Литература. Вопросы для самоконтроля
327 ударство и право); 3) духовная культура (религия, мораль, филосо-1ия и наука). Действительно, любая цивилизация структурно состоит из иИфической общественно-производительной культуры, сущность ', оТОрой заключена в творческой деятельности и ее результатах, как дурных, так и материальных. Цивилизация характеризуется также оп-еделенной философией, общественно значимыми ценностями, идеа-1аМИ< стилем творческого мышления, обобщенным образом мира и др. Цивилизация - есть философско-социологическая категория для обозначения исторически определенного качества, складывающегося входе общественно-исторической практики. Существенное значение имеет основной принцип жизни цивилизации, определяемый технологией и культурой. Он представляет собой исходные основы духа народа, его мораль, убежденность, определяющие отношение к самому себе, поведение, интимную устремленность, веру, надежду. Основной принцип жизни конституирует людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство и сохраняемость на протяжении всей собственной истории. Он складывается исторически и передается новым поколениям «с молоком матери», путем обучения языку, формирования сознания и т. д. «История цивилизации — по мнению П. Ж. Прудона (1809-1865) — есть не что иное, как ряд преобразований: преобразований в религии, в государстве, в собственности, в наследстве, в промышленности, в правосудии. Непрерывной цепью усовершенствования достигает общество чистоты своего типа и осуществляет человек свой идеал в себе и вокруг себя». (Прудон. Война и мир. М., 1864. Т. 2. С. 219. ) Английский этнограф, исследователь первобытной культуры Э. Б. Тейлор (1832-1917) в труде «Первобытная культура» (М., 1989. С. 18) пишет: " Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле сла-Гается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственнос-Ти> законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, -военных человеком как членом общества». В свою очередь, немец-Кий философ О. Шпенглер в труде «Закат Европы» (М., 1923, С. 31. ) о
отношении цивилизации и культуры писал следующее: «Падение падного мира представляет собой проблему цивилизации. В этом Ключа один из вопросов истории. Что такое цивилизация, по- ется один из вопросов истории. Что такое цивилизация, по маемая как логическое следствие, завершение и исход культуры? вилизация есть неизбежная судьба культуры. Цивилизация — это те Со(-Ь1е крайние и искусственные состояния, осуществить которые спо-еч высший вид людей. Они — завершение, они следуют как став-Раз За становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за Чтием, как умственная старость и окаменевший мировой город за
328 ♦ • Философия медицины -О- Раздел IV ♦ Глава 16 деревней и задушевным детством. Они — неизбежный конец, и, те^ менее, с внутренней необходимостью к ним всегда приходили». т^ ' образом, цивилизация — это определенный заключительный этап л " * бой культуры. Его основными признаками являются: развитие инду трии и техники, деградация искусства и литературы, возникновен огромного количества людей в городах, превращение народов в беч ликие массы. По мнению выдающегося русского философа К. Н. Леонтьева (1831-1891), «цивилизация — это сложная система отвлеченных идей (религиозных, государственных, лично-нравственных, философских художественных), которая вырабатывается всей жизнью нации», в Европе она сформировалась из византийского христианства, германского рыцарства, эллинской эстетики и философии. К. Леонтьев резко отрицательно относился к современной ему Европе и ее цивилизации, порождающей буржуазные уравнительные тенденции. А всякое уравнение рассматривается им как что-то противоестественное, чуждое нормальному развитию. Поэтому его социологические взгляды формируются, главным образом, на основе критики идеалов буржуазного равенства, либерализма, парламентаризма, ибо все возрастающее однообразие буржуазной цивилизации, по мнению Леонтьева, ведет к гибели человечества. Остановить этот процесс сможет только молодая, не исчерпавшая еще всех своих ресурсов, славяно-восточная цивилизация, именно она должна прийти на смену западно-европейской. Основа этой цивилизации базируется, утверждал он, на византийском христианстве, византийском самодержавии и византийских нравах. Однако период ее развития завершается после отмены крепостного права и начала буржуазных общественно-экономических и политических преобразований. Россия утрачивает присущие ей ранее своеобразие и индивидуальность и более напоминает бесцветную «среднепропорциональную» Европу, вступает в период «вторичного упрощения». В данной ситуации К. Леонтьев видел лишь один вы' ход — ни в коем случае не подражать Западной Европе. Он не без ос нований полагал, что это может привести к подмене духовных цени стей ценностями мещанскими, материальными, породить массову атеизацию населения, полное забвение религии. Отсюда и его зна нитый призыв «подморозить Россию». Вместе с тем, К. Леонтьев - п™ тивник всякого национализма, который, по его мнению, всегда ве к аморфному единообразию, разложению. Имея в виду, прежде вс ' русский народ, он писал, что тот народ наилучше служит и всемир цивилизации, который свое национальное доводит до высших ЛР лов развития. И неудивительно, что, несмотря на всю его привер
