Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Техника как социокультурный феномен




В настоящее время общепризнанным является тезис о том, что техника является неотъемлемой частью нашей жизни и определяющей социокультурной ценностью современной цивилизации. Эту цивилизацию, зародившуюся в Европе в XVI–XVII вв., часто называют техногенной, подчеркивая особую роль технического прогресса в ее развитии, в изменении природной среды, которая является непосредственной сферой человеческой жизнедеятельности, в преобразовании способов и форм человеческой коммуникации, социальных связей и отношений людей.

Жизненные смыслы и ценности техногенной цивилизации включают:

1) понимание человека как деятельного и творчески активного существа, противостоящего миру и призванного преобразовывать его объекты, подчиняя их своей власти;

2) восприятие природы как внешней по отношению к человеку, закономерно упорядоченной предметной среды, которая должна служить материалом и ресурсами для человеческой деятельности;

3) утверждение приоритетной ценности научной рациональности и научно-технических инноваций;

4) признание науки и техники важнейшими факторами улучшения качества жизни людей.

С другой стороны, ХХ век показал, что глобальные кризисы, порожденные техногенной цивилизацией, поставили под угрозу существование самого человечества. И как реакция на эти проблемы, возникла усиливающаяся критика научно-технического прогресса.

Сегодня задача, стоящая перед инженерно-техническими и социально-гуманитарными науками формулируется следующим образом: как решить возникшие глобальные проблемы, при этом не сдерживая и не отказываясь от научно-технического развития? Вероятно, речь идет о поисках нового типа рациональности, мировоззренческих ориентиров, системы ценностей, которые будут связаны с формированием нового типа цивилизации.

Данные проблемы в совокупности с другими, связанными с выявлением сущностных характеристик технической деятельности, получили свое рассмотрение в рамках нового раздела философского знания – философии техники.

Как самостоятельная философская дисциплина философия техники оформилась относительно недавно – в конце XIX столетия. Предметом философии техники является обнаружение и теоретическое описание сущностных характеристик технической деятельности; определение роли, места и перспектив развития техники в истории культуры, а также выявление ценностно-мировоззренческих изменений в системе отношений «человек – техника».

Философия техники изучает условия, делающие возможным существование технического мира, технической реальности, изучает ее сущность в отношении к человеку. Это соответствует предмету философии, познанию отношения «мир–человек» (в данном случае – отношения «человек–техника»). Термин «философия техники» появился в 1877 году с выходом в свет в Германии книги «Основные направления философии техники. К истории возникновения культуры с новой точки зрения». Немецкими философами вопрос был поставлен так, как несколько ранее он прозвучал у К. Маркса: история культуры определяется не историей идей, а историей развития материального производства, техники и технологий. Спустя 21 год Фред Бон (также немецкий исследователь) в книге «О долге и добре» (1898) первым поставил вопрос о технической ответственности как следствии грандиозного и возрастающего воздействия техники на жизнь человека. В России первым о задачах философии техники вопрос поставил инженер по специальности Петр Климентьевич Энгельмейер. В 1898 году вышла в свет его работа «Технический итог ХIХ века». С тех пор имеется два направления в философии техники: внутреннее, связанное с тем, как сами технические специалисты оценивают достижения и перспективы технического развития, и внешнее, представленное фундаментальными и опережающе-критичными исследованиями профессиональных философов.

Согласно Х. Сколимовски, возникновение философии техники отражает запоздалое признание важности техники в создании и разрушении современной цивилизации. «Растущее осознание того, что западная цивилизация может быть разрушена, заставляет нас искать прежде игнорируемые причины и взаимосвязи. В феномене техники мы обнаруживаем пункт центральный: здесь сходятся многие пути. В этом схождении вырисовываются основные очертания той структуры, через которую проявляется наша цивилизация. Пути, сходящиеся в технике, включают такие понятия, как «прогресс», «природа», «открытие», «рациональность», «эффективность». Философия техники является, другими словами, философией нашей культуры. Это философия человека в цивилизации, увидевшей себя в тупике – цивилизации, которой угрожают излишняя специализация, раздробленность и распыленность и которая осознает, что избрала ложный язык для своего общения с природой»61.

