Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

К е б  ф Б. Философия истории




к      Е                            б                                                   ф                 б

1. Если понятие «общество» в широком плане фиксирует общие '": цностные черты коллективной формы жизнедеятельности индиви-к в то понятие «общество» в узком смысле раскрывает факт существо-ания конкретного сообщества людей.

Обшество- это также коллектив людей или совокупность взаимо-гействуюших индивидов. Данное утверждение верно, но оно содер­жит лишь ту очевидную истину, что о человеческом обществе можно говорить лишь тогда, когда налицо совместная жизнедеятельность нолей. Общество как раз является результатом, продуктом человечес­кой деятельности. В этом состоит одно из главных отличий общества от других видов бытия.

Линией отсчета осмысления феномена общества является антич­ная философия. Уже Платон и Аристотель выделяли проблемы обще­ственной жизни. Ключом к анализу общества у них было государство. С позиций государства рассматривались человек и его жизнь, нрав­ственность, искусство. Если же связь с государством некоторых об­щественных явлений не просматривалась, они не принимались в рас­чет или объяснялись по-другому.

В теориях античных мыслителей обшество растворялось в государ­стве как одном из своих проявлений. Такое поглощение общества го­сударством объясняется определяющей ролью политических инсти­тутов и специфическим городом-полисом, городом-государством как механизмом самоорганизации общества на ранних классовых ступе­нях. Позиция отождествления общества и государства (хотя и непол­ного) просматривалась вплоть до Нового времени. Лишь в XVII веке Гоббс, не отказываясь от признания определяющей роли государства вобществе, показал, что истоки государства коренятся не в нем самом, в Естественных и общественных состояниях» людей. В XVIII веке 1ассик английской экономической теории А. Смит (1723-1790) уви-границу между обществом и государством. Общество он представ-тРудовым и меновым союзом людей, связанных между собой раз-" ением труда. Оно является единственным способом удовлетворения гообразных потребностей людей. Государство же решает вопросы ти и управления в обществе.

Вал Иднеишии немецкий мыслитель Г. Гегель (1770-1831) разграничи­вал государство и гражданское обшество. Последнее он опреде-печ а1с систему зависимостей людей с целью их материального обес-Мцч Ия' Иначе говоря, гражданское общество — это система эконо-Ских отношений. Французский мыслитель О. Конт (1798-1857),


270 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV -О- Глава 13

разработав основы «позитивной» философии и социологии, у

общество как сложный организм, имеющий качественную опредеде>, ность. Он считал общество целостной системой, социальным организ мом взаимодействующих индивидов. По его мнению, социальная фи лософия должна изучать законы существования, функционировав и динамики социальной системы.

Приведенные примеры взглядов на общество показывают, что г XVII в. акцент в исследованиях общественной жизни переносится с государства на экономику, на хозяйственную жизнь. Для исследова­телей становится очевидной заглавная роль экономики в закономер­ном развитии общества. К такому выводу приходит не только О. Конт но и К. Маркс.

К. Маркс, сформулировав принципы материалистического пони­мания истории, пришел к выводу, что общество не просто состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и отношений, в которых ин­дивиды находятся друг к другу. Иными словами, общество — это сис­тема общественных отношений, носителями и сторонами которых выступают социальные субъекты: человек, социальные группы, соци­альные институты (государство, политические партии, религиозные, культурные и другие объединения).

Английский историк А. Тойнби (1889—1975), считавший себя про­тивником К. Маркса, тем не менее также квалифицировал общество как систему отношений. Он писал: «Человеческое общество само по себе представляет собой отношение, вернее, особый вид отношений между людьми, как явлениями частными, индивидуальными, но в то же время социальными, в том смысле, что они не могут существовать вне общественных связей» (Тойнби А. Постижение истории. М., 1991' С. 252). Общественные отношения между людьми, рассуждал А. Той­нби, имеют надличностный характер и поддерживаются с помошы0 специальных механизмов, именуемых социальными институтами. Без них общество не могло бы существовать. Как видно из приведением положения, историк выделял три элемента общества: люди - живь" человеческие индивиды: отношения между людьми двух видов (н^ личностные широкого социального плана и отношения обшенй*" ' специально созданные социальные институты.

Если общество - это исторически изменяющаяся форма жизнеД ятельности людей, производящая и воспроизводящая социальные пр цессы и самого человека как личность, то деятельность человека» ношения, в рамках которых осуществляется деятельность, социаЛьН институты, поддерживающие отношения - главные, хотя и не 11 ственные, его элементы.


