Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Программа коррекционно-развивающей работы 1 глава




С детьми и подростками

Основные

проблемы:

дошкольный

и младший

школьный возраст

Несоответ-

ствие уровня

психического

Причины

возникновения

проблем

Педагогиче-

ская запущен-

ность.

Задачи коррекционно-развивающей работы

психолог

Диагностика

уровня пси-

хического

педагог

Обогащение

и активиза-

ция словаря;

родитель

Коррекция

и развитие

внимания,

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

(умественно-

го) развития

ребенка

возрастной

норме

Проблема

готовности

к обучению

в школе

Социальная

запущенность.

Дефекты

развития

Несоответ-

ствие уровня

требований,

предъявляе-

мых к ребенку,

его возможно-

стям. Отсут-

ствие когни-

тивной

зрелости.

Отсутствие

эмоциональ-

но-волевой

зрелости.

Отсутствие

необходимого

уровня

социальной

зрелости.

Отсутствие

необходимого

уровня

сенсомоторно-

го развития.

Неумение

планировать

пути достиже-

ния цели

развития.

Развитие

познаватель-

ных мотивов.

Коррекция

и развитие

памяти,

мышления;

активизация

словаря;

усвоение

сенсорных

эталонов

и формирова-

ние перцеп-

тивных

операций;

сенсомотор-

ное развитие

Диагностика

уровня

психического

развития.

Выявление

соответствия

уровня

развития

знаний,

умений,

навыков

возрастным

ориентиров-

кам. Коррек-

ция и разви-

тие основных

компонентов

в структуре

психологиче-

ской готовно-

сти к школе.

Обеспечение

мотивацион-

ной готовно-

сти

Продолжение таблицы 2

формирование

звуковой

и грамматиче-

ской правиль-

ности речи;

формирование

выразительно-

сти речи на

основе интона-

ционных

и лексических

средств,

планирующей

и регулирую-

щей функции

речи

Коррекция

конституирую-

щих исходных

знаний,

обспечиваю-

щих формиро-

вание понятий

сохранения

величины,

количества

и т. д.; форми-

рование

действий

словесного

и звукового

анализа речи;

развитие

умения

ориентиро-

ваться в прост-

ранственных

отношениях;

сенсомоторное

развитие

памяти,

мышления,

речи.

Сенсо-

моторное

развитие.

Развитие

познава-

тельных

мотивов

Обеспече-

ние

мотиваци-

онной

готовности.

Развитие

и коррек-

ция

внимания,

памяти,

мышления,

речи.

Сенсо-

моторное

развитие

Глава VII. Высшие психические функции

Негативные

тенденции

личностного

развития

Коммуника-

тивные

проблемы

в семье и вне

ее

Непонимание

своеобразия

личностного

развития;

неприятие

ребенка.

Несоответ-

ствие требова-

ний и ожида-

ний возмож-

ностям

и потребно-

стям детей.

Непоследова-

тельность,

противоречи-

вость, несогла-

сованность

требований;

аффектив-

ность,

доминант-

ность или

тревожность

в отношениях

с детьми

Отсутствие

навыков об-

щения. Вы-

сокие требо-

вания к ок-

ружающим.

Неадекватная

самооценка.

Эмоциональ-

ная неустой-

чивость.

Тревожность,

боязнь

общения,

застенчивость

Диагностика

негативных

тенденций

личностного

развития

и установле-

ние их

причин.

Устранение

причин

и последствий

их влияния на

личность

ребенка.

Отсутствие

навыков

общения.

Высокие

требования

к окружаю-

щим. Неадек-

ватная

самооценка.

Эмоциональ-

ная неустой-

чивость.

Тревожность,

боязнь

общения,

застенчивость

Диагностика

характера

и причин

затруднения.

Формирова-

ние эмоцио-

нальной

устойчивости.

Формирова-

ние навыков

адаптивного

поведения.

Повышение

самооценки,

уверенности

в себе

Продолжение таблицы 2

Развитие

уверенности

в себе, своих

силах.

Развитие

навыков

произвольной

регуляции,

способности

К самоконт-

ролю. Сниже-

ние уровня

тревожности,

страха, обиды,

скованности

Гармониза-

ция отноше-

ний ребенка.

