Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Литература. Вопросы для самоконтроля




 327


ударство и право); 3) духовная культура (религия, мораль, филосо-1ия и наука). Действительно, любая цивилизация структурно состоит из

иИфической общественно-производительной культуры, сущность ', оТОрой заключена в творческой деятельности и ее результатах, как ду­рных, так и материальных. Цивилизация характеризуется также оп-еделенной философией, общественно значимыми ценностями, идеа-1аМИ< стилем творческого мышления, обобщенным образом мира и др.

Цивилизация - есть философско-социологическая категория для обозначения исторически определенного качества, складывающегося входе общественно-исторической практики. Существенное значение имеет основной принцип жизни цивилизации, определяемый техно­логией и культурой. Он представляет собой исходные основы духа на­рода, его мораль, убежденность, определяющие отношение к самому себе, поведение, интимную устремленность, веру, надежду. Основной принцип жизни конституирует людей в народ данной цивилизации, обеспечивает его единство и сохраняемость на протяжении всей соб­ственной истории. Он складывается исторически и передается новым поколениям «с молоком матери», путем обучения языку, формирова­ния сознания и т. д.

«История цивилизации — по мнению П. Ж. Прудона (1809-1865) — есть не что иное, как ряд преобразований: преобразований в религии, в государстве, в собственности, в наследстве, в промышленности, в правосудии. Непрерывной цепью усовершенствования достигает об­щество чистоты своего типа и осуществляет человек свой идеал в себе и вокруг себя». (Прудон. Война и мир. М., 1864. Т. 2. С. 219. ) Англий­ский этнограф, исследователь первобытной культуры Э. Б. Тейлор (1832-1917) в труде «Первобытная культура» (М., 1989. С. 18) пишет: " Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле сла-Гается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственнос-Ти> законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, -военных человеком как членом общества». В свою очередь, немец-Кий философ О. Шпенглер в труде «Закат Европы» (М., 1923, С. 31. ) о

отношении цивилизации и культуры писал следующее: «Падение

падного мира представляет собой проблему цивилизации. В этом Ключа   один из вопросов истории. Что такое цивилизация, по-

ется один из вопросов истории. Что такое цивилизация, по маемая как логическое следствие, завершение и исход культуры? вилизация есть неизбежная судьба культуры. Цивилизация — это те Со(-Ь1е крайние и искусственные состояния, осуществить которые спо-еч высший вид людей. Они — завершение, они следуют как став-Раз За становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за Чтием, как умственная старость и окаменевший мировой город за



 


328 ♦ • Философия медицины  -О- Раздел IV ♦ Глава 16

деревней и задушевным детством. Они — неизбежный конец, и, те^ менее, с внутренней необходимостью к ним всегда приходили». т^ ' образом, цивилизация — это определенный заключительный этап л " * бой культуры. Его основными признаками являются: развитие инду трии и техники, деградация искусства и литературы, возникновен огромного количества людей в городах, превращение народов в беч ликие массы.

