагает большими средствами (денежными и материальными), с экологическими возможностями планеты, в частности относительно потребления энергии.

5. Размеры и темпы роста населения должны быть согласованы с меняющимся производительным потенциалом глобальной экосистемы Земли.

Особенно подчеркивается динамический характер устойчивого развития. Отмечается, что оно представляет собой не неизменное состояние гармонии, а скорее процесс изменений, в котором масштабы эксплуатации ресурсов, направление капиталовложений, ориентация технического развития и институционные изменения согласуются с нынешними и будущими потребностями [I].

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...