Литература. Вопросы для самоконтроля. Темы докладов и рефератов
Литература Кант И. Пролегомены ко всякой будущей метафизике... // Собр. соч. в 6-ти тт. Т. 1. М., 1963. Отд. издание: М., 1993. Гегель Г. Философская пропедевтика // Работы разных лет. В двух томах. Т. 2. М., 1973. Фейербах Л. Основные положения философии будущего // Избр. философские произведения. Т. 1. М., 1955. Гулыга А. Немецкая классическая философия. М., 2001. История диалектики. Немецкая классическая философия. М., 1978. История философии в кратком изложении. М., 1974. Козаченко В. И., Петленко В. П. История философии и медицина. СГ1б> 1994. Энгельс Ф. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой филоО' фии // Маркс К. и Энгельс Ф. Соч., т. 21. Вопросы для самоконтроля 1. Чем отличается «вещь в себе» от «вещи для нас»? 2. Что такое «категорический императив»? Становление классической философии и медицина ♦ • 111 3 Чем отличается трактовка противоречия у Канта и Гегеля? 4 Что есть «истина», по Гегелю? 5 Что такое «антропологический» материализм? Темы докладов и рефератов 1 Место немецкой классической философии в истории философии. 2 Достоинства и недостатки немецкой классической философии.
3. Двойственность философии И. Канта. 4. Противоречие между методом и системой в философии Г. Гегеля. 5. Критика религии в философии Л. Фейербаха. 6. Антропологический материализм Л. Фейербаха и медицина. 6. Материалистическая диалектика Карл Маркс (1818-1863) и Фридрих Энгельс (1820-1895) - основоположники материалистической диалектики (диалектического и исторического материализма). Если на момент «забыть» Гераклита, то эта система философии представляет собой небывало новое слово в истории философской мысли, ибо в прошлом имели место материализм без диалектики (метафизика) и диалектика без материализма (софистическое, схоластическое, сугубо умозрительное мышление). И суть дела отнюдь не в чисто словесном соединении материализма и диалектики, а в доказательстве Марксом и Энгельсом, что последовательный материализм может быть только диалектическим, а последовательная диалектика — материалистической.
Предпосылки возникновения материалистической диалектики. Самой ближайшей и непосредственной предпосылкой возникновения философии Маркса и Энгельса была, конечно же, немецкая классическая Философия. Конец классической немецкой философии обозначал не конец философии, а кризисное состояние натурфилософии как некой аУки наук, да еще в ее откровенно идеалистической ипостаси, кото-Рая, строго говоря, с наукой и научностью несовместима. Однако в егелевской системе, по замечанию Ф. Энгельса, дело дошло до того, 0 она и по методу, и по содержанию представляет собой лишь идеа-стически на голову поставленный материализм. Маркс и Энгельс творчески переосмысливают ее достоинства и не-татки. Они делают это не в порядке самоцели, а по ходу и в связи с Ыслением общественно актуальных событий, социально-полити-И Движений и анализом гегелевской трактовки права, государ- Их Становление классической философии и медицина ♦ 113 С возникновением социально-исторического материализма органически потребная (если не имманентно присущая) диалектике неточность ВПервые обретает материальное (или материалистическое) осНование. Таким образом зарождается материалистическая диалектика, - зарождается поначалу на почве и в форме социально-исторического материализма. Утверждению идей материалистической диалектики или доказательному познанию «взаимной связи процессов, совершающихся в природе» (Энгельс) явно благоприятствовали три великих научных открытия: теория клеточного строения живых организмов, закон сохранения вещества и энергии, эволюционная теория. Энгельс дал диалектико-материалистическую интерпретацию этих открытий и последовательно провел диалектическую точку зрения во всех фундаментальных отраслях естествознания. В работах Энгельса природа предстала «пробным камнем» диалектики, а диалектика — аналогом и методом познания действительности.
