Философия здоровья человека 3 страница
Духовная культура обеспечивает людям наиболее здоровое и счастливое существование. Поэтому она является важнейшим показателем прогрессивности того или иного общества, его экономического и социального строя. Духовная жизнь и культура человека складывается 408 -0 Философия медицины ♦ Раздел IV О Глава 19 из трех элементов: это личная жизнь, его связь с обществом (в основном с людьми, с которыми он живет и работает) и его деятельность как гражданина государства. Духовная культура человека определяется как его природными способностями, так и его требованиями, которые к нему предъявляет общество своей этикой и традициями. Эти процессы, связанные с изучением культуры человека, — ее детерминацией, определением, проявлением и последствиями, - исследуют философы, социологи, психологи. Наиболее успешно это делали И. П. Павлов, 3. Фрейд, К. Юнг, но практическое значение таких исследований часто ограничивается их применением в лечебной психиатрии. Как считает академик П. Капица, пока нет общепризнанных представлений об объективных закономерностях, на которых должно основываться развитие духовной культуры человека и общества. Но хорошо известно, что духовная культура людей связана с чувством свободы. Врачи, психологи, педагоги обеспокоены нарастающим процессом разрушения личности. «В нашей жизни, — пишет Эрих Фромм («Психоанализ и религия»), — нет братства, счастья, удовлетворенности; это духовный хаос и мешанина, близкие к безумию... Для одних выход в возврате к религии, но решаются они на это «не из благочестия, но ради безопасности». Фромм видит в этом шаге симптом нервного расстройства. Профессионально занимаются душой, замечает он, говорят от имени идеалов любви, истины не только священники. Душой человека и ее исцелением занимается и философия, и медицина, которые обязаны «изучать человеческую реальность, которая скрывается и за религией, и за нерелигиозными системами».
Большую опасность для человека, чреватую разрушением его личности, несут многочисленные религиозные секты. Одна из них, тоталитарная секта современности «Церковь сайентологии», действует под прикрытием псевдонауки «дианетики» (лат. 01апа - в древнеримской мифологии - богиня охоты), названной так ее основоположником Роном Хаббардом. В центры дианетики, плодящиеся и в России, люди приходят «на анализ своего разума и сознания» многократно и не безвозмездно. Ведь сайентологи продают специфический товар — бессмертие. Основной догмат сайентологии состоит в том, что мир обречен на уничтожение. Единственный возможный путь к спасению -создание нового человека и мироустройства. Хаббард учил: «Делайте деньги. Делайте больше денег. Заставляйте других работать, чтобы они делали для вас еще больше денег». Как видно, сайентологами дви*)" не религиозные соображения, а прямой коммерческий интерес: они делают деньги на человеческом страхе. Философия личности < > 409 Разрушительно действуют на человеческую личность западные стандарты, особенно американские, навязываемые всему миру, в том числе и России. Русский по рождению и жизненному опыту выдающийся американский социолог Питирим Сорокин говорил: «Больны плоть и дух западного общества, и едва ли на его теле найдется хотя бы одно здоровое место или нормально функционирующая нервная ткань... ». Западная масскультура культивирует у молодежи «три С»: скорость, секс и стимуляторы (наркотики, алкоголь). Наркомания, алкоголизм, процветание разного рода мистических сект и прочий (особенно информационный) дурман окутывает нынешнее поколение молодежи. Реакцией многих молодых людей на экономическую разруху и кризисы, социальную и нравственную дезориентацию, дегуманизацию общества в целом, возрастающий страх за будущее свое и своих близких часто выступает депрессия, ведущая к различной патологии, деградации личности, суициду. На международном форуме ученых «Культура и общество» (Санкт-Петербург, 2000) академик РАМН А. А. Алмазов назвал причины фрустрации личности в современной России, массового появления психических стрессов: это — социальное неблагополучие населения, социальное расслоение общества, неблагоприятные тенденции для здоровья нации и недоступность для большинства людей современных методов лечения.
