Философия здоровья человека 2 страница
Заключить главу о философии человека можно обращением академика И. П. Павлова к своим ученикам: «Человек - высший проДУкТ земной природы. Человек - сложная и тончайшая система. Но для того, чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным». Философия человека ♦ 391 сТояший на научной диалектико-материалистической и высоконравственной позиции, рассматривает каждого человека как феномен — неповторимое уникальное одухотворенное существо, предназначенное по своей природе и сущности к творческой созидательной деятельности, достойное веры, надежды, любви. Как учили древние: «ас! к е( а§епс)ит Ното ез! » (человек рожден для мысли и действия). Литература Аристотель. Собрание сочинений. Т. 4. М., 1984. Гохман И. И. Антропология медицины. М., 1989. Гуревич П. С. Философская антропология. М., 1997. Лисицын Ю. П., Петленко В. П. Детерминационная теория медицины. СПб, 1992. Маркс К. Тезисы о Феербахе // К. Маркс и Ф. Эншельс. Соч., т. 3. Проблемы человека в западной философии. М., 1988. Сагатовский В. Н. Философия развивающейся гармонии. Философские основы мировоззрения. Часть Ш. Антропология. СПб., 1999. Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987 Шелер М. Положение человека в космосе // Избр. произв. М., 1994. Это человек. Антология. М., 1995. Вопросы для самоконтроля 1. Каковы объективные факторы антропосоциогенеза? 2. Какие философские учения о человеке наиболее распространены? 3. В чем заключаются современные научные концепции о сущности и при 4. Каковы особенности современной медицинской антропологии? 5. С чем можно конструктивно «увязать» представления о смысле жизни
6. Есть ли различие между утопией и идеалом? Темы докладов и рефератов 1. Философские версии места человека во Вселенной. 2. Проблема человека в истории философии 3. Антропологическая проблема в русской философии. 4. Человек и человечество. 5. Специфика медицинской антропологии. 6. Смысл и цель жизни. 7. Учение Ф. Ницше о человеке и сверхчеловеке. 8. Учение С. Кьеркегора о выборе и свободе. 9. «Иметь или быть» Э. Фромма. 398 О- Философия медицины О- Раздел IV ♦ Глава 19 когда начальник берет ответственность на себя, делегирует подчинен ным часть своих полномочий и ответственности, не подменяя их контролируя и помогая. Реально и объективно необходимо для руководителя умело и в меру сочетать авторитарность и демократичность У либеральных демократов главным лозунгом является индивидуа. лизм. Да, от рождения каждый из нас - индивидуалист. Но, общаясь с другими людьми, мы преодолеваем свой индивидуализм. С другой стороны, человек не может быть чистым коллективистом и жить исключительно жизнью общества, растворив свою индивидуальность в дру. гих людях. Дело в том, какую меру индивидуализма, своей неповторимости взять, каждый решает сам. Конечно, уважать и любить себя нормальному человеку необходимо, более того, надо уметь быть личностью, защищать свою честь и свое достоинство. Без этого человек не сможет быть коллективистом, уважать и ценить других, не похожих на себя людей. Плохо, если человек упрется в своем индивидуализме и захочет провести черту между собой и обществом. Идеальной следует считать целостную - всесторонне и гармонично развитую личность. Это нестандартный человек, самостоятельный в поиске истины и в своих решениях, поступках. Его не просто в чем-либо убедить, он не подвержен моде, обладает творческим мышлением. В нем есть принципиальность, но нет ортодоксальности, слепого следования установленным в какой-либо области принципам и положениям. Такие люди часто трудны для окружающих в воспитании, и, как правило, менее удачливы в жизни, будучи альтруистами, бескорыстными и более уязвимыми. Но именно на таких людях пассионарного типа держатся коллектив и общество. Они наиболее деятельны, ответственны, поэтому стараются добиваться своих общественно полезных целей и идеалов.
