Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Род, класс болезни




Щ

3-

ю

о

ш о

I

X щ ■

из О

и о


Симптоматический

диагноз (связан

с функциональным)

. Неспецифические симптомы

Специфические симптомы

Индивидуальные чувства, возраст, осложнения и т. д.


Морфологический^ диагноз

Общие представле­ния о строении тела

человека

Частное:

— в строении орга­
низма,

— в патологии


^Нозологический диагноз

О

Род, класс болезни

о

О П

Вид, группа болезни      "




Больной

объект общ. /

особ.


ЛЕЧЕНИЕ общее — неспецифическое особенное - специфическое


лоСофские категории как отражение универсальных связей... ♦ 201

Сущность и явление. Категории сущности и явления принадлежат к ислу важнейших категорий диалектики и теории познания. Сушеству-т оПределенная сложность и неоднозначность в трактовке категории «сущность». Следует исходить из того факта, что сущность любой чув-■ твенно воспринимаемой реальности, отдельно взятого предмета, про­цесса в совокупности его свойств воспроизводится в сознании не в виде эмпирических понятий, но в виде идеальных образов, абстракций, от-ражаюших совокупность необходимого в вещи, законов развития и функционирования в их органической взаимосвязи.

Сущность, таким образом, - это внутренние, устойчивые связи оп­ределенного круга явлений, это внутренняя устойчивая сторона пред­метов и явлений действительности. В имеющейся философской лите­ратуре возможна встреча и с другими определениями сущности. Понятие сущности носит емкий, собирательный характер, в ней зак­лючено интегральное противоречивое единство всех закономерно свя­занных элементов в их причинно-следственных отношениях, в их за­рождении, развитии, в тенденциях к будущему.

Явление — это внешняя подвижная сторона предметов и процессов действительности, это внешнее определение сущности. Явление от­ражает один из аспектов сущности, ее часть, грань. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне. Поскольку сущность выража­ет внутренние, устойчивые, необходимые связи, возникает проблема соотношения категорий закона и сущности. Закон, как известно, пред­ставляет собой повторяющееся в явлении отношение сущности или между сущностями, поэтому закон и сущность — понятия однопоряд-ковые, одностепенные. Действительно, рассматривая сущность яв­лений, мы приходим к пониманию законов его развития. Вместе с тем, сущность представляет собой совокупность законов, определя­ющих развитие данного круга явлений. Следовательно, сущность, в отличие от закона, проявляется не в одном законе, но в их группе, системе.

Сущность и явление находятся в диалектическом единстве. В при-„ не бывает ни чистой сущности, ни отдельных от нее явлений. - Щность всегда проявляется в явлениях, а всякое явление имеет свою ность. Сущность является, а явление существенно, ыражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущнос-' овые черты, моменты, которые обусловлены не сущностью, а вне-Ст Ми обстоятельствами, системой взаимодействий, в которых суше­на Т Процесс или вещь. Поэтому явление содержательнее сущности, ^и рН° опРеделяется не только внутренними, но и внешними связя-УЩность глубже явления, но явление богаче сущности.


сОфские категории как отражение универсальных связей... ♦ 203

Этот процесс осуществляется на основе медицинского опы-" ацалитико-синтетической деятельности врача, его интуиции. Ведь

гностический процесс есть содержательное исследование больно-; с применением всех методов современной клиники и аппарата ло-'цческого мышления.

причина и следствие. Существуют различные группы связей, среди

х имеются связи существования, функционирования, простран--твенные, временные и причинно-следственные, представляющие со-5ои часть, момент связей всемирных. Философы во все времена при­знавали важность нахождения причинных связей. Демокрит, например, утверждал, что он предпочитает найти одно причинное объяснение, нежели получить персидский престол.

