Норма. Патология. Особенна
Норма Мера (подвижная): биохимические, гистологические; температурные и т. д. показатели организма Патология Особенна биологи^; кая Всеобщие законы диалектики и их проявления в медицине О 191 зменений позволяет с позиций научно-философского мировоззрения пределить свое отношение к концепциям преформизма, эпигенеза, еаиионизма в биологии. Таким образом, закон взаимного перехода количественных и каче-веНных изменений раскрывает механизм развития и показывает, что скачкообразные качественные изменения подготавливаются опреде-пенными количественными изменениями. В свою очередь качественные изменения определяют меру и характер изменений количественных. 3. Закон отрицания отрицания как существенный момент процесса развития В диалектической концепции развития важное место принадлежит проблеме отрицания. Ни в одной области действительности не может происходить процесс развития, если не отрицаются прежние, отжившие формы существования процессов и явлений. Диалектическое отрицание представляет собой объективный процесс, определяющий тенденции направленности качественных изменений и являющийся результатом движения противоречий. Отрицание - реально происходящий процесс изменения системы, обладает рядом характеристик, раскрывающих его механизм. Прежде всего, диалектическое отрицание представляет собой связь старого и нового, ибо происходит процесс отрицания старого качества новым, переход в иное, противоположное старому, качество. Следовательно, диалектика старого и нового имманентна (от лат. гтта-пепз - пребывающий в чем-либо) процессу отрицания, развития.
Новое — это то, что имеет основу для существования и развития в сам°й действительности. Старое — это то, что не имеет такой основы и теряет почву для существования. Новое никогда не возникает из Ичего, оно зарождается и развивается до определенной меры внутри аРого и в борьбе с ним. Поскольку новое возникает необходимо, за-
н ерно, совершеннее старого и представляет собой более высокую развития, то оно неодолимо и берет верх над старым, хотя пос-1 Нее и пытается противодействовать новому, тормозить процесс его н°вления. Старое может быть включено в новое, существовать ря- с ним и после качественных преобразований. ста Иалектическ°е отрицание не есть абсолютно полное уничтожение Рог °Г°' ОНо предполагает сохранение в новом положительного от стает^ ' Преемственность. Процесс отрицания необходимо сопровожда-м°ментом уничтожения, но отрицание не может быть голым, Всеобщие законы диалектики и их проявления в медицине О- 195 ека по реализации его сущностных сил, замыслов обязывает адекват-0 и рационально понимать и оценивать реальные связи старого и нового, различать действительно новое и псевдоновации, знать, чтб отрицать и находить правильные пути в реализации отрицания, осуществлять его в соответствии с объективными тенденциями развития действительности, в процессе диалога с окружающим миром. В современной социокультурной ситуации человек действует в напряженно-противоречивой, остропроблемной ситуации (предметно-практической, теорети ко-познавательной, духовно-нравствен ной), постоянно стоит перед выбором, ищет способ самоопределения и реализации своей свободы. Поэтому логическая культура мышления, основанная на объективных законах диалектики, становится необходимым условием конструирования способов практической жизнедеятельности, адекватного взаимодействия с миром.
Литература Антология русской философии в 3 т. СПб., 2000. Т. 2. Долинин В. А., Летленко В. П., Попов А. С. Диалектика и логика клинического мышления. Л., 1982. Идеалистическая диалектика в XX столетии. М., 1987. Материалистическая диалектика. В 5 т. Т. 1. М., 1981. Мир философии. М., 1991. Т. 1. Петленко В. П., Попов А. С. Философские проблемы медицины. Л., 1978. Царегородцев Г. И., Ерохин В. Г. Диалектический материализм и теоретические основы медицины. М., 1986. Гл. 7. Вопросы для самоконтроля 1. Каково содержание понятий «тождество», «различие», «противополож 2. Что представляет собой единство и борьба противоположностей?
3- Каковы этапы развития противоречий и варианты их разрешения? 4- Что такое «качество», «количество», «мера», «норма»? 5- Как происходит переход количественных изменений в качественные? 6- Что представляет из себя диалектическое отрицание? 7■ Почему троичность является необходимой формой развития? емы докладов и рефератов '■ Законы строения, функционирования и развития. 2- Противоречие как источник развития. ^ Качество и количество как всеобщие формы бытия. 4- Проблема направленности развития. ГЛШ 10 ФИЛОСОФСКИЕ КАТЕГОРИИ КАК ОТРАЖЕНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ СВЯЗЕЙ БЫТИЯ И СТУПЕНИ ЕГО ПОЗНАНИЯ Находящемуся в постоянном динамическом развитии миру должно соответствовать и мышление о нем. Мышление человека, отражающего движущийся мир, закреплено в универсальных философских категориях. Категории определяют последовательность, логику познавательной деятельности. С одной стороны, категории концентрируют в себе результаты научного познания, с другой стороны, они выступают как мировоззренческие и методологические ориентиры субъектов познания. 1. Сущность и система категорий диалектики Всякий познавательный процесс необходимо включает в себя некоторый понятийный строй мышления. Каждая наука в процессе познания мира формирует общие понятия, категории — те логические средства, с помощью которых объясняются и постигаются существенные свойства и сущность изучаемых объектов. Категории — это общие понятия, отражающие свойства предметов и процессов действительности. Философия также имеет свой категориальный аппарат, и поскольку философия отражает всеобщее, то и ее категории отражают свойства бытия в наиболее общем виде.
