Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия здоровья человека 4 страница




В истории философии и медицины существовало множество по­пыток показать различие между здоровьем и болезнью, но первую по­пытку их диалектического анализа мы встречаем у Гегеля (1770-1831). «Здоровье, — указывает Гегель, — есть пропорциональность между са­мостью организма и его наличным бытием; есть такое состояние, ког­да все органы являются текучими во всеобщем: оно состоит в равно­мерном отношении органического к неорганическому, когда для организма нет ничего неорганического, чего бы он не мог преодолеть». Таким образом, переход из одного качественного состояния в другое (из здоровья в болезнь) Гегель выразил через категорию меры, отразив их диалектический характер.

Выдающийся физиолог К. Бернар (1813—1878) утверждал, что «ме­дицина столь же стара, как человечество», а поскольку «сохранение здоровья есть, наверное, первое из всех благ, то и практическая меди­цина должна была возникнуть на пороге цивилизации». Тем самым он дал исторический анализ медицины с точки зрения ее целей и выде­лил ее основную направленность — сохранение здоровья.

Идея диалектического подхода к человеческому организму со вто­рой половины XIX века нашла практическое применение в деятельно­сти отечественных клиницистов — СП. Боткина (1832—1889), Г. А. За­харьина (1829-1897), А. С. Остроумова (1844-1908) и других. Так, СП. Боткин в своей деятельности исходил из того, что «болеет только живой организм, и так как болезнь составляет одно из многих прояв­лений жизни, то изучение этой последней и должно составлять осно­ву научной медицины».

Таким образом, в период XVIII—XIX веков проблема здоровья за­нимала важное место как в теоретических исканиях философов, так и в работе врачей-клиницистов. Концепция здоровья претерпела даль­нейшее развитие во многом благодаря попыткам использовать для его анализа законы диалектики, открытые Гегелем. Ведущей концепцией этого периода было признание здоровья как состояния, качественно отличного от болезни и поэтому более общего, изначального состоя­ния, к сохранению которого должна стремиться медицина.

На основании изложенного достаточно очевидно движение от наив­но-материалистического до подлинно философского научного пони­мания здоровья. Благодаря трудам философов различных направле­ний и работам врачей была подготовлена основа для дальнейшего совершенствования современной медицины.

Определения здоровья, существующие в современной медицине, для удобства их анализа можно условно разделить на группы в зависимо­сти от подходов, используемых для их концептуального обоснования.


422 ♦ Философия медицины -О* Раздел IV ♦ Глава 20

1. К первой группе можно отнести те концепции здоровья, в кото­
рых используется функционально-биологический подход к определе­
нию этого понятия. В данном подходе учитывается нормальная функ­
ция организма на различных уровнях (молекулярном, клеточном,
тканевом, органном, организменном), нормальное течение физиоло­
гических и биохимических процессов. Здоровье, согласно этим опре­
делениям, рассматривают как «нормальную функциональную способ­
ность организма», а также «готовность каждого внутреннего органа
выполнять все свои функции», как «динамический процесс сохра­
нения и развития биологических, физиологических и психических
функций организма», когда «течение формообразовательных, физио­
логических и биохимических процессов безраздельно подчиняется це­
лесообразным биологическим закономерностям». Таким образом, нор­
мальное функционирование организма представляет собой своего рода
современную медицинскую концепцию здоровья. Согласно этой кон­
цепции, человек считается здоровым в том случае, если все способно­
сти, присущие ему как индивиду, сбалансированы и взаимосвязаны так,
что обеспечивают эффективное и гармоничное функционирование.
Наиболее точно данный подход может быть охарактеризован опреде­
лением, данным А. Д. Степановым, согласно которому здоровье есть
«состояние организма, при котором он способен полноценно выпол­
нять свои функции».