В философской литературе под причиной понимается взаимодей­ствие между двумя или несколькими явлениями, сторонами одного и того же явления, вызывающее определенные изменения во взаимодей­ствующих сторонах. Таким образом, родовым понятием для категории причины является категория взаимодействия. Категория «взаимодей­ствие» является одной из центральных в диалектике, ибо последняя исследует связи, лежащие в основе процессов изменения и развития.

Взаимодействие - это философская категория, отражающая атрибу­тивное свойство материи, представляющее собой такую взаимообу­словленную связь материальных и духовных образований, сущностью которой является противоречивый обменный процесс, сопровождаю­щийся изменением и развитием сторон. Объективным содержанием взаимодействия является взаимное действие друг на друга некоторых объектов, их обоюдная активность, наличие канала взаимосвязи.

Следствие - это то, что возникает, порождается под воздействием пРичины; это результат изменения, появляющийся во взаимодейству­ющих явлениях или их сторонах. Взаимосвязь причины и следствия Сражается в синтетической категории «причинность».

Причинность - это философская категория, которая выражает ге-етическую связь между отдельными состояниями видов и форм ма-еРиального мира в процессах его изменения и развития.

ит причины следует отличать условия и повод. Под условиями сле-- т понимать такой комплекс явлений, который, хотя и не порожда-

определенные следствия, но выступает необходимой предпосылкой

становления и развития. Это совокупность обстоятельств, в кото-осуществляется конкретная причинная связь. овод - это событие, выступающее побудительным толчком для твия причины. Повод носит внешний, случайный характер. Ся ^Ществующее многообразие причинных связей классифицирует-нескольким основаниям. В соответствии с таковыми причин-


 


10СОфские категории как отражение универсальных связей... ♦ 205

важнейшим моментом причинности является то, что она произво-т действие. При этом одна и та же причина при одинаковых услови-вызывает строго определенное следствие. Одно следствие может ' ць результатом комплекса причин, одна причина может вызвать не­сколько следствий.

Причина не только порождает следствие, но и следствие воздейству­ет на причину. Г. Гегель считал, что причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Причина, будучи активной субстан­цией, воздействует на пассивную и вызывает в ней изменения — след­ствия, но следствие оказывает противодействие и из пассивной суб­станции превращается в активную. Следствие не может быть причиной своей же причины. Обратное влияние следствия на породившую его причину означает факт затухания причины в своем следствии, факт затухания действия и прекращения причинной связи. Причина угаса­ет в действии и тем самым угасает и действие, цикл развития завер­шен. Но если речь идет о том, что полученное данное следствие выс­тупает причиной изменений, то это уже новая причинная цепь.

Причинности имманентно присущ момент необходимости и слу­чайности. Случайность в причине обусловлена изменяющимися ус­ловиями, состоянием, характером изменений взаимодействующих элементов, а также существованием и возможным пересечением мно­жества причинно-следственных цепей. Таким образом, все имеет свою причину, каждая причина выступает как следствие других причин, и каждое следствие есть причина других следствий.

Теория и практика медицины в объяснении причинности основы­вается на концепции взаимодействия. Концепция причинности в со­временной медицине - это концепция взаимодействия организма с Факторами природной или социальной среды, осуществляемого в оп­ределенных условиях. Причина болезни может быть понята как взаи­модействие организма и среды. Следовательно, в теории причиннос­ти современной медицины особое значение приобретает вопрос об отношении внешних и внутренних факторов. Внешние воздействия пРеломляются через природу внутреннего взаимодействия. Следст­вие — это не зеркальное отражение внешнего воздействия, а результат Взаимодействия внешнего и внутреннего, результат преломления вНещнего во внутреннем. Этиология, таким образом, — это специфи­чное преломление внешнего во внутреннем. Так, реакция на луче-Ые воздействия зависит как от дозы облучения, так и от свойств орга-Изма, характера обменных процессов, типа нервной системы и так алее. Внешние факторы сами по себе не создают в организме специ-

фи

ческих изменений, они должны найти себе преломление через фун-


лософские категории как отражение универсальных связей... < > ■ 207

форма и содержание - это противоположности, находящиеся в

иНСтве и борьбе. Развитие противоречия формы и содержания про-

дИт следующие этапы: возникновение и нарастание противоречий

(еЖДУ новым содержанием и старой формой; сбрасывание старой и

о3никновение новой формы, соответствующей новому содержанию;

овершенствование содержания под воздействием новой формы.

