Темы докладов и рефератов. Философия культуры. Медицина в системе
Темы докладов и рефератов 1. Сравнительный анализ формационного и цивилизационного подходов 2. Вклад отечественных мыслителей в разработку цивилизационной теории- 3. Планетарная цивилизация: сущность, структура, проблемы. ЩШ 17 ФИЛОСОФИЯ КУЛЬТУРЫ. МЕДИЦИНА В СИСТЕМЕ КУЛЬТУРЫ 1. Культура: сущность, содержание, структура, функции Термин «культура» восходит к латинскому слову «сиНига», которое означало возделывание почвы, ее обработку, т. е. изменения в окружающем мире под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами. Хотя само слово «культура» утверждается в европейской социальной мысли лишь во второй половине XVIII века, становление содержания понятия сопровождает историю человечества. В Древней Греции культурность понимали, прежде всего, как воспитанность. Отсутствие культурности считалось признаком варварства. В эпоху Древнего Рима возникает представление о культуре как укладе социальной жизни, а также степени личного совершенства. Представление о культуре эпохи Возрождения содержало соответствие гуманистическим идеалам человека. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Дидро) сводили содержание культуры к развитию человеческого «разума». Культурность нации, по их представлению, состоит в разумности их общественных порядков и политических учреждений, а измеряется совокупностью достижений в области науки и искусств. В рамках Просвещения уже возникает «критика» культуры и цивилизации (Руссо), которая состоит в показе противостояния морально Развращенных «культурных» народов и тех общностей людей, кото-Рые находятся на патриархальной ступени развития. Возможность Разрешения этого культурного противоречия немецкие философы Искали в духовной сфере. Кант ядром культуры считал мораль, ко-ТоРая способна примирить человеческий разум и чувства. Гегель понятие культуры искал в сфере духовной свободы человека. Гердер Рассматривал культуру как прогрессивное раскрытие способностей еловеческого ума, высшим достижением которого он считал идею гу-1анизма. Гуманизм соответствует природе человека. Вся история на-РоЛов является школой соревнования в скорейшем достижении гуман-°Сти. По мнению Шиллера, базовыми ценностями, лежащими в
Философия культуры. Медицина в системе культуры < > 347 , -манитарных дисциплин в осмыслении этих процессов. Либо XXI век ' еТ веком гуманитарного знания, либо его не будет совсем. Исследователи насчитывают в современной литературе несколько -отен определений культуры. Чем объясняется такое разнообразие? прежде всего тем, что культура выражает все многообразие, все богат-. тво человеческого бытия. Насколько неисчерпаем и многовариантен чеЛовек, настолько многогранна и неисчерпаема культура. Понима-ние культуры производно от базовых ценностей философской концепции, которая лежит в основе той или иной дефиниции. Если в основе культурно-философских взглядов лежат религиозные положения, то такие исходные позиции будут приводить к утверждениям, что всякая культура основывается на религиозной почве. Культура будет являться способом реализации религии. Правомерно говорить о ведущей конкретно-исторической роли той или иной религии в системе мировой культуры, но недопустимо все многообразие культуры выводить из религиозных составляющих этой культуры. С учетом этого положения, культуры различают по форме религиозности. Существуют культуры, основанные на политеизме (многобожии) и монотеизме (единобожии). Явлениями мировой культуры являются, например, христианская, исламская, буддийская культура.
Философы, стоящие на позиции идеализма, в основе культуры видят либо какой-нибудь духовный феномен жизни человека, либо рассматривают ее как космическое явление. Исследователи с материалистическими установками сущность культуры ищут в различных материальных основах жизнедеятельности людей. Известно, например, что К. Маркс рассматривал культуру как результат материально-преобразующей деятельности, которая и является основанием, почвой для духовных компонентов культуры. Способы материальной Деятельности лежат в основе марксистского понимания развития куль-тУРы как целостного и закономерного процесса. Вместе с тем, существует философская позиция прагматического толка, сторонники которой видят в культуре лишь определенный способ приспособления Человека к внешним обстоятельствам, что является условием его су-Ществования.
