2. Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях
2. Принцип всеобщей связи и принцип развития в диалектическом и метафизическом измерениях Предлагаемая система носит целостный характер, категории субординированы в соответствии с содержанием принципов. Система носит открытый характер для изменений и дополнений. Главным принципом диалектики является принцип развития, суть которого заключается в следующем: все без исключения предметы и явления действительности находятся в вечном движении, возникновении и уничтожении, то есть в развитии. Развитие представляет собой направленное необратимое измене-Ние- Содержание процесса развития, его предмет, условия, движущие СИлЬ1, характер, направленность могут быть осмыслены на основании энных естествознания, биотической эволюции (см. схему).
" редметом биотического развития, его элементарной ячейкой яв- популяция, которая развивается при внутренней детерминации, взаимодействии внутреннего и внешнего в конкретных условиях. Формой развития живого является биогеоценоз - совокупность нородных природных явлений (атмосферы, растений, почвы и т. д. ), т°Рые имеют свою специфику взаимодействия слагающих ком- Понентов. 176 ♦ Философия медицины ♦ Раздел Ш ♦ Глава 8 Развитие в живой природе
н со ГО Си ш н Си X
Приспособ-] ление Выживаемость Организация Деструкция Проблема развития в ее философском измерении включает в себя вопрос источника и движущей силы. Источником развития является внутренняя противоречивость явления. Понятие движущей силы не тождественно понятию источника. Источник - это непосредственная, «делающая» причина развития, процесс, из которого вытекает какой-то результат. Движущая сила отражает особый класс причин, опосредо' ванно воздействующих на процесс, связанных с побуждением « делать»- Источником развития в живой природе является борьба за существование, которая представляет собой многообразие противор^' чий: между особями вида и средой, межвидовые и внутривидовые противоречия. Движущей силой, факторами эволюции выступают мутационнЫ процесс, популяционные волны, изоляция, естественный отбор. Пс ледний представляет собой отбор способности, обеспечивающей живание популяции, вида. Следует также учитывать, что любое развитие, в том числе тическая эволюция, основывается на вероятностном детерминизм '
Диалектика и метафизика как концепции развития... ♦ 177 алектике необходимого и случайного. Случайность вносит в эволю- онный процесс неопределенность, делает его неустойчивым, порож- т новые возможности развития органических форм. Главным гене- Ор0м случайности в живом является мутационный процесс. Однако, , )КТОром, вносящим определенность в эволюцию, является естественный отбор. В результате естественного отбора осуществляется диалектическое превращение случайного в необходимое, возможного в действительное. Развитие осуществляется путем постепенного количественного и скачкообразного качественного изменения. На биотическом уровне такой характер развития реализуется в микро- и макроэволюции, в результате которых происходит дивергенция, конвергенция, образование подвидов, видов, классов.
Внутренняя противоречивость развития проявляется в его направленности, в единстве прогрессивной, восходящей ветви и регрессивной, нисходящей ветви развития. Направленность развития осуществляется посредством механизма диалектического отрицания, существенным моментом которого является преемственность, удержание в новом качестве всего положительного и жизнеспособного от предыдущих этапов развития. В живом направленность объективируется посредством запрета на многие комбинации в развитии вида и посредством сохранения вариантов, имеющих шансы выжить. Процесс развития можно определить как связанную последовательность направленных, необратимых количественных и качественных изменений и входящих в них диалектических отрицаний, вызванных противоречиями системы. В процессе развития философской мысли оформились две концепции развития: метафизическая и диалектическая. Термин «метафизика» имеет свою историю происхождения. Александрийский библиотекарь Андроник Родосский (I в. до н. э. ) озаглавил таким термином трактаты Аристотеля, которые поместил в собрании сочинений после «Физики». В этих трактатах излагалось учение о началах бытия. До XVIII века етафизикой называли философствование по поводу выходящих за пре-ЛЬ1 опыта начал существования. Затем понятие метафизики стали Рименять в смысле антидиалектического способа мышления. Мета-Изика - метод, тяготеющий к построению однозначной статичной кар-Ны мира, отрицающий саморазвитие бытия, подменяющий изучение Активной реальности построением априорных, абстрактных схем. Метафизика ищет внешний источник развития материи и поэто-еДет к идеализму, религии. Метафизика сводит развитие или толь-
178 О- Философия медицины О- Раздел III -О- Глава 8 ко к непрерывной, эволюционной или только к прерывистой, кообразной формам. Метафизика проявляется и в методологической ориентации совре. менной науки. Она ориентирует на исследование явлений без учета цх материального единства, развития, без учета системы отношений каждого явления с другими. Базируясь на метафизическом методе мыщ. ления, современный креационизм пытается доказать невозможность объяснения биогенеза, эволюции живого законами природы. Виды синтеза, которые обосновываются дарвинистами, по мнению сторонников креационизма, не могут осуществляться самопроизвольно. Наука способна фиксировать лишь процессы функционирования структур. Но почему они функционируют определенным образом, и где формируются правила, согласно которым функционирует живой организм, — ответы на эти вопросы наука оставляет за скобками. Эти правила формируются на уровне Логоса, цель и правила эволюции даются Творцом. Творец как фактор номер I вместе с законом химии, энергии мог обеспечить возникновение живого из неживого.
