Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Философия здоровья человека 3 страница




Духовная культура обеспечивает людям наиболее здоровое и счаст­ливое существование. Поэтому она является важнейшим показателем прогрессивности того или иного общества, его экономического и со­циального строя. Духовная жизнь и культура человека складывается


408 -0 Философия медицины ♦ Раздел IV О Глава 19

из трех элементов: это личная жизнь, его связь с обществом (в основ­ном с людьми, с которыми он живет и работает) и его деятельность как гражданина государства. Духовная культура человека определяет­ся как его природными способностями, так и его требованиями, кото­рые к нему предъявляет общество своей этикой и традициями. Эти процессы, связанные с изучением культуры человека, — ее детерми­нацией, определением, проявлением и последствиями, - исследу­ют философы, социологи, психологи. Наиболее успешно это делали И. П. Павлов, 3. Фрейд, К. Юнг, но практическое значение таких исследований часто ограничивается их применением в лечебной пси­хиатрии. Как считает академик П. Капица, пока нет общепризнан­ных представлений об объективных закономерностях, на которых дол­жно основываться развитие духовной культуры человека и общества. Но хорошо известно, что духовная культура людей связана с чувст­вом свободы.

Врачи, психологи, педагоги обеспокоены нарастающим процессом разрушения личности. «В нашей жизни, — пишет Эрих Фромм («Пси­хоанализ и религия»), — нет братства, счастья, удовлетворенности; это духовный хаос и мешанина, близкие к безумию... Для одних выход в возврате к религии, но решаются они на это «не из благочестия, но ради безопасности». Фромм видит в этом шаге симптом нервного рас­стройства. Профессионально занимаются душой, замечает он, гово­рят от имени идеалов любви, истины не только священники. Душой человека и ее исцелением занимается и философия, и медицина, ко­торые обязаны «изучать человеческую реальность, которая скрывает­ся и за религией, и за нерелигиозными системами».

Большую опасность для человека, чреватую разрушением его лич­ности, несут многочисленные религиозные секты. Одна из них, тота­литарная секта современности «Церковь сайентологии», действует под прикрытием псевдонауки «дианетики» (лат. 01апа - в древнеримской мифологии - богиня охоты), названной так ее основоположником Роном Хаббардом. В центры дианетики, плодящиеся и в России, люди приходят «на анализ своего разума и сознания» многократно и не без­возмездно. Ведь сайентологи продают специфический товар — бес­смертие. Основной догмат сайентологии состоит в том, что мир обре­чен на уничтожение. Единственный возможный путь к спасению -создание нового человека и мироустройства. Хаббард учил: «Делайте деньги. Делайте больше денег. Заставляйте других работать, чтобы они делали для вас еще больше денег». Как видно, сайентологами дви*)" не религиозные соображения, а прямой коммерческий интерес: они делают деньги на человеческом страхе.


Философия личности < > 409

Разрушительно действуют на человеческую личность западные стандарты, особенно американские, навязываемые всему миру, в том числе и России. Русский по рождению и жизненному опыту выдающий­ся американский социолог Питирим Сорокин говорил: «Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань... ».

Западная масскультура культивирует у молодежи «три С»: скорость, секс и стимуляторы (наркотики, алкоголь). Наркомания, алкоголизм, процветание разного рода мистических сект и прочий (особенно ин­формационный) дурман окутывает нынешнее поколение молодежи. Реакцией многих молодых людей на экономическую разруху и кризи­сы, социальную и нравственную дезориентацию, дегуманизацию об­щества в целом, возрастающий страх за будущее свое и своих близких часто выступает депрессия, ведущая к различной патологии, деграда­ции личности, суициду. На международном форуме ученых «Культура и общество» (Санкт-Петербург, 2000) академик РАМН А. А. Алмазов назвал причины фрустрации личности в современной России, массо­вого появления психических стрессов: это — социальное неблагопо­лучие населения, социальное расслоение общества, неблагоприятные тенденции для здоровья нации и недоступность для большинства лю­дей современных методов лечения.