В основе процесса образования категорий лежат явления реального мира, а причиной возникновения категорий мышления послужила общественно-историческая практика, взаимодействие людей с окрУ' жающей действительностью. Трудовая деятельность людей являете" духовно-практической, она формируется на категориальной основе-Так, видя, что предметы имеют различные внутренние связи, субъек деятельности абстрагирует категорию структуры; замечая, что однис бытия порождают другие, субъект познания формирует категорию пр чины. Поскольку исторична практика человека, постольку и катег рии должны рассматриваться в историческом аспекте: появлен каждой из категорий - это скачок в истории человеческой мысли- Поскольку категории философии рассматриваются как понят предельно общие, то возникает вопрос о соотношении понятий и доСофские категории как отражение универсальных связей... ♦ 197 горий. Понятия и категории отличны друг от друга функционально. Понятие трансформируется в категорию в том случае, если оно не толь-■ о отражает сторону явлений действительности, но и участвует в фор-улировке закона науки, а некоторые категории сами по себе отражают закон действительности. Категории, таким образом, отличаются т понятий тем, что они связаны с законами. Поэтому каждая катего-ия _ это понятие, но не каждое понятие является категорией. Следовательно, категории — это наиболее общие, основные узловые понятия, связанные с законами, отражающие существенные свойства, связи и отношения предметов и явлений действительности. Категории диалектики имеют объективное содержание и носят всеобщий характер. Категории взаимосвязаны между собой так, что одна немыслима без другой, вытекает одна из другой и обусловливает одна другую. Эта особенность отражает взаимосвязь и взаимообусловленность явлений действительности. Категории изменчивы, подвижны, текучи, переходят друг в друга, отражая этим изменчивость жизни, действительности.
В океане развивающегося знания категории диалектики выступают узловыми пунктами познания, а также ступеньками, по которым идет процесс познания, то есть выступают орудием, инструментом познания. На основе категорий вырабатываются способы и приемы познания. В процесс познания вовлекается весь строй философских категорий, где одна проявляется через другую, находится в единстве с Другой, то есть категории находятся в системе. Система философских категорий - это органическое целое, из которого невозможно вырвать ни одного звена. В данном случае предлагается следующая последовательность рассмотрения категорий: особенное и общее, явление и сущность, причина и следствие, форма и содержание, случайность и необходимость, возможность и действительность. Каждая пара категорий представляет собой взаимосвязь противо-°ложностей, их диалектика определяется в логике действия закона Динства и борьбы противоположностей. Последовательность распо-■ °*ения категорий, как представляется, определяется логикой пропса познания. Рассматривая отдельные предметы, процессы в их связях и отно- ниях, субъект фиксирует их свойства, сходства и различия и осмыс- Р ает их посредством категорий единичного, общего, особенного. На*ождении единичного и общего рассматриваются категории По Ния и сущности, которые имеют содержание и форму. Процесс 8ат ЭНИя связан с вопросами детерминации, причинения, а следо- льно, с категориями необходимости и случайности. Познание 198 ♦ Философия медицины -О- Раздел III -О- Глава 10 вариантов развития связано с диалектикой возможного и действи. тельного. Следовательно, категории связаны между собой так, что каждая из них может быть осмыслена в связи с другими и посредством другой 2. Содержание и методологическое значение основных категорий диалектики Единичное, особенное, общее. Категории единичного, особенного и общего являются ключевыми для понимания диалектики других категорий. В ходе взаимодействия с реальностью субъект сталкивается с отдельными вещами и процессами. Отдельное - это относительно обособленный предмет, процесс в совокупности его признаков. Каждое отдельное обладает некоторыми единичными специфическими признаками, которые позволяют оценивать вещи, процессы как единственные в своем роде. Единичное — это то, что делает данную отдельную вещь отличной от других вещей и процессов. Однако при сравнении в вещах обнаруживаются черты сходства и тождества, на основе которых абстрагируется категория общего. Общее - это те черты, свойства, признаки, связи и отношения, которые объективно присущи целому ряду явлений, их группам, видам, классам.