Коррекция

самооценки

Развитие

уверенности

в себе, своих

силах.

Развитие

навыков

произволь-

ной регуля-

ции,

способности

к самоконт-

ролю.

Снижение

уровня

тревожно-

сти, страха,

обиды,

скованности

Гармониза-

ция отноше-

ний ребенка

в семье.

Коррекция

самооценки

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Окончание таблицы 2

Трудности

адаптации

к школе

Эмоциональ-

ная неустой-

чивость.

Неуверен-

ность в себе.

Соматическая

ослаблен-

ность.

Отсутствие

навыков

самообслужи-

вания.

Чрезмерная

опека

в семье.

Трудности

в общении.

Неадекватная

самооценка

Развитие

навыков

самообслужи-

вания.

Развитие

самостоятель-

ности.

Повышение

самооценки

Развитие

навыков

самообслужи-

вания.

Развитие

самостоятель-

ности.

Повышение

самооценки

Развитие

навыков

самообслу-

живания.

Развитие

самостоя-

тельности.

Повышение

самооценки

7.6. Психолого-педагогические рекомендации студентам

по самоорганизации учебной деятельности

В вузе перед студентом возникает множество проблем, свя-

занных со спецификой учебного процесса. Это работа на лекции,

над книгой, подготовка к семинарам, выполнение лабораторных

и практических заданий, курсовых и дипломных работ, самосто-

ятельная и научно-исследовательская деятельность.

Как же со всем этим справиться?

В данном параграфе содержатся полезные рекомендации для

тех, кто хочет начать работать над собой, но не решается или не

знает, как это делать или с чего начинать.

Как гласит китайская пословица: «Путь в тысячу ли начина-

ется с первого шага». Давайте попробуем сделать несколько ша-

гов на пути самосовершенствования.

Ключом к достижению высокой работоспособности являет-

ся выработка определенных полезных привычек, позволяющих

достигать желаемого результата.

Глава VII. Высшие психические функции

Для начала необходимо позаботиться о головном мозге и соз-

дать наилучшие условия для него.

Прежде всего следует знать, что мозг снабжается кровью, ко-

торая должна обеспечить его достаточным количеством кисло-

рода, способствующего повышению активности и работоспособ-

ности мозга. Для этого по меньшей мере один день в неделю

необходимо проводить на свежем воздухе. Важно помнить, что

работать необходимо в хорошо проветриваемой комнате и обя-

зательно делать небольшие перерывы для отдыха. Во время ум-

ственной (сидячей) работы нужно встать и немного размяться,

походить по комнате, открыть окно или форточку, потянуться,

сделать несколько дыхательных упражнений. Полезно выполнить

растяжку позвоночника и суставов. Все это поможет избежать

утомления и сохранить высокую работоспособность. Однако, не

следует затягивать отдых, дабы не нарушать рабочего ритма.

Итак, шаг первый: чаще бывайте на свежем воздухе, чтобы ре-

гулярно обеспечивать мозг достаточным количеством кислорода!

Старайтесь избегать переутомления и делайте перерывы в работе!

Следующим условием высокой работоспособности мозга яв-

ляется хороший, полноценный сон. Известно, что взрослый чело-

век должен спать не менее 7—8 ч в сутки.

Поэтому шаг второй: постарайтесь достаточно спать!

Следует заметить, что курильщикам придется тяжелее.

Специальное исследование показало, что если расположить

студентов университета в нисходящий ряд по результатам учебы,

то в каждой последующей двадцатке курильщиков больше, чем

в предыдущей. Задумайтесь над этим!

Шаг третий: не курите и не злоупотребляйте алкоголем!

Очень важно правильно питать свой мозг! Наш мозг должен

в достаточном количестве получать кальций, фосфор, магний, ви-

тамины и прочие полезные вещества, которые содержатся в та-

ких продуктах питания, как мед, орехи, пшеничные зерна, а так-

же в различных фруктах и овощах.

Шаг четвертый: правильно питайтесь и обязательно вклю-

чайте в свой суточный рацион мед, соки и орехи!

