Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наука как социальный феномен. Аспекты бытия науки(виды духовного производства, система организаций и учреждений и др.)




Философское понимание науки. Наука и философия возникли почти одновременно в I тыс. до н.э., как результат распада мифологического мировоззрения. Их характерные черты стали противоположностью мифологии: личный поиск вместо подчинения традиции, свободное исследование вместо веры авторитетам. Многие тысячелетия в процессе практики выявлялись факты, и наконец наступил момент, когда возник качественно новый уровень познания – теоретическое осмысление. Его основное отличие от практических рецептов – поиск сущности предметов и явлений, стремление не просто предсказать течение природных процессов, но и объяснить их.

Постепенно два вида теоретического познания – научный и философский – разошлись. Этот процесс завершился с формированием математического естествознания, когда различие между рассуждениями философа и экспериментальной методикой ученого стали очевидны. Но научное познание возникает из философского: как в общеисторическом плане, так и относительно конкретных проблем (которые сначала изучаются философами, а затем их анализ становится работой ученых). Именно в философии впервые были продемонстрированы образцы теоретического рассуждения, способные открывать связи и отношения вещей, выходящие за рамки обыденного опыта.

Наука — это форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственной целью постижение истины и открытие объективных законов на основе обобщения реальных фактов в их взаимосвязи.

Наука понимается и как творческая деятельность по получению нового знания, и как результат такой дея­тельности. Наука как результат полученных знаний представляет собой совокупность знаний, приведенных в це­лостную систему на основе определенных принципов, и процесс их производства.

Пытаясь понять, что такое наука, традиционно выделяют три значения науки:

1) наука как форма деятельности;

2) как система или совокупность дисциплинарных знаний;

3) как социальный институт.

Наука как форма деятельности предполагает то, что это определенная духовная и материальная деятельность по получению знаний, цель которой — истина и открытие объективных законов. Наука базируется на совокупности фактических данных, использует специальные средства и методы познания (как материальные — приборы, сумма фактов и их эмпирических обобщений).

Наука как система дисциплинарных знаний представляет собой хорошо организованную систему, включающую в себя теоретические построения, гипотетическое знание, проблемные ситуации, эмпирический базис, факты из истории науки. Такой системой являются все важнейшие науки: физика, химия, биология, математика, социология и другие.

Как такая система наука должна отвечать критериям объективности, адекватности, истинности; научное знание должно быть нейтральным по отношению к идеологическим и политическим приоритетам.

При анализе современной науки можно выделить четыре класса наук:

1) логико-математические;

2) естественнонаучные;

3) инженерно-технические и технологические;

4) социально-гуманитарные.

Трудно назвать то общее, что их объединяет, скорее, можно установить существенные отличия, например, между химией и социологией. Таким образом, наука как система знаний неоднородна, но, несмотря на это, научное знание отличается от других видов знания (обыденное, мифологическое, религиозное, художественное, философское и другие) при помощи так называемых критериев научности.

Наука как социальный институт представляет собой определенную систему взаимосвязей между научными организациями, членами научного сообщества, систему норм и ценностей. Наука стала социальным институтом, в котором десятки и даже сотни тысяч людей нашли свою профессию. Именно профессиональная организация науки рассматривается в рамках данного значения понятия науки.

Например, здесь рассматриваются основные характеристики научной профессии. Это:

1) обладание некоторой совокупностью специальных знаний, за хранение, передачу и расширение которых ответственны институты профессий;

2) автономность профессии в привлечении новых членов, их подготовке и контроле их профессионального поведения;

3) наличие внутри профессии форм вознаграждения, выступающих достаточным стимулом для специалистов и

обеспечивающих их высокую мотивацию относительно профессиональной карьеры;

4) заинтересованность социального окружения профессии в продукте деятельности ее членов, гарантирующая как существование, так и действенность профессиональных институтов.

Основной задачей науки, как формы духовного производства, стало регулирование человеческой деятельности. Рассматривая природу как поле действия безличных законов (а не индивидуальных существ), она стала выводить объективные законы функционирования и преобразования предметов и явлений. Наука, ориентированная на предметное и объективное исследование действительности, тем самым исключает из своего исследования ценностные суждения. Системность и обоснованность научного знания лишь постепенно привела к его относительной автономности – выходу за рамки предметных структур практики своей эпохи и утверждению самоценности истины. Но тогда наука, ставшая способом порождения чистого знания, сама стала вырабатывать особый вид практики – научный эксперимент. Итак, главная особенность научного познания, отличающая его от других форм познавательной деятельности человека, – изучение объектов, которые могут быть включены в деятельность. Именно это и сделало современную науку главной производительной силой общества. Можно сказать, что наука и философия являются двумя сторонами единого процесса познания. Если наука идет по пути дифференциации, выделяя для удобства исследования все меньшие части мира и ограждая их все большим количеством допущений, то философия не имеет права забыть ни об одной стороне реальности, должна учитывать абсолютно все, познавая мир в его целостности. Если научное познание шло к максимальной объективности, исключая особенности конкретного человека из получаемой картины мира, то философия осмысляет мир с субъективной, человеческой точки зрения.