Противоречие формы и содержания развивается по мере накопле­ния изменений в содержании материального образования. Несоответ­ствие между формой и содержанием проходит этапы от тождества к различию, а затем и противоположности. Углубление, развитие про­тиворечия сопровождается тем, что форма, которая способствовала развитию содержания, начинает препятствовать развитию вещи. Од­нако содержание продолжает изменяться. Усиление борьбы содержа­ния и формы приводит к ломке существующей системы связей (фор­мы) и образуется новая форма, соответствующая новому содержанию и дающая простор для развития последнего. Процесс ломки старой формы и образования новой представляет собой скачок, переход вещи в новое качество.

В результате борьбы противоположностей изменяется весь предмет, однако, во взаимодействии противоположностей ведущую роль игра­ет содержание. Содержание более подвижно, текуче, оно предопреде­ляет тенденции развития явлений. Форма более статична, она отстает от содержания, однако, оказывает обратное влияние на содержание. Примером диалектики формы и содержания является соотношение ге­нотипа и фенотипа в эволюции организмов. Источником эволюции является борьба противоположностей содержания и формы. Фенотип (форма) не пассивен, но активно влияет на генотип (содержание). От­ношения между генотипом и фенотипом выступают в качестве суще­ственного противоречия развития живого.

В развитии общества диалектика формы и содержания реализуется

Во взаимосвязи производительных сил и производственных отноше-

Ний. Производственные отношения являются формой по отношению

к производительным силам общества. В развитии той или иной об-

«ственно-экономической формации производительные силы бурно

Извиваются, уходят вперед в своем развитии, а производственные от-

°Щения (формы собственности) отстают, тормозят развитие произ-

тельных сил. Конфликт разрешается изменением формы произ­веденных отношений. Во всех сферах объективного мира действует

 закономерность: по мере развития любого процесса или пред-а сначала изменяется содержание, а затем и форма (по мере разви-своего содержания) вступает в противоречие со старой формой, в

 



208 ♦ Философия медицины < ** Раздел III ♦ Глава 10

результате чего происходит ее замена. В результате такой замены н вое содержание получает возможность для развития.

Таким образом, всякая форма содержательна, всякое содержаци имеет форму. Содержание определяет форму, а форма активно влия? на содержание.

Поскольку всякий предмет обладает содержанием, а содержание выступает в виде системы взаимосвязанных частей и элементов, То наряду с категориями формы и содержания следует рассмотреть свя­занные с ними такие категории как часть, целое, структура, элемент система, функция.

Целое и часть. Каждое материальное образование представляет со­бой нечто целое, состоящее из определенных частей. Какую бы сколь угодно малую частицу материи мы ни взяли бы, она всегда представ­ляет собой нечто целое и, вместе с тем, часть иного целого. Таким образом, каждое материальное образование в одно и то же время выс­тупает и как нечто разделенное на части, и как единое целое.

Целое — это предмет (процесс, явление), включающий в себя в ка­честве составных частей иные предметы (процессы, явления) и обла­дающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам состав­ляющих его частей.

Часть - это предмет (процесс, явление), входящий в состав другого предмета (процесса, явления) и выступающий компонентом его со­держания. По характеру связи частей между собой различные систе­мы делятся на разные типы целостности. Суммативное, механическое целое — это такое целое, которое представляет собой механическую сумму частей. В этом виде целостности его составные части обладают одинаковыми свойствами независимо от того, входят ли они в состав целого или нет. Части такого целого могут входить и выходить из него, практически не меняя своих свойств.

