Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие истины, ее основные грани и критерии.




Истина, в обычном понимании этого слова, – такое содержание знания, которое тождественно предмету знания. В подавляющем большинстве реальных случаев это тождество относительно, условно. Наиболее жестко оно проверяется в теоретическом познании: самая эффективная реализация этого требования – в области математики. Но, чем сложнее объект исследования, тем приблизительнее доступные нам знания: впрочем, как показывает опыт, для практических целей и оно является вполне надежным средством. Поэтому выделяются две формы знания: достоверное (истинность которого доказана) и вероятное (истинность которого подтверждена всеми доступными критериями). Давно доказано, что большинство наших знаний – вероятные.

Истина – основная цель познания. Но в познавательной деятельности она соседствует с заблуждением – несоответствием знания своему объекту. Незавершенность результатов научного познания и постоянная переоценка его результатов показывает, что заблуждение – неотъемлемый элемент науки; в отличие от случайной ошибки и преднамеренной лжи оно неустранимо – любое знание принципиально его содержит. Преодоление заблуждения возможно только в действии.

Научная истина – такие эмпирические и теоретические научные утверждения, соответствие содержания которых своему предмету удостоверено научным сообществом. Основные формы такого удостоверения – соответствие результатам систематических и статистически обработанных экспериментов (для эмпирических высказываний) и выводимость в качестве логического следствия из исходных аксиом (для теоретических высказываний). Теоретическая истинность может устанавливаться через соблюдение правил логики при выводе суждения из признанных аксиом; эмпирическая истинность – при помощи опытной проверки. Но как обосновать сами аксиомы или методы проверки? Каков же критерий истинности научного знания? Точки зрения, разрабатываемые теориями истины, различны:

1) корреспондентная теория истины – истина есть мысленное отражение реального объекта, ее критерий – соответствие теории объекту, что проявляется в опытном подтверждении знания (но факты зависят от чувственных восприятий и теоретической интерпретации);

2) когерентная теория истины – истина есть теоретическое объяснение отдельного явления, входящее в общее здание науки, ее критерий – согласованность и непротиворечивость (соответствие принципам науки и отсутствие логических противоречий с другими теориями);

3) прагматическая теория истины – истина есть предположение, наиболее успешно реализуемое на практике, и ее критерий – возможность практического созидания (но здесь отрицается специфика научного знания).

Современная философия видит в соответствии познания бытию не норму, а недостижимый идеал. Реальность воспринимается людьми в рамках определенного вида деятельности, фрагменты знания существуют в рамках определенной теории. Сопоставление самих теорий и практик затруднено. Эмпирический базис науки, как признано, содержит конвенциональные (договорные) элементы; практика имеет исторический характер и изменяется. Поэтому многие современные философы вообще отрицают значимость понятия истины, видя в ней остатки идеологии и призывают к освобождению науки от этой идеи.

Высказываются опасения: экспансия технологического мышления может затруднить собственно научный поиск, редуцировав его к поиску новых технологий и ослабив направленность на фундаментальные исследования. Технологические критерии и методы распространяются на другие формы познания. Теоретическую мысль заменяет статистическая обработка и просчет вероятностей средствами вычислительной техники; при описании реальности все чаще используют компьютерную терминологию. Раздаются призывы отказаться от поисков истины и построения теорий в науке, сведя познание к разработке все более совершенных информационных технологий, заменить идею поиска истины модельным мышлением. Категория истины к модели неприменима. Цель моделирования – интерпретация доступных сведений и прогнозирование; взаимодополнительность различных моделей не ограничена.

Высказывается и мнение, что критерий теории существует. Это – п рактика, человеческий способ отношения к миру, заключающийся в активном преобразовании предметов и явлений. Практика – активное, сознательное отношение человека к миру; она носит общественный характер (освоение и преобразование мира происходит в сотрудничестве и противоборстве с другими людьми). Поскольку практика первична, именно исходя из нее нужно объяснять социальные и духовные процессы. Она – основа теоретической деятельности (так как дает материал для теоретической обработки), а также ее причина (главным стимулом развития знания служат потребности людей) и цель (поскольку получаемые знания прилагаются на практике). В ходе практики мы получаем знания и ею же проверяем их истинность, практика определяет стиль мышления.

Для выхода из этого затруднения исследуются различные виды истины. Например, бывает истина объективная (не зависимая от сознания человека и имеющая доказательства, побуждающие всех исследователей признать данное положение) и субъективная (не имеющая доказательств); к онкретная (верно отражающая объект в одних условиях и неверная в других) и абстрактная (верная всегда и во всех обстоятельствах).