Для формирования здоровой личности важно прежде всего преодо­ление объективных противоречий. Основным противоречием в фор­мировании и развитии личности выступает противоречие между об­щественными и личными интересами. Это противоречие может успешно разрешаться в условиях справедливого общественного строя, когда достигается морально-политическое единство всего общества или его большинства. Существуют и другие противоречия, связанные, например, с повышенными требованиями к человеку со стороны тех­ники, профессиональной подготовки, в экстремальных условиях вой­ны, воинской службы и др. Механизмы переключения психики не ус­певают за темпами современной жизни. При наличии таких неизбежных противоречий главное не упустить приоритет нравствен­ных качеств личности.

Важно не кем, а каким вырастет человек: добрым, образованным, культурным или равнодушным эгоистом, жестоким. Поэтому главная задача обучения и воспитания — формирование личности, способной к поступку, решению сложных проблем ХХГ века. Патриотические силы России, выражая национальную идеологию, опираются на идеа­лы справедливости, коллективизма, гуманизма. Ничего более совер­шенного человечество еще не выработало.


Философия личности О 411

создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное раз­витие человека». Другое дело, - как выполняются государством эти конституционные основы. Во всеобщей декларации прав человека ООН говорится о том, что «необходимо, чтобы права человека охра­нялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию про­тив тирании и угнетения».

В России конца XX—начала XXI веков мы живем в пору «свободы» криминальной, экономически спекулятивной, называемой рыночной. Люди, искалеченные нищетой и социальной распущенностью, пьян­ством и алкоголизмом, наркотиками, зомбированные и униженные, не способны ни утверждать, ни отстоять свободу и демократию. В та­ких условиях личность, в которой главное - ум, честность, высо­кое понимание долга, — вырождается. Гражданская свобода делается несвободой.

Проблема несвободы личности в философии, социологии и психо­логии рассматривается через понятие отчуждения, связанное, по Мар­ксу, с разделением труда, частной собственностью (отчужденный труд). В экзистенциализме (философии существования) отчуждение пони­мается как ощущение невыносимой заброшенности человека в чуж­дом ему враждебном мире — «одиночество в гуще людской» (Камю, Сартр), как разрыв индивида с социальной жизнью (Хайдеггер), как общее выражение социальной психопатологии современного мира (Фромм). Отчуждение описывается как явление, порождаемое господ­ством над людьми вещей, товарно-денежных отношений, техники и технологии, как выражение несвободы личности, имеющей разные аспекты: экономический, политический, социальный, духовный. Воз­никнув в сфере материального производства, отчуждение распростра­няется на другие сферы жизни общества. От индивида отчуждаются производство и потребление, политические учреждения, образование, культура, здравоохранение. Наиболее остро отчуждение личности про­является в современной России в результате реформ. В медицине от­чуждение рассматривается как диагноз болезни общества.

Если обобщить духовное состояние нашего современника, то его можно характеризовать, по мнению психологов, тремя «взрывами»: взрывом информации, взрывом перемен и взрывом эмоций. Такое со­стояние личности и является деструктивным, оно ведет к фрустрации (расстройству, разрушению) личности, всех общественных институтов. Это состояние кризиса, стагнации (застоя), ведущее к депрессии лич­ности. К разрушению личности приводят отрицательные эмоции, фи­зиологический и психологический стресс (англ. з1гез$ - давление,


412 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV ■ >   Глава 19

напряжение), возникающий в ситуациях информационных перетру, зок, и эмоциональный, появляющийся в ситуациях угрозы, опаснос­ти, страха, обиды.

Развитие информационных технологий, влияющих на психику лю­дей и разрушающих человеческое сознание, позволяет перейти к жест­кому диктату над каждой отдельной личностью, использованию че­ловека в определенных политических и других целях, в том числе преступных. Современная наука — волновая генетика - опытным пу­тем доказала реальность словесного воздействия на человеческую ге­нетику, как целительного, так и губительного. Вся наша личность несет в себе отпечатки услышанного и увиденного. Вторгаясь словом в генетику человека, можно изменять его личность, руководить его действиями. В медицине важно, чтобы слово с помощью технических средств не превратилось в агрессивную силу, а выполняло оздорови­тельную роль.