Философия общества


 271


Понятие общества следует отличать от других близких понятий: «го-дарство», «народ», «нация». Государство - это основанная на праве законе форма организации жизни народов и наций как сообществ. Р сударство - главный аппарат управления страной (обществом) и сама трана. Народ - преимущественно социальная форма общности лю­дей, связанных языком, культурой, происхождением. Нация - этно-гоииальная форма общности людей, связанная с государственностью, экономическими, политическими, духовными отношениями. Эти по­нятия пересекаются: нет государства вне общества, без народа нет на­ции, нация невозможна вне государства. Всеохватывающим поняти­ем является понятие общества.

Специфика общества связана с признаком самодостаточности. Самодостаточной называют систему, способную своей собственной деятельностью (функционированием) создавать и воссоздавать необ­ходимые условия для сохранения целостности и самостоятельности. Применительно к системе общества это означает способность произ­водить все необходимое для совместной жизни людей. Такими необ­ходимыми условиями выступают экономические, политико-правовые, нравственные и духовные процессы. Необходимые условия для своей жизни люди создают в ходе совместной деятельности, являющейся основой, субстанцией, способом существования людей в мире.

Исторический процесс не существует вне и помимо сознательной деятельности людей. Она выступает главным способом существова­ния и развития исторической действительности. «История, - подчер­кивали К. Маркс и Ф. Энгельс - не делает ничего, она «не обладает никаким необъятным богатством», она «не сражается» ни в каких битвах! Не «история», а именно человек, действительный живой чело­век - вот кто делает все это, всем обладает и за все борется... История — Не что иное, как деятельность преследующего свои цели человека». (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 2. С. 102).

Термин «деятельность» широко используется в обыденном языке -

Улканическая деятельность, деятельность рек, работа как деятель-

°Сть. занятие чем-либо и др. ). В науке деятельность рассматривает-

я' прежде всего, как понятие. Деятельность - это любое проявление

Циальной активности субъекта, его упорядоченные, организованные,

°3нанные поступки по созданию, производству чего-либо. Деятель-

ть как жизнедеятельность присуща биологической системе. В этом

т Чении она состоит в поддержании равновесия биологической сис-

^ ь> через приспособление к внешней среде и продолжение рода.

ей отсутствует социальное, то есть общественное содержание.

Те-" ьность социальной общности, а также отдельного человека,


Философия общества -О- 273

вность и другие. Воплощая подобные признаки, социальный субъект Т Л'шествляет отношения общения (межличностные, личность - груп-

, \ отношения поведения и отношения собственно деятельности. В качестве субъектов деятельности и всех других форм отношений вступают социальные общности, группы, слои и прослойки, отдель­ный человек.

Совокупность общественных отношений подразделяется на ма­териальные и идеологические. Материальные отношения включают связи воспроизводства самого человека как физического существа и производственные (финансово-хозяйственные) отношения. Они в совокупности образуют первый уровень жизни общества — материаль­ную жизнь.

Производство материальных благ составляет основу существования и развития общества. Поэтому материальные производственные от­ношения, будучи, естественно, первичными, обладают способностью существовать вне и независимо от сознания людей. Духовно-идеоло­гические отношения являются вторичными в соотношении с мате­риально-производственными. Но они играют определяющую роль в формировании социальности и собственно духовности субъектов, выступают формой внеэкономической деятельности людей. Идеоло­гический характер духовных отношений связан прежде всего с тем, что в основе их лежит идея — способность человека осознавать и вы­ражать существенные связи и закономерности общественной жиз­ни, осознанно управлять социальными процессами. Они составляют «торой уровень жизни общества - духовную жизнь. Содержание ду­ховно-идеологических отношений составляют связи, направленные на развитие сознания и духовного мира субъектов, а также нравствен­ные, эстетические, информационные отношения, отношения сво-°°Ды совести и др.

Социальные связи как общественные отношения имеют ту особен­ность, что их невозможно зафиксировать эмпирически, они невиди-■ 1Ь1> неосязаемы, как бы идеальны. Но эти связи даны для изучения довеку косвенно: в материальных и духовных благах, в поступках • вдей, в языке, в способах организации и социальных институтах, без

ТоРых люди не могут жить.

