Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Вопросы для самоконтроля. Темы докладов и рефератов




Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «антропоцентризм»?

2. Что такое «реформация»?

3. Что такое «утопия»?

4. Что такое «макиавеллизм»?

Темы докладов и рефератов

1. Предпосылки возникновения философии и культуры эпохи Возрож­
дения.

2. Характерные черты философии эпохи Возрождения.

3. Пантеизм и диалектика Николая Кузанского.

4. Натурфилософия эпохи Возрождения.

5. Политическая концепция Н. Макиавелли.

4. Философия и медицина Нового времени

XVII—XVIII века - эпоха выдающихся достижений философии, на-Уки и культуры Нового времени. XVII век определяют как век гениев и освобождения, а XVIII век — век Просвещения. Интеллектуальный и Духовный потенциал этой эпохи опирается не только на процессы раз­вития буржуазных экономических отношений, но и на великие науч-нь'е открытия.

К- особенностям данной эпохи следует отнести формирование науки в

Овременном ее значении, первые буржуазные революции и утверждение

Р°мыщленного развития как главного направления прогресса обше-

Ва> ослабление влияния церкви на социальные институты и процессы.

'лавньгй девиз философии этого периода: не «наука для науки», а

сширение власти человека над природой с помощью науки, совер-

ствование самого человека.


94 О- Философия медицины -0- Раздел II ♦ Глава 4

Философию эпохи Нового времени необходимо систематизировать прежде всего по гносеологическому основанию, выделив в ней эмпи­ризм и рационализм (см. схему).

 

Эмпиризм (от греч. етрета — опыт) Рационализм (от лат. гапо — разум)
Признание чувственного опыта глав- Признает разум основой познания и
ным источником знания. Содержание поведения людей.
знания может быть представлено либо Рене Декарт
как описание опыта, либо как сведение Бенедикт Спиноза
знания к нему. Готфрид Лейбниц
Френсис Бэкон Дени Дидро
Томас Гоббс Поль Гольбах                            I
Джон Локк ■ \
Давид Юм  

Английский философ Френсис Бэкон (1561 — 1626) - родоначальник материализма Нового времени. Он считал, что философия должна иметь прежде всего практический характер. Там, где она остается умо­зрительной (схоластичной), она неистинна. Схоластик, говорил Бэ­кон, плетет какую-нибудь научную ткань, бесспорно удивительную по тонкости нити и по тонкости работы, но совершенно пустую по со­держанию и ни на что не пригодную.

Человечеству, учил Бэкон, нужна новая наука. Ее объект - приро­да; ее цель - превращение природы в «царство человека», то есть гос­подство человека над силами природы; ее средство - новый метод. Такой новый метод Бэкон разрабатывает в своем главном труде «Но­вый Органон». Само название этой работы родилось как противопос­тавление книге Аристотеля «Органон». Органон в переводе с гречес­кого означает орудие, инструмент, средство познания. Аристотель считал логику орудием познания, а главным ее методом — дедукцию. Однако схоластика вытравила из учения Аристотеля все материалис­тическое и превратила его логику в мертвую догму. Бэкон противо­поставляет схоластике свое учение об индуктивном методе. Поэтому сочинение о принципах и правилах научной индукции он и назвал «Но­вым Органоном».

Бэкон обосновывает индукцию как метод обобщения опытного зна­ния. Этот метод, по образному выражению философа, — «путь пче­лы», который соединяет как переходы от обобщения опытных даннЫ* к созданию теории, так и переход от теории и выводов из нее к поста­новке новых экспериментов.

Именно он возжег факел новой науки — методологию эксперимеН' тального естествознания. В ней усматривал залог будущего могут6'


Становление классической философии и медицина -О- 95

ства человека, его господства над природой. А господствовать над при­родой можно, только подчиняясь ее законам. Выводы науки должны основываться на фактах. От них необходимо идти к широким обобще­ниям- Экспериментальному знанию соответствовали методы наблю­дения, анализа, сравнения, эксперимента. Процесс обобщения зна­ний есть индукция. Индукция исходит из ощущений, из отдельных фактов, постепенно поднимаясь до самых общих положений. Суть это­го метода, по мнению Бэкона, образует: 1) наблюдение фактов; 2) их систематизация и классификация; 3) отсечение ненужных фактов; 4) разложение явления на составные части; 5) проверка фактов на опы­те и 6) обобщение знаний. В процессе наблюдения исследователь со­бирает факты, с помощью эксперимента он их проверяет, а затем де­лает обобщения.