2. Ко второй группе можно отнести концепции, в которых здоро­
вье человека рассматривается с позиции динамического равновесия
организма, его функций и факторов окружающей среды. Сторонники
такого подхода полагают, что здоровье — такое состояние организма,
когда функции всех его органов и систем уравновешены с окружаю­
щей средой, такая «форма жизнедеятельности организма, которая обес­
печивает ему наиболее совершенные, оптимальные и адекватные
условия существования в среде». Здоровье при таком подходе пред­
ставляет собой состояние динамического (гомеорезис) и статическо­
го (гомеостаз) равновесия организма и среды, а критерием оценки
равновесия является соответствие структур и функций организма ок­
ружающим условиям.

3. В третьей группе объединяются концепции, в которых здо­
ровье человека авторы рассматривают, используя социально-биоло­
гический подход. В данном случае биологические и социальные при­
знаки рассматриваются в единстве, хотя социальным придается при­
оритетное значение. Социальные закономерности для человека и
его здоровья признаются ведущими, определяющими в его разви­
тии как биологической особи. Согласно определению ВОЗ,


Философия здоровья человека -0- 423

ровье — это состояние полного физического, духовного и соци­ального благополучия, а не только отсутствие болезней или физи­ческих дефектов». Здоровье трактуется как «... возможность полно­ценно трудиться, отдыхать, выполнять присущие человеку функции, свободно и радостно жить», как «... процесс сохранения и развития психических, биологических, физиологических функций человека, его оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальном сохранении продолжительности активной жизнедея­тельности».

4. В концепциях четвертой группы используется адаптационный
подход в рассмотрении здоровья человека. Главным здесь выступает
способность организма приспосабливаться к постоянно меняющимся
условиям существования в окружающей среде. Так, согласно опреде­
лению Р. М. Баевского, здоровье можно рассматривать «как способ­
ность организма активно адаптироваться к условиям окружающей сре­
ды, свободно взаимодействуя с ней на основе биологической,
психологической и социальной сущности человека».

5. И, наконец, к последней группе можно отнести концепции здо­
ровья, в основе которых лежит аксиологический (ценностный) под­
ход. Здесь здоровье представляет собой, прежде всего, ценность для
человека, выступает необходимой предпосылкой для полноценной,
гармоничной жизни, удовлетворения материальных и духовных по­
требностей, участия в труде и социальной жизни, в экономической,
научной, культурной и других видах деятельности. А. Я. Иванюшкин,
рассматривая здоровье с точки зрения его содержания и ценностного
смысла, предлагает три уровня описания этой ценности: биологи­
ческий - изначальное здоровье предполагает совершенство саморе­
гуляции организма, гармонию физиологических процессов и, как
следствие, максимум адаптации; социальный - здоровье является
мерой социальной активности, деятельного отношения человечес­
кого индивида к миру; личностный, психологический — здоровье
есть не отсутствие болезни, а скорее, отрицание ее, в смысле прео­
доления.

Наличие достаточно большого количества определений здоровья, которые на основе различных подходов пытаются раскрыть его разно­образные стороны, еще раз подтверждают то, что мы имеем дело со сложным явлением, сложным объектом познания. Учитывая, что здо­ровье, безусловно, является одним из основополагающих понятий медицины, этот плюрализм не способствует взаимопониманию как теоретиков, так и практиков медицины, а также ученых, работающих в других областях знания.


424 < г- Философия медицины О- Раздел IV ♦ Глава 20

2. Здоровье в системе детерминационных связей

Конкретизация положения о том, что общей методологией науки является научно-философский метод, заключается в соответствующем использовании принципов диалектического метода познания. Есте­ственно, что одним из этих принципов должен стать принцип детер­минизма. Детерминизм определяют как «философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности вещей, процессов и явлений реального мира».