По мнению выдающегося русского философа К. Н. Леонтьева (1831-1891), «цивилизация — это сложная система отвлеченных идей (религиозных, государственных, лично-нравственных, философских художественных), которая вырабатывается всей жизнью нации», в Европе она сформировалась из византийского христианства, герман­ского рыцарства, эллинской эстетики и философии. К. Леонтьев рез­ко отрицательно относился к современной ему Европе и ее цивилиза­ции, порождающей буржуазные уравнительные тенденции. А всякое уравнение рассматривается им как что-то противоестественное, чуж­дое нормальному развитию. Поэтому его социологические взгляды формируются, главным образом, на основе критики идеалов буржуаз­ного равенства, либерализма, парламентаризма, ибо все возрастающее однообразие буржуазной цивилизации, по мнению Леонтьева, ведет к гибели человечества. Остановить этот процесс сможет только мо­лодая, не исчерпавшая еще всех своих ресурсов, славяно-восточная цивилизация, именно она должна прийти на смену западно-европей­ской. Основа этой цивилизации базируется, утверждал он, на визан­тийском христианстве, византийском самодержавии и византийских нравах. Однако период ее развития завершается после отмены крепо­стного права и начала буржуазных общественно-экономических и по­литических преобразований. Россия утрачивает присущие ей ранее своеобразие и индивидуальность и более напоминает бесцветную «среднепропорциональную» Европу, вступает в период «вторичного упрощения». В данной ситуации К. Леонтьев видел лишь один вы' ход — ни в коем случае не подражать Западной Европе. Он не без ос нований полагал, что это может привести к подмене духовных цени стей ценностями мещанскими, материальными, породить массову атеизацию населения, полное забвение религии. Отсюда и его зна нитый призыв «подморозить Россию». Вместе с тем, К. Леонтьев - птивник всякого национализма, который, по его мнению, всегда ве к аморфному единообразию, разложению. Имея в виду, прежде вс ' русский народ, он писал, что тот народ наилучше служит и всемир цивилизации, который свое национальное доводит до высших ЛР лов развития. И неудивительно, что, несмотря на всю его привер


Проблемы и перспективы современной цивилизации О- 329

т{( православной вере, К. Леонтьев значительно выше ставил ее
Н зональную красоту, национальное своеобразие. Одетый в яркий
Н сТюм турок-мусульманин ему бесконечно ближе и родней, чем об-
к           в сюртук (для него символ буржуазной революции) право-

 русский. Только народ, по мнению К. Леонтьева, сохранил \ок национальную физиономию. Просвещать его, по Леонтьеву, 1 1ЬЗЯ, ибо это неизбежно приведет к размыванию славяно-восточ-Й0Й цивилизации буржуазной цивилизацией. Напротив, европейски прОсвешенные слои русского общества должны не смешиваться с на­родом, а подражать народу. Для этой цели К. Леонтьев считал необхо­димым углублять исторические основы русской жизни: православие, самодержавие, поземельную общину, сословное разделение общества. Не следует снимать с народа те ограничения и узы, которые и сформи­ровали в нем его духовную красоту и покорность, считал он.

Одним из отечественных мыслителей, разрабатывавших в свое вре­мя концепцию развития цивилизации, является Лев Ильич Мечников (1838-1888) - русский социолог и географ, публицист и демократ, брат Ильи Ильича Мечникова. Л. И. Мечников в период учебы в академии художеств в Санкт-Петербурге одновременно посещал лекции и в Медико-хирургической академии. Диплом врача ему получить не уда­лось, т. к. в 20-летнем возрасте ему пришлось уехать за границу, где он впоследствии участвовал волонтером в национально-освободительной войне в Италии в рядах «тысячи» Гарибштьди. Задумав социологичес­кий труд, посвященный истории цивилизации, Мечников успел на­писать лишь введение к нему, которое и было издано в 1889 г. под на­званием «Цивилизация и великие исторические реки». Мечников — сторонник географического направления в социологии. Развитие об­щества определяется физико-географической средой и, прежде всего, гиДросферой. Речные, морские и океанические пути сообщения рож­ают соответственно древнюю, средневековую и новую цивилизации.

Ровной замысел книги заключается в том, что история развития еловеческого общества и всей цивилизации обязана развитию вод-

'х путей, пролегающих по рекам, морям и океанам. Исходя из дан-предпосылки, он всю историю человечества соответственно де-

л на цивилизации, связанные с использованием рек, Средиземного

ря и, наконец, океанов. По его мнению, человечество в своем ран-Развитии имело 3 периода культуры, и все они обязаны географи-

С*°й среде.

за Ь(стУпая против расизма, против социологов, распространявших

Го Ны биологии на общество, Мечников видел специфику последне-

Св°бодной кооперации людей, постепенно изменяющих природу.