Для формирования здоровой личности важно прежде всего преодоление объективных противоречий. Основным противоречием в формировании и развитии личности выступает противоречие между общественными и личными интересами. Это противоречие может успешно разрешаться в условиях справедливого общественного строя, когда достигается морально-политическое единство всего общества или его большинства. Существуют и другие противоречия, связанные, например, с повышенными требованиями к человеку со стороны техники, профессиональной подготовки, в экстремальных условиях войны, воинской службы и др. Механизмы переключения психики не успевают за темпами современной жизни. При наличии таких неизбежных противоречий главное не упустить приоритет нравственных качеств личности. Важно не кем, а каким вырастет человек: добрым, образованным, культурным или равнодушным эгоистом, жестоким. Поэтому главная задача обучения и воспитания — формирование личности, способной к поступку, решению сложных проблем ХХГ века. Патриотические силы России, выражая национальную идеологию, опираются на идеалы справедливости, коллективизма, гуманизма. Ничего более совершенного человечество еще не выработало. Философия личности О 411 создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека». Другое дело, - как выполняются государством эти конституционные основы. Во всеобщей декларации прав человека ООН говорится о том, что «необходимо, чтобы права человека охранялись властью закона в целях обеспечения того, чтобы человек не был вынужден прибегать в качестве последнего средства к восстанию против тирании и угнетения».
В России конца XX—начала XXI веков мы живем в пору «свободы» криминальной, экономически спекулятивной, называемой рыночной. Люди, искалеченные нищетой и социальной распущенностью, пьянством и алкоголизмом, наркотиками, зомбированные и униженные, не способны ни утверждать, ни отстоять свободу и демократию. В таких условиях личность, в которой главное - ум, честность, высокое понимание долга, — вырождается. Гражданская свобода делается несвободой. Проблема несвободы личности в философии, социологии и психологии рассматривается через понятие отчуждения, связанное, по Марксу, с разделением труда, частной собственностью (отчужденный труд). В экзистенциализме (философии существования) отчуждение понимается как ощущение невыносимой заброшенности человека в чуждом ему враждебном мире — «одиночество в гуще людской» (Камю, Сартр), как разрыв индивида с социальной жизнью (Хайдеггер), как общее выражение социальной психопатологии современного мира (Фромм). Отчуждение описывается как явление, порождаемое господством над людьми вещей, товарно-денежных отношений, техники и технологии, как выражение несвободы личности, имеющей разные аспекты: экономический, политический, социальный, духовный. Возникнув в сфере материального производства, отчуждение распространяется на другие сферы жизни общества. От индивида отчуждаются производство и потребление, политические учреждения, образование, культура, здравоохранение. Наиболее остро отчуждение личности проявляется в современной России в результате реформ. В медицине отчуждение рассматривается как диагноз болезни общества. Если обобщить духовное состояние нашего современника, то его можно характеризовать, по мнению психологов, тремя «взрывами»: взрывом информации, взрывом перемен и взрывом эмоций. Такое состояние личности и является деструктивным, оно ведет к фрустрации (расстройству, разрушению) личности, всех общественных институтов. Это состояние кризиса, стагнации (застоя), ведущее к депрессии личности. К разрушению личности приводят отрицательные эмоции, физиологический и психологический стресс (англ. з1гез$ - давление,
412 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV ■ > Глава 19 напряжение), возникающий в ситуациях информационных перетру, зок, и эмоциональный, появляющийся в ситуациях угрозы, опасности, страха, обиды. Развитие информационных технологий, влияющих на психику людей и разрушающих человеческое сознание, позволяет перейти к жесткому диктату над каждой отдельной личностью, использованию человека в определенных политических и других целях, в том числе преступных. Современная наука — волновая генетика - опытным путем доказала реальность словесного воздействия на человеческую генетику, как целительного, так и губительного. Вся наша личность несет в себе отпечатки услышанного и увиденного. Вторгаясь словом в генетику человека, можно изменять его личность, руководить его действиями. В медицине важно, чтобы слово с помощью технических средств не превратилось в агрессивную силу, а выполняло оздоровительную роль. Конечно, состояние физического и духовного здоровья личности определяют и провоцируют, прежде всего, сами люди. Такие эмоции, как гнев, обида, страх, чувство унижения, оскорбленного человеческого достоинства и т. п. приводят человека к различным заболеваниям, опасным для здоровья и жизни поступкам. 