Философия общества
п
° этой характеристике понимания, как двухстороннего процесса один уязвимый момент, который обязательно необходимо учиты-
_ ть в познании. Данный подход характеризует живой диалог двух со-есеДников, когда системой взаимных вопросов можно скорректиро-^Ть свои подходы по проблеме и найти взаимоприемлемый подход к изучаемого объекта, уйти от непонимания. Другое дело, Гда твоим оппонентом является человек, живший сотни, а то и ты-и лет тому назад. Понять его, это значит уяснить историческую об-н°вку, в которой жил и творил тот или иной мыслитель, содержа- философия познания. Специфика медицинского познания < > 245 Такая трактовка истины предполагает, что «действительность» есть, „. первых, объективная реальность, существующая вне нашего созна-ия и что в понятие «действительность», во-вторых, входит и субъек-ивная реальность, в сфере которой и существует истина. Отсюда, 1ее, следует, что содержание истины всегда конкретно и что оно воспроизводимо в строго определенных условиях или обстоятельствах. ^ эТ0, в свою очередь, означает, что истина не только статичное, но и динамичное образование, изменяющееся с развитием познания. Иначе говоря, истина есть процесс - процесс приращения и уточнения знаний в предметно-чувственной деятельности человека, т. е. в практике. Перечисленные моменты позволяют разграничить диалектико-ма-териалистическое понимание истины от идеалистического, агностического и упрощенно материалистического подходов. Характерными чертами истины являются ее объективность и конкретность. Истина объективна по своему содержанию, но как любое философское понятие субъективна по форме. Субъективность формы выражения истины можно заметить на примере измерения отрезка пути, массы, объема и т. д., применяя соответствующие величины, которые были приняты, да и существуют ныне в разных странах.
Истина объективна. Одно из определений объективной истины гласит: «истина — адекватное отражение объекта познающим субъектом, воспроизводящее познаваемый объект так, как он существует сам по себе, вне сознания». Истина объективна потому, что ее содержание определяется объектом познания, которому она должна соответствовать. Знание этиологии и патогенеза туберкулеза содержательно определяется объектом познания (палочкой Коха и механизмами ее взаимодействия с организмом человека), а не субъектом. Все это достаточно очевидно, но неполно, ибо истина есть все-таки знание, а зна-Ние является результатом субъективной деятельности, принадлежит сУбъекту. Наши представления о внешнем мире во многом зависят от наших ощущений, но ведь если бы наши органы чувств были устроены иначе, то мир мы воспринимали бы совсем по-другому, следовательно, КаРтина мира субъективна, зависит от устройства органов чувств. Значит, истина одновременно и объективна, и субъективна, обла-ает двумя противоположными характеристиками, которые сли-ы> спаяны воедино в любом знании. Только субъективной истины '> как нет знаний, которые были бы верны для одного человека или РУПпы людей, но ошибочны для всех остальных. Однако истина субъ- Тивна, что означает неразрывную связь знаний с субъектом-чело- к°м и человечеством. В природе, в объективном мире есть пред- 246 -Ф- Философия медицины ♦ Раздел III -О Глава 12 меты, процессы, отношения, но знания о них существуют только в сознании людей. Объективная истина внеклассова и надысторична. Объективная истина это такое содержание человеческих знаний, которое не зависит ни от человека, ни от человечества. Признавать существование классовой истины, значит признать существование истины субъективной Полезность тех или иных истинных знаний для деятельности того или иного класса ничего не говорит об их классовости или субъективности.