Кроме того, культура выступает предметом внимания не только Философов, культурологов, но и историков, этнографов, археологов, °Циологов, политологов. Каждая из дисциплин имеет свою теоре-Ическую задачу, социальную методику, способы постижения этого
Иомена. Следует также помнить, что процесс познания человеком
■ туры отличается от процессов познания, допустим, в естествен- чаучной сфере. Познавая культуру, человек познает не некую неза- 348 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV ♦ Глава 17 висящую от него реальность, а свое собственное существование, ко-торое воплощается в фактах культуры. Постигая культуру, человечество пытается ответить на такие «вечные вопросы», как смысл своего собственного бытия, своей деятельности и своей сущности. Познание культуры предстает, прежде всего, реализацией человеческих чаяний познать свою собственную природу. Взаимосвязь человека и культуры не вызывает сомнений у большинства исследователей, стоящих на самых различных мировоззренческих и методологических основаниях. По существу, принято суждение согласно которому вне культуры невозможно не только бытие человека, но и он сам как сущность. И человек предстает здесь высшим смыслом, критерием и главной ценностью культуры. Возможность развития сущностных человеческих качеств выступает в культуре определяющим. В этом смысле культуру можно определить как человечность человечества.
Важнейшим принципом философской методологии для изучения такого многомерного, сверхсложного, многовариантного феномена как культура, является принцип системности. Только в рамках системного подхода, возможно понять культуру как, с одной стороны, целостный объект, а с другой, характеризующийся многообразием взаимодействия и динамикой преобразования структурных элементов. Все другие подходы способны уловить важные, но частные характеристики культуры. Результатом системного рассмотрения культуры выступает синтетическое знание, многомерная картина бытия культуры. Первой формой бытия является природа, под которой понимают совокупность стихийно сложившихся форм существования материи в единстве как органических, так и неорганических структур. Устоявшейся считается и вторая форма бытия - человеческое общество. Суш-ность этой формы бытия состоит в том, что ее существование и развитие определяются не биологическими факторами и, соответственно, общественные отношения не детерминированы генетически. Обше-ство не является природно данным, оно исторически изменчиво, его развитие обусловлено характером отношения людей к природе, спецификой общественного производства, а также различными формами человеческого сознания. Но следует согласиться, что «если общество есть внебиологичес-кий способ связи людей в их совместной жизни и деятельности, то сз человек, синтезирующий в своем реальном существовании и повеДе нии природные и общественные закономерности, являющийся т самым воплощенным единством природы и общества, должен бы признан носителем особой - третьей формы бытия, не сводимой ни Философия культуры. Медицина в системе культуры ♦ 349 -„^логической ни к социальной его формам» (Каган М. С. Филосо-фИЯ культуры. СПб., 1996. С. 37-38).
Эта форма бытия охватывает все проявления внутренней (психической, духовной) и внешней (поведение, практическая деятельность) ^изни людей, эта сторона человеческого бытия имеет свое традиционное название - культура. Тогда общественное бытие человека, его с0циальность, будет включать в себя не все его внеприродные качества и характеристики (вплоть до духовности), а только обусловленные системой экономических, политических и юридических отношений (Что такое человек? Основы человековедения. В 2-х книгах. Книга ц. СПб., 1996. С. 79-83). Культура возникает, как результат деятельности человека и является сложной, динамической, саморазвивающейся системой. Функционирование культуры может быть представлено в единстве трех ее составляющих: предметов культуры, способов человеческой деятельности и человеческих качеств. Но какую бы грань культуры мы не рассматривали, она всегда будет «очеловечена». Какой бы черепок ни исследовали археологи, он и ценен не сам по себе, а потому, что характеризует мышление человека ушедших эпох. Любой способ человеческой деятельности характеризует степень реализации сущностных сил человека. Только в рамках культурологического подхода возможно понять содержание специфических человеческих качеств, таких как духовность, свобода, гуманизм. Эти понятия и будут выражать высшие ценности культуры. Духовность - в форме религиозной, нравственной, эстетической, художественной, политической, познавательной — является особым '■ продуктом» психической деятельности, возвышающим человека над витальными, эгоистичными и своекорыстными потребностями его существования, связывая тем самым индивида с другими людьми, а затем и с природой, и с творимой ими «второй природой» — миром вещей, в котором культура обретает предметное существование (там же, с. 86). Условием возникновения и сущностным признаком культуры является свобода, т. к. деятельность человека может осуществляться толь-Ко на основе самостоятельного выбора каждым человеком целей и сРедств его действия. Вся история культуры есть движение от мира Необходимости через порабощение человека человеком к свободе, к ДеМократически организованному сообществу. Свобода выступает ус-■ °вием творчества во всех видах человеческой деятельности. Гуманизм выступает качественной мерой культуры, ее критерием, еРилом истинности, показателем ее внутренней сущности. В свою ^50 -0- Философия медицины 0- Раздел IV •> Глава 17 < чередь, культура выражает не внешние признаки явления, а Ьэсть его содержания, идеальные установки и устремления. Под ^ 1^анизмом (от лат. китапиз - человеческий, человечный) следу? понимать систему идей, отстаивающих и обосновывающих высшую 1> нность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как кри т^рия оценки общественных отношений. Идеи гуманизма в системе Кльтуры выступают духовными ориентирами, указывающими направ-Д: иие движения человека к самому себе как к существу: а) разумному б духовному; в) свободному.