Таким образом, с открытием материалистического понимания истории материализм впервые в истории человеческой мысли был достроен «доверху», т. е. стал социально-историческим материализмом. В силу органичной историчности субстанции социума материализм исторический не мог не оказаться материализмом диалектическим. «Апробация» диалектико-материалистической идеи на материале естествознания привела к системно-теоретическому обоснованию принципов диалектики природы. В процессе обоснования материалистической теории истории и диалектической теории природы складывалась диалектико-материалистическая теория познания. Предмет и структура материалистической диалектики. Предмет материалистической диалектики весьма точно и строго определил Энгельс. Он писал, что диалектика есть наука о всеобщих законах Движения и развития природы, человеческого общества и мышле-Ния. В. Ленин конкретизировал это определение, характеризуя диалектику как учение о развитии в его наиболее полном, глубоком и свободном от односторонности виде, учение об относительности ел°веческого знания, дающего нам отражение вечно развивающейся Материи. Имея своим предметом изучения всеобщие законы движения и раз- и™я природы, общества и мышления, материалистическая диа- Ктика является действительно научной теорией мировоззрения или Темно-теоретическим мировоззрением. Только эта теория являет-' строго говоря, мировоззрением, ибо все прочие «точки зрения», ЧНые мнения», «углы видения», «неожиданные ракурсы» и прочие 114 0- Философия медицины -О- Раздел II О Глава 4 «лингвистические повороты» вправе именоваться лишь фрагментами мировоззрения. В статусе наиболее полной, глубокой и всесторонней теории развития материалистическая диалектика представляет собой научно-адекватную форму постижения развивающегося универсума. Строго говоря, материалистическая диалектика есть такое мировоззрение, которое должно найти себе подтверждение и проявить себя не в некоей особой науке наук, а в реальных науках (Ф. Энгельс). В отличие от гегелевской диалектики, настроенной и нацеливающей на то, чтобы «везде находить определения логического понятия», материалистическая диалектика требует «постигать специфическую логику специфического предмета» (К. Маркс). При этом каждый поймет или может убедиться в том, что кто берется за решение частных вопросов без предварительного решения общих, тот неминуемо будет на каждом шагу «натыкаться» на эти общие вопросы.
При изначальной ориентации на постижение специфической логики специфического предмета диалектико-материалистическая теория универсума не может не считаться с феноменологически данной обособленностью и даже кажущейся несоединимостью трех сфер бытия — природы, общества и мышления. На таком основании и выделяются три относительно самостоятельных (но только в этой теории и взаимосвязанных) структурных компонента материалистической диалектики: диалектика природы, диалектика общества, диалектика мышления (познания). Диалектика природы. В научно-теоретическом постижении природы почти все категории гегелевской диалектики обретают материалистическую интерпретацию и существенно иную субординацию. И если Гегель отождествлял содержание понятия материи с естественнонаучными представлениями о веществе, то материалистическая диалектика, осмысливая достижения естествознания, возводит это понятие в ранг подлинно философской категории. Согласно ленинскому определению материи, эта категория в своей непосредственной всеобшно-сти фиксирует единственное свойство материи, с которым связан фИ" лософский материализм, - свойство быть объективной реальностью. Но эта всеобщность воплощается в предметно-специфических (особенных, частнонаучных) закономерностях и единичных явлениях, которые отражаются в наших ощущениях, а их многообразное содержание обобщается, в свою очередь, до частнонаучных или общенаучны* понятий, конкретизирующих смысл философских категорий.