Анализ общества предполагает его рассмотрение как целостной,

МоРазвивающейся системы. Деятельность и в целом общественные

ношения выступают системообразующими факторами. В общем ' ане система, как известно, - это упорядоченное, организованное ст„ Жество элементов, образующих определенную целостность, свой-которой не сводимы к свойствам составляющих ее элементов.


274 -О- Философия медицины ♦ Раздел IV -О- Глава 13

Общество обладает признаками системы: целостностью, структур^ стью, иерархичностью элементов и связей, субстанциональностью субстратностью, функциональностью, самодостаточностью, динамиз^ мом. Общество - сложноорганизованная, иерархическая, многоуров. невая система, каждый элемент которой может быть рассмотрен в ка-честве подсистемы или самостоятельной системы.

Систему общества целесообразно рассматривать в трех аспектах' структурном, функциональном, динамическом. Структурный аспект ис­следования общества связан с установлением элементного состава и субстратности, с выделением относительно самостоятельных автоном­ных образований, каковыми в социальной системе являются, напри­мер, сферы жизни общества, уровни жизни. Задача функционального анализа состоит в установлении механизмов, поддерживающих целос­тность социального организма, создаваемую взаимодействием подси­стем общества. Динамический аспект раскрывает источники и по­стоянно действующие факторы его развития и совершенствования, выделяет явления, дающие импульс к изменению социальной органи­зации. Структурный анализ исследует подсистемы в отдельности, как самостоятельные единицы; функциональный — изучает взаимодей­ствие элементов; динамический — исследует способы разрешения про­тиворечий в обществе, которое ведет к превращению системы в новое образование или поднятие ее на новый уровень.

Поддержание целостности общественной системы, воссоздание ее элементов осуществляется в процессе общественного производства. Общественное производство, то есть производство общества в целом, включает: воспроизводство материальных условий жизни; производ­ство идей и духовных ценностей, символов и знаков; производство со­циальных связей и отношений; производство самих людей как обше-ственных индивидов. Результатом общественного воспроизводства выступают прежде всего два главных элемента общественной жизни: субъекты и объекты, то есть люди и блага (ценности) людей. Первый необходимым элементом функционирования социальной системы яв­ляются ее субъекты, без физической и умственной энергии которых нет ни деятельности, ни общества. Вторым необходимым элементов выступают объекты - социальные предметы, создаваемые или зуемые людьми для своей жизнедеятельности. Социальные р ты делятся на два класса, различающиеся социальными функция^ и назначением.

Первый класс составляют вещи (или орудия). Это предметы, с поМ° шью которых люди оказывают прямое воздействие на реальный в котором живут, физически изменяя его в своих интересах.


Философия общества ♦ 275


 вещей реализуется особый адаптивный характер деятель-оСти человека, а именно - приспособление к среде путем ее веще-, твенно-энергетической переработки, целенаправленного изменения. ^ домошью вещей люди оказывают непосредственное воздействие, во-первых, на природу. Эти вещи или средства производства включают предметы труда, орудия труда, инфраструктуру хозяйства, кибернети­ческие средства, хранящие, перерабатывающие и передающие техно-югическую и иную информацию. Во-вторых, с помощью вещей чело­век изменяет социальную среду: «техносферу» и «антропосферу». Например, пища, медицинские инструменты, спортивные снаряды, военное оружие — все это принадлежит миру вещей, физически изме­няющих внешнюю реальность (в том числе биологическую организа­цию человека). В-третьих, к вещам относятся особые предметы, необ­ходимые для физического воздействия на реальность в сфере духовного производства: например, ручка, карандаш, бумага, художественная кисть, краски, холст и т. п., которыми пользуются художники для воп­лощения своих идей.

Второй класс социальных предметов, воспроизводимых обществен­ным производством, называют символами или знаками. Символы не­сут в себе определенным образом закодированную информацию, слу­жат средством ее накопления, хранения и передачи. Назначение символов — согласовать цели коллективной деятельности, поведения и общения путем воздействия на сознание, мировоззрение, стремле­ния и желания людей. Символы воздействуют на внутренний мир че­ловека, изменяя (или формируя) его представления о бытии. Идеи, образы, теории, чувства могут повлиять на поведение и сознание лю-Дей лишь воплотившись в материальные предметы: печатный текст, Дорожные знаки, картины и т. п. Эти предметы-знаки являются, свое-Го рода, проводниками информации и культуры.