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Еще хотелось бы вас познакомить с одним важным феноме-

ном мозговой деятельности — условным рефлексом.

Известный русский физиолог И. П. Павлов доказал, что мозг,

как и весь организм, обладает рефлексом. Он доказал существова-

ние рефлексов, приобретенных в результате навыка (привычки).

Как условный рефлекс можно использовать в интересующем нас

вопросе? Например, вы изучаете иностранный язык. Постарайтесь

заниматься языком ежедневно в одно и то же время, в одном и том

же месте и в одной той же позе. Если вы регулярно будете поступать

таким образом, то вы создадите так называемый условный рефлекс,

результатом которого будет состояние мозга, наиболее благоприят-

ное для занятий языком Ваше запоминание будет прочным, внима-

ние — более сосредоточенным, а ваши усилия при этом — мини-

мальными.

Попробуйте сделать так, и вы поймете всю значимость «обус-

ловленности» для эффективной работы в различных обстоятель-

ствах.

Шаг пятый: приучите себя работать в одно и то же время!

Для современных студентов серьезной стала проблема дефи-

цита времени, и она требует к себе внимательного отношения.

Начнем с анализа временных потерь.

Просмотрите следующий список, состоящий из 20 самых су-

щественных «поглотителей» (или «ловушек») времени, и наметьте

«свои» пять важнейших:

1. Нечеткая постановка цели.

2. Отсутствие приоритета в делах.

3. Попытка слишком много сделать за один раз.

4. Отсутствие полного представления о предстоящих зада-

чах и путях их решения.

5. Плохое планирование трудового дня.

6. Личная неорганизованность, «заваленный» письменный

стол.

7. Чрезмерное чтение.

8. Недостаток мотивации (индифферентное отношение к уче-

бе).

Глава VII. Высшие психические функции

9. Незапланированные посетители.

10. Неспособность сказать «нет».

11. Отсутствие самодисциплины.

12. Неумение довести дело до конца.

13. Недостаточная подготовка к беседам и обсуждениям.

14. Болтовня на частные темы.

15. Излишняя коммуникабельность.

1 6. Чрезмерность деловых записей.

17. Синдром «откладывания».

18. Желание знать все факты.

19. Длительное ожидание (например, условленной встречи).

20. Спешка, нетерпение.

Задумайтесь над этим.

Одолев свои важнейшие «поглотители» времени, вы рке смо-

жете добиться значительного повышения продуктивности своей

деятельности. Прежде всего проанализируйте в тезисном поряд-

ке свои «поглотители» и найдите способы их устранения.

Шаг шестой: найдите и устраните свои «поглотители» времени!

Важно научиться планировать свой день. Сделайте свой рамоч-

ный план дня инструментом составления дневного распорядка!

Помните при этом о следующих моментах:

— начало работы;

— спокойный час;

— график дневной продуктивности;

— регулирование пауз;

— график дневных «помех»;

— контроль за результатами дня;

— предварительное планирование следующего дня.

Используйте нижеследующий формулятор планирования вре-

мени.

Время дня

6.00

24.00

Задачи, действия (цели) Примечания

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Шаг седьмой: планируйте свой день!

И, наконец, шаг восьмой: осуществляйте регулярный конт-

роль своих годовых, месячных, недельных и дневных планов!

— Что могло быть выполнено из задуманных задач, целей?

— Какие результаты были достигнуты?

— Что осталось несделанным и почему? (Установить причи-

ны, «помехи».)

— Где было потеряно время?

— Какие можно сделать выводы для предварительного пла-

нирования следующего периода (дня, недели, месяца)?

Это лишь несколько шагов по совершенствованию своего сти-

ля деятельности. Может быть, вы все же попробуете однажды тот

или иной инструмент самоорганизации? Постарайтесь опреде-

лить, какие методы подходят вам лично, чтобы постоянно их со-

вершенствовать.

Всегда найдется более простой путь достижения цели!

Успехов вам на этом пути!

Вопросы, для самопроверки к 1-й главе

1. Представления и их место в структуре психики.

2. Приведите пример действия в плане образа.

