Философия глобальных проблем современности
ЩШ 1С ФИЛОСОФИЯ ГЛОБАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ СОВРЕМЕННОСТИ
Осознание сложившейся в мире ситуации является обязательным для культурного цивилизованного человека. Интересы выживания человечества требуют от каждого человека усилий в поиске путей устойчивого развития. Требуются новые идеи, концепции, сценарии, реализация которых способна ослабить глобальный кризис, угрожающий будущему каждого в отдельности и всех вместе. Переживаемые человечеством трудности порождены, прежде всего, самим человеком, поэтому основная проблема заключается в человеке. Ему необходимо измениться в духовном смысле, в противном случае катастрофы планетарного масштаба, принявшей в текущем столетии реальные очертания, не избежать. Изучение источников, сущности, признаков, классификации глобальных проблем современности и анализ возможной методологии Их разрешения предстает как средство, путь приобщения к мирово-МУ сообществу, способ осознания личной ответственности за сосание дел, за сохранение здоровья людей, понимание роли здра-в°охранения и медицинской науки в решении глобальных проблем с°временности. Особое значение приобретает вклад врачей в борь-У с распространением СПИДа, наркомании, алкоголизма, приобщающих малопривлекательный статус глобальных проблем совре-Менности.
Философия должна исследовать состояние научно-технического Р°гресса и социального развития, выявлять возможности, пути, сред-ва Устранения противоречия в эволюции науки и технологий, с од- и стороны, и морали, ценностей, идеалов человека, с другой. 304 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV О- Глава 15 1 I , '11■ В I с;
1. Источники, сущность, признаки и классификация глобальных проблем современности К концу второго тысячелетия человечество впервые столкнулось с проблемой выживания и самосохранения. Человечество издавна знало кризисы, вызывшшиеся стихийными силами природы: землетрясения, наводнения, засухи, эпидемии и так далее. Однако кризисы эти порождались внешними для человека причинами, и он был лишь их жертвой. Кризисы ке, с которыми пришлось столкнуться современному человечеству, являются уже результатом деятельности самого человека, имеют антропогенный, социальный характер. Угроза возникла перед человечеством в силу естественноисторичес-кого развития мироюго сообщества, когда перед ним объективно встали ряд проблем, прочно вошедших в отечественную и зарубежную литературу под названием «глобальных». По-французски < §1оЬа1» - значит «всеобщий», по-латински «§1о-Ъи$» - означает «зешой шар». Поэтому вполне применима и различная терминология лля обозначения этих проблем, например, планетарные, общепланетарные, общечеловеческие, мировые проблемы, задачи всепланетного значения, задачи глобального развития. Таким образом, глобальные проблемы — это комплекс общечеловеческих проблем современности, затрагивающих как мир, его регионы, страны в целом, так и интересы каждого отдельного человека. Признаками глобальных проблем современности являются: планетарный масштаб проявления, возможности решения лишь совместными усилиями всего человечества; комплексность, связанность друг с другом, острота и динамизм. Они угрожают всему человечеству, нуждаются в неотложных решениях. Основным их признаком является то, что они затрагивают судьбы всех наций, народов, государств, классов и каждого человека как индивида. Они имеют общечеловеческое значение.
