Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия здоровья человека 2 страница




Заключить главу о философии человека можно обращением акаде­мика И. П. Павлова к своим ученикам: «Человек - высший проДУкТ земной природы. Человек - сложная и тончайшая система. Но для того, чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным».


Философия человека ♦ 391

сТояший на научной диалектико-материалистической и высоконрав­ственной позиции, рассматривает каждого человека как феномен — не­повторимое уникальное одухотворенное существо, предназначенное по своей природе и сущности к творческой созидательной деятельности, достойное веры, надежды, любви. Как учили древние: «ас! к е( а§епс)ит Ното ез! » (человек рожден для мысли и действия).

Литература

Аристотель. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1984.

Гохман И. И. Антропология медицины. М., 1989.

Гуревич П. С. Философская антропология. М., 1997.

Лисицын Ю. П., Петленко В. П. Детерминационная теория медицины. СПб, 1992.

Маркс К. Тезисы о Феербахе // К. Маркс и Ф. Эншельс. Соч., т. 3.

Проблемы человека в западной философии. М., 1988.

Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии. Философские основы мировоззрения. Часть Ш. Антропология. СПб., 1999.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987

Шелер М. Положение человека в космосе // Избр. произв. М., 1994.

Это человек. Антология. М., 1995.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы объективные факторы антропосоциогенеза?

2. Какие философские учения о человеке наиболее распространены?

3. В чем заключаются современные научные концепции о сущности и при­
роде человека?

4. Каковы особенности современной медицинской антропологии?

5. С чем можно конструктивно «увязать» представления о смысле жизни
человека?

6. Есть ли различие между утопией и идеалом?

Темы докладов и рефератов

1. Философские версии места человека во Вселенной.

2. Проблема человека в истории философии

3. Антропологическая проблема в русской философии.

4. Человек и человечество.

5. Специфика медицинской антропологии.

6. Смысл и цель жизни.

7. Учение Ф. Ницше о человеке и сверхчеловеке.

8. Учение С. Кьеркегора о выборе и свободе.

9. «Иметь или быть» Э. Фромма.


398 О- Философия медицины О- Раздел IV ♦ Глава 19

когда начальник берет ответственность на себя, делегирует подчинен ным часть своих полномочий и ответственности, не подменяя их контролируя и помогая. Реально и объективно необходимо для руко­водителя умело и в меру сочетать авторитарность и демократичность

У либеральных демократов главным лозунгом является индивидуа. лизм. Да, от рождения каждый из нас - индивидуалист. Но, общаясь с другими людьми, мы преодолеваем свой индивидуализм. С другой сто­роны, человек не может быть чистым коллективистом и жить исклю­чительно жизнью общества, растворив свою индивидуальность в дру. гих людях. Дело в том, какую меру индивидуализма, своей неповторимости взять, каждый решает сам. Конечно, уважать и лю­бить себя нормальному человеку необходимо, более того, надо уметь быть личностью, защищать свою честь и свое достоинство. Без этого человек не сможет быть коллективистом, уважать и ценить других, не похожих на себя людей. Плохо, если человек упрется в своем индиви­дуализме и захочет провести черту между собой и обществом.

Идеальной следует считать целостную - всесторонне и гармонич­но развитую личность. Это нестандартный человек, самостоятельный в поиске истины и в своих решениях, поступках. Его не просто в чем-либо убедить, он не подвержен моде, обладает творческим мышлени­ем. В нем есть принципиальность, но нет ортодоксальности, слепого следования установленным в какой-либо области принципам и поло­жениям. Такие люди часто трудны для окружающих в воспитании, и, как правило, менее удачливы в жизни, будучи альтруистами, бескоры­стными и более уязвимыми. Но именно на таких людях пассионар­ного типа держатся коллектив и общество. Они наиболее деятельны, ответственны, поэтому стараются добиваться своих общественно по­лезных целей и идеалов.

Ярким примером такой целеустремленной личности может являть­ся легендарный человек — врач, поэт и писатель, кубинский политик и революционер Эрнесто Че Гевара. Не случайно французский фило­соф Ж. П. Сартр назвал его самым совершенным человеком нашей эпо­хи. Гевара отличался духовной зрелостью, личным мужеством, посто­янным самосовершенствованием, преодолевал физический недуг (астму). Раненый он попал в плен, по приказу американского совет­ника ему отрубили кисти рук и расстреляли. В прощальном письме своим детям Эрнесто писал: «будьте всегда способны откликнуться всей глубиной души на любую несправедливость... Отзывчивость - в°т самая прекрасная черта революционера».

