5. Немецкая классическая философия
Наиболее значительной и научно развитой философией позднего Нового времени стала немецкая классическая философия. Классиками немецкой философии являются — И. Кант, И. Фихте, Ф. Шеллинг, Г. Гегель и Л. Фейербах. В этот период были разработаны: учение о познании; диалектический метод; диалектическая логика; учение о закономерностях процесса развития; философская антропология. В ней были продолжены прогрессивные традиции философии раннего Нового времени: - вера в могущество разума, в способность человека с его помо - признание рациональности, целесообразности, взаимосвязан - вера в гуманность человека и его способность найти решение со - признание основной задачей философии раскрытие закономер Каждый из немецких философов классического периода создал свою философскую систему, отличающуюся богатством идей и кон- егШий, хотя, вместе взятые, они представляют собой единое духовное Разование, которое характеризуется следующими общими чертами: ~ полнота и глубина разработки рассматриваемых философией пРоблем; , " вь'сокая степень доказательности, определение предмета фило-Фии, благодаря чему немецкая философская классика приобрела Признаки науки; XV " ~ пРИзнание за философией роли «души» и критической совести УЛЬтУры; 104 ♦ Философия медицины ♦ Раздел II ♦ Глава 4
- отношение к философии как специальной системе философски» — разработка целостной концепции диалектики, изучение связей Иммануил Кант (1724-1804) — основоположник немецкой классической философии. Он дуалистически разделяет действительность на два одновременно существующих мира: - мир «вещей в себе» - невоспринимаемая и непознаваемая чело — мир «вещей для нас» - совокупность чувственно воспринимае Главное внимание Кант уделяет анализу процесса познания мира «вещей для нас». Он обосновывает три ступени познания: чувственное познание как реализация способности человека к ощущениям; рассудочное познание, воплощающее способность к понятийному мышлению; разумное познание как реализация способности человека делать (формулировать) умозаключения. На третьей ступени познания возникает проблема логических противоречий (антиномий). В учении об антиномиях (от греч. апйпотга — противоречие в законе) Кант утверждал, что научное их решение затруднено, но логическое - по каждой из сторон противоречия - возможно. Так, в мире существует свобода, но все подчинено законам природы. Мир прост и сложен, конечен и бесконечен. Анализ этих и других противоположностей позволил философу выявить диалектику противоречий в процессе познания. Человек познает и практически действует. Кант называет соответствующие области сферой «чистого разума» (процесс познания) и сферой «практического разума» (воплощение образов сознания на практике). Сфера «чистого разума» формируется на способностях человека чувствовать и рассуждать. Сфера «практического разума» — это собственно разум. Кант задается вопросом об ограниченности каждой из способностей. Границы чувства и рассудка исследуются в «Критике чистого разума», границы собственно разума - в «Критике практического разума».
Кант вводит два различения: существует различие между аналитй' ческими и синтетическими суждениями, а также различие между Д0' опытными (априорными) и эмпирическими (апостериорными) суЖД6' ниями. В аналитическом суждении предикат является частью субъект3' Становление классической философии и медицина ♦ 105 пример, «равносторонний треугольник есть треугольник». Синте-ческие — это суждения, в которых предикат не выводим из субъек- например, «вторник был дождливым». Эмпирическое суждение может быть сделано только на основе чув-твенного восприятия, либо нашего собственного, либо восприятия тругих, чье словесное свидетельство мы принимаем. Априорные (до-опытные) суждения могут проявляться в опыте, но они имеют иную основу, чем опыт. Априорны, например, все суждения чистой математики. Он обосновывает априорные принципы права как условия реального правового понимания и действия. Но само право Кант считал областью практического, а не критического разума. Кант формулирует вопрос: как возможны априорные синтетические суждения? Ответ на него будет одновременно ответом на вопрос о границах чувства и рассудка. Чувственные синтетические суждения априори возможны благодаря представлениям о пространстве и времени, из которых они и выводятся. В сфере рассудка аналогичными априорными идеями являются категории, например: количество, качество, субстанция, принадлежность, возможность, необходимость, существование. Априорные формы познания - это своеобразные «очки», через которые человек видит мир. Поэтому он способен видеть мир лишь пространственно-временным и понимать его только категориально, через суждения и умозаключения. Но нет никаких гарантий, что именно такова истина в себе, именно таков истинный мир. Поэтому главный вопрос «Критики практического разума» состоит у Канта в сравнении Результатов познания на всех его трех ступенях с существующими в обществе идеями и императивами (повелениями) поведения. Они, по Канту, выступают границей человеческой практики.
