1ь современной цивилизации
1Ь СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ Владение системой научных знаний о современной цивилизации является неотъемлемым компонентом гуманитарной культуры образованного человека. Формирование и развитие врача как гуманистам гражданина объективно предполагает углубление и расширение им знаний по одной из важнейших проблем социальной философии и современности - цивилизационной концепции общественного развития. Цивилизационный подход к истории России позволяет определить ее историческое место в мировом сообществе, глубже понять особенности ее социальной организации и культуры. Цивилизационная методология, в сравнении с формационной, делает возможным дать более цельное представление об историческом пути Российского государства во всей его сложности, вскрыть цивилизационные причины нынешних трудностей развития, показать спектр направлений выхода из состояния системного кризиса российской цивилизации. Цивилизационный подход к анализу исторического процесса как в мировом, так и в национальном измерении позволяет сформировать у врача деятельное отношение к окружающему миру на основе современного планетарного сознания, патриотизма, державности, духовности и осознания исключительной роли врача в гуманизации общественных отношений. 1. Понятие, структура и основные концепции цивилизации в истории социально-философского знания Одним из важнейших методологических средств исследования, опИ сания и понимания истории является цивилизационный подх°#' В соответствии с данным подходом всемирная история предстает к смена и одновременное сосуществование различных по характеру и вилизаций. Понятие «цивилизация» появилось в XVIII веке в тесН связи с понятием «культура». Этот термин (от лат. сМНз — гражданок государственный, общественный) ввел в научный оборот Мира6
Проблемы и перспективы современной цивилизации ♦ 325 756 году- Французские философы-просветители называли цивилизо- общество, основанное на началах разума и справедливости. я а XIX веке понятие цивилизация употреблялось как характеристика. опитализма в целом. Однако такое видение цивилизации не было гос-дСТвующим. Как известно, цивилизация является предметом исследования многих социальных, гуманитарных наук: истории, этнологии, 11! Нгвистики, археологии и других научных дисциплин, изучающих ее пОд своим углом зрения. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона цивилизация определяется как состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности и которое характеризуется удалением от первоначальной простоты и дикости, улучшением материальных условий и высоким развитием духовной стороны. Это житейское словоупотребление. Основными вопросами при изучении цивилизации являются: 1) исходная точка ее развития; 2) законы, по которым совершается развитие цивилизации; 3) факторы этого развития и их взаимодействие; 4) характеристика изменения духовной и физической природы человека с развитием цивилизации; 5) в чем заключается назначение цивилизации. В силу своей универсальности и многозначности категория «цивилизация» трудно поддается определению. Так, историк-археолог Р. Лоди назвал цивилизацию «беспорядочной мешаниной из черепков и лоскутков». Действительно, исторический взгляд на цивилизацию высвечивает, прежде всего, сохранившиеся остатки человеческой деятельности. Но частные науки не ставят перед собой задачи поиска сущностных черт, лежащих в основе всех цивилизаций. Это задача, прежде всего, философии. Научное понимание цивилизации требует Уяснения ее сущности на уровне определения. В научной литературе Сдержится значительное количество подходов к определению понятия «цивилизация». Довольно часто в данную категорию вкладывается вся общечеловеческая культура или ее современный этап развития. А' Тойнби (1889-1975), П. А. Сорокин (1889-1968) определяли циви-лизацию как определенную ступень развития культуры отдельных на-Родов в целом, характер которой определяется господствующими про-^водственными отношениями (например, античная цивилизация). Гл- Морган (1818-1881) и Ф. Энгельс (1820-1895) в понятие «циви-Изация» вкладывали этап общественного развития, следующий за Рварством и характеризующийся образованием классов, государства, Зникновением письменности. Триада «дикость-варварство—циви-Заиия» как одна из концепций социального прогресса, не потеряла °его значения и в современных условиях. К. Ясперс (1883-1969) °Сновал категорию «цивилизация» как характеристику целостное-
326 -О- Философия медицины ■ & Раздел IV ♦ Глава 16
ти всех культур, подчеркивая их человеческое единство, ценность шечеловеческий характер. О. Шпенглер (1880-1936) иивилизаци" трактовал как конечный момент в развитии культуры того или народа, региона, означающий ее «закат» или упадок, как состоян культуры той или иной области человеческой деятельности (наппи мер, техническая цивилизация). Думается, совершенно прав ГГ. Дилигенский, утверждая, что «ци вилизация принадлежит к числу тех понятий научного и обыденного языка, которые не поддаются сколько-нибудь строгому научному оп ределению. Если попытаться как-то объединить различные его значения, мы, очевидно, получим скорее некий интуитивный образ, чем логически выверенную категорию. И все же за этим образом будет стоять определенная реальность - целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах» (Вопр. философии, 1991, № 3. С. 23). Основным смыслом понятия «цивилизация» является обозначение достижений человечества, которые обеспечивают его прогресс, восхождение от животного состояния, а затем от стадии дикости и варварства к собственно человеческим формам жизни. В качестве циви-лизационных достижений выступают технологические и социальные явления. К технологическим приобретениям цивилизации относятся: изобретение машин, использование электричества, создание военных технологий, выведение новых высокопродуктивных пород животных и растений. Социальные достижения цивилизации включают: изобретение письменности, юридических норм и законодательства, развитие науки, нравственности. Цивилизация обозначает и некую устойчивую социокультурную общность людей и стран, сохраняющую свое своеобразие, уникальность на длительных отрезках исторического времени. Под цивилизацией так же понимается предельно общее соиио-культурное различие между исторически возникшими типами цивилиза ционного устройства, каждый из которых реализуется во множеств конкретных видов общества. Таким образом, под цивилизацией ел дует подразумевать такую стадию в развитии человечества, когда с циальные связи начинают доминировать над природными и ко общество развивается и функционирует на своей собственной осн
Д. Каринский, автор статьи «Цивилизация» в Энциклопедии^0 словаре Брокгауза и Эфрона, пишет, что главное содержание ист у ^ должна составлять культурная история или история цивилизаи ' структуру которой он включает: 1) материальный быт (все то. служит человеку для удовлетворения его физических потребно 2) общественный быт (семья, сословные организации, ассоии Проблемы и перспективы современной цивилизации
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|