В зависимости от типа, индивидуальных особенностей, конкрет­но-исторических условий личности выполняют различные социальные


Философия личности -О- 399

рОли. Социальная роль - это место человека в общественных отноше­ниях и вытекающие отсюда функции. С. Э. Крапивенский (1996) вы­деляет пять ролевых функций личности: личность как труженик, лич­ность как собственник, личность как потребитель, личность как гражданин и личность как семьянин. Характеристика этих ролей важ­на и сама по себе, но еще большую значимость она приобретает в вы­полнении ролевых функций.

Конкретная роль той или иной личности в обществе зависит от ис­торических условий, сложившихся общественных отношений и от того, как сам человек осознает и оценивает свое положение. Это хорошо показал В. И. Ленин на таком примере. Раб, писал он, не сознающий своего рабства и прозябающий в бессловесной покорности, есть про­сто раб. Раб, осознавший свое рабство и примирившийся с ним, - хо­лоп, хам. Но раб, осознавший свое положение и восставший против него - это революционер.

Наиболее ярко и значимо личность проявляется в науке, медици­не, политике, искусстве, в военном деле. По мнению М. Д. Голубовс-кого, личность ученого в особой степени отличают: страсть к знани­ям, любовь к справедливости и стремление к личной свободе. Этим доминантным чертам, как правило, сопутствуют горячий темперамент, исключительная работоспособность, прекрасная память, бесстрашие, богатая эрудиция и всесторонняя культура. Все это черты, определяю­щие интеллектуальную личность — интеллигента. Исследователи жиз­ни и деятельности Николая Ивановича Пирогова называли его одним из лучших людей XIX века. Как выдающаяся историческая личность он был не только великим хирургом, анатомом, мыслителем и педаго­гом, но и олицетворял собой величайшую человеческую нравствен­ность, воплощал в себе идеалы врача-гуманиста, гражданина и обще­ственного деятеля.

Особое место в истории народов и государств занимают великие личности. Они рождаются нечасто и являются не всегда своевремен­но. Как правило, они определяют свое время. По всемирному опросу ЮНЕСКО о самых выдающихся мыслителях второго тысячелетия, первое место занял Карл Маркс. В России такими великими личнос­тями были Петр I, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Ф. Д. Достоевский, Л. Н. Толстой. По результатам многочисленных опросов, проводимых в разных странах, в том числе по интернету, в первых тройках людей, кого можно назвать человеком века и тысячелетия неизменно значит­ся имя В. И. Ленина, наряду с именами А. Эйнштейна, И. П. Павлова и Других великих землян, оказавших значительное влияние на развитие Цивилизации.


400 < > * Философия медицины 0> Раздел IV ♦ Глава 19

Но чтобы историческая личность состоялась, нужна, в сама личность, во-вторых, историческая потребность в ней. ^ России конца ХХ-начала XXI века в том, что есть такая потребность но нет такой личности, приближающейся по своим масштабам к мас­штабам страны и ее проблем. Интересно и поучительно предупрежде­ние К. Маркса о том, что великие исторические события и личности повторяются. Но в первый раз как великая трагедия, а в последующ^ повторах (без учета изменившихся условий) как фарс, пародия, блеф

2. Личность в медицинском познании

Теория личности в медицине представлена в различных вариантах, единых в принципе личностного подхода к человеку. Главной в теории личности выступает проблема личности как объекта медицинского анализа и влияния. Эта центральная проблема требует решения мно­жества вопросов, рассматриваемых исследователями в различных ас­пектах. К ним относятся:

- уточнение самого понятия личности в теоретической и клини­
ческой медицине как объекта исследования и субъекта деятельности;

- установление детерминации и дифференциации личности боль­
ного (факторов и причин ее разрушения);

- анализ фрустрации, разрушения личности и среды (структур лич­
ности, природной и социальной среды);

- выяснение нормы и патологии в анализе личности больного, про­
граммирование ее коррекции с учетом заболеваний и особенностей
самой личности;