Таким образом, каждая вещь всегда выступает как отдельное, имеющее много общего с другими, и эта же вещь выступает как единичное, то есть имеет стороны и признаки, отсутствующие в других явлениях. Общее и единичное не имеют самостоятельного существования и существуют лишь в отдельном в виде его сторон и черт. Общие и единичные признаки формируются в процессе развития отдельного. Например, исследования академика К. М. Бэра (1792-1867) доказали, что при зарождении отдельных классов организмы в пределах их типа обладают большим сходством. Наибольшее их сходство обнаруживается в самых ранних стадиях развития: прежде всего появляются признаки типа, затем признаки класса, рода, а затем спе-цифические признаки данного вида животных. Диалектика единичного и общего реализуется также в единстве процессов наследствен ности и изменчивости, которые обеспечивают сходство и несходств" потомства и родителей. Отдельные предметы единичны, но единичное не исчерпывает все содержания отдельного, последнее включает в себя и общее. Обшее» ^ свою очередь, также является стороной, моментом отдельного и с> шествует лишь в отдельном и посредством отдельного. Таким образ0 философские категории как отражение универсальных связей... О- 199 всякое отдельное представляет собой единство противоположностей, н0 в одно и то же время и единичное, и общее, которые не просто сосуществуют в отдельном, но и переходят друг в друга. В процессе развития единичное становится общим, а общее - единичным. При определении единичного и общего в сравнении материальных образований выявляется новый аспект — особенное. Категория особенного возникает при сравнении группы «сторон» свойств процессов и явлений, объединенных в категорию общего, соотносящихся между собой как вид, род. Особенное определяют как категорию диалектики, которая отражает общность свойств, сторон, признаков, явлений данного рода, вида, отличающих их от общности свойств, сторон, признаков другого вида. Особенное — это единство единичного и общего. Представляет собой интерес соотношение особенного, единичного и общего. Поскольку единичное указывает на отличие одних образований от других, оно всегда выступает как особенное. Однако это не говорит о тождественности содержания этих категорий, ибо, если единичное — это особенное, то особенное — не всегда единичное, особенным может быть и общее. Особенное - это единичное в общем. Таким образом, единичное, будучи свойственным только данному материальному образованию, всегда выступает в роли особенного. Общее же ведет себя не всегда одинаково - оно может быть и общим, и особенным. Если общее не обладает способностью отличить один вид, род предметов от другого, это общее не будет являться особенным. Этот вид общего называется всеобщим. Всеобщее — это предельно широкое общее. Таким образом, диалектика единичного и общего такова, что всякое единичное и общее существуют в отдельном и через отдельное. Единичное и общее являются противоположностями и в своем развитии взаимопереходят друг в друга, обнаруживая в этом переходе изменение качества и диалектическое отрицание. Категории «единичное» и «общее» связаны с такими категориями, ак случайное и необходимое, количество и качество, сущность и явление, содержание и форма. Единичные свойства предметов весьма динамичны, они не выте- 101 из природы вещей и обусловлены случайностью, поэтому единич- е случайно. Общее связано с необходимостью и закономерностью. ' еДовательно, взаимосвязь единичного и общего может рассматри- Ся как взаимосвязь случайного и необходимого. Случайные откло- ия, индивидуализирующие общие стороны явлений имеют опре- енные границы в рамках меры. Отношения же количества внутри 200 *< > > Философия медицины ♦ Раздел III < > Глава 10 меры единичны. Общее как закон составляет сущность явления, а пр0 явление сущности посредством единичных отклонений представляет собой явление. Качество и количество в вещи составляют содержание ее, содержание же всегда имеет форму. Таковы некоторые отношения единичного и общего с другими категориями диалектики. Необходимость учета диалектики единичного и общего в медицинской практике вызывается тем, что любому больному присущи как индивидуальные (единичные) черты, так и общие признаки, присущие всем, страдающим данным заболеванием. Поэтому врач должен за специфическими симптомами, индивидуальным течением болезни увидеть общие, повторяющиеся признаки, присущие данной болезни. Вместе с тем, при общих закономерностях протекания болезни необходимо видеть индивидуальные возрастные особенности больного, его наследственность, реактивность, конституцию. Как отмечается в некоторых исследованиях по философским проблемам медицины, каждый тип конституции несет в себе определенные генотипические предрасположенности к болезням. Но их реализация в фенотипе зависит от условий внешней среды, в которой живет человек (см. схему). Категории единичное, особенное и общее в клиническом мышлении врача
ш
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|