Но опыт, полагал Бэкон, может дать достоверное знание лишь тог­да, когда сознание будет свободно от ложных «призраков». «Призраки рода» - это ошибки, вытекающие из того, что человек судит о приро­де по аналогии с жизнью людей; «призраки пещеры» заключаются в ошибках индивидуального характера, зависящих от воспитания, вку­сов, привычек отдельных людей; «призраки рынка» — это привычки пользоваться в суждениях о мире ходячими представлениями и мне­ниями без критического к ним отношения; «призраки театра» связа­ны со слепой верой в авторитеты. Не ссылаться ни на какие авторите­ты - таков был принцип науки Нового времени.

Истинную связь вещей Бэкон видел в определении естественной причинности. Однако обращает на себя внимание «теологическая не­последовательность» Бэкона. Провозглашая материалистические принципы, он допускал существование Бога и в общем идеалистичес­ки толковал закономерности общественной жизни.

Источником человеческого знания Бэкон объявляет чувственный опыт. Верный путь следования человеческого разума в познании мира Должен начаться с ощущений. Он провозгласил важность опытного исследования, основанного на экспериментальном методе восхождения Ог знаний о единичном и простейших умозаключений к самым общим положениям. Поэтому первым условием прогресса знания является Совершенствование методов обобщения и образования понятий.

Таким образом, критикуя дедуктивный метод, Бэкон разработал етод индукции. Однако он преувеличивал его значение, противопо-Тавил индукцию дедукции. В действительности оба метода не исклю-*°т' а дополняют друг друга.

Искусство врачевания Бэкон связывал с теми философскими уче-

Ями, на которые опирается врач. Медицина не может быть надеж-


Становление классической философии и медицина ♦ 97

IX. хотя арифметика и геометрия более достоверны, чем физика и сТрономия (первые истинны даже в отношении объектов сна), воз­можно, что Бог или демон вынуждают меня ошибаться всякий раз при пересчете сторон квадрата или при выполнении арифметичес­кого действия.

Опровержение эмпиризма переходит в тотальное сомнение. Но то­тальность сомнения Декарта не абсолютна. Она имеет одно следствие: невозможно сомневаться в реальности того, что ведет к сомнению, а именно - в реальности мысли. Необходимо, кроме того, чтобы «Я», который мыслит, был чем-нибудь. Единственная прочная и достовер­ная истина гласит: я мыслю, следовательно, я существую. Картезиан­ским сомнением впоследствии стали называть процесс восхождения к идее о том, что мысль, какой бы она ни была, самоценна. Мысль, по Декарту, — высшая ценность бытия. Единственная ценность и един­ственное измерение истинно человеческого - это мысль.

Декарт выводит критерий истины. Почему принцип «мыслю, сле­довательно, существую» настолько очевиден? Исключительно пото­му, что он ясен и отчетлив. Общее правило имеет вид: все, что мы воспринимаем абсолютно ясно и отчетливо, истинно. Декарт как бы философски обосновывает ценность случающихся в жизни человека мгновений озарения, которые неизъяснимы, но легко узнаваемы при встрече и именуются интуицией или вдохновением.

Гносеологический рационализм обосновывается Декартом следу­ющим примером. Кусок воска из медовых сот имеет некоторые свой­ства, воспринимаемые чувствами: воск имеет вкус меда, пахнет цвета­ми, он тверд и холоден, звучит, если по нему слегка ударить. Но около огня эти свойства изменятся, хотя сам воск не перестанет существо­вать. Таким образом, то, что представлялось чувствам, был не сам воск. Сам воск представляет собой некое вещество, понимаемое разумом, " еловек видит воск не больше, чем он видит людей на улице, когда наблюдает их шляпы и пальто. Чувственное познание неупорядочен­но и роднит нас с животными. Истинно человеческое познание обра­зует только усмотрение умом.