- адаптация и реабилитация личности с учетом слома ее структур
(рациональной, эмоциональной, волевой);

- восстановление ценностной ориентации личности, духовной гар­
монии;

- разработка личностных характеристик медика, как в целом, так и
качеств специалиста различного профиля, критериев профпригодности;

Клиническая медицина обращается к более конкретным пробле­мам личности, в частности:

- личность соматического больного, ее классификация и характе­
ристика типов;

- генотип, его психофизиологические свойства;

- сопутствующие личностные отклонения и патологии при разлиЧ'
ных заболеваниях больных терапевтического, хирургического, онко­
логического и др. профиля;


Философия личности О 401

- разработка и применение специальных методов клинического исследования (психоанализа, психологической антропологии и др. ).

Еще в 20-х годах отечественными генетиками рассматривалась ак­туальная проблема физиологической основы влечений и эмоций, их зависимости от генотипа той или иной личности. Так, Н. К. Кольцов в своих исследованиях генетических особенностей человека обратился к воле и влечению к власти. В человеческом обществе, считал он, воля к власти ярко характеризует всех вождей на различных поприщах дея­тельности. У людей с ограниченными способностями она проявляет­ся в мелком тщеславии, у сильных людей, организаторов, является необходимым условием их организаторской деятельности. В сочета­нии с влечением к творчеству воля к власти является самым могуще­ственным двигателем культуры. В статье «Генетический анализ пси­хических особенностей человека» (1923 г. ) Кольцов писал, что в большей степени влечением к власти обладают фанатики, пророки, основатели религий, самозванцы. Отсюда постепенный переход к чу­дакам и параноикам, одержимым манией величия. История и совре­менность подтверждают такой вывод.

Биолог и генетик, физиолог и клиницист С. Н. Давиденков в 1947 году открыл интересную закономерность, важную в понимании эво­люции человеческой личности и назвал ее «парадоксом нервно-пси­хической эволюции человека». Парадокс состоит в том, что ослабле­ние естественного отбора при переходе от биологической к культурной эволюции привело к распространению людей слабых, неуравновешен­ных, инертных типов нервной системы. Инертность проявляется по-разному: в нерешительности, постоянных сомнениях, в боязни нового, навязчивых состояниях и т. д. Предрасположенность же к инертности наследуется и приводит к патологии, доминированию отрицательных эмоций, таких как раздражительность, конфликтность, злобность и др. Для преодоления широко распространенной наследственной инерт­ности Давиденков предложил программу тренировки нервной систе­мы, начиная с детского возраста.

Главной проблемой медико-философского исследования личнос­ти является единство и взаимосвязь материального и идеального в че­ловеке как объекте — организме и как субъекте — личности. В реше­нии этой проблемы используется системный метод. Личность как система представляет собой единство ее психологической структуры и ее социального бытия, которая описывается в понятиях образа жиз­ни, социального статуса и социальных ролей. Личность - это ансамбль всех социальных и психофизиологических отношений, она всегда уни­кальна и неповторима (Ю. П. Лисицин, В. П. Петленко, 1992).


402 0- Философия медицины -О- Раздел IV ♦ Глава 19

Если объектом теоретической медицины выступает личность чело­века, как здорового, так и больного, рассматриваемая абстрактно, то в клинической медицине основным в структуре личности является со­держание чувства «я» и всех понятий, на его основе возникающих, та­ких как жизненный динамизм индивида, выраженный в его эмоцио­нально-волевых процессах (Сержантов В. Ф., 1986). В истории философии и медицины рассмотрен целый спектр феноменологии личностного «я»: самоидентичность, самоуважение (гордость, само­любие), рационализация психической жизни и поведения, интенцио-нальность (направленность), личностное восприятие внешних отно­шений. В концепции отношений личности (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев) называются доминирующие: а) отношение человека к лю­дям; б) отношение к себе; в) отношение к предметам внешнего мира. Решающей и определяющей категорией является отношение к людям, она носит характер взаимоотношения.

Наиболее острой проблемой в медицине в настоящее время явля­ется проблема аномалии личности.