Кант прежде всего демонстрирует недостаточность априорных идей чистого разума для адекватного ориентирования в мире. Существу- Ют невоспринимаемые веши, относительно которых в сфере чистого Разума доказуемы диаметрально противоположные суждения. Кант Называет, что антиномии: человек и свободен, и подчинен зако- ам необходимости; он цель и средство развития общества; сущест- ует и не существует - познавательно не разрешимы, но практика ует их разрешения. Выход из ситуации - использование априор- х идей практического разума, прежде всего иррациональных, идеи Ьога и свободы, бо ЭНТ опРелеляет' что идеи практического разума как условные тре- аНия (повеления) должны соотноситься с императивами практи-Ог° Действия, которые он обобщенно называет категорическим 106 ♦ Философия медицины ♦ Раздел II О- Глава 4 императивом. Известны, по крайней мере, три кантовские формула, ровки категорического императива. Две из них относятся к облает» практической морали, третья - к практической политике. Первая вер. сия: действуй так, чтобы максима твоего поведения могла стать всеоб-щим законом. Вторая формула гласит: никогда не относись к другому человеку как к средству, но всегда как к цели. Политический вариант категорического императива предваряется разделением на легальность и моральность. Легальность — всякое законопослушное поведение моральность - законопослушание, основанное на должных мотивах, Политическое поведение, согласно Канту, должно быть не только легальным, но и моральным, а категорический императив говорит: мотивы политического поведения должны быть такими, чтобы они могли стать гласными. Поэтому истинное призвание права, а возможно и политики, он видит в том, чтобы гарантировать морали то пространство, где она может себя полностью реализовать, а человек — свободно действовать. Подобно тому, как пространственно-временные представления и категории являются границами человеческого знания о мире, идеи Бога, свобода и категорический императив есть границы человеческой практики. Человек в своем совершенствовании стремится к этим пределам, но по природе своей он не может перешагнуть за данные пределы.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770—1831) назвал философию логикой, а свою главную книгу - «Наукой логики». Логика здесь - синоним метафизики, но синонимичность не полная. По отношению к метафизике как науке о сверхчувственном бытии логика характеризуется несколькими моментами. Во-первых, каждое определение логики является определением всеобщего целого. Во-вторых, логическое выведение осуществляется исходя из положения, что любой предикат обнаруживает самопротиворечивость, и это служит источником выводного знания. В-третьих, логическое построение непременно преД' полагает триадическое движение от тезиса к антитезису и синтезу, называемое диалектикой, или диалектическим методом. Гегель полагает, что ничто истинно не существует, кроме целого-Поэтому единственной истиной для философии является целое, и ничто частичное не истинно. Целое в гегелевской терминологии называется Абсолютом, абсолютной идеей (поскольку это мысль, мысляша* самое себя). Отдельные веши интересуют философию только в свое» истинной ипостаси как проявления абсолютной идеи. Например, пер' вые категории логики вводятся тезисами «Абсолют есть чистое бытие»' «Абсолют есть ничто» и т. п. Становление классической философии и медицина -О- 107 раСсуждение от общего (абсолютной идеи) к частному (вещам, об-азам сознания) Гегель осуществляет на основе самопротиворечивос-! предикатов. Изначально, без видимого противоречия утверждает-«Абсолют есть чистое бытие». То есть допускается, что он просто сТЬ без приписывания ему чего бы то ни было. Но утверждение, что чТО-то есть, не самодостаточно. Оно предполагает, что чего-то должно не быть. Чистое отсутствие без дальнейших определений есть ничто Поэтому второе утверждение гласит: «Абсолют есть ничто». Третье утверждение выводится на основе первых двух, как более общих: «Абсолют как целое есть единство бытия и ничто», или «Абсолют есть становление (если о чем-то говорят, что оно есть и его нет, это означает, что оно формируется)». Становление оказывается становлением только тогда, когда есть ставшее, результат, нечто. Выводится четвертое утверждение: «Абсолют есть нечто». И так далее. Логика Гегеля содержит кроме субъективной диалектики рассуждений, объективную диалектику абсолютной идеи. Развитие абсолютной идеи приводит к ее воплощению в природе, затем в человеке и обществе, а в последующем — в сознании. От сознания абсолютная идея «возвращается» к самой себе, как бы в исходное состояние, обозначаемое понятием «ничто». Гегель разрабатывает три основных закона развития абсолютной идеи - закон перехода количественных изменений в качественные и обратно, закон единства и борьбы противоположностей, закон отрицания отрицания. Основные законы диалектики он дополняет «неосновными» законами развития: закон причинно-следственной связи, закон связи содержания и формы, необходимости и случайности, сущности и явления и др.