Разница между вещами (орудиями) и символами состоит только в и* назначении, неодинаковой многофункциональности, но не свя-Зана с материалом, из которых они изготовлены. Если вещи (орудия) Являются средством адаптации человека к природе, то символы - сред-СТвом адаптации людей к культуре.

Таким образом, общество как объект философского анализа, изу-ается с точки зрения определения понятия «общество», его призна-

содержания, структуры, особенностей. Важной философской

р°блемой выступает системность общества, характер взаимосвя-его элементов и подсистем в историческом процессе, в динами-

ков

Изменения содержания, направленности и перспектив конкрет-НЬ|* обществ.

 


276 О- Философия медицины ♦ Раздел IV ♦ Глава 13

2. Диалектика общественной жизни

Общество как органическая система находится в постоянном дви. жении, изменении, развитии. Развитие - это направленные, необра­тимые, качественные изменения системы. Вопрос о путях изменения источниках и движущих силах развития общества, детерминантах об­щественной жизни занимал умы исследователей истории во все вре­мена. Ответы на эти вопросы были самые разнообразные: одни виде­ли источники развития общества вне его (в Боге и божественном мире-в природных условиях), другие — в нем самом (в материальном произ­водстве, в духовных факторах, в великих людях).

Диалектика общественной жизни включает в себя взаимодействие природного и социального, объективного и субъективного, общества и личности, уровней и сфер жизни общества и другие процессы. Она проявляется в действии прогрессивного, регрессивного и безнаправ­ленного развития, в нацеленности общественной жизни на удовлет­ворение потребностей и интересов человека, социальных общностей. Диалектика общественного развития определяется многообразными источниками и движущими силами, закрепляется в формационном, историческом, социокультурном, цивилизационном и других процес­сах. Для понимания диалектики общественной жизни важно раскрыть источники, движущие силы и направленность исторического процес­са. Остановимся на этих вопросах подробнее.

До Нового времени объяснение возникновения и развития об­щества осуществлялось на религиозной основе. Французское просве­щение в XVIII веке, пытаясь отойти от доктрины Бога как источника и творца мира, выдвигает идеи, получившие название географичес­кого детерминизма. Виднейшим представителем этого течения был Ш. Монтескье (1689-1755). Он показал зависимость общества, об­щественных явлений и человека от природных условий. Форму обше-ства, государственное устройство и даже природу человека он ставил в зависимость от географической среды. Например, леность или Ра' ботоспособность он объяснял жаркими и умеренными климатичес­кими условиями. Этими же климатическими условиями он объясня деспотию на Востоке и свободное общество на Западе. Он считал, чТ от географических условий зависит все. Даже законы, издаваемы государством, должны принимать во внимание физическую геогра фию страны: климат — холодный, умеренный или жаркий; разме" территории, качество земли; образ жизни - земледельческий, о%0 ничий или скотоводческий и т. д. Считалось, что власть климата сил нее всех властей.


Философия общества


 277


Позиции Ш. Монтескье разделял русский ученый Л. И. Мечни-о (1838—1888). Он считал, что основным фактором и источни-К л рождения цивилизации являются великие реки. Хронологически ервыми были речные цивилизации, считает Л. И. Мечников. Они одились на берегах великих рек - Хуан-хе и Янцзы, Тигра и Евфрата, ИнДа и Ганга, Нила. Речные цивилизации были изолированы, оторва­ны ДРУГ от дРУга- ^е взаимодействуя, не развиваясь, рано или позд­но они должны были либо погибнуть, либо быть поглощены други­ми цивилизациями, либо развиться в более перспективную морскую цивилизацию. Морские цивилизации, постепенно охватывая целый ряд народов, приобретают международный характер и, все более рас­ширяясь, переходят на берега океана. Океанические цивилизации эволюционируют, богатеют, быстро развиваются как в результате за­имствований, так и морских завоеваний (например «Нового света»). Природные условия, по мнению Л. И. Мечникова, оказывают влия­ние не только на расширение и развитие цивилизации, но и на воз­можность господства одних народов над другими. Физико-геогра­фическая среда, писал он, оказывает влияние на разные народы, предоставляя некоторым верховенство над другими народами (См.: Мечников Л. И. Цивилизация и великие исторические реки. М., 1995. С 328-365).

Ш. Монтескье и Л. И. Мечников утверждали, что жаркий климат не является условием прогресса общества. Только умеренный климат рождает у людей стимулы к труду, потому что природа ничего не дает человеку здесь в готовом виде. Именно умеренный климат является источником рождения цивилизации, делают вывод сторонники гео­графического детерминизма.