Ярким примером такой целеустремленной личности может являться легендарный человек — врач, поэт и писатель, кубинский политик и революционер Эрнесто Че Гевара. Не случайно французский философ Ж. П. Сартр назвал его самым совершенным человеком нашей эпохи. Гевара отличался духовной зрелостью, личным мужеством, постоянным самосовершенствованием, преодолевал физический недуг (астму). Раненый он попал в плен, по приказу американского советника ему отрубили кисти рук и расстреляли. В прощальном письме своим детям Эрнесто писал: «будьте всегда способны откликнуться всей глубиной души на любую несправедливость... Отзывчивость - в°т самая прекрасная черта революционера». В зависимости от типа, индивидуальных особенностей, конкретно-исторических условий личности выполняют различные социальные Философия личности -О- 399 рОли. Социальная роль - это место человека в общественных отношениях и вытекающие отсюда функции. С. Э. Крапивенский (1996) выделяет пять ролевых функций личности: личность как труженик, личность как собственник, личность как потребитель, личность как гражданин и личность как семьянин. Характеристика этих ролей важна и сама по себе, но еще большую значимость она приобретает в выполнении ролевых функций. Конкретная роль той или иной личности в обществе зависит от исторических условий, сложившихся общественных отношений и от того, как сам человек осознает и оценивает свое положение. Это хорошо показал В. И. Ленин на таком примере. Раб, писал он, не сознающий своего рабства и прозябающий в бессловесной покорности, есть просто раб. Раб, осознавший свое рабство и примирившийся с ним, - холоп, хам. Но раб, осознавший свое положение и восставший против него - это революционер. Наиболее ярко и значимо личность проявляется в науке, медицине, политике, искусстве, в военном деле. По мнению М. Д. Голубовс-кого, личность ученого в особой степени отличают: страсть к знаниям, любовь к справедливости и стремление к личной свободе. Этим доминантным чертам, как правило, сопутствуют горячий темперамент, исключительная работоспособность, прекрасная память, бесстрашие, богатая эрудиция и всесторонняя культура. Все это черты, определяющие интеллектуальную личность — интеллигента. Исследователи жизни и деятельности Николая Ивановича Пирогова называли его одним из лучших людей XIX века. Как выдающаяся историческая личность он был не только великим хирургом, анатомом, мыслителем и педагогом, но и олицетворял собой величайшую человеческую нравственность, воплощал в себе идеалы врача-гуманиста, гражданина и общественного деятеля.
Особое место в истории народов и государств занимают великие личности. Они рождаются нечасто и являются не всегда своевременно. Как правило, они определяют свое время. По всемирному опросу ЮНЕСКО о самых выдающихся мыслителях второго тысячелетия, первое место занял Карл Маркс. В России такими великими личностями были Петр I, М. В. Ломоносов, А. С. Пушкин, Ф. Д. Достоевский, Л. Н. Толстой. По результатам многочисленных опросов, проводимых в разных странах, в том числе по интернету, в первых тройках людей, кого можно назвать человеком века и тысячелетия неизменно значится имя В. И. Ленина, наряду с именами А. Эйнштейна, И. П. Павлова и Других великих землян, оказавших значительное влияние на развитие Цивилизации. 400 < > * Философия медицины 0> Раздел IV ♦ Глава 19 Но чтобы историческая личность состоялась, нужна, в сама личность, во-вторых, историческая потребность в ней. ^ России конца ХХ-начала XXI века в том, что есть такая потребность но нет такой личности, приближающейся по своим масштабам к масштабам страны и ее проблем. Интересно и поучительно предупреждение К. Маркса о том, что великие исторические события и личности повторяются. Но в первый раз как великая трагедия, а в последующ^ повторах (без учета изменившихся условий) как фарс, пародия, блеф
