Род, класс болезни
Щ 3- ю о ш о I X щ ■ из О и о Симптоматический диагноз (связан с функциональным) . Неспецифические симптомы Специфические симптомы Индивидуальные чувства, возраст, осложнения и т. д. Морфологический^ диагноз Общие представления о строении тела человека Частное: — в строении орга — в патологии ^Нозологический диагноз О Род, класс болезни
Вид, группа болезни " Больной объект общ. / особ. ЛЕЧЕНИЕ общее — неспецифическое особенное - специфическое лоСофские категории как отражение универсальных связей... ♦ 201 Сущность и явление. Категории сущности и явления принадлежат к ислу важнейших категорий диалектики и теории познания. Сушеству-т оПределенная сложность и неоднозначность в трактовке категории «сущность». Следует исходить из того факта, что сущность любой чув-■ твенно воспринимаемой реальности, отдельно взятого предмета, процесса в совокупности его свойств воспроизводится в сознании не в виде эмпирических понятий, но в виде идеальных образов, абстракций, от-ражаюших совокупность необходимого в вещи, законов развития и функционирования в их органической взаимосвязи. Сущность, таким образом, - это внутренние, устойчивые связи определенного круга явлений, это внутренняя устойчивая сторона предметов и явлений действительности. В имеющейся философской литературе возможна встреча и с другими определениями сущности. Понятие сущности носит емкий, собирательный характер, в ней заключено интегральное противоречивое единство всех закономерно связанных элементов в их причинно-следственных отношениях, в их зарождении, развитии, в тенденциях к будущему.
Явление — это внешняя подвижная сторона предметов и процессов действительности, это внешнее определение сущности. Явление отражает один из аспектов сущности, ее часть, грань. Явление есть то, как сущность проявляет себя вовне. Поскольку сущность выражает внутренние, устойчивые, необходимые связи, возникает проблема соотношения категорий закона и сущности. Закон, как известно, представляет собой повторяющееся в явлении отношение сущности или между сущностями, поэтому закон и сущность — понятия однопоряд-ковые, одностепенные. Действительно, рассматривая сущность явлений, мы приходим к пониманию законов его развития. Вместе с тем, сущность представляет собой совокупность законов, определяющих развитие данного круга явлений. Следовательно, сущность, в отличие от закона, проявляется не в одном законе, но в их группе, системе. Сущность и явление находятся в диалектическом единстве. В при-„ не бывает ни чистой сущности, ни отдельных от нее явлений. - Щность всегда проявляется в явлениях, а всякое явление имеет свою ность. Сущность является, а явление существенно, ыражая сущность, явление привносит к тому, что идет от сущнос-' овые черты, моменты, которые обусловлены не сущностью, а вне-Ст Ми обстоятельствами, системой взаимодействий, в которых сушена Т Процесс или вещь. Поэтому явление содержательнее сущности, ^и рН° опРеделяется не только внутренними, но и внешними связя-УЩность глубже явления, но явление богаче сущности. сОфские категории как отражение универсальных связей... ♦ 203 Этот процесс осуществляется на основе медицинского опы-" ацалитико-синтетической деятельности врача, его интуиции. Ведь гностический процесс есть содержательное исследование больно-; с применением всех методов современной клиники и аппарата ло-'цческого мышления.