Проблемы и перспективы современной цивилизации О- 329 т{( православной вере, К. Леонтьев значительно выше ставил ее русский. Только народ, по мнению К. Леонтьева, сохранил \ок национальную физиономию. Просвещать его, по Леонтьеву, 1 1ЬЗЯ, ибо это неизбежно приведет к размыванию славяно-восточ-Й0Й цивилизации буржуазной цивилизацией. Напротив, европейски прОсвешенные слои русского общества должны не смешиваться с народом, а подражать народу. Для этой цели К. Леонтьев считал необходимым углублять исторические основы русской жизни: православие, самодержавие, поземельную общину, сословное разделение общества. Не следует снимать с народа те ограничения и узы, которые и сформировали в нем его духовную красоту и покорность, считал он.
Одним из отечественных мыслителей, разрабатывавших в свое время концепцию развития цивилизации, является Лев Ильич Мечников (1838-1888) - русский социолог и географ, публицист и демократ, брат Ильи Ильича Мечникова. Л. И. Мечников в период учебы в академии художеств в Санкт-Петербурге одновременно посещал лекции и в Медико-хирургической академии. Диплом врача ему получить не удалось, т. к. в 20-летнем возрасте ему пришлось уехать за границу, где он впоследствии участвовал волонтером в национально-освободительной войне в Италии в рядах «тысячи» Гарибштьди. Задумав социологический труд, посвященный истории цивилизации, Мечников успел написать лишь введение к нему, которое и было издано в 1889 г. под названием «Цивилизация и великие исторические реки». Мечников — сторонник географического направления в социологии. Развитие общества определяется физико-географической средой и, прежде всего, гиДросферой. Речные, морские и океанические пути сообщения рожают соответственно древнюю, средневековую и новую цивилизации. Ровной замысел книги заключается в том, что история развития еловеческого общества и всей цивилизации обязана развитию вод- 'х путей, пролегающих по рекам, морям и океанам. Исходя из дан-предпосылки, он всю историю человечества соответственно де- л на цивилизации, связанные с использованием рек, Средиземного ря и, наконец, океанов. По его мнению, человечество в своем ран-Развитии имело 3 периода культуры, и все они обязаны географи-
С*°й среде. за Ь(стУпая против расизма, против социологов, распространявших Го Ны биологии на общество, Мечников видел специфику последне- Св°бодной кооперации людей, постепенно изменяющих природу. 330 •> Философия медицины •> Раздел IV ♦ Глава 16 Критерием социального прогресса для Мечникова является возрас Социологические взгляды русского философа и естествоиспытате. ля И. Я. Данилевского (1822-1885) примыкают к теории исторического круговорота и сформировались под воздействием виталистскихидей и позитивного культа естественных наук. Наиболее полно они изло-жены им в книге «Россия и Европа» (1869). В основе социологической доктрины Данилевского лежала идея обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). Взаимоотношения между ними описываются биологизаторски: подобно живому организму, цивилизации находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой; так же, как биологические виды, они проходят естественно предопределенные стадии возмужания, одряхления и неизбежной гибели. Данилевский выделяет 4 разряда исторического самопроявления культурно-исторических типов: религиозный, культурный, политический и социально-экономический. Культурно-исторический тип, по Данилевскому, эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга 10 таких типов, целиком или частично исчерпавших возможности своего развития. «Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, - писал Данилевский, — расположенные в хронологическом порядке, суть: 1) египетский, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейский или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравийский. 10) германороманский или европейский. Только народы, составляю щие эти культурно-исторические типы, были положительными Д^яТ лями в истории человечества; каждый развивал самостоятельным ГО тем начало, заключающееся как в началах его духовной природы, и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были пост лены, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу».
