Философия здоровья человека 1 страница
ГЛШ 10 ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕК/ В XXI веке продолжаются кардинальные изменения во всех сферах жизни общества, возрастает преобразующая роль человека, необходимость его совершенствования, охраны здоровья. От Сервета, которого сожгли на костре за то, что он изучал на трупах строение человеческого тела, до сложнейших операций на сердце и мозге в наше время -огромный путь развития наук о человеке и медицины. Философия выступает междисциплинарной системой знаний о человеке и окружающем его мире, как материальном, так и духовном. Предназначение философской подготовки врачей - дать ответы на мировоззренческие вопросы человеческого бытия: о природе человека и смысле его жизни и деятельности, о резервах и возможностях его организма, мышления, о его смерти и бессмертии. XX Международный философский конгресс (Бостон, 1998) рассмотрел возрастающую воспитательную роль философии в современных условиях. В сфере медицинского образования философия призвана стать логикой и методологией медицинского знания, философией медицинского исследования человека. 1. Философское учение о человеке Философия и медицина имеют один объект исследования - человека. «Из всех наук, - писал Гиппократ, - самыми великими и почитаемыми мыслю философию и медицину. Они целебно возделывают тело и душу человека». Актуальность проблемы человека определяется Ря дом причин и прежде всего гносеологической. История науки пок зывает, что человек - самый трудный объект для изучения. Еше ^-° крат в 5 в. до н. э. в основу своей философии поставил задачу: «Позна самого себя». Гете считал, что «главным предметом изучения чело» чества является человек». Но оказалось, что человек менее изуче" более уязвим, чем окружающий его мир. Жизнь человека - верен*1 событий, которые обусловлены непрерывно меняющимися обет тельствами бытия и изменениями его внутреннего состояния.
Философия человека О 373 Сейчас трудно определить количество человековедческих научных 1Сциплин: от философии, антропологии, психологии до биологии, осМологии, генетики. Об этом можно судить по трудам Института чеЛовека РАН, в частности по материалам журнала «Человек», издающегося в России с 1990 года. Научная литература о человеке превосходит всю другую. Философия призвана выполнить свои задачи: постано-вочно-интегративную, критико-методологическую и ценностно-регулятивную в познании человека и мира, в котором он живет. В конце ХХ-начале XXI веков человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных мировых кризисов (экологического, энергетического, социально-экономического, демографического), угрожающих жизни людей на планете. На международных форумах ученые предупреждают о гибельности для человечества социально не ориентируемой и нерегулируемой государством рыночной экономики. В России в условиях разрушительных криминально-рыночных реформ усиливается отчуждение человека от труда, коллектива, семьи, культуры, от здорового образа жизни. Происходит снижение жизнеустойчивости большинства людей, их дезадаптация. Возрастают факторы риска для здоровья и жизни. Наблюдается рост социальных, особенно инфекционных и психических заболеваний. Юноши, которых призывают в вооруженные силы, в большинстве своем не готовы к воинской службе. В жизнь вступает больное поколение. В стране уменьшается продолжительность жизни людей, растет смертность, сокращается рождаемость, идет процесс депопуляции, особенно государственнообразующего этноса — русских. Человек и общество, как считают ученые, чтобы не погибнуть должны измениться в новом столетии. Этих причин достаточно, чтобы убедиться в необходимости овладения будущими врачами системой знаний о человеке и современном обществе, в основе которых лежат фундаментальные философские учения.