Глобальные проблемы современности порождены не только колоссально возросшими техническими средствами воздействия человека на природу и огромными масштабами его хозяйственной деятельности (ставшими ныне сравнимыми с геологическими и другими планетарными естественными процессами). Они порождены также стихийностью и неравномерностью общественного развития, анархией производства, наследием колониализма и неравноправными экономическими отношениями между развитыми и развивающимися странами, погоней транснациональных корпораций за прибылью и теку^11' ми выгодами в ущерб долговременным интересам всего обществ^ Глобальные проблемы порождены, в конечном счете, всепронииэЮ'
С неравномерностью развития мировой цивилизации, когда техно-гцческое могущество человечества неизмеримо превзошло достигай им уровень общественной организации, политическое мышле-' е явно отстало от политической действительности, а побудительные оТцвы деятельности преобладающей массы людей и их нравствен-, е ценности весьма далеки от социального, экологического и демог-о1фцческого императивов эпохи. В научной литературе встречаются различные подходы классификации глобальных проблем. Группа глобальных политических проблем вКЛючает в себя проблемы создания ненасильственного безъядерного мира (укрепление международной безопасности, предотвращение мирового термоядерного катаклизма, прекращение гонки вооружений, достижение всеобщего и полного разоружения), окончательной ликвидации угнетения, дискриминации, неравенства, расизма и апартеида. Глобальные проблемы преодоления отсталости государств Азии, Африки и Латинской Америки включают в себя ликвидацию последствий колониализма, устранение разрыва в уровнях экономического развития различных регионов мира, улучшение жизни народов бывших колоний и зависимых стран, их приближение к высотам мировой науки, техники, культуры, установление нового международного экономического и нового информационного порядка.
Группа актуальных экономических проблем предполагает необходимость развития энергетического потенциала, рационального использования минерально-сырьевых, земельных, водных и других природных ресурсов, а также наращивание продовольственного потенциала (Дальнейшее повышение урожайности земледелия, продуктивности Животноводства, внедрение биоматериалов и биотехнологий, широкое вовлечение в пищевые рационы естественной продукции мирового океана, получение новых биологических видов и их использование). К группе глобально актуальных социальных проблем относятся: еобходимость регулирования роста народонаселения Земли, борьба е наиболее опасными и распространенными заболеваниями, ликви-ация бедности, нищеты, неграмотности и демократизация образова-я> сохранение культурного наследия, использование достижений аУки и техники в целях социального прогресса, обеспечение человека жильем и общей занятостью, регулирование роста городов. ^ 'РУПпа глобальных экологических проблем требует объединения з лий человечества в сохранении экологического равновесия Земли, 5 егулировании климата планеты, в охране литосферы, гидросферы, . Ры и фауны, а также в мирном освоении космоса, Мирового Оке-и создании биосферных заповедников.
Естественно, такое подразделение в какой-то мере относительц ибо все группы глобальных проблем образуют единую систему, в кот0 рой все компоненты диалектически взаимосвязаны. Как можно ре шать, например, экологические проблемы без бережного отношець к источникам энергии, топлива, сырья, продовольствия, и наоборот Как можно бороться за установление нового экономического поряди без решения всего комплекса вопросов преодоления слаборазвитое, ти, демографических проблем и т. п.?
Глобальные проблемы превратились в реалии, во многом опреде. ляющие сегодняшние особенности общественного развития человечества. В той или иной степени они оказывают влияние на все человечество и на каждого отдельного человека (на все страны и отдельные государства). Будучи по своему характеру поистине планетарными и общечеловеческими, эти проблемы проявляются в виде факторов развития и на более локальных уровнях, в том числе и на национально-государственном. Степень проявления глобальных проблем и меры, принимаемые государством для их решения, можно рассматривать в качестве одного из критериев оценки его политического, экономического и научно-технического потенциала. Повышенный интерес человечества к экологической проблематике обусловлен существованием и углублением противоречия между производительной деятельностью человека и стабильностью природной среды его обитания. Нарушения экологического равновесия встречались и в прошлом, но они носили локальный, региональный характер и вызывались, в основном, природными причинами. Особенностями экологических проблем текущего столетия является их планетарный характер проявления, общечеловеческая значимость, связанность друг с другом, острота и динамизм, угроза всему человечеству, возможность ослабления и разрешения лишь при условии совместных усилий всего человечества. Экологическая обстановка в мире приобретает состояние экологического кризиса, что подтверждается данными многочисленных #с' следований. Так, по данным ВОЗ, ни одна страна в мире сегодня и имеет отличных условий и не получила оценку «5». Оценку «4» п лучили Швеция и страны Бенилюкса. Характерно, что большинст ^ промышленно развитых стран Западной Европы, США и Япония п лучили оценку «3». Улучшение экологической обстановки в большинстве стран Д°с гается не столько за счет повышения экологической культуры нас ния, сколько вследствие усиления роли правовых и иных социаль регуляторов. Причем, западные страны стремятся к тому, чтобы с
логические трудности решать за счет других стран, в том числе, и 1а^ которые получили коэффициент ниже двойки — «1, 4». Отсюда „укой подать» до «1» - нижнего предела, который, по мнению экс-ртов и3 ЮНЕСКО и ВОЗ, свидетельствует о том, что нация, полу-ившая эту оценку, агонирует и обречена на вымирание. Ей трудно помочь. Более того, соответственно данному исследованию, помощь, 1еДует считать практически бесполезной, ибо такая нация не имеет внутренних источников для развития.