330 •> Философия медицины •> Раздел IV ♦ Глава 16

Критерием социального прогресса для Мечникова является возрас
ние солидарности и свободы общества, которое развивается от уг Э"
тения к анархии (во взглядах Мечникова сказалось влияние М. А. Бя '*
нина). Теория Мечникова в свое время сыграла положительную рол/"
борьбе с религиозно-философскими воззрениями на общество. Г. В. ГьВ
ханов назвал Мечникова замечательным представителем того покол"
ния 60-х годов, «которому много обязана наша общественная жизнь
наша наука и литература».                                                          '

Социологические взгляды русского философа и естествоиспытате. ля И. Я. Данилевского (1822-1885) примыкают к теории историческо­го круговорота и сформировались под воздействием виталистскихидей и позитивного культа естественных наук. Наиболее полно они изло-жены им в книге «Россия и Европа» (1869). В основе социологической доктрины Данилевского лежала идея обособленных, локальных «куль­турно-исторических типов» (цивилизаций). Взаимоотношения между ними описываются биологизаторски: подобно живому организму, ци­вилизации находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой; так же, как биологические виды, они проходят естественно предопределенные стадии возмужания, одряхления и неизбежной ги­бели. Данилевский выделяет 4 разряда исторического самопроявле­ния культурно-исторических типов: религиозный, культурный, поли­тический и социально-экономический. Культурно-исторический тип, по Данилевскому, эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга 10 таких типов, целиком или частич­но исчерпавших возможности своего развития. «Эти культурно-исто­рические типы, или самобытные цивилизации, - писал Данилевс­кий, — расположенные в хронологическом порядке, суть: 1) египетс­кий, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейс­кий или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейс­кий, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравийский. 10) германороманский или европейский. Только народы, составляю щие эти культурно-исторические типы, были положительными Д^яТ лями в истории человечества; каждый развивал самостоятельным ГО тем начало, заключающееся как в началах его духовной природы, и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были пост лены, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу».

Качественно новым, перспективным, с точки зрения истор типом Данилевский считает «славянский тип», наиболее полно вЫУ женный в русском народе. Славянофильскую идею противостоя «мессианской» культуры России культурам Запада Данилевский вУ


Проблемы и перспективы современной цивилизации < > ■ 331

Злрует, облекая ее в проповедь борьбы русской государственнос-другими народами.

1 цлвилизационный подход к мировой истории кардинально раз­мотан английским историком А. Тойнби в его труде «Постижение г тории»- Выделив в качестве основного критерия религию, он на-щал пять крупных живых цивилизаций и две реликтовые. Живые: м православное христианское или византийское общество, располо-енное в Юго-Восточной Европе и России; 2) исламское общество, •осрелоточенное в аридной (от лат. апйт — сухой) зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атланти­ческого океана до Великой Китайской стены; 3) индуистское обще­ство в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от арид­ной зоны; 4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренных районах между аридной зоной и Тихим океаном; 5) западное христи­анское общество (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где распространены католицизм и протестантизм). Менее крупных циви­лизаций Тойнби насчитал двадцать одну. К реликтовым цивилизаци­ям исследователь относит, во-первых, группу стран, включающую мо-нофизитских христиан Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта, во-вторых, группу ламаистских буддистов в Тибете и Монголии. По утверждению Тойнби, каждая цивилизация в своем развитии прохо­дит четыре стадии: 1) генезис; 2) рост; 3) надлом; 4) распад.

Цивилизаций было много. Они очень разнообразны и сложны как по социальной структуре, экономике, традициям и обычаям, так и по Формам правления, стилю жизни и т. д., то есть по всем параметрам. Важную роль, например, играет религия, которая накладывает огром-ный отпечаток на всю цивилизацию. Так, мировые религии во многих слУчаях сыграли доминирующую роль (но не детерминирующую) в воз­никновении тех или иных цивилизаций. Невозможно, например, пред­ъявить арабскую цивилизацию без ислама.