Из понимания истины как объективной, независящей от индивидов и классов, вытекает конкретность истины. Конкретность истины - это отражение в знании определенных связей и взаимодействий, присущих изучаемым явлениям в зависимости от условий, места и времени их существования. Абстрактной истины, истины пригодной на все случаи жизни, нет. Истина всегда конкретна. Выделяют абсолютную и относительную истины. Это два необходимых момента одной и той же объективной истины, любого истинного знания. Они выражают разные ступени познания человеком объективного мира и различаются лишь по степени точности и полноте его отражения. Абсолютная истина (точнее, абсолютное в объективном знании) понимается: во-первых, как полное исчерпывающее знание о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда не будет достигнут, хотя процесс познания все больше приближается к нему; во-вторых, как элемент знаний, который никогда не может быть опровергнут в будущем («Земля-планета солнечной системы», «люди смертны» и т. д. ). Это так называемые вечные истины, знания об отдельных сторонах и свойствах предметов. Относительная истина (точнее, относительное в объективном знании) выражает неполноту, условность, приблизительность, незавершенность процесса познания, необходимость его углубления, уточнения по мере развития практики. За относительной истиной стоит изменчивость каждого истинного знания. Абсолютная истина в виде целостного фрагмента знания складывается из суммы относительных истин, но не путем их механического соединения, а в процессе творческого переосмысления на основе практики. Существуют две крайние позиции в понимании отношения абсолютного и относительного моментов в истине. Догматизм преуве' личивает значение устойчивого момента истины. Релятивизм делает упор на изменчивые, относительные знания в истине. Постоянный и неизменный спутник истины на всех этапах ее ра3' вертывания и углубления - заблуждение. Заблуждение — знание #е
философия познания. Специфика медицинского познания ■ ♦ • 247 соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Средневековые алхимики заблуждались, считая, что можно найти таинственный, чудодейственный философский камень, способный обращать все меТаллы в золото и излечивать все болезни. Заблуждение следует от-1Ичать от лжи. Ложь - преднамеренное искажение истины в корыстях интересах. С ложью связана дезинформация - передача заведомо ложного знания. Вопрос о том, можно ли отграничить истину от заблуждения придел к разработке проблемы критерия истины. Среди критериев истинности знания можно встретить «общезначимость», как то, что признается многими людьми; «выгодность», «полезность» - что соответствует взглядам прагматиков и, по их мнению, приводит к успеху; «соглашение» — основа конвенционалистского (от лат. сопуепНо -соглашение) подхода; «во что люди сильно верят» — религиозный подход. Диалектико-материалистическая философия соединила всеобщность критерия истины с непосредственной действительностью путем введения в теорию познания общественно-исторической практики. История познания подтвердила правильность такого подхода. Проверка практикой истинности знаний не носит характера одноактного действия по сличению знаний с действительностью, - это постоянный процесс. Критерий практики выступает как основной и всеобщий критерий истины. Вместе с тем, нужно учитывать, что критерий практики одновременно определен и не определен, абсолютен и относителен. Абсолютен в том смысле, что только исторически развивающаяся практика во всей полноте ее содержания может доказать истинность или ложность каких-либо теорий или гипотез. Относителен потому, что на Данном этапе своего развития практика не может тотчас и полностью Доказать те или иные научные выводы, полученные в ходе теоретических (математика, теоретическая физика) изысканий. Истина имеет три аспекта: бытийственный, праксеологический и
аксиологический. Бытийственный аспект истины связан с процессом Фиксации в ней элементов бытия, в ходе которого, становясь знани- ем> истина приобретает свое собственное бытие. Праксеологический аспект истины отражает включенность в содержание истины мо- ^ентов практики, ценности для практики. Аксиологический аспект Стины состоит в нравственно-этической, эстетической и праксео- огической ее наполненности, в тесной связи со смыслом жизни, с ее еНностью для практической деятельности человека. Знание истины Огащает человека, позволяет ему лучше ориентироваться в действи- философия познания. Специфика медицинского познания ♦ 249 познания. Наука, выступая в форме познания, является ви-0> ( духовной деятельности, которая производит объективно-ис- нНое, систематизированное знание. Наука это не только творческая стельность по получению нового знания, но и результат такой дея-геЛьности. Научные знания отличаются тем, что они приведены в систему