Организованное целое — это такое целое, все части которого нахо­дятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи. Свой­ства целого в этом случае не представляют собой сумму свойств его частей: это такая система, в которой проявляются новые качества, не свойственные образующим его частям. При этом свойства целого из­меняются в зависимости от изменения его составных частей. В свою очередь, свойства частей меняются в зависимости от того, входят ли они или не входят в состав данного целого.

Более высоким типом целостности является органическое целое-Часть такого целого не только приобретает ряд новых существенна свойств, но и вообще не может существовать вне данного целого. Та' ким образом, в соотношении части и целого можно отметить слеДУ10


оСОфские категории как отражение универсальных связей...


♦ 209


тую

закономерность: чем глубже и сложнее связь между частями, тем

гше Роль Целого по отношению к своим частям, тем меньше относи-В ная самостоятельность частей и целого.

качество целого отличается от суммы качеств составляющих его ястей за счет структуры. Части целого взаимодействуют друг с дру-оМ только определенными сторонами, и качество целого зависит от -пособа взаимосвязи частей.

Всякое целое подвижно, изменчиво, в своем развитии оно проходит этапы становления и совершенствования. Целое возникает сперва как единство минимума частей, а затем оно может порождать новые части.

На базе одного целого может порождаться новое целое, но новое це-юе порождается на основе старого не в готовом виде, а в виде компо­нентов, которые представляют собой вторичные продукты старого це­лого и первичные по отношению к новому целому. Таким образом, целое порождает части, а части приобретают характер новой целостности.

Во взаимодействии целого и части ведущей стороной является це­лое. Части подчиняются целому, развиваются в его рамках. Часть должна сообразовываться с целым. Подчиняясь целому, его части об­ладают относительной самостоятельностью, относительной степенью свободы. Ведь каждая часть выполняет свои функции, обладает свои­ми особенностями, характеристиками, свойствами, одни из частей более подвижны, другие менее.

Таким образом, категории части и целого выражают такую связь между предметами, когда один предмет как некое сложное и единое Целое является объединением других предметов и образован из них как из своих частей, но не сводится к ним.

Структура и элемент. Всякое материальное образование состоит из устойчивых, относительно неделимых компонентов, состоящих в закономерной связи между собой и выполняющих определенные фун­кции. Это элементы.

Категория «элемент» соотносится с категорией «структура».

Структура - это сеть связей, устойчивая система связей, тот спо­соб связей, который объединяет все элементы в единое целое. Одни и Те же элементы, будучи связаны различными сторонами, могут обра-3°вывать различные структуры.

Согласно имеющимся в философской литературе взглядам, струк-уРа является категорией полифункциональной, ее смысл зависит еще От того, с какой категорией она образует диалектическую пару. В иалектике элемента и структуры структура представляет собой толь-0 внутренние связи, в диалектике структуры и функции в понятие тРУктуры включаются связи и элементы. В диалектике системы и


210 ♦ Философия медицины ♦ Раздел III О- Глава 10

структуры последняя является качественной характеристикой мы и по своему содержанию близка к категории «функция». и структура взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга, ют диалектическую связь. Характер связи элементов зависит от при роды элементов, их количества и качества. С другой стороны, каче ства элементов, их роль и место зависят от структуры, от системы и,, связей. Изменение элементов, их качества и количества обусловлива-ет изменение структуры. Появление новой структуры обусловливает изменение ее элементов, их свойств, характеристик. Взаимосвязь эле-ментов и структуры представляет собой единство противоположнос­тей. Элементы имеют тенденцию постоянно изменяться, структура до определенной меры остается неизменной, но на определенной ступе­ни развития этого противоречия происходит ломка старой структуры и формирование новой. Таким образом, диалектика взаимосвязи эле­ментов и структуры представляет собой конкретизацию диалектики взаимосвязи содержания и формы.

Закон взаимодействия элементов и структуры реализуется в диалек­тике структуры и функции. Понятие «функция» отражает взаимодей­ствие между элементами системы и связь последней с другими систе­мами, что обеспечивает их устойчивое состояние. Функция — это та роль, которую выполняет элемент в составе целого как в целях объединения элементов в систему, так и для нормальной работы всей системы.