Приложение общего принципа детерминизма к явлениям органи­ческого мира привело к созданию концепции «органического детер­минизма». Согласно этой концепции, внешний фактор преломляется через внутреннюю среду живой системы, которая, в свою очередь, ак­тивно «трансформирует» его в результате действия сложных регулиру­ющих механизмов. При этом возникает новый тип причинной связи, характерный именно для саморегулирующихся, самоуправляющихся систем — циклическая причинная связь, которая может быть прямой и обратной. Возникает своеобразная предетерминация, фиксируемая в программе живых систем в виде кодовой модели последующих действий, причем сам характер взаимодействий в живых системах име­ет сложную форму и может быть охвачен понятием корреляционной причинности.

При характеристике детерминации любого процесса необходимо учитывать по крайней мере три направления взаимодействий: от эле­ментов к системе, в которой идет процесс, внутри системы и от системы более высокого порядка к данной системе. Эти три типа взаимодей­ствия называются компонентами детерминации и имеют следующие названия:

1) инфрадетерминация (от элементов к данной макросистеме);

2) интердетерминация (детерминация в системах в пределах одно­
го уровня);

3) супрадетерминация (детерминация от систем более высокого
порядка к данной системе).

Причем ни один из данных компонентов детерминации не действует самостоятельно. Инфрадетерминация присутствует в любом процес­се, так как процесс, происходящий в материальной системе, не может быть изолирован от воздействия со стороны составляющих его эле­ментов. Интердетерминация представляет собой синхронное обуслов­ливание нескольких процессов, являясь, по сути, структурно-функ­циональным компонентом. Супрадетерминация в общем случае представляется как воздействие условий среды на данный процесс.


Философия здоровья человека -О- 425

Таким образом, процессы живой природы детерминируются как со­ставляющими их физико-химическими процессами, так и одновремен­ными взаимодействиями между системами различных форм органи­зации живого, а также условиями всей биосферы.

Если рассматривать характер качественных изменений в реальных взаимодействиях, то можно выделить три основные формы детерми­нации: жесткую, статистическую и тахистическую. Первая форма пред­ставляет собой однозначное или близкое к нему взаимодействие между отдельными явлениями или процессами. Вторая описывает про­цессы, вероятностные по форме и относительно определенные по ре­зультату. Третья описывает взаимодействия, вероятностные как по сво­ему характеру, так и по результатам.

Таким образом, при помощи трех основных компонентов и трех форм детерминации можно глубже раскрыть существо детерминации в конкретных процессах. Предложенная схема детерминации с доста­точной полнотой и последовательностью отражает содержание орга­нического детерминизма.

Используя предложенную концепцию компонентов детерминации, можно предположить, что здоровье человека определяется одновре­менно генетико-биологическими факторами (инфрадетерминация), супрадетерминационными зависимостями (состоянием окружающей среды, социально-экономическими факторами, особенностями тру­да, отдыха, образа жизни), а также социально-психологическими фак­торами взаимодействий между отдельными индивидами, характерны­ми для интердетерминации.

Применительно к человеку и его здоровью можно сказать, что раз­личные факторы, детерминирующие его функционирование на раз­ных уровнях, представляют в совокупности системную детерминацию его здоровья. Здоровье человека представляет собой целостное состо­яние его жизнедеятельности, обусловленное совокупным действием как биологических, так и социальных детерминант. При рассмотре­нии механизмов социально-биологической детерминации человека необходимо исходить из представлений о нем, как о сложной, много­уровневой системе, характеризующейся взаимной детерминацией всех своих уровней, то есть такой детерминацией, при которой определен­ное изменение проявляется как каскад взаимосвязанных причинных изменений на всех уровнях.