Качественно новым, перспективным, с точки зрения истор типом Данилевский считает «славянский тип», наиболее полно вЫУ женный в русском народе. Славянофильскую идею противостоя «мессианской» культуры России культурам Запада Данилевский вУ Проблемы и перспективы современной цивилизации < > ■ 331 Злрует, облекая ее в проповедь борьбы русской государственнос-• другими народами. 1 цлвилизационный подход к мировой истории кардинально размотан английским историком А. Тойнби в его труде «Постижение г тории»- Выделив в качестве основного критерия религию, он на-щал пять крупных живых цивилизаций и две реликтовые. Живые: м православное христианское или византийское общество, располо-енное в Юго-Восточной Европе и России; 2) исламское общество, •осрелоточенное в аридной (от лат. апйт — сухой) зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атлантического океана до Великой Китайской стены; 3) индуистское общество в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от аридной зоны; 4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренных районах между аридной зоной и Тихим океаном; 5) западное христианское общество (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где распространены католицизм и протестантизм). Менее крупных цивилизаций Тойнби насчитал двадцать одну. К реликтовым цивилизациям исследователь относит, во-первых, группу стран, включающую мо-нофизитских христиан Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта, во-вторых, группу ламаистских буддистов в Тибете и Монголии. По утверждению Тойнби, каждая цивилизация в своем развитии проходит четыре стадии: 1) генезис; 2) рост; 3) надлом; 4) распад. Цивилизаций было много. Они очень разнообразны и сложны как по социальной структуре, экономике, традициям и обычаям, так и по Формам правления, стилю жизни и т. д., то есть по всем параметрам. Важную роль, например, играет религия, которая накладывает огром-ный отпечаток на всю цивилизацию. Так, мировые религии во многих слУчаях сыграли доминирующую роль (но не детерминирующую) в возникновении тех или иных цивилизаций. Невозможно, например, предъявить арабскую цивилизацию без ислама. Общие черты цивилизаций проявляются в специфических чертах. На ападе больше внимания обращают на индивидуальную свободу чело-Ка- Не случайно именно там возникла теория естественного права, Гласно которой все люди равны от природы и, следовательно, долж-иметь одинаковые естественные возможности для достижения од-х и тех же целей. Отсюда постоянные ссылки на права человека. На Стоке же очень почитают традиции и обычаи, которые предписыва-г, Уважение к старшим, родителям, государю, вообще власть имущим, ^тому там права человека приобретают несколько иной характер, чем н ^ ападе. Вот почему нельзя с одинаковыми мерками подходить к раз-чивилизациям, к их ценностям, к нормам поведения людей. 332 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV ■ > Глава 16 К современным концепциям цивилизации можно отнести конце цию Норберта Элиаса, названную им как «процесс цивилизации». да ный процесс он рассматривает в параллельных и взаимозависим,,, планах: социогенетическом и психогенетическом. Процесс цивщщза ции, по мнению Н. Элиаса, содержит в себе три направления: 1. Г[р цесс образования государства. 2. Процесс социо-экономическогораз деления функций. 3. Процесс изменения психической структуры личности. Социогенез государства состоит из создания стабильны* центральных органов в форме монополии власти и налогов. Социо-экономическое разделение функций (социо-экономическая диффе. ренциация общества) включает коммерциализацию, появление бур. жуазии. Психогенез — это проявление внешнего принуждения во внутреннее, образование более-менее автоматического самоконтроля над инстинктами. Теория цивилизаций за почти 250-летнюю историю своего развития не раз коренным образом перестраивалась в соответствии с требованиями очередного этапа развития науки. В период расцвета классической науки цивилизационная теория ориентировалась на создание целостной научной картины человеческой истории, достижение абсолютной истины, объективного знания об историческом процессе, устранение из познания личностного влияния исследователя. Благодаря концепциям цивилизации классического этапа развития науки возникла традиция исследования истории, которой пользуются и в настоящее время. Данный ход мысли исследователя дает возможность выделять в историческом процессе некие закономерности линейно-стадиальных схем истории. Во время господства неклассической науки в рамках