Понятие «структура» в диалектической паре с категорией «функ­ция» означает последовательность связей элементов системы и вклю­чает в свое содержание и сами эти элементы. Биологической функцией можно считать взаимодействие между элементами морфологического субстрата: здесь функция выступает как способ существования мор­фологического субстрата.

Биологическая структура — морфологическое единство субстрата и динамики процесса.

Все многообразие функций в живых системах можно разделить на два класса: пластические, то есть строительные, и рабочие, т. е. регуля­ции различного уровня (тканевые, органные, межорганные и так далее)-

Все патологические процессы должны рассматриваться как наруШ6' ние пластических или рабочих функций в рамках целостного организма-

Диалектика структуры и функции схематически такова: структур и функция взаимосвязаны: всякая структура, определив место элемен^ в системе, обусловливает и его функции, характер взаимодействИ > элементы внутри системы взаимодействуют и возникают изменен как в самих элементах, так и внутри системы; с накоплением этих » менений начинают меняться функции элементов и системы в изменений функций приводят к изменению структуры системы-


сОфские категории как отражение универсальных связей... ♦ 211

Таким образом, функциональные и структурные свойства системы

1Л(Освязаны. Применяя структурно-функциональный подход к изу-9 я«ю ! 1Ю^0Г0 объекта, следует помнить, что изолированное изучение

, нкции или структуры бесперспективно. При применении функци-нального подхода к исследованию системы одновременно проводит­ся структурный анализ системы.

Структурно-функциональный анализ представляет собой грань си--темного подхода к явлениям действительности. Системный подход представляет собой методологическую ориентацию исследования, ос­нованную на рассмотрении объектов изучения как систем. Суть сис­темного подхода состоит в следующем: любой объект логично рассмат­ривать как систему и, вместе с тем, как подсистему другой, более широкой системы; любая система состоит из элементов, их свойства взаимообусловлены; между элементами существуют связи, образую­щие структуру; каждый элемент функционирует, а функции образуют систему; вся система развивается.

Таким образом, категории части, целого, структуры, функции, эле­мента, системы находятся в сложных диалектических связях, в отно­шениях взаимополагания и взаимоопределенности.

Необходимость и случайность. Первые представления о случайном и необходимом у людей отождествлялись с роком, судьбой, то есть с потусторонней силой. Древнегреческий поэт Архилох писал: «Все че­ловеку, Перикл, судьба посылает и случай».

Греческие философы признавали объективное существование не­обходимости, но случайность понимали только как гносеологический феномен. Демокрит утверждал: «Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную не­рассудительность».

Диалектика исходит из того, что необходимость и случайность отра­жают объективные зависимости явлений мира, выражают типы их связей, степени детерминированности явлений, процессов действительности.

Необходимость выражает внутренние, устойчивые, повторяюшие-я> общие связи действительности, определяет главное направление ее Развития.

° противоположность необходимости случайность выражает в ос­ином внешние, неустойчивые, единичные связи действительности.

Необходимость - это такая связь явлений, которая имеет основание

м°й сущности явлений, обусловлена их внутренней природой и по-

^У Реализуется неизбежно при наличии соответствующих условий. лУчайность - это такая связь явлений, которая имеет свое ос-преимущественно во внешних условиях, в явлении и реали-не всегда и в разных формах. Это явление, которое возникает


■ тгегории как отражение универсальных связей... ♦ 213 действующая цепи случайностей, результат взаимодей-

оНЗ" последних.

' природе, например, в результате мутации может возник-

В *"

*" в. ое изменение, и оно также может закрепиться и стать на-

ьСЛ ным признаком. Н. И. Вавилов, формулируя законы гомоло-

]СТВ ояаов, отмечал, что явления случайного порядка, каковыми ■ : СК1 о взгляда представляются мутации, идущие в различных на-с Пе|ЗВ иях в конечном итоге, выявляют закономерный процесс. Му-праВЛе идущие как бы случайно в разных направлениях, при объеди­нении их образуют общий закон.