на, снове определенных принципов и логически оформлены в виде теории. Представляя собой теоретические системы, научные знания выражают объективные законы функционирования природных, соци-а7ьных, духовных образований. Отражая мир, наука образует единую взаимосвязанную, развивающуюся систему знаний о мире и его законах. В зависимости от приближенности или удаленности от практики науки разделяются на фундаментальные и прикладные. Фундаментальные науки нацелены на изучение (познание) законов природы, общества и мышления. Эти законы, а также структуры, в которых они действуют, изучаются фундаментальной наукой в «чистом виде», как таковые, безотносительно к их возможному использованию. Фундаментальные науки иногда называют «чистыми». Задача прикладных наук заключается в применении результатов фундаментальных наук для решения как познавательных, так и социально-практических задач. Это деление наук весьма условно, поскольку прикладные науки могут развиваться с преобладанием как практической, так и теоретической проблематики. Как правило, фундаментальные науки опережают прикладные в своем развитии. Наука разделяется на множество отраслей знания (частных наук), которые различаются по предмету и методу познания. Классификация наук опирается на объективный фактор, на те или иные стороны действительности, либо на формы движения материи, представляющие предмет конкретной науки. Выделяют науки о природе, обществе и познании. Отдельные груп-ы представляют технические и математические науки. Специфическими признаками научного знания являются:
'• Специализированные языки науки, образованные целостными 1Истемами понятий, теорий, гипотез, законов и иных идеальных форм, Репленных в естественных или искусственных языках. ^- Использование своих специфических средств, применимых в Дельных или смежных науках. (Телескопы, микроскопы, ускорите-Ли и т. д. ) ■ Применение специфических методов деятельности (см. об этом п 250 ♦ Философия медицины ♦ Раздел III -О- Глава 12 4. Ориентированность на объективную истинность знаний, ибо есдь 5. Органическая связь с практикой или нацеленность на практику Помимо перечисленных признаков научного знания, выделяют так-же такие критерии как опытная проверяемость, воспроизводимость строгость и другие. Современная наука дисциплинарно организована. Она включаете себя различные области знания, которые взаимодействуют между собой и, вместе с тем, имеют относительную самостоятельность. Наука как целое представляет сложную развивающуюся систему, которая порождает все новые относительно самостоятельные подсистемы и новые объединяющие (интегративные) связи, обусловливающие функционирование системы науки как единого целого. В структуре научного знания выделяют два уровня знания - эмпирический и теоретический и, соответственно этому, два уровня познания (см. об этом ниже). Структура научного знания не исчерпывается этими двумя уровнями, а включает в себя также основания научного знания. Это наиболее актуально, когда области специального знания, особенно те, которые носят антинаучный характер, претендуют на статус науки. В качестве оснований науки можно выделить идеалы и нормы исследования, научную картину мира и философские основания. Идеалы и нормы научного познания выражают ценностные и целевые установки науки, поскольку содержат в себе ответ на вопрос о нужности или ненужности тех или иных познавательных действий. Идеал подлинной науки - истина. Ценность исследовательской деятельности псевдонаук в доказательстве несуществующих оснований в области знания. Отсюда вытекает разность подходов науки и псевдонауки к нормам научного познания. Нормы научного исследования неразрь*8' ны с идеалом, на достижение которого они нацелены и вместе образу ют метод деятельности по достижению цели. Наука не боится разлИ4 ных форм доказательства, основанных на объективном подход ■ Псевдонаука идет по пути фальсификаций. Важнейшее требовав науки состоит в соответствии метода исследуемому объекту. Второй блок оснований науки составляет научная картина мира, к» целостная система связи достижений фундаментальных и приклаД наук, показывающая место и роль любой из отраслей научного зна в едином функционирующем научном целом. философия познания. Специфика медицинского познания Третьим блоком оснований науки выступают философские идеи принципы, на которых базируются идеалы и нормы науки, а также, 1держательные аспекты научной картины мира. Философия обеспечивает включение научного знания в культуру. Специфической об-астью научного знания является социальное (гуманитарное) знание -, 5 обществе и процессах в нем происходящих, о человеке и «мире чеЛовека». Гуманитарное знание анализирует деятельность людей, в которой органично переплетены материальное и идеальное, объективное и субъективное, стихийное и сознательное. В силу этого гуманитарное знание