Материя несотворима и неуничтожима, она существует вечно И способы ее существования - движение, пространство, время. Мир яв- Становление классической философии и медицина О" 115 ется здесь движущейся материей или материальным движением. 'щатериальное движение или движущаяся материя пребывает в единстве с пространством и временем. Если не каждому явлению, то каждому в чем" т0 особенному типу явлений присущи специфические пространственно-временные отношения. Для всего бесконечного многообразия материального мира закономерны всеобщая связь и причинная обусловленность всех явлений. На фоне бесконечного многообразия и непреходящей изменчивости природного мира выделяются относительно устойчивые и последовательно развивающиеся уровни его организации. Энгельс выделил 5 форм движения материи (механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная). Его последователи сводили количество этих форм к 3 или доводили до 14, что в принципе не удивительно на фоне неизбежного углубления и развития научного знания. Весьма примечательно, что корректировка энгельсовской классификации проводилась по открытым Энгельсом критериям выделения форм движения: наличие специфического материального носителя, специфических закономерностей и историко-генетическая связь между низшей (простой) и ближайшей к ней высшей (более сложной). На уровне каждой формы движения материи предметно-специфическим образом, т. е. через понятия частных наук, проявляется весь категориальный аппарат диалектики. Однако эта предметная специфика не дедуцируется из категорий диалектики, а переоткрывается в каждой отрасли знания по существу заново. Если диалектика утверждает, что нет беспричинных явлений, но каждому типу явлений присущи особенности причинно-следственных связей, то как раз эти особенности постигаются соответствующей частной наукой. И это постижение представляет собой отнюдь не дело техники, а творческую проблему, в разрешении которой философия задает лишь предельно общий стратегический ориентир. В. Лекторский писал, что «понимание диалектики взаимодействия Разных форм и уровней развития природы — не просто констатация некоторых естественнонаучных фактов, а методологический принцип, ориентир, указывающий действительно плодотворное направление научного поиска и одновременно в общих чертах характеризующий взаимоотношение между научными теориями, отражающими разные уровни типы объективной действительности» (Лекторский В. А. Ответ проф. ■ 'ейлору. //Философия Гегеля: проблемы диалектики. М., 1987. С. 51). процессе поступательного развития форм движения материи в Родном универсуме складываются природные (биологические) реДпосылки возникновения человека и общества.
116 О- Философия медицины ♦ Раздел II -О Глава 4 Диалектика общества. Сложившаяся до Маркса философия истории представляла собой ухудшенный аналог натурфилософии, ибо измышлений и домыслов в ней было неизмеримо больше за счет того что она была безоговорочно идеалистической. Кроме того, в своих ус-тановках на восторженную апологетику наличного общества как «наилучшего из миров» эта историософия оказывается беззастенчивой идеологией, т. е. небескорыстным извращением действительности в угоду власть имущим и просто сверхимущим. Вот поэтому К. Маркс уже в самом начале пути к научной философии призывал: «... Возьмем мир таким, каков он есть, не будем идеологами». Для того, чтобы взять мир человеческого общежития таким, каков он есть, Маркс вводит категории общественного бытия и общественного сознания. Общественное бытие есть процесс реальной жизни людей, сфера материальных отношений людей к природе и друг к другу. Общественное сознание - отражение общественного бытия в синкретичных социальных чувствах (мнениях, настроениях и т. п. ) и в теоретических по форме идеях и концепциях, императивах и идеалах. Оставляя в стороне реальную сложность взаимосвязи общественного бытия и общественного сознания, необходимо подчеркнуть, что эти категории введены в контексте материалистического понимания истории и служат вполне адекватным и даже выразительным средством его фиксации. Вместе с тем они впервые в истории рода человеческого очерчивают контуры подлинно человеческой (социально-ант-ропной) реальности в ее достоверном отличии от чисто биологической реальности. Общество есть результат взаимодействия между людьми, а люди есть результат воспроизведения общества. Только в обществе и посредством общества человек обретает личную свободу. На первых порах своего существования человеческий индивид не противопоставлял себя общине и посредством общины обретал свободу от членства в системе биоценоза. Но при этом лишался эволюционно предуготовленных и биоценотически заданных условий своего существования. Вот поэтому в отличие от животных человек должен сегодня, как и тысячи лет назад, воспроизводить свою собственную жизнь, — воспроизводить, во-первых, посредством труда и. во-вторых, посредством рождения (но не наоборот! ) Причем семья вначале была единственным социальным отношением. Труд, по определению Маркса, есть вечное естественное условие самой человеческой жизни, ибо посредством труда человек регулирУ" ет свой обмен веществ с природой. Вполне цивилизованный человек может вместе с Марксом сетовать на то, что «ни мое кровообращение* Становление