Общие черты цивилизаций проявляются в специфических чертах. На ападе больше внимания обращают на индивидуальную свободу чело-Ка- Не случайно именно там возникла теория естественного права, Гласно которой все люди равны от природы и, следовательно, долж-иметь одинаковые естественные возможности для достижения од-х и тех же целей. Отсюда постоянные ссылки на права человека. На Стоке же очень почитают традиции и обычаи, которые предписыва-г, Уважение к старшим, родителям, государю, вообще власть имущим, ^тому там права человека приобретают несколько иной характер, чем

н ^

ападе. Вот почему нельзя с одинаковыми мерками подходить к раз-чивилизациям, к их ценностям, к нормам поведения людей.


332 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV ■ > Глава 16

К современным концепциям цивилизации можно отнести конце цию Норберта Элиаса, названную им как «процесс цивилизации». да ный процесс он рассматривает в параллельных и взаимозависим,,, планах: социогенетическом и психогенетическом. Процесс цивщщза ции, по мнению Н. Элиаса, содержит в себе три направления: 1. Г[р цесс образования государства. 2. Процесс социо-экономическогораз деления функций. 3. Процесс изменения психической структуры личности. Социогенез государства состоит из создания стабильны* центральных органов в форме монополии власти и налогов. Социо-экономическое разделение функций (социо-экономическая диффе. ренциация общества) включает коммерциализацию, появление бур. жуазии. Психогенез — это проявление внешнего принуждения во внутреннее, образование более-менее автоматического самоконтроля над инстинктами.

Теория цивилизаций за почти 250-летнюю историю своего разви­тия не раз коренным образом перестраивалась в соответствии с требо­ваниями очередного этапа развития науки. В период расцвета класси­ческой науки цивилизационная теория ориентировалась на создание целостной научной картины человеческой истории, достижение абсо­лютной истины, объективного знания об историческом процессе, ус­транение из познания личностного влияния исследователя. Благода­ря концепциям цивилизации классического этапа развития науки возникла традиция исследования истории, которой пользуются и в настоящее время. Данный ход мысли исследователя дает возможность выделять в историческом процессе некие закономерности линейно-стадиальных схем истории.

Во время господства неклассической науки в рамках цивилизаии-
онного подхода приоритетным являлось познание относительной
истины об отдельных элементах структуры цивилизации, требуюших
принципиально разных стратегий исследования. Причем, не просмат­
ривается тенденции к созданию целостных систем общественного раз-
вития. Допускается возможность существования нескольких Т

 р

ных теоретических описаний одной и той же культурно-историческо реальности. Осознается зависимость созданных теорий цивилизаи*1 относительно применяемых средств и операций познавательной Де тельности в социальной сфере.

В конце XX века формируется постнеклассическая наука, ориен рованная на исследование исторически развивающихся уникаль объектов: цивилизацию, биосферу, метагалактику. Особенностью л чения данных объектов является включенность в них человека Я раниченные возможности экспериментирования в силу отсутсТ


Проблемы и перспективы современной цивилизации


 333


тК0 выраженной повторяемости процессов. Исследование таких си-, тем сопровождается воздействием на них, познанием причин и це-ей их развития, влиянием ценностных ориентации исследователя. Для Интерпретации места теории цивилизаций в постнеклассической на-ке все чаше используется теория синергетики, которая в последние годы рассматривается и играет роль междисциплинарной теории. Си­нергетика позволяет наиболее адекватно описывать процессы само­организации в сложных, открытых, неравновесных системах, которым свойственно спонтанно переходить с одного качества сложности в дру­гое посредством преодоления точек бифуркации. Особенность данных моментов заключается в том, что в точке бифуркации неравновесность и непредсказуемость развития системы приобретает максимальную степень, и происходит спонтанный выбор направления дальнейшего развития. Концепции цивилизации, разрабатываемые в период неклас­сического развития науки в большей степени, чем прежде, исследуют процессы, предваряющие точку бифуркации, и процессы, происходя­щие в ней самой. Концентрируется внимание на случайности выбора и большом влиянии внешних культурных воздействий на факт выбо­ра. Данный подход устраняет из исторической теории представление об исторической закономерности, линейности и даже детерминизме в социальном развитии.