3. Дайте определение понятий: мышление, текст, речь, рече-

вая деятельность. Какие вы знаете виды речи?

4. Какие объекты из указанных в вопросах 1—3 находятся на

наблюдаемом уровне, а какие — на представляемом?

5. В чем специфика развития мышления и речи в первые два

года жизни? Когда возникает речевое мышление?

6. Объясните различия между допонятийным и понятийным

мышлением.

7. Что представляет собой внутренняя речь? Каково соотно-

шение внешней, эгоцентрической, и внутренней речи?

8. Что такое креативность?

9. Опишите основные процессы памяти: запоминание, сохра-

нение и воспроизведение.

10. Опишите основные виды памяти.

ГЛАВА VIII

ЦЕНТРААЬНО-РЕГУЛЯТОРНЫЕ

ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ,

ПРОБЛЕМА ВНИМАНИЯ

И ПРОСТЫЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ

СОСТОЯНИЯ

Ключевые слова

Эмоции и эмоциональное внимание.

Воля, произвольное и после-произвольное

внимание. Нравственно-ориентированное

внимание. Внимательность

и невнимательность. Простые и сложные

психические состояния

8.1. Саморегуляция психических процессов, состояний,

личности в целом и проблема внимания

Как мы уже знаем, психика человека — это способ и аппарат

построения внутренней картины мира, обеспечивающей взаимо-

действие человека с миром. В понятие «мир» входят сам чувству-

ющий и мыслящий человек, неодушевленные предметы (вещи),

другие люди (общество) и идеи (как плод интеллектуального твор-

чества отдельных людей и общества в целом). В ходе взаимодей-

ствия с миром психика порождается и развивается по этим же

трем векторам (вещи, люди и идеи).

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Разумеется, с миром взаимодействует целостный человек —

как индивид, личность и индивидуальность. Об этом уже шла речь

в пятой главе и еще будет рассказано в третьей части нашего учеб-

ника. Однако для того чтобы более конкретно понять сложные

многоуровневые процессы саморегуляции психики, сначала надо

проследить их становление на уровне более простых процессов

и состояний. Этому посвящена данная глава.

Прежде всего заметим, что каждый психический процесс сам

себя регулирует. Например, аффект бурно возникает и сам собой

затихает, исчерпав свой энергетический потенциал. Как пожар,

который, спалив все, что может гореть, сам и затухает.

Вторым этапом саморегуляции является взаимодействие между

каждым из 27-ми уровней-компонентов и двумя соседними, что

на рис. 5, стр. 99 показано в форме их пересечения. И лишь на треть-

ем этапе включаются специальные центрально-регуляторные про-

цессы — чувства и непроизвольное внимание (7-й уровень), воля

и произвольное внимание (8-й уровень). Высшее регулирование,

обеспечивающее социально приемлемое, осуществляет нравст-

венно-ориентированное внимание (9-й уровень).

Нетрудно видеть, что непосредственным регулятором всех

процессов 1—6-го уровней выступает внимание. Внимание — это

центрально-регуляторный процесс, функцией которого является

улучшение протекания того процесса (восприятия, мышления,

представления и других), который идет с вниманием. Это легко

понять, сравнив такие выражения, как «смотреть, видеть, всмат-

риваться» или «слушать, слышать и выслушивать».

На уровне состояний формируется внимательность или невни-

мательность. На личностном уровне формируется внимательность

сначала как операционально-деловое, а затем как нравственно-пси-

хологическое свойство личности. Таким образом, существуя в фор-

ме процессов, состояний и свойств личности, внимание продолжает

по отношению ко всей психике выполнять роль ее стороны (как это

было в протопсихике плода). Такая трактовка сложной проблемы

внимания представляется наиболее обоснованной и интегрирую-

щей несколько существующих теорий внимания.

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

В целях стройности и компактности изложения основные ха-

рактеристики эмоциональных и волевых процессов изложим сов-

местно с описанием соответствующих простых психологических

состояний.