причина и следствие. Существуют различные группы связей, среди х имеются связи существования, функционирования, простран--твенные, временные и причинно-следственные, представляющие со-5ои часть, момент связей всемирных. Философы во все времена признавали важность нахождения причинных связей. Демокрит, например, утверждал, что он предпочитает найти одно причинное объяснение, нежели получить персидский престол. В философской литературе под причиной понимается взаимодействие между двумя или несколькими явлениями, сторонами одного и того же явления, вызывающее определенные изменения во взаимодействующих сторонах. Таким образом, родовым понятием для категории причины является категория взаимодействия. Категория «взаимодействие» является одной из центральных в диалектике, ибо последняя исследует связи, лежащие в основе процессов изменения и развития. Взаимодействие - это философская категория, отражающая атрибутивное свойство материи, представляющее собой такую взаимообусловленную связь материальных и духовных образований, сущностью которой является противоречивый обменный процесс, сопровождающийся изменением и развитием сторон. Объективным содержанием взаимодействия является взаимное действие друг на друга некоторых объектов, их обоюдная активность, наличие канала взаимосвязи. Следствие - это то, что возникает, порождается под воздействием пРичины; это результат изменения, появляющийся во взаимодействующих явлениях или их сторонах. Взаимосвязь причины и следствия Сражается в синтетической категории «причинность». Причинность - это философская категория, которая выражает ге-етическую связь между отдельными состояниями видов и форм ма-еРиального мира в процессах его изменения и развития. ит причины следует отличать условия и повод. Под условиями сле-- т понимать такой комплекс явлений, который, хотя и не порожда- определенные следствия, но выступает необходимой предпосылкой становления и развития. Это совокупность обстоятельств, в кото-осуществляется конкретная причинная связь. овод - это событие, выступающее побудительным толчком для твия причины. Повод носит внешний, случайный характер. Ся ^Ществующее многообразие причинных связей классифицирует-нескольким основаниям. В соответствии с таковыми причин-
10СОфские категории как отражение универсальных связей... ♦ 205 важнейшим моментом причинности является то, что она произво-т действие. При этом одна и та же причина при одинаковых услови-вызывает строго определенное следствие. Одно следствие может ' ць результатом комплекса причин, одна причина может вызвать несколько следствий. Причина не только порождает следствие, но и следствие воздействует на причину. Г. Гегель считал, что причина и следствие находятся в диалектическом взаимодействии. Причина, будучи активной субстанцией, воздействует на пассивную и вызывает в ней изменения — следствия, но следствие оказывает противодействие и из пассивной субстанции превращается в активную. Следствие не может быть причиной своей же причины. Обратное влияние следствия на породившую его причину означает факт затухания причины в своем следствии, факт затухания действия и прекращения причинной связи. Причина угасает в действии и тем самым угасает и действие, цикл развития завершен. Но если речь идет о том, что полученное данное следствие выступает причиной изменений, то это уже новая причинная цепь. Причинности имманентно присущ момент необходимости и случайности. Случайность в причине обусловлена изменяющимися условиями, состоянием, характером изменений взаимодействующих элементов, а также существованием и возможным пересечением множества причинно-следственных цепей. Таким образом, все имеет свою причину, каждая причина выступает как следствие других причин, и каждое следствие есть причина других следствий. Теория и практика медицины в объяснении причинности основывается на концепции взаимодействия. Концепция причинности в современной медицине - это концепция взаимодействия организма с Факторами природной или социальной среды, осуществляемого в определенных условиях. Причина болезни может быть понята как взаимодействие организма и среды. Следовательно, в теории причинности современной медицины особое значение приобретает вопрос об отношении внешних и внутренних факторов. Внешние воздействия пРеломляются через природу внутреннего взаимодействия. Следствие — это не зеркальное отражение внешнего воздействия, а результат Взаимодействия внешнего и внутреннего, результат преломления вНещнего во внутреннем. Этиология, таким образом, — это специфичное преломление внешнего во внутреннем. Так, реакция на луче-Ые воздействия зависит как от дозы облучения, так и от свойств орга-Изма, характера обменных процессов, типа нервной системы и так алее. Внешние факторы сами по себе не создают в организме специ-
ческих изменений, они должны найти себе преломление через фун- лософские категории как отражение универсальных связей... < > ■ 207 форма и содержание - это противоположности, находящиеся в иНСтве и борьбе. Развитие противоречия формы и содержания про- дИт следующие этапы: возникновение и нарастание противоречий (еЖДУ новым содержанием и старой формой; сбрасывание старой и о3никновение новой формы, соответствующей новому содержанию; „овершенствование содержания под воздействием новой формы. Противоречие формы и содержания развивается по мере накопления изменений в содержании материального образования. Несоответствие между формой и содержанием проходит этапы от тождества к различию, а затем и противоположности. Углубление, развитие противоречия сопровождается тем, что форма, которая способствовала развитию содержания, начинает препятствовать развитию вещи. Однако содержание продолжает изменяться. Усиление борьбы содержания и формы приводит к ломке существующей системы связей (формы) и образуется новая форма, соответствующая новому содержанию и дающая простор для развития последнего. Процесс ломки старой формы и образования новой представляет собой скачок, переход вещи в новое качество. В результате борьбы противоположностей изменяется весь предмет, однако, во взаимодействии противоположностей ведущую роль играет содержание. Содержание более подвижно, текуче, оно предопределяет тенденции развития явлений. Форма более статична, она отстает от содержания, однако, оказывает обратное влияние на содержание. Примером диалектики формы и содержания является соотношение генотипа и фенотипа в эволюции организмов. Источником эволюции является борьба противоположностей содержания и формы. Фенотип (форма) не пассивен, но активно влияет на генотип (содержание). Отношения между генотипом и фенотипом выступают в качестве существенного противоречия развития живого.