В профилактической и клинической медицине большое значение приобретают психотерапевтические и психоаналитические методы коррекции и восстановления здоровья личности. В этом проявляет­ся искусство врачевания. Обращаясь к тем, кто страдает неврозами, П. В. Симонов в работе «Метод Станиславского и физиология эмоций» пишет: «Больше всего на свете дорожите мгновениями перевоплоще­ния в здорового человека. Вам важно испытать мимолетное ощуще­ние полного здоровья. Потом ваш мозг сам, независимо от вас, будет искать пути к однажды пережитому состоянию свободы от симптомов заболевания».

Таким образом, личность в медицинском познании занимает цент­ральное место. Поэтому врачу следует разобраться не только в фило-софско-психологических основаниях патологии личности, но и хорошо представлять детерминирующие факторы формирования и разруше­ния личности не только патогенного, но и социального характера.

3. Факторы формирования и разрушения личности

Условия и факторы как становления, так и деградации личности являются одной из главных проблем в философии, психологии, педЗ" гогике и медицине, которые рассматривают весь комплекс вопросов физического и духовного здоровья человека. Существуют разные лоД' ходы в решении этой проблемы. В философии с древнейших времен


Философия личности < )■ 403

идет спор о том, что важнее в формировании человеческой личности: наследственность, воспитание или среда? Еще Платон говорил, что каждый желудь заключает в себе идеальный тип дуба.

Представляет интерес спор между французскими философами XVIII века Дидро и Гельвецием о соотношении воспитательного воз­действия общества на сознание индивида и природных «задатков». Гель­веции исходил из того, что идеи, сознание обусловлены тем обществом, в котором живут люди, а разум формируется воспитанием. Только вне­шние обстоятельства и воспитание способны лепить из ребенка гения или идиота. Дидро возражал на это, он говорил, что воспитание значит многое, но меньше, чем обычно думают. Основной вывод, сделанный Ч. Дарвином в его двух замечательных трудах «Происхождение человека и половой отбор» и «Выражение эмоций у человека», вышедших в 70-х годах XIX века, сводился к зависимости изменчивости (индивидуаль­ной и групповой) эмоций и разных форм поведения от наследственнос­ти. Все это уже составляло область генетики. Значение наследственности в становлении и реализации личности современной наукой достаточ­но доказано. Так, в работах классика отечественной генетики В. П. Эф-роимсона рассмотрена идея генетического наследования морально-этических и эстетических основ личности, что не является бесспорным.

Генетический фактор может рассматриваться лишь как биологичес­кая или психологическая предпосылка, которая может проявиться, а может и не проявиться в зависимости от ряда условий. Абсолютная зависимость существует в обыденном сознании: «Яблоко от яблони недалеко падает». Генетика достаточно точно установила несостоятель­ность принципа «или наследственность, или среда». В развитии чело­века, его особенностей участвуют и генотип, и среда. У медиков и юри­стов индивидуальные биологические и психологические особенности, как некая предрасположенность, учитываются при анализе личности больного или человека с асоциальными наклонностями.

Многие считают главным фактором формирования и развития лич­ности человека образование. Н. Г. Чернышевский с позиции «разум­ного эгоизма» называл знание светом к свободе, силой в борьбе за сво­боду, В индустриально развитых странах уже в наступившем третьем тысячелетии предполагается введение всеобщего высшего образова­ния. Но еще древнегреческий писатель и философ-моралист Плутарх образно показал основную цель обучения: «Мозг ученика не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь», Древние гРеки говорили: «Многознание уму не научает».

Дело в том, что образование как общественный и государственный институт должно выполнять в формировании личности три функции:


404 < > Философия медицины -О- Раздел IV ♦ Глава 19

профессиональную, культурную и социальную. Реализация этих функ­ций зависит от типа государства и состояния общества, характера об­щественных отношений. Россия в конце XX—начале XXI века харак­теризуется кризисным хаотическим развитием, господством частной собственности, криминального рынка, которые и определяют потреб­ности в специалистах, в формировании определенных типов личности.

Культурная и социальная стороны обучения предполагают форми­рование всесторонне и гармонически развитой личности гражданина и патриота, созидателя и защитника национальных интересов народа и государства. Может ли система образования выполнять свои функ­ции в обществе, расслоенном на богатых, в абсолютном меньшинстве, и бедных, в абсолютном большинстве? Очевидно, что нет: это по су­ществу вымирающее общество развращенных и угнетенных личнос­тей. Писатель Солженицын применил к современной России термин «образованщина» как антипод интеллигентности.