8.2. Определение, классификация и свойства состояний

Понятие «психологическое состояние» как специфическая

психологическая категория введено Н. Д. Левитовым. Он писал:

«Психологическое состояние — целостная характеристика пси-

хической деятельности за определенный период времени, пока-

зывающая своеобразие психических процессов в зависимости от

отражаемых предметов и явлений действительности, предшествую-

щего состояния и психических свойств личности» [1]. С тех пор

психическое состояние как самостоятельное явление прочно вош-

ло в категориальный аппарат психологии. Вместе с тем до недав-

них пор на фоне большого числа разноплановых прикладных ис-

следований, особенно в тех областях психологии, которые связаны

с деятельностью и жизнедеятельностью в особых, трудных и на-

пряженных условиях, не существовало единой теории психиче-

ских состояний, что приводило к терминологической путанице.

Отсутствие единой теории объясняется сложностью самой этой

категории: нечеткостью (размытостью) границ, многоуровне-

востью, многокомпонентностью и полифункциональностью

состояний, а также наличием как интраиндивидуальной, так

и интериндивидуальной вариабельности (изменчивости) каждо-

го психического состояния [2, 3,4, 5].

«Психическое состояние — это субъективное отражение лич-

ностью ситуации в виде устойчивого целостного синдрома в ди-

намике психической деятельности, выражающееся в единстве

поведения и переживания в некотором континууме времени» [2].

Данное определение, на наш взгляд, содержит необходимые ка-

тегориальные признаки, присущие психическому состоянию как

специфическому явлению, и может использоваться в качестве

опорного определения этой категории.

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

Действительно, любое психическое состояние может рассмат-

риваться как; временно образовавшаяся сложная система, как конк-

ретное проявление всех компонентов, явлений психики в данный

момент [6]. При этом психическое состояние — это качественно

новое образование, которое не является простым сложением час-

тей, а обладает собственными закономерностями, свойствами

и качествами.

Помимо целостности как свойства психических состояний,

отмечается их ситуативность. Психическое состояние отражает

своеобразие субъективных и объективных условий, создавшихся

для человека на данный период времени. Однако важны не сами

условия, а субъективное отношение к ним, т. е. значимым являет-

ся субъективный образ той или иной ситуации. Необходимо, что-

бы объективная ситуация стала элементом психологической сре-

ды. Отраженная психикой совокупность элементов ситуации

становится значимой для субъекта, только приобретя для него

определенный личностный смы^л, а отражением этой значимой

ситуации является возникающее психическое состояние [4]. Кро-

ме того, данное определение указывает на еще одно категориаль-

ное свойство. Это рассмотрение психических состояний как един-

ства переживания субъекта и его поведения.

Так, согласно Мясищеву, действия и переживания человека

определяются не непосредственными внешними влияниями, а их

накопленным обобщением во внутреннем мире, которое представ-

ляет систему отношений человека, вызывающих опосредованный

характер его реакций на воздействия окружающего мира и его

внешне инициативное и самостоятельное поведение, т. е. пережи-

вание есть накопленное обобщение во внутреннем мире субъекта,

которое своими основаниями связано с системой отношений че-

ловека [4].

Переживание является вторичным фактором, посредством

которого определенное состояние воздействует на психические

процессы, поведение и деятельность.

Другими словами, объективные компоненты состояния мо-

гут воздействовать и воздействуют на организацию поведения не-

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

посредственно и еще опосредованно через их субъективное от-

ражение и оценку, результаты которых, в свою очередь, транс-

формируются в элементы деятельности [4].

Состав психического состояния, характеризуемый степенью

разнообразия и количественными соотношениями различных

элементов, представлен у конкретных исследователей психиче-

ских состояний по-разному. Так, некоторые выделяют в качестве

основных компонентов любого психического состояния энерге-

тическую, нейродинамическую, психомоторную и когнитивную

подсистемы. Другие включают в состав психического состояния

перцептивные, волевые, эффективные, мыслительные компонен-

ты и сознание или рассматривают когнитивный, эмоциональный,

мотивационный и активационный компоненты [7, 8, 9].

