Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Цели науки. Принципы, формы, уровни и методы научного познания.




. Специфика научного познания. Научное знание получается и фиксируется специфическими научными методами; его носители организованы в соответствующие профессиональные сообщества, распространяющее его. Не всякое рациональное знание является научным. Генезис научных знаний – научное исследование, характеризуемое объективностью, воспроизводимостью, доказательностью. Его ступени таковы: 1) постановка проблемы – вопроса, для ответа на который недостаточно имеющихся знаний; осознание недостаточности имеющихся знаний для решения задачи и необходимости их расширения; 2) выдвижение гипотезы – научного предположения, истинность которого следует доказать; допускающего существование определенных объектов или их свойств; 3) создание научной теории – высшей формы организации научного знания (совокупности основных понятий, отражающей объект исследования, и утверждений, фиксирующих основные свойства и связи объекта в виде логически последовательной системы), которая выполняет функции объяснения и предвидения.

В основе научного познания лежит факт как наиболее надежный аргумент для доказательства или опровержения теоретических моделей. Но доказательное значение имеют не отдельные факты, а их совокупность, относящаяся к объекту.

Формами научного познания являются теории, гипотезы, принципы, аксиомы, законы.

Принципы – наиболее общие положения теории, лежащие в ее основе.

Во-первых, это принцип объективности. Объект — нечто, лежащее за пределами познающего человека, находящееся вне его сознания, существующее само по себе, имеющее свои собственные законы развития. Принцип объективности означает не что иное, как признание факта существования независимого от человека и человечества, от его сознания и интеллекта, внешнего мира и возможности его познания. И это познание разумное, рациональное должно следовать выверенным, аргументированным способам получения знания об окружающем мире.

 

Второй принцип, лежащий в основании научного познания, — принцип причинности. Принцип причинности, или, говоря научно, принцип детерминизма, означает утверждение о том, что все события в мире связаны между собой причинной связью. Согласно принципу причинности событий, у которых нет реальной, фиксируемой теми или иными способами причины, не бывает. Не бывает также событий, не влекущих за собой каких-либо материальных, предметных следствий. Всякое событие порождает каскад, или, по крайней мере, одно следствие. Следовательно, принцип причинности утверждает наличие во Вселенной естественных сбалансированных способов взаимодействия объектов. Только на его основе можно подойти к изучению окружающей действительности с позиций науки, используя механизмы доказательства и экспериментальной проверки.

 

Следующий важный принцип — это принцип рациональности, аргументированности, доказательности научных положений. Любое научное утверждение имеет смысл и принимается научным сообществом только тогда, когда оно доказано. Типы доказательств могут быть разными: от формализованных математических доказательств до прямых экспериментальных подтверждений или опровержений. Но недоказанных положений, трактуемых как весьма возможные, наука не приемлет. Для того чтобы некое утверждение получило статус научности, оно должно быть доказано, аргументировано, рационализировано, экспериментально проверено.

 

С этим принципом напрямую связан следующий, характерный в основном для экспериментального естествознания, но в некоторой степени проявляющийся в теоретическом естествознании и в математике. Это — принцип воспроизводимости. Любой факт, полученный в научном исследовании как промежуточный или относительно законченный, должен иметь возможность быть воспроизведенным в неограниченном количестве копий, либо в экспериментальном исследовании других исследователей, либо в теоретическом дока­зательстве других теоретиков. Если научный факт невоспроизводим, если он уникален, его невозможно подвести под закономерность. А раз так, то он не вписывается в причинную структуру окружающей действительности и противоречит самой логике научного описания.

