Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Норма. Пато­логия. Особенна




Норма


Мера

(подвижная): биохимические, гистологические; температурные и т. д. показатели организма


Пато­логия


Особенна

биологи^;

кая


Всеобщие законы диалектики и их проявления в медицине О 191

зменений позволяет с позиций научно-философского мировоззрения пределить свое отношение к концепциям преформизма, эпигенеза, еаиионизма в биологии.

Таким образом, закон взаимного перехода количественных и каче-веНных изменений раскрывает механизм развития и показывает, что скачкообразные качественные изменения подготавливаются опреде-пенными количественными изменениями. В свою очередь качествен­ные изменения определяют меру и характер изменений количественных.


3. Закон отрицания отрицания

как существенный момент процесса развития

В диалектической концепции развития важное место принадлежит проблеме отрицания. Ни в одной области действительности не может происходить процесс развития, если не отрицаются прежние, отжив­шие формы существования процессов и явлений. Диалектическое от­рицание представляет собой объективный процесс, определяющий тенденции направленности качественных изменений и являющийся результатом движения противоречий. Отрицание - реально происхо­дящий процесс изменения системы, обладает рядом характеристик, раскрывающих его механизм.

Прежде всего, диалектическое отрицание представляет собой связь старого и нового, ибо происходит процесс отрицания старого каче­ства новым, переход в иное, противоположное старому, качество. Сле­довательно, диалектика старого и нового имманентна (от лат. гтта-пепз - пребывающий в чем-либо) процессу отрицания, развития.

Новое — это то, что имеет основу для существования и развития в

сам°й действительности. Старое — это то, что не имеет такой основы

и теряет почву для существования. Новое никогда не возникает из

Ичего, оно зарождается и развивается до определенной меры внутри

аРого и в борьбе с ним. Поскольку новое возникает необходимо, за-

н°м

н

ерно, совершеннее старого и представляет собой более высокую

 развития, то оно неодолимо и берет верх над старым, хотя пос-1 Нее и пытается противодействовать новому, тормозить процесс его н°вления. Старое может быть включено в новое, существовать ря-

с ним и после качественных преобразований.

ста Иалектическ°е отрицание не есть абсолютно полное уничтожение Рог °Г°' ОНо предполагает сохранение в новом положительного от ста­ет^ ' Преемственность. Процесс отрицания необходимо сопровожда-м°ментом уничтожения, но отрицание не может быть голым,


Всеобщие законы диалектики и их проявления в медицине О- 195

ека по реализации его сущностных сил, замыслов обязывает адекват-0 и рационально понимать и оценивать реальные связи старого и нового, различать действительно новое и псевдоновации, знать, чтб отрицать и находить правильные пути в реализации отрицания, осу­ществлять его в соответствии с объективными тенденциями развития действительности, в процессе диалога с окружающим миром.

В современной социокультурной ситуации человек действует в на­пряженно-противоречивой, остропроблемной ситуации (предметно-практической, теорети ко-познавательной, духовно-нравствен ной), постоянно стоит перед выбором, ищет способ самоопределения и ре­ализации своей свободы. Поэтому логическая культура мышления, основанная на объективных законах диалектики, становится необхо­димым условием конструирования способов практической жизнедея­тельности, адекватного взаимодействия с миром.

Литература

Антология русской философии в 3 т. СПб., 2000. Т. 2.

Долинин В. А., Летленко В. П., Попов А. С. Диалектика и логика клиничес­кого мышления. Л., 1982.

Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987.

Материалистическая диалектика. В 5 т. Т. 1. М., 1981.

Мир философии. М., 1991. Т. 1.

Петленко В. П., Попов А. С. Философские проблемы медицины. Л., 1978.

Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Диалектический материализм и теоретичес­кие основы медицины. М., 1986. Гл. 7.

Вопросы для самоконтроля

1. Каково содержание понятий «тождество», «различие», «противополож­
ность», «противоречие»?

2. Что представляет собой единство и борьба противоположностей?

 

3- Каковы этапы развития противоречий и варианты их разрешения?

4- Что такое «качество», «количество», «мера», «норма»?

5- Как происходит переход количественных изменений в качественные?

6- Что представляет из себя диалектическое отрицание?

7■ Почему троичность является необходимой формой развития?

емы докладов и рефератов

'■ Законы строения, функционирования и развития.

2- Противоречие как источник развития.

^ Качество и количество как всеобщие формы бытия.

4- Проблема направленности развития.


ГЛШ 10


ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ

КАК ОТРАЖЕНИЕ

УНИВЕРСАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ

БЫТИЯ И СТУПЕНИ

ЕГО ПОЗНАНИЯ


Находящемуся в постоянном динамическом развитии миру должно соответствовать и мышление о нем. Мышление человека, отражающе­го движущийся мир, закреплено в универсальных философских катего­риях. Категории определяют последовательность, логику познаватель­ной деятельности. С одной стороны, категории концентрируют в себе результаты научного познания, с другой стороны, они выступают как мировоззренческие и методологические ориентиры субъектов познания.