2. Типология цивилизаций. Содержание, признаки, перспективы планетарной и русской цивилизаций

Обязательным элементом развитых теорий цивилизаций является их типология. Существует значительное количество вариантов клас­сификаций. Так, эксперты ЮНЕСКО, взяв в качестве оснований клас­сификации уровень развития производительных сил, близость языка, °бщность бытовой культуры, качество жизни, выделили в современ­ном мире шесть основных цивилизаций: европейскую и североамери­канскую, дальневосточную, арабо-мусульманскую, индийскую, тро­пически — африканскую, латиноамериканскую.

С точки зрения генезиса мировая цивилизация проходит в своем

Развитии следующие этапы: - локальные цивилизации (индийская,

%мерская, эгейская и др. ); — особенные цивилизации (индийская,

вРопейская и др. ); — всемирная, охватывающая все человечество. Она

Армируется в настоящее время. Особенность цивилизационных эта-

°в Раскрывается при сопоставлении с принципами выделения фор-

аЧионных структур. Здесь можно выделить следующие моменты.



 Философия медицины -0- Раздел IV ♦ Глава 16


Во-первых, цивилизация содержит указания на определенную вк соту, зрелость развития общества. В этом контексте сопоставляют дикость, варварство, цивилизация как этапы человеческой истопи Во-вторых, цивилизация не связана с жестким выделением способ производства, общественного производства как определяющего фак тора жизни общества. Она основана на более широком круге выделен ных основ общественной структуры или, как отмечал немецкий соци­олог Карл Мангейм (1893-1947), центров систематизации. В-третьих при выделении цивилизации налицо тенденция к вычленению в каче­стве основ общества культурологических факторов. В-четвертых, ци­вилизация фиксирует более конкретно эмпирический пласт обще­ственной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация. В-пятых, цивилизация связывается с особенностями всемирно-исто­рических изменений ХХ-начала XXI века, характеризующих общие тенденции всех стран на современном этапе. Перечисленные особен­ности цивилизаций предполагают большое разнообразие выделенных цивилизационных структур общества.

Цивилизационный подход из-за множественности исходных прин­ципов, нацеленности на конкретные особенности общества, видимо, исключает признание какого-то конечного числа цивилизаций.

В научной литературе встречаются выделения космогенной и тех­ногенной цивилизаций. Космогенные цивилизации охватывают эпо­хи древности и средневековья. Им присущи: высокая степень зависи­мости человека от природных условий бытия, жесткая связь индивида со своей социальной группой, высший принцип данных цивилиза­ций — воспроизводство, сохранение биологических и социальных ус­ловий жизни. Космос, мировой порядок ориентируют здесь смысл жиз­недеятельности человека. Данные цивилизации были обречены на ста­рение, гибель из-за ориентации на стабильность.

В истории человечества можно выделить цивилизации «традицио-налистического» и «техногенного» типа, основу которых составляют различия в технологии производства и управления, в системе отноше­ний и механизмах регулирования человеческой деятельности, гаран­тирующих функциональную стабильность общества или сообществ.

Термин «техногенная цивилизация» обозначает особый тип циви-лизационного развития, который возник в Европе в эпоху становле-

ния раннего капитализма и который называют «западной ци^ цией» по региону ее возникновения. Возникновение техногенно цивилизации было подготовлено рядом мутаций традиционных куль тур. Первая из них связана с культурой античного полиса, который по родил множество цивилизационных изобретений. Особую значимое*


Проблемы и перспективы современной цивилизации

будущего прогресса имело возникновение теоретической науки и демократической регуляции социальных отношений. Второй