Конечно, состояние физического и духовного здоровья личности определяют и провоцируют, прежде всего, сами люди. Такие эмоции, как гнев, обида, страх, чувство унижения, оскорбленного человечес­кого достоинства и т. п. приводят человека к различным заболевани­ям, опасным для здоровья и жизни поступкам.

5. Становление личности врача

Формирование, как и разрушение, личности не происходит само по себе. Развитие личности совершается в течение всей жизни, но ее фундамент закладывается в период молодости. С. Н. Иконникова вы­водит интересную зависимость: чем напряженнее старт в деятельнос­ти, чем значительнее энергия, заключенная в молодости, тем успеш­нее деятельность в последующие периоды жизни. При этом важно принимать во внимание не только интеллектуальный потенциал, но и устойчивость философско-идеологических взглядов, нравственные ка­чества, эстетический вкус, общественную активность личности. В этом перспектива развития личности и будущего специалиста — медика.

Становление личности врача — это сложный противоречивый про­цесс, подчиненный ряду обших объективных закономерностей и собственных усилий молодого человека. К основным законам форми­рования и развития личности Н. Д. Табунов относит: закон определя­ющего воздействия социальной среды на становление личности; за­кон зависимости индивидуальной жизнедеятельности, образа жизни от потребностей и интересов общества и личности; закон обратного


Философия личности -0- 413

воздействия личности на социальную среду; закон общения и обособ­ления личности в обществе, коллективе. К этим законам следует до­бавить возрастающую роль субъективного фактора - воспитания и са­моразвития формирующейся личности, особенно специалистов гуманитарного профиля: врачей, педагогов.

Будущим организаторам медицинской службы следует учесть такую особенность воспитательной работы, основной целью которой явля­ется формирование положительной личности. Она в большинстве слу­чаев не дает непосредственного эффекта, т. е. ее результаты не сразу становятся зримыми. Основная жизненная позиция человека, его си­стема ценностной ориентации, как показывают социологические ис­следования, приобретают устойчивость к 30 годам и далее личност­ные качества, особенно мировоззрение, идеалы, с большим трудом поддаются существенным преобразованиям. Никакое обыденное со­знание, психология личности не устоят перед натиском идеологии, если у человека нет устойчивых нравственных ценностей, убеждений.

Качества человеческой личности обусловливает не только среда, ее влияние, воспитание. В неменьшей степени зависят они и от самого человека. В. П. Эфроимсон установил важную зависимость: каждый индивид чрезвычайно избирательно восприимчив к внешним явлени­ям и обладает личной особенной восприимчивостью и сопротивляе­мостью к различным средовым воздействиям. То есть существует ин­дивидуальная избирательность индивида по отношению к среде, в которой он окажется. Кто ты? Какую роль играешь в жизни общества, коллектива? Доволен ли собой или всегда не удовлетворен и стремишь­ся к совершенству? От того, насколько честно ответит «перед зерка­лом» собственной совести человек, зависят, в первую очередь, методы его самовоспитания, саморазвития. Такие методы разрабатываются социальной психологией и педагогикой.

Формирование специалиста-врача требует одновременно с воспи­танием личностных качеств обеспечить физическое развитие и закал­ку с тем, чтобы человек был сильным, ловким, выносливым, готовым к труду и к обороне. Греческая пословица гласит: «В здоровом теле — здоровый дух, который и построил это тело». Как человек оценивает себя, окружающих его людей, какие он ставит перед собой цели, что он считает более ценным или менее значимым, - от этого зависит его здоровье и судьба.