Развивая рационализм, он полагал, что в познании разум человека е нуждается в чувственных ощущениях, ибо истинность знаний на-

Дится в самом разуме, в постигаемых разумом абстрактно-логичес-

х °бразах. С целью оправдания учения о разуме как главном и един-

Венном источнике истинных знаний, он вынужден был признать, что

атеРиальная, т. е. духовная субстанция, имеет в себе изначально

^Денные идеи, такие, как идея Бога, идея духовной субстанции,

я Материальной субстанции, идеи чисел и фигур, различных гео-


98 -О- Философия медицины О- Раздел II О- Глава 4                        |

метрических аксиом и т. д. Жизненный опыт людей в данном случае не имеет никакого значения, он лишь подтверждает факт врожден, ности идей.

Разрабатывая естественные науки, Декарт пришел к выводу, что достигнутые успехи этих наук обязаны применению математического метода. Преувеличивая роль данного метода, он представлял его как единственно всеобщий метод познания. Поэтому исследование во всех науках, включая философию, следует начинать с отыскания самооче­видных, ясных, и в силу этого истинных положений, не нуждающихся в чувственном материале и логических доказательствах. Такие поло­жения, считал философ, должны быть непосредственно, самоочевид­но истинными, подобно аксиомам евклидовой геометрии. И источ­ник, и критерий истинности знаний он помещал в разум человека.

Утвердив в качестве начала познания так называемую интеллекту­альную интуицию, не нуждающуюся в показаниях чувств и опыта, Декарт считал, что ведущим методом познания может выступать де­дукция. Как и Бэкон, он сомневается в истинности того, что счита­лось несомненным знанием. Ни результаты ощущений, ни результаты рассуждений не дают правдивого знания. Поэтому начинать надо с методологического сомнения. Но каким бы всеобщим оно ни было, есть в познании и то, что никакому дальнейшему сомнению не подле­жит. Это само мышление. Декарт считал связи природы полностью разложимыми. Они сводятся в конечном итоге к логическим связям. Познавая себя, разум познает и природу, весь мир. Сомнение же есть акт сомневающегося мышления. В качестве мыслящего существа я не при­зрак, я существую. Я мыслю, следовательно, я существую.

Декарт был уверен, что существует достоверное познание, и он ищет к нему правильный путь. Точка зрения Декарта заключается не в том, что мышление порождает бытие моего тела, а в том, что бытие мыш­ления более достоверно, чем бытие тела, природы и т. д. Исходя из ак­та мышления, он пытается доказать необходимость правильного по­знания бытия.

С позиций законов механики ученые пытались объяснить работу двигательного аппарата, механизм вентиляции легких, функции по­чек и т. д. Большой популярностью пользовалась концепция животных-автоматов, развиваемая Декартом, который распространял принципы механического движения и на нервную систему животных. Он выдви­нул идею рефлекса как отражения «животных духов», переходящих с одного нерва на другой, и, таким образом, разработал в простейшей виде рефлекторную дугу. Используя законы оптики, Декарт пытал^1 объяснить работу глаза человека. Механистические взгляды Декарт3



Становление классической философии и медицина ♦ 99

пя того времени были прогрессивными и оказали положительное

пцяние на дальнейшее развитие естествознания. В то же время Де-

арт полагал, что мышление является способностью души и не имеет

ничего общего с материей, единственным свойством которой считал

протяженность.

Многие идеи Декарта были восприняты и развиты его соотечествен­никами - французскими материалистами конца XVIII века — века Просвещения.

Лидером школы французских материалистов является Дени Дидро / 171 3—1784). Он был одним из наиболее образованных французских мыслителей в эпоху перед Великой французской революцией. Дидро выступил инициатором и вдохновителем создания «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел». Он сплотил вокруг себя таких выдающихся мыслителей и просветителей, как Д'Аламбер, Кондильяк, Гольбах, Монтескье, Вольтер, Руссо.

В своих работах и романах «Племянник Рамо», «Мысли об объяс­нении природы», «Разговор Д'Аламбера и Дидро», «Философские принципы материи и движения» и других Дидро изложил свои взгля­ды на природу, человека и общество. Материю и движение он призна­вал неразделимыми и считал их единственной реальностью. Бесконеч­ность материального мира состоит в его единстве и многообразии. Много внимания он уделял объяснению развития.