В развитии общества диалектика формы и содержания реализуется Во взаимосвязи производительных сил и производственных отноше- Ний. Производственные отношения являются формой по отношению к производительным силам общества. В развитии той или иной об- «ственно-экономической формации производительные силы бурно Извиваются, уходят вперед в своем развитии, а производственные от- °Щения (формы собственности) отстают, тормозят развитие произ- тельных сил. Конфликт разрешается изменением формы произведенных отношений. Во всех сферах объективного мира действует
208 ♦ Философия медицины < ** Раздел III ♦ Глава 10 результате чего происходит ее замена. В результате такой замены н вое содержание получает возможность для развития. Таким образом, всякая форма содержательна, всякое содержаци имеет форму. Содержание определяет форму, а форма активно влия? на содержание. Поскольку всякий предмет обладает содержанием, а содержание выступает в виде системы взаимосвязанных частей и элементов, То наряду с категориями формы и содержания следует рассмотреть связанные с ними такие категории как часть, целое, структура, элемент система, функция. Целое и часть. Каждое материальное образование представляет собой нечто целое, состоящее из определенных частей. Какую бы сколь угодно малую частицу материи мы ни взяли бы, она всегда представляет собой нечто целое и, вместе с тем, часть иного целого. Таким образом, каждое материальное образование в одно и то же время выступает и как нечто разделенное на части, и как единое целое. Целое — это предмет (процесс, явление), включающий в себя в качестве составных частей иные предметы (процессы, явления) и обладающий такими свойствами, которые не сводятся к свойствам составляющих его частей. Часть - это предмет (процесс, явление), входящий в состав другого предмета (процесса, явления) и выступающий компонентом его содержания. По характеру связи частей между собой различные системы делятся на разные типы целостности. Суммативное, механическое целое — это такое целое, которое представляет собой механическую сумму частей. В этом виде целостности его составные части обладают одинаковыми свойствами независимо от того, входят ли они в состав целого или нет. Части такого целого могут входить и выходить из него, практически не меняя своих свойств. Организованное целое — это такое целое, все части которого находятся в относительно устойчивой и закономерной взаимосвязи. Свойства целого в этом случае не представляют собой сумму свойств его частей: это такая система, в которой проявляются новые качества, не свойственные образующим его частям. При этом свойства целого изменяются в зависимости от изменения его составных частей. В свою очередь, свойства частей меняются в зависимости от того, входят ли они или не входят в состав данного целого. Более высоким типом целостности является органическое целое-Часть такого целого не только приобретает ряд новых существенна свойств, но и вообще не может существовать вне данного целого. Та' ким образом, в соотношении части и целого можно отметить слеДУ10 оСОфские категории как отражение универсальных связей... ♦ 209
закономерность: чем глубже и сложнее связь между частями, тем гше Роль Целого по отношению к своим частям, тем меньше относи-В 1Ьная самостоятельность частей и целого. качество целого отличается от суммы качеств составляющих его ястей за счет структуры. Части целого взаимодействуют друг с дру-оМ только определенными сторонами, и качество целого зависит от -пособа взаимосвязи частей. Всякое целое подвижно, изменчиво, в своем развитии оно проходит этапы становления и совершенствования. Целое возникает сперва как единство минимума частей, а затем оно может порождать новые части. На базе одного целого может порождаться новое целое, но новое це-юе порождается на основе старого не в готовом виде, а в виде компонентов, которые представляют собой вторичные продукты старого целого и первичные по отношению к новому целому. Таким образом, целое порождает части, а части приобретают характер новой целостности. Во взаимодействии целого и части ведущей стороной является целое. Части подчиняются целому, развиваются в его рамках. Часть должна сообразовываться с целым. Подчиняясь целому, его части обладают относительной самостоятельностью, относительной степенью свободы. Ведь каждая часть выполняет свои функции, обладает своими особенностями, характеристиками, свойствами, одни из частей более подвижны, другие менее. Таким образом, категории части и целого выражают такую связь между предметами, когда один предмет как некое сложное и единое Целое является объединением других предметов и образован из них как из своих частей, но не сводится к ним. Структура и элемент. Всякое материальное образование состоит из устойчивых, относительно неделимых компонентов, состоящих в закономерной связи между собой и выполняющих определенные функции. Это элементы. Категория «элемент» соотносится с категорией «структура». Структура - это сеть связей, устойчивая система