2. Личность в медицинском познании Теория личности в медицине представлена в различных вариантах, единых в принципе личностного подхода к человеку. Главной в теории личности выступает проблема личности как объекта медицинского анализа и влияния. Эта центральная проблема требует решения множества вопросов, рассматриваемых исследователями в различных аспектах. К ним относятся: - уточнение самого понятия личности в теоретической и клини - установление детерминации и дифференциации личности боль - анализ фрустрации, разрушения личности и среды (структур лич - выяснение нормы и патологии в анализе личности больного, про - адаптация и реабилитация личности с учетом слома ее структур - восстановление ценностной ориентации личности, духовной гар - разработка личностных характеристик медика, как в целом, так и Клиническая медицина обращается к более конкретным проблемам личности, в частности: - личность соматического больного, ее классификация и характе - генотип, его психофизиологические свойства; - сопутствующие личностные отклонения и патологии при разлиЧ' Философия личности О 401 - разработка и применение специальных методов клинического исследования (психоанализа, психологической антропологии и др. ). Еще в 20-х годах отечественными генетиками рассматривалась актуальная проблема физиологической основы влечений и эмоций, их зависимости от генотипа той или иной личности. Так, Н. К. Кольцов в своих исследованиях генетических особенностей человека обратился к воле и влечению к власти. В человеческом обществе, считал он, воля к власти ярко характеризует всех вождей на различных поприщах деятельности. У людей с ограниченными способностями она проявляется в мелком тщеславии, у сильных людей, организаторов, является необходимым условием их организаторской деятельности. В сочетании с влечением к творчеству воля к власти является самым могущественным двигателем культуры. В статье «Генетический анализ психических особенностей человека» (1923 г. ) Кольцов писал, что в большей степени влечением к власти обладают фанатики, пророки, основатели религий, самозванцы. Отсюда постепенный переход к чудакам и параноикам, одержимым манией величия. История и современность подтверждают такой вывод.
Биолог и генетик, физиолог и клиницист С. Н. Давиденков в 1947 году открыл интересную закономерность, важную в понимании эволюции человеческой личности и назвал ее «парадоксом нервно-психической эволюции человека». Парадокс состоит в том, что ослабление естественного отбора при переходе от биологической к культурной эволюции привело к распространению людей слабых, неуравновешенных, инертных типов нервной системы. Инертность проявляется по-разному: в нерешительности, постоянных сомнениях, в боязни нового, навязчивых состояниях и т. д. Предрасположенность же к инертности наследуется и приводит к патологии, доминированию отрицательных эмоций, таких как раздражительность, конфликтность, злобность и др. Для преодоления широко распространенной наследственной инертности Давиденков предложил программу тренировки нервной системы, начиная с детского возраста. Главной проблемой медико-философского исследования личности является единство и взаимосвязь материального и идеального в человеке как объекте — организме и как субъекте — личности. В решении этой проблемы используется системный метод. Личность как система представляет собой единство ее психологической структуры и ее социального бытия, которая описывается в понятиях образа жизни, социального статуса и социальных ролей. Личность - это ансамбль всех социальных и психофизиологических отношений, она всегда уникальна и неповторима (Ю. П. Лисицин, В. П. Петленко, 1992). 402 0- Философия медицины -О- Раздел IV ♦ Глава 19 Если объектом теоретической медицины выступает личность человека, как здорового, так и больного, рассматриваемая абстрактно, то в клинической медицине основным в структуре личности является содержание чувства «я» и всех понятий, на его основе возникающих, таких как жизненный динамизм индивида, выраженный в его эмоционально-волевых процессах (Сержантов В. Ф., 1986). В истории философии и медицины рассмотрен целый спектр феноменологии личностного «я»: самоидентичность, самоуважение (гордость, самолюбие), рационализация психической жизни и поведения, интенцио-нальность (направленность), личностное восприятие внешних отношений. В концепции отношений личности (А. Ф. Лазурский, В. Н. Мясищев) называются доминирующие: а) отношение человека к людям; б) отношение к себе; в) отношение к предметам внешнего мира. Решающей и определяющей категорией является отношение к людям, она носит характер взаимоотношения. Наиболее острой проблемой в медицине в настоящее время является проблема аномалии личности. В профилактической и клинической медицине большое значение приобретают психотерапевтические и психоаналитические методы коррекции и восстановления здоровья личности. В этом проявляется искусство врачевания. Обращаясь к тем, кто страдает неврозами, П. В. Симонов в работе «Метод Станиславского и физиология эмоций» пишет: «Больше всего на свете дорожите мгновениями перевоплощения в здорового человека. Вам важно испытать мимолетное ощущение полного здоровья. Потом ваш мозг сам, независимо от вас, будет искать пути к однажды пережитому состоянию свободы от симптомов заболевания». Таким образом, личность в медицинском познании занимает центральное место. Поэтому врачу следует разобраться не только в фило-софско-психологических основаниях патологии личности, но и хорошо представлять детерминирующие факторы формирования и разрушения личности не только патогенного, но и социального характера. 