Изучение факторов, детерминирующих здоровье человека, показы­вает, что на 50-52% оно определяется образом жизни, на 18-25% -генетическими факторами, на 20-25% - экологическими, на 10-15% зависит от здравоохранения. Данные цифры дают основание для при-


426   О Философия медицины ■ $■ Раздел IV -О- Глава 20

знания ведущей роли социальных факторов в детерминации здоровья человека. Именно этот факт, по-видимому, послужил основанием для того, чтобы Ю. П. Лисицын в своей Актовой речи перед студентами и профессорско-преподавательским составом П-го ММИ сказал: «... Вопрос, от чего непосредственно зависит здоровье, может по ана­логии с философией быть назван основным вопросом медицины». Детерминационную теорию медицины он определяет как философс­кий базис для санологии - науки о здоровье здоровых людей, об об­щественном здоровье, о здоровом образе жизни. Он, в частности, ука­зывает, что «... при попытке создания детерминационной теории санологии нужно помнить, что построить модель такой теории невоз­можно лишь с позиций иммунологии, вирусологии, генетики и дру­гих дисциплин. Здоровье - не только процесс функционирования, но и внешние и внутренние факторы, от которых оно зависит и в кото­рых существует».

Основной целью детерминационной теории медицины, таким об­разом, является попытка свести в единую систему все знания, накоп­ленные в определенной области исследования.

В настоящее время наука накопила обширный материал, доказы­вающий, что взаимодействия между основаниями различных уровней (популяционным, биосферным, космическим) являются значительно более широкими, чем предполагалось раньше. В частности, современ­ные исследования позволяют говорить о космическом, магнитном и других факторах, имеющих внеземное происхождение и оказывающих влияние на здоровье человека. Заслуга открытия космической детер­минации здоровья принадлежит А. Л. Чижевскому (1897—1964), чьи работы на эту тему появились в 20-е годы прошлого века. Автор уже в то время усматривал ограниченность медицины в ее отчуждении от идеи единства живого мира со всем мирозданием.

Анализ системной детерминации здоровья человека предполагает решение проблемы соотношения социального и биологического в об­щеметодологическом плане и применительно к различным уровням организации человека.

Поскольку здоровье человека представляет собой специфическую характеристику такого сложно организованного объекта как человек, то, по-видимому, наиболее адекватное его исследование возможно в рамках системного подхода. Как справедливо отметил И. Н. Смирнов, «... интеграция естественно-научного и философского объектов позна­ния человека, в частности его здоровья, становится все более замет­ной особенностью современной культуры... ». Это полностью подтвер­ждается при изучении образования системных качеств здоровья, когда


Философия здоровья человека ♦ 427

происходит соединение биологических, социальных, психологических и других аспектов. Выяснение того специфического содержания, ко­торое заключено в новых интегративных качествах, возникающих в результате взаимодействия, и из которых вытекают существенные осо­бенности анализа здоровья человека, представляет собой актуаль­ную проблему.

Таким образом, методология системного подхода, изучающая пред­меты, явления и процессы с позиции их целостности, системности, наличия связей, может помочь более глубоко познать здоровье как многокачественное и многомерное явление. Качественная особенность рассматривается при этом как закрепленная в потребностях избира­тельная реакция организма на условия среды, в которой он живет. Саму потребность можно считать неотъемлемым свойством всего живого, внутренним исходным стимулом поведения и жизнедеятельности. Без удовлетворения жизненных потребностей невозможно существование человека. Одной из таких витальных потребностей для человека явля­ется потребность в здоровье.

При анализе здоровья как многофакторной системы необходимо изучение закономерностей процесса интеграции соединенных в еди­ное целое элементов, входящих в это понятие. Важной является также оценка степени влияния какого-то отдельного фактора или всех вмес­те, взятых на конечный эффект. В этом может существенно помочь метод корреляционного анализа. Корреляционная связь представле­на влиянием на взаимодействующие стороны множественных случай­ных и необходимых факторов, связей, учитываемых корреляционны­ми методами. Это дает возможность познания и учета необходимых и случайных связей, действующих на элементы здоровья, обусловлива­ющих динамику состояний и функций частей и всей системы (здоро­вья) в целом.

Таким образом, использование методологии системного подхода позволит вычленить элементы здоровья, выявить их взаимосвязь и вза­имозависимость в целостной структуре здоровья, что делает ее необ­ходимым средством анализа системной детерминации здоровья.