Академик В. С. Шевелюха так определяет цели образования и вос­питания в XXI веке: «Максимально развивать в каждом человеке его генетически детерминированные возможности и способности в обла­стях наибольшего их проявления, формировать у людей рациональ­ное критическое мышление... формировать личность с высокой граж­данской позицией и ответственностью перед обществом, семьей и государством, с высокими моральными принципами, с устойчивыми естественнонаучными взглядами на природу и общество, на свое мес­то в жизни, свою роль в обществе и государстве».

Медицину больше интересует влияние информации на личност­ную структуру, организм человека, на его психическое и физическое здоровье. Так, при отключении людей от развивающей информации происходит недооформление физиологических систем, изменение в структуре личности. В частности, не получают достаточного разви­тия лучшие свойства человека: честность, совестливость, скромность и т. д. То есть негативные изменения происходят на глубинном уровне: физиологическом, интеллектуальном, психическом и нравственном-Существует физиологическая и психологическая потребность в сво­евременном обеспечении молодых людей развивающей информаци­ей. Так, профессиональная деятельность врача во многом зависит не только от материальной обеспеченности людей, но и от качества по­лучаемой ими информации, знаний, от их проявления в поступках, мотивах поведения.

Известно, что само образование, обучение без воспитания не мо­жет формировать нормальную гармонически развитую личность. Но и воспитание в отрыве от науки и от общества не дает положительны*


Философия личности -О- 405

результатов, что показала система элитарного образования, внедряе-мая в России для детей обеспеченных родителей.

Психологи и педагоги все больше склоняются к мнению о том, что личность формируется в самом раннем возрасте, когда программиру­ется активное или неактивное отношение человека к жизни. В более позднем юношеском возрасте завершается становление основных структур сознания, личности: мышления, эмоциональной сферы, воли. Тогда можно говорить о направленности личности, доминирующем типе (активен, «нарцисс», альтруист, романтик и т. д. ). Важно отметить, что в этом возрасте в полной мере встает проблема выбора, осознания своей личности, своих возможностей.

Один выдающийся деятель сказал: для того, чтобы стать личнос­тью надо преодолеть три ступени — быть талантом (обладать «божьим даром»), иметь достойные примеры и преодолевать препятствия. Та­кое возможно лишь путем самосовершенствования. Еще римский фи­лософ и писатель Сенека (I век до н. э. ) считал, что существуют три пути самосовершенствования: размышление — самый благородный, опыт - самый трудный и подражание - наиболее простой и соблазни­тельный. Можно считать, что самовоспитание наиболее эффективный метод формирования и сохранения здоровой личности. Люди, как пи­сал Маркс, — авторы и участники собственной драмы.

Но многие философы-материалисты (К. Маркс и др. ), психологи (Э. Фромм, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выгодский), педагоги (А. С. Макарен­ко) и ученые-медики (Н. И. Пирогов, В. М. Бехтерев) подчеркивали определяющую роль в становлении и разрушении личности социаль­ного фактора — влияния общества, культуры, т. е. среды. «Для России существенно важно, чтобы каждый осознал себя человеческой лично­стью в абсолютном ее значении и членом нации в абсолютном ее пред­назначении» (А. Блок). Развитая личность обладает более существен­ными и высокими качествами — мировоззрением и идеалами. Такая личность получает огромное удовлетворение от исполнения своего человеческого долга перед обществом, коллективом.

В учебном пособии «Основы культурологии» (М., 1996) пишется о том, что «любые проявления угнетающего личность коллективизма посредственностей является ничем иным как отдельными пережитка­ми примитивного стадного инстинкта наших первобытных предков». Цель такой духовной агрессии - изменение социальной ориентации молодежи, русской национальной культуры, в основе которой за мно­гие столетия сложились ценности соборности, коллективизма, взаи­мопомощи, социальной справедливости, равенства. Эти принципы нормального здорового общества основаны на известном законе при-


406 -О* Философия медицины ♦ Раздел IV -0- Глава 19

роды — сохранение индивидуума ведет к гибели вида. «Для того чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, — считал Л. Н. Гумилев, -, необходимо, чтобы внутри этноса возникла альтруистическая этика при которой интересы коллектива выше личных».