Философское постижение человека началось еще в древности в различных мифологических, религиозных и натуралистических представлениях. Так, в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции человек Мыслился как часть космоса, некоторого единого временного порядка и строя бытия, как «малый мир» — «микрокосм», как отражение и символ Вселенной - «макрокосм». Последний понимался антропомор-Фчо - как живой одухотворенный организм. По мнению древних, человек содержит в себе все элементы (стихии) космоса: состоит из тела и Души, рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристо-Телизм) или как две разнородных субстанции (платонизм). Философские учения о человеке развивались в двух направлениях. В западно- Философия человека О- 375 По мере развития науки, культуры взгляд на человека менялся. Религиозное представление о человеке как о «Божьей твари» — Ното ре1 - было вытеснено научным определением Карла Линнея: Ното ар)еп5 — человек разумный. Материалистический взгляд на человека, еГ0 происхождение и развитие подтвердила эволюционная теория Царльза Дарвина и диалектика природы Фридриха Энгельса. С XIX века в европейской науке и философии стал господствовать антропологический принцип. Согласно этому принципу, человек провозглашался как природное биологическое существо, но социально-экономические условия, в которых он развивался, в ряде учений еще игнорировались (Л. Фейербах, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский). Биологизаторская концепция человека в философии и медицине на Западе наиболее ярко была представлена в евгенике (гр. ещепез — породистый) и социобиологии. Эти учения опирались на достижения генетики — науки о законах наследственности и изменчивости организма и утверждали, что человек не совершенен, многое унаследовал от животных и его надо улучшить путем изменения наследственности, применить к человеку селекцию, как к животным. Такая попытка была сделана нацистами в Германии: выращивание «белокурых бестий». Сущность социал-евгеники, как и социал-дарвинизма, заключается вовсе не в признании генетических различий между расами (таковые бесспорно существуют), а в ложном утверждении наследственного умственного или духовного превосходства одной расы над другой (чего на самом деле нет).
Прогрессивные же идеи евгеники были восприняты медициной с целью предупреждения врожденных заболеваний. Передовые страны уже вступили в период, который академик Н. П. Дубинин (р. 1907) назвал «управляемой биологической эволюцией». Однако и в наше время наблюдается реакционная направленность исследований биологизаторского толка. Как сообщила пресса, в США осуществляется разработка сценария «биокибернетической цивилизации» в увязке с идеей планетарного будущего человеческого общества, Которое должно в «своей развитой части» пройти качественный сдвиг в Результате новых биомедицинских и биокибернетических открытий. Зонирование и вживление в человеческий мозг микроэлектронных сХем позволяет, по этим расчетам, «добиваться создания нового высшего существа» на базе нужных идеологических и национальных ос-Иов с уничтожением «ненужных национальностей». Социобиология направлена на исследование биологических основ ^ведения всех живых существ. Один из основоположников этого уче-Н11я американский биолог Уилсон пытается доказать прямую зависи- Философия человека ♦ 379 2 Современная философская антропология Проблема человека рассматривается в антропологии (гр. аткго-05 - человек, /о§ох - понятие) - учении о происхождении и эволю-, и человека, зародившимся, как и другие науки, в лоне философии, но затем надолго порвавшим с ней. Как специализированное учение о чеЛовеке антропология выделяется в XVIII веке в учениях Д. Вико, X Вольфа, И. Фихте. В XIX веке антропология развивалась в рамках биологии по многим направлениям: антропогенез (происхождение человека), антропоморфология (строение организма), соматология (формы человеческого тела), анатомия (сравнительная, патологическая, топографическая), этнология (происхождение и развитие рас и антропологических типов) и др.
Попытку систематизированного философского изложения учения о человеке на основе естествознания - антропологии предпринял основоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804). Он считал вопрос «что такое человек? » важнейшим вопросом философии и заложил идею антропоцентризма -принцип философской антропологии, согласно которому в центре науки должен стоять человек и через его познание можно выйти на другие области знания о мире. В своем учении о человеке Кант ставил и рассматривал три вопроса: знание («что я могу знать»), нравственность («что я должен делать») и вера («на что я могу надеяться»). Однако из его учения не сложилось целостное философское представление о человеке, для этого еще не хватало научных знаний, которые появились лишь в XIX ИХХ веках. В России огромный вклад в разработку философских проблем антропологии внес А. Н. Радищев (1749-1802). В написанном им в ссылке трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792) он, как и •^•В. Ломоносов, отделил натурфилософию (философию природы) от Оологии (религии), поставил человека рядом с обществом, создал уникальную традицию русской философской антропологии. Чарльз Дарвин (1809—1882) доказал, что человек как природное су- представляет собой завершение эволюционного развития и с 1Т°й точки зрения отличается от других живых созданий исключитель-Ь|м совершенством. Но в философии рождается новая установка. Начала А. Шопенгауэр (1788-1860), а затем Ф. Ницше (1844-1900) адУМываются над странностью человека как живого существа. Они Эмулируют мысль о том, что человек, вероятно, выпадает из цепи Риродных тварей». Он эксцентричен и вовсе не производит впечат- венца творения». Напротив, они сделали допущение, что если н Философия человека < > 381 ! ЬНУЮ и практическую деятельность в системе бытия, пространствен-временного существования. В более узком плане философская ан-„опология представляется как интегративное учение. Интегративная „топология рассматривает самые разнообразные связи человека с графической, природной, биологической и социальной средой, весь омплекс психобиологических наук, в том числе биомедицинскую нТропологию на стыке с профилактической медициной, клиничес-|. у1о, педагогическую, спортивную и другие отраслевые антропологии, ■ включая комплекс социокультурных наук. Исходным пунктом нового дНтропологического философствования, считает П. С. Гуревич, являйся человек в конкретной ситуации — исторической, социальной, экзистенциальной, психологической.