Справедливость требует позитивно оценить многие положения этой Теории. В XIX веке К. Маркс, раскрывая механизм влияния природ­ой среды на историю, обращает внимание на то, что разнообразие ЦРодуктов природы составляет естественную основу разделения труда. ем богаче природа, тем разнообразнее могут быть отрасли производ-Ва> выше их специализация и производительность труда. Разнооб-Зные природные условия стимулируют рост общественных потреб-стей человека, но для осуществления необходим определенный °вень развития материального производства. Доказывая детермини-Щую роль материального производства в обществе, К. Маркс, тем енее, не отрицал и доминирующего влияния природных условий,     Итие общества. В качестве примера он приводил факт станов-Зо Ия буржуазных отношений в Западной Европе, расположенной в е Серенного климата.


Философия общества •< > 279

Известный американский социолог П. А. Сорокин (1889-1968) ис-

пил из примата сознания в общественной жизни, видя именно в со-нации источник развития общества и его детерминанту. Все реаль-

е социальные явления имеют два аспекта: внешний, материальный (вешественно-энергетический) и внутренний, духовный, писал он. пуховный аспект представлен фрагментами сознания - идеями, обра­зами, чувствованиями, которые воплощаются в жизнь с помощью «материальных проводников» внешнего аспекта, т. е. предметов, про­цессов. В качестве доказательства Сорокин приводит пример с двумя камнями, одинаковыми по форме, размерам, весу. Но между ними су­ществует глубокое различие. Один - просто камень, другой - священ­ный символ, предмет поклонения племени, фетиш. Почему один камень ничего не значит, а другой — стал социально-значимым сим­волом, знаком? Потому, отвечает П. Сорокин, что второй камень стал носителем смысла, оказался наделенным религиозной идей. Именно идея, а не физико-химические свойства, определяют его социальный статус, его место в системе социальных явлений. При этом для одного племени этот камень является священной вещью, для другого — ничего не значит. Приводя другие аналогичные примеры, П. Сорокин делает вывод, что характер социальных процессов и предметов определяется идеями, целями, замыслами людей, а не вещественными средствами, воплощающими этот замысел. Духовное в общественной жизни все­цело определяет материальное.

Не только в социальной, но и в политической, религиозной, науч­ной сферах определяющим началом также выступает сознание, счита­ет Сорокин. Скажем, религиозные идеи определяют цели и задачи цер­кви. В любом социальном явлении замысел, идея всегда предшествуют самому явлению. Строя концепцию социальной системы, П. Сорокин выделяет в ней два уровня организации: уровень культурных систем (совокупность взаимосвязанных идей) и уровень собственно соци-альных систем (совокупность взаимосвязанных людей). Так как люди Всегда действуют на основе идей, целей, замыслов, то культурные си­стемы определяют социальные. Культурные системы, по мнению П. Со-Р°кина, связаны с важнейшими духовными ценностями жизни чело­века: Истиной, Добром, Красотой, Справедливостью. От этих идей ависят реальные подсистемы - наука, религия, искусство, этика (как °Раль и право). Истина, добро, красота, справедливость определяют Рой общественной жизни: и материальное производство, и полити-

Ские организации, и сферу быта.

° концепции П. Сорокина много позитивного. Нельзя отрицать, ^ Ример, роль сознания — идей, теории, образов — в общественной оно имманентно любому общественному процессу. Общество


Философия общества О- 281


 — это свойство человеческой природы. Они, и прежде всего био­нические, витальные потребности, постоянно побуждают человека „процессе жизнедеятельности искать или создавать необходимые сред-•тва существования.

Потребность - нужда в чем-либо. Она выражает отношение субъ­екта к необходимым условиям своего существования. Интерес - это отношение субъекта-носителя потребности к самой потребности (удов-четворение или неудовлетворение; ранжирование потребностей), а также к объектам, свойства и признаки которых вызывают внима­ние носителя потребностей. Потребности и интересы неотделимы от субъекта-носителя, они «ходят в его структуру. Наличие потребно­стей и интересов создает у людей состояние напряженности и готов­ности к соответствующему виду деятельности или поступку. Потреб­ности и интересы осознаются субъектом, который создает идеальный (мысленный) план действий, направленный на их удовлетворение. В этом плане он ставит цель (т. е. формирует идеальный образ желае­мого результата), выбирает необходимые средства и предпринима­ет действия по достижению цели. В зависимости от оптимальности выбранных средств, от имеющихся налицо объективных условий и субъективных факторов, цель может быть достигнута и получен ожи­даемый результат или цель не бывает достигнута, а результат мо­жет быть прямо противоположный ожидаемому. Но если результат достигнут и потребность удовлетворена, то возникают другие потреб­ности. В социально-философской теории сформулирован закон воз­вышения потребностей. Он состоит в том, что одна удовлетворенная потребность вызывает к жизни другую, третью. Процесс повторяется, сохраняя устойчивость и внутреннюю необходимость, существенность. Для удовлетворения возрастающих материально-физических потреб­ностей требуется расширение материального производства, кото-Рое ведет к постоянному совершенствованию общества и его матери-^ьной культуры.