Остро стоит проблема загрязнения жизненной среды ксенобиотиками. Химическое, радиационное загрязнение нарастает в Мировом Океане, космическом пространстве, Антарктиде. По данным экспертов, 30% россиян проживают в опасных экологических зонах. Данные обстоятельства негативно влияют на состояние не только среды обитания, но и самого человека, его организм, человеческую телесность. Тело доставляет человеку земные радости, но во время болезни терзает его моральными и физическими страданиями. Общеизвестны предупреждения биологов, генетиков, врачей о вполне возможной реальности разрушения человечества как вида, деформации его телесных основ. Успехи генной инженерии открывают не только новые горизонты, но и опасные возможности в виде «мутантных генов», способных разрушать естественную эволюционную приспособляемость человека к окружающей среде, вполне вероятен сценарий массового размножения искусственных мутантов. Практически везде наблюдается ослабление иммунитета человека, распространение СПИДа, возрастание числа наследственно отягощенных уродств, женского бесплодия, мужской импотенции. Экологическое и социальное неблагополучие негативно действуют на нервную систему, репродуктивные способности и соматические проявления. Явно видны признаки фи-зического вырождения людей в ряде регионов, усугубляемые быстрым Распространением алкоголизма, токсикомании, наркомании.
Увеличивающееся число экологических проблем и их углубление вляются признаком беспрецедентного кризиса цивилизации, уходя-ег° корнями в историю именно европейской культуры. Это кризис н°вных форм жизнедеятельности европейской индустриально-тех-логической цивилизации, идейно-мировоззренчески восходящей к веской культуре и философии. Это кризис современного человека в °°Ще, способа его самореализации. Западная культура находится Ризисе, но, вместе с тем, активно навязывает свои идеалы. Евро-ская индустриально-технологическая цивилизация стремится за- планету не только технологически, но и мировоззренчески. тем, односторонность развития европейского человека, пре- 308 О Философия медицины -О Раздел IV -О- Глава 15 вращающая все сущее не только в объект рационализации и ния, но и обладания, потребления, ныне очевидна наиболее тельным мыслителям современности. Западная цивилизация смотп на мир вообще и на конкретные объекты, в частности, с точки зреци их полезности, практической значимости. Из поля зрения выпадаю так называемые, «бесполезные» вещи. Интересы выхода из кризиса требуют изменения доминирующей прагматической установки видения окружающего мира только с позиций его полезности. Кризис современного общественного развития свидетельствуете том, что господствующая в мире форма рациональности неуниверсальна, так как созданные на базе нынешнего научного знания экономика, энергетика не отвечают основным культурным и ценностным ори-ентациям, необходимым для человеческого выживания, а тем более гармонического развития человеческого сообщества. Экологическая проблематика характеризует современный уровень самосознания общества и человека. Экологические проблемы отражают не отдельные ошибки и просчеты человека, а коренятся в способе бытия современного человека. Глобальные проблемы выражают не кризис отдельных форм человеческого бытия, а сущностной кризис современного человека как такового. С глобальными экологическими проблемами непосредственно связана проблема обеспечения населения мира продовольствием. Продовольственная безопасность является экономической составляющей и выступает как самостоятельная проблема, решение которой обеспечит доступ всех жителей и в любое время к продовольствию в количестве, необходимом для активной здоровой жизни. Международная продовольственная безопасность предполагает нахождение коллективных по форме и конструктивных по содержанию способов и механизмов разрешения возникающих экономических конфликтов и противоречий, накопившихся структурных диспропорций и проблем, носящих глобальный характер. Среди глобальных проблем современности