В современных исторических условиях диалектика нередко отвергается, ее представляют как образец донаучного мышления, как частный случай метода проб и ошибок, как туманную эмпирическую, описательную и догматическую теорию. Сторонники такого отношения к диалектике упускают из виду тот факт, что диалектика - это строгая, обоснованная форма категориального развития мысли, форма логически корректного и доказательного диалога. Диалектика есть форма мышления, отражающая реальную динамику бытия, ритм живой действительности. Исследователь истории науки Л. Грэхэм обоснованно утверждает, что диалектико-материалистический подход претендует на превосходство над существующими и конкурирующими с ним универсальными системами мышления. Такая позиция подтверждается созданием синергетики. 3. Синергетика как современное мировидение Синергетика — новая междисциплинарная область знания. Это теория самоорганизации. Она ориентирована на поиск универсальных образцов - эволюции и самоорганизации сложных систем. Это теория разработана И. Р. Пригожиным и его коллегами в р^' ках брюссельской школы.
В основных понятиях синергетики отражена общность процесс" зарождения, усложнения, видоизменения и тенденций к распаду стрУ Диалектика и метафизика как концепции развития... ♦ 181 еВрашая его в поле для рождения нового. Это путь созидания, воз- жНОсть нового диалога человека с природой. Осуществляя выбор ути через нелинейную ситуацию, бифуркацию, субъект одновремен- ' выбирает объективно присущий самой природе путь эволюции. Гинергетика и появилась как ответ науки на вызов действительности аедовать естественному пути развития вещей. Синергетика открывает новые подходы к здоровью человека, а лечение обретает образ открытия себя. Лечение и излечение предстают как синергетические процессы, при которых в самом человеке обнаруживаются скрытые установки на здоровое будущее. Синергетика предлагает с позиции своего научного аппарата изучать организм как целостную открытую систему, характеризующуюся особым типом взаимодействий ее частей. Очевидно, что любое патологическое явление, возникающее в органе, ткани служит источником возмущения не только этого органа, но и других. При этом возможно не только нарушение каких-либо связей, а формирование новых патологических связей, означающих наличие и прогрессирование заболевания. Примером применения методологической функции синергетики являются исследования процессов взаимодействия систем человеческого организма с геокосмическими факторами. Геокосмические факторы представляют собой флуктуирующую систему, вариабельный аттрактор. Такую же сложную систему являет собой и человек. Комплекс геокосмических факторов способен вызвать и вызывает разнонаправленные изменения параметров организма. Сложность объяснения этого процесса потребовала применения методологии синергетики. Оказалось, что при флуктуирующем режиме аттракторов среднемесячные суммы корреляций лейкограмм, электролитного баланса, ферментного статуса крови синергетичны со среднемесячной динамикой космических лучей. Исследования показали, что биологические системы имеют свойства экстренной самоорганизации и динамической приспосабливаемое™ к изменениям факторов среды. Возникающий хаос компенсируется процессом самоорганизации, упорядочивающим систему. Таким образом, синергетика становится способом не только позна- Ния. но и создания реальности, влечет за собой новый диалог человека с Природой. Однако следует признать, что синергетика диалектична, одержит в себе диалектику, ибо во многом пользуется ее категориаль- ь'м строем, рассматривает проблемы эволюции, системности, взаи-
0Действий, а также проблемы случайности, необходимости, возмож- °сти и действительности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|