Литература. Темы докладов и рефератов
г 220 ■ $■ Философия медицины < > Раздел III < > Глава 11 Щ Материалистические традиции в эпоху Средневековья развива. ли арабоязычные мыслители - Ибн Сипа (980-1037), а также Иоанн Дуне Скот (1266/1270-1308), выдвинувший учение о том, что материя мыслит. На разработку проблемы сознания в философии Нового времени наибольшее влияние оказал Декарт, утвердивший несомненность акта сознания и существования сознательного субъекта. Данный взгляд оказал огромное влияние на все последующие учения о сознании, которое отождествлялось со способностью субьекта иметь знание о собственных психических состояниях. Сознание становится атрибутом субстанции, его содержание связано с внутренним и внешним опытом, с врожденными идеями. Лейбниц разработал учение о бессознательном. Французские материалисты XVIII века, прежде всего Ламет-ри и Кабанис, опираясь на достижения передовой (для своего времени) физиологии и медицины, обосновали положение о том, что сознание является особой функцией мозга, отличной от других его функций тем, что благодаря ей человек способен приобретать знания о природе и самом себе. Новая эпоха в объяснении генезиса и строения сознания была открыта немецким классическим идеализмом, показавшим различные уровни организации сознания, его активность, диалектику чувственного и логического, индивидуального и социального. Кант выделил в сознании доопытные знания и восприятия, подчеркнув творческую активность сознания. Гегель вплотную подошел к проблеме социально-исторической природы сознания и утвердил принцип историзма в понимании сознания. Он исходил из тою, что сознание личности (субъективный дух), будучи необходимо связано с объектом, определяется историческими формами общественной жизни.
Позитивное знание о сознании существенно обогатилось благодаря достижениям нейрофизиологии (в частности, учению И. Сеченова и его последователей о рефлекторной деятельности мозга) и экспериментальной психологии. В домарксистских концепциях сознания наблюдается тенденция к рационализации его содержания, к изуче нию творческой активности и к абсолютизации автономности и ин дивидуальности сознания. В целом же основные направления в философии считают сознан или свойством материи, появившимся на определенной ступени развития (материализм), или особой, чуждой материи, духовной су станцией (идеализм). Таким образом, в истории философии сушестРУ несколько концепций сознания. Представители объективного идеО» ма (Платон, Фома Аквинский, Гегель и др. ) трактуют сознание, Философия сознания и медицина О- 221 , к вечное первоначало, которое лежит в основе всего сущего. Эта ' лодиая предпосылка объективного идеализма фактически снимает оПРоС ° пР0ИСХ0ЖДении и сущности сознания. Представители субъек-швного идеализма (Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах, Р. Авенариус и др. ) трииают существование какой-либо реальности вне сознания субъек-г 1 цли рассматривают ее как нечто, полностью определяющее его ак-[цвность. Позиция субъективного идеализма абсолютирует ощущения цечовека, отрывает чувственные образы от их материального источника и тем самым вступает в непримиримое противоречие с наукой и общественной практикой. Особое место в истории философии занимает дуалистический подход к проблеме сознания, классическим представителем которого был Р. Декарт. Дуализм признает существование двух субстанций — материальной и духовной, рассматривая душу и тело, как не зависящие друг от друга начала. 2. Сущность, структура и функции сознания
Материалистическая концепция рассматривает сознание в связи с отражением, что помогает раскрыть его сущность и предпосылки возникновения. Одним из атрибутивных свойств материи является отражение, под которым понимается процесс и результат взаимодействия, способность материальных объектов воспроизводить в своей структуре особенности других объектов, сохранять следы их воздействий. Свойство отражения имеет разнообразные формы проявления и каче-ственно изменяется при переходе от низших ступеней в развитии ма-ТеРии к более высоким. В неживой природе отражение проявляется в механических, физи-еских, химических процессах и имеет относительно пассивный, сле-°°бразный характер. Действие одного предмета на другой вызывает Ветную реакцию, оставляет определенный след. Так, движение че- Века по берегу моря воспроизводится в его следах на песке. Изменение температуры окружающей среды приводит к расшире- в в или сжатию тела. Внешнее химическое воздействие вызывает от- Ь1е изменения в молекулярной структуре тела, образуя новые свя- 1 Элементы, новые соединения. Отражение на уровне живой природы, 1^°гическая форма отражения, имеет более активный, приспособи- зу °~°пережаюший характер. Здесь результаты отражения исполь- ятр Я Как информация о мире, позволяющая регулировать жизнеде- ность организма. Философия сознания и медицина < $> 225 'е подобных. Так появляется «Я» и «Не-Я», «Мы», формируется са-^познание. 0так, анализ биологических и социальных предпосылок сознания Оцводит к выводу, что в процессе взаимодействия социального и , о10гического решающее влияние на формирование человеческого ознания оказывают социальные условия. Именно они обусловили вы- пеНие человека из природы, его предметную и умственную деятельность, создали условия развития сознания. К критериям наличия сознания следует отнести следующие признаки: сознание есть оперирование знанием, способность к направ-1енной передаче информации от одного лица другому в виде абстрак-тНых символов. Это объективный признак сознания. Сознание есть ощущение жизни, своего бытия в окружающем мире. Оно складывается из осознания своей способности воспринимать и понимать окружающее, сообразовывать его со своими потребностями. Это субъективный критерий сознания.