связей, тот способ связей, который объединяет все элементы в единое целое. Одни и Те же элементы, будучи связаны различными сторонами, могут обра-3°вывать различные структуры. Согласно имеющимся в философской литературе взглядам, струк-уРа является категорией полифункциональной, ее смысл зависит еще От того, с какой категорией она образует диалектическую пару. В иалектике элемента и структуры структура представляет собой толь-0 внутренние связи, в диалектике структуры и функции в понятие тРУктуры включаются связи и элементы. В диалектике системы и 210 ♦ Философия медицины ♦ Раздел III О- Глава 10 структуры последняя является качественной характеристикой мы и по своему содержанию близка к категории «функция». и структура взаимосвязаны, взаимообусловливают друг друга, ют диалектическую связь. Характер связи элементов зависит от при роды элементов, их количества и качества. С другой стороны, каче ства элементов, их роль и место зависят от структуры, от системы и,, связей. Изменение элементов, их качества и количества обусловлива-ет изменение структуры. Появление новой структуры обусловливает изменение ее элементов, их свойств, характеристик. Взаимосвязь эле-ментов и структуры представляет собой единство противоположностей. Элементы имеют тенденцию постоянно изменяться, структура до определенной меры остается неизменной, но на определенной ступени развития этого противоречия происходит ломка старой структуры и формирование новой. Таким образом, диалектика взаимосвязи элементов и структуры представляет собой конкретизацию диалектики взаимосвязи содержания и формы. Закон взаимодействия элементов и структуры реализуется в диалектике структуры и функции. Понятие «функция» отражает взаимодействие между элементами системы и связь последней с другими системами, что обеспечивает их устойчивое состояние. Функция — это та роль, которую выполняет элемент в составе целого как в целях объединения элементов в систему, так и для нормальной работы всей системы. Понятие «структура» в диалектической паре с категорией «функция» означает последовательность связей элементов системы и включает в свое содержание и сами эти элементы. Биологической функцией можно считать взаимодействие между элементами морфологического субстрата: здесь функция выступает как способ существования морфологического субстрата. Биологическая структура — морфологическое единство субстрата и динамики процесса. Все многообразие функций в живых системах можно разделить на два класса: пластические, то есть строительные, и рабочие, т. е. регуляции различного уровня (тканевые, органные, межорганные и так далее)- Все патологические процессы должны рассматриваться как наруШ6' ние пластических или рабочих функций в рамках целостного организма- Диалектика структуры и функции схематически такова: структур и функция взаимосвязаны: всякая структура, определив место элемен^ в системе, обусловливает и его функции, характер взаимодействИ > элементы внутри системы взаимодействуют и возникают изменен как в самих элементах, так и внутри системы; с накоплением этих » менений начинают меняться функции элементов и системы в изменений функций приводят к изменению структуры системы- сОфские категории как отражение универсальных связей... ♦ 211 Таким образом, функциональные и структурные свойства системы 1Л(Освязаны. Применяя структурно-функциональный подход к изу-9 я«ю ■ ! 1Ю^0Г0 объекта, следует помнить, что изолированное изучение , нкции или структуры бесперспективно. При применении функци-нального подхода к исследованию системы одновременно проводится структурный анализ системы. Структурно-функциональный анализ представляет собой грань си--темного подхода к явлениям действительности. Системный подход представляет собой методологическую ориентацию исследования, основанную на рассмотрении объектов изучения как систем. Суть системного подхода состоит в следующем: любой объект логично рассматривать как систему и, вместе с тем, как подсистему другой, более широкой системы; любая система состоит из элементов, их свойства взаимообусловлены; между элементами существуют связи, образующие структуру; каждый элемент функционирует, а функции образуют систему; вся система развивается. Таким образом, категории части, целого, структуры, функции, элемента, системы находятся в сложных диалектических связях, в отношениях взаимополагания и взаимоопределенности. Необходимость и случайность. Первые представления о случайном и необходимом у людей отождествлялись с роком, судьбой, то есть с потусторонней силой. Древнегреческий поэт Архилох писал: «Все человеку, Перикл, судьба посылает и случай». Греческие философы признавали объективное существование необходимости, но случайность понимали только как гносеологический феномен. Демокрит утверждал: «Люди измыслили идол случая, чтобы пользоваться им как предлогом, прикрывающим их собственную нерассудительность». Диалектика исходит из того, что необходимость и случайность отражают объективные зависимости явлений мира, выражают типы