5. Становление личности врача Формирование, как и разрушение, личности не происходит само по себе. Развитие личности совершается в течение всей жизни, но ее фундамент закладывается в период молодости. С. Н. Иконникова выводит интересную зависимость: чем напряженнее старт в деятельности, чем значительнее энергия, заключенная в молодости, тем успешнее деятельность в последующие периоды жизни. При этом важно принимать во внимание не только интеллектуальный потенциал, но и устойчивость философско-идеологических взглядов, нравственные качества, эстетический вкус, общественную активность личности. В этом перспектива развития личности и будущего специалиста — медика. Становление личности врача — это сложный противоречивый процесс, подчиненный ряду обших объективных закономерностей и собственных усилий молодого человека. К основным законам формирования и развития личности Н. Д. Табунов относит: закон определяющего воздействия социальной среды на становление личности; закон зависимости индивидуальной жизнедеятельности, образа жизни от потребностей и интересов общества и личности; закон обратного
Философия личности -0- 413 воздействия личности на социальную среду; закон общения и обособления личности в обществе, коллективе. К этим законам следует добавить возрастающую роль субъективного фактора - воспитания и саморазвития формирующейся личности, особенно специалистов гуманитарного профиля: врачей, педагогов. Будущим организаторам медицинской службы следует учесть такую особенность воспитательной работы, основной целью которой является формирование положительной личности. Она в большинстве случаев не дает непосредственного эффекта, т. е. ее результаты не сразу становятся зримыми. Основная жизненная позиция человека, его система ценностной ориентации, как показывают социологические исследования, приобретают устойчивость к 30 годам и далее личностные качества, особенно мировоззрение, идеалы, с большим трудом поддаются существенным преобразованиям. Никакое обыденное сознание, психология личности не устоят перед натиском идеологии, если у человека нет устойчивых нравственных ценностей, убеждений. Качества человеческой личности обусловливает не только среда, ее влияние, воспитание. В неменьшей степени зависят они и от самого человека. В. П. Эфроимсон установил важную зависимость: каждый индивид чрезвычайно избирательно восприимчив к внешним явлениям и обладает личной особенной восприимчивостью и сопротивляемостью к различным средовым воздействиям. То есть существует индивидуальная избирательность индивида по отношению к среде, в которой он окажется. Кто ты? Какую роль играешь в жизни общества, коллектива? Доволен ли собой или всегда не удовлетворен и стремишься к совершенству? От того, насколько честно ответит «перед зеркалом» собственной совести человек, зависят, в первую очередь, методы его самовоспитания, саморазвития. Такие методы разрабатываются социальной психологией и педагогикой. Формирование специалиста-врача требует одновременно с воспитанием личностных качеств обеспечить физическое развитие и закалку с тем, чтобы человек был сильным, ловким, выносливым, готовым к труду и к обороне. Греческая пословица гласит: «В здоровом теле — здоровый дух, который и построил это тело». Как человек оценивает себя, окружающих его людей, какие он ставит перед собой цели, что он считает более ценным или менее значимым, - от этого зависит его здоровье и судьба. Процесс формирования и развития личности студентов медицинских ВУЗов непосредственно связан с обучением и воспитанием и имеет свои особенности. Прежде всего, нравственно-психологические и эстетические черты личности, такие, как чувства и осознание добра и 4=14 ♦ Философия медицины < > ■ Раздел IV -О- Глава 19 з-оа, справедливости, долга, чести и совести, прекрасного, возвышенного, трагического, комического и другие, а также определенные вкусы и предпочтения у молодых людей сформировались уже в детстве, в семье и школе. В процессе обучения в ВУЗе они мало меняются. Этот Факт ориентирует на необходимость жесткого профотбора в медицинские ВУЗы. Студентов медицинских ВУЗов по личностным признакам довольно условно можно разделить на «романтиков» (превалирующих на первых двух курсах), «критиков» (3-4 курс) и «реалистов» (последние кур-С1. 1). На первых годах обучения происходит ускоренное развитие Рациональной, логической сферы личности, накопление и отбор нужней информации, главным образом, теоретической, в том числе философской, культурологической. На последующих курсах активно Формируется клиническое мышление на базе полученных как теоретических, так и практических знаний, умений. Сложнее зондировать подсознательную сферу, архетипы. У многих обучающихся отстает в Развитии волевая сфера. К концу обучения (23—25 лет) у молодого специалиста заканчивается формирование личностных структур. Важно обметить, что только после практики в медицинских учреждениях мож-н(> достаточно четко оценить у выпускника его личностные характеристики, выраженные уже в форме определенного мировоззрения, типа личности, определить его перспективы. Основой личности врача является его профессиональная