Любой объект познания неисчерпаем: он постоянно меняется, обладает множеством свойств, связан бесчисленными связями. Между тем каждая ступень познания ограничена – и уровнем развития науки, и уровнем жизни общества, и познавательными способностями ученого. Значит ли это, что мы не можем узнать истину? Для освещения этой проблемы введены следующие понятия. Относительная истина – ограниченно верное знание, требующее дальнейшего уточнения. Она носит вероятностный характер и может считаться верной только в известных пределах. Таким образом, относительной истиной можно назвать форму выражения истины, характеризующую ее точность и полноту, достигнутую на данном этапе познания. Абсолютная истина – исчерпывающее знание об объекте, которое никогда не будет опровергнуто или уточнено. Большинство философов сходится на том, что абсолютная истина не может быть нам известна из-за ограниченности наших органов чувств и самого способа мышления. Но значит ли это, что истина вообще недоступна? Нет, относительная истина – тоже истина, на данном этапе не имеющая опровержений. Просто последующие поколения исследователей обнаружат новые свойства мира и дополнят известное. Итак, истина относительна, поскольку наше мышление отражает предмет не полностью, а в известных пределах, которые постоянно изменяются. Предшествующая теория не отрицается новой, а становится ее частным случаем. В каждой относительной истине содержится и абсолютное знание. Можно сказать, что абсолютная истина складывается из бесконечного множества относительных.

Существуют крайние мнения о рассматриваемой проблеме. Догматизм рассматривает каждую достигнутую истину как абсолютную. Релятивизм считает относительную истину заблуждением. Наука не склад готовых истин, а процесс их достижения. Процесс развитие науки – смена одних относительных истин другими, все более приближающихся к абсолютной.

Для того чтобы доказать истинность того или иного утверждения, необходимо каким-то образом проверить его. Средство такой проверки называется критерием истины (от греч. kriterion — мерило для оценки).

Основные концепции истины

Концепция истины Определение истины Критерий истины
Классическая Истина есть соответствие мыслей и высказывании действительности Чувственный опыт и/или ясность и отчетливость
Когерентная Истина есть согласованность знаний Согласованность с общей системой знаний
Прагматическая Истина есть практически полезное знание Эффективность, практика
Конвенциональная Истина есть соглашение Всеобщее согласие

Учеными предложены различные критерии того, как отличить истинное от ложного:

§ Сенсуалисты опираются на данные чувств и критерием истины считают чувственный опыт. По их мнению, реальность существования чего-либо проверяется только чувствами, а не абстрактными теориями.

§ Рационалисты считают, что чувства способны вводить нас в заблуждение, и видят основы для проверки высказываний в разуме. Для них основным критерием истины выступают ясность и отчетливость. Идеальной моделью истинного знания считается математика, где каждый вывод требует четких доказательств.

§ Дальнейшее развитие рационализм находит в концепции когерентности (от лат. cohaerentia — сцепление, связь), согласно которой критерием истины является согласованность рассуждений с общей системой знаний. Например, «2х2 = 4» истинно не потому, что совпадает с реальным фактом, а потому, что находится в согласии с системой математических знаний.

§ Сторонники прагматизма (от греч. pragma — дело) считают критерием истины эффективность знаний. Истинное знание — это знание проверенное, которое успешно «работает» и позволяет добиться успеха и практической пользы в ежедневных делах.

§ В марксизме критерием истины объявляется практика (от греч. praktikos — деятельный, активный), взятая в самом широком смысле как всякая развивающаяся общественная деятельность человека по преобразованию себя и мира (от житейского опыта до языка, науки и т.д.). Истинным признается только проверенное практикой и опытом многих поколений утверждение.

§ Для сторонников конвенционализма (от лат. convcntio — соглашение) критерием истины является всеобщее согласиепо поводу утверждений. Например, научной истиной считается то, с чем согласно подавляющее большинство ученых.

Некоторые критерии (согласованность, эффективность, согласие) выходят за пределы классического понимания истины, поэтому говорят о неклассической (соответственно когерентной, прагматической и конвенциональной) трактовке истины. Марксистский принцип практики пытается соединить воедино прагматизм и классическое понимание истины.

Поскольку у каждого критерия истины имеются свои недостатки, все критерии можно рассматривать и как взаимодополняющие. В таком случае истиной однозначно можно назвать только то, что удовлетворяет всем критериям.

Имеются и альтернативные трактовки истинности. Так, в религии говорится о сверхразумной истине, основанием которой является Священное Писание. Многие современные течения (например, постмодернизм) вообще отрицают существование какой-либо объективной истины.

Современная наука придерживается классической трактовки истины и считает, что истина всегда объективна (не зависит от желаний и настроений человека), конкретна (не бывает истины «вообще», вне четких условий), процессуальна (находится в процессе постоянного развития). Последнее свойство раскрывается в понятиях относительной и абсолютной истины.

 

Объективность истины понимается как первичное и определяющее начало данной теории, поэтому весь познава­тельный процесс есть процесс достижения объективной истины, а значит, и процесс преодоления субъективистских наслоений, субъективных взглядов и мнений. Объективность истины — это необходимое ее условие как отражения в познании сущности, свойств и отношений окружающего мира, это характеристика, означающая независимость от человека и человечества содержания знаний, которые подтверждены практикой.

