Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия здоровья человека 1 страница




ГЛШ 10


ФИЛОСОФИЯ ЧЕЛОВЕК/


В XXI веке продолжаются кардинальные изменения во всех сферах жизни общества, возрастает преобразующая роль человека, необходи­мость его совершенствования, охраны здоровья. От Сервета, которого сожгли на костре за то, что он изучал на трупах строение человеческо­го тела, до сложнейших операций на сердце и мозге в наше время -огромный путь развития наук о человеке и медицины. Философия выступает междисциплинарной системой знаний о человеке и окру­жающем его мире, как материальном, так и духовном.

Предназначение философской подготовки врачей - дать ответы на мировоззренческие вопросы человеческого бытия: о природе челове­ка и смысле его жизни и деятельности, о резервах и возможностях его организма, мышления, о его смерти и бессмертии. XX Международ­ный философский конгресс (Бостон, 1998) рассмотрел возрастающую воспитательную роль философии в современных условиях. В сфере медицинского образования философия призвана стать логикой и ме­тодологией медицинского знания, философией медицинского иссле­дования человека.

1. Философское учение о человеке

Философия и медицина имеют один объект исследования - чело­века. «Из всех наук, - писал Гиппократ, - самыми великими и почита­емыми мыслю философию и медицину. Они целебно возделывают тело и душу человека». Актуальность проблемы человека определяется Ря дом причин и прежде всего гносеологической. История науки пок зывает, что человек - самый трудный объект для изучения. Еше ^-° крат в 5 в. до н. э. в основу своей философии поставил задачу: «Позна самого себя». Гете считал, что «главным предметом изучения чело» чества является человек». Но оказалось, что человек менее изуче" более уязвим, чем окружающий его мир. Жизнь человека - верен*1 событий, которые обусловлены непрерывно меняющимися обет тельствами бытия и изменениями его внутреннего состояния.


Философия человека О 373

Сейчас трудно определить количество человековедческих научных циплин: от философии, антропологии, психологии до биологии, осМологии, генетики. Об этом можно судить по трудам Института чеЛовека РАН, в частности по материалам журнала «Человек», издаю­щегося в России с 1990 года. Научная литература о человеке превосходит всю другую. Философия призвана выполнить свои задачи: постано-вочно-интегративную, критико-методологическую и ценностно-регу­лятивную в познании человека и мира, в котором он живет.

В конце ХХ-начале XXI веков человек попал в сложную ситуацию: современная цивилизация вступила в период обострения глобальных мировых кризисов (экологического, энергетического, социально-эко­номического, демографического), угрожающих жизни людей на пла­нете. На международных форумах ученые предупреждают о гибельно­сти для человечества социально не ориентируемой и нерегулируемой государством рыночной экономики. В России в условиях разрушитель­ных криминально-рыночных реформ усиливается отчуждение человека от труда, коллектива, семьи, культуры, от здорового образа жизни.

Происходит снижение жизнеустойчивости большинства людей, их дезадаптация. Возрастают факторы риска для здоровья и жизни. На­блюдается рост социальных, особенно инфекционных и психических заболеваний. Юноши, которых призывают в вооруженные силы, в большинстве своем не готовы к воинской службе. В жизнь вступает больное поколение. В стране уменьшается продолжительность жизни людей, растет смертность, сокращается рождаемость, идет процесс депопуляции, особенно государственнообразующего этноса — русских. Человек и общество, как считают ученые, чтобы не погибнуть должны измениться в новом столетии. Этих причин достаточно, чтобы убедить­ся в необходимости овладения будущими врачами системой знаний о человеке и современном обществе, в основе которых лежат фундамен­тальные философские учения.