С позиций философской антропологии, наука и медицина решают ряд важных проблем, связанных с положением человека в современном мире. В первую очередь стоят задачи преодоления различных форм отчуждения человека, сохранения человеческой популяции и культуры в условиях мирового системного кризиса, прогнозирования перспективы человека и общества. Проблемами будущего человечества занимается ряд международных центров прогнозирования, футурологических исследований, в том числе Римский клуб виднейших ученых и политиков, Центр исследований Дейла Карнеги в США, Институт человека в России. В западной философии, особенно в экзистенциализме (философии существования), выделяются такие стороны человеческого бытия как неуверенность и тревожность существования. В медицине идеи философской антропологии учитываются при Лучении различных фаз онтогенеза человека и соответственно при знализе его физического и психического состояния. Философская 'нтропология помогает медицине перейти от традиционной патерналистской модели — к новой модели медицины, и прежде всего медицинской этики и деонтологии - модели «информированного партнерша» врача и пациента. Врачи, психологи, физиологи все больше > 1спользуют теоретические положения и методы исследования какфи-1ософской, интегративной, так и медицинской антропологии. Философские основы медицинской антропологии Естественная и медицинская антропология определяет место чело-Ка в царстве живых существ и изучает его телесную организацию, т°рой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, фи- Логия, учение о расах и другие («Краткая философская энцикло- Философия человека О- 383 С эт°й целью в России создана и реализуется Государственная ограмма «Геном человека». Одной из проблем современной философской и биомедицинской трОпологии является клонирование, необходимое для решения ряда оПросов биологии и медицины. В 1997 г. ВОЗ приняла решение, где, аПисано, что использование клонирования для размножения человеческих индивидов является этически неприемлемым и противоречит человеческой морали. Кроме того, как считают многие генетики, массовое тиражирование «скорректированных» индивидов не осуществимо даже в принципе. Поэтому идеи евгеники - о селекции людей с «особо ценными геномами», как и клонирования, носят больше гипо-тетический и спекулятивный характер. Медицинская антропология в своих исследованиях развивает об-шую теорию информации. Дело в том, что любая клетка несет в себе полную информацию (генофонд) и вырабатывает определенные информационные сигналы, которые влияют на ее окружение. Генетическая информация разворачивается в конкретную модель в виде строгих динамических функций. Именно на таком механизме основано клонирование с помощью генной инженерии. Специалисты пытаются разобраться, каким образом природе удается разместить в молекуле ДНК такое количество информации. Для практической медицины важнее понимание болезни как результата информационного сбоя. Как известно, здоровье - это не отсутствие внешних проявлений болезни, ^состояние внутреннего благополучия, когда структура организма бесконфликтна и четко определяет оптимальный режим реакции на *У или иную полученную информацию. В медицинской антропологии все большее признание и применение получает синергетика (гр. з1пег§е1а — совместное) — теория самоорганизации сложных систем, представляющая собой не толь-Ко новое видение мира, но и новый тип детерминационного воз-^йствия человека на окружающую среду, как природную, так и со-Циальную. Человек является уникальной естественной самоорганизующейся 'Истемой. Современная классическая, или так называемая традици- Нная медицина во многих случаях не в состоянии избавить человека Недугов именно потому, что она не может воздействовать на всю стему. В системе организма взаимодействуют все составляющие ее еМенты. Так, депрессия может вызвать подавление иммунной сис- Г) Мь'> а любовь может ее укрепить. Несчастье и отчаяние повышают асНость инфаркта и рака, сокращая таким образом жизнь. Это оз- ает, что нельзя отделить биологию от психологии, и наоборот. Философия человека О- 385 своим бытием, неизбежно ставит вопрос: зачем я живу? Вопрос о смысле жизни был главным в философских, религиозно-нравственных исканиях русских мыслителей конца Х1Х-начала XX века Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и других. «Без знания того, - писал Л. Н. Толстой, - что я такое и зачем я здесь, нельзя жить». Вопрос о смысле жизни имеет особое значение для медицины, ибо врач лечит не только тело, но и душу больного, стремясь к достижению возможной гармонии