значимость. Подготовка студентов, их воспитание предполагают формирование высококультурной личности врача с научным мировоззрением, гражданской позицией, нравственно совершенной и профессиональна искусной. Н. И. Пирогов, говоря о подготовке специалистов, в «Дневнике старого врача» писал: «Только разностороннему предварительному развитию своих способностей они и обязаны успехом в куль-тУЬе избранного ими предмета... ». В формирующейся личности врача наиболее эффективной и стабильной является ориентация на профессиональные ценности. Наблюдающееся в настоящее время уменьшение «таинственности» медицй-НЬ[ врачу следует компенсировать совершенными качествами своей личности (И. С. Сук, 1984). К таким качествам врача относятся, прежде вс(; го, высокая духовность (гуманизм, патриотизм и другие нравственные качества), профессиональное искусство, общая культура, фундаментальные знания в медицине, в философии медицины, в области ео-ествознания и гуманитарных наук, особенно биологии и психоло-гщ, компьютерной техники. Врач больше, чем профессия - это и ж*13' нецная позиция, выражающаяся на практике в устойчивом альтрУи3~ Философия личности -О- 415 ме и подвижничестве. Поэтому гуманизм - определяющая черта личности медика. Гуманистом быть непросто. Как-то собеседник спросил Л. Н. Толстого: какое время он считает самым важным, какого человека самым важным и какое дело самым важным? Подумав, великий писатель-гуманист ответил, что самым важным он считает настоящее время, когда можно что-то изменить; самым важным человеком того, с кем беседует, а самым важным делом — любить этого человека. Врач - не только образованная и культурная личность, это руководитель, проявляющий волю, исполнительность и инициативу, способный управлять коллективом, правильно и энергично проводить медицинские, профилактические и лечебные мероприятия, поддерживать у пациентов психологическую устойчивость, стремление к выздоровлению, ведению здорового образа жизни. Философская подготовка будущих врачей предназначена для осознанного и активного формирования целостной личности, обладающей научным мировоззрением, диалектическим мышлением, духовной культурой, логикой. Основным методом формирования и развития личностных качеств у будущих врачей является критический анализ и самоанализ — системный метод познания и самопознания, утверждения своей личности через преодоление противоречий в активной деятельности, обучении и самовоспитании. Перед медициной, здравоохранением, образованием и воспитанием стоит задача сохранения и совершенствования здоровья жизнедеятельной личности, преодоление различных аномалий личности различными средствами и методами. Основными методами становления личности врача все же являются волевые усилия по развитию профессиональных интересов, способность противостоять злу, разрушительным для здоровья и жизни человека явлениям. Эту мысль образно выразил Ю. Л. Шевченко: «Конечно, наше физическое нездоровье идет от духовного. У каждого из нас на одном плече сидит ангел, на другом — дьявол. Идет борьба — кто возьмет свое. И для врача в этой борьбе нет выбора: он строит свою жизнь и деятельность на гуманистических началах». Литература Бердяев Н. А. О назначении человека. М., 1993. Барулин В. С. Социально-философская антропология. М, 1994. Гиндикин В. Я., Гурьева В. А. Личностная патология. М., 1999. Клакхон К. Зеркало для человека. Введение в антропологию. СПб., 1998. Козлова Н. Н. Социально-историческая антропология. М., 1999. 416 ♦ Философия медицины ♦ Раздел IV ♦ Глава 19 Мечников И. И. Этюды оптимизма. М., 1987. Пирогов Н. И. Дневник старого врача // Избр. педаг. соч. М., 1985. Сук И. С. Врач как личность. М., 1984. Фрейд 3. Психология бессознательного. М. 1989. Фромм Э. Душа человека. М., 1992. Шаронов В. В. Основы социальной антропологии. СПб., 1997. Энгельс Ф. Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека // К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., т. 20. Вопросы для самоконтроля 1. Чем отличаются понятия личности в философии, психологии и ме 2. По каким основаниям классифицируется личность? 3. Что означает принцип антропологизма в медицинском исследовании? 4. В чем заключается проблема аномалии личности? 5. Каковы причины разрушения личности? 6. В чем состоит специфика становления и развития личности врача? Темы докладов и рефератов 1. Специфика понимания личности в разных типах культур. 2. Биологизаторские и социологизаторские концепции личности. 3. Индивид и личность. 4. Личность и ее свобода в зеркале мировых религий. 5. Диалектика свободы и ответственности личности на современном этапе 6. Личность и общество. 7. Личность и социальные ценности. 