С логикой Гегеля связаны несколько известных афоризмов, либо Действительно принадлежащих Гегелю, либо приписываемых ему. «Все действительное разумно, все разумное действительно». Под Действительным здесь понимаются отнюдь не любые эмпирические Факты, а вещи как моменты целого. Разумно и правильно только то, что не отдельно, не замкнуто в себе, не эгоистично, а в чем просвечи-ает целое. Целое всегда проявляет себя полностью, может быть потому мир и хорош, и плох? Последующие интерпретаторы толковали Торизм как гегелевское благодушие (все, что существует, правильно) Квиетизм (справедлива всякая власть, в том числе прусская монархия). *'фотиворечие есть критерий истины, отсутствие противоречия — Итерий заблуждения». Эта сентенция прямо вытекает из мысли о ^противоречивости всего в мире и намеренно бросает вызов здра-У смыслу. Едва ли хорош тот, кто придерживался и придержива-я своих стройных убеждений. Недалек тот, кто долго продолжает 108 -О- Философия медицины ♦ Раздел II < > Глава 4 считать истиной однажды сказанное человечеством или пророком Вовсе подозрительны те, кто категорически убежден в своей одно, значной правоте. «Истина — это соответствие предмета своему понятию». Что зна-чит хорошая картина? Разумеется, хорош достоверно воспроизводя, щий предметы натюрморт, если главное в понятии картины — изобра. зительный профессионализм. Когда цель картины - неожиданность идеален авангард. С точки зрения рыночного восприятия картины совершенно то, что продается. Философия истории в одноименном трактате Гегеля представляет собой проекцию логики на историю. Во всемирно-историческом процессе, согласно гегелевской логике, господствуют два положения: а) идея примата целого и б) всеохватывающая разумность — всесильная рациональная необходимость, закон. Поэтому историю общества выражают два начала: государство и смысл истории. Смысл истории есть прогресс в осознании свободы. Свобода трактуется своеобразно — как сознательное следование закону. В работе «Философия права» Гегель соотносит свободу в обществе с государством и правом. Свобода воплощается, по его мнению, в иерархический ряд прав, совокупность которых и образует закон. В других работах он обосновывает право как наличное бытие вообще, существующее наличным бытием свободной воли. Главными двигателями прогрессирующей истории были нации, а в истории было три фазы - восточная, греко-римская и германская. Восток знал, что лишь один свободен, греко-римский мир — что свободны некоторые, германский мир сознает, что свободны все. Гегель полагал, что человек восточной деспотии уверен только в свободе исключительно деспота. Остальные принуждены повиноваться его воле. Гражданин греко-римской аристократии или демократии убежден, что свободно только сословие, предержащее власть (к примеру, демос или патриции). Культурные германские подданные, как и сам Гегель, осознали всеохватывающую необходимость и спокойно сознают, что всесильному закону одинаково подвластны и прусский крестьянин, и прусский монарх, и прусский философ. Свободны все осознавшие. Кроме наций, деятелями истории, по Гегелю, являются личности всемирного масштаба, герои. Те, в ком воплощаются значимые Д" " человечества в целом диалектические переходы. До Александра Ма' кедонского греки думали, что целое — это Греция. С Александром он» увидели, что целое — это мир. Одновременно и мир подвергся элЛ*1 низации. Для героев, как считал Гегель, не существует морали, поскоЛь ку она была порождена стабильным прошлым состоянием. Становление классической философии и медицина -Ф- 109 цеповечество ожидает конец истории. Рано или поздно не только оманский, а весь мир осознает истинную свободу. Это будет, конеч- не плоская политическая свобода всех, а философская всеобщая обода. Тогда история лишится смысла, который придал ей Гегель, и окончится. Лейтмотив философии государства: государство есть шествие Бога мИре, шествие Абсолюта в истории. По опыту известно, что в исто-