наЧимой мутацией в истории культуры, оказавшей значительное вли-

яние

на становление техногенной цивилизации, было возникновение

ристианской традиции со свойственным ей пониманием человека как созданного по образу и подобию Бога, с культом любви к человекобо-у Христу, с трактовкой человеческого разума как малой копии боже­ственного разума, способного понять замысел божественного творе-ния. Система ценностей техногенной цивилизации сформировалась на основе синтеза античной культуры с христианской религиозной традицией в эпоху Ренессанса и развилась далее в эпоху Реформации и Просвещения. Ценности функционировали как смысложизненные ориентиры, определяющие технологию и социальную организацию цивилизации. Наиболее значимыми ценностями и смыслами техно­генной цивилизации выступают понимание человека как деятельного существа, противостоящего миру в своей преобразующей деятельнос­ти, выдвижение на первый план человеческой деятельности, способ­ности к умножению знаний и изобретению нового.

Главный признак западного менталитета - рационализм, нетерпи­мый к тайне, все обнажающий, обусловивший практицизм, расчетли­вость современного западного мира. На Востоке преобладает уважи­тельное отношение к действительности, смирение и благоговение. Восточной традиции свойственно сохранение тайны, загадочности. Из равновесия тайны и открытости проистекает гуманная идея внутрен­него равновесия человека и бытия. В настоящее время наблюдается невиданная экспансия на Восток западного менталитета и всего обра­за жизни, подрывающих духовность восточной цивилизации, осуще­ствляется нивелировка человечества по западной модели. Восток стре­мится влиять на человечество посредством религиозных культов и Формирование нетрадиционных религий Запада. Западно-европейс­кая цивилизация, испытывая духовный кризис, воспринимает ведан-ТУ. буддизм, кришнаизм, суфизм.

Процесс взаимовлияния Запада и Востока объективен и необходим в силу того, что человеческая жизнь не сводима лишь к рационально-У|У началу, гипертрофированному в европейской цивилизации и дав-Щему начало сциентизму и технократизму. Вместе с тем, стоит под­черкнуть и значительные цивилизационные приобретения Запада в виде разработки концепции гуманизма и его ценностей, демократии, Свободы. Очевидно, что формирование новой цивилизационной об­щности лежит в русле взаимообогашения культур Востока и Запада, Развития некой вселенской духовной общности, свободной от разъе-


336 О-  Философия медицины ♦ Раздел IV ■ ♦ ■ Глава 16

диняющих образов и стереотипов, выступающей основой разработк новых принципов организации мира.

В процессе эволюции техногенная цивилизация подошла к кризис ному состоянию. Современный цивилизационный кризис характеру зуется комплексом измерений. Экологическое измерение кризиса от ражает угрозу физическому существованию человека, что говорит об историческом пределе техногенной цивилизации. Наличие реальной термоядерной угрозы всему человечеству отражает военный аспект кризиса. Социальный аспект кризиса характеризуется размыванием основ техногенной цивилизации, ее субъективно-человеческого изме­рения, утратой смысла человеческой жизни, обессмысливанием мо­тивов, целей, которые сформировали ее как целостность. Общеизвес­тно противоречие между развитием техники, которая расширила «поле возможностей» создания и удовлетворения потребностей, и ограни­ченным, быстро исчезающим запасом природных ресурсов. Резкий рост человеческой свободы, интеллектуальной и поведенческой автоно­мии человека привел его к утрате чувств родства, единства и актуализи­ровал состояние выброшенное™, отстраненности от себе подобных. Сближение, усреднение и интернационализация типов материально­го и культурного потребления, образов жизни, источников и содержа­ния социальной информации породили размывание специфических культурных основ человеческого бытия, превратили народ в безликие массы, подверженные агрессивному манипулированию средствами массовой информации.