Человек у Дидро есть единство природного и индивидуального. Он обладает чувственным восприятием и мышлением, причем мышление не является признаком всей материи, а только человека. Дидро счи­тал, что мышление, отрывающееся от фактов и чувственности, может легко превратиться в пустые спекуляции. В свою очередь, совокупность Фактов и примеров опыта без их рационального осмысления может не Дать положительных результатов и привести к ошибкам.

В связи с работой над «Энциклопедией» Дидро осуществил клас­сификацию наук. Он использовал идеи Ф. Бэкона, много внимания ЭДелял обоснованию практической значимости наук.

Ж. Ламе три (1709-1751) в работе «Человек-машина» отстаива-

ет позиции сенсуализма и принимает материальный мир как осно-

У человеческих ощущений. Он излагает принципы материализма и

Ознания, которые были поддержаны и развиты в последующем дру-

Ми Философами. Объективность существования материального

Ра он дополняет обоснованием внутреннего источника его раз-

Ия> неотделимостью движения от материальных объектов. Вмес-

с Тем, Ламетри считал непознаваемой сущность движения и са-Мои материи.


100 -О- Философия медицины < 0- Раздел II ♦ Глава 4

Основной проблемой для себя и философии он считал взаимосвязь материи и сознания человека. Признавая первенство материально­го мира, Ламетри механистически упрощенно объясняет познание Сознание и мышление выступают свойством (способностью) опре-деленного вида материального мира, основания которых находятся в ощущениях. Человек отличается от животного в основном количе­ственными признаками: размером и структурой мозга.

Его современник П. Гольбах (1723—1789), немец по происхождению но живший во Франции, свои философские позиции изложил в труде «Система природы» и других. Он подверг критике религиозные и иные спекулятивные, по его мнению, идеи и концепции по объяснению природы. Обосновал принцип редуцируемое™ — сводимости всего многообразия природы к различным формам движения материальных частиц. Гольбах отвергает идею Декарта о том, что движение матери­ального мира имеет божественное происхождение. Движение прису­ще самой материи и неотделимо от нее. Движение, по Гольбаху, по­рождает все многообразие свойств материального мира. Он отстаивает также принципы универсальности, причинности и детерминизма в понимании движения. Человек, по его мнению, органично включен в природный мир, его существование подчиняется законам природы, действующей цепи причин и следствий.

Еще один яркий представитель французского материализма века Просвещения — К. Гельвеции (1715—1771) в работах «Об уме», «О чело­веке» изучал не только признаки, существенные свойства и другие ха­рактеристики материального мира. Он более последовательно и мно­гообразно, чем его современники, соотносил знания о природе с человеком. Сторонник последовательного детерминизма, Гельвеции распространяет системность движущегося материального мира на че­ловека, но выдвигает также «закон интересов», характерный только для людей. Человек детерминирован не только своими естественными потребностями, но и страстями. При этом на первые позиции он ста­вит голод, физическую боль и самолюбие.

В своей этике Гельвеции отвергает религиозную мораль и обосно­вывает критерий пользы, трактуемый им как согласованность индИ' видуальных и общественных интересов. Но поскольку общество в его понимании представляет совокупность индивидов, то общественный интерес отражает позицию большинства, в которой и отражены ий' тересы индивида.

Гельвеции, как и Гольбах, верил во всемогущество воспитания. Ве"
Просвещения во Франции - период множества концепций воспитЗ'
ния. Гельвеции считал воспитание основополагающим для   В


Становление классической философии и медицина ♦ 101

чалом и условием его успешного развития. Предпосылкой «хорошего правильного» воспитания являются, по его мнению, светская нрав­ственность и справедливые законы.

Достаточно много внимания Гельвеции уделяет социально-поли-ическим проблемам. Идеальной формой государства он считает рес­публику, но не отвергает и «разумного правителя». Государство, по его мнению, должно объявлять и гарантировать основные человеческие права, заботиться о «хозяйских семьях» как основе и источнике вос­произведения общества. Он признавал естественность частной соб­ственности, но предлагал справедливое и равномерное ее распределе­ние между гражданами.