особо выделяется проблем^ социально-экономической отсталости развивающихся стран, с котор" связана проблема устранения голода и недоедания в мире. Сушествов^ ние продовольственной проблемы в мире - это проявления кризисно состояния современных мирохозяйственных связей. В мире в насто шее время производится больше продовольствия, чем это требуется* удовлетворения необходимых потребностей в пище всего населе мира, однако, голод является реальностью сотен миллионов люДеИ' оценкам экспертов, наблюдается уменьшение среднемирового поДУ вого уровня потребления продовольствия и рост цен на его основ Философия глобальных проблем современности -О 311 •юбзльных проблем в России происходит неоднородно и их следует усматривать в качестве комплексного фактора развития. Одни эле-, еНтЫ данного комплекса влияют на формирование внешней полити-. « ее основных направлений и приоритетов, другие переплетаются, 0 сложными внутриполитическими и социальными проблемами. Си-, темный кризис российского общества резко обострил демографическую ситуацию и здоровье населения. Анализ государственных докладов о здоровье населения и состоянии здравоохранения позволяют оценить демографическое неблагополучие страны как демографическую катастрофу. Число умерших заметно увеличилось практически из-за всех распространенных причин, ведущих к преждевременной смертности. Разрыв между возрастающей смертностью и сокращающейся рождаемостью в Российской Федерации (особенно в ее русских регионах) позволяют ученым характеризовать Россию как страну с вырождающимся населением. В последние годы в России наблюдается естественная убыль населения. Опережающими темпами растет смертность населения в трудоспособном возрасте. Средняя продолжительность жизни мужчин находится в районе 60 лет, что меньше, чем живут мужчины в Индонезии, на Филиппинах. Россия стала первой промышленно развитой страной, переживающей столь резкое сокращение населения в условиях отсутствия войны, голода, эпидемий. Падение социально-экономического уровня развития страны и качества жизни населения привело к тому, что возросла доля истощенных детей. Особенно тревожное положение с их психическим здоровьем. Общеизвестны факты резкого снижения уровня здоровья юношей, призываемых в армию, распространения алкоголизма и наркомании в данной возрастной категории. Настоящая эпидемия алкоголизма распространилась в России. Как подзывают исследования, во многих регионах чрезмерно употребляет Спиртные напитки половина взрослого мужского населения, особенно То характерно для северных регионов, что стимулирует рост хроничес- х и острых заболеваний, а также травматизма. Негативная демогра-ическая тенденция в России отражает кризис современного российски общества, его материальной и духовной сфер. Возрождение России °з. Можно без восстановления оптимальной динамики соииоприрод- х показателей человека. Выход из создавшегося положения государ-Св видит в разработке, принятии и реализации федеральных программ, ле анных с социальной защитой, здравоохранением, заботой о наибо-л езаШищенных группах населения. Но дело в том, что федеральные обр НИципальные программы из-за недостаточного финансирования, Печения остаются нереализованными в полном объеме. 312 О Философия медицины ♦ Раздел IV О Глава 15 2. Методология разрешения глобальных проблем современности Разрешение глобальных проблем современной планетарной цИВи лизации требует наличия целого комплекса соответствующих условий-материальных, духовных, политических и других. Наиболее важными из них являются изыскание материальных средств, привлечение к данному делу интеллектуальной мировой элиты, особенно ученых различных отраслей науки, наличие политической воли государств взаимодействовать в региональном и мировом масштабах на двусторонней и многосторонней основе и мирных условий существования. Необходимые материальные средства могли бы быть получены за счет кардинального сокращения гигантских военных расходов. Ежедневно в мире на военные цели идет более триллиона