цивилизаии- р ных теоретических описаний одной и той же культурно-историческо реальности. Осознается зависимость созданных теорий цивилизаи*1 относительно применяемых средств и операций познавательной Де тельности в социальной сфере. В конце XX века формируется постнеклассическая наука, ориен рованная на исследование исторически развивающихся уникаль объектов: цивилизацию, биосферу, метагалактику. Особенностью л чения данных объектов является включенность в них человека Я раниченные возможности экспериментирования в силу отсутсТ Проблемы и перспективы современной цивилизации 333 тК0 выраженной повторяемости процессов. Исследование таких си-, тем сопровождается воздействием на них, познанием причин и це-ей их развития, влиянием ценностных ориентации исследователя. Для Интерпретации места теории цивилизаций в постнеклассической на-ке все чаше используется теория синергетики, которая в последние годы рассматривается и играет роль междисциплинарной теории. Синергетика позволяет наиболее адекватно описывать процессы самоорганизации в сложных, открытых, неравновесных системах, которым свойственно спонтанно переходить с одного качества сложности в другое посредством преодоления точек бифуркации. Особенность данных моментов заключается в том, что в точке бифуркации неравновесность и непредсказуемость развития системы приобретает максимальную степень, и происходит спонтанный выбор направления дальнейшего развития. Концепции цивилизации, разрабатываемые в период неклассического развития науки в большей степени, чем прежде, исследуют процессы, предваряющие точку бифуркации, и процессы, происходящие в ней самой. Концентрируется внимание на случайности выбора и большом влиянии внешних культурных воздействий на факт выбора. Данный подход устраняет из исторической теории представление об исторической закономерности, линейности и даже детерминизме в социальном развитии. 2. Типология цивилизаций. Содержание, признаки, перспективы планетарной и русской цивилизаций Обязательным элементом развитых теорий цивилизаций является их типология. Существует значительное количество вариантов классификаций. Так, эксперты ЮНЕСКО, взяв в качестве оснований классификации уровень развития производительных сил, близость языка, °бщность бытовой культуры, качество жизни, выделили в современном мире шесть основных цивилизаций: европейскую и североамериканскую, дальневосточную, арабо-мусульманскую, индийскую, тропически — африканскую, латиноамериканскую. С точки зрения генезиса мировая цивилизация проходит в своем Развитии следующие этапы: - локальные цивилизации (индийская, %мерская, эгейская и др. ); — особенные цивилизации (индийская, вРопейская и др. ); — всемирная, охватывающая все человечество. Она Армируется в настоящее время. Особенность цивилизационных эта- °в Раскрывается при сопоставлении с принципами выделения фор- аЧионных структур. Здесь можно выделить следующие моменты. Философия медицины -0- Раздел IV ♦ Глава 16 Во-первых, цивилизация содержит указания на определенную вк соту, зрелость развития общества. В этом контексте сопоставляют дикость, варварство, цивилизация как этапы человеческой истопи Во-вторых, цивилизация не связана с жестким выделением способ производства, общественного производства как определяющего фак тора жизни общества. Она основана на более широком круге выделен ных основ общественной структуры или, как отмечал немецкий социолог Карл Мангейм (1893-1947), центров систематизации. В-третьих при выделении цивилизации налицо тенденция к вычленению в качестве основ общества культурологических факторов. В-четвертых, цивилизация фиксирует более конкретно эмпирический пласт общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация. В-пятых, цивилизация связывается с особенностями всемирно-исторических изменений ХХ-начала XXI века, характеризующих общие тенденции всех стран на современном этапе. Перечисленные особенности цивилизаций предполагают большое разнообразие выделенных цивилизационных структур общества. Цивилизационный подход из-за множественности исходных принципов, нацеленности на конкретные особенности общества, видимо, исключает признание какого-то конечного числа цивилизаций. В научной литературе встречаются выделения космогенной и техногенной цивилизаций. Космогенные цивилизации охватывают эпохи древности и средневековья. Им присущи: высокая степень зависимости человека от природных условий бытия, жесткая связь индивида со своей социальной группой, высший принцип данных цивилизаций — воспроизводство, сохранение биологических