нет ничего, что превосходило бы идею целого. Большая целост- ность невозможна и логически: содружеству государств необходим враг, что уподобляет содружество государству. «Международная часть» гегелевской философии государства агрессивна. По мысли Гегеля, версии «мирных» правительств порочны, поскольку благотворна война. Мир - окостенение отдельного, частного. Война заставляет понять суету преходящих отдельных вещай, существенность и мощь государства — целого, Абсолюта, Бога. Иным направлением в развитии немецкой философии явилось учение Людвига Фейербаха (1804—1872) — последнего представителя немецкой классической философии. Критикуя объективный идеализм Гегеля, Фейербах отстаивал материалистический взгляд на природу. Материализм, по его мнению, так же стар и столь же повсеместен, как и само человечество; он так же ясен, как свет, так же необходим, как хлеб и вода, так же неизбежен, непреложен, неминуем, как воздух. Однако критика им Гегеля носила односторонний характер: отрицая идеализм, он недооценил гегелевскую диалектику. Материализм Фейербаха традиционно, как и до него, оставался метафизическим. Характерной чертой натурфилософии Фейербаха был антропологизм, заключающийся в понимании человека как высшего продукта природы, рассмотрении человека в неразрывном единстве с природой. Природа, считал он, — основа духа. Религия выдумана людьми. Природа Должна явиться основой новой философии, призванной раскрыть зем-нУю сущность человека, которого она наделила чувствами и разумом. 'сихика человека зависит от его телесной организации, обладая вме-Те с тем качественной спецификой, несводимой к физиологическим Роцессам. Антропологизм Фейербаха имел большое значение в борь-е против идеалистических концепций трактовки человека, против ■ Мистического противопоставления в человеке духовного начала ' есному, а также против вульгарного материализма. Однако «при-Ная» сторона в человеке им чрезмерно преувеличивалась, а соци-ная - недооценивалась. Ритикуя агностицизм, Фейербах исходил из того, что мышление Века верно отражает существующую действительность. Основную 110 О- Философия медицины -0> Раздел II ♦ Глава 4 роль в познании философ отводил чувствам: ясно, как солнце, только чувственное. Мыслить - значит связывать одно показание органов чувств с другим. Все формы познания (ощущения, представления, понятия, идеи) он рассматривал как образы и копии вещей, их свойств ц отношений. Метафизичность антропологического материализма Фе$. ербаха выразилась в том, что он носил пассивно-созерцательный характер, не учитывал общественно-исторической практики. Вместе с тем, Фейербах утверждал высокую роль интеллекта человека, особенно нравственных начал в жизни людей. Философия морали у него насколько абстрактна, утопична, настолько и значима. Философия морали, по мнению Фейербаха, должна заменить религию. К заслугам Фейербаха относится то, что он вскрыл связь идеализма с религией, показав, что их корень заключается в отрыве мышления от бытия и в превращении идей в самостоятельные сущности. Фейербах подверг глубокому анализу и яркой критике происхождение и сущность религии. Однако он сводил ее корни к психологии человека, к его сознанию, чувствам, прежде всего к чувству любви. Сам человек, по его мнению, есть бог для другого человека. Хотя Фейербах и отмечал, что политические, экономические, этические и другие общественные факторы накладывают свой отпечаток на содержание религии, однако подлинные ее социальные корни остались им нераскрытыми.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|