 

Следующий принцип, лежащий в основании научного поз­нания, - принцип теоретичности. Наука — не бесконечное нагро­мождение разбросанных идей, а совокупность сложных, замкнутых, логически завершенных теоретических конструкций. Каждую теорию в упрощенном виде можно представить в качестве совокуп­ности утверждений, связанных между собой внутритеоретическими принципами причинности или логического следования. Отрывоч­ный факт сам по себе значения в науке не имеет. Для того чтобы научное исследование давало достаточно целостное представление о предмете изучения, должна быть построена развернутая теоретическая система, называемая научной теорией. Любой объект действительности представляет собой огромное, в пределе беско­нечное количество свойств, качеств и отношений. Поэтому и необходима развернутая, логически замкнутая теория, которая охватывает наиболее существенные из этих параметров в виде целостного, развернутого теоретического аппарата.

 

Следующий принцип, лежащий в основании научного познания и связанный с предыдущим, — это принцип системности. Общая теория систем является во второй половине XX века основанием научного подхода к пониманию реальности и трактует любое явление как элемент сложной системы, то есть как совокупность связанных между собой по определенным законам и принципам элементов. Причем эта связь такова, что система в целом не является арифметической суммой своих элементов, как думали ранее, до появления общей теории систем. Система представляет собой нечто более существенное и более сложное. С точки зрения общей теории систем, любой объект, являющийся системой, — это не только совокупность элементарных составляющих, но и совокупность сложнейших связей между ними.

 

И наконец, последний, акцентируемый нами, принцип, лежащий в основании научного знания, —это принцип критичности. Он означает, что в науке нет и быть не может окончательных, абсолютных, утвержденных на века и тысячелетия истин. Любое из положений науки может и должно быть подсудно анализирующей способности разума, а также непрерывной эк­спериментальной проверке. Если в ходе этих проверок и перепро­верок обнаружится несоответствие ранее утвержденных истин реальному положению дел, утверждение, которое было истиной ранее, пересматривается. В науке нет абсолютных авторитетов, в то время как в предшествующих формах культуры обращение к авторитету выступало в качестве одного из важнейших механизмов реализации способов человеческой жизни. Авторитеты в науке возникают и рушатся под давлением новых неопровержимых дока­зательств. Остаются авторитеты, характерные только своими гениальными человеческими качествами. Приходят новые времена, и новые истины вмещают в себя предыдущие либо как частный случай, либо как форма предельного перехода.

 

В науке можно выделить два уровня исследования: эмпирический (его цель – сбор и проверка фактов, констатирующих количественные и качественные характеристики объектов и явлений) и теоретический (его цель – формулировка законов как существенных закономерностей, выражающих связь фактов). Эмпирический уровень научного исследования характеризуется непосредственным исследованием существующих объектов; в ходе его осуществляется процесс накопления информации о них и проводится первичная обработка полученных данных. Далее следует теоретический уровень, на котором создаются понятия и гипотезы. В ходе теоретического уровня происходит раскрытие наиболее существенных сторон и связей изучаемого объекта. Уровни исследования тесно взаимосвязаны и являются последовательными ступенями процесса познания. Эмпирическое исследование – фундамент теоретического: оно получает факты, для осмысления которых происходит теоретическое исследование; в свою очередь, теоретическое систематизирует и обобщает опытные данные, открывая связывающие их закономерности, определяет направление дальнейших исследования и обосновывает их методы. В ходе развития науки факты сохраняют свое значение, теории могут быть скорректированы, но никогда не отвергнуты целиком. Это деление не совпадает с делением между чувственным и рациональным познанием: эмпирический уровень также рационален, а теоретический уровень включает наглядные образы.

Следует помнить, что эмпирические законы – это гипотетические высказывания, отражающие взаимосвязи между событиями и получаемые индуктивным обобщением полученных фактов; они не имеют доказательной силы. Теоретические законы – описание структуры и свойств идеальных объектов; они не выводятся из эмпирических законов логически, а получаются как результат мысленного эксперимента над идеальными объектами. Теоретическое знание освещает не реальные объекты, а идеальные – продукты конструктивной деятельности мышления. Содержание теоретического знания не выводимо из эмпирического знания логически, а творчески конструируется для его объяснения. С эмпирическим знанием сравниваются не сами теоретические законы, а их единичные следствия.