и социальных условий жизни. Космос, мировой порядок ориентируют здесь смысл жизнедеятельности человека. Данные цивилизации были обречены на старение, гибель из-за ориентации на стабильность. В истории человечества можно выделить цивилизации «традицио-налистического» и «техногенного» типа, основу которых составляют различия в технологии производства и управления, в системе отношений и механизмах регулирования человеческой деятельности, гарантирующих функциональную стабильность общества или сообществ. Термин «техногенная цивилизация» обозначает особый тип циви-лизационного развития, который возник в Европе в эпоху становле- ния раннего капитализма и который называют «западной ци^ цией» по региону ее возникновения. Возникновение техногенно цивилизации было подготовлено рядом мутаций традиционных куль тур. Первая из них связана с культурой античного полиса, который по родил множество цивилизационных изобретений. Особую значимое*
наЧимой мутацией в истории культуры, оказавшей значительное вли-
на становление техногенной цивилизации, было возникновение ристианской традиции со свойственным ей пониманием человека как созданного по образу и подобию Бога, с культом любви к человекобо-у Христу, с трактовкой человеческого разума как малой копии божественного разума, способного понять замысел божественного творе-ния. Система ценностей техногенной цивилизации сформировалась на основе синтеза античной культуры с христианской религиозной традицией в эпоху Ренессанса и развилась далее в эпоху Реформации и Просвещения. Ценности функционировали как смысложизненные ориентиры, определяющие технологию и социальную организацию цивилизации. Наиболее значимыми ценностями и смыслами техногенной цивилизации выступают понимание человека как деятельного существа, противостоящего миру в своей преобразующей деятельности, выдвижение на первый план человеческой деятельности, способности к умножению знаний и изобретению нового. Главный признак западного менталитета - рационализм, нетерпимый к тайне, все обнажающий, обусловивший практицизм, расчетливость современного западного мира. На Востоке преобладает уважительное отношение к действительности, смирение и благоговение. Восточной традиции свойственно сохранение тайны, загадочности. Из равновесия тайны и открытости проистекает гуманная идея внутреннего равновесия человека и бытия. В настоящее время наблюдается невиданная экспансия на Восток западного менталитета и всего образа жизни, подрывающих духовность восточной цивилизации, осуществляется нивелировка человечества по западной модели. Восток стремится влиять на человечество посредством религиозных культов и Формирование нетрадиционных религий Запада. Западно-европейская цивилизация, испытывая духовный кризис, воспринимает ведан-ТУ. буддизм, кришнаизм, суфизм. Процесс взаимовлияния Запада и Востока объективен и необходим в силу того, что человеческая жизнь не сводима лишь к рационально-У|У началу, гипертрофированному в европейской цивилизации и дав-Щему начало сциентизму и технократизму. Вместе с тем, стоит подчеркнуть и значительные цивилизационные приобретения Запада в виде разработки концепции гуманизма и его ценностей, демократии, Свободы. Очевидно, что формирование новой цивилизационной общности лежит в русле взаимообогашения культур Востока и Запада, Развития некой вселенской духовной общности, свободной от разъе- 336 О- Философия медицины ♦ Раздел IV ■ ♦ ■ Глава 16 диняющих образов и стереотипов, выступающей основой разработк новых принципов организации мира. В процессе эволюции техногенная цивилизация подошла к кризис ному состоянию. Современный цивилизационный кризис характеру зуется комплексом измерений. Экологическое измерение кризиса от ражает угрозу физическому существованию человека, что говорит об историческом пределе техногенной цивилизации. Наличие реальной термоядерной угрозы всему человечеству отражает военный аспект кризиса. Социальный аспект кризиса характеризуется размыванием основ техногенной цивилизации, ее субъективно-человеческого измерения, утратой смысла человеческой жизни, обессмысливанием мотивов, целей, которые сформировали ее как целостность. Общеизвестно противоречие между развитием техники, которая расширила «поле возможностей» создания и удовлетворения потребностей, и ограниченным, быстро исчезающим запасом природных ресурсов. Резкий рост человеческой свободы, интеллектуальной и поведенческой автономии человека привел его к утрате чувств родства, единства и актуализировал состояние выброшенное™, отстраненности от себе