3. Факторы формирования и разрушения личности Условия и факторы как становления, так и деградации личности являются одной из главных проблем в философии, психологии, педЗ" гогике и медицине, которые рассматривают весь комплекс вопросов физического и духовного здоровья человека. Существуют разные лоД' ходы в решении этой проблемы. В философии с древнейших времен Философия личности < )■ 403 идет спор о том, что важнее в формировании человеческой личности: наследственность, воспитание или среда? Еще Платон говорил, что каждый желудь заключает в себе идеальный тип дуба. Представляет интерес спор между французскими философами XVIII века Дидро и Гельвецием о соотношении воспитательного воздействия общества на сознание индивида и природных «задатков». Гельвеции исходил из того, что идеи, сознание обусловлены тем обществом, в котором живут люди, а разум формируется воспитанием. Только внешние обстоятельства и воспитание способны лепить из ребенка гения или идиота. Дидро возражал на это, он говорил, что воспитание значит многое, но меньше, чем обычно думают. Основной вывод, сделанный Ч. Дарвином в его двух замечательных трудах «Происхождение человека и половой отбор» и «Выражение эмоций у человека», вышедших в 70-х годах XIX века, сводился к зависимости изменчивости (индивидуальной и групповой) эмоций и разных форм поведения от наследственности. Все это уже составляло область генетики. Значение наследственности в становлении и реализации личности современной наукой достаточно доказано. Так, в работах классика отечественной генетики В. П. Эф-роимсона рассмотрена идея генетического наследования морально-этических и эстетических основ личности, что не является бесспорным. Генетический фактор может рассматриваться лишь как биологическая или психологическая предпосылка, которая может проявиться, а может и не проявиться в зависимости от ряда условий. Абсолютная зависимость существует в обыденном сознании: «Яблоко от яблони недалеко падает». Генетика достаточно точно установила несостоятельность принципа «или наследственность, или среда». В развитии человека, его особенностей участвуют и генотип, и среда. У медиков и юристов индивидуальные биологические и психологические особенности, как некая предрасположенность, учитываются при анализе личности больного или человека с асоциальными наклонностями. Многие считают главным фактором формирования и развития личности человека образование. Н. Г. Чернышевский с позиции «разумного эгоизма» называл знание светом к свободе, силой в борьбе за свободу, В индустриально развитых странах уже в наступившем третьем тысячелетии предполагается введение всеобщего высшего образования. Но еще древнегреческий писатель и философ-моралист Плутарх образно показал основную цель обучения: «Мозг ученика не сосуд, который надо наполнить, а факел, который нужно зажечь», Древние гРеки говорили: «Многознание уму не научает». Дело в том, что образование как общественный и государственный институт должно выполнять в формировании личности три функции: 404 < > Философия медицины -О- Раздел IV ♦ Глава 19 профессиональную, культурную и социальную. Реализация этих функций зависит от типа государства и состояния общества, характера общественных отношений. Россия в конце XX—начале XXI века характеризуется кризисным хаотическим развитием, господством частной собственности, криминального рынка, которые и определяют потребности в специалистах, в формировании определенных типов личности. Культурная и социальная стороны обучения предполагают формирование всесторонне и гармонически развитой личности гражданина и патриота, созидателя и защитника национальных интересов народа и государства. Может ли система образования выполнять свои функции в обществе, расслоенном на богатых, в абсолютном меньшинстве, и бедных, в абсолютном большинстве? Очевидно, что нет: это по существу вымирающее общество развращенных и угнетенных личностей. Писатель Солженицын применил к современной России термин «образованщина» как антипод интеллигентности. Академик В. С. Шевелюха так определяет цели образования