Таким образом, необходимое случайно, случайное необходимо; раз-„тие явлений идет от случайного к необходимому.

Возможность и действительность. Проблема возможности и дей--вительности привлекала внимание философов давно, начиная с да-пекой древности. Уже Платон различал возможное и действительное существование. Действительным в философии Платона был мир идей, а возможным - мир вещей. Пребывая в состоянии возможности, мир вещей, по Платону, не может превратиться в действительность, обрес­ти реальное существование.

Аристотель, в отличие от Платона, считал, что возможное может превращаться в действительное так же, как действительное в возможное. В качестве чистой возможности в философии Аристотеля выступает пассивная материя, а в качестве действительности - идеальная фор­ма. Опираясь на учение Аристотеля, Фома Аквинский обосновывал необходимость существования чистой действительности, которая сво­им действием вызывает превращение той или иной возможности в дей­ствительность. В роли такой чистой действительности выступает Бог. етафизический отрыв возможного от действительного, их абсо-

изация неизбежно ведет к идеализму. Против разрыва возможнос-воз Деиствительности выступал Джордано Бруно. По его мнению, с Не- Жность не может существовать вне действительности, а находится

ои в органической связи.

°том ектической взаимосвязи возможности и действительности, г°вор'и ВОЗможность всех изменений вещи находится в самой веши, Ная лей Многие Философы. Так, Г. Гегель считал, что непосредствен­на это ИТельносгь содержит в себе зародыш чего-то другого. Сна-ПревРаща ое есть только возможность, но эта возможность затем

В са»« ТСЯ в деиствительность.

^тью^ ' яеле, прежде чем возникнуть и стать объективной реаль-НеДейСТВи °е Всег-! 1а представляет собой лишь возможность, но еще

м Перр Льность, то есть новое появляется в виде предпосылок, а одит в действительность.


III Щ


216 -0- Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 10

вершают «блуждания» по полю возможного и актуализируют один из этих путей в период бифуркации.

Категории возможности и действительности составляют элемент понятийной структуры клинического мышления. Так, проблема пр0 филактики болезней представляет собой проблему устранения уСЛо вий наступления болезней, устранение превращения возможности за болевания в действительность.

Исходя из знаний закономерностей функционирования организ-ма, врач должен уметь предсказывать возможное следствие, то есть на основе знаний выводить возможность из действительности.

Литература

Анохин /Т. К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М., 1989.

Боровков М. И., Прокудин Ю. А., Иошкин В. К. Основы философии. СПб., 2003.

Материалистическая диалектика. В 5 т. Т. 1. Объективная диалектика. М., 1981.

Материалистическая диалектика как научная система. М., 1983.

Пригожий И. Р. Познание сложного: Введение. М., 1990.

Прокудин Ю. А. Диалектика бытия. СПб., 2003.

Князева Е. Н., Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации слож­ных систем. М., 1994.

Вопросы для самоконтроля                                                   тН

1. Что такое философская категория?                                                          *•*

2. В чем заключается принцип построения системы категорий диалектики?

3. В чем состоит специфика взаимосвязи единичного, общего, осо­
бенного?

4. Как соотносятся категории «сущност-. », «явление» и «кажимость»?

5. В чем совпадают и чем различаются по своему содержанию понятия
«причина» и «следствие», «необходимость» и «случайность»?

6. Насколько тождественны по содержанию категории «часть» и «целое»,
«структура» и «функция»?

Темы докладов и рефератов

1. Слово, понятие, категория.

2. Диалектика сущности и явления.

3. Причинно-следственные отношения в медицине.

4. Соотношение общего, особенного и единичного.

5. Проблема части и целого в биологии и медицине.

6. Свобода и необходимость.



Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...