подобных. Сближение, усреднение и интернационализация типов материального и культурного потребления, образов жизни, источников и содержания социальной информации породили размывание специфических культурных основ человеческого бытия, превратили народ в безликие массы, подверженные агрессивному манипулированию средствами массовой информации. Таким образом, кризис техногенной цивилизации носит системный характер и обусловлен как технологическими, так и социальными детерминантами. Выход из кризиса техногенной цивилизации и выработка новых стратегий безопасного и устойчивого развития предполагает трансформацию глубинных менталитетов и ценностей исчерпавшей себя техногенной культуры. Речь идет о пересмотре стратегии отношения человека к природе, нового понимания власти, господства, деятельности, основанной на силовом преобразовании объектов. Абсолютно очевидно, что никогда все население Земли не сможет да*е близко подойти к тому уровню потребления, которое существует в ра3 витых странах мира. Чтобы всем достичь, например, уровня жизни США, необходимо увеличить годовую добычу железа в 75 раз, свини и меди - в 100 раз, олова - в 250 раз. В недрах Земли просто нет так ресурсов. О чем говорят подобные факты? Существующая на Запад модель рыночно-потребительской технологической цивилизации ' пиковая. Ее не только невозможно перенести на весь мир, но и сам развитым государствам Запада необходимо как можно скорее смен 338 ■ $■ Философия медицины ♦ Раздел IV ■ & ■ Глава 16 условия своего существования и прогресса. В сфере экономики лизационная база современного общества включает в себя систе товарно-денежных отношений, наличие рынка. Основой современн I планетарной цивилизации является новейшая технология и экономь, ческие структуры. В политической сфере в общецивилизационнуюба входит общеправовое государство, которое действует на основе демок ратических норм, представляющих собой завоевание всей человеческой истории, результат борьбы передовых сил общества. В духовной сфере обшецивилизационные ценности — это великие достижения науки, искусства, культуры, плоды мысли и творчества многих поколений В сфере нравственных отношений к общечеловеческим ценностям относятся веками выработанные нормы поведения, законы порядочности во взаимоотношениях людей. Народы мира объединяют в планетарную цивилизацию, прежде всего, смыслообразующие компоненты жизни, то есть мотивы и ценности людей. Качественно новым явлением в формирующейся глобальной цивилизации предстает возрастание роли сферы услуг и развертывающаяся «компьютерная революция». Планетарной цивилизации свойственна глобализация общественных процессов, общественного мнения, что детерминирует тенденцию к возрастающей целостности мира. Увеличивается интенсивность экономических, политических, культурных, коммуникационных связей. Взаимовлияние не означает всеобщей унификации. Очевидно и в будущем сохранятся противоречия между субъектами цивилизации, различающимися по уровню качества жизни, образованности, культуры, религиозным и другим признакам. Существенной чертой планетарной цивилизации выступает возрастающее влияние на западные государства эмигрантов из афро-азиатских стран, увеличение значения опыта международного общения. Отличительным признаком планетарной цивилизации является ее антропогенность. Новая цивилизация вряд ли состоится, если не сложится новое общество, достигшее высокого и гарантированного уровня материального благосостояния, создавшего механизмы социального регулирования и разрешения возникающих проблем. Функционирование современного общества не определяется однозначно только социально-экономическими факторами. Равноправно детерминирующей силой, наряду с другими, являются процессы, лр° исходящие в сознании, психике человека. Становление цивилизаии нового типа предполагает глубокие мировоззренческие сдвиги. 11/ ногенная цивилизация, в которой центральную роль играют найй нальные государства, классы, партии, классовые конфликты и войН > уступает место новой, где доминирующее значение приобретает Проблемы и перспективы современной цивилизации ♦ 339 развитие человеческой личности, отношения партнерства людьми. Антропогенность планетарной цивилизации проявля-я в совершенствовании демократических механизмов принятия и длкзации решений во всех сферах жизнедеятельности человека. Дан-гаЯ тенденция характерна для развитых в экономическом, политичес- оМ культурном отношениях народов и государств. для планетарной цивилизации свойственно расширение возможностей адаптации человеческой