и воспитания в XXI веке: «Максимально развивать в каждом человеке его генетически детерминированные возможности и способности в областях наибольшего их проявления, формировать у людей рациональное критическое мышление... формировать личность с высокой гражданской позицией и ответственностью перед обществом, семьей и государством, с высокими моральными принципами, с устойчивыми естественнонаучными взглядами на природу и общество, на свое место в жизни, свою роль в обществе и государстве». Медицину больше интересует влияние информации на личностную структуру, организм человека, на его психическое и физическое здоровье. Так, при отключении людей от развивающей информации происходит недооформление физиологических систем, изменение в структуре личности. В частности, не получают достаточного развития лучшие свойства человека: честность, совестливость, скромность и т. д. То есть негативные изменения происходят на глубинном уровне: физиологическом, интеллектуальном, психическом и нравственном-Существует физиологическая и психологическая потребность в своевременном обеспечении молодых людей развивающей информацией. Так, профессиональная деятельность врача во многом зависит не только от материальной обеспеченности людей, но и от качества получаемой ими информации, знаний, от их проявления в поступках, мотивах поведения. Известно, что само образование, обучение без воспитания не может формировать нормальную гармонически развитую личность. Но и воспитание в отрыве от науки и от общества не дает положительны* Философия личности -О- 405 результатов, что показала система элитарного образования, внедряе-мая в России для детей обеспеченных родителей. Психологи и педагоги все больше склоняются к мнению о том, что личность формируется в самом раннем возрасте, когда программируется активное или неактивное отношение человека к жизни. В более позднем юношеском возрасте завершается становление основных структур сознания, личности: мышления, эмоциональной сферы, воли. Тогда можно говорить о направленности личности, доминирующем типе (активен, «нарцисс», альтруист, романтик и т. д. ). Важно отметить, что в этом возрасте в полной мере встает проблема выбора, осознания своей личности, своих возможностей. Один выдающийся деятель сказал: для того, чтобы стать личностью надо преодолеть три ступени — быть талантом (обладать «божьим даром»), иметь достойные примеры и преодолевать препятствия. Такое возможно лишь путем самосовершенствования. Еще римский философ и писатель Сенека (I век до н. э. ) считал, что существуют три пути самосовершенствования: размышление — самый благородный, опыт - самый трудный и подражание - наиболее простой и соблазнительный. Можно считать, что самовоспитание наиболее эффективный метод формирования и сохранения здоровой личности. Люди, как писал Маркс, — авторы и участники собственной драмы. Но многие философы-материалисты (К. Маркс и др. ), психологи (Э. Фромм, А. Н. Леонтьев, Л. С. Выгодский), педагоги (А. С. Макаренко) и ученые-медики (Н. И. Пирогов, В. М. Бехтерев) подчеркивали определяющую роль в становлении и разрушении личности социального фактора — влияния общества, культуры, т. е. среды. «Для России существенно важно, чтобы каждый осознал себя человеческой личностью в абсолютном ее значении и членом нации в абсолютном ее предназначении» (А. Блок). Развитая личность обладает более существенными и высокими качествами — мировоззрением и идеалами. Такая личность получает огромное удовлетворение от исполнения своего человеческого долга перед обществом, коллективом. В учебном пособии «Основы культурологии» (М., 1996) пишется о том, что «любые проявления угнетающего личность коллективизма посредственностей является ничем иным как отдельными пережитками примитивного стадного инстинкта наших первобытных предков». Цель такой духовной агрессии - изменение социальной ориентации молодежи, русской национальной культуры, в основе которой за многие столетия сложились ценности соборности, коллективизма, взаимопомощи, социальной справедливости, равенства. Эти принципы нормального здорового общества основаны на известном законе при- 406 -О* Философия медицины ♦ Раздел IV -0- Глава 19 роды — сохранение индивидуума ведет к гибели вида. «Для того чтобы победить или, как минимум, отстоять себя, — считал Л. Н. Гумилев, -, необходимо, чтобы внутри этноса возникла альтруистическая этика при которой интересы коллектива выше личных». Академик РАМН Ю. П. Лисицын считает, что примерно 30 процентов населения страны сегодня находятся