Наука – сфера общественного сознания, получающая знания о действительности и систематизирующая их в абстрактно-логической форме; она включает как деятельность по получению нового знания, так и сумму полученных знаний. Цели науки – теоретическое отражение природы, общества и внутреннего мира человека; объяснение и предсказание явлений; выявление существенных закономерностей; сохранение и передача знаний. Наука может изучать все, но важнее всего для нее познание явлений, подчиняющихся объективным законам природы. Следовательно, наука одновременно и безгранична, и ограниченна. Поэтому все, что ускользает из ее поля зрения, компенсируют другие формы духовного постижения мира – искусство, религия, нравственность, философия. В отличие от практической сферы жизни общества, в науке результат заранее неизвестен. Науку и философию объединяет стремление к логической доказательности выводов, но разделяет возможность опытной проверки гипотез. В отличие от искусства, цель науки – получение не образно-эмоционального изображения, а объективного и логически сформулированного знания (если художественный образ есть единство общего и индивидуального, то в научном знании фиксируется только общее). Рассмотрим подробнее отличия научного познания от обыденных знаний.

1. Обыденное познание отражает предметы, которые доступны для практической деятельности; наука имеет дело с идеальными объектами, не сводимыми к обыденному опыту.

2. Обыденный язык приспособлен для описания объектов, вплетенных в практику человека; его понятия нечетки и многозначны, их смысл зависит от контекста. Поэтому наука выработала специальный язык, пригодный для описания ее объектов.

3. Истинность обыденного познания проверяется на практике и с помощью здравого смысла. Наука выработала специфические методы исследования и обоснования знаний, поскольку ее предметы изучения часто недоступны для практики.

4. Обыденное познание изучает предметы, используемые в повседневной жизни. Для науки само обнаружение исследуемого объекта и выявление его свойств является трудоемкой задачей. Поэтому наука вынуждена вырабатывать систему специальных орудий, которые воздействуют на изучаемый объект и выявляют его возможные состояния – аппаратуру.

5. Обыденные знания не систематизированы, представляя собой совокупность накопленных рецептов. Научные знания систематизированы как всеобщие и объективные закономерности, касаясь не внешней стороны явлений, а их сущности.

6. Подготовка человека к обыденному познанию осуществляется автоматически в процессе социальной адаптации. Занятия наукой требуют особой подготовки, в ходе которой человек осваивает исторически сложившиеся средства научного исследования, усваивает специфические для него ценностные ориентации. Поэтому существует система целенаправленного формирования ученых, а значит – особые социальные организации, осуществляющие подготовку научных кадров.

Итак, наука – деятельность, характеризуемая поиском понимания (то есть удовлетворительного объяснения реальности), достигаемого формулировкой общих законов (для широкого круга явлений), могущих быть проверенными. Наука позволяет выявить внутренние закономерности исследуемых объектов и показать, почему явления протекают именно так.

Современная наука представляет собой совокупность частных наук или научных дисциплин, которые отличаются как предметом изучения, так и применяемыми методами. Научная дисциплина – это базовая форма организации науки. Для развития науки характерны дифференциация и интеграция: дробление науки на специализированные отрасли и синтез достижений этих отраслей. Частные науки возникали как по предметному принципу (с вовлечением все новых сторон действительности в процесс познания), так и по проблемному принципу (с выдвижением крупной проблемы). Научные дисциплины можно классифицировать по различным признакам: по предмету изучения – на технические, естественные и гуманитарные; по отношению к практике – на фундаментальные науки (их цель – познание законов) и прикладные (которые применяют полученные ими знания для решения конкретных проблем). Различные науки имеют различное соотношение эмпирического и теоретического уровня. Одни почти не имеют эмпирического уровня (например, математика), другие только начинают теоретическое познание (например, история). Наблюдается закономерность: чем больше данная наука оторвалась от эмпирической базы, тем точнее выработанные ей законы; наоборот, для прикладных наук характерны статистические закономерности. Науки постоянно взаимодействуют между собой. Иногда одна наука выступает образцом для других, которые стремятся заимствовать из нее методы и нормативы исследования. Поэтому существование различных научных дисциплин не исключает единства науки, которое проявляется во взаимодействии этих дисциплин, общности методологических принципов (например, математизации знания) и стремлении расширять область исследования, охватывая весь мир.

Важная черта развития науки – преемственность: полученные результаты не перечеркиваются новыми, а переосмысливаются. Научные теории, показавшие свою применимость, не отбрасываются с открытием новых закономерностей: определяются границы их применения. Но иногда ставятся под сомнение методологические основы научного исследования, разрушаются ее устойчивые образцы, размываются границы научной рациональности: наступает кризис науки, требующий для своего разрешения научной революции – радикального изменения содержания научного познания. Она состоит в переходе к новым теоретическим и методологическим предпосылкам, к новой системе понятий, новым способам получения и интерпретации данных, оценки и объяснения результатов их обработки.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...