Процесс формирования и развития личности студентов медицинс­ких ВУЗов непосредственно связан с обучением и воспитанием и име­ет свои особенности. Прежде всего, нравственно-психологические и эстетические черты личности, такие, как чувства и осознание добра и


4=14 ♦ Философия медицины < > ■ Раздел IV -О- Глава 19

з-оа, справедливости, долга, чести и совести, прекрасного, возвышен­ного, трагического, комического и другие, а также определенные вку­сы и предпочтения у молодых людей сформировались уже в детстве, в семье и школе. В процессе обучения в ВУЗе они мало меняются. Этот Факт ориентирует на необходимость жесткого профотбора в медицин­ские ВУЗы.

Студентов медицинских ВУЗов по личностным признакам доволь­но условно можно разделить на «романтиков» (превалирующих на пер­вых двух курсах), «критиков» (3-4 курс) и «реалистов» (последние кур-С1. 1). На первых годах обучения происходит ускоренное развитие Рациональной, логической сферы личности, накопление и отбор нуж­ней информации, главным образом, теоретической, в том числе фи­лософской, культурологической. На последующих курсах активно Формируется клиническое мышление на базе полученных как теоре­тических, так и практических знаний, умений. Сложнее зондировать подсознательную сферу, архетипы. У многих обучающихся отстает в Развитии волевая сфера. К концу обучения (23—25 лет) у молодого спе­циалиста заканчивается формирование личностных структур. Важно обметить, что только после практики в медицинских учреждениях мож-н(> достаточно четко оценить у выпускника его личностные характе­ристики, выраженные уже в форме определенного мировоззрения, типа личности, определить его перспективы.

Основой личности врача является его профессиональная значи­мость. Подготовка студентов, их воспитание предполагают формиро­вание высококультурной личности врача с научным мировоззрением, гражданской позицией, нравственно совершенной и профессиональ­на искусной. Н. И. Пирогов, говоря о подготовке специалистов, в «Дневнике старого врача» писал: «Только разностороннему предвари­тельному развитию своих способностей они и обязаны успехом в куль-тУЬе избранного ими предмета... ».

В формирующейся личности врача наиболее эффективной и ста­бильной является ориентация на профессиональные ценности. Наблю­дающееся в настоящее время уменьшение «таинственности» медицй-НЬ[ врачу следует компенсировать совершенными качествами своей личности (И. С. Сук, 1984). К таким качествам врача относятся, прежде вс(; го, высокая духовность (гуманизм, патриотизм и другие нравствен­ные качества), профессиональное искусство, общая культура, фунда­ментальные знания в медицине, в философии медицины, в области ео-ествознания и гуманитарных наук, особенно биологии и психоло-гщ, компьютерной техники. Врач больше, чем профессия - это и ж*13' нецная позиция, выражающаяся на практике в устойчивом альтрУи3~


Философия личности -О- 415

ме и подвижничестве. Поэтому гуманизм - определяющая черта лич­ности медика. Гуманистом быть непросто. Как-то собеседник спро­сил Л. Н. Толстого: какое время он считает самым важным, какого че­ловека самым важным и какое дело самым важным? Подумав, великий писатель-гуманист ответил, что самым важным он считает настоящее время, когда можно что-то изменить; самым важным человеком того, с кем беседует, а самым важным делом — любить этого человека.

Врач - не только образованная и культурная личность, это руково­дитель, проявляющий волю, исполнительность и инициативу, способ­ный управлять коллективом, правильно и энергично проводить меди­цинские, профилактические и лечебные мероприятия, поддерживать у пациентов психологическую устойчивость, стремление к выздоров­лению, ведению здорового образа жизни.

Философская подготовка будущих врачей предназначена для осоз­нанного и активного формирования целостной личности, обладающей научным мировоззрением, диалектическим мышлением, духовной культурой, логикой. Основным методом формирования и развития личностных качеств у будущих врачей является критический анализ и самоанализ — системный метод познания и самопознания, утвержде­ния своей личности через преодоление противоречий в активной дея­тельности, обучении и самовоспитании.