Известно значительное количество попыток дать определение сознанию. Несмотря на разнообразие формулировок и значений, большинство дефиниций сознания имеет общие черты, которые можно суммировать следующим образом: 1. Определения не отвечают на вопросы, что такое сознание, когда и как оно формируется, а перечисляют его функции. 2. Функции сознания описываются не как инертные объекты, а как активные процессы. Основные функции сознания - это оценка, хранение и последующая мобилизация как внутренних, так и внешних воздействий при помощи мышления, запоминания, чувств, желаний и других процессов. Для того, чтобы можно было рассматривать эти явления более конкретно, следует выяснить: 1. Существует ли хоть одна функция сования, не связанная с внутренними или внешними возбуждениями? Может ли сознание проявляться в чем-то ином, кроме поведения? ■ Может ли сознание существовать без функционирующего мозга? И если на все три вопроса дается отрицательный ответ, то мы впра- заключить, что сознание обязательно связано с возбуждением, по-едением и функционированием мозга. Очевидно, что без возбужде- я мозга сознание существовать не может, а без поведения его нельзя Сп°знать. Поскольку сознание с момента рождения и на протяже- и всей жизни человека всецело зависит от притока сенсорной ин- РМации, его можно определить как переработку в мозгу поступаю-ИнФормации. При этом центр тяжести переносится на выяснение Ст Исх°ждения, приема, передачи, хранения, мобилизации и послед-и этой информации. 226 -0" Философия медицины •> Раздел Ш ♦ Глава 11 Сущность сознания с позиций диалектико-материалистического пол хода выражается посредством анализа происхождения сознания, что ц0" зволяет выявить аспект вторичности сознания по отношению к матери,. На основании чего можно сделать вывод, что сознание есть продукт иг торического развития материи? Оно возникает лишь на определенно*, этапе развития материи, с появлением ее наиболее сложноорганизован ных форм. Рассмотрение конкретных форм сложноорганизованной материи, непосредственных носителей сознания, выявляет вторичность сознания по отношению к своему органу — мозгу. Таким образом, сознание есть функция мозга, свойственная общественно развитому человеку. Сознание есть особая высшая форма отражения действительности Именно в этом и заключается его глубинная сущность, раскрываемая рядом важных, характерных черт сознания. Сознание — это специфически человеческое, идеальное отражение бытия. Сознание воспроизводит объективное содержание в субъективной форме. Сознание - это творческое, активно преобразующее отражение действительности.