Объективны не только материальные потребности субъекта, но и

Ровные. Человек не может перестать думать, познавать, переживать,

Явствовать, как не может перестать дышать, есть и пить. Потребнос-

ны Ре

в знании, в познании, в развитом духовном мире также свойствен-

человеку, как и материальные потребности. Потребность в ве-Например, также неистребима, как потребность в жилище. Вера Могает человеку выжить (зачастую даже физически), сохранять Дойное состояние духа, учит сострадать, сочувствовать. Чтобы удовлетворять возрастающие материальные и духовные по-ности социальных субъектов, необходимо постоянно расширять ^ественное производство материальных благ и духовных ценное-


282 О- Философия медицины •» Раздел IV О- Глава 13

тей, что ведет к постоянному и непрерывному прогрессивному разви тию социума.

История - реальная общественная жизнь людей, их совместная де. ятельность, проявляющаяся в конкретных взаимосвязанных событц. ях, фактах, процессах. Это непрерывная связь времен и поколений В жизни людей прошлое, настоящее и будущее разделены условно, оци проникают друг в друга. Диалектика исторического процесса поэтому состоит также во взаимодействии различных векторов, определяющих характер и направленность развития конкретных обществ.

Социальная система, будучи элементом бытия, зависит от косми­ческих и земных ритмов и связей, но имеет свои собственные измере­ния. Социальное пространство и социальное время - это объектив­ные формы исторического процесса, формы общения и деятельности субъектов, самореализации человека. Социальное пространство пони­мается не просто как физическое явление, но и как сфера организо­ванной человеческой деятельности, в которой каждый конкретный индивид или общность находятся в определенном соотношении не только с природными, но и социальными явлениями, друг с другом.

В XX веке стало активно формироваться единое мировое простран­ство, единая мировая история, которая существовала не всегда. На ранних этапах истории человечество было разобщено, у каждого на­рода была своя история. Постепенно, по мере прогрессивного разви­тия, единое историческое пространство расширялось за счет объеди­нения деятельности различных субъектов, в результате интеграции отдельных народов и государств в систему мировых экономических, политических и иных отношений. Интенсивное становление мировой истории с единым историческим пространством начинается с возник­новения капиталистических отношений, с появления всемирного рын­ка, которые утвердили всесторонние общесоциальные связи субъек­тов мирового сообщества. Зависимость проявляется, например, 6 экологической, экономической, политической и духовной областях-В XX веке единое историческое пространство вмещает множество на­родов и государств с их культурами, традициями, обычаями, ценное тями. У каждого народа имеются свои цели, задачи, особенности #и ни, но их объединяют единые цели — сохранение человечества Земле, решение глобальных проблем и другие.

Исторический процесс, протекая во времени и пространстве, и чиняется определенным закономерностям. Идея закономерности щественной жизни была реализована в исследованиях мыслите XVII и XVIII веков, когда сформулированные законы механики о распространены на природу, общество и человека. Но уже в * XX веках социальная философия приходит к выводу, что обшест


Философия общества < > 283

а жизнь имеет свои собственные законы, проявляющиеся особым Н'пазом- Социальные законы роднит с природными то, что они также °'ъективны и выступают факторами сохранения целостности систем.

наКо механизм действия социальных законов проявляется в деятель-

сТИ людей. Поэтому социальные законы реализуются не так одно-яачно, как природные. Социальные законы вариативны, их действие, ожет приводить к различным результатам. Это происходит прежде всего потому, что люди своей деятельностью могут создавать благо­приятные или неблагоприятные условия для проявления законов.