содержит знание об объективных факторах существования человека и общества, а также о субъективном элементе, делающем жизнь человека и общества отличной от работы агрегата, подчиненного законам механики. Хотя объективное в общественной жизни проходит через сознание человека и приобретает оттенок субъективности, оно позволяет обнаружить законы его функционирования. Законы функционирования (сущность) общества изучаются наукой об обществе, а оттенки объективного с элементами субъективности под различными углами зрения анализируют искусство, нравственность, религия, правосознание. Специфической областью научного знания является медицина, представляющая собой систему научных знаний и практических мер, объединенных целью распознания, лечения и предупреждения болезней, сохранения и укрепления здоровья и трудоспособности людей, продления жизни. Сейчас трудно найти какую-либо из наук, которая так или иначе, не была бы связана с медициной, поскольку вся объективная реальность влияет на человека, а человек трудится на ниве познания во всех областях и отраслях. Одним из оснований научного знания выступают философские идеи и принципы. Именно эти идеи и принципы выполняют роль методо--Югии науки. Методология - это система принципов и способов организации еретической и практической деятельности по достижению познава-ельных целей, а также учение о данной системе и теория метода. На СЬ|овании методологии разрабатываются или используются конкрет- 'е Методы той или иной науки. Метод, в широком смысле слова, пред- авляет собой способ деятельности не только в познании, но и в лю-с и дРугой сфере социальной жизни. В узком, гносеологическом т ! сле> метод есть способ практической и теоретической деятельнос-е-1овека, направленный на познание объекта. 252 О- Философия медицины ♦ Раздел III О- Глава 12 Многообразие видов человеческой деятельности обусловливаю-многообразный спектр методов, которые могут быть квалифицирова. ны по самым различным основаниям. Все методы научного познания по степени общности и области дед. ствия можно разделить на три основные группы: универсальные, об-щенаучные и специальные. Универсальные методы характеризуют философский подход и при-менимы во всех сферах познавательной деятельности человека с уче-том их специфики. Содержанием универсальных методов являются общефилософские подходы к пониманию окружающего нас мира, самого человека, его познавательной и преобразовательной деятельности. Универсальные методы зависят от философских позиций познающего субъекта. Общенаучные методы - методы познания, используемые во всех науках. Их объективной основой являются общеметодологические закономерности познания, включая и гносеологические принципы. К общенаучным методам относятся методы наблюдения и эксперимента, метод моделирования, гипотетико-дедуктивный метод, системный и структурно-функциональный подходы и т. д. Специальные (частнонаучные) методы применимы в рамках только отдельных (частных) наук. Объективной основой таких методов являются законы и теории частных наук. К специальным методам относятся методы качественного анализа в химии, метод меченых атомов в биологии, метод спектрального анализа в физике и химии, метод статистического моделирования при изучении систем и т. д. 4. Эмпирический и теоретический уровни научного познания. Формы научного познания ■ ' Научное познание, как процесс, связано с деятельностью познающего субъекта, а субъект может добывать знания опытным путем (эмпирически) и путем сложных логических операций, творческо переработкой полученных исходных данных, т. е. теоретически- О1 сюда и вытекает, что научное познание имеет эмпирический и те ретический уровни, которые органически взаимосвязаны. НаучН познание отличается от обыденного целенаправленностью, конкре ностью, четкой фиксацией результатов познания с обязательН теоретическим переосмыслением и внесением корректив в арсе науки^ Основные этапы и формы развития научных знаний предсТ лены на схеме: философия познания. Специфика медицинского познания ♦ 253 Основные этапы и формы развития научных знаний Научная база-фд- факты действительности Фн - научные факты П - проблема Г, М — гипотезы и теоретические модели объектов Д - научное доказательство Т - теория На эмпирическом уровне научного познания преобладает чувственное познание (живое созерцание). Рациональное познание здесь присутствует, хотя и имеет подчиненное положение. Эмпирический уровень — это своеобразный этап сбора данных о природных или социальных объектах, которых не хватает ученым, чтобы создать полную картину исследуемого явления или процесса. Поэтому сам прочесе эмпирического этапа исследования направляется и контролируется теорией. Однако это не означает, что теория сковывает эмпирические исследования, ограничивает их. Эмпирический этап сбора имеет относительную самостоятельность, и