жизнедеятельности к природной сре-, г упорядочивание избыточных влечений, наносящих вред природе и [10Дрывающих саму основу существования человека, утверждение через посредство общественных институтов, законов и норм социального порядка гуманитарных условий жизнесуществования человека, определенность и предсказуемость действий как отдельного индивида, так и социальных групп в отношении природы и общества. Планетарная цивилизация характеризуется постепенным осознанием человечеством тесной взаимозависимости личного блага с благополучием всех людей. Все интенсивнее деятельность человечества в координации интеллектуальных сил, воли, средств по ослаблению глобальных проблем современности, разработке и созданию жизнеспособной антропогенной системы, включающей человека, технику, природу и общество. Неуклонно утверждается примат человека и жизни во всех ее измерениях над искусственными техническими системами. Формирование планетарной цивилизации сопровождается формированием общезначимых ценностей. Данный процесс содержит две противоречивые тенденции. С одной стороны, происходит зарождение, утверждение универсального образа жизни, а с другой - углубление культурного национализма как реакции на массовый экспорт западной культуры. Необходимо научиться распознавать глубинные социально-психологические моменты в интересах выработки универсальных цен-ностей, убедительных для разума и души. Преобразования цивилиза-" ионного уровня требуют осуществления диалога ценностей данной Цивилизации с ее историей. Создание научных предпосылок такого диалога является главной целью современной теории цивилизации, оажно сделать так, чтобы в формирующейся планетарной цивилизации ведущими общезначимыми ценностями стали свобода, справед-Лив°сть, мир, счастье. Важно разработать формулу, учитывающую опыт ™3ных народов, способную приблизить создание глобальной циви-'Изации, не знающей разделения по расовым и другим признакам.
°Рцом новой цивилизации должен стать человек, сознательно вы-а" °тавщий у себя черты универсальной личности, волевым усилием 'Долевший лежащие в его природе негативные качества. I I |1 I 340 -О- Философия медицины О- Раздел IV < > Глава 16 Магистральный путь создания планетарной цивилизации -силие во всех его измерениях. В нашу эпоху идут сложнейшие рационные процессы различных цивилизаций. Происходит вание единой мировой цивилизации со своими ценностями и подходо к общечеловеческим проблемам. Но это вовсе не значит, что в буд щем исчезнут все цивилизации как уникальные образования, отлич ющиеся своей самобытностью и собственными ценностями. Вместе г единой мировой цивилизацией сохранятся и локальные, они станут богаче и разнообразнее благодаря интенсивному обмену материальными и духовными богатствами. Россия вышла на новые рубежи своего социально-экономического развития без соответствующей интеллектуальной и духовной подготовки. Недостаток духовного обеспечения проводимых преобразований интеллектуалы России пытаются восполнить за счет обращения к распространенным на Западе теориям геополитики и локальных цивилизаций. Необходимо заметить, что переориентация отечественных гуманитариев с формационной парадигмы экономического детерминизма и классовой борьбы, как устаревших, на цивилизационную парадигму представляется хотя и позитивным процессом, но явно недостаточным. Дело в том, что существует реальная опасность превращения цивилизационной, символической концепции в некое руководство для практического действия, как это уже было в нашей истории с марксизмом. В отечественной социально-философской мысли отношение к цивилизации, как узловой проблеме символического описания, формируется без четкого осознания того, что цивилизационной подход родился в рамках позитивистской методологии Х1Х-начала XX века и в каком-то смысле уже и устарел. Наиболее развитую форму цивилизационный подход получил в трудах А. Тойнби (1889-1975), в которых на первое место поставлен человеческий аспект цивилизационной реальности. Цивилизация у английского историка и философа связана с религиозным, социальным, сексуальным, семейным опытом и отчуждением этого опыта в структурах мощных властных институтов. К сожалению, отечественная научная мысль пока не поднялась до подобного глубокого понимания цивилизованного подхода. Но теории А. Тойнби содержатся и элементы догматизма, в силу чего ни вилизаиии в интерпретации мыслителя слишком похожи друг на ДРУ га в своей внутренней динамике и внутренней структуре. ГТоэто эвристи
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|