Исходя из изложенного, культуру можно определить как форму б][тия человека, представленную в продуктах материальной и духовна деятельности и составляющую средство самореализации и основание ценности человека. В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и де-яьльности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (Философский энциклопедический словарь. М., \%Ъ. С. 292-293). Культура - сложная, многоуровневая система. Принято подразделясь культуру по ее носителю. В зависимости от этого выделяют культуру мировую, национальную, а также культуру различных социальных обдностей (клановая, городская, сельская, профессиональная, моло-де«ная, семьи, отдельного человека). Общепринято выделять культуру народную (непрофессиональную) и профессиональную. Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет разнообразия человеческой деятель-но<; ти. По содержанию и влиянию культуры на человека ряд авторов преД" лагают делить ее на прогрессивную и регрессивную, реакционную. Куль-туРа, как формирующее человека начало, может воспитывать личность как нравственную, так и безнравственную. Это зависит от ряда объеК" тивцых и субъективных факторов и условий. Специфика, типология человеческой деятельности позволяют вь де.! цть в системе культуры различные уровни, слои. Критериями л" ихадделения могут быть внутренние характеристики самой деятель нос-ги, ее условия и связи, особенности производимых продуктов. И ход^из этого, принято выделять материальную, духовную, худо, жестве нун культуры (достаточно распространенным является рассмотри ху^жественной культуры в рамках духовной культуры общества, •" Философия культуры. Медицина в системе культуры ♦ 353 , уществуют вне познающего мир человечества. Человеческие знания, ^шествуя в различных формах и на различных уровнях, являются формой осознания субъектом (от личности до человечества) мира и себя в эТо мире. Знания систематизируются, концептуализируются и образуют более или менее целостную систему, которая опосредованно связана и влияет на практическую деятельность субъектов. В любом обществе складывается и функционирует независимая от отдельного индивида социокультурная организация добывания, хранения, передачи информации и знаний. Эта система создает информационное поле, в котором живет и действует человек. Третья сфера духовной культуры связана с ценностно-ориентаци-онной деятельностью. Осмысленный характер познания мира предполагает не просто знание о нем, а понимание ценности самого человека, как субъекта деятельности, ценность его знаний, творений, ценность самого мира культуры, в котором живет человек. Мир человека — это всегда мир ценностей, он наполнен для него смыслом и значениями. Ценности представляют из себя способности, свойства различных предметов, явлений удовлетворять потребности, желания, интересы людей. Предметы культуры отличаются от природных объектов тем, что они являются наделенными каким-то особым свойством, которым не обладают естественные объекты. Создавая предметный мир, человек не стремился воспроизвести природу, а созидал отличное от нее, имеющее смысл как выражение человеческой сущности. Возникновение культуры характеризуется, прежде всего, стремлением человека утверждать ценности. Совокупностью ценностных свойств мир культуры отличается от мира природы. Ценности выступают и регулятором человеческого поведения, и высшей целью его деятельности; они не даются человеку изначально, а возникают как результат его культурной Деятельности. В систему ценностей человека наиболее часто включают следующие их виды: смысложизненные (добро, зло, счастье, цель *изни, смысл жизни); универсальные (жизнь, здоровье, личная безопасность, благосостояние, семья, образование); ценности общественно признания (трудолюбие, уважение, социальное положение); демократические (свобода слова, свобода совести, право на труд, право На образование). Четвертой областью духовной культуры является духовное обще-Ние людей в разнообразных формах его проявления, которые зависят °т особенностей предмета коммуникации. «Роскошь человеческого °бщения» (выражение А. Экзюпери), в ходе которого происходит об-^ информацией - высокая культурная ценность. Духовное обще- 354 -0- Философия медицины -0- Раздел IV ♦ Глава 17 ние может происходить как на межличностном (межгрупповом) уп01, не, так и на уровне объективированных ценностей. В процессе меж" личностного (межгруппового) общения индивидов происходит совме стное восприятие объекта, ситуации, действий, состояний. Результатом коммуникации является и возможное изменение установок, поведе ния, достижение определенной степени взаимопонимания, согласия Во втором варианте объективированные в речи, книгах, произведе-ниях искусства результаты духовной деятельности постоянно «потребляются», распредмечиваются, становятся достоянием человеческого сознания. Способность к общению