Философия сознания и медицина
1. Проблема сознания в философии и медицине Среди фундаментальных философских и естественнонаучных проблем одно из главных мест занимает проблема сознания, ибо она не только важна, но и исключительно сложна. Сознание является объектом изучения многих наук. В своей совокупности они дают возможность наиболее полно и всесторонне изучить это явление. Наряду с философией, другие гуманитарные науки, включая психологию, изучают формы общественного и индивидуального сознания. Естественные науки, в том числе и медицина, изучают состояния преимущественно индивидуального сознания и их материальный субстрат (механизмы). Технические науки исследуют и моделируют отдельные функции сознания, к которым относят распознавание образов, память, интеллект и другие. Приведенное разделение не претендует на строгость и полноту. Между науками имеются и перекрестные сферы исследования, что особенно хорошо видно на примере психологии, где в качестве предмета исследования выступают и формы, и состояния, и механизмы, и функции сознания. Философский подход к сознанию предполагает: анализ категории сознания и близких ей по содержанию категорий; исследование эво-•чюции взглядов на сознание в рамках ведущих философских школ; Уяснение истоков, формирующих факторов и предпосылок сознания; анализ сущности, структуры и функций сознания; выявление металогического значения учения о сознании для современной науки и практики, в том числе медицинской; анализ проблемы единства язы-а и мышления; моделирования функций мозга. ° более общем виде философский подход к проблеме сознания Редполагает его анализ в четырех тесно связанных аспектах: онтоло-
еском, гносеологическом, субстратном, социально-историческом. ^ ^-1я полного раскрытия содержания проблемы сознания необходи- Рассмотреть ряд основных категорий: идеальное, душа, дух, психи- ■ " ^сознательное, рассудок, разум. Сознание — одна из основных г°рий философии, психологии и социологии, обозначающая вые- Философия сознания и медицина 219 меТь знание о собственных умственных и волевых актах, от других проявлений психического. Особенно значимы взгляды, деятельность, тКрьпия Клавдия Галена - римского врача и естествоиспытателя, тщательно изУчая анатомию, он пришел к выводу, что мозг является органом мышления и ощущения. Тем самым он подтвердил догадку, высказанную Гиппократом, и, вместе с тем, разрушил миф Аристоте-1я, который отводил мозгу роль охладителя теплоты, идущей от сердца, От Гиппократа Гален воспринял учение о пневме, однако в него он внес много нового, создав по существу свою теорию. Гален считал, что пневма — это какой-то материальный первоисточник жизни, по своим свойствам неизвестный ему. Человек рождается с физической первичной пневмой. Вдыхаемый воздух соприкасается с нею. Сердце, снабжая легкие кровью, взамен получает воздух с первичной пневмой. В сердце, которое представлялось Галену как горнило жизни, воздух перерабатывался, утончался. В результате этого получался новый вид пневмы — животная. Назначение данной пневмы — управление жизненными процессами организма. Животная пневма, попавшая в желудочки мозга, подвергается новому утончению, в результате чего она превращается в психическую пневму, от которой зависят произвольные движения и психические процессы. Психическая пневма, по мнению Галена, двигалась по нервам, которые являлись ее проводниками. Из головного мозга на периферию они несли импульсы, вызывающие движения, а с периферии к центру - ощущения. В этой теории намечались проблески некоторых догадок о кровеносной и нервной системах человека.
В античной философии содержание сознания представляет собой отпечаток материального или след, воспоминание идеального. Разум или ум космичен и является синонимом универсальной закономерности. В средние века сознание трактуется как надмировое начало (Бог), которое существует до природы и творит ее из ничего. При этом разум °лкуется как атрибут бога, а за человеком оставляется лишь крохот-ая «искорка» всепроникающего пламени божественного разума. Вме-Те с тем, в недрах христианства возникает идея спонтанной актив-°сти Души, причем в понятие о душе включалось и сознание. По '^гУстину (354-430), все знание заложено в душе, которая живет в Бессознательная душа была оставлена за растениями и живот-У человека же все психические акты, начиная с ощущения, на-признаками сознательности. ажным в трактовке сознания в эпоху Средневековья является от-тИе самосознания, духовного опыта и подробное изучение взаи-Чошений души и духа, в том числе техники их слияния.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|