Слово техника происходит от греческого τέχνη (технэ) – искусство, мастерство, умение. Для древних греков технэ выражает значение ремесла и искусства одновременно, обнаруживает способность извлечения природного из него самого в соответствии с потребностями и целями человека. При этом в античной культуре тэхнэ не включало в себя теоретическое знание. Более того, наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности. В античной традиции существовала четкая граница между эпистеме как основанием науки, предполагающим рациональное постижение всеобщего, и тэхнэ, практическим знанием, которое необходимо для производственно-бытовой деятельности.

В современной научной и учебно-методической литературе зафиксировано большое количество определений техники. Так, В.С. Степин, В.Г. Горохов, М.А. Розов определяют технику как совокупность:

- технических устройств, артефактов – от отдельных простейших орудий до сложнейших технических систем;

- различных видов технической деятельности по созданию этих устройств – от их научно-технического исследования и проектирования до изготовления на производстве и эксплуатации, от разработки отдельных элементов технических систем до системного исследования и проектирования;

- технических знаний – от специализированных рецептурно-технических до теоретических научно-технических и системотехнических знаний62.

В.М. Розин помимо приведенных дефиниций приводит следующие63.

- Техника – это самостоятельный мир, реальность. Техника противопоставляется природе, искусству, языку, всему живому, наконец, человеку. Но с техникой связывается определенный способ существования человека, в настоящее время – судьба цивилизации.

- Техника представляет собой специфический инженерный способ использования сил и энергий природы, когда ставка делается на сознательный расчет сил (процессов, энергий) природы, сознательное приспособление их для нужд и деятельности человека.

Д.М. Федяев полагает, что техника представляет собой еще и специфический процесс волеизъявления, обусловленный конкретным типом культуры64.

Для Б.И. Кудрина техника – это изделие или совокупность изделий таких, что каждое определено алгоритмически документом и есть предмет производства, основанного на той или иной технологии. Изделие – самостоятельно функционирующая дискретная единица.

В современной философии техники выработана следующая точка зрения, которая представляется перспективной: техника есть природное, извлеченное человеком из его, как выражается М. Хайдеггер, «потаенности» и в соответствии с целями человека посредством его деятельности. Разделяя этот взгляд на сущность техники, сделаем вывод: она есть результат действия человека как посредника, извлекающего природное из его потенциальных состояний. Как возможность она – природа; как реальность она – сплав природных и человеческих качеств и свойств.

Более широким понятием, выражающим сложную действующую техническую систему или процесс, является понятие технологии. Технику нередко как совокупность технических устройств; как множество видов деятельности по созданию таких устройств и технологий (научный поиск, проектирование, моделирование, производство, эксплуатация); как деятельность по достижению целей; как способ реализации потенций природы на основе универсальности человека разумного и др.

Вопрос о сущности техники как особой реальности в современной литературе не имеет однозначного решения, остается дискуссионным. Это вызвано отмеченной амбивалентностью, двуликостью технико-технологического мира: в нем находят выражение как свойства и законы природы, так и цели, замыслы, проекты человека. Изложим следующее понимание природы (в смысле – сущности) технической реальности. Согласно этому пониманию, техника не имеет собственной сущности. Еще Аристотель отмечал, что ее сущность не в ней самой, потому что техника существует не как субстанция, но как функция. Техническое изделие не есть природная вещь, оно есть вещь-отношение, возникающее на стыке природных возможностей и человеческих целей, ценностей, интересов. Потенциальные возможности бытия актуализируются, оформляются действием, актом человека, преследующего определенные цели, и в этом смысле техника – зеркало человеческих качеств. Каковы мы сами, такова и создаваемая нами техника, равно как и способы ее использования: технологии, производство. Это важно помнить при переходе к информационному обществу, универсализации процессов коммуникации и управления научно-техническим развитием.