Классификация законов социального развития достаточно сложна и условна. Но можно выделить основание, которое объединяет соци-ачьные законы в три большие группы: законы, определяющие прогресс общества; законы, воздействующие на регрессивность социального развития; законы, действие которых явно не определяет прогрессив­ную или регрессивную направленность исторического процесса.

Динамика общественной жизни состоит в том, что в развитии от­дельных народов могут быть движения вперед, застой, попятные дви­жения, народ может как бы «заснуть» на долгие века. Но в целом ми­ровой исторический процесс имеет прогрессивную направленность. Он бесконечен настолько, насколько будут сохранены природно-кос-мические и собственно социальные условия его существования.

Общественный прогресс означает в самом общем определении дви­жение общества вперед, от менее совершенных к более совершенным способам и формам жизнедеятельности. Это направление развития, оп­ределяемое от низшего и высшему, от положительного к его приумноже­нию. Прогресс соотносится с регрессом, с деструктивным социальным Развитием, с утратами и лишениями, характерными для всего социума.

Следует признать, что в любом обществе есть прогрессивные и рег-Рессивные процессы и явления. Но доминантность их всегда различ­на- Соотношение прогресса, регресса, а также безнаправленных изме-ений («стояние на месте») всегда конкретно на различных стадиях и

апах исторического развития человечества.

Основные положения общественного прогресса можно свести к сле-у Во-первых, общественный прогресс - это доминирующая, но с единственная тенденция исторического развития. Во-вторых, обще-

енный прогресс есть единство общего, особенного и единичного стУпательном продвижении вперед конкретного общества, наро-

г°сударства. В-третьих, это единство предыстории и истории обще-

' его прошлого, настоящего и будущего. В-четвертых, общественный

Ресс складывается из достижений народов и государств на планете.

од ак°Ны общественного развития могут менять свое воздействие на

Сгвенный прогресс от позитивного до негативного. Например,


284   ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV ♦ Глава 13

роль народных масс в истории, личности в истории, культурногоц иного развития в одних условиях может давать положительные резу таты, а в другой, неблагоприятной обстановке, - не оказывать суц, ственного воздействия на прогрессивное развитие.

Таким образом, источником развития общества выступают о альные противоречия. Задача социума состоит в том, чтобы их лировать, не допускать обострения до уровня социальных конфл: и войн. Глубинным противоречием, выступающим первоисточник^ развития общества, являются потребности людей и возможности удовлетворения.

I *

Литература                                                                            'V

Антология русской философии. Т. 2. СПб., 2000.

Бердяев Н. А. Философия неравенства. М., 1990.

Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

Зотов А. Ф., Шевченко В. Н. Очерки социальной философии. М., 1994^

Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. М., 1996.

Крапивенский С. Э. Социальная философия. Волгоград, 1996.

Момджян К. Х. Социум. Общество. История. М., 1994.

Общество, культура, человек. Воронеж, 1993.

Сорокин П. А. Человек, цивилизация, общество. М., 1992.

Росенко М. Н. Очерки социальной философии. М., 1994.

Тоффлер А. Новая волна на Западе. М., 1986.

Вопросы для самоконтроля

1. Какие значения слова «общество» Вам известны?

2. Каково содержание категории «общество» в философии?

3. В чем заключаются признаки общества как социальной системы?

4. Каковы источники саморазвития общества?

5. Из каких основных сфер состоит общество?

6. Как соотносятся социально-классовая и стратификационная теоря
структуры общества?

Темы докладов и рефератов

1. Общество как система.                                                                                  (1

2. Специфика экономического, политического, социального и духов11
бытия общества.

3. Стратификационная структура современного российского
тенденции ее развития.                                                                                            л

4. Концепция гражданского общества как идеала развитой соиизЛь
системы.


\(\№ и


ФИЛОСОФИЯ ИСТОРИИ


Рубеж столетия и тысячелетия располагает к размышлению о сущ­ности и смысле истории. Повышенный интерес вызывает направлен­ность исторического развития. Особенно эти вопросы актуальны для россиян, которые вряд ли смогут улучшить качество своей жизни без синтеза прошлого, настоящего и будущего. Без объективного знания прошлого и научно обоснованных взглядов на будущее невозможно сознательно планировать социальную и личную жизнь. Незавидная репутация идеологизированного исторического материализма не спо­собствовала повышению авторитета социальных знаний у молодежи. В последние годы, с открытием возможности научного, свободного от лжи анализа социальных проблем, возрастает интерес молодого поко­ления к вопросам ис

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...