Академик РАМН Ю. П. Лисицын считает, что примерно 30 процен­тов населения страны сегодня находятся в состоянии депрессии, чуть ли не половина - подвержена неврозам, психозам. Чрезмерный пси­хоэмоциональный стресс приводит к социальной дезадаптации, неуме­нию человека приспособиться к новым условиям. Ученый говорит, что причиной демографической катастрофы в России конца XX века (рез­кое снижение уровня и качества жизни большинства людей, значи­тельное превышение смертности над рождаемостью, рост преступно­сти и социальных болезней и другие показатели) является факт, что «нация предельно устала, истощила свой психологически-адаптаци­онный потенциал, способность противостоять трудностям». Утрата психической установки человека на перспективу лучшей жизни, уве­ренности в будущее отрицательно влияет на здоровье, ведет к разру­шению личности.

Человека как личность характеризует система обусловленных жиз­нью в обществе отношений, субъектом которых он является. Поэтому личность рассматривается в единстве природной сущности ее носи­теля-индивида и условий социальной среды — общества и общнос­тей. Причем природные свойства и особенности индивида выступа­ют в личности как социально обусловленные. Например, мозговая патология обусловлена биологически (нейрофизиология), но порож­даемые ею черты характера (депрессия, агрессивность, потеря памя­ти и т. д. ) становятся особенностями личности в силу социальной де­терминации, влияния той или иной общности, тех или иных оценок (норма — патология), культуры. Формирование личности обусловле­но тем, что индивид в совместной деятельности с другими индиви­дами изменяет мир, тем самым, преобразуя и себя, становясь лично­стью (А. Н. Леонтьев).

Говоря о воздействии социальной среды на человека, необходимо учитывать ее многослойность. Такими слоями будут: мегасреда — со­циальный мир вокруг нас, включающий информационную, духовную, социально-психологическую среду, атмосферу эпохи; макросреда — общество, страна, к которой мы принадлежим по рождению, воспита­нию, месту проживания; микросреда или общности - непосредствен­ное социальное окружение человека (семья, коллектив, близкие люди)-На формирование, развитие и разрушение личности воздействуют все эти слои. Но если в социальной философии приоритет отдается мак-


Философия личности -0- 407

росреде, которая определяет ту или иную систему отношений, здраво­охранения, образования и воспитания, то в психологии и медицине решающее значение придается микросреде как непосредственному фактору воздействия на личность.

В системе социальных ценностей важнейшим фактором становле­ния личности был и остается труд как целесообразная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей и потреб­ностей общества. Кроме цели, труд предполагает наличие определенных предметов и средств труда, что в совокупности создает производствен­ные отношения. Последние в свою очередь определяют социальный характер труда, то есть его общественную значимость. Этим диктуется необходимость приоритета общественного труда над частным. Если общественный труд способствует формированию коллективистского типа личности, то частный, как правило, порождает личность эгоис­тическую, угнетающую других, чаще асоциальную. «Кто не работает, тот не ест» — этот христианский принцип апостола Павла прошел че­рез века трудовой этики, став одним из принципов социализма. Этот принцип и в будущем обеспечит социальную справедливость и равен­ство личностей. В гуманистическом обществе основой формирования и развития личности станет творческий труд, возможный при здоро­вом образе жизни.

В гармоническом развитии личности особое место среди факторов и слоев социальной среды занимает культура как степень совершен­ствования различных сфер человеческой жизни и деятельности (Эс­тетика. Словарь, 1989): культура труда, нравственная культура, худо­жественная культура, культура быта и др. Все эти стороны по-разному суммируются в культуре личности. Решающее значение в личностном плане имеет духовная культура или духовное богатство. Неограничен­ный рост материального потребления становится для человека вред­ным и тормозит его духовное развитие. Так, погоня за вещами лишает человека духовных радостей и гармонического развития, а чрезмер­ная еда приводит к ожирению и различным заболеваниям. Стремле­ние к росту материальных благ часто ведет к перенапряжению орга­низма, срыву нервной системы. Все это угрожающе действует на психику, приводит к несчастью (самоубийству, алкоголизму, наркома­нии, психическим отклонениям и заболеваниям), к потере духовной культуры, разрушению личности.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...