Философское постижение человека началось еще в древности в раз­личных мифологических, религиозных и натуралистических представ­лениях. Так, в древних цивилизациях Китая, Индии, Греции человек Мыслился как часть космоса, некоторого единого временного поряд­ка и строя бытия, как «малый мир» — «микрокосм», как отражение и символ Вселенной - «макрокосм». Последний понимался антропомор-Фчо - как живой одухотворенный организм. По мнению древних, че­ловек содержит в себе все элементы (стихии) космоса: состоит из тела и Души, рассматриваемых как два аспекта единой реальности (аристо-Телизм) или как две разнородных субстанции (платонизм). Философ­ские учения о человеке развивались в двух направлениях. В западно-


Философия человека О- 375

По мере развития науки, культуры взгляд на человека менялся. Ре­лигиозное представление о человеке как о «Божьей твари» — Ното ре1 - было вытеснено научным определением Карла Линнея: Ното ар)еп5 — человек разумный. Материалистический взгляд на человека, еГ0 происхождение и развитие подтвердила эволюционная теория Царльза Дарвина и диалектика природы Фридриха Энгельса. С XIX века в европейской науке и философии стал господствовать антропологи­ческий принцип. Согласно этому принципу, человек провозглашался как природное биологическое существо, но социально-экономичес­кие условия, в которых он развивался, в ряде учений еще игнорирова­лись (Л. Фейербах, А. И. Герцен, Н. Г. Чернышевский).

Биологизаторская концепция человека в философии и медицине на Западе наиболее ярко была представлена в евгенике (гр. ещепез — породистый) и социобиологии. Эти учения опирались на достижения генетики — науки о законах наследственности и изменчивости орга­низма и утверждали, что человек не совершенен, многое унаследовал от животных и его надо улучшить путем изменения наследственности, применить к человеку селекцию, как к животным. Такая попытка была сделана нацистами в Германии: выращивание «белокурых бестий». Сущность социал-евгеники, как и социал-дарвинизма, заключается вовсе не в признании генетических различий между расами (таковые бесспорно существуют), а в ложном утверждении наследственного умственного или духовного превосходства одной расы над другой (чего на самом деле нет).

Прогрессивные же идеи евгеники были восприняты медициной с целью предупреждения врожденных заболеваний. Передовые страны уже вступили в период, который академик Н. П. Дубинин (р. 1907) на­звал «управляемой биологической эволюцией».

Однако и в наше время наблюдается реакционная направленность исследований биологизаторского толка. Как сообщила пресса, в США осуществляется разработка сценария «биокибернетической цивилиза­ции» в увязке с идеей планетарного будущего человеческого общества, Которое должно в «своей развитой части» пройти качественный сдвиг в Результате новых биомедицинских и биокибернетических открытий. Зонирование и вживление в человеческий мозг микроэлектронных сХем позволяет, по этим расчетам, «добиваться создания нового выс­шего существа» на базе нужных идеологических и национальных ос-Иов с уничтожением «ненужных национальностей».

Социобиология направлена на исследование биологических основ ^ведения всех живых существ. Один из основоположников этого уче-Н11я американский биолог Уилсон пытается доказать прямую зависи-


Философия человека ♦ 379

2 Современная философская антропология

Проблема человека рассматривается в антропологии (гр. аткго-05 - человек, /о§ох - понятие) - учении о происхождении и эволю-, и человека, зародившимся, как и другие науки, в лоне философии, но затем надолго порвавшим с ней. Как специализированное учение о чеЛовеке антропология выделяется в XVIII веке в учениях Д. Вико, X Вольфа, И. Фихте. В XIX веке антропология развивалась в рамках биологии по многим направлениям: антропогенез (происхождение человека), антропоморфология (строение организма), соматология (формы человеческого тела), анатомия (сравнительная, патологичес­кая, топографическая), этнология (происхождение и развитие рас и антропологических типов) и др.