1. Сущность и система категорий диалектики

Всякий познавательный процесс необходимо включает в себя не­который понятийный строй мышления. Каждая наука в процессе по­знания мира формирует общие понятия, категории — те логические средства, с помощью которых объясняются и постигаются существен­ные свойства и сущность изучаемых объектов. Категории — это общие понятия, отражающие свойства предметов и процессов действитель­ности. Философия также имеет свой категориальный аппарат, и по­скольку философия отражает всеобщее, то и ее категории отражают свойства бытия в наиболее общем виде.

В основе процесса образования категорий лежат явления реально­го мира, а причиной возникновения категорий мышления послужила общественно-историческая практика, взаимодействие людей с окрУ' жающей действительностью. Трудовая деятельность людей являете" духовно-практической, она формируется на категориальной основе-Так, видя, что предметы имеют различные внутренние связи, субъек деятельности абстрагирует категорию структуры; замечая, что однис бытия порождают другие, субъект познания формирует категорию пр чины. Поскольку исторична практика человека, постольку и катег рии должны рассматриваться в историческом аспекте: появлен каждой из категорий - это скачок в истории человеческой мысли-

Поскольку категории философии рассматриваются как понят предельно общие, то возникает вопрос о соотношении понятий и


     




доСофские категории как отражение универсальных связей... ♦ 197

горий. Понятия и категории отличны друг от друга функционально. Понятие трансформируется в категорию в том случае, если оно не толь-■ о отражает сторону явлений действительности, но и участвует в фор-улировке закона науки, а некоторые категории сами по себе отража­ют закон действительности. Категории, таким образом, отличаются т понятий тем, что они связаны с законами. Поэтому каждая катего-ия _ это понятие, но не каждое понятие является категорией. Следо­вательно, категории — это наиболее общие, основные узловые поня­тия, связанные с законами, отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности.

Категории диалектики имеют объективное содержание и носят все­общий характер. Категории взаимосвязаны между собой так, что одна немыслима без другой, вытекает одна из другой и обусловливает одна другую. Эта особенность отражает взаимосвязь и взаимообусловлен­ность явлений действительности. Категории изменчивы, подвижны, текучи, переходят друг в друга, отражая этим изменчивость жизни, действительности.

В океане развивающегося знания категории диалектики выступа­ют узловыми пунктами познания, а также ступеньками, по которым идет процесс познания, то есть выступают орудием, инструментом познания. На основе категорий вырабатываются способы и приемы познания. В процесс познания вовлекается весь строй философских категорий, где одна проявляется через другую, находится в единстве с Другой, то есть категории находятся в системе. Система философских категорий - это органическое целое, из которого невозможно вырвать ни одного звена. В данном случае предлагается следующая последова­тельность рассмотрения категорий: особенное и общее, явление и сущ­ность, причина и следствие, форма и содержание, случайность и не­обходимость, возможность и действительность.

Каждая пара категорий представляет собой взаимосвязь противо-°ложностей, их диалектика определяется в логике действия закона Динства и борьбы противоположностей. Последовательность распо-■ °*ения категорий, как представляется, определяется логикой про­пса познания.

Рассматривая отдельные предметы, процессы в их связях и отно-

ниях, субъект фиксирует их свойства, сходства и различия и осмыс-

Р ает их посредством категорий единичного, общего, особенного.

На*ождении единичного и общего рассматриваются категории

По Ния и сущности, которые имеют содержание и форму. Процесс

т ЭНИя связан с вопросами детерминации, причинения, а следо-

льно, с категориями необходимости и случайности. Познание


198   ♦ Философия медицины -О- Раздел III -О- Глава 10

вариантов развития связано с диалектикой возможного и действи. тельного.

Следовательно, категории связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена в связи с другими и посредством другой

2. Содержание и методологическое значение основных категорий диалектики

Единичное, особенное, общее. Категории единичного, особенного и общего являются ключевыми для понимания диалектики других кате­горий. В ходе взаимодействия с реальностью субъект сталкивается с отдельными вещами и процессами. Отдельное - это относительно обособленный предмет, процесс в совокупности его признаков. Каж­дое отдельное обладает некоторыми единичными специфическими признаками, которые позволяют оценивать вещи, процессы как един­ственные в своем роде. Единичное — это то, что делает данную отдель­ную вещь отличной от других вещей и процессов. Однако при сравне­нии в вещах обнаруживаются черты сходства и тождества, на основе которых абстрагируется категория общего. Общее - это те черты, свой­ства, признаки, связи и отношения, которые объективно присущи це­лому ряду явлений, их группам, видам, классам.