Перед медициной, здравоохранением, образованием и воспитани­ем стоит задача сохранения и совершенствования здоровья жизнедея­тельной личности, преодоление различных аномалий личности раз­личными средствами и методами.

Основными методами становления личности врача все же являют­ся волевые усилия по развитию профессиональных интересов, способ­ность противостоять злу, разрушительным для здоровья и жизни че­ловека явлениям. Эту мысль образно выразил Ю. Л. Шевченко: «Конечно, наше физическое нездоровье идет от духовного. У каждого из нас на одном плече сидит ангел, на другом — дьявол. Идет борьба — кто возьмет свое. И для врача в этой борьбе нет выбора: он строит свою жизнь и деятельность на гуманистических началах».

Литература

Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993.

Барулин В. С. Социально-философская антропология. М, 1994.

Гиндикин В. Я., Гурьева В. А. Личностная патология. М., 1999.

Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998.

Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. М., 1999.


416   ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV ♦ Глава 19

Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1987.

Пирогов Н. И. Дневник старого врача // Избр. педаг. соч. М., 1985. Сук И. С. Врач как личность. М., 1984. Фрейд 3. Психология бессознательного. М. 1989. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20.

Вопросы для самоконтроля

1. Чем отличаются понятия личности в философии, психологии и ме­
дицине?

2. По каким основаниям классифицируется личность?

3. Что означает принцип антропологизма в медицинском исследовании?

4. В чем заключается проблема аномалии личности?

5. Каковы причины разрушения личности?

6. В чем состоит специфика становления и развития личности врача?

Темы докладов и рефератов

1. Специфика понимания личности в разных типах культур.

2. Биологизаторские и социологизаторские концепции личности.

3. Индивид и личность.

4. Личность и ее свобода в зеркале мировых религий.

5. Диалектика свободы и ответственности личности на современном этапе
мировой цивилизации.

6. Личность и общество.

7. Личность и социальные ценности.

8. Врач как личность.


ГШД 20


ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА


Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения на­учно-технического прогресса предъявляются все более высокие тре­бования, является одной из самых сложных и актуальных. Без преуве­личения можно сказать, что она с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть гло­бальными.

Выдвижение здоровья в число первоочередных задач развития об­щества обусловливает необходимость теоретического и методологи­ческого осмысления этого феномена, показывает актуальность развер­тывания соответствующих научных исследований, в том числе и на философском уровне. Эффективное решение проблемы здоровья тре­бует разработки целого комплекса вопросов, которые, вероятно, мо­гут быть решены только на основе междисциплинарного подхода, пре­дусматривающего участие специалистов различных областей знаний: биологов, психологов, генетиков, экологов, социологов, экономистов, врачей, философов и многих других.

Необходимость анализа факторов, детерминирующих здоровье че­ловека в рамках философии подтверждается реальной жизнью и име­ет в своем основании следующие причины:

1. Необходимо философское осмысление и теоретическая интер­
претация всех детерминационных факторов здоровья, как системного
образования, что позволит определить закономерности формирования,
сохранения и развития здоровья. Настало время попытаться вырабо­
тать такую концепцию здоровья, которая объективно отражала бы
связь между специальными знаниями, полученными при изучении
здоровья, и основными законами и принципами диалектики. Все вы­
шесказанное позволяет утверждать, что центральной методологичес­
кой проблемой современной медицины является разработка теории
здоровья.

2. В работах, посвященных исследованию индивидуального здоро­
вья, находят отражение различные аспекты этой комплексной пробле­
мы, выработанные на протяжении всей истории развития человека.
Однако «камнем преткновения» по-прежнему остается отсутствие

14-2120


418 -0- Философия медицины О Раздел IV О- Глава 20

такого определения понятия здоровья, которое позволяло бы его оце­нить в количественных и качественных показателях.