Попытку систематизированного философского изложения учения о человеке на основе естествознания - антропологии предпринял ос­новоположник немецкой классической философии Иммануил Кант (1724—1804). Он считал вопрос «что такое человек? » важнейшим воп­росом философии и заложил идею антропоцентризма -принцип фи­лософской антропологии, согласно которому в центре науки должен стоять человек и через его познание можно выйти на другие области знания о мире. В своем учении о человеке Кант ставил и рассматривал три вопроса: знание («что я могу знать»), нравственность («что я дол­жен делать») и вера («на что я могу надеяться»). Однако из его учения не сложилось целостное философское представление о человеке, для этого еще не хватало научных знаний, которые появились лишь в XIX ИХХ веках.

В России огромный вклад в разработку философских проблем ант­ропологии внес А. Н. Радищев (1749-1802). В написанном им в ссылке трактате «О человеке, о его смертности и бессмертии» (1792) он, как и •^•В. Ломоносов, отделил натурфилософию (философию природы) от Оологии (религии), поставил человека рядом с обществом, создал уни­кальную традицию русской философской антропологии.

Чарльз Дарвин (1809—1882) доказал, что человек как природное су- представляет собой завершение эволюционного развития и с °й точки зрения отличается от других живых созданий исключитель-Ь|м совершенством. Но в философии рождается новая установка. Начала А. Шопенгауэр (1788-1860), а затем Ф. Ницше (1844-1900) адУМываются над странностью человека как живого существа. Они Эмулируют мысль о том, что человек, вероятно, выпадает из цепи

Риродных тварей». Он эксцентричен и вовсе не производит впечат- венца творения». Напротив, они сделали допущение, что если

н


Философия человека < > 381

! ЬНУЮ и практическую деятельность в системе бытия, пространствен-временного существования. В более узком плане философская ан-„опология представляется как интегративное учение. Интегративная

„топология рассматривает самые разнообразные связи человека с
з" и,             .,                    „ г

графической, природной, биологической и социальной средой, весь

омплекс психобиологических наук, в том числе биомедицинскую нТропологию на стыке с профилактической медициной, клиничес-|. у1о, педагогическую, спортивную и другие отраслевые антропологии, ■ включая комплекс социокультурных наук. Исходным пунктом нового дНтропологического философствования, считает П. С. Гуревич, явля­йся человек в конкретной ситуации — исторической, социальной, экзистенциальной, психологической.

С позиций философской антропологии, наука и медицина решают ряд важных проблем, связанных с положением человека в современном мире. В первую очередь стоят задачи преодоления различных форм от­чуждения человека, сохранения человеческой популяции и культуры в условиях мирового системного кризиса, прогнозирования перспекти­вы человека и общества. Проблемами будущего человечества занимает­ся ряд международных центров прогнозирования, футурологических исследований, в том числе Римский клуб виднейших ученых и поли­тиков, Центр исследований Дейла Карнеги в США, Институт челове­ка в России. В западной философии, особенно в экзистенциализме (фи­лософии существования), выделяются такие стороны человеческого бытия как неуверенность и тревожность существования.

В медицине идеи философской антропологии учитываются при Лучении различных фаз онтогенеза человека и соответственно при знализе его физического и психического состояния. Философская 'нтропология помогает медицине перейти от традиционной патерна­листской модели — к новой модели медицины, и прежде всего меди­цинской этики и деонтологии - модели «информированного партнер­ша» врача и пациента. Врачи, психологи, физиологи все больше > 1спользуют теоретические положения и методы исследования какфи-софской, интегративной, так и медицинской антропологии.

Философские основы медицинской антропологии

Естественная и медицинская антропология определяет место чело-Ка в царстве живых существ и изучает его телесную организацию, т°рой он отличается от последних. К ней относятся анатомия, фи-

Логия, учение о расах и другие («Краткая философская энцикло-


Философия человека О- 383

 С эт°й целью в России создана и реализуется Государственная ограмма «Геном человека». Одной из проблем современной философской и биомедицинской трОпологии является клонирование, необходимое для решения ряда оПросов биологии и медицины. В 1997 г. ВОЗ приняла решение, где, аПисано, что использование клонирования для размножения челове­ческих индивидов является этически неприемлемым и противоречит человеческой морали. Кроме того, как считают многие генетики, мас­совое тиражирование «скорректированных» индивидов не осуществи­мо даже в принципе. Поэтому идеи евгеники - о селекции людей с «особо ценными геномами», как и клонирования, носят больше гипо-тетический и спекулятивный характер.