на духовном уровне всегда входила необходимой составляющей в систему профессионально-нравственных качеств врача. Духовное общение во многом зависит от уровня художественной культуры, как общества в целом, так и личности врача, в частности. Особая область культуры, образовавшаяся благодаря концентрации вокруг искусства ряда связанных с ним форм деятельности (художественное мышление, творчество, восприятие и т. п. ), получила название художественная культура. По своему содержанию она представляет собой совокупность процессов и явлений духовно-практической деятельности по созданию, распространению, освоению произведений искусства или материальных предметов, обладающих эстетической ценностью. Как социальный институт художественная культура представляет собой, прежде всего, сферу создания художественных ценностей (деятельность личностей и организаций, занимающихся художественным творчеством). Она включает в себя также области распространения и освоения того бесконечного богатства, которым обладает художественная культура. Художественная культура может быть рассмотрена не только как процесс или явление в рамках общества, но и как свойство личности. Личностный аспект художественной культуры предполагает обраше-ние к специфике процесса формирования идеалов, художественных вкусов, совершенствования эстетических чувств, выработки художественных навыков, а также системы идей, взглядов, суждений, убеждений, которые являются феноменами мировоззрения личности, в том числе врача. Таким образом, культура будет представлять собой единство тре* видов деятельности людей: в материальной, духовной и художественной сферах их жизни. Безусловно, между этими видами и сферами Де' ятельности не существует строгих границ, но, тем не менее, каЖДа обладает своей спецификой, относительной самостоятельностью. Философия культуры. Медицина в системе культуры ♦ 355 Существуют и другие основания для выделения структуры культуру. Так, например, в зависимости от характера отношений с другими формами бытия возможно рассмотрение связей «культура - природа», «культура - общество», «культура - человек». В структуру культуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах. Структура культуры включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, религию, политику, право, мораль. Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функций в жизни общества и человека. Главная функция культуры является человеко-творческая или гуманистическая. Все остальные так или иначе вытекают из нее. Важнейшей функцией принято считать информационную, функцию трансляции социального опыта. Культура, представляющая сложный, социальный организм, знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Культуру еще называют социальной памятью человечества. Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений, приобретает способность накапливать богатейшие знания в мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно смело утверждать, что общество настолько интеллектуально, насколько использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества. Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регулированием различных сторон, видов общественной и личной деятельности людей. Именно в сфере быта, труда, межличностных отношений культура определяет их поступки, действия, выбор ценностных ориентации. Она опирается при этом на такие нормативные системы как мораль и право. Причем, чем человек более культурен, тем большее значение для него имеет регуляция моральная, а не правовая. Семиотическая, или знаковая, функция реализуется в языке. Без ИзУчения соответствующих знаковых систем нельзя ни понять культу-РУ, ни, тем более, приобщиться к ее достижениям. Так, язык (устный илц письменный) — средство общения людей; литературный язык — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфические языки нужны для познания особого мира музыки, театра, Живописи. Естественно-научные дисциплины (физика, химия, математика, биология и др. ) также располагают собственными знаковы-Ми системами. 356 ♦ Философия медицины -О Раздел IV -О- Глава 17 Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейцц) качественные состояния культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки. 2. Культура Запада, Востока, России: компаративистский подход* Вполне закономерно, что в последнее время в России все большее распространение приобретает цивилизационный подход в общест-вознании и, конечно, в философии культуры. Ведь основоположником этой концепции является, как уже отмечалось выше, наш соотечественник, известный философ, естествоиспытатель, социолог и культуролог Н. Я. Данилевский, — один из многих русских умов, предвосхитивших оригинальные идеи, возникшие позднее на Западе. В частности, его видение культуры в контексте существования культурно-исторических типов удивительно созвучны концепциям двух