Итак: цель эмпирического исследования – получение фактов о реальных объектах, теоретического – получение законов; при эмпирическом исследовании объект познания отражается в чувственных формах, при теоретическом происходит отражение свойств и закономерностей, присущих объекту, в форме понятий; эмпирические зависимости – результат вероятностного обобщения опыта, теоретические вскрывают сущность явлений; эмпирическое исследование основано на непосредственном взаимодействии с изучаемым предметом, в теоретическом объект изучается мысленно и создается его идеализированный образ; эмпирические объекты исследования реальны, теоретические объекты – абстракции, выделяющие из бесконечного количества свойств и связей, присущих реальным объектам, ограниченный набор исследуемых или обладающие такими свойствами, которых реальные объекты лишены.

Периодически в науке возникают аномалии – ситуации, при которых результаты наблюдений противоречат теоретическим предсказаниям. Сначала, когда перспективы теории велики, их игнорируют, потом пытаются изменить теорию, вводя в нее добавочные допущения. Но количество аномалий растет, и возникает необходимость смены теории: выдвигаются альтернативные гипотезы и идет их конкуренция. Ставится вопрос, каков критерий выбора теории из конкурирующих: является ли он рациональным (определимым логически) или же вненаучным (изменение убеждений научного сообщества, способность решать больше проблем и т.п.). Современная философия ставит под вопрос соизмеримость теорий: лежащие в их основе различные допущения и оперирование разными понятиями требуют нахождения нейтральной основы для их сравнения.

Иногда выделяется и третий уровень научного познания – метатеоретический. Его содержание – общенаучное знание (совокупность господствующих представлений о мире, создаваемые на основе наук) и философские основания науки. Картина мира, объединяющая знания, задает определенный тип видения объектов исследования: частнонаучная картина мира – отдельной науки, общенаучная – та из частнонаучных, которая считается господствующей в данную эпоху. По ходу развития науки разные дисциплины, считавшиеся образцом научного исследования, распространяли свое видение мира. Современная общенаучная картина мира претендует на объединение картин основных наук и замену философской онтологии.

Философские основания науки – это совокупность правил, норм и законов, регулирующих стандартные теоретические процедуры, задающих объекты изучения, формирующих научные картины мира. Именно они объединяют множество теоретических объектов и знаний о них в упорядоченную и организованную систему; обеспечивают связь теоретического слоя с эмпирическим и обосновывают методы научного познания. Основания науки обеспечивают включение знаний в культуру эпохи, определяют постановку проблем и стратегию исследований. Разрыв между наукой и философией непреодолим логически (как между эмпирическим и теоретическим знанием): философские утверждения не могут быть получены обобщением научных знаний. Принципы научного познания различны для разных этапов развития науки. Они зависят от целей и ценностей научного познания, то есть от аксиологических оснований науки.

Среди них выделяют идеалы и нормы науки (объективность, точность, доказательность, системность и т.д.), регулируемые стандартами научной деятельности (оценивающими ее правильность и качество ее результатов), а также цели и ценности науки, регулирующие ее отношения с обществом (полезность, содействие социальному прогрессу, повышение культурного потенциала и т.д.). Эти ценности влияют на понимание результатов научного исследования, задают его перспективу.

Функционирование науки связано с распространением науки на все новые объекты, получением новых теоретических знаний и совершенствованием оснований науки. Деятельность ученого включает уточнение и распознавание фактов; повышение соответствия теорий реальности; вписывание полученных результатов в общую картину мира; формулировку новых методов и программ исследований; осознание образцов и нормативов исследования и контроль за их выполнением; выявление и анализ мировоззренческих элементов в составе науки; выработку или поддержку системы ценностей и критериев данной науки; анализ отношения своей науки и системы наук, определение ее онтологического статуса; организацию работы научного коллектива и его воспроизводство через образование.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...