собранный материал не обязательно должен соответствовать той или иной теоретической концепции. Несоответствие опытного материала той или иной форме теоретического знания указывает на несовершенство знания. " а эмпирическом уровне исследуемый объект отражается преиму-ественно со стороны своих внешних связей и проявлений, доступ-Ых живому созерцанию. Главным для эмпирического этапа является акт°Фиксирующая деятельность. эмпирическое познание очень близко соприкасается с такими те- ™ческими методами как анализ и синтез, которые можно назвать теоретико-эмпирическими. Точно также можно сказать и об экс- ПеРиМе нте, как методе познания, соединяющим в себе опытное полузнаний с предварительным осмыслением условий его проведе-И' соответственно, закладкой определенного гипотетического 1Р 254 •♦ ■ Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 12 знания в основу конкретных действий. Этим самым подтверждает,, непреложный факт любого познания, что опыт (практика) являем исходным и конечным этапом познания. Теоретический уровень научного познания связан с преобладав ем мыслительной деятельности, осмыслением эмпирического матерь ала, его переработкой на основе понятий, законов, теорий. Эмпирические данные, будучи многократно и под разными углащй зрения переосмыслены, перепроверены, трансформируются из еди ничного, частного в общее и ложатся в основу частных или общих за-конов, теорий. Теоретическое осмысление осуществляется на основе арсенала методов теоретического познания, который пополняется из года в год Относительно недавно в научную жизнь вошел системный подход, еще более молод синергетический подход. К методам эмпирического уровня познания относятся наблюдение, сравнение и эксперимент. Наблюдение - целесообразное восприятие явлений действительности, связанное с их описанием и измерением. В медицине применяется метод натурного наблюдения, объектами которого могут быть больные, находящиеся на лечении, различные объекты внешней среды. микроорганизмы, ткани живого организма, продукты выделения. Столь же разнообразны и конкретные методики натурного наблюдения (микроскопия, биохимические, гематологические и др. ). Метод натурного наблюдения предполагает изучение объекта в обычных дяя него условиях. Сравнение — выявление сходных и отличающихся сторон в процессах, предметах, явлениях. Эксперимент — активная, целенаправленная практическая деятельность, при которой исследователь выбирает или формирует объект исследования и условия, в которых он функционирует. Эксперимент может быть осуществлен в натуральной, модельной или натурально-модельной формах. Медицинский (медико-биологический) эксперт мент — это вид научной деятельности, предпринимаемый на биологи ческих объектах в целях открытия и изучения объективных законо возникновения, течения и исхода заболевания, а также для выясн ния эффективности лечебных (терапевтических или хирургическ средств. К числу экспериментальных исследований нужно отнес клинические испытания средств и способов оказания медицине помощи (предшествовать которым должны обязательно эксперт ты на животных с целью проверки на патологическое воздействие живого организма). философия познания. Специфика медицинского познания О- 255 К методам теоретического уровня познания относятся следующие. абстрагирование — мысленное отвлечение отдельных элемен- в свойств, отношений и рассмотрение их в «чистом виде», отдельно друг от яруга. Анализ и синтез. Анализ - реальное или мысленное разделение бъекта на составные части, а синтез — их объединение в единое целое. Идеализация - мысленное конструирование понятий об объектах, существующих и неосуществимых в действительности, но имеющих прообразы в объективном мире. Индукция и дедукция. Индукция - движение мысли от единичного к обшему, а дедукция - от общего к единичному. Аналогия — установление сходства черт, сторон, свойств, отношений у рассматриваемых нетождественных объектов. Умозаключение по аналогии дает не достоверное, а вероятностное знание. Мысленное моделирование — построение и исследование вторичного (теоретического) объекта, сходного в существенных чертах с изучаемым первичным объектом. Системный подход — рассмотрение объекта как элемента системы с выяснением места и функции каждого элемента, внутренней иерархии и законов функционирования. Синергетический метод — метод выявления самоорганизации открытых неравновесных систем любой природы. При рассмотрении теоретических методов следует учитывать, что системный и синергетический методы выступают проявлением методологического значения теории систем и синергетики. Научное познание есть процесс, в ходе которого обогащается содержание знания и сменяются формы его существования. Основными формами, в которых существует научное познание являются: пробле-ма, гипотеза, теория. Но эта цепочка форм знания не может существо-Ватьбез фактического материала и практической деятельности по про-Верке научных предположений. Формы научного познания невозможно Рассмотреть вне процесса научного познания, который включает в себя ^'Пирический и теоретический этапы. -л эмпирический этап связан с получением фактов, а потому на дан- °м этапе фигурирует такая форма научного познания как факт науки. Факт науки отличается от факта действительности, поскольку фак- Действительности фиксируются как события, явления жизни, но