человека с окружающим миром, с самим собой. Кроме того, вопрос о смысле жизни связан с проблемой смерти, со страхом человека перед собственным концом, с оценкой прожитой жизни. Это не только нравственная и медицинская, но прежде всего философская проблема человеческого существования во всем его многообразии от счастья до трагического конца. Философско-антропологическая концепция смысла жизни, как считает профессор В. В. Шаронов, предполагает ответ на следующие вопросы. Является смысл жизни лишь итогом жизненного пути человека или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации? Обретает ли человек смысл жизни в неких общих ценностях (бог, высшие идеалы и т. д. ) или этот смысл можно обрести в жизненных повседневных ценностях? Наконец, связан ли смысл жизни с общечеловеческими ценностями, или он обретаем в единичных, индивидуальных ценностях каждого отдельного человека? Единого ответа на эти вопросы нет и, видимо, быть не может. Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, мировоззрения, нравственных идеалов, от конкретно-исторической ситуации. Если в обществе, в семье, в коллективе создаются благоприятные условия для жизнедеятельности человека, удовлетворения его жизненно необходимых потребностей и интересов, то он склонен положительно оценить свою жизнь, видеть в ней смысл и значение. Если же общество, коллектив и даже семья оказываются к нему враждебными, жестокими, то его собственная жизнь может утратить свою ценность в этом мире. Последствия в таком случае могут быть разные: уход в религию, психические аномалии, суицид. Для таких людей жизнь теряет сМысл, превращается в кошмар, толкает их к антисоциальным поступкам. Врачу, психологу, педагогу надо иметь представление о типичных Позициях людей в этих вопросах и соответственно реагировать на них, Имея гуманные цели, выполняя свой профессиональный долг. Одни смысл жизни видят в преодолении своей смерти, в индивидуальном существовании, выживании. Таких людей много, им прихо- '3-212О 386 " V- Философия медицины О- Раздел IV -О- Глава 18 дится в силу обстоятельств или воспитания руководствоваться есте ственным животным чувством самосохранения. По большому счету это мелковато и недостаточно для людей альтруистского коллективисте-кого склада с высокой культурой и развитым чувством долга. С такой позицией невозможно совершить подвиг, самопожертвование. Другие усматривают смысл своей жизни в детях, то есть в продолжении своей жизни в потомстве. Но и эта цель ограниченна и не может устроить человека-гуманиста с широким мышлением. Они могут быть хорошими родителями, но не гражданами, способными нести ответственность перед коллективом, своим народом. Известный хирург Н. М. Амосов еше в 70-е годы говорил, что он с тревогой наблюдает, как некоторые видят смысл жизни в приобретении вещей. Эта страсть заслоняет от них все, отодвигает на задний план духовные, культурные потребности. Симптомы «вещной» болезни настораживают. Нельзя забывать о высоком звании гражданина, превращаться в обывателя. Смысл жизни, считают третьи, в служении Родине, «в роде человеческом» (Достоевский). Л. Н. Гумилев в своей теории этногенеза таких людей называет пассионариями, поведение которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. В народе же их называют героями. Цель жизни у них - борьба со злом, за справедливость, за свой народ. Русский писатель В. Распутин говорит: «Есть у человека Родина — он любит и защищает все доброе и слабое, нет — все ненавидит и все готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рождения и до самой смерти согревающее нас тепло». И наоборот, немецкий философ идеолог волюнтаризма Ф. Ницше смысл жизни видел в силе и могуществе человека, стремящегося к власти над толпой. Это идеология авторитаризма (лат. аи (с)ЮгНаз - власть, влияние), противостоящая демократии (гр. йетокгайа - власть народа) и стремлению современного человека к свободе и равенству. Борясь против христианства, Ницше утверждал, что продуктом его является «рабская мораль». Он боролся и против буржуа, мораль которых считал лживой. Для религиозных людей смысл жизни определен в стремлении к Богу, бессмертию своей души. Ради этого они каются, славят Бога, милосердствуют. Но ведь это делается ради своего «спасения», из-за страха перед «божьим судом». Следовательно, такая позиция эгоистична и характерна, как правило, для недостаточно образованных людей с ослабленной волей, не самостоятельных. Для некоторых же людей жизнь вообще бессмысленна. Так, фРаН' цузский экзистенциалист Альбер Камю создал мифический обра Философия человека