Применительно к медико-биологическим наукам системный под­ход наиболее фундаментально представлен в трудах П. К. Анохина о функциональных системах. Под функциональной системой он пони­мает такую динамическую организацию процессов и механизмов, ко­торая, отвечая запросам данного момента, вместе с тем определяет потоки обратной афферентации, информирующей о достаточности или недостаточности полученного приспособительного эффекта. Соглас­но выдвинутой П. К. Анохиным теории, поведение определяется внут-


428 -О- Философия медицины О- Раздел IV -0- Глава 20

ренними потребностями, генетически и индивидуально накопленным опытом. Системное возбуждение, которое формирует целенаправлен­ный поведенческий акт, развертывается с опережением реальных ре­зультатов поведенческой деятельности. Целенаправленный поведен­ческий акт завершается полезным приспособительным результатом, удовлетворяющим доминирующую потребность. Полезный резуль­тат, таким образом, представляет собой главный системообразующий фактор, переводящий неупорядоченное множество компонентов в си­стему, в чем видится принципиальное отличие теории функциональ­ной системы от других теорий систем, в которых природа этого фак­тора не вскрыта.

Применительно к проблеме здоровья нас, прежде всего, интересу­ет тот факт, что, согласно данной теории, потребности являются ве­дущими факторами целенаправленного поведения и именно они на­правляют человека на поиск специальных, удовлетворяющих эти потребности, факторов внешнего мира и определяют постоянную оценку достигнутого результата. Главным преимуществом данной те­ории перед другими теориями систем и системными подходами явля­ется ее универсальность, то есть возможность использования для сис­темного анализа различных классов явлений природы и общества. Вот почему данную теорию необходимо использовать для исследования си­стемной детерминации здоровья человека.

3. Современные проблемы медицины здоровья

Мировой опыт реализации профилактических мероприятий пока­зывает, что именно выработка человеком мотивации здоровья играет ведущую роль в наблюдающемся в настоящее время снижении смерт­ности, в частности, от сердечно-сосудистой патологии. Как отмечает­ся в документах ВОЗ, характеризующих первые итоги принятой этой организацией «Стратегии достижения здоровья для всех к 2000 году», «... наряду с мобилизацией, координацией и рационализацией исполь­зования всех ресурсов — национальных и международных — забота и участие людей в формировании своего будущего является ключевым фактором этой стратегии». Не умаляя исключительной важности уг­лубления знаний, позволяющих более квалифицированно бороться с различными болезнями, ВОЗ видит сейчас особую актуальность в на­учных исследованиях, благодаря которым можно получить более пол­ное представление о факторах, способствующих укреплению здоро­вья. Среди задач по достижению здоровья для всех к 2000 году при


Философия здоровья человека 0> 429

проведении научных исследований ВОЗ в числе трех основных про­блем выделяет проблему определения образа жизни в отношении со­хранения здоровья.

Как в отечественной, так и в зарубежной литературе проблеме ЗОЖ (здорового образа жизни) уделяется все большее внимание. И, в пер­вую очередь, это связано с тем обстоятельством, что в структуре фак­торов, детерминирующих здоровье человека, его образ жизни являет­ся ведущим, так как на его долю приходится в среднем около 50%. Таким образом, воздействие на здоровье человека образа жизни имеет не только непосредственное, но и преимущественное значение в его формировании. Однако, прежде чем останавливаться на тех вопросах, которые непосредственно связаны с понятием ЗОЖ, необходимо, во избежание путаницы, определиться с содержанием понятия «медици­на здоровья».