Поэтому предметный мир техники и технологий называют реальностью искусственной, имея в виду оба рассмотренных обстоятельства: как произведение искусства, результат творчества человека и одновременно как вторую природу, искусственное в отличие от естественного. Кроме того, технический мир сопоставляют с символически-языковой реальностью, имея в виду, что современная техника находит выражение еще и в качестве языка культуры, возможно, основного (предметного) его уровня.


68. Гуманитарная и инженерная философия техники

Известный американский специалист К. Митчем в истории развития философии техники выделяет с некоторыми оговорками два ключевых направления65.

Первое направление он назвал инженерной философией техники, которое представляет собой усилия техников и инженеров выработать общие принципы своей профессиональной деятельности. Данное направление является первым по происхождению видом философии техники, непосредственно связанным с производственной деятельностью.

Второе направление К. Митчем назвал гуманитарной философией техники, под которой он понимал концептуальные подходы к постижению смысла и сущности техники; роль и оценку техники в развитии человеческого общества. Второе направление представлено работами философов, социологов, культурологов, дизайнеров, религиозных мыслителей и т.п.

Инженерная философия техники дает анализ техники как бы изнутри, интерпретацию технического способа бытия человека в мире как определяющего понимание других типов человеческого мышления и действия.

Гуманитарная философия техники в свою очередь представляет собой взгляд на технику как бы со стороны, и начинает систематические попытки отстоять один из главных идеалов – принцип приоритета гуманитарного, не-технического, начала над техническим.

Между двумя этими направлениями существует определенное дискуссионное противостояние. Так, инженерно-технические специалисты упрекают гуманитариев за некомпетентность в рассуждениях о сущности и перспективах технического развития; за непонимания внутренних технических аспектов предметно-преобразующей деятельности; за отсутствие необходимых специально-технических знаний и т.д.

Гуманитарии в свою очередь упрекают инженеров и техников за слабо развитую критическую рефлексию, утверждение технократических ценностей и стиля мышления, притупляющего и подавляющего существенные элементы человеческой жизни и т.д.

Справедливости ради, необходимо заметить, что и в инженерной философии техники затрагивались вопросы, традиционно относящиеся к социально-гуманитарной сфере, такие как «культура и техника», «техника и история», «техника и власть», «техника и экономика (хозяйство)», «техника и человек».

Видные представители инженерной философии техники Э. Капп, П.К. Энгельмейер, Ф. Дессауэр, Э. Чиммер, Ж. Лафит, Ф. Рапп. Э. Капп дал систематическую и детальную разработку феномена техники в своей книге, в которой орудия и оружие рассматриваются как различные виды продолжения («проекции») человеческих органов. По мнению Каппа, возникающее между орудиями и органами человека внутреннее отношение сводится к тому, что в орудии человек систематически воспроизводит себя самого. И, раз контролирующим фактором является человеческий орган, полезность и силу которого необходимо увеличить, то собственная форма орудия должна исходить из формы этого органа.

В конце ХIХ века российский инженер и чиновник П.К. Энгельмейер призывал к философскому исследованию и общественному применению техники по отношению к окружающему миру. Исследуя технику, он пишет: «Мы должны выработать определенную общую картину техники, в рамках которой мы анализируем, возможно, большее количество форм проявления технической деятельности…, ибо техника прослеживается уже на самой заре возникновения человеческого общества и его развития».

На ближайшее будущее Энгельмейер ставил перед собой следующие задачи: создать программу философии техники, содержащей попытки определения понятия техники, выявления и описания принципов современной техники, техники как биологического феномена, техники как антропологического феномена, роли техники в истории культуры, техники и экономики, техники и искусства, техники и этики и других социальных факторов.

В целом же для инженерной философии техники характерны следующие убеждения:

 

1.
техника есть система искусственно созданных средств и инструментов деятельности;

2.
техника ценностно нейтральна – негативные последствия возникают только от ее применения с негативными целями;

3.
развитие техники кумулятивно и направлено. Техника – единственная область культуры, очевидно реализующая идею прогресса;

4.
технические системы и комплексы обладают собственными объективными законами развития.

2.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...