классической философии и медицина ♦ 117 и процесс моего дыхания сами по себе меня нисколько не обогаща-юТ а наоборот, и то и другое предполагает наличие дорогостоящего обмена веществ, и если бы этот последний не был совершенно необходим, то на свете и бедняков не было бы» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч.. т. 26, ч. II. С. 142), а вместе с ними, добавим от себя, исчез бы и значительный массив статистики заболеваний. Примитивная производительная деятельность первобытного человека сводилась к воспроизводству его собственного тела. С развитием орудий труда (с появлением металлических орудий) человек стал производить чуть больше, чем необходимо для поддержания его существования. Тем самым складываются предпосылки для разложения былой однородности общины. Возникает частная собственность на средства производства, а вместе с нею — деление общества на классы (сословия). С возникновением частной собственности экономически «господствующий класс организует свое совместное господство в публичную власть, в государство», и, стало быть, в принципе «государство существует только ради частной собственности» (К. Маркс и Ф. Энгельс. Там же, т. 3. С. 351 и 63). Государство есть орудие или машина для обеспечения господства меньшинства населения (т. е. собственников средств производства) над большинством населения (обладающим лишь личной собственностью). Государство есть всегда политическая диктатура господствующего класса по отношению к эксплуатируемому классу и, вместе с тем, демократия, но по существу для тех же господ, ибо «государство есть та форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы» (там же, с. 63). Раскрывая ведущую роль материально-экономической основы жизни общества с его социальной и политической структурой, Маркс вводит понятие общественно-экономической формации. Оно означает общество на конкретно-историческом этапе развития в органической взаимосвязи всех его составляющих элементов (сторон) при определяющей роли материальных (производственных) отношений или экономического базиса. С открытием понятия общественно-экономической формации социология впервые, по замечанию Ленина, становится на научную почву. И это замечание лишний раз подчеркивает, что дан-Ное понятие служит лишь необходимым введением или исходным пун- т°м в осмыслении социологических и научно-исторических проблем, 0 никоим образом не является их предрешением. Незаменимое в своей методологической функции, это понятие на- еливает на кропотливое аналитическое исследование любого обще-ВеНного явления «сквозь призму» системы конкретной обшест- 118 -0- Философия медицины ♦ Раздел II ♦ Глава 4 | венно-исторической формации. Ведь объективное место и роль инте. ресуюшего явления раскрываются лишь тогда, когда оно с необходимостью «вписывается» в данную формацию или закономерным образом «выводится» из нее как органическое звено взаимосвязи всех прочих ее сторон. В контексте формационного подхода не так уж сложно доказать что все вполне цивилизованные (неварварские) общества являются эксплуататорскими. Все они имеют общую для них, — частнособственническую, - основу, которая в силу своей внутренней противоречивости исподволь развивается, воплощаясь в исторически конкретных или исторически особенных формах. Именно эти последние составляют основание спецификации рабовладельческой, феодальной и капиталистической формаций. Каждую из этих формаций Маркс и Энгельс рассматривали не только как исторически неизбежную, но и как исторически прогрессивную для своего времени, не исключая рабовладения (при всем отвращении к нему современного человека). Будучи совершенно необходимой для известной ступени развития общества (скажем, для эры цивилизации), частная собственность не может быть уничтожена до тех пор, пока не созданы производительные силы, для которых она становится стесняющими оковами. Однажды возникнув, частная собственность отбрасывает, по замечанию Маркса, всякую видимость общности и превращает живой обмен деятельностью между людьми в чисто вещное отношение. Частная собственность превратила человека в товар, производство и уничтожение которого также зависит лишь от спроса. Она изолирует каждого в его грубой обособленности и принуждает к конкуренции капиталиста с капиталистом, рабочего с рабочим, не говоря уж о межклассовом антагонизме, который делает возможным то, что духовная и материальная деятельность, наслаждение и труд, производство и потребление выпадают на долю различных индивидов. Превращение частной собственности в собственность всего общества есть весьма революционное (возможное как в мирной, так и в немирной форме) преобразование. На первом этапе оно означает, по предвидению Маркса, трансформацию частной собственности в общегосударственную и общенародную «частную» собственность. По формуле Ленина, социализм - это единая государственная монополия, поставленная на службу всему народу. Но в таком государстве, по признанию Ленина, неизбежны остатки или пережитки буржуазного права (и частнособственнических отношений). Таково диалектико-материалистическое учение о закономерности* общественно-исторического развития. В силу объективности этих за- 120 ♦ Философия медицины -0- Раздел II ♦ Глава 4 , |,
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|