Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Общенаучное знание и его методологические проблемы (проблема вероятностных и статических методах, теория системы, теория информации, кибернетики и синергетики).




4. Методы научного познания можно подразделить на три группы: специальные, общенаучные, универсальные (или всеобщие). Специальные методы применимы только в рамках отдельных наук. Объективной основой таких методов являются соответствующие специально-научные законы и теории. К этим методам относятся, например, различные методы качественного анализа в химии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод Монте-Карло, метод статистического моделирования при изучении сложных систем и т.д. Общенаучные методы характеризуют ход познания во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, которые включают в себя и гносеологические принципы. К ним относятся: методы эксперимента и наблюдения, метод моделирования, гипотети-ко-дедуктивный метод, метод восхождения от абстрактного к конкретному и т.д. Универсальные (всеобщие) методы характеризуют человеческое мышление в целом и применимы во всех сферах познавательной деятельности человека (с учетом их специфики). Их объективной основой выступают общефилософские закономерности понимания окружающего нас мира, самого человека, его мышления и процесса познания и преобразования мира человеком. К этим методам относятся философские методы и принципы мышления, в том числе принцип диалектической противоречивости, принцип историзма и др.

5. 1. Общенаучные методы исследования. Метод в широком смысле слова – система принципов, регулирующих деятельность и позволяющих достигнуть цели. Научный метод – способ построения и обновления знаний, совокупность приемов теоретического и практического освоения действительности. Каждая наука имеет свой предмет исследования и свои методы. Они используются при получении эмпирических данных и их обработке, при построении и проверке научных теорий и изложении результатов. Научный метод должен иметь определенные свойства: ясность, плодотворность (способность обеспечивать получение результатов), надежность, экономность.

6. Методика – это система проверенных принципов построения теоретической и практической деятельности. Методология изучает закономерности познавательной деятельности и вырабатывает методы познания. Ф.Бэкон сравнивал метод со светильником, освещающим дорогу: различные методы могут привести на основе одних и тех же фактов к разным выводам.

7. Выделяются группы методов: частные или специальные (применяемые в одной науке, раскрывая закономерности одного класса объектов), включающие специфическое применение общенаучных методов в зависимости от особенностей изучаемых объектов; общенаучные (применяются во всех областях науки для раскрытия одной из сторон действительности); философские (раскрывают в объектах всеобщие законы в их частном проявлении), используются и в других областях деятельности (например, диалектика). Роль философских методов в научном исследовании велика: хотя они не всегда учитываются сознательно, они задают общие принципы подхода к объекту.

8. Рассмотрим наиболее известные общенаучные методы. Они делятся на эмпирические и теоретические, предназначенные для применения разными уровнями исследования.

9. Основные методы эмпирического исследования: наблюдение (целенаправленное восприятие явлений) и эксперимент (наблюдение в специально созданных и контролируемых условиях). Иногда упоминаются описание (фиксация сведений об объектах), измерение (получение количественных оценок) и классификация (разделение изучаемых предметов на группы), но чаще их считают составными частями основных методов.

10. Научное наблюдение отличается от обыденного рядом особенностей: целенаправленностью (оно ведется для решения поставленной задачи и фиксирует только связанные с ней явления), планомерностью (производится по заранее составленному плану) и активностью (привлечением технических средств наблюдения, которые расширяют диапазон воспринимаемых явлений). Научные наблюдения бывают разных видов: прямые и косвенные (когда наблюдаются не сами объекты, а результаты их воздействия на другие объекты); непосредственные (свойства объекта воспринимаются органами чувств) и опосредованные (используются технические средства).

11. Основная проблема наблюдения – проверка фактов; производится или повторением наблюдения, или применением разных методов исследования. Результат наблюдения – описание объекта познания. Они образуют базу науки, над которой создаются эмпирические обобщения. Но исследователь при наблюдении не может управлять процессом. Поэтому предпочтительным методом является эксперимент, который позволяет изолировать исследуемый объект от влияния побочных явлений и многократно воспроизводить ход процесса в фиксированных условиях. Однако, эксперимент не всегда возможен: иногда объект недоступен для практического воздействия или вмешательство в исследуемый процесс нежелательно.

12. Эксперимент основан на вмешательстве в естественное течение процессов. Объект может быть поставлен в условия, не наблюдаемые в природе; процесс может быть повторен для получения достоверных результатов. Постановка эксперимента требует формулировки исходных теоретических положений, построения плана и цели исследования. Разработка математической теории эксперимента позволяет получить достоверный результат при минимальном количестве опытов.

13. Различают эксперименты: качественные (позволяют выявить воздействие некоторых факторов на изучаемое явление) и количественные (позволяют установить точные зависимости); исследовательские (позволяют обнаружить у объекта новые свойства) и проверочные (для подтверждения гипотез).

14. В ходе наблюдения и эксперимента, как правило, производится измерение – процесс получения количественной оценки изучаемых явлений путем сравнения с единицей измерения.

15. Измерения бывают прямые (когда искомая величина непосредственно выдается измерительным прибором) и косвенные (искомую величину получают на основании математической зависимости из других, получаемых прямым измерением).