8. Врач как личность. ГШД 20 ФИЛОСОФИЯ ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА Проблема здоровья человека, к которому в условиях ускорения научно-технического прогресса предъявляются все более высокие требования, является одной из самых сложных и актуальных. Без преувеличения можно сказать, что она с полным правом относится на сегодняшний день к тем проблемам, которые принято называть глобальными. Выдвижение здоровья в число первоочередных задач развития общества обусловливает необходимость теоретического и методологического осмысления этого феномена, показывает актуальность развертывания соответствующих научных исследований, в том числе и на философском уровне. Эффективное решение проблемы здоровья требует разработки целого комплекса вопросов, которые, вероятно, могут быть решены только на основе междисциплинарного подхода, предусматривающего участие специалистов различных областей знаний: биологов, психологов, генетиков, экологов, социологов, экономистов, врачей, философов и многих других. Необходимость анализа факторов, детерминирующих здоровье человека в рамках философии подтверждается реальной жизнью и имеет в своем основании следующие причины: 1. Необходимо философское осмысление и теоретическая интер 2. В работах, посвященных исследованию индивидуального здоро 14-2120 418 -0- Философия медицины О Раздел IV О- Глава 20 такого определения понятия здоровья, которое позволяло бы его оценить в количественных и качественных показателях. 3. Традиционные меры пропаганды здорового образа жизни (ЗОЖ) 4. Важность исследования здоровья человека с точки зрения тео 1. Теоретический анализ концепций здоровья в философии и медицине В истории развития концепции здоровья можно выделить античный период, период средних веков, новое время, новейшее, а также современность. Рассматривая болезнь и здоровье, древнегреческие врачи полагали, что данные состояния зависят от того, «как в теле человека смешаны кровь, слизь и желчь (желтая и черная)». О здоровье можно говорить в том случае, если «эти части соблюдают соразмерность во взаимном смешении в отношении силы и количества, и когда они лучше перемешаны» (Гиппократ). В трудах философов — современников Гиппократа — также встречается много суждений о здоровье. Так, Платон рассматривал здоровье как «благо», способствующее духовному удовлетворению человека. Кроме того, он рассматривал его как явление, тождественное гармонии, считал, что «как только в нас, живых существах, расстраивается гармония, так вместе с тем разлаживается природа и появляется страдание». Здоровье, таким образом, рассматривалось им на основе существовавшего в древнегреческом обществе культа красоты и нравственности, гармонии здорового человеческого тела. Философия здоровья человека О- 419 По мнению Аристотеля, здоровье — это гармония, превосходные телесные и душевные свойства. Философ выделил здоровье в качестве основной цели медицины и подчеркивал, что «медицина имеет беспредельную цель — абсолютное здоровье человека», а само врачебное искусство направлено на «содействие здоровью», на «доставление здоровья», а также и на то, «какой образ жизни вести». Известный римский энциклопедист Авл Корнелий Цельс связывал состояние здоровья с определенным климатом, что является непосредственным продолжением учения Гиппократа. У Цельса мы встречаем догадку о существовании предболезни: до болезни появляются некоторые ее признаки. Общим для всех является то, что «тело чувствует себя иначе, чем обычно, и не только в смысле изменения к худшему, но также и к лучшему». Другой известный римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален считал, что «здоровье есть результат правильного смешения четырех элементов, болезнь — состояние противоположное». Таким образом, в античный период здоровье рассматривалось, прежде всего, как гармония, идеал красоты и нравственности. Заслуга мыслителей этого периода состоит также в том, что они впервые поставили проблему детерминантов здоровья. Своего рода стержневым основанием во всех попытках определить здоровье человека было указание на правильное соотношение «начал». Своеобразным связующим звеном между античностью и средневековьем является Абу Али Ибн Сина (Авиценна). По его мнению, медицина познает «состояние тела человека, поскольку оно здорово или утратит здоровье», а для цели сохранения и возвращения здоровья он разделил медицину на практическую и теоретическую, где «одна из них — это наука об основах медицины, а другая - о том, как ее применять». Анализируя идею Галена о степенях здоровья, Авиценна изложил и собственное представление о них: «Бывает тело здоровое до предела, тело не здоровое, но и не больное..., затем — тело в хорошем состоянии, быстро воспринимающее здоровье, затем тело больное легким недугом, затем тело больное до предела». Это разграничение степеней здоровья в конечном итоге фиксировало соотношение: здоровье — предболезнь - болезнь. На рубеже XV—XVI веков появились работы Парацельса, который считал, что знания врача должны основываться на познании природы в целом и природы человека. Сам человек рассматривался им как мик-Рокосм или частичка макрокосма. Парацельс использовал знание минералогии, которое трансформировалось у него в определенные начала человеческого организма, где ртуть представляла дух, соль - тело, Философия здоровья человека ■ «■ 421
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|