О 387 Сизифа, ставший олицетворением бессмысленности человеческого существования («сизифов труд»), безысходности и одиночества человека в «абсурдном мире». Страдания, унижения, испытываемые человеком, могут подтолкнуть его к решению отдать всю свою жизнь делу революционного преобразования общества, или к тому, чтобы занять позицию бунтаря-одиночки по отношению к обществу, или к отказу от всякой борьбы, х смирению, к роли добровольной жертвы царящего произвола и хаоса. В крайних ситуациях безысходности и своего бессилия человек может придти к выводу о бессмысленности жизни вообще. Такое представление является уже симптомом и требует вмешательства врача или психолога. Но наиболее интересен клинический случай, когда человек видит смысл жизни всего лишь в смерти, философствуя «жизнь — это умирание». Конечно, человек, как и все живое, смертен, но не каждый способен осознать и принять этот закон природы. Такие взгляды учитываются врачом, особенно в геронтологии (учении о старости) и танатологии (науке о смерти). У аварского поэта Расула Гамзатова есть такое четверостишье: Роятся роем мысли в голове, А мне необходимы только две. Двух мыслей мне достаточно, поверьте, Одна - о жизни и одна — о смерти. В философской и специальной подготовке врача целесообразно руководствоваться идеей И. И. Мечникова (1845—1916), органично вошедшей в философскую и медицинскую антропологию, в учение о бытии человека. Согласно его теории, «дисгармония» (несоответствие) человеческой природы, связанная с продолжением жизни и смертью человека, устраняется с установлением оптимального жизненного цикла («ортобиоза»), т. е. «полного и счастливого цикла жизни, заканчивающегося спокойной естественной смертью». Человек, как животное «Ногтю $ар1еп$», может использовать весь свой разум исключительно на удовлетворение своих животных инстин-Ктов, и мы таких людей видим. Но Природа заложила в человека еще Что-то, что дает возможность отдельным людям резко подняться над Уровнем животного. Для настоящих людей удовлетворение инстинк-т°в, которые Природа, кстати, поощряет удовольствием, становится Уже второстепенным. Люди получают огромное, чисто человеческое Удовольствие от того, что животному не доступно — от исполнения своего человеческого долга и от творчества. Для них «прекрасное — 390 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV -О Глава 18 ный противоречивый процесс постижения человеком своего собствен-ного «я» как субъекта общественных отношений, как личности. В понимании врача смысл жизни человека всегда включает в себя как индивидуальные потребности и мотивы поведения, так и персонифицированные общественные интересы, в разной степени осознанные пациентом, требующие внимательного анализа и учета в диагностике и лечении. Те или иные представления человека о своей жизни предназначении, судьбе являются существенными симптомами и психологическими причинами стабилизации или деструкции личности больного. Главные критерии оценки представлений о смысле жизни -это адекватность восприятия человеком своей личности, своего состояния, реальность замыслов и их направленность, выбор средств в достижении цели. Такое зондирование личности больного, его представления о смысле жизни, своего существования врачу необходимо для правильного диагноза и выработки программы лечения, коррекции личности. При этом следует учитывать, что пути обретения человеком смысла своей жизни сложны, противоречивы и не всем доступны. Они зависят прежде всего от психического и физического состояния человека, от его общей культуры, социального статуса, условий и образа жизни. Л. Н. Толстой любил приводить такое изречение: «Для того чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, нужна вера. Вера - это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете. И такая вера была и есть у всех разумных людей». Для врача важно знать, что духовно здоровый человек, как правило, имеет положительную направленность своих устремлений, даже в сложных ситуациях. Он пытается строить свою жизнь в соответствии с высшими духовными ценностями - по законам разума, добра, красоты и справедливости. Он стремится разрешать свои трудности, конфликты не в ущерб другим людям. «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь» (А. П. Чехов). Отсюда вытекает необходимость обретения врачом смысла своей жизни, определяемого профессиональным долгом и общей культурой. Замечательный русский философ Владимир Соловьев так выразил понимание смысла своей жизни: «Не навреди, а если можешь — помоги».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|