Под медициной здоровья мы подразумеваем все, что связано с пер­вичной профилактикой. Она ориентирована не на группы риска или предрасположения к различным заболеваниям, а имеет своей целью, прежде всего, изучение здоровья человека, методов его активного формирования, а следовательно, возможность прогнозирования и уп­равления здоровьем здоровых людей. Данное направление в начале 80-х годов было названо И. И. Брехманом «валеологией» — наукой об индивидуальном здоровье человека ( в отличии от санологии - науки об общественном здоровье ).

Для медицины здоровья главной задачей является не предупрежде­ние заболеваний, а увеличение количества и качества здоровья каж­дого человека в отдельности и всей популяции на протяжении всей жизни. В данном случае можно констатировать, что при безусловном совпадении конечной цели как медицины болезней, так и валеологии — сохранении здоровья, первая занимается изучением и распознавани­ем у человека возможных заболеваний и повреждений, а уже затем, путем их излечения пытается это утраченное здоровье вернуть. Меди­цина же здоровья имеет предметом своего изучения не болезни, кото­рые являются случайными, а здоровье, которое закономерно. При этом совершенно очевидным является тот факт, что в данном случае речь идет о двух составных частях медицины, а различия между ними про­водятся только в отношении объекта исследования, его состояния.

Таким образом, валеология представляет собой по сути медицину формирования здоровья. Базой для нее являются средства первичной профилактики, среди которых главное место занимает ЗОЖ, а также так называемая «альтернативная медицина». Преимуществом после­дней, получившей широкое распространение в Индии и Китае, явля-


430 -О- Философия медицины ♦ Раздел IV -0- Глава 20

ется «... направленность на поддержание здоровья и выявление огром­ных возможностей человека противостоять недугам при условии вы­полнения доступных рекомендаций. Эти положения основаны на понимании человека как целого, неразрывно связанного с непосред­ственным окружением, природой, космосом». И. И. Брехман, говоря о перспективах валеологии, указывает на то, что «... главной целью дол­жно стать увеличение уровня общей неспецифической резистентнос-ти организма, обеспечивающей незаболеваемость».

Возвращаясь к проблеме ЗОЖ, следует отметить, что общим для большинства подходов и определений является признание того, что ЗОЖ — такой образ жизни, который обеспечивает сохранение и улуч­шение здоровья. В БСЭ написано: «Образ жизни — понятие, применя­емое в социальных науках для характеристики условий и особеннос­тей повседневной жизни людей в том или ином обществе. Он охватывает типичные для данного общества, класса, социального слоя условия и формы жизнедеятельности людей». Однако данное опреде­ление не учитывает личностных характеристик человека, у которого имеются не только материальные, но и духовные потребности, а так­же ценностно-мировоззренческие ориентации, духовно-практичес­кие цели и мотивы поведения. ЗОЖ — это деятельность, активность личности, использующей материальные и духовные условия и возмож­ности в интересах здоровья, гармоничного физического и духовного развития человека. В значительной степени именно социально-куль­турные организации и цели, которые становятся для человека лично значимыми, определяют как его психологическую установку, так и последующее целесообразное поведение.

По мнению большинства ученых, образ жизни может быть охарак­теризован четырьмя категориями: уровень жизни, уклад жизни, стиль жизни и качество жизни. Уровень жизни характеризует количествен­ную сторону условий жизни. К числу его показателей относят разме­ры национального дохода и фонды потребления, размеры реальных доходов населения, обеспеченность жильем, медицинской помощью, уровень образования и другие. Уклад жизни — тот порядок, в рамках которого проходит жизнедеятельность людей. Стиль жизни — инди­видуальные особенности поведения как одно из проявлений жизнеде­ятельности, активности. Качество жизни характеризует качественную сторону условий жизни - качество жилищных условий, питания, уро­вень комфорта и др.