их связей, степени детерминированности явлений, процессов действительности. Необходимость выражает внутренние, устойчивые, повторяюшие-я> общие связи действительности, определяет главное направление ее Развития. ° противоположность необходимости случайность выражает в осином внешние, неустойчивые, единичные связи действительности. Необходимость - это такая связь явлений, которая имеет основание м°й сущности явлений, обусловлена их внутренней природой и по- ^У Реализуется неизбежно при наличии соответствующих условий. лУчайность - это такая связь явлений, которая имеет свое ос-преимущественно во внешних условиях, в явлении и реали-не всегда и в разных формах. Это явление, которое возникает ■ тгегории как отражение универсальных связей... ♦ 213 действующая цепи случайностей, результат взаимодей- оНЗ" последних. ' природе, например, в результате мутации может возник-
*" в. ое изменение, и оно также может закрепиться и стать на- ьСЛ ным признаком. Н. И. Вавилов, формулируя законы гомоло- ]СТВ ояаов, отмечал, что явления случайного порядка, каковыми ■ : СК1 о взгляда представляются мутации, идущие в различных на-с Пе|ЗВ иях в конечном итоге, выявляют закономерный процесс. Му-праВЛе идущие как бы случайно в разных направлениях, при объединении их образуют общий закон. Таким образом, необходимое случайно, случайное необходимо; раз-„тие явлений идет от случайного к необходимому. Возможность и действительность. Проблема возможности и дей--вительности привлекала внимание философов давно, начиная с да-пекой древности. Уже Платон различал возможное и действительное существование. Действительным в философии Платона был мир идей, а возможным - мир вещей. Пребывая в состоянии возможности, мир вещей, по Платону, не может превратиться в действительность, обрести реальное существование. Аристотель, в отличие от Платона, считал, что возможное может превращаться в действительное так же, как действительное в возможное. В качестве чистой возможности в философии Аристотеля выступает пассивная материя, а в качестве действительности - идеальная форма. Опираясь на учение Аристотеля, Фома Аквинский обосновывал необходимость существования чистой действительности, которая своим действием вызывает превращение той или иной возможности в действительность. В роли такой чистой действительности выступает Бог. етафизический отрыв возможного от действительного, их абсо- изация неизбежно ведет к идеализму. Против разрыва возможнос-воз Деиствительности выступал Джордано Бруно. По его мнению, с Не- Жность не может существовать вне действительности, а находится ои в органической связи. °том ектической взаимосвязи возможности и действительности, г°вор'и ВОЗможность всех изменений вещи находится в самой веши, Ная лей Многие Философы. Так, Г. Гегель считал, что непосредственна это ИТельносгь содержит в себе зародыш чего-то другого. Сна-ПревРаща ое есть только возможность, но эта возможность затем В са»« ТСЯ в деиствительность. ^тью^ ' яеле, прежде чем возникнуть и стать объективной реаль-НеДейСТВи °е Всег-! 1а представляет собой лишь возможность, но еще м Перр Льность, то есть новое появляется в виде предпосылок, а одит в действительность. III Щ 216 -0- Философия медицины ♦ Раздел III ♦ Глава 10 вершают «блуждания» по полю возможного и актуализируют один из этих путей в период бифуркации. Категории возможности и действительности составляют элемент понятийной структуры клинического мышления. Так, проблема пр0 филактики болезней представляет собой проблему устранения уСЛо вий наступления болезней, устранение превращения возможности за болевания в действительность. Исходя из знаний закономерностей функционирования организ-ма, врач должен уметь предсказывать возможное следствие, то есть на основе знаний выводить возможность из действительности. Литература Анохин /Т. К. Узловые вопросы теории функциональных систем. М., 1989. Боровков М. И., Прокудин Ю. А., Иошкин В. К. Основы философии. СПб., 2003. Материалистическая диалектика. В 5 т. Т. 1. Объективная диалектика. М., 1981. Материалистическая диалектика как научная система. М., 1983. Пригожий И. Р. Познание сложного: Введение. М., 1990. Прокудин Ю. А. Диалектика бытия. СПб., 2003. Князева Е. Н., Курдюмов СП. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М., 1994. Вопросы для самоконтроля тН 1. Что такое философская категория? *•* 2. В чем заключается принцип построения системы категорий диалектики? 3. В чем состоит специфика взаимосвязи единичного, общего, осо 4. Как соотносятся категории «сущност-. », «явление» и «кажимость»? 5. В чем совпадают и чем различаются по своему содержанию понятия 6. Насколько тождественны по содержанию категории «часть» и «целое», Темы докладов и рефератов 1. Слово, понятие, категория. 2. Диалектика сущности и явления. 3. Причинно-следственные отношения в медицине. 4. Соотношение общего, особенного и единичного. 5. Проблема части и целого в биологии и медицине. 6. Свобода и необходимость.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|