долларов. Только расходы на военные научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки достигли к настоящему времени, по оценке ООН, от 70 до 80 миллиардов долларов в год или примерно четверть всех мировых затрат на науку. Даже частичное перемещение некоторых из них на мирные цели позволило бы существенно увеличить ассигнования на охрану окружающий среды, на реализацию задач демографической политики, приумножение культурных ценностей, создать необходимые продовольственные запасы, увеличить помощь развивающимся странам, победить многие болезни, существенно уменьшить неграмотность, сократить безработицу, уменьшить количество бездомных и отчаявшихся в жизни людей. В настоящее время происходит закладка методологического фундамента под новую идеологию медицины, в которой будут глубоко уточнены результаты научной революции 20 века. Социологизаиия. гуманизация, экологизация, выступающие сегодня как главные тенденции развития медицины, должны, по всей вероятности, привести к качественно новому характеру теоретико-методологических и практических связей медицины с науками о развитии человека и общества-эволюционной теорией и экологией. Соединяясь с менее явными пр° иессами технизации (индустриализации, кибернетизации, инфор^ тизации), вышеуказанные главные тенденции развития медицине*0 науки создают то новое «семантическое поле», в рамках которого иД формирование новой философии и идеологии медицины. Новая методология медицинского мышления должна помочь с временному врачу глубоко осознать системно-комплексный р связей человека с окружающим миром, понять и учитывать особен сти детерминации процессов здоровья и болезни в системно-сочи^
В России существует духовно богатая традиция этики жизни. Она связана с именами Н. И. Пирогова, Н. Ф. Федорова, П. А. Кропоткина, Н. К. Рериха, К. Э. Циолковского, Д. П. Филатова, А. А. Любищева. Российские мыслители трактовали жизнь как самоценность, как самодостаточную ценность. Этика жизни бросала вызов смерти как впадению в хаос. Борьба со смертью за жизнь — один из постулатов этики жизни, с которым связано и ценностное отношение к жизни и к биосфере, выраженное в благоговении перед жизнью, в любви к жизни, в том числе и в религиозном принятии жизни как благодати.
А. Швейцер (1875—1965) оценивал жизнь как всеобщую ценность, человеческую жизнь как высшую ценность, трактовал общественный прогресс как духовный. Концепция А. Швейцера «благоговение перед *изнью» виделась ему мировоззрением, в котором рядом существует МиРо- и жизнеутверждение и этика, основанные на мышлении. Бла-оговение перед жизнью означает любовь к жизни, которая хочет жить сРеди той жизни, которая хочет жить. Жизнеутверждение есть духов-■ и акт, в котором человек перестает жить бездумно и посвящает себя в°ей жизни с благоговением, чтобы возвысить ее до истинной цен-°СТи- Утверждать жизнь, по А. Швейцеру, означает ее углублять, де-^ ть более духовной и усиливать волю к жизни. Добро - это сохране-- *изни, способствование ей и возвышение, развитие до наивысшей ^°сти. Зло - разрушение жизни, нанесение ей вреда, подавление. по мнению А. Швейцера, и заключается фундаментальный ПРИн пцип нравственности, к которому с необходимостью приводит ление. Благоговение перед жизнью содержит жизнеутверждение иь ИкУ- сплавленные в единое целое. Целью благоговения перед жиз-является создание ценностей и содействие материальному, духов-
тепления, радиоактивного загрязнения или изменения одного из 11 Одметров окружаюшей среды, или же охрана природы в целом. По-" ' хностный слой экологического аспекта мировоззрения современ- го человека отражает отношение к природе как к второстепенной