Медицинская антропология в своих исследованиях развивает об-шую теорию информации. Дело в том, что любая клетка несет в себе полную информацию (генофонд) и вырабатывает определенные ин­формационные сигналы, которые влияют на ее окружение. Генетичес­кая информация разворачивается в конкретную модель в виде строгих динамических функций. Именно на таком механизме основано кло­нирование с помощью генной инженерии. Специалисты пытаются разобраться, каким образом природе удается разместить в молекуле ДНК такое количество информации. Для практической медицины важ­нее понимание болезни как результата информационного сбоя. Как известно, здоровье - это не отсутствие внешних проявлений болезни, ^состояние внутреннего благополучия, когда структура организма бесконфликтна и четко определяет оптимальный режим реакции на *У или иную полученную информацию.

В медицинской антропологии все большее признание и приме­нение получает синергетика (гр. з1пег§е1а — совместное) — теория самоорганизации сложных систем, представляющая собой не толь-Ко новое видение мира, но и новый тип детерминационного воз-^йствия человека на окружающую среду, как природную, так и со-Циальную.

Человек является уникальной естественной самоорганизующейся

'Истемой. Современная классическая, или так называемая традици-

Нная медицина во многих случаях не в состоянии избавить человека

Недугов именно потому, что она не может воздействовать на всю

стему. В системе организма взаимодействуют все составляющие ее

еМенты. Так, депрессия может вызвать подавление иммунной сис-

Г) Мь'> а любовь может ее укрепить. Несчастье и отчаяние повышают

асНость инфаркта и рака, сокращая таким образом жизнь. Это оз-

ает, что нельзя отделить биологию от психологии, и наоборот.


Философия человека О- 385

своим бытием, неизбежно ставит вопрос: зачем я живу? Вопрос о смыс­ле жизни был главным в философских, религиозно-нравственных ис­каниях русских мыслителей конца Х1Х-начала XX века Ф. М. Досто­евского, Л. Н. Толстого, В. С. Соловьева, Н. А. Бердяева, С. Н. Булгакова и других. «Без знания того, - писал Л. Н. Толстой, - что я такое и за­чем я здесь, нельзя жить».

Вопрос о смысле жизни имеет особое значение для медицины, ибо врач лечит не только тело, но и душу больного, стремясь к достиже­нию возможной гармонии человека с окружающим миром, с самим собой. Кроме того, вопрос о смысле жизни связан с проблемой смер­ти, со страхом человека перед собственным концом, с оценкой про­житой жизни. Это не только нравственная и медицинская, но прежде всего философская проблема человеческого существования во всем его многообразии от счастья до трагического конца.

Философско-антропологическая концепция смысла жизни, как считает профессор В. В. Шаронов, предполагает ответ на следующие вопросы. Является смысл жизни лишь итогом жизненного пути чело­века или его можно обрести в каждой отдельной жизненной ситуации? Обретает ли человек смысл жизни в неких общих ценностях (бог, высшие идеалы и т. д. ) или этот смысл можно обрести в жизненных повседневных ценностях? Наконец, связан ли смысл жизни с общече­ловеческими ценностями, или он обретаем в единичных, индивиду­альных ценностях каждого отдельного человека? Единого ответа на эти вопросы нет и, видимо, быть не может.