Их Детального описания. Факты науки — факты действительности, а философия познания. Специфика медицинского познания О- 257 с специфика медицинского познания Уникальность медицины как сферы практической деятельности и расли научного познания не подлежит сомнению. Она, пожалуй, не \(еет аналогов ни среди прочих отраслей материального и нематери-1ЬНОго производства, ни в кругу фундаментальных и даже прикладных наук. Широта ее познавательных интересов простирается от модулярного уровня морфофизиологии человека до социальных закономерностей человеческого общежития,. Она разрабатывает математически точнейшие приемы оперативных вмешательств^на головном мозгу (криохирургическое лечение паркинсонизма). Она требует вургентных ситуациях эффективных действий по витальным показаниям, когда аналитически точное исследование исключено и невозможно. В ней же не чураются изобретать и рационализировать приемы гипнотерапии, похожие на некое священнодействие. И ведь не случайно на врачевании издавна лежит печать некой таинственности, а талантливый (по оценке пациентов, непременно хороший и добрый) врач по сей день еще наделяется (даже среди коллег), если не магическими силами, то животворящей харизмой («врач Божьей милостью»). Перечень разнообразных до экзотичности нормативных установок, приемов и форм утилитарно практической и научно изыскательской деятельности, которые составляют достояние медицины, можно продолжить. Естественно, что чем более пестрой будет мозаика признаков, так или иначе характеризующих медицину (присущих или приписываемых ей), тем более яркой и по-своему убедительной будет чисто описательная картина специфики медицины. Однако в специфике или экзотической особенности каждого изолированного «достояния» медицины исчезает то объективно общее, которое делает их Равным образом медицинскими в их особенности и, тем самым, производными в этой своей особенности от некого по-медицински обше-Го основания.
Медицина сама по себе для философии беспроблемна, т. е. не эври-стична или познавательно неинтересна, т. к. не привносит каких-либо в°змущающих влияний в сложившуюся манеру научного мышления и е порождает у философов ни гносеологического беспокойства, ни ме-Оло-югической озабоченности. Таким образом, в философских дискур-ах медицину вроде бы позволительно вообще не принимать в расчет. Незыблемость такого убеждения (или предубеждения) философов н°сительно медицины прочно закреплена в системных классифи- ях наук. Такие классификации разрабатываются не часто, но в из них медицина квалифицируется как прикладная ветвь био- 258 ♦ Философия медицины О- Раздел III < > Глава 12 логии и располагается в одном ряду с зоотехникой и агрономией. (\ туе прикладной отрасли биологии позволяет приписать медицине/ кую отличительную особенность, как «весьма узкий предмет исслед вания». Отмеченная «узость» то ли объясняется, то ли усугубляется тец что «прикладные науки не разрабатывают общих проблем мировоззпе ния», а «мировоззренческое содержание в системе их философски оснований» они просто заимствуют «из диалектического материалу ма» и фундаментальных наук (физика, биология и др. ) (Философски проблемы естествознания. М., 1985. С. 19). Возможно ли, и если возможно, то «как? » теоретически «проинтегрировать» агрономию, зоотехнику и медицину, об этом философы не говорят и считают себя вправе о сем не задумываться. Ведь их не интересуют «узко предметные» или сугубо частнонаучные вопросы. Однако уже само намерение свести названные науки к «общебиологическому знаменателю» влечет за собой признание, что их можно «объединить» лишь на наиболее «предметно узком» и наименее развитом (в эволю-ционно-историческом плане) основании. Похоже, что тем самым заведомо, т. е. весьма произвольно и бездоказательно, «сужается» предметное основание медицины. Кроме того, и философские основания медицины оказываются неоправданно урезанными или оправдываются лишь по предметно узкому основанию. Возможно, агрономия и зоотехника могут ограничиться заимствованием «мировоззренческого содержания» и исключительно из «диалектического материализма». В отличие от них для медицины такое философское основание тесновато. Ей настоятельно необходимо заимствовать некоторые идеи еще и «из исторического материализма», да притом не только заимствовать в предуготовленном виде, но и дать им свою эмпирически корректную интерпретацию (способствуя тем самым их конкретизации, а той развитию). Подобного рода вопросы настолько очевидны и лежат, как говорится, на поверхности явлений, что остается лишь удивляться, почему они не ставятся и не решаются ни в философии, ни в медицине. Удивление же, по Аристотелю, - начало философии. Так вот, что касается философии, то, судя по изложенным выше позициям, она просто закрывает для себя эти вопросы и в некотором смысле запрещает саму их постановку, т. к. априорно предрешает их, изначально воспринимая и Р& У' мея медицину только сквозь призму биологического фундаментализм^ Справедливости ради следует признать, что медицина все-таки та ки