т представления о природе как Матери-Земле, истекающие из ми- ^очогического, религиозного и коллективистского (соборного) созна- 0Я, связывающего Мать-Природу с безоговорочно хорошим, вечным „благостным. Экологическое научное сознание включает в себя: 1. Формирование научной картины мира, основывающейся на достижениях современной науки. 2. Системный подход, рассматривающий мир во взаимодействии и целостности. 3. Принцип универсального эволюционизма. 4. Современные концепции и теории, типа синергетики, учения о «феномене человека» П. Тейяра де Шардена, а также теория биосферы и ноосферы В. И. Вернадского. Среди путей выхода из экологического кризиса называются: 1. Разработка и внедрение безопасных для окружаюшей среды технологий, предполагающих гармонию с природой, т. е. экологизацию производства. 2. Всеобщая экологическая экспертиза новых проектов. 3. Создание безотходных технологий замкнутого цикла. 4. Разумное самоограничение в расходовании природных ресурсов, особенно энергетических источников, имеющих для жизни человечества важное значение. 5. Изменение отношения в обществе к окружающей сре-ае. состоящее из программ технического перевооружения и блока социальных программ, направленных на утверждение в сознании людей новой нравственности. Необходима новая стратегия человечества, " Редполагающая иной путь развития современной цивилизации. Пер-Шективным видится путь ограничения роста численности населения, первую очередь, в развивающихся странах. ^ о целях восстановления паритета общества и биосферы предлага-
■ я коэволюционная стратегия как новая парадигма цивилизации Века. Она должна определять познавательную деятельность челове- ' его ценностные ориентации и новое понимание Природы. Осоз-, Ие природы одной из высших ценностей приведет к устранению литарно-потребительского, преобразовательного отношения к при-^ е и Формированию взаимодействия с ней на основе принципа 5Ко Месте с тем, ориентация только на привычные пути разрешения огического кризиса в виде контроля за применяемыми в про-
градации, роста психических расстройств от чрезмерной, часто дативной информации. Необходимо учитывать, что негативные ин-, 0рМационно-психологические воздействия влекут серьезные послед-
в духовной и социально-политической жизни общества. Они •пособиы серьезно нарушать нормальное функционирование и жизнедеятельность социальных институтов, государственных структур, общественных объединений граждан (не говоря уж об отдельных типах). Негативные воздействия вызывают психоэмоциональную и социально-психологическую напряженность, искажение нравственных критериев и норм, морально-политическую дезорганизацию и, как следствие, неадекватное поведение отдельных лиц, групп и масс людей. В формирующейся цивилизации особую значимость имеет духовность и соборность. Концепция русской идеи, понимаемой как исторический долг нации перед Россией и другими народами по развитию государства, общества и, собственно, духовности органично вписывается в контекст общественного развития. Реализация русской идеи не предполагает действий против других наций, но с ними и для них, что так важно для процесса разрешения глобальных проблем современности. Концепция русской духовности предполагает примирение культурных традиций Востока и Запада, использование достижений науки, техники, общественного устройства западных народов и морально-нравственных ценностей восточных народов. При этом необходимо помнить, что механический перенос на условия России западноевропейских традиций принес мало добра, и это естественно. Опыт " оказывает необходимость учета возраста российского суперэтноса, Который, по мнению Л. Н. Гумилева и других исследователей, на 500 Лет моложе западных. Ускоренное присоединение России к западно-'У миру обернется отказом от отечественных традиций и последую-еи ассимиляцией.
4ля разрешения глобальных проблем современной цивилизации | обстоятельством являются объединенные процессы в духов-*изни, как в религиозном, так и в светском измерениях. Усилия енных интеллектуалов сосредоточены на поиске общечелове-иенностей, разработке глобальной этики, универсальных нрав-■ IX принципов, которые способны объединять людей перед ли-глобальных проблем. Приоритетной задачей является внедрение -совое сознание идеалов ненасилия, толерантности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|