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятель­ности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, мировоззрения, нравственных идеалов, от конкретно-исторической ситуации. Если в обществе, в семье, в коллективе создаются благопри­ятные условия для жизнедеятельности человека, удовлетворения его жизненно необходимых потребностей и интересов, то он склонен по­ложительно оценить свою жизнь, видеть в ней смысл и значение. Если же общество, коллектив и даже семья оказываются к нему враждебными, жестокими, то его собственная жизнь может утратить свою ценность в этом мире. Последствия в таком случае могут быть разные: уход в рели­гию, психические аномалии, суицид. Для таких людей жизнь теряет сМысл, превращается в кошмар, толкает их к антисоциальным поступкам.

Врачу, психологу, педагогу надо иметь представление о типичных Позициях людей в этих вопросах и соответственно реагировать на них, Имея гуманные цели, выполняя свой профессиональный долг.

Одни смысл жизни видят в преодолении своей смерти, в индиви­дуальном существовании, выживании. Таких людей много, им прихо-

'3-212О


386 " V- Философия медицины О- Раздел IV -О- Глава 18

дится в силу обстоятельств или воспитания руководствоваться есте ственным животным чувством самосохранения. По большому счету это мелковато и недостаточно для людей альтруистского коллективисте-кого склада с высокой культурой и развитым чувством долга. С такой позицией невозможно совершить подвиг, самопожертвование. Другие усматривают смысл своей жизни в детях, то есть в продолжении своей жизни в потомстве. Но и эта цель ограниченна и не может устроить человека-гуманиста с широким мышлением. Они могут быть хороши­ми родителями, но не гражданами, способными нести ответственность перед коллективом, своим народом.

Известный хирург Н. М. Амосов еше в 70-е годы говорил, что он с тревогой наблюдает, как некоторые видят смысл жизни в приобрете­нии вещей. Эта страсть заслоняет от них все, отодвигает на задний план духовные, культурные потребности. Симптомы «вещной» болезни на­стораживают. Нельзя забывать о высоком звании гражданина, превра­щаться в обывателя.

Смысл жизни, считают третьи, в служении Родине, «в роде челове­ческом» (Достоевский). Л. Н. Гумилев в своей теории этногенеза таких людей называет пассионариями, поведение которых превышает вели­чину импульса инстинкта самосохранения. В народе же их называют героями. Цель жизни у них - борьба со злом, за справедливость, за свой народ. Русский писатель В. Распутин говорит: «Есть у человека Родина — он любит и защищает все доброе и слабое, нет — все ненави­дит и все готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рождения и до самой смерти согревающее нас тепло».

И наоборот, немецкий философ идеолог волюнтаризма Ф. Ницше смысл жизни видел в силе и могуществе человека, стремящегося к вла­сти над толпой. Это идеология авторитаризма (лат. аи (с)ЮгНаз - власть, влияние), противостоящая демократии (гр. йетокгайа - власть наро­да) и стремлению современного человека к свободе и равенству. Бо­рясь против христианства, Ницше утверждал, что продуктом его явля­ется «рабская мораль». Он боролся и против буржуа, мораль которых считал лживой.

Для религиозных людей смысл жизни определен в стремлении к Богу, бессмертию своей души. Ради этого они каются, славят Бога, милосердствуют. Но ведь это делается ради своего «спасения», из-за страха перед «божьим судом». Следовательно, такая позиция эгоис­тична и характерна, как правило, для недостаточно образованных лю­дей с ослабленной волей, не самостоятельных.

Для некоторых же людей жизнь вообще бессмысленна. Так, фРаН' цузский экзистенциалист Альбер Камю создал мифический обра


Философия человека О 387

Сизифа, ставший олицетворением бессмысленности человеческого су­ществования («сизифов труд»), безысходности и одиночества челове­ка в «абсурдном мире».

Страдания, унижения, испытываемые человеком, могут подтолк­нуть его к решению отдать всю свою жизнь делу революционного пре­образования общества, или к тому, чтобы занять позицию бунтаря-одиночки по отношению к обществу, или к отказу от всякой борьбы, х смирению, к роли добровольной жертвы царящего произвола и хао­са. В крайних ситуациях безысходности и своего бессилия человек может придти к выводу о бессмысленности жизни вообще. Такое пред­ставление является уже симптомом и требует вмешательства врача или психолога.