16. Переходим к теоретическим методам. В их основе лежит а бстрагирование: оно упрощает действительность, но помогает глубже понять ее. Каждый объект имеет бесконечное множество свойств и отношений; охватить все сознанием невозможно: необходимо отвлечься от одних свойств для изучения других. При абстрагировании происходит формирование понятий. Существуют различные виды абстракции: отождествления (индивидуальные свойства предметов, не имеющие значения для исследуемого процесса, считаются несуществующими, происходит их объединение в особую группу); индивидуализации (выделяют как самостоятельные сущности свойства и отношения между предметами); потенциальной осуществимости (принимается возможным неограниченное развитие процесса) и т.д. Ни одна область знания не может обойтись без абстрагирования: чувственное познание дает полную картину, а мышление овладевает ею постепенно, выделяя отдельные стороны. Но формулирование теоретических положений об абстрактных процессах – не последний этап. Затем необходимо восхождение от абстрактного к конкретному, приспособление полученных зависимостей для реальных объектов. В результате наши знания о конкретном объекте включают не только данные чувственного восприятия, но и постигнутое теоретическим мышлением. Основная трудность абстрагирования – решить, что можно отбросить при решении данной задачи.

17. Идеализация сводится к мысленному созданию идеальных объектов, не существующих в реальности, путем предельного абстрагирования от свойств реальных предметов или введением таких признаков, которых не может быть у реальных предметов (материальная точка, идеальный газ, абсолютно твердое тело). В результате многие стороны реального объекта исключаются из рассмотрения (без которых предмет существовать не может, но они затемняют рассмотрение). Идеализированные объекты – важное средство познавательной деятельности. Они используются в теоретических моделях, чтобы установить закономерности, недоступные при изучении реальных объектов из-за многообразия их свойств и отношений. Сначала находят теоретическое описание поведения идеального объекта, затем вносят поправки для описания свойств реальных объектов. Следует помнить: идеализация может быть ошибочной.

18. При моделировании изучаемый предмет замещается моделью. Модель – материальный или мысленный объект, заменяющий объект исследования и имитирующий некоторые его свойства. Моделирование бывает физическое (проведение операций с реальным предметом), мысленное (проведение мысленного исследования) и символическое (с помощью знаковых систем, частный случай – математическое). Этот метод применяется, когда изучение собственно объекта затруднительно. Для применения моделирования необходимо обосновать правомерность переноса (экстраполяции) информации с модели на объект исследования. Для одного явления могут быть созданы различные модели. Модель всегда проще оригинала, следовательно, делать выводы ученому можно лишь с учетом вероятности ошибок из-за неизбежного упрощения.

19. Формализация – крайний случай абстрагирования, полное отвлечение формы от содержания. Специальная символика позволяет описывать свойства и зависимости объектов, не только закрепляя имеющиеся знания, но и получая новые, оперируя не реальными объектами, а символами. Примеры используемых символик – естественные языки, математика.

20. Аналогия – умозаключение, при котором на основе сходства между двумя предметами по ряду существенных признаков делается вывод о сходстве их остальных признаков. Как правило, информация о более изученном объекте при аналогии переносится на менее изученный. Следует помнить, что аналогия всегда дает только вероятностные предположения.

21. Анализ и синтез – два этапа исследования. Сначала – анализ, мысленное разложение предмета на части (на первой стадии научного исследования ученый выделяет строение объекта и его свойства). Затем от изучения составных частей переходят к синтезу, то есть к изучению связей между ними, представляя объект как единое целое. Обобщение эмпирических данных невозможно без синтеза, а конкретное знание об объекте получается как синтез его абстрактных определений.

22. Обобщение – мысленное отождествление похожих предметов и событий, перехода от единичного к общему, усмотрение единого в многообразном, закономерного в случайном.

23. Индукция сводится к следующему процессу: обнаружив сходные признаки у многих объектов определенного класса, человек делает вывод, что они присущи всем объектам данного класса. По сути, это – обобщение приемов, используемых в любом эмпирическом исследовании. Как правило, полная индукция (когда мы делаем вывод на основании изучения всех предметов данного класса) невозможна. По отношению к бесконечности предметов и явлений наш опыт всегда неполон, поэтому результат неполной индукции всегда есть предположение, не имеющее строгого доказательства. При дедукции из положении об общих свойствах некоторого класса предметов или явлений делается вывод о свойствах конкретного объекта.

24. Итак, задача теоретического познания – дать не набор абстракций, а цельный образ исследуемого явления. Поэтому нужно мысленно воспроизвести объект во всей полноте его свойств и отношений. Поэтому существуют также различные методы синтеза знаний – построения научных теорий.

25. Аксиоматический метод – способ построения научной теории, при котором в ее основу кладется ряд недоказуемых исходных положений (аксиом), а из них логическим путем выводятся остальные положения этой теории. Аксиомы должны быть независимы друг от друга и не противоречить друг другу.

26. Гипотетико-дедуктивный метод идет не «снизу», как обобщение фактов: сначала ученым создается гипотеза, а затем она подвергается опытной проверке и конкретизируется.

27. В основе исторического метода лежит исследование изменяющихся объектов путем мысленного воссоздания процесса их развития, раскрытия его закономерностей и внутренней логики. Иногда выделяют логический метод, который пытается вывести эти закономерности, изучая высшую стадию развития объекта и исключая несущественные этапы его истории.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...