известных мыслителей XX века — О. Шпенглера и А. Тойнби. Данилевский отрицал возможность общечеловеческой цивилизации в смысле гегемонии какого-то одного культурно-исторического типа, так как каждый из них по-своему ограничен. Люди не могут, обитая в разных уголках планеты, жить единообразно, по единому образу. Таким образом, пафос теории Данилевского — отрицание линейного процесса развития истории. Исторический процесс представлялся ученому как развитие каждой нации вглубь, как самоутверждение каждого народа, сумевшего осознать цель и смысл своего существования. Одновременно следует подчеркнуть (и история человечества это доказала), что цивилизации находятся в постоянном взаимодействии. Так, европейское вторжение на американский континент прервало процесс развития индейской цивилизации, в результате столкнулись противоположные системы идеалов. Но возникшая новая американская культура, при всей ее противоречивости, стала одной из ведущих в сегодняшнем мире. * Компаративистика — наука, основанная на сравнительно-историческом методе анализа литературных памятников, различных языков, благодаря чему выявляются их общие истоки, соответствие другим более известным науке объектам. Философия культуры. Медицина в системе культуры 357 Исследуя процессы, зачастую кризисные в западно-европейской 1ЬТуре, сегодня — на рубеже тысячелетий, культурологи все чаще вращаются к философскому наследию Гегеля, сказавшему в свое вре-(Я_ что «Европа есть безусловно, конец всемирной истории, а Азия ее начало» (Гегель Г. Философия истории. Соч. Т. VIII. М, —Л., 1935. С. 0$). Всемирная история направляется с Востока на Запад. Действительно, достаточно часто в культурах разных народов Восток симво-1й3ирует начало (жизни, истории, сотворения мира, природного или космического цикла и т. п. ), возрождение и обновление, весну, спасение, наступление грядущего (например «свет с Востока»). Запад же, соответственно, ассоциируется с концом (истории, жизни, творения), зрелостью, подведением итогов. Рационалистический Запад стал родиной капиталистического мировоззрения: «помните, что время - это деньги». «Если тот, кто может заработать в день десять шиллингов, будет полдня гулять или сидеть без дела, хотя и будет тратить только шесть пенсов во время прогулки или безделья, он не должен думать, что это только единственный расход: на самом деле он тратит или, скорее, бросает на ветер еще пять шиллингов». Восток по-прежнему больше заимствует и воспринимает у Запада плоды материальной культуры, но в области духа он консервативен и верен своим традициям. «Как только покидается великое Дао, так является человеколюбие и справедливость. Как только является умная дальновидность, то является великое лицемерие» (Лао-Цзы. Цит. по: Н. Е. Троицкая. Русская цивилизация между Востоком, Западом и Югом. М., 1995. С. 10). В кульминационный период формирования колониальных систем, на рубеже Х1Х-ХХ в. в., когда противоречия Востока и Запада приняли особенно жесткий, непримиримый характер, знаменитый английский писатель Киплинг сформулировал свой «категорический императив»: «Запад есть Запад, Восток есть Восток, и им не сойтись никогда». Действительно, сопоставление культур Запада и Востока (особенно впечатляющее в свете исследований западных и восточных религий) выявило почти необозримый ряд смысловых антиномий. Если Запад — демократия (свобода, равенство), то Восток - деспотизм; если Запад -аскеза, то Восток - мистика; Запад — научное знание, рациональность, Восток - интуиция, вживание в мир; Запад - динамизм развития. Восток - неподвижность, стабильность; Запад - модернизация, иНновативность, Восток - традиционность, ритуал; Запад — «логос», Восток — «дао»; Запад - индивидуализм, Восток — коллективизм, государство; Запад - активное технико-технологическое преобразование мира, Восток — достижение гармонии с естественно-природной сРедой обитания; Запад - капитализм, буржуазность, Восток — ком- Философия культуры. Медицина в системе культуры О- 359 более совершенной формы разума во Вселенной, чем разум человеческий и, тем самым, входит в противоречие с возвышенным представлением Востока о множественности миров. В полную противоположность западному мировоззрению система восточного мировоззрения включает в себя представление о ценности ■ цобой формы жизни (ахимса - неповреждение жизни, непричинение страдания живым существам. Именно сознательное повреждение жизни и причинение зла осуждается. Причем ахимса — это не запрет, а моральная заповедь, предполагающая добровольное следование ей). д сам человек рассматривается здесь лишь как одна из ступеней эволюции живого во Вселенной. Поэтому жизненное предназначение человека состоит, согласно этой точке зрения, в усилиях совершенствования и восхождения к высшему через страдания и преодоление препятствий на этом пути. 3. В религиях Востока спасение человека - обретение им бессмертия, избавление от земных страданий, тяжести кармы рассматриваются как то, что каждый может и должен сделать сам, т. е. только благодаря личным усилиям обретается путь, ведущий в вечную жизнь. Собственными руками каждый слагает ступени, по которым будет восходить. Лишь то, что мы делаем сами, составляет все наши достижения и заслуги, и только то, что мы заслужили, действительно нам принадлежит. Поэтому отличительная особенность духа Востока — осуждение всякой слабости, неподвижности, лени или страха, который есть признак слабого духа. В религиозно-философских системах православия и католицизма спасение человека связывается с приобщением его к церкви, которая рассматривается как необходимое посредствующее звено между человеком и Богом. Более того: вера полагается здесь как главное условие спасения, тогда как личные усилия без веры - мало чего стоят. Поэтому можно верить и не прилагать усилий личного порядка. Достаточно ходить в церковь, соблюдать все религиозные ритуалы и обряды, возносить хвалу и молитву богу, не изменяя ни одной из своих привычек. Я грешен, слаб и неисправим как всякий человек — раб греха. Но мой гРех искуплен Спасителем. Мой счет оплачен и я буду спасен, если бУДУ верить. В восточных религиях (брахманизм, буддизм, индуизм), напротив, Не вера, а исключительно личные усилия каждого ведут к Высшему. Все наши достижения на пути совершенствования есть то, что мы должны с°вершить сами, причем не чудом, не выпрашиванием помощи, не взыванием каких-то тайных, сверхъестественных сил, но лишь через Спряжение и самоотверженный труд. Каждый помогает себе сам, но Философия культуры. Медицина в системе культуры ♦ 361 „ученные из иных, нефилософских и ненаучных форм мировоззре- )Я (мифологических, мистических, религиозных), собственная эм-«рическая основа которых до сих пор еще твердо не установлена, не ка3ана, но и не опровергнута: идея реинкарнации, непрерывности круговорота жизни, идея кармы и др. При всем своеобразии философского и религиозного мировоззрения Востока, которое в своем чистом виде скорее всего никогда не существовало, необходимо, тем не менее, отметить поразительное совпадение и общность основных идей, этических норм и нравственного идеала религиозных систем Востока и Запада, если рассматривать эти системы с точки зрения их непосредственных литературных источников. В Библии, в книгах Ветхого и Нового Завета можно найти как довольно ясно выраженные идеи Востока, так и весьма прозрачные намеки на общие и близкие по своему мировоззренческому значению представления: идеи бога, как высшего принципа («Всевышнего») и начала Вселенной; идея множественности сотворенных миров; идея непрерывности или вечности жизни, как цепи воплощений и невоплощений бессмертной души; идея человека, его сущности и жизненного предназначения весьма сходная с буддизмом; идея кармы (личной и родовой, семейной и групповой, а также исторической кармы народов); идея совершенствования человека и человечества в ходе длительной эволюции; идея сердца как органа высшего разумения и человеческого знания. Проанализировав философско-религиозные мировоззренческие установки Востока и Запада, трудно не согласиться с утверждением философа Г. В. Хомелева о том, что по своему содержанию Библия есть не что иное, как западная форма древнего восточного мировоззрения. Следы этого мировоззрения более явственны в символике религиозных культов Древнего Египта и в иудаизме. Однако и в Новом Завете выражение и внутреннее значение определенных представлений, знаков и образов говорит о том же, но, кажется, на своем, непонятном нам языке (подробнее см.: Хомелев В. Г. Культура как источник жизненного смысла: Мировоззренческое содержание, знаки и символы Религиозно-философской культуры Востока. СПб., 1997). Таким образом, можно с определенностью сказать, что Запад и Восток - это различные социокультурные парадигмы, на протяжении веков и тысячелетий сосуществующие между собой, борющиеся друг с Другом, взаимодействующие и влияющие - прямо и косвенно - одна На Другую, но в процессе исторического противостояния так и не преодолевшие семантического «параллелизма», взаимной непереводимо-Сти, символического противостояния, политической, философской, 364 О- Философия медицины < *■ Раздел IV < > Глава 17 тинополь попал под власть римской Унии, а маленькое Московск княжество неожиданно превратилось в самое большое государств ' мире. Идея «Москва—Третий Рим» — священный союз церкви и го дарственной власти, сделала Россию лидером православной цивилм зации на достаточно длительное историческое время. Оглядываясь из современности назад, в поисках черт, характерны для русской культуры на протяжении многих веков и сохраняющихся у нее доныне, можно по-разному обобщать исторический материал Однако выводы, к которым приходя
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|