Таким образом, кризис техногенной цивилизации носит системный характер и обусловлен как технологическими, так и социальными детерминантами. Выход из кризиса техногенной цивилизации и вы­работка новых стратегий безопасного и устойчивого развития предпо­лагает трансформацию глубинных менталитетов и ценностей исчер­павшей себя техногенной культуры. Речь идет о пересмотре стратегии отношения человека к природе, нового понимания власти, господства, деятельности, основанной на силовом преобразовании объектов. Аб­солютно очевидно, что никогда все население Земли не сможет да*е близко подойти к тому уровню потребления, которое существует в ра3 витых странах мира. Чтобы всем достичь, например, уровня жизни США, необходимо увеличить годовую добычу железа в 75 раз, свини и меди - в 100 раз, олова - в 250 раз. В недрах Земли просто нет так ресурсов. О чем говорят подобные факты? Существующая на Запад модель рыночно-потребительской технологической цивилизации ' пиковая. Ее не только невозможно перенести на весь мир, но и сам развитым государствам Запада необходимо как можно скорее смен


338 ■ $■ Философия медицины ♦ Раздел IV ■ & ■ Глава 16

условия своего существования и прогресса. В сфере экономики лизационная база современного общества включает в себя систе товарно-денежных отношений, наличие рынка. Основой современн I планетарной цивилизации является новейшая технология и экономь, ческие структуры. В политической сфере в общецивилизационнуюба входит общеправовое государство, которое действует на основе демок ратических норм, представляющих собой завоевание всей человечес­кой истории, результат борьбы передовых сил общества. В духовной сфере обшецивилизационные ценности — это великие достижения на­уки, искусства, культуры, плоды мысли и творчества многих поколений В сфере нравственных отношений к общечеловеческим ценностям от­носятся веками выработанные нормы поведения, законы порядочнос­ти во взаимоотношениях людей. Народы мира объединяют в плане­тарную цивилизацию, прежде всего, смыслообразующие компоненты жизни, то есть мотивы и ценности людей. Качественно новым явлени­ем в формирующейся глобальной цивилизации предстает возрастание роли сферы услуг и развертывающаяся «компьютерная революция».

Планетарной цивилизации свойственна глобализация обществен­ных процессов, общественного мнения, что детерминирует тенденцию к возрастающей целостности мира. Увеличивается интенсивность эко­номических, политических, культурных, коммуникационных связей. Взаимовлияние не означает всеобщей унификации. Очевидно и в бу­дущем сохранятся противоречия между субъектами цивилизации, раз­личающимися по уровню качества жизни, образованности, культуры, религиозным и другим признакам. Существенной чертой планетарной цивилизации выступает возрастающее влияние на западные государ­ства эмигрантов из афро-азиатских стран, увеличение значения опы­та международного общения. Отличительным признаком планетарной цивилизации является ее антропогенность. Новая цивилизация вряд ли состоится, если не сложится новое общество, достигшее высоко­го и гарантированного уровня материального благосостояния, создав­шего механизмы социального регулирования и разрешения возника­ющих проблем.

Функционирование современного общества не определяется одно­значно только социально-экономическими факторами. Равноправно детерминирующей силой, наряду с другими, являются процессы, лр° исходящие в сознании, психике человека. Становление цивилизаии нового типа предполагает глубокие мировоззренческие сдвиги. 11/ ногенная цивилизация, в которой центральную роль играют найй нальные государства, классы, партии, классовые конфликты и войН > уступает место новой, где доминирующее значение приобретает


Проблемы и перспективы современной цивилизации ♦ 339


развитие человеческой личности, отношения партнерства людьми. Антропогенность планетарной цивилизации проявля-я в совершенствовании демократических механизмов принятия и

длкзации решений во всех сферах жизнедеятельности человека. Дан-гаЯ тенденция характерна для развитых в экономическом, политичес-

оМ культурном отношениях народов и государств.