При этом понятие истины в диалектико-материалистической философии — это всегда диалектика субъективного и объективного в понимании истины.

Субъективность истины связана с тем, что, во-первых, познавательную деятельность осуществляет субъект. Но это не отдельный изолированный субъект. В диалектико-материалистической гносеологии это общественный субъект, а его деятельность — это общественно-историческая практика людей.

Во-вторых, объект познания представлен в сознании субъективно. Субъективность истины также заключается в том, что субъект выделяет объект познания, исходя из потребностей практики и уровня ее развития. Таким образом, объективность и субъективность истины — это такое единство, в котором приоритет всегда принадлежит объективности.

Следующая характеристика истины — это ее абсолют­ность и относительность.

Термин «абсолютная истина» имеет три значения:

1. Точное исчерпывающее знание, истина в «последней инстанции», некоторый своеобразный гносеологический идеал. В этом смысле истина не реализуется ни на одном из уровней познания, она недостижима, это метафора.

2. Понятие абсолютной истины приложимо к неким элементарным знаниям, которые носят инвариантный (постоянный) характер. Это так называемые «вечные истины». Примеры подобных истин: «Лев Толстой родился в 1828 году», «химический элемент обладает атомным весом».

3. Под абсолютной истиной в собственном смысле слова понимается такое знание, которое сохраняет свое значение, не опровергается последующим ходом развития науки, но лишь конкретизируется и обогащается новым содержанием. Это наиболее важное значение термина «абсолютная истина».

«Абсолютность истины означает реальную возможность полного, исчерпывающего знания сущности и закономер­ностей окружающего мира, реализуемую в непрерывном и бесконечном процессе его познания как мира вечно раз­вивающейся материи». Поскольку мир понимается как вечно развивающийся и онтология материализма основана на принципе неисчерпаемости материи, то и процесс познания непрерывен и бесконечен. А это условие делает достижение абсолютной истины невозможным. Абсолютность истины — это тот идеал, к которому стремится наша познавательная деятельность.

Относительная истина — это неполное, приблизительное, незавершенное знание о действительности, которое углубляется и уточняется по мере развития практики и познания. При этом старые истины либо заменяются новыми (как классическая механика квантовой), либо опровергаются и становятся заблуждениями (как истины о теплороде, эфире, вечном двигателе и т.д.).

Относительность истины основана на принципе ее объективности и абсолютности: она «означает познание отдельных сторон и отношений действительности; характеризует приближенность знаний, определенную степень углубления нашего сознания в неисчерпаемую сущность вещей, определенный исторический уровень научного познания, достигнутый в данную эпоху».

Следующими характеристиками истины выступают ее всеобщность и конкретность, которые представляют собой противоположные понятия. Основанием всеобщности истины выступает единство бытия мира как единой, бесконечной, вечно существующей и развивающейся материи. Конкретность истины есть выражение реального многообразия материальной действительности, в то же время определенный конкретно-исторический результат, достигнутый на каждой данной стадии процесса познания.

Таким образом, основными характеристиками истины в диалектико-материалистической философии являются

следующие: понимание истины как процесса, объективность истины, которая рассматривается как диалектическое единство с субъективностью, абсолютность и относительность истины, ее всеобщность и конкретность, а также решающим и основным критерием истины выступает общественно-историческая практика.

Проблема критерия истины. Критерий истины позволяет отличить истинное знание от ошибочного, ложного, вообще неистинного знания. В истории философии различные философские концепции выявляли собственный критерий истины:

■ Р. Декарт: истинно то, что ясно и отчетливо;

■ И. Кант: всеобщность и необходимость — важнейшие характеристики истины;

■ махизм: истинным является то, что соответствует чувственным данным;

■ прагматизм: критерий истины — полезность;

■ конвенционализм: критерий истины — соответствие условному соглашению;

■ диалектико-материалистическая философия — практика. Только те знания, которые подтверждаются практикой, могут считаться истинными, потому что практика позволяет соотнести знания об объекте с ним самим.

Практика — это общественно-историческая, чувственно-предметная деятельность человека, направленная на познание и преобразование мира, на создание материальных и духовно-культурных ценностей, необходимых для функционирования общества. Практика — это способ включения человека в окружающий его природный и социальный мир путем активного преобразования объективно существующих предметов и явлений внешнего мира. Это целенаправленная предметно-чувственная деятельность субъекта по преобразованию материальных систем.

С введением практики в теорию познания было установлено, что человек познает реальный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассивно действуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно целе­направленно воздействует на окружающую его действительность и в ходе ее изменения познает ее. Это специфически человеческая форма деятельности, осуществляющаяся всегда в определенном социокультурном контексте.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...