Обобщая все приведенные характеристики, можно сделать вывод о том, что сознание есть продукт исторического развития материи, высшая, свойственная общественному человеку функция мозга, состоящая в идеальном, адекватном, активно преобразующем отражении действительности. В структурном отношении сознание включает в себя знание, эмоции, волю. Это наиболее распространенный взгляд на компонентную структуру сознания. Знание - это отражение объективных характеристик действительности в сознании человека. Знания могут быть обыденными, житейскими и научными. Наряду с научными знаниями, сознание может включать в себя и различного рода иллюзии, вымыслы, антинаучные взгляды. Современное знание выдвинуло в качестве одной из важных проблему информационной перегрузки человека. Речь идет об увеличении до№ умственного труда при снижении физических нагрузок, что требует разрешения проблемы психосоматического единства и равновесия деятельностной структуры человека. Эволюция человека отработала механизмы обеспечения информ" ' ционного гомеостаза. На современный поток интенсивной информаий он не рассчитывался. Отсюда эмоциональные стрессы, мобилизация Фи зических процессов при избытке информации, - все это разруШае адаптационные способности организма. Поэтому сейчас вводится по нятие информационного гомеостаза, под которым понимается эвоЛ® ционно отработанный механизм поддержания внутренней упоряД ченности системы в условиях постоянно меняющейся внешней Я Философия сознания и медицина -О* 227 Поскольку познание всегда сопряжено с определенным отношением 10Века к миру и к знаниям о нем, с его переживаниями, постольку жНым компонентом выступают эмоции, под которыми понимается часе психических состояний, выражающих в форме непосредственного пристрастного переживания значения отраженных предметов и. ((туаиий для удовлетворения потребностей живого существа, ведущих прекращению вредного и бесполезного действия, к мобилизации на поиск новой стратегии поведения по типу проб и ошибок.
Экспериментальные данные свидетельствуют о том, что 80% всех запомнившихся факторов эмоционально окрашены, 16% — безразличны, 4% неопределены (Вейн А. М., Каменецкая Б. М. Память человека. IV!., 1973. С. 9). Эмоции или стимулируют, или затормаживают сознание индивидом реальных явлений действительности. То, что радует глаз, лучше и легче запоминается. Необходимо учитывать, что чувство страха мешает человеку в осознании происходящего. В последние годы физиологи и психоневрологи детально изучают мозговые структуры, связанные с эмоциями - с изучением центров приятного и неприятного, взаимосвязи доминантных и условно-рефлекторных связей. Оказалось, что центр приятного и центр неприятного — не автономные образования, а «узловые пункты» единой мозговой системы, назначение которой — оценивать действительность в форме непосредственного переживания и сопутствующих физиологических сдвигов, подготавливающих организм к необходимым действиям. Примерно 40% мозгового вещества крысы обладает этим свойством — при раздражении вызывать реакцию, свидетельствующую о приятных (35%) или неприятных (5%) ощущениях. Остальные 60% приходится на чувственно-нейтральное вещество. Логично предположить, что у человека примерно такая же анатомо-физиологическая основа приятной или неприятной окраски чувств. Разумеется, опытов на людях проводить нельзя. Однако вживление электродов в человеческий мозг практиковалось с целью лечения и диагностики: раздражая током определенные участки, уточняли местоположение болезненного очага для пос-Лелующего нейрохирургического вмешательства, а опыты проводились п°путно, с согласия больных. X. Дельгадо, проводившему такого рода эксперименты, удавалось с помощью слабых электрических импуль-с°в вызывать страх, дружеское расположение, злобу и даже ярость. Это описано в его книге «Мозг и сознание». рду с эмоциями, огромную роль в функционировании созна-Ия играет такой важный компонент, как воля. Под волей понимается Знательное и целенаправленное регулирование человеком своей дея-Ьности. Это осознание стремления и побуждения к действию. Воля Философия сознания и медицина -0- 229 Аккумулятивная функция — накопление знаний. 3. Аксиологическая ' икния — оценка и самооценка. Оценка служит нашим жизненным пИентиром. На характер оценки влияют другие ценности человека. Продуктивно-творческая функция планирования, конструирования. ^ функция целеполагания - человек ставит цель. 6. Функция комму- яикативно-регулятивная - управление. Количество функций сознания зависит от критериев их выделе-нйЯ - необходимости и достаточности. Д. И. Дубровский в монографии «Мозг и разум» (М., 1994) пишет, что в последние десятилетия выделяются три главных концептуальных подхода к проблеме «мозг и сознание» - физикалистский, бихевиоральный (от англ. Ъепахюиг — поведение) и синергатический (функционалистский). физикалистский подход заключается в стремлении провести принцип физикалистского монизма в объяснении явлений сознания. Мир есть не более чем совокупность физических процессов. Отсюда следует программа — дать полное описание человека в физико-химических терминах. Истоки данного подхода лежат в сциентизме, в философских воззрениях Ламетри, Кабаниса, а также у вульгарных материалистов Бюхнера, Фогта, Молешотта. Сознание выступает в крайне упрощенном виде. Бихевиоральный подход состоит в том, что явления сознания и мозговые процессы берутся нерасчлененно, в единстве и описываются в поведенческих терминах. Поведенческий акт включает единство психического и физиологического. Поэтому бихевиоральная установка имеет смысл. В ней сознание равно поведению, сознание равно рефлексу. Здесь теория высшей нервной деятельности претендует на своеобразное решение психофизиологической проблемы. Бихевиористы считают, что клеточкой сознания выступает действие. Синергетический подход. Идеи синергетики позволяют наметить новые подходы к деятельности мозга, решить проблемы мозг-сознание. Синергетика проясняет роль процессов самоорганизации в живых Системах, в том числе и в мозге. Явления самоорганизации в деятель- °сти мозга основаны на том, что мозг как целое рождает, запускает в°йства, кооперирующие элементы мозга в систему, способствующие к°°перации элементов. Много интересного в проблему сознания вносит психофармаколо- я- Говорят об огромном и все возрастающем значении «химии на- р°ений». Но при этом не обходится без преувеличений, связанных с °ниманием социальной природы сознания. Влиять на психику че- ека, в том числе на его «настроение», при помощи медикаментоз- сРедств в известных пределах можно. Но любое подобное воздей- Философия сознания и медицина О- 231 схавляет содержание психосоматического подхода к современной кедлиине. Своеобразие современного этапа развития клинической йСди заключается в том, что никто не отрицает сегодня необходи-сТь применения системного подхода для понимания патологии че-оВека. Однако практика медико-биологической, научно-исследова-1Ьской и врачебной деятельности демонстрирует, главным образом, односторонний - биологический подход, поскольку даже в тех случа-яХ, когда в центре внимания исследователя оказывается центральная нервная система, она анализируется преимущественно средствами нейрофизиологии и клинической неврологии. Научное изучение враном психосоматических отношений возможно только при мульти-дисииплинарном подходе, включающем методы психологического и психиатрического анализа человека в сочетании с исследованием физиологических процессов на различных уровнях. При этом возникают многочисленные трудности, связанные с отсутствием общепринятой психологической терминологии и единой оценки результатов психологического и психиатрического обследования, а главное — общего для психологов и клиницистов языка, который помог бы им найти взаимопонимание. Психосоматическая проблема сохраняет актуальность среди философов, физиологов, патологов, врачей всех специальностей. Современная наука о человеке исходит из определения предмета своего исследования как биопсихосоциальной сущности его. Признание правильности такого определения означает необходимость психологического, а значит, личностного подхода к пониманию любых проблем жизни человека, в том числе и к медицинской проблематике. Освоение психосоматического подхода требует от врача специальной подготовки, складывающейся из основ психологии личности, знания закономерностей развития психогенных расстройств, учения об эмоциях и эмоциональном стрессе, учения о нейрогенной дистрофии. Безусловно, необходимым для становления врача — специалиста в области психосоматических исследований - являются знания истории Развития кортико-висцеральной патологии. Применение психосома-Ического подхода к решению вопросов происхождения и течения со-1атических заболеваний дает возможность значительно полнее по Равнению с традиционным подходом представить природу сомати-ской патологии человека и причины разнообразия их клинических Риантов. Личность является продуктом развития истории человека, -------- характер, интенсивность и длительность психологичес- 0 Реагирования на жизненную обстановку, что имеет свой посто-Ый вегетативный подтекст. Однако только сочетание личностных еНностей с определенными свойствами соматических систем, кон- Философия сознания и медицина ♦ 233 . ой проблемы. Данная проблема актуальна для врача в силу того, что, (1ЧОфизиологическая проблематика имеет отношение к решению да фундаментальных методологических вопросов, — таких, как пред-, еТ психологии, проблема редукционизма в психологии и ряд других, и конечно, она связана с проблемой целостного подхода к больному аК биопсихосоциальной сущности. Очевидно, что объяснить измененную психическую активность возможно исходя из признания первичности патологических изменений в субстратной основе, в нейрофизиологических процессах. Такой подход обеспечивает одновременно рассмотрение психики как относительно самостоятельного и особого материального явления, способного к формированию нематериальных признаков и процессов целеполагания, творческой активности, осознаваемой информации. Вместе с тем, современное понимание материально-психического и идеально-психического не сводится к их вульгарному отождествлению. Например, необходимо всегда учитывать при диагностике поражений человеческого мозга недостаточную изученность его глубинных структур и функций, более творчески осмысливать достижения современной нейрофизиологии, вскрывающей механизмы функционирования сознания человека. Одна из главных функций нервной системы состоит в восприятии, хранении, использовании и воспроизведении полученной информации в целях обеспечения полноценной жизнедеятельности человеческого организма. Таким образом, сознание есть продукт исторического развития материи, а решающими факторами возникновения сознания являются социальные. Сознание обладает сложной структурой и функциями, лишь гармоничное их развитие формирует цельную, всесторонне развитую личность. Литература Антология русской философии. Т. 1. СПб., 2000. Боровков М. И., Прокудин Ю. А., Иошкин В. К. Основы философии. СПб., X. Мозг и сознание (Пер. с англ. ). М., 1971. Зубров А. П., Пушкин В. Н. Парапсихология и современное естествозна-е-М„ 1990. ■ ^Убровский Д. И. Проблема идеального. М., 1983. Ив, 'анов А. В. Сознание и мышление. М., 1994. аРкс К., Энгельс Ф. Немецкая идеология. Соч. Т. 3. Се, 'Ргеев Б. Ф. Парадоксы мозга. М., 1985. Рейд 3. Психология бессознательного. М., 1990. 234 ♦ Философия медицины -О- Раздел III -0- Глава 11 Вопросы для самоконтроля 1. В чем специфика философского анализа сознания? 2. Как понималось сознание в эпоху Возрождения и Нового времени? 3. В чем заключается сущность сознания с точки зрения материализма и 4. Какие факторы являются ведущими в процессе возникновения созна 5. По каким основаниям выделяются элементы сознания? 6. Каковы основные структурные элементы сознания? 7. Каковы основные функции сознания? 8. В чем заключается психосоматическая проблема в медицине? Темы докладов и рефератов 1. Религиозная и эволюционная концепция сознания: за и против. 2. Сознание в эпоху Античности, Средневековья и Нового времени. 3. Современная философия и естественнонаучные взгляды на сознание. 4. Психосоматическая проблема в медицине. Философия познания. Специфика медицинского познания ♦ 237 Дознание, как известно, бывает эмпирическим (чувственным) и ацИональным. _ Рациональное познание исходные посылки своей деятельности берет из чувственного познания. Чувственное познание осуществляется посредством органов чувств. Для чувственного познания характерны: непосредственность (прямое воспроизведение отражаемого объекта), наглядность и предметность возникающих образов, воспроизведение объектов познания на уровне явления, т. е. их внешних свойств, которые могут быть восприняты органами чувств человека. ' Основными формами чувственного познания являются ощущение, восприятие и представление. Ощущение — отражение в сознании человека отдельных свойств и сторон объекта, которые сами по себе не дают целостного видения, понимания объекта. Такими отдельными свойствами и сторонами познаваемого объекта могут быть цвет, звук, контуры, температура, запах и т. д. Восприятие представляет собой синтез ощущений, позволяющий сформировать целостный образ объекта. Оно является результатом деятельного, активного отношения человека к познаваемому миру. В восприятии происходит соединение цвета, формы, плотности, температуры и других характеристик предмета в единое целое, позволяющее судить об этом и именно об этом предмете или объекте познания. Важной чертой восприятия является его тесная связь с ранее приобретенным опытом^ Ошибки в восприятии возможны потому, что оно сопряжено с узнаванием. Воспринять то, с чем уже приходилось встречаться ранее, легче, чем создавать образ того, с чем никогда не встречался. Для узнавания предмета не обязательно ощущать все его качества, достаточно отдельных параметров, например, цвета, формы и т. д. Восприятие субъективно, поскольку мы замечаем то, что склонны заметить, и не в°спринимаем того, что в конкретный момент выходит за пределы наших интересов,. _ Представление - наглядное воспроизведение прошлых восприятий п°мощью памяти и воображения. По сравнению с восприятием, оно Яв'1яется более обобщенным образом действительности, который слу- Ит ступенькой для перехода к рациональному отражению дейст- Ите-тьности. В отличие от восприятия, представление обычно менее Четливо, расплывчато. Представление базируется не только на ре- Но. м опыте, но и на сведениях, почерпнутых из книг, газет, радио и Передач. В формировании представления велика роль фантазии °°бражения, а поэтому в нем нередко причудливо переплетены Льные и вымышленные элементы, детали. философия познания. Специфика медицинского познания -О- 239 ие - это процесс углубления в содержание понятия, выяснение осо-, нНостей предмета или явления, стоящего за понятием. Процесс оперирования суждениями с целью получения нового знания составляет содержание умозаключения. На базе понятий и суждений формируются умозаключения. умозаключение - вывод из одного или нескольких взаимосвязанных суждений нового суждения, нового утверждения или отрицания, нового определения науки. ] С помощью понятий, суждений и умозаключений происходит переосмысление эмпирического материал, полученного в процессе чувственного познания. На их основе выдвигаются и обосновываются гипотезы, формулируются законы, строятся целостные теории как наиболее развитые и глубокие логические образы действительности. Тем самым рациональное познание выступает в качестве более высокой ступени познания, чем чувственное отражение. Если чувственное отражение во многом носит стихийный характер и человек практически отражает все, что попадает в его поле чувственной деятельности, то логическое познание превращает стихийный познавательный процесс в целенаправленный, осознанный. История познания отражает противостояние и противоборство представителей различных точек зрения на роль чувственного и логического познания, на их соотношение в процессе познания. Как известно из истории философии, одни философы отводят главную роль показаниям органов чувств, опытному познанию (сенсуализм, эмпи-Ризм). Другие, напротив, отдают предпочтение разуму, логическому мышлению (рационализм). Третьи относятся с сомнением и к показаниям органов чувств, и к результатам абстрактного мышления. Они ^являют, что подлинное знание дает лишь интуиция - непосредственное видение сущности через «озарение», «мистическое откровение». 1акая точка зрения получила название «интуитивизм». Интуитивисты Рассматривают интуицию в качестве самого главного и самого надежно источника познания. -Связующим звеном между чувственным и логическим познанием 'ступает практика. Роль практики в познании велика. С введением Рэктики в теорию познания было установлено, что человек познает ^тьный мир не потому, что предметы и явления этого мира пассив- воздействуют на его органы чувств, а потому, что он сам активно и ; Направленно воздействует на окружающую его действительность ее изменения познает ее. Со е-1овек из всего многообразия факторов, воздействующих на его ание, вычленяет те, которые ему необходимы в его практической
философия познания. Специфика медицинского познания ♦ 241 2 Творчество и интуиция, объяснение и понимание. Истина Взгляд на познавательный процесс сквозь призму взаимосвязи, у5ъекта и объекта познания позволяет выявить его творческий, активный характер. Человек не ждет и не может ждать, когда внешний 11(р целиком и полностью отразится в его сознании. Тем более, что че1овек видит внешние проявления предметов, процессов и явлений, а ему нужно знать их внутреннее содержание, их сущность. Поэтому человек сам, опираясь на опыт поколений, на знания законов субъективной диалектики, создает познавательные структуры и в ходе пос-тедующей практической деятельности проверяет степень соответствия результатов своего творчества и объективной реальности. Познавательные структуры, создаваемые человеком, есть ничто иное как вскрываемые познающим субъектам связи и отношения объективного мира, законы его существования. Создание (генерирование) познавательных структур предполагает творчество, работу продуктивного воображения, возможность свободного выбора решения, оценку результатов и самовыражения. В этом процессе происходит раскрытие сущностных сил человека, реализация познавательных практических целей субъекта. В познавательном процессе взаимосвязаны отражение и творчество. Творчество пронизывает весь познавательный процесс. Нельзя назвать ни одной формы познания, которая была бы «чистым отражением», копированием объекта. Наиболее ярко творческая активность субъекта выражается на ступени рационального мышления, на уровне теоретического познания. Вместе с тем, чувственная ступень далеко не лишена творческой стороны. Правомерно считать, что отражение включает в себя творчество как внутренний момент, как свою противоположность, как Диалектическое отрицание. Почему так происходит? Отражение стремит-ся к точности, творчество же желает видеть в объекте познания больше, чем есть на самом деле. Творчество уводит отражение в сторону или в ГлУбину объекта, отражение же возвращает творчество к реальности. Творчество — это всегда создание нового, несмотря на то, что это °вое может играть как положительную, так и отрицательную обще-ценную роль. ° творческом познании нужно различать его общественную и ин-ВиДуальную значимость. Решая творческие проблемы, индивид со-ает их значимость, но в истории известно немало случаев, когда бле-яШие достижения творческой мысли долгое время не обретали ^ственной значимости. Творчество вообще и научное творчество, 242 О- Философия медицины «• Раздел III -О- Глава 12 в частности, показывает его глубоко индивидуальную природу, бол Процесс познания на уровне индивида, с одной стороны, обуслбв. лен накопленным научным опытом, умением творчески перерабатц. вать накопленный научный материал, а с другой стороны, интуити. вен, — в нем сливаются воедино необходимость и случайность Случайность является преобладающей для запуска механизма интуи. ции, а вероятностный результат дополняется последующим анализом основанным на жизненном и научном опыте. Нисколько не умаляя роли случайности и интуиции в научном творчестве, ученые ориентируются, прежде всего, на рациональные способы исследования, поскольку рациональное-тгознание, действуя автономно от той же самой интуиции, способно не только давать крупные научные результаты, но и подводить процесс познания к интуитивным скачкам. Интуиция — это совокупность приемов автоматизированного мышления, позволяющая ускорить процесс постижения верного знания, дающая возможность прямого усмотрения истины без какого-либо доказательного обоснования. Оценивая роль интуиции в познании, философский материализм утверждает, что это не сверхразумная и не сверхъестественная способность той или иной личности, а особая форма скачка от незнания к знанию, своеобразный перерыв постепенности в движении мысли человека. Интуиция не противостоит чувствам и разуму, не является особой, третьей формой отражения, а составляет внутренние моменты как чувственного, так и рационального познания, включающие мгновенное узнавание знакомых объектов, догадки, проницательность, быстрое нахождение нужного решения. Интуиция имеет объективные и субъективные предпосылки. Главные из них: накопленный опыт деятельности в той или иной области; наличие проблемной ситуации, стимулирующей творческое воображение; развитая способность к творческому мышлению и своего рода одаренность, талант в решении определенного рода задач. Знания, получаемые человеком, изначально носят общественный характер. В силу этого они предназначены для передачи от одного человека к другому, от ныне живущих людей последующим. Поколения людей, приходящие на смену предыдущих, сталкиваются с проблемой понимания и объяснения как с проблемой гносеологической, посколь ку нужно уяснить для себя, что и почему писали древние, а также кя донести до других то, что выяснил сам. Эта же проблема, но уже йе сколько на ином уровне появилась в ходе создания компьютерной те ники и особенно в стремлении создать искусственный разум. р^ философия познания. Специфика медицинского познания -О- 243
еЛовек - компьютер». Таким образом, проблема объяснения и по- предстает как система отношений «информатор — адресат», Осредством которой осуществляется передача знаний информации угодного к другому. Информатор передает знания, адресат их полуют. В качестве информатора может выступать как непосредственно чеаовек (преподаватель, инструктор и т. д. ), так и информация запечатленная в учебной, научной и иной литературе, в технических устройствах. Цель объяснения состоит в том, чтобы информация об образе, предмете или явлении, передаваемая информатором, создала в сознании адресата аналогичную картину, образ и т. д. По своему содержанию объяснение представляет процесс, в ходе которого неизвестная для адресата информация соотносится с известным ему знанием и таким образом истолковывается. Понимание, как познавательный акт, принципиально отличается от объяснения. Отличие понимания от объяснения заключается в психологии восприятия. Понимание фиксирует индивидуальные черты, детали, поступки и ситуации на личностном, неформальном уровне. Если индивид А понимает другого индивида - В, то это означает, что в их сознании есть область знаний, которая позволяет установить некоторые общие соответствия смыслов и значений совершаемых ими действий, речевых актов, языковых выражений, а также оценку поступков и действий других людей. Характеризуя понимание как двухстороннюю связь, следует иметь ввиду два момента: 1) результаты познавательной деятельности, рассматриваемой как понимание, должны выражаться в общем для обеих ст°рон языке, с одинаковым выражением смысла и значения переда-Ваемой информации; 2) каждый акт деятельности, подтверждающий, Что одна сторона понимает другую, и наоборот, должен подкреплять-Ся соответствием языковых носителей понимания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|