Таким образом, образ жизни есть единство качественных и количе­ственных сторон жизнедеятельности человека, направленной на реа­лизацию условий жизни (природных, материальных, социальных, дУ"


Философия здоровья человека ♦ 431

ховно-нравственных, культурных и т. д. ). Д-А. Изуткин, рассматривая вопрос формирования ЗОЖ, выделяет ряд основных принципов, ко­торые необходимо учитывать при изучении данной проблемы:

1. ЗОЖ есть проявление образа жизни (способ производства и со­
ответствующая ему духовная жизнь ориентируют на такие способы
жизнедеятельности, которые могут обеспечить здоровье).

2. ЗОЖ отражает активный характер деятельности людей (главным
действующим лицом ЗОЖ является человек).

3. В ЗОЖ человек выступает как единое целое в интеграции биоло­
гических и социальных характеристик, включая в себя физические и
психические компоненты. От их взаимодействия во многом и зависит
здоровье. Отсюда вытекает и роль психологического состояния лич­
ности, мотивы жизнедеятельности, стиль жизни, образцы поведения.

4. ЗОЖ способствует полноценному выполнению социальных фун­
кций. Следовательно, одним из критериев ЗОЖ является плодотвор­
ная материальная и духовная жизнь человека.

5. ЗОЖ включает в себя возможность предупреждения заболеваний
(будучи активной формой жизнедеятельности, образ жизни оказыва­
ет непосредственное влияние на здоровье).

Сказанное еще раз убеждает нас в том, что формирование ЗОЖ представляет собой одно из важнейших направлений валеологии, име­ющих стратегическое значение для современной медицины. Обуслов-ливаясь социально-экономическими, природными, культурными и другими факторами, ЗОЖ в конечном счете определяется самим че­ловеком, его деятельностью и поведением. Поэтому чрезвычайно ак­туальным для формирования ЗОЖ является воспитание ответствен­ного отношения каждого человека к своему здоровью и здоровью окружающих.

Обусловленность образа жизни объективными условиями и обсто­ятельствами не исключает свободы выбора человеком тех или иных способов жизнедеятельности. В силу этого образ жизни человека в значительной степени определяется его индивидуальными психоло­гическими мотивами и установками. Одним из серьезных недостатков существующих сегодня программ, по-видимому, является именно не­достаточное внимание, уделяемое в этой связи вопросам медицинс­кой психологии. Человек в большинстве случаев рассматривается толь­ко как пассивный носитель факторов риска, как объект врачебного вмешательства, а не как личность и активный субъект своего образа жизни и своего здоровья. Именно образ жизни есть своего рода пси­хологическая модель, выбор, сделанный человеком, определяющий его поведение.


432 -О- Философия медицины ♦  Раздел IV ♦ Глава 20

Для того, чтобы человек смог сохранить свое здоровье, у него долж­на быть мотивация ЗОЖ. В данном случае мало пассивного ожидания -необходимы активные действия, в основе которых лежит мотив — осоз­нанное побуждение, обусловливающее действие для удовлетворения какой-либо потребности человека. Мотивация есть причинная обус­ловленность деятельности. Она тесно связана с активностью субъекта и носит внутренний характер. При этом необходимо отметить, что си­стема человеческих мотивов изменяется в соответствии с этапами раз­вития личности. Изучение отношения человека к здоровью (мотива­ции, установки на долгую активную жизнь) позволяет установить его реальную значимость для личности, определить место этой ценности здоровья, «удельный вес» среди других ценностей. Большая роль при­надлежит также воспитанию культуры здоровья, под которой, вероят­но, можно понимать культуру удовлетворения потребностей, реализу­ющихся в ЗОЖ человека. Именно ЗОЖ есть жизнь в соответствии с моральными принципами, сознательное и активное участие в сохра­нении собственного здоровья и здоровья окружающих. Доминирова­ние потребности в здоровье, формирование на ее основе доминирую­щей мотивации, целенаправленное поведение, реализующееся в ЗОЖ, а затем оценка за счет обратной афферентации эффекта и удовлетво­рение этой потребности есть, по-видимому, та «цепочка», осуществ­ление которой позволит человеку поддерживать, сохранять и увели­чивать здоровье.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...