Таким образом, каждая вещь всегда выступает как отдельное, име­ющее много общего с другими, и эта же вещь выступает как единич­ное, то есть имеет стороны и признаки, отсутствующие в других явле­ниях. Общее и единичное не имеют самостоятельного существования и существуют лишь в отдельном в виде его сторон и черт.

Общие и единичные признаки формируются в процессе развития отдельного. Например, исследования академика К. М. Бэра (1792-1867) доказали, что при зарождении отдельных классов организмы в пределах их типа обладают большим сходством. Наибольшее их сход­ство обнаруживается в самых ранних стадиях развития: прежде всего появляются признаки типа, затем признаки класса, рода, а затем спе-цифические признаки данного вида животных. Диалектика единич­ного и общего реализуется также в единстве процессов наследствен ности и изменчивости, которые обеспечивают сходство и несходств" потомства и родителей.

Отдельные предметы единичны, но единичное не исчерпывает все содержания отдельного, последнее включает в себя и общее. Обшее» ^ свою очередь, также является стороной, моментом отдельного и с> шествует лишь в отдельном и посредством отдельного. Таким образ0


философские категории как отражение универсальных связей... О- 199

всякое отдельное представляет собой единство противоположностей, н0 в одно и то же время и единичное, и общее, которые не просто сосуществуют в отдельном, но и переходят друг в друга. В процессе раз­вития единичное становится общим, а общее - единичным. При опре­делении единичного и общего в сравнении материальных образований выявляется новый аспект — особенное. Категория особенного возника­ет при сравнении группы «сторон» свойств процессов и явлений, объе­диненных в категорию общего, соотносящихся между собой как вид, род.

Особенное определяют как категорию диалектики, которая отра­жает общность свойств, сторон, признаков, явлений данного рода, вида, отличающих их от общности свойств, сторон, признаков друго­го вида. Особенное — это единство единичного и общего.

Представляет собой интерес соотношение особенного, единично­го и общего.

Поскольку единичное указывает на отличие одних образований от других, оно всегда выступает как особенное. Однако это не говорит о тождественности содержания этих категорий, ибо, если единичное — это особенное, то особенное — не всегда единичное, особенным мо­жет быть и общее. Особенное - это единичное в общем.

Таким образом, единичное, будучи свойственным только данному материальному образованию, всегда выступает в роли особенного. Общее же ведет себя не всегда одинаково - оно может быть и общим, и особенным. Если общее не обладает способностью отличить один вид, род предметов от другого, это общее не будет являться особен­ным. Этот вид общего называется всеобщим. Всеобщее — это предель­но широкое общее.

Таким образом, диалектика единичного и общего такова, что вся­кое единичное и общее существуют в отдельном и через отдельное. Единичное и общее являются противоположностями и в своем разви­тии взаимопереходят друг в друга, обнаруживая в этом переходе изме­нение качества и диалектическое отрицание.

Категории «единичное» и «общее» связаны с такими категориями, ак случайное и необходимое, количество и качество, сущность и яв­ление, содержание и форма.

Единичные свойства предметов весьма динамичны, они не выте-

101 из природы вещей и обусловлены случайностью, поэтому единич-

е случайно. Общее связано с необходимостью и закономерностью.

' еДовательно, взаимосвязь единичного и общего может рассматри-

Ся как взаимосвязь случайного и необходимого. Случайные откло-

ия, индивидуализирующие общие стороны явлений имеют опре-

енные границы в рамках меры. Отношения же количества внутри



200 *< > > Философия медицины ♦ Раздел III < > Глава 10

меры единичны. Общее как закон составляет сущность явления, а пр0 явление сущности посредством единичных отклонений представляет собой явление. Качество и количество в вещи составляют содержание ее, содержание же всегда имеет форму. Таковы некоторые отношения единичного и общего с другими категориями диалектики.

Необходимость учета диалектики единичного и общего в медицин­ской практике вызывается тем, что любому больному присущи как индивидуальные (единичные) черты, так и общие признаки, прису­щие всем, страдающим данным заболеванием. Поэтому врач должен за специфическими симптомами, индивидуальным течением болезни увидеть общие, повторяющиеся признаки, присущие данной болезни. Вместе с тем, при общих закономерностях протекания болезни необ­ходимо видеть индивидуальные возрастные особенности больного, его наследственность, реактивность, конституцию. Как отмечается в не­которых исследованиях по философским проблемам медицины, каж­дый тип конституции несет в себе определенные генотипические пред­расположенности к болезням. Но их реализация в фенотипе зависит от условий внешней среды, в которой живет человек (см. схему).

Категории единичное, особенное и общее в клиническом мышлении врача


 

ш

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...