Но наиболее интересен клинический случай, когда человек видит смысл жизни всего лишь в смерти, философствуя «жизнь — это умира­ние». Конечно, человек, как и все живое, смертен, но не каждый спо­собен осознать и принять этот закон природы. Такие взгляды учиты­ваются врачом, особенно в геронтологии (учении о старости) и танатологии (науке о смерти).

У аварского поэта Расула Гамзатова есть такое четверостишье:

Роятся роем мысли в голове,

А мне необходимы только две.

Двух мыслей мне достаточно,

поверьте,

Одна - о жизни и одна — о смерти.

В философской и специальной подготовке врача целесообразно руководствоваться идеей И. И. Мечникова (1845—1916), органично во­шедшей в философскую и медицинскую антропологию, в учение о бытии человека. Согласно его теории, «дисгармония» (несоответствие) человеческой природы, связанная с продолжением жизни и смертью человека, устраняется с установлением оптимального жизненного цик­ла («ортобиоза»), т. е. «полного и счастливого цикла жизни, заканчи­вающегося спокойной естественной смертью».

Человек, как животное «Ногтю $ар1еп$», может использовать весь свой разум исключительно на удовлетворение своих животных инстин-Ктов, и мы таких людей видим. Но Природа заложила в человека еще Что-то, что дает возможность отдельным людям резко подняться над Уровнем животного. Для настоящих людей удовлетворение инстинк-т°в, которые Природа, кстати, поощряет удовольствием, становится Уже второстепенным. Люди получают огромное, чисто человеческое Удовольствие от того, что животному не доступно — от исполнения своего человеческого долга и от творчества. Для них «прекрасное —


390 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV -О Глава 18

ный противоречивый процесс постижения человеком своего собствен-ного «я» как субъекта общественных отношений, как личности.

В понимании врача смысл жизни человека всегда включает в себя как индивидуальные потребности и мотивы поведения, так и персо­нифицированные общественные интересы, в разной степени осознан­ные пациентом, требующие внимательного анализа и учета в диагнос­тике и лечении. Те или иные представления человека о своей жизни предназначении, судьбе являются существенными симптомами и пси­хологическими причинами стабилизации или деструкции личности больного. Главные критерии оценки представлений о смысле жизни -это адекватность восприятия человеком своей личности, своего состо­яния, реальность замыслов и их направленность, выбор средств в дос­тижении цели.

Такое зондирование личности больного, его представления о смысле жизни, своего существования врачу необходимо для правильного ди­агноза и выработки программы лечения, коррекции личности. При этом следует учитывать, что пути обретения человеком смысла своей жизни сложны, противоречивы и не всем доступны. Они зависят преж­де всего от психического и физического состояния человека, от его общей культуры, социального статуса, условий и образа жизни. Л. Н. Толстой любил приводить такое изречение: «Для того чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, нужна вера. Вера - это знание того, что та­кое человек и для чего он живет на свете. И такая вера была и есть у всех разумных людей».

Для врача важно знать, что духовно здоровый человек, как прави­ло, имеет положительную направленность своих устремлений, даже в сложных ситуациях. Он пытается строить свою жизнь в соответствии с высшими духовными ценностями - по законам разума, добра, кра­соты и справедливости. Он стремится разрешать свои трудности, кон­фликты не в ущерб другим людям. «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удоволь­ствие доставляет ему жизнь» (А. П. Чехов). Отсюда вытекает необхо­димость обретения врачом смысла своей жизни, определяемого про­фессиональным долгом и общей культурой. Замечательный русский философ Владимир Соловьев так выразил понимание смысла своей жизни: «Не навреди, а если можешь — помоги».

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...