для планетарной цивилизации свойственно расширение возмож­ностей адаптации человеческой жизнедеятельности к природной сре-, г упорядочивание избыточных влечений, наносящих вред природе и [10Дрывающих саму основу существования человека, утверждение че­рез посредство общественных институтов, законов и норм социаль­ного порядка гуманитарных условий жизнесуществования человека, определенность и предсказуемость действий как отдельного индиви­да, так и социальных групп в отношении природы и общества. Плане­тарная цивилизация характеризуется постепенным осознанием чело­вечеством тесной взаимозависимости личного блага с благополучием всех людей. Все интенсивнее деятельность человечества в координа­ции интеллектуальных сил, воли, средств по ослаблению глобальных проблем современности, разработке и созданию жизнеспособной ан­тропогенной системы, включающей человека, технику, природу и об­щество. Неуклонно утверждается примат человека и жизни во всех ее измерениях над искусственными техническими системами. Форми­рование планетарной цивилизации сопровождается формированием общезначимых ценностей. Данный процесс содержит две противоре­чивые тенденции. С одной стороны, происходит зарождение, утверж­дение универсального образа жизни, а с другой - углубление культур­ного национализма как реакции на массовый экспорт западной культуры. Необходимо научиться распознавать глубинные социально-психологические моменты в интересах выработки универсальных цен-ностей, убедительных для разума и души. Преобразования цивилиза-" ионного уровня требуют осуществления диалога ценностей данной Цивилизации с ее историей. Создание научных предпосылок такого диалога является главной целью современной теории цивилизации, оажно сделать так, чтобы в формирующейся планетарной цивилиза­ции ведущими общезначимыми ценностями стали свобода, справед-Лив°сть, мир, счастье. Важно разработать формулу, учитывающую опыт ™3ных народов, способную приблизить создание глобальной циви-'Изации, не знающей разделения по расовым и другим признакам.

пРео.

°Рцом новой цивилизации должен стать человек, сознательно вы-а" °тавщий у себя черты универсальной личности, волевым усилием

'Долевший лежащие в его природе негативные качества.


I I |1 I


340 -О- Философия медицины О- Раздел IV < > Глава 16

Магистральный путь создания планетарной цивилизации -силие во всех его измерениях. В нашу эпоху идут сложнейшие рационные процессы различных цивилизаций. Происходит

вание единой мировой цивилизации со своими ценностями и подходо к общечеловеческим проблемам. Но это вовсе не значит, что в буд щем исчезнут все цивилизации как уникальные образования, отлич ющиеся своей самобытностью и собственными ценностями. Вместе г единой мировой цивилизацией сохранятся и локальные, они станут богаче и разнообразнее благодаря интенсивному обмену материаль­ными и духовными богатствами.

Россия вышла на новые рубежи своего социально-экономического развития без соответствующей интеллектуальной и духовной подго­товки. Недостаток духовного обеспечения проводимых преобразова­ний интеллектуалы России пытаются восполнить за счет обращения к распространенным на Западе теориям геополитики и локальных ци­вилизаций. Необходимо заметить, что переориентация отечественных гуманитариев с формационной парадигмы экономического детерми­низма и классовой борьбы, как устаревших, на цивилизационную парадигму представляется хотя и позитивным процессом, но явно не­достаточным. Дело в том, что существует реальная опасность превра­щения цивилизационной, символической концепции в некое руковод­ство для практического действия, как это уже было в нашей истории с марксизмом. В отечественной социально-философской мысли отно­шение к цивилизации, как узловой проблеме символического описа­ния, формируется без четкого осознания того, что цивилизационной подход родился в рамках позитивистской методологии Х1Х-начала XX века и в каком-то смысле уже и устарел. Наиболее развитую форму цивилизационный подход получил в трудах А. Тойнби (1889-1975), в которых на первое место поставлен человеческий аспект цивилизаци­онной реальности. Цивилизация у английского историка и философа связана с религиозным, социальным, сексуальным, семейным опытом и отчуждением этого опыта в структурах мощных властных институ­тов. К сожалению, отечественная научная мысль пока не поднялась до подобного глубокого понимания цивилизованного подхода. Но теории А. Тойнби содержатся и элементы догматизма, в силу чего ни вилизаиии в интерпретации мыслителя слишком похожи друг на ДРУ га в своей внутренней динамике и внутренней структуре. ГТоэто эвристи

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...