3. Традиционные меры пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ)
опирающиеся в основном на медицинские знания, оказались мало­
эффективными. Философская проблема здорового поведения челове­
ка включает целый круг вопросов, связанных с исследованием про­
цессов воспитания и условий формирования личности - ее
потребностей и интересов, мотивов и целей. Субъективизация здоро­
вья - вот правильная методологическая установка, которая предусмат­
ривает прерогативу личного, самостоятельного контроля каждого ин­
дивида за своим здоровьем.

4. Важность исследования здоровья человека с точки зрения тео­
рии антропогенных потребностей в современных условиях определя­
ется тем обстоятельством, что взаимодействие потребностей и здоро­
вья реализуется в ЗОЖ, представляющем психологическую модель
поведения, избранную индивидом в поисках лучшего способа само­
осуществления жизни. Воспитание и обучение с целью формирова­
ния у человека потребности в здоровье представляет собой один из
главных «каналов» первичной профилактики.

1. Теоретический анализ

концепций здоровья в философии и медицине

В истории развития концепции здоровья можно выделить антич­ный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность.

Рассматривая болезнь и здоровье, древнегреческие врачи полага­ли, что данные состояния зависят от того, «как в теле человека смешаны кровь, слизь и желчь (желтая и черная)». О здоровье можно говорить в том случае, если «эти части соблюдают соразмерность во взаимном сме­шении в отношении силы и количества, и когда они лучше перемешаны» (Гиппократ). В трудах философов — современников Гиппократа — так­же встречается много суждений о здоровье. Так, Платон рассматривал здоровье как «благо», способствующее духовному удовлетворению че­ловека. Кроме того, он рассматривал его как явление, тождественное гармонии, считал, что «как только в нас, живых существах, расстраи­вается гармония, так вместе с тем разлаживается природа и появляет­ся страдание». Здоровье, таким образом, рассматривалось им на осно­ве существовавшего в древнегреческом обществе культа красоты и нравственности, гармонии здорового человеческого тела.


Философия здоровья человека О- 419

По мнению Аристотеля, здоровье — это гармония, превосходные телесные и душевные свойства. Философ выделил здоровье в качестве основной цели медицины и подчеркивал, что «медицина имеет бес­предельную цель — абсолютное здоровье человека», а само врачебное искусство направлено на «содействие здоровью», на «доставление здо­ровья», а также и на то, «какой образ жизни вести».

Известный римский энциклопедист Авл Корнелий Цельс связывал состояние здоровья с определенным климатом, что является непос­редственным продолжением учения Гиппократа. У Цельса мы встре­чаем догадку о существовании предболезни: до болезни появляются некоторые ее признаки. Общим для всех является то, что «тело чув­ствует себя иначе, чем обычно, и не только в смысле изменения к худ­шему, но также и к лучшему».

Другой известный римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален считал, что «здоровье есть результат правильного смешения че­тырех элементов, болезнь — состояние противоположное».

Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности. Заслуга мыслителей этого периода состоит также в том, что они впервые по­ставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было ука­зание на правильное соотношение «начал».

Своеобразным связующим звеном между античностью и средневеко­вьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна). По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье», а для цели сохранения и возвращения здоровья он разде­лил медицину на практическую и теоретическую, где «одна из них — это наука об основах медицины, а другая - о том, как ее применять».

Анализируя идею Галена о степенях здоровья, Авиценна изложил и собственное представление о них: «Бывает тело здоровое до предела, тело не здоровое, но и не больное..., затем — тело в хорошем состоя­нии, быстро воспринимающее здоровье, затем тело больное легким недугом, затем тело больное до предела». Это разграничение степеней здоровья в конечном итоге фиксировало соотношение: здоровье — предболезнь - болезнь.

На рубеже XV—XVI веков появились работы Парацельса, который считал, что знания врача должны основываться на познании природы в целом и природы человека. Сам человек рассматривался им как мик-Рокосм или частичка макрокосма. Парацельс использовал знание ми­нералогии, которое трансформировалось у него в определенные нача­ла человеческого организма, где ртуть представляла дух, соль - тело,


Философия здоровья человека ■ «■ 421

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...