в состоянии депрессии, чуть ли не половина - подвержена неврозам, психозам. Чрезмерный психоэмоциональный стресс приводит к социальной дезадаптации, неумению человека приспособиться к новым условиям. Ученый говорит, что причиной демографической катастрофы в России конца XX века (резкое снижение уровня и качества жизни большинства людей, значительное превышение смертности над рождаемостью, рост преступности и социальных болезней и другие показатели) является факт, что «нация предельно устала, истощила свой психологически-адаптационный потенциал, способность противостоять трудностям». Утрата психической установки человека на перспективу лучшей жизни, уверенности в будущее отрицательно влияет на здоровье, ведет к разрушению личности. Человека как личность характеризует система обусловленных жизнью в обществе отношений, субъектом которых он является. Поэтому личность рассматривается в единстве природной сущности ее носителя-индивида и условий социальной среды — общества и общностей. Причем природные свойства и особенности индивида выступают в личности как социально обусловленные. Например, мозговая патология обусловлена биологически (нейрофизиология), но порождаемые ею черты характера (депрессия, агрессивность, потеря памяти и т. д. ) становятся особенностями личности в силу социальной детерминации, влияния той или иной общности, тех или иных оценок (норма — патология), культуры. Формирование личности обусловлено тем, что индивид в совместной деятельности с другими индивидами изменяет мир, тем самым, преобразуя и себя, становясь личностью (А. Н. Леонтьев). Говоря о воздействии социальной среды на человека, необходимо учитывать ее многослойность. Такими слоями будут: мегасреда — социальный мир вокруг нас, включающий информационную, духовную, социально-психологическую среду, атмосферу эпохи; макросреда — общество, страна, к которой мы принадлежим по рождению, воспитанию, месту проживания; микросреда или общности - непосредственное социальное окружение человека (семья, коллектив, близкие люди)-На формирование, развитие и разрушение личности воздействуют все эти слои. Но если в социальной философии приоритет отдается мак- Философия личности -0- 407 росреде, которая определяет ту или иную систему отношений, здравоохранения, образования и воспитания, то в психологии и медицине решающее значение придается микросреде как непосредственному фактору воздействия на личность. В системе социальных ценностей важнейшим фактором становления личности был и остается труд как целесообразная деятельность человека, направленная на удовлетворение его потребностей и потребностей общества. Кроме цели, труд предполагает наличие определенных предметов и средств труда, что в совокупности создает производственные отношения. Последние в свою очередь определяют социальный характер труда, то есть его общественную значимость. Этим диктуется необходимость приоритета общественного труда над частным. Если общественный труд способствует формированию коллективистского типа личности, то частный, как правило, порождает личность эгоистическую, угнетающую других, чаще асоциальную. «Кто не работает, тот не ест» — этот христианский принцип апостола Павла прошел через века трудовой этики, став одним из принципов социализма. Этот принцип и в будущем обеспечит социальную справедливость и равенство личностей. В гуманистическом обществе основой формирования и развития личности станет творческий труд, возможный при здоровом образе жизни. В гармоническом развитии личности особое место среди факторов и слоев социальной среды занимает культура как степень совершенствования различных сфер человеческой жизни и деятельности (Эстетика. Словарь, 1989): культура труда, нравственная культура, художественная культура, культура быта и др. Все эти стороны по-разному суммируются в культуре личности. Решающее значение в личностном плане имеет духовная культура или духовное богатство. Неограниченный рост материального потребления становится для человека вредным и тормозит его духовное развитие. Так, погоня за вещами лишает человека духовных радостей и гармонического развития, а чрезмерная еда приводит к ожирению и различным заболеваниям. Стремление к росту материальных благ часто ведет к перенапряжению организма, срыву нервной системы. Все это угрожающе действует на психику, приводит к несчастью (самоубийству, алкоголизму, наркомании, психическим отклонениям и заболеваниям), к потере духовной культуры, разрушению личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|