В период XVII—XVIII веков много внимания уделялось критике ка­толической религии и христианской морали. Большинство мыслите­лей обращались к естественнонаучным знаниям и их философскому осмыслению.

Клиническая медицина, как и все естествознание Нового време­ни, развивалось в условиях сложного взаимодействия различных философских течений. С одной стороны, утверждался механистичес­кий, метафизический материализм. С другой стороны, сам механис­тический материализм того времени способствовал утверждению иде­алистических представлений в ряде областей естествознания, в том числе и медицине. Опираясь на законы механики, механистический материализм был не в состоянии объяснить все многообразие и цело­стность живой природы и всего окружающего мира. Таким образом, возникла почва для виталистических концепций, т. е. объяснения жиз­ненных процессов сверхъестественными, непознаваемыми фактора­ми, такими, как жизненная сила, порыв. Крупнейшими представите­лями витализма того времени были известные медики Георг Эрнст фон Шталь (1659-1739), сформулировавший теорию флогистона, и Саму-эль Ганеман (1755—1834) - основоположник гомеопатии.

Открытия в области естествознания, и, в частности, медико-био­логических наук (патологической анатомии, гистологии, эмбриологии, микробиологии, физиологии), существенно ослабляли метафизичес-КИе концепции и укрепляли позиции материализма. Однако клини-^еская медицина с большой инерцией осваивала достижения медико-Чологических наук, вследствие чего наблюдался большой разрыв е*Ду передовым мышлением естествоиспытателей и мышлением вра-и. которые до начала XIX века практически не использовали в своей ятельности никаких инструментальных методов обследования боль-г°- Все это вело к серьезному отставанию клинической медицины вРемени от развивающегося естествознания.


102   -0- Философия медицины < > ■ Раздел II < > Глава 4

Итак, развитие философской мысли в период Нового времени про. исходило в неразрывной связи с естествознанием и медициной. фч. лософия Нового времени характеризуется плюрализмом, проявившим­ся в качественных различиях между философскими учениями данного периода, примерами чего служат такие философские направления как эмпиризм Бэкона, рационализм Декарта, пантеизм Спинозы, ма­териалистический сенсуализм Локка и идеалистический сенсуализм Беркли. Философия Нового времени отличается созданием всеобъем­лющих систем и значительным развитием теории познания. Для фи­лософии Нового времени характерна острая критичность по отноше­нию к философии Средневековья. В новоевропейской философии медицина, как правило, выпадала из поля зрения философов. Пробле­ма здоровья занимала малое внимание мыслителей, сосредоточивших­ся на поиске методов познания, законов мышления, человеческой ис­тории. Связь философии и медицины прослеживается слабо, медицина находилась в стадии эмпиризма. Материалистическая философия ос­тавалась по преимуществу созерцательно-механистической.

Литература

Антология мировой философии. В 4 т. М., 1969—1972.

Винделъбанд В. История философии. СПб., 1988.

История диалектики XIV- XVIII вв. М., 1974.

История философии в кратком изложении. М., 1974.

Козаченко В. И., Петленко В. П. История философии и медицина. СПб., 1994.

Нарский И. С. Западно-европейская философия XVIII века. М., 1973.

Нарский И. С. Западно-европейская философия XVII века. М., 1974.

Чикин С. Я. Врачи-философы. М., 1990.

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое «эмпиризм»?

2. Что такое «рационализм»?

3. Какова роль эксперимента в формировании научного знания?

4. Что такое «индуктивный метод»?

5. Что такое «дедуктивный метод»?

6. Что такое «картезианское сомнение»?

Темы докладов и рефератов

1. Культ науки в философии Нового времени.

2. Достоинства и ограниченность индуктивного обобщения в контекст
философии Ф. Бэкона и Р. Декарта.


Становление классической философии и медицина ♦ 103

3 Достоинства и ограниченность дедуктивного вывода в контексте фило-
фИИ ф. Бэкона и Р. Декарта.

4 Влияние идей Ф. Бэкона и Р. Декарта на медицину.

5 Материализм и витализм в естествознании и медицине Нового времени.

6 Человек и гуманизм в работах французских материалистов конца XVIII века.
7. философия и естествознание французского Просвещения.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...