Таким образом, компонентный состав психического состоя-

ния определяется всей психикой, единством ее качественных

энергетических, информационных, динамических и других со-

ставляющих в каждый конкретный момент времени. Структура

психического состояния описывается с помощью трех критери-

ев: уровневость, субъективность-объективность, степень обобщен-

ности. На основе каждого из них формируется одна из подструк-

тур общей структуры психического состояния [7].

Первая подструктура иерархична и совпадает с уровневой

организацией человека. Она состоит из следующих уровней:

1) физиологический уровень (самый нижний) включает

нейрофизиологические характеристики, морфологиче-

ские и биохимические изменения, сдвиги физиологиче-

ских функций;

2) психофизиологический уровень составляют вегетативные

реакции, а также изменения психомоторики и сенсорики;

3) психологический уровень характеризуется изменениями

психических процессов;

4) социально-психологический уровень включает характерис-

тики поведения, деятельности и субъективных отношений.

Вторая подструктура координационного характера раскры-

вает наличие в состоянии субъективной стороны — пережива-

ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ

ния самого субъекта — и объективной — данные исследователя

или наблюдателя.

Третью подструктуру психического состояния образуют три

группы характеристик: общие, особенные и индивидуальные, ко-

торые находятся между собой в отношении включения [7].

Таким образом, психическое состояние имеет иерархичную

структуру, совпадающую с уровневой организацией человека,

и координационную, выражающуюся в субъективной (пережи-

вание) и объективной (поведение) сторонах состояния.

Любой признак психического состояния может быть положен

в основу той или иной их классификации. Однако задача классифи-

кации заключается не только в том, чтобы выявить и указать при-

знаки, которые могут являться ее основаниями, а в том, чтобы отра-

зить сущность самого явления. Наиболее полная классификация, на

наш взгляд, предложена Ю. Е. Сосновиковой [6\ В качестве наиболее

общих и существенных принципов рассмотрения всех психических

явлений, в том числе и психических состояний, она предлагает сле-

дующие категории: время, пространство, структура и функция. Ука-

занная классификация, обладая бесспорными достоинствами, от-

личается громоздкостью, что затрудняет ее использование

в практических целях. В связи с этим мы хотели бы обратиться к раз-

личным классам состояний, которые выделяет А. О. Прохоров, рас-

сматривая проекции психических состояний на пространственно-

временную и информационно-энергетическую плоскости [4].

Исходя из теоретических представлений, можно выделить сле-

дующие виды психических состояний по шкале времени: опера-

тивные, текущие и длительные [4]. Рассмотрим их краткую харак-

теристику. Оперативные состояния истекают за короткое время

(секунды или минуты). В этом временном отрезке в основном за-

вершаются перцептивные, мнемические, волевые и другие дей-

ствия, а последовательности стимулов объединяются в целостную

группу. Они ситуативны и могут быть рассмотрены как реакции

личности. Как правило, оперативные состояния являются много-

состояниями, т. е. в их составе доминирует одна или две составляю-

щие, преимущественно эмоциональная или волевая.

Глава VIII. Центрально-регуляторные психические процессы, проблема внимания

Текущие состояния длятся часы либо дни. В этом временном

диапазоне совершаются главные жизненные и социальные функ-

ции, происходят основные события, в которые включена личность,

реализуется намеченная деятельность. В структурном отношении

их можно рассматривать как полисостояния, т. е. их структурное

содержание является более сложным, оно представлено несколь-

кими составляющими личности.

Длительные состояния протекают месяцы и годы. В данном

временном диапазоне происходят качественные и количествен-

ные изменения на различных уровнях психической организации.

Эту группу составляют полисостояния, которые характеризуют-

ся сложным, многокомпонентным содержанием, эти состояния

обусловлены образом жизни [4].

Изучая проекцию психических состоянии на информацион-

но-энергетической плоскости, выделяют равновесные и нерав-

новесные состояния [4]. Равновесные устойчивы, имеют средний

(оптимальный) уровень психической активности, их оптималь-

ность проявляется в адекватном, предсказуемом поведении, эф-

фективной деятельности и комфортном переживании. Неравно-

весные, в свою очередь, характеризуются неустойчивостью, более

высоким или более низким уровнем психической активности (от-

носительно среднего). В связи с этим в понятие «неравновесные

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...