вила именно эти вопросы. Почти 90 лет назад журнал «Практичес врач» (1916, №7. С. 62) отмечал, что в сфере гносеологических и ческих основ медицины царят хаос и путаница; медицина до сих философия познания. Специфика медицинского познания
себе труда «определить свое место под солнцем»: Что такое " шина' Наука? Совокупность наук? Техническое приложение вы-^'е других наук? Вопросы эти остаются без ответа. Те *е вопросы остаются без сколько-нибудь вразумительного отве-
сегодня. Правда, отсутствие ответа - это тоже ответ и даже молча- согласие с наличным или длящимся $ши$ цио. Означенный ста- закрепляется авторитетом философского знания, «предрешения» оторого выглядят своеобразным «принципом запрета» на переосмыс-ение безответных для медицины вопросов. Между тем, они остаются все-таки гносеологически и логически не проработанными. В силу отмеченных обстоятельств сами медики, по признанию первого президента Академии медицинских наук СССР Н. Н. Бурденко (1876— 1946), привыкли смотреть на медицину как науку техническую, прикладную, которая в гносеологическом смысле занимает совершенно скромное место (Клиническая медицина, 1957, № 10. С. 145). Парадоксальность ситуации заключается, однако, в том, что медицину можно причислять к любому разряду наук, но она в любом случае и при любой «типологии дискурсов» остается все-таки наукой о человеке. А вот науке о человеке не подобает ни занимать, ни отводить совершенно скромное «в гносеологическом смысле» место прикладывающейся к чему-то науки. Если же ей отказывают даже в причастности к разработке мировоззренчески значимых проблем и авторитетом философской гносеологии низводят до фундаментально нечеловеческой науки, то это, скорее всего, означает, что сама гносеология вырождается в привычно-модное умничанье по частностям (пусть и весьма блестящим в своих никому ненужных деталях). В попытке найти выход из столь парадоксальной и даже тупиковой ситуации нельзя не обратиться к истории вопроса, - к самым истокам медицинской науки. Правда, и в этом случае медицина оказывается '" начально не ординарной отраслью научного знания. Она сложилась в школе Гиппократа как теоретическая (по форме! ) отрасль именно аУчного знания, опередив на 2 тысячи лет возникновение классически науки (механика Галилея и Ньютона). Некоторые историки есте-Твознания считают медицину единственной отраслью знания, кото-^я не имела корней непосредственно в философии (И. Л. Гейберг, " )• В действительности же, медицина Гиппократа опиралась на на- -Рфилософские представления о мире, но все-таки теоретические Гляды на организм разрабатывались именно в медицине. Гиппократ без пафоса утверждал, что ясное познание природы (человека) за- твуется не откуда-либо, а только из медицинского искусства (Избр. 1936 с. 162). 260 < > Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 12 Высокий для своего времени уровень развития медицины в школ Гиппократа и Асклепиада (И—I в. до н. э. ) отмечен авторитетными сви детельствами современников. В частности, Цицерон во главе учены профессий ставил медицину. Платон рассматривал медицину как на уку человеческую, а не божественную, и признавал, что врачевани постигло и природу того, что лечит, и причину собственных действий и может дать отчет в каждом своем шаге. С возникновением классического естествознания статус медици. ны среди наук существенно меняется и авторитет ее учености заметно падает. На то имеется немало причин, которые, в конечном счете, проявляются в «расщеплении» медицины на доктринальную (по терминологии Ж. Гардиа) и клиническую. Научность первой гарантируется тем, что она теоретизирует на принципах более развитых наук, - на принципах механики, физики и химии (ятромеханика, ятрофизика и ятрохимия). На фоне не подлежащей сомнению, хотя и заимствованной, учености доктринальная медицина сливалась до неразличимости с «истинной наукой», а клиническая медицина стала восприниматься не более чем «искусство врачевания болезней и ран». И все-таки клиницисты не желали разменивать